УДК 398 (=511.1)
Е.Т. Пушкарева
Программа «Фольклор саами»
Аннотация. Программа была предусмотрена учебным планом, утвержденным Министерством просвещения РСФСР на 1987 год, была прочитана автором на факультете народов Крайнего Севера ЛГПИ им. А.И. Герцена. Программа курса состояла из следующих тем: «Введение», «Маркс и Энгельс о народном творчестве», «Ленин о народном творчестве», «Жанровая классификация фольклора», «Особенности фольклора первобытно-общинного строя», «История собирания и изучения фольклора саами», «Жанровый состав саамского фольклора», «Мифы», «Сказки», «Сказания и предания (сакка)», «Обрядовый фольклор», «Песни», «Пословицы и загадки», «Побасенки», «Бывальщины», «Былички», «Устные рассказы», «Детский фольклор», «Методика сбора, обработки и систематизации фольклорных произведений». Программа в настоящее время является историческим документом вузовского курса советского периода.
Ключевые слова: саами, фольклор, жанры, программа вузовского курса.
E.T. Pushkareva
Sami Folklore Syllabus
Abstract. The syllabus was based on the curriculum approved by the Ministry of Education of the RSFSR, 1987, and was taught by the author on the faculty of the peoples of the Far North, Herzen LGPI. The course consisted of the following topics: «Introduction», «Marx and Engels on Folk Art», «Lenin on Folk Art», «Classification of folklore genres», «Features of the folklore of primitive society», «History of the collection and study of Sami folklore», «Generic structures in Sami folklore», «Myths», «Fairytales», «Legends (sakka)», «Ritual folklore», «Songs», «Proverbs and Riddles», «Tales», «Urban legends», «Oral stories», «Children's folklore», «Methods of collection, processing and systematization of folk material». The Sami Folklore Syllabus is currently a historical document of the academic course of the Soviet period.
Keywords: sami, folklore, genres, syllabus of an education course.
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс фольклора саами предназначен для студентов факультета народов Крайнего Севера ЛГПИ им. А.И. Герцена. Объем курса - 70 часов, из них лекционных - 40, лабораторных - 10, практических - 20.
Курс предусмотрен учебным планом, утвержденным Министерством просвещения РСФСР.
При прохождении курса фольклора саами учитывается, что студенты уже получили общие понятия о фольклоре, прослушав курс русского фольклора.
Программа предполагает изучать фольклор по жанрам.
Саами, проживая на территории четырех государств: СССР (1,9 тыс. чел.), Финляндии (2 тыс. чел.), Швеции (7 тыс. чел.), Норвегии (20 тыс. чел.), давно утратили родовой строй и жили к началу XX века малыми семьями, но вместе с тем сохранили свой древний фольклор, отражающий представления первобытнообщинного строя.
Курс саамского фольклора предусматривает знание произведений, умение
анализировать произведения, собирать и записывать, расшифровывать эти произведения.
Лекционный курс состоит из двух частей: вводной и основной. Во вводной части говорится о задачах курса, истории изучения фольклора саами. Во второй части рассматриваются проблемы классификации саамского фольклора и дается характеристика основных его жанров; картина бытования фольклора в настоящее время.
В курсе специально отводится время для знакомства студентов с правилами и
приемами сбора фольклорного материала, его паспортизацией и работе по технике записи.
Преподавание фольклора должно приблизить студентов к задачам и идейно-воспитательной, и учебной работы в школе, программами которой предусмотрено изучение народной поэзии (загадок, сказок, песен, преданий и т.д.).
В конце изучения курса принимается зачет.
Курс лекций предусматривает написание курсовых и дипломных работ.
ПРОГРАММА
Введение
Курс «Фольклор саами» в системе севе-роведческих дисциплин. Происхождение и значение термина «фольклор», другие обозначения фольклора в истории дореволюционной и советской фольклористики. Отражение в фольклоре общественной и бытовой жизни народа, его идеологии и эстетики. Социально-бытовая природа, идейная и художественная сущность фольклора. Синкретизм фольклора. Традиционность и импровизационность фольклора. Вариативность произведений фольклора и понятие контаминации. Специфика бытования фольклора.
