Научная статья на тему 'Своеобразные интерпретации эволюционных мотивов в топонимических легендах'

Своеобразные интерпретации эволюционных мотивов в топонимических легендах Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
104
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИФОЛОГИЯ / ЛЕГЕНДА В ТОПОНИМАХ / МИФО-ПОЭТИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА / MYTHOLOGY / LEGEND IN TOPONYMS / MYTHO-POETIC PICTURE OF THE WORLD

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сатторов Улугбек Файзуллаевич

В статье анализируются вопросы эволюционных мотивов в топонимических легендах. Общеизвестно, что в эпических произведениях узбекского фольклора присутствуют элементы сюжета, меняющие характер или облик героя превращение предметов в другую форму, человека в животное, растение или предмет (или наоборот). Это явление описывается в фольклоре как метаморфоза, преображение и мотив эволюции. Хотя историческая и генетическая основа эволюционных мотивов в узбекских народных сказках, формы проявления, поэтические функции и эпические интерпретации построения сюжета не были изучены, мировой и узбекский фольклор имеют научную перспективу по этому вопросу. В исследованиях фольклористики признается, что историко-генетическая основа мотива эволюции связана с мифологическими представлениями. А также в статье исследуются вопросы, связанные с древней мифологией, сформировался архаичный тип эволюции и наши предки пытались объяснить происхождение небесных сияний, флоры и фауны, описывая эволюцию человека в различных событиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC INTERPRETATIONS OF EVOLUTIONARY MOTIVES IN TOPONYMIC LEGENDS

The article analyzes the issues of evolutionary motifs in toponymic legends. It is generally known that in the epic works of Uzbek folklore there are plot elements that change the character or appearance of the hero, the transformation of objects into another form, a person into an animal, plant or object (or vice versa). This phenomenon is described in folklore as a metamorphosis, a transformation and a motive for evolution. Although the historical and genetic basis of evolutionary motifs in Uzbek folk tales, manifestations, poetic functions, and epic interpretations of the plot have not been studied, world and Uzbek folklore have a scientific perspective on this issue. In the studies of folklore, it is recognized that the historical and genetic basis of the motive of evolution is associated with mythological representations. And also in Tatya, questions related to ancient mythology are studied, an archaic type of evolution was formed, and our ancestors tried to explain the origin of the heavenly lights, flora and fauna, describing the evolution of man in various events.

Текст научной работы на тему «Своеобразные интерпретации эволюционных мотивов в топонимических легендах»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

СВОЕОБРАЗНЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЭВОЛЮЦИОННЫХ МОТИВОВ В ТОПОНИМИЧЕСКИХ ЛЕГЕНДАХ Сатторов У.Ф. Email: Sattorov677@scientifictext.ru

Сатторов Улугбек Файзуллаевич - кандидат филологических наук, директор, Навоийский горный колледж, г. Навои, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье анализируются вопросы эволюционных мотивов в топонимических легендах. Общеизвестно, что в эпических произведениях узбекского фольклора присутствуют элементы сюжета, меняющие характер или облик героя - превращение предметов в другую форму, человека в животное, растение или предмет (или наоборот). Это явление описывается в фольклоре как метаморфоза, преображение и мотив эволюции. Хотя историческая и генетическая основа эволюционных мотивов в узбекских народных сказках, формы проявления, поэтические функции и эпические интерпретации построения сюжета не были изучены, мировой и узбекский фольклор имеют научную перспективу по этому вопросу. В исследованиях фольклористики признается, что историко-генетическая основа мотива эволюции связана с мифологическими представлениями. А также в статье исследуются вопросы, связанные с древней мифологией, сформировался архаичный тип эволюции и наши предки пытались объяснить происхождение небесных сияний, флоры и фауны, описывая эволюцию человека в различных событиях.

Ключевые слова: мифология, легенда в топонимах, мифо-поэтическая картина мира.

SPECIFIC INTERPRETATIONS OF EVOLUTIONARY MOTIVES IN

TOPONYMIC LEGENDS Sattorov U.F.

Sattorov Ulugbek Fayzullaevich - Candidate of Philological Sciences, Director, NAVOI MINING COLLEGE, NAVOI, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article analyzes the issues of evolutionary motifs in toponymic legends. It is generally known that in the epic works of Uzbek folklore there are plot elements that change the character or appearance of the hero, the transformation of objects into another form, a person into an animal, plant or object (or vice versa). This phenomenon is described in folklore as a metamorphosis, a transformation and a motive for evolution. Although the historical and genetic basis of evolutionary motifs in Uzbek folk tales, manifestations, poetic functions, and epic interpretations of the plot have not been studied, world and Uzbek folklore have a scientific perspective on this issue. In the studies of folklore, it is recognized that the historical and genetic basis of the motive of evolution is associated with mythological representations. And also in Tatya, questions related to ancient mythology are studied, an archaic type of evolution was formed, and our ancestors tried to explain the origin of the heavenly lights, flora and fauna, describing the evolution of man in various events. Keywords: mythology, legend in toponyms, mytho-poetic picture of the world.

