Научная статья на тему 'Классификация боевых приемов раздела специальной физической подготовки сотрудников ОВД и ведущие физические качества, обусловливающие их выполнение в профессиональных ситуациях'

Классификация боевых приемов раздела специальной физической подготовки сотрудников ОВД и ведущие физические качества, обусловливающие их выполнение в профессиональных ситуациях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1636
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / SPECIAL PHYSICAL TRAINING / БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ / FIGHTING TECHNIQUES / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ КОМПЛЕКСНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / SPECIALIZED COMPLEX ACTIONS / КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ГРУППЫ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / PHYSICAL QUALITIES / CLASSIFICATIONAL GROUPS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Витютнев Е. Е., Чернышенко К. Ю.

Статья посвящена проблеме классификации боевых приемов и специализированных комплексных действий раздела специальной физической подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России по целевому назначению, условиям применения, степени активности правонарушителя, наличию оружия, а также определению ведущих физических качеств, необходимых для освоения и совершенствования выполнения приемов из каждой предложенной классификационной группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSIFICATION OF FIGHTING TECHNIQUES FROM THE SECTION OF SPECIAL PHYSICAL TRAINING OF DIA COWORKERS AND LEADING PHYSICAL QUALITIES BRINGING ABOUT THEIR FULFILMENT IN PROFESSIONAL SITUATIONS

The paper is devoted to the problem of the classification of fighting techniques and specialized complex actions from the special physical training of students of MIA RF educational institutions according to the target setting, conditions of its application, the degree of the offender's activity, weapon existence. It is done also according to the determination of leading physical qualities, needed for mastering and perfection of the fulfilment of techniques chosen from every classificational group.

Текст научной работы на тему «Классификация боевых приемов раздела специальной физической подготовки сотрудников ОВД и ведущие физические качества, обусловливающие их выполнение в профессиональных ситуациях»

УДК 796.07-057.8

классификация боевых приемов раздела специальной физической подготовки

сотрудников овд и ведущие физические качества, обусловливающие их выполнение

в профессиональных ситуациях

Старший преподаватель Е. Е. Витютнев,

преподаватель, кандидат педагогических наук К. Ю. Чернышенко, Краснодарский университет МВД РФ, г. Краснодар.

Контактная информация для переписки: 350005, г. Краснодар, ул. Ярославская, 128, [email protected].

Статья посвящена проблеме классификации боевых приемов и специализированных комплексных действий раздела специальной физической подготовки курсантов образовательных учреждений МвД России по целевому назначению, условиям применения, степени активности правонарушителя, наличию оружия, а также определению ведущих физических качеств, необходимых для освоения и совершенствования выполнения приемов из каждой предложенной классификационной группы.

Ключевые слова: специальная физическая подготовка; боевые приемы; специализированные комплексные действия; классификационные группы; физические качества.

В регламентирующих документах Департамента кадрового обеспечения МВД России [15, 16, 17] указывается, что приоритетным направлением системы профессионального образования является максимальное приближение содержания обучения к специфике задач, выполняемых сотрудниками органов внутренних дел. В связи с этим особое значение приобретает спецификация подготовки курсантов - будущих сотрудников подразделений специального назначения, к выполнению своих служебных задач, а также поиск путей оптимизации процесса физической подготовки. Возникает необходимость разработки и внедрения новых профессионально-ориентированных технологий и методов специальной подготовки, направленных на формирование комплексной физической готовности выпускников к выполнению служебно-боевых задач в условиях экстремальных ситуаций, в том числе с риском для жизни [3, 4, 8, 13].

Большинство специалистов в области профессионально-прикладной физической подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России при разработке тематических планов рабочих учебных программ дисциплины, наполняют содержательную часть отдельных тематических блоков приемами, сходными по назначению и условиям выполнения [2, 7, 18, 19]. Отсюда возникает необходимость разработки классификации боевых приемов и комплексных действий (способов выполнения) раздела специальной физической подготовки курсантов, которая должна в полной мере отображать наличие перечня оптимальных способов решения задач по противодействию правонарушителю в различных служебно-боевых ситуациях.

В существующих на данный момент классификациях болевые приемы объединяются в группы в зависимости от боевых задач, условий применения, боевой активности противника, вооружения, способов применения [1, 5, 6, 9, 10, 11, 12, 14].

В целях совершенствования процесса обучения специализированные действия и боевые приемы раздела специальной физической подготовки курсантов вузов МВД России по целевому назначению нами классифицированы в одиннадцать основных групп:

Приемы самостраховки и страховки.

Приемы борьбы (приемы борьбы стоя, приемы борьбы лежа, удержания).

Болевые приемы задержания и сопровождения стоя (загибы рук за спину, рычаги рук, скручивания, удушающие приемы).

Удары (удары руками, удары ногами, комбинации ударов руками и ногами, атакующие действия специальной палкой, удары автоматом).

Приемы защиты от ударов невооруженного преступника (отбивы, блоки, уходы, уклоны, нырки, перемещения).

Приемы защиты от ударов преступника, вооруженного холодным оружием (защиты от ударов ножом, палкой (предметом), приемы защиты от ударов с использованием специальной палки, приемы защиты от ударов с использованием автомата).

Приемы защиты от угрозы применения огнестрельного оружия (приемы защиты от угрозы пистолетом, приемы защиты от угрозы автоматом (ружьем), упре-

ждающие действия, защита от попыток обезоруживания).

Приемы (способы) освобождения от захватов, обхватов, удержаний (способы освобождения от захватов рук, ног, туловища; уходы из опасных положений).