Различные исторические судьбы разных групп саамов. Их языки и культуры. Типологическое, генетическое и историко-культурное обоснование общности саамского фольклора с фольклором других народов. Своеобразие саамского фольклора в области системы жанров, сюжетосложения, поэтики. Общественное значение фольклора, его познавательная, воспитательная и художественная ценность.
Фольклористика как наука, ее взаимосвязи с литературоведением, языкознанием, музыковедением, этнографией и историей.
Литература
1. Лукьянченко Т.В. Саами (лопари). //
Народы Европейской части СССР. М., 1964. Т. 2. С. 377-398.
2. Лукьянченко Т.В. Лопари // Народы зарубежной Европы. М., 1965. Т. 2. С.149-156.
3. Немирович-Данченко В.И. Лапландия и лапландцы. СПб., 1877.
4. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. М., 1976.
5. Харузин Н.Н. Русские лопари. М., 1890.
6. Чарнолуский В.В. Материалы по быту лопарей. Л., 1930.
7. Чарнолуский В.В. В краю Летучего камня. Записки этнографа. М., 1972.
8. Чичеров В.И. Вопросы теории и история народного творчества. М., 1959.
9. J. Qvigstad. De lappiske stedsnavn i Finnmark og Nordland Fylker. Oslo, 1938.
10. J. Qvigstad. De lappische Dialekte in Norwegen. Lappische Texte aus Kalfjord und Helgöy: Reste eines ausgestorbenen Seelappendialektes. Oslo, 1925.
11. J. Qvigstad. De lapppiske appellative stedsnavn. Oslo, 1944.
12. J. Qvigstad. Opptegnelser fra sameness liv. // Acta Borealia. B. Humaniora. № 3. Troms0 museum. Troms0. Norway, 1954.
К. Маркс и Ф. Энгельс о народном творчестве
Обоснование К. Марксом и Ф. Энгельсом материалистического понимания
фольклора, разработка классиками марксизма-ленинизма конкретно-историчес-
кого принципа его изучения. К. Маркс и Ф. Энгельс о неравномерном развитии форм культуры, о происхождении фольклора и о необходимости критического отношения к фольклорному наследию.
В.И. Ленин о народном творчестве
Методологическое значение для фольклористики конкретно-исторического подхода к понятию «народ», определению его классовой сущности на разных этапах развития общества.
Литература
1. К. Маркс и Ф. Энгельс // Об искусстве: соч. в 2-х т. М., 1976.
2. Ленин В.И. О литературе и искусстве. М., 1976.
3. Ленинское наследие и изучение фольклора. / Отв. ред. В.Е. Гусев. Л., 1970.
Жанровая классификация фольклора
Своеобразие определение жанра в фольклоре, его многофункциональность и обусловленность синкретизмом. Генетические и поэтические взаимосвязи фольклорных жанров, межжанровые образования.
Литература
1. Аникин В.П. Возникновение жанров в фольклоре // Русский фольклор. Т. Х. М., 1966.
2. Гусев В.Е. Классификация произведений фольклора // Эстетика фольклора. Л., 1967.
3. Куприянова 3.Н. К вопросу о жанровом составе фольклора угро-самодийских народностей // Проблемы изучения финно-угорского фольклора. Саранск., 1972.
4. Пропп В.Я. Принципы классификации фольклорных жанров // Фольклор и действительность. М., 1976.
5. Харузин Н. О народном творчестве лопарей // Русские лопари М., 1890.
Особенности фольклора первобытно-общинного строя
Первобытно-общинный строй и проблемы происхождения фольклора. Ути-
литарный характер первобытного фольклора. Проявления анимизма, тотемизма и антропоморфизма в фольклоре. Бытование архаического фольклора в условиях социалистического общества.
Литература
1. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. M., 1977.
2. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976.
3. Фольклор и этнография. Связи фольклора с древними представлениями и образами. Л., 1977.