УДК812.374. 2

В частности, в какой-то степени особенности эволюционных мотивов и их роль в структуре русского фольклора исследовали В. Проппа, Н. Рошияну, Е.М. Мелетинский; в турецком фольклоре - Сакоглу, Ф. Гуццалова, М. Эргун; в узбекском фольклоре - Б. Саримсоков, Г. Акрамов, М. Джураев, Ю. Юсупов, Н. Дустходжаева. Имеется статья М. Рахмановой о мотивации эволюции в мифах [9, с. 69-71]. Изучив исторические корни эволюционных мотивов и их художественного выражения в узбекском фольклоре, М. Джураева защитила кандидатскую диссертацию на эту тему [4; 5, с. 78-82].

В частности, по мнению русского ученого В.И. Ерёминой, «формирование мотивов в мифах включает два этапа. В то время, когда существовала традиция интерпретировать все через мифопоэтическое мышление, человек не мог установить четкую границу между собой и существами. Следовательно, персонажи тотемистических мифов должны быть

зооантропоморфными, как животными, так и людьми. Распространение мифологических идей в художественном мышлении является основой для веры в целенаправленную трансформацию персонажей в эпических произведениях» [3, с. 15]. Говоря о мифологии эпической интерпретации эволюции в узбекских народных сказках, Т. Рахмонов сказал: «Эпические мотивы, связанные с превращением персонажей в волшебные сказки, когда их душа скрыта в определенных предметах или существах, занимают особое место в сюжетной линии. Хотя они были далеки от этнографической конкретности в древних верованиях, они были важным фактором в создании условной мифологии сказок и соответствовали требованиям художественной литературы» [8, с.70].

Действительно, в древней мифологии сформировался архаичный тип эволюции, и наши предки пытались объяснить происхождение небесных сияний, флоры и фауны, описывая эволюцию человека в различных событиях. Объяснение мифа о рождении человека посредством тотемистического представления или представление о том, что душа умершего продолжает жить в другом существе или растении является мифологическими основами эволюционных мотивов. Архаичный тип мотива эволюции сохранился в мифологических легендах, а его символическая и ритуальная функция служит для выражения художественной фантастики в волшебных сказках. В топонимических мифах эволюционные мотивы - это эпическая интерпретация защиты героя от вторжения злых сил, раскрывающая некоторые магические черты и избегающая преследования противника.

Другим важным вопросом, связанным с изучением эволюционных мотивов в фольклоре, является дифференциальная классификация эпической интерпретации событий в художественной литературе. В частности, знаменитый казахский фольклорист С. Каскабасов классифицирует эволюционные мотивы тюркских народов в архаической мифологии по причинам преображения:

1). Из-за проклятия метаморфоза;

2). Эволюция как наказание;

3). Эволюция с целью избежать определенных рисков [7, с. 43-44].

В ходе структурного анализа волшебных сказок Ф.К. Гузалов обнаружил, что существуют следующие семантические типы феномена эволюции:

а) полная эволюция или превращение объекта в неодушевленный объект;

б) неполная эволюция, то есть превращение объекта в живое существо [2, с. 14].

По словам Рахмоновой, «Эволюция является одним из ведущих мотивов мифов, и мифы, как правило, художественные по двум причинам. Во-первых, главный герой становится другим образом из-за проклятия. Во-вторых, изменить внешний вид героя произведения, произнося заклинания самому себе ». [9, с. 69-71]. Молодой ученый М. Джураева считает, что легенды делятся на семь типов с точки зрения того, что происходит и как происходит феномен эволюции:

1) Влияние слова (молитва, заклинание, проклятие);

2). Испарение воды;

3) Мотивация;

4). Эволюция под влиянием брака;

5). Эволюция по одежде;

6. Эволюция времени;

7) Неизвестный тип эволюции [4, с.47].

На наш взгляд, мотив эволюции является одним из основных мотивов построения сюжета узбекских топонимических мифов, а его способ возникновения, то есть то, как происходит формальное изменение в эволюции, делится на следующие типы:

1) Превращение человека, животных и некоторых вещей (пшеницы, бытовых предметов, одежды и т.д.) в камень. Этот тип эволюции служит для объяснения происхождения конкретного географического названия.