История собирания и изучения фольклора саами
Изучение фольклора саами зарубежными учеными (A. Genetz, J. Olsen, J. Qvigs-tad, T. Itkonen, A. Väisänen, K.A. Jakkola, E. Lagergrantz).
Изучение фольклора саами в России и в СССР
В.И. Немирович-Данченко (1849-1936 гг.) - исследователь саамского фольклора. Его работы «О народной поэзии лопарей», «Лапландия и лапландцы», «Страна холода», «Сказки и песни лопарей».
Исследователь саамов Н. Харузин (1865-1900 гг.). Его монография «Русские лопари».
Собирание и изучение фольклора саамов в Институте языка, литературы и истории Карельского филиала АН СССР Г.М. Керт - исследователь саамского языка и фольклора.
В.В. Сенкевич-Гудкова - исследователь фольклора саамов. В.В. Чарнолуский (1894-1969 гг.) - знаток саамской этнографии и фольклора. Его книги «Саамские сказки», «Легенда об олене-человеке», «В краю Летучего камня».
Литература
1. Куприянова З.Н. Собирание и изучение фольклора народов Севера в советскую эпоху саамский фольклор // Языки и фольклор народов Крайнего Севера:
Учен. зап. ЛГПИ им. А.И. Герцена: Т. 383. Л., 1969. С. 56-59.
2. Лукьянченко Т.В., Симченко Ю.Б. Об авторе и о саамах // В.В. Чарнолуский. В краю Летучего камня. Записки этнографа. М., 1972. С. 248-268.
3. Немирович-Данченко В.И. // БСЭ. М., 1974. Т. 17. С. 453.
4. Харузины // БСЭ. М., 1978. Т. 28. С. 204.
Жанровый состав саамского фольклора
Сложность классификации саамского фольклора, его нечеткая классификация исследователями. Жанровый состав саамского фольклора: мифы космогонические, первотворения, этиологические; сказки о животных, волшебные, сказки о глупом великане (Сталло, черте), анекдоты; героические и исторические сказания и предания; обрядовый фольклор: семейно-обря-довый фольклор (свадебный, похоронного обряда, фольклор шаманского камлания), фольклор медвежьего праздника; песни; побасенки; загадки; пословицы; бывальщины; устные рассказы; детский фольклор.
Мифы
Космогонические мифы: о луне, о происхождении Большой Медведицы. Мифы первотворения: о создании человека, о детях Евы, о появлении саамов, о создании подземного мира. Этиологические мифы: почему мышка черная, почему кончик хвоста лисы белый, почему песец быстрое животное и т.д.
Цикл мифов о Мяндаше-олене. Отражение в данном цикле мифов дохристианских верований саами (поклонение небесным светилам: солнцу, луне и т.д. Обожествление различных явлений природы, вера в божеств - покровителей промыслов).
Литература
1. Лукьянченко Т.В. Саамы (лопари)...
2. Лукьянченко Т.В. Лопари.
3. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976.
4. Чарнолуский В.В. Легенда об олене-человеке. M., I965.
5. J. Qvigstad. Kildeskrifter til den lap-piske Mythologi - Det Kgl. Norske Vi-denskabers selskabs skrifter. 1903. № 1. Aktietykkeriet i Trondhjem, 1903. 90 S.
6. J. Qvigstad. Kildeskrifter til den lappiske Mythologi. II. Om lappernes vildfarels-er og overtro af Isaac Olsen. - Det Kgl. Norske videnskabers selkabs skrifter 1910. № 4. Aktietrykkeriet i Trondhjem, 1910. 110 S.
7. Ursprungssagen // Lappische Märchen und Sagenvariaten. Ausgearbeitetet von J. Qvigstad. Helsinki, 1925 (FFC № 60).
Сказки
Классификация сказок исследователями саамского фольклора. Классификация саамских сказок Квигстадом по системе Аарне:
Сказки о животных, собственно сказки: волшебные сказки, сказки о глупом великане (Сталло, черте), анекдоты.