В частности, легенда «Койтош» рассказывает о происхождении названия скалистого места, напоминающего человека и овец в горном районе Джизакской области: «В древние времена была красивая молодая ведьма. Своей магией она превращала деревья в воду, а воду - в других существ. Однажды она встретил молодого энергичного пастуха. Как обычно, она хотела заколдовать его. Но поняла, что она влюбилась в парня. Её любовь была настолько сильна, что она предложила парню жениться на ней. Парень сказал, что не может жениться на девушке, которая причинила вред его народу, и что у него есть любимая девушка. Разозлившись на ответ молодого человека, она превратил пастуха и овец в камни и ожесточился ». [6, с. 98-99]. В этой топонимической легенде, хотя любовь к эволюции имеет место благодаря магической силе

отвергнутой ведьмы, благородные достоинства любви и преданность завету действительно прославляются.

Эпическая интерпретация топонимического кода в сюжете легенды о горах Учкдз (Три девушки) в Джизаке основана на мотиве эволюции. Согласно легенде, «в древности враги вторглись в село. Пожилые женщины, молодые и старые, были убиты. Три сестры в это время стирали у горы. Они увидели приближающегося врага. Поэтому они бежали от захватчиков и взобрались на гору. Но захватчики увидели девушек и преследовали их. Когда девушки поднялись на вершину горы, они увидели, как внизу сверкали их деревни; вражеские войска подошли к вершине горы, и вскоремогли приблизиться к девушкам. Затем они умоляли Бога превратить их в камни, пока не увидят врага». Их просьба была принята во внимание, и все трое стали каменными.

Они смотрели на деревню каждое утро с вершины горы, а старейшины говорили, что этих девушек видели в деревне каждое утро на рассвете, как будто три девушки спускались с холма в деревню» [6, с. 57].

Код топонимики, основанный на истории мифа, является естественным и географическим с четкой видимостью трех вершин ранним утром, когда погода была ясной, как будто они были как три девушки. В то время как вышеупомянутая легенда о «Койтоше» вызвана завистью ревнивой девушки, которая не смогла достичь своей цели, в «Легенде о трех девушках» говорится, что девушки были превращены в камень в ответ на их призыв к врагу. Следовательно, эта эпическая интерпретация мотива эволюции, воплощенная в узбекском топонимическом мифе представляется как средство, помогающее избежать преследования врага.

2) Превращение человека, его тела и определенных растений (пшеницы, бытовых предметов и т.д.) в растения или деревья. Этот тип преображения в топонимических мифах, происходящий при построении сюжета, основан на мифопоэтических представлениях культа растений. Древние люди считали, что растения и деревья были живы, наряду со многими другими вещами в природе. Поэтому в архаичной мифологии некоторых народов мира лес представляется как символическое ритуальное пространство, в котором обитают духи, боги и божества. Интерпретация плода в женском теле в результате поедания определенного плода дерева, а также представление о том, что душа умершего может стать деревом или растением, является основой для понятия культа растений. В архаической мифологии этнограф Э. Тейлор утверждает, что «каждое растение, прежде всего, рассматривается как живое дерево, которое послужило оболочкой для поклонения деревьев и души мертвого тела» [10, с. 186]. Древняя тотемистическая мифология включала понятие женских и мужских деревьев [11, с. 110]. Мотив эволюции, основанный на этом тотемистическом взгляде, можно найти в легенде о древнем поселении под названием Кызкурган, расположенном в селе Мойбулак Каттакурганского района и древнем тополе подназванием«Куёвтерак».

По словам Улсанам Шаймановой, жительницы села Мойбулак Каттакурганского района Самаркандской области, когда в древние времена на село напали враги, девушки, которые жили там, умоляли Бога: «Не дай увидеть лицо этого невежественного врага!» Затем девушки забежали на гору, где они, крепко обнявшись, превратились в камень. Молодые люди деревни долго боролись с вражескими силами и в итоге победили их. Затем они отправились в горы, чтобы вернуть своих возлюбленных. Когда они поднимались на склон горы, девушки превращались в камень. Тогда молодые люди тоже превратились в тополя у подножия той горы. Эти тополя сейчас называют «Куёвтерак» (Тополь-жених). Женихи говорят, что эти тополя, которым грустно петь для любимой, истекают кровью. Девушек, которые превратились в камень, теперь называют Кызкурганом.

Особенность этой легенды определяется тем, что есть два типа мотивов эволюции -превращение девушек в камни (то есть превращение человека в камень), чтобы избежать вражеского преследования и превращение в дерево парней, потерявших возлюбленных (то есть превращение человека в дерево).