Парна-майнс (детская сказка), та-ла-майнс (сказки о существе по имени Тала), сказки о равках, купец-майнс (сказки о купцах), чакли-майнс (сказки о карликах) по классификации В.В. Чарнолуского.
Волшебные, волшебно-тотемные сказки о животных, бытовые сказки, героические и исторические сказки по классификации Е.Я. Пации.
Сказки о животных. Сюжетный состав и персонажи. Этническая специфика сюжетного состава, историческая типология тем. Связь данных сказок с представлениями первобытнообщинного строя.
Волшебные сказки. Их этническая специфика и историческая типология. «Золотые люди» в саамских сказках. Отражение в них веры в могущество идолов. Единичность сюжетов легендарных и новеллистических сказок в указателе И. Квигстада.
Сказки о глупом великане (Сталло-Тала, черте).
Анекдоты. Соответствие тем саамского репертуара анекдотическому репертуару других народов.
Сложность образа Тала-Сталло - сказочного существа, отражающего черты аборигенов Лапландии, предшественников саамов (В.В. Чарнолуский). Связь данного образа с представлением об одном из тотемических предков - медведе.
Элементы влияния русского фольклора на саамскую сказку: 1. полное заимствование сюжета русской сказки, 2. частичное заимствование русского фольклорного сюжета, 3. заимствование имен и образов отрицательных героев, 4. заимствование русской лексики.
Поэтика саамской сказки. Динамическая афористичность повествования. Почти полное отсутствие эпитетов, метафор и сравнений. Высокая степень образности сказочных глаголов, передающих, кроме функций действующих лиц, описание их морального облика и внешности. Звуковая символика звукоподражательных глаголов и некоторых других частей речи. Редкое употребление собственных имен героев, называние их по половозрастным признакам.
Литература
1. Алымов В.К. Живая лопарская древность // Карело-Мурманский край. - 1929. -№ 8, 9.
2. Брискин Н. Лопарские сказки // Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. - 1917. - № 5.
3. Ермолов А. О саамских сказках // Саамские сказки. Мурманск, 1959. С. 3-10.
4. Иванов С.В. Древние представления некоторых народов Сибири о слове, мышлении, образе // Страны и народы Востока. Вып. XVII. Кн. 3. М., 1975.
5. Керт Г.М. Образцы саамской речи. Материалы по языку и фольклору саамов Кольского полуострова (кильдинский и иоканьгский диалекты). М., 1961.
6. Конкка УС. «Финская школа» о сказке // Вопросы литературы и народного творчества. Петрозаводск, 1959.
7. Лопарские сказки, легенды и сказания, записанные в Пазрецком погосте, погранич-
ном с Норвегией // Живая старина. 1890, I, отдел II, с. 17-25; отдел IV, с. 158-168.
8. Немирович-Данченко В.И. Страна холода. Сказки и песни лопарей. СПб., 1887.
9. Пация Е.Я. Сказки саамов Кольского края // Саамские сказки. Мурманск, 1980. С. 4-10.
10. Саамские сказки. Для детей. Мурманск, 1959.
11. Саамские сказки. Л., 1962.
12. Саамские сказки. Мурманск, 1980.
13. Сенкевич-Гудкова В.В. Проблема звуковой изобразительности саамского слова // Учен. зап. Карельский пединститут. Гуман. науки. Т. 13. Петрозаводск, 1963, С. 131-143.
14.Сенкевич-Гудкова В.В. Элементы влияния русского фольклора на саамскую сказку // Фольклористика Российской Федерации. Л., 1975. С. 168-175.
15.Сенкевич-Гудкова В.В. Поэтика саамской сказки // Прозаические жанры фольклора народов СССР. Минск, 1879. С. 177-179 .
16. Сенкевич-Гудкова В.В. «Золотые люди» в русских и финно-угорских сказках // Отражение межэтнических процессов в устной прозе. М., 1979. С. 117-122.
17. Саамские сказки // Сказки народов Севера. Л., 1959. С. 21-34.
18. Чарнолуский В.В. О саамах и их сказках // Саамские сказки. Л., 1962. С. 5-15.
19. Märchen. // Qvigstad J. Lappische Märchen und Sagenvarianten (FFC № 60). Helsinki, 1925. S. 30-64.
Сказания и предания (сакка)
Разночтения в определении жанра «сак-ка». Отражение в сакках исторической судьбы саамского народа.
Мифологические саги (по Квигстаду), саги о смерти, чертях, подземных эльфах, домовых, великанах, о змеях, о морских змеях, мифических животных, о церкви, о детях-жертвах, о чуме.
Предания о войнах. Три (нагона) в памяти кольских саамов (по материалам В.В. Ча-рнолуского). I «нагон» - столкновения с
норманнами, первый крестовый поход 1157 года.
II «нагон» - 1240 - 1326 гг. - время шведских войн с Новгородом, крестовых походов, Ледового побоища, походов Александра Невского в Поморье и далее на Север, заключение Ореховецкого договора.
III «нагон» - московский период, крещение саамов в 1526 году. Саги о Сталло как противнике саамов. Другие противники саамов в преданиях: руц и чудь. Топонимические предания. Предания о священных камнях.
Литература
1. Визе В. Народный эпос русских лопарей // Известия Архангельского общества изучения Русского Севера, 1917. - №№ 1, 2.
2. Героические и исторические сказания сказки // Саамские сказки. Мурманск, 1980. С. 1-50.
3. Исторические сказания // Саамские сказки. Мурманск. 1959, С. 11-39.
4. Лопарские предания (тексты) //Северные сказки. Н.Е. Ончукова. СПб., 1908. С. 466-469.
5. Немирович-Данченко В.И. О народной поэзии лопарей // Известия РГО. - 1875. - Т. XI. - Вып. 1. - С. 13.
6. Островский Д.Н. Лопари и их предания. // Известия ИРГО. - 1889. - Т. XXV. -Вып. IV. - С. 316-333.
7. Чарнолуский В.В. О саамах и их сказках // Саамские сказки. Л., 1962. С. 3-15.
8. J. Qvigstad. Lappische Opfersteine und Heiliege Berge in Norwegen Oslo. 1926.
9. Sagen. // Lappische Märchen und Sagen-varinten. (FFC № 60). Helsinki, 1925. S. 1-86, 134-168.
Обрядовый фольклор
Недостаточная исследованность обрядового фольклора саамов. Утрата саами традиционного обрядового фольклора. Фиксация учеными некоторых элементов обрядового фольклора: свадебного обряда, медвежьего праздника, шаманского.
Литература
1. Немирович-Данченко В.И. Лапландия и лапландцы. Глава XII. Охоты и обычаи.
2. Сенкевич-Гудкова В.В. Некоторые музыкальные и поэтические особенности саамских и хантыйских песен о зверях и птицах // Финно-угорский музыкальный фольклор и взаимосвязи с соседними культурами. Таллин, 1980. С. 249-266.
3. Geschichten von Zauberern // Lappische Märchen und Sagenvarianten. Helsinki, 1925. S. 87-119.
Песни
Место саамской музыки среди музыкальных культур народов Севера и Дальнего Востока. Распространенность жанра песни в фольклоре саамов.
Классификация саамской песни. Импровизация - образ любимого человека, любимого оленя; импровизация - образ врага; импровизация карикатурно-эротического характера; импровизация - воспоминание; импровизация - впечатление, по Сенкевич-Гудковой. Личные песни; «детские личные песни»; песни-дары детям и взрослым; песни-исповеди, песни-автобиографии, песни-памятники себе, по Бродскому И.А.
Дореволюционные, кочевые, дорожные, личные, песни-легенды, песни рыбаков, песни домашнего труда, лирические песни - по И.Травиной.