3) Превращение человека и пшеницы в холмы. Этот тип эпического мотива, связанный с эволюцией топонимических мифов, часто встречается в легендах, которые прославляют моральные и этические взгляды нашего народа, такие как честность, справедливость и чистота. Происхождение места «Куштепа» в Шафирканском районе Бухарской области изложено в топонимической легенде: «В древности было два брата. Они вместе посадили пшеницу. Братья собрали урожай и начали отделять стебли и зерна. Урожай поделили между собой. Однако оба были недовольны распределением урожая и поссорились. Они устроили такую бойню, что пшеница и солома, которые были отделены, смешалась. Возмущенный этой ситуацией, Аллах превратил братьев с их пшеницей в два переплетенных холма».

Легенда говорит нам, что братья, несмотря на свое родство и близость, сильно поссорились из-за урожая, разгневали Бога и превратилисьв холмы. Здесь географическое положение местности, форма холма послужили причиной развития мифического сюжета.

Хорошо известно, что случай вариантности является одной из общих черт фольклора, и легенда о «Чоштепе» была создана в результате словесной вариации вышеизложенного сюжета, вызванного несправедливостью братьев при распределении пшеницы. Суть этой легенды в том, что «три холма, которые немного больше других, на самом деле являются тремя братьями. Они жили в гармонии и дели добро людям. Три брата сажали пшеницу каждый год и собирали большой урожай на одном месте. Они мололи пшеницу и собирали в три холма. Однажды старший брат отправился в путешествие и оставил работу на братьев. Братья начали сеять, жать, собирать урожай и делить пшеницу. Они не отделили долю старшего брата. Они ссорились и сражались из-за урожая. В этот момент пришел старший брат и втянулся в скандал. Тогда к ним подошел дед с седой бородой и палкой в руке, чтобы спросить, что происходит, и примирить их. Но братья отказались. Затем Хизр бабушкиной молитвой превратил старшего брата в солому, и вместе с соломенной кучей превратил его в холми назвал Сомонтепа. Двух братьев дед Хизр превратил в прах и превратил в два небольших холма» [1, с. 42].

Эволюционный мотив в мифе о топонимии Чоштепа - это его функциональная и семантическая задача при построении сюжета, обосновывающая причину названия места в зависимости от географического положения и формы. Семантическая структура этой мотивации основана на отношениях «причина ^ следствие», а несправедливо поделенное зерно («причина») накапливается в большую кучу («следствие»). В этот момент Хизр является мифологическим персонажем, который принимал участие в развитии эволюции, а его заклинание - волшебное средство превращения в холмы.

Таким образом, в эволюции узбекских топонимических мифов изменение внешности или изменение формы человека, животного - это мольба героя, сделанная во избежание определенных опасностей, наказание за нарушение существующих этических норм, жадность или скупость, эпично интерпретируемые как тип преображения, вызванного проклятием.

Список литературы / References

1. Асотирлар варивоятлар. 1-китоб. Туплаб нашрга тайёрловчилар: Муродов М., Шайхова М. Тошкент, 1990.

2. Гезалов Ф. Структура азербайджанских волшебных сказок: Автореф. дисс. канд. филол. наук. Ташкент, 1990.

3. ЕрёминаВ.И. Миф и народная песня // Миф, фольклор, литература. Л.: Наука, 1978. С. 15.

4. Жураева М. Узбек хал; огзаки ижодида эврилиш мотиви; Магистрлик диссертацияси. Тошкент, 2003. - 65 б.

5. Жураева М. Эврилиш мотивининг тарихий асослари // Фольклоршунослик. Узбек хал; огзаки бадиий ижодиётига доир тадкикотлар. 1 китоб. Навоий, 2003. Б. 78-82.

6. Ипак йули афсоналари. Туплаб нашрга тайёрловчи, сузбоши ва изохдар муаллифи: М. Жураев. Тошкент, 1993.

7. Каскабасов С. Казахская несказочная проза. Алмата, 1990. С. 43-44.

8. Ращонов Т. ^адимги мифлар узбек фольклори эпик мотивларининг узаги сифатида: Филол. фанлариномз. диссертацияси. Тошкент, 1997. Б. 80.

9. Ращонова М. Афсоналарда эврилиш мотиви // Филология ва услубиёт масалалари. Тошкент, 2008. Б. 69-71.

10. Тайлор Э. Миф и обряд в первобытной культуре. Смоленск: Русич, 2000.

11. Фрезер Д. Золотая ветвь. М.: Политиздат, 1986.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.