Деление саамских песен на однотем-ные, двухтемные и многотемные. Различные виды декламации песенных текстов: речитативная декламация текста, цроти-вопоставление речитативной и распевной декламации текста, широкораспевная декламация текста, напевная декламация текста. Соотношение импровизации и традиционности в саамской лирике:
1. импровизация - основа саамской песенной лирики;
2. песенный образ создается преимущественно музыкальными средствами, поддержанным и поэтическим текстом;
3. основные образы саамской песни - объективные образы человека, животного, птицы, явления природы или вещи;
4. повторы в тексте и мелодии - особенность стиля саамской лирики;
5. две ступени в области мелодики;
6. две ступени в области поэтического текста;
7. двоякий путь возникновения традиции в поэтическом тексте;
8. традиция в мелодии песен с расширенным текстом;
9. отсутствие импровизации в магических песнях-заклинаниях. Использование лирической песни в современной жизни саамов.
Литература
1. Бродский И.А. К изучению музыки народов Севера РСФСР // Традиционное и современное народное музыкальное искусство: Сб. трудов Гос. муз.-педагог. института им. Гнесиных. Вып. 39. М., 1976. С. 244-257.
2. Бродский И.А. К изучению этномузы-кальных связей финно-угорских народов и народов Сибири - Дальнего Востока // Музыкальный фольклор финно-угорских народов и их этномузыкаль-ные связи с другими народами. Таллин, 1976. С. 12-15.
3. Визе В.И. Лопарская музыка // Известия Архангельского общества изучения русского Севера. - 1911. - № 6.
4. Лобанов М.А. Фольклор народов РФСР в фонограммархиве ИРЛИ (Пушкинский дом) АН СССР // Фольклористика Российской Федерации. Л., 1975. С. 175184.
5. Сенкевич-Гудкова В.В. Лирические песни нотозерских саами // Труды Кар. филиала АН СССР. Вып. XX. Л., 1959.
6. Сенкевич-Гудкова В.В. Элементы импровизации и традиционности на ранней стадии развития фольклора (на материале песенной лирики кольских саамов) // Русский фольклор. - 1960. - Вып. 5. - С. 127-145.
7. Сенкевич-Гудкова В.В. Саамские песни Кольского полуострова // Проблема музыкального фольклора народов СССР. М., 1973. С. 108-116.
8. Сенкевич-Гудкова В.В. Комизм в саамских e^ax // Музыкальное наследие финно-угорских народов. Таллин, 1977. С. 292-305.
9. Травина И. Саамские народные песни. Музыкальный фольклор (см. № 2). С. 44-46.
10. Травина И.К. Саамские народные песни. М.: Советский композитор, 1987. С. 144.
11. T.I. Itkonen. Suomen lappalaiset vuoteen 1945. Porvoo - Helsinki., 1948.
Пословицы и загадки
Тематические группы пословиц и загадок. Их недостаточная изученность.
Литература
1. J. Qvigstad. Lappische Sprichwörter und Rätsel. Kristiania, 1922. 251 S. (Дано 757 пословиц и 132 загадки).
Побасенки, бывальщины, былички
Заимствование бывальщин и побасенок из русских апокрифических произведений или притч. Отражение в данных жанрах пережитков мифологических представлений.
Литература
1. Золотой котел. Зубочистка // Саамские сказки. М., 1962. - С. 216, 222.
2. J. Qvigstad. Lappische Aberglaube. Kristiania, 1920.
Устные рассказы
Устный рассказ как жанр фольклора. Актуальность изучения данного жанра у саамского народа.
Литература
1. Рассказы Максимыча о том, как он воевал на реке Пазреке в 1944 году. Рассказы жизни // В.В. Чарнолуский. В краю летучего камня.
2. Ярневский И.З. Устный рассказ как жанр фольклора. Улан-Удэ, 1969.
Детский фольклор
Определение детского фольклора, его классификация. Происхождение детского фольклора, Фольклор, созданный взрослыми для детей. Фольклор, возникший в детской среде. Фольклор взрослых, исполняющийся в детской аудитории. Познавательное, воспитательное и художественное значение данного пласта фольклора. Использование фольклора на уроках и во внеклассной работе как средства познания истории и культуры родного народа.
Литература
1. Бродский И.А. К изучению музыки народов Севера РСФСР // Традиционное и современное народное музыкальное искусство. Вып. 39. М., 1976. С. 244-257.
2. T.I. Itkonen. Die Spiele, Unterhaltungen und Kraftproben der Lappen // Suoma-lais-ugrilaisen seuran aikakauskirja. LI. Helsinki, 1941-1942. S. 1-133.
МЕТОДИКА СБОРА, ОБРАБОТКИ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ФОЛЬКЛОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Два метода собирания фольклора: стационарный и экспедиционный.
Правила для собирателя: предварительное выявление знатоков фольклора, умение разговорить исполнителя, запись фольклора в момент исполнения, умение выслушивать до конца сказителя, сохранение естественности обстановки.
Методические приемы записи различных жанров фольклора. Основные требования к записи фольклора и технике записи: точность, паспортизация произведения, нумерование произведений, страниц, тетрадей и т.д.
Литература
1. Балашов Д.М. Как собирать фольклор. М., 1974.
2. Астахова А.М. и др. Инструкция по собиранию произведений народного творчества. Л.: Изд-во Координационной, комиссии по народному творчеству АН СССР, 1960.
3. Круглов Ю.Г. Фольклорная практика. М.,
1979.
4. Лебедева Е.П. Как собирать произведения устного народного творчества народов Севера // В помощь учителю школ Крайнего Севера. Л., 1956. С. 55-60.
5. Мельников М.Н. Сибирский фольклор. Программа полевых наблюдений собирателя. Новосибирск, 1973.
6. Методическая записка по архивному хранению и систематизации фольклорных материалов. / отв. ред. Пропп В.Я. Вильнюс, 1964.
7. Программа для комплексных фольклорных экспедиций. Отв. ред. В.Е. Гусев. М., 1971.
8. Савушкина Н.И. О собирании фольклора. Учеб. пос. для студентов-заочников филол. фак-та гос. ун-тов. М., 1974.
9. Селиванов Ф.М. Студенческая фольклорная практика. М., 1982.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОГРАММЕ
1. Изучение материала осуществляется последовательно в соответствии с названными темами. Изучение теоретических вопросов сопровождается практическими занятиями.
2. Программой предусматривается необходимый объем знаний по саамскому фольклору, а также приобретение соот-
ветствующих умений и навыков в его записи, анализировании и использовании.
3. В программу включены: теоретическая, практическая и лабораторная части. Практические работы позволяют дополнить и углубить теоретический материал, выработать навыки и умение
пользования этим материалом в процессе преподавания, в их сборе, самостоятельном анализе. Основная цель практических занятий -закрепление лекционного курса; выработка умения определять жанр в зависимости от совокупности его тематических, поэтических и стилистических особенностей; вооружение студентов конкретными навыками записи, обработки и систематизации фольклорных материалов.
В процессе практических и лабораторных занятий студенты выполняют различного рода работы: передать с магнитофона или от диктора произведения фольклора, расшифровка записи, перевод на русский язык, подготовка к публикации, к использованию в процессе обучения, исследования.
На протяжении всего курса студенты
должны иметь знания и профессиональные умения в следующем объеме:
1. Знать теоретический материал в объеме настоящей программы.
2. Уметь записать фольклорное произведение, правильно его паспортизировать.
3. Расшифровать с магнитофонной ленты запись фольклорного произведения, перевести с саамского на русский.
4. Установить жанр фольклорного произведения, указав его характерные признаки.
5. Уметь использовать фольклорное произведение в самостоятельной работе, в процессе практики в школе, в учебно-исследовательской и научно-исследовательской работе.
ПРАКТИЧЕСКИЕ И ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ
1. Запись фольклорных произведений от диктора.
2. Запись фольклорных произведений от диктора на магнитофон и перезапись с магнитофона.
3. Перевод фольклорных текстов с саамского на русский (или любой другой, необходимый в данной ситуации).
4. Анализ текста с точки зрения языка.
5. Анализ фольклорного текста с целью определения жанра.
6. Анализ фольклорного текста как источника истории и культуры народности.
7. Составление каталога сюжетов фольклорных произведений.
8. Составление библиографии фольклорных произведений и исследований по фольклору саами.