Способы проведения личного досмотра (стоя у стены, на коленях, лежа; под воздействием болевого приема, угрожая оружием; способы связывания, надевания наручников).

Приемы оказания помощи и взаимовыручки (приемы помощи при задержании преступника; при напа-

Боевые приемы раздела специальной физической подготовки курсантов вузов МВД России

Базовые боевые приемы

Специализированные комплексные действия

1. Приемы самостраховки и страховки: группировки; кувырки; перевороты; перекаты; падения.

2. Приемы борьбы: приемы борьбы стоя; приемы борьбы лежа; удержания.

3. Болевые приемы задержания и сопровождения стоя: загибы рук за спину; рычаги рук; скручивания; удушающие приемы.

4. Удары: удары руками; удары ногами; комбинации ударов руками и ногами; атакующие действия ПС; удары автоматом.

5. Приемы защиты от ударов невооруженного преступника: отбивы, блоки; уходы, уклоны, нырки; перемещения.

6. Способы преодоления препятствий: преодоление ЕПП; преодоление комплексной полосы препятствий для учебных заведений МВД России; преодоление естественных препятствий.

1. Приемы защиты от ударов вооруженного преступника: защита от холодного оружия; защита от ударов с использованием ПС; защита от ударов с использованием автомата.

2. Приемы защиты от угрозы применения огнестрельного оружия: приемы защиты от угрозы пистолетом; приемы защиты от угрозы автоматом (ружьем); упреждающие действия; защита от попыток обезоруживания.

3. Приемы (способы) освобождения от захватов, обхватов, удержаний: способы освобождения от захватов рук, ног, туловища; уходы из опасных положений.

4. Способы проведения личного досмотра: под воздействием болевого приема стоя у стены, лежа; угрожая оружием стоя у стены, на коленях, лежа; способы связывания, надевания наручников.

5. Приемы оказания помощи и взаимовыручки: приемы помощи при задержании преступника; при нападении невооруженного, вооруженного преступника; способы сковывания и переноски лиц.

Рис. Базовые боевые приемы и специализированные комплексные действия раздела специальной физической подготовки

курсантов вузов МвД России

Таблица

боевые приемы, специализированные комплексные действия и физические качества, обусловливающие

готовность к их выполнению

Группа Классификационные группы Физические качества

1 Приемы самостраховки и страховки. Точность движений, координация движений, гибкость.

2 Приемы борьбы. Абсолютная сила основных мышечных групп рук, туловища и ног; взрывная сила основных мышечных групп рук, туловища, ног; быстрота рук и ног; быстрота двигательной реакции, способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.

3 Болевые приемы задержания и сопровождения стоя. Абсолютная сила основных мышечных групп рук, туловища и ног; взрывная сила основных мышечных групп рук и туловища; быстрота рук и ног; точность движений; силовая выносливость основных мышечных групп рук, туловища и ног; способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.

4 Удары. Быстрота основных мышечных групп рук, туловища и ног; взрывная сила основных мышечных групп рук и туловища; точность движений.

5 Приемы защиты от ударов невооруженного преступника. Быстрота основных мышечных групп рук, туловища и ног; общая координация движений; способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки; быстрота реакции на внезапное зрительное впечатление посредством определенных движений; точность движений.

6 Приемы защиты от ударов преступника, вооруженного холодным оружием (предметом). Быстрота основных мышечных групп рук, туловища и ног; сила рук, туловища; общая координация движений; способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки; быстрота реакции на внезапное зрительное впечатление посредством определенных движений; точность движений.

7 Приемы защиты от угрозы применения огнестрельного оружия. Быстрота основных мышечных групп рук, туловища и ног; координация движений; ловкость рук; точность движений.

8 Приемы (способы) освобождения от захватов, обхватов, удержаний. Взрывная и абсолютная сила основных мышечных групп рук, туловища и ног; быстрота реакции; гибкость.

9 Способы проведения личного досмотра. Ловкость рук; быстрота рук; быстрота ног; быстрота реакции.

10 Приемы оказания помощи и взаимовыручки. Взрывная и абсолютная сила основных мышечных групп рук, туловища и ног; быстрота рук и ног; способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.

11 Способы преодоления препятствий. Координация движений; общая выносливость; скоростная выносливость; силовая выносливость.

дении невооруженного, вооруженного преступника; способы сковывания и переноски лиц).

Преодоление препятствий (способы преодоления единой, комплексной и полосы препятствий для учебных заведений МВД России; преодоление естественных препятствий).

Процесс специальной физической подготовки курсантов вузов МВД предусматривает логическую очередность изучения боевых приемов. Она обусловлена тем, что освоение одного программного материала невозможно без знания предшествующего ему [2, 7, 19, 20]. Приемы первой очередности изучения предпола-

гают их выполнение на безоружном, несопротивляю-щемся или оказывающем пассивное сопротивление оппоненте. Приемы и «специализированные комплексные действия», относящиеся ко второй очередности изучения, подразумевают в своем содержании сопряженное применение приемов из первой группы, но на активно сопротивляющемся или атакующем противнике, в том числе с применением им различного вида оружия.

Таким образом, одиннадцать групп приемов, классифицированных нами по признаку целевого назначения целесообразно по условиям применения, сте-

пени активности правонарушителя и наличия оружия объединить в две основные группы (рис.): 1-ая группа - базовые приемы, 2-ая группа - «специализированные комплексные действия», содержанием которых является сопряженное использование базовых боевых приемов.

К приемам базовой группы относятся:

1) приемы самостраховки и страховки;

2) приемы борьбы;

3) болевые приемы задержания и сопровождения стоя;

4) удары;

5) приемы защиты от ударов (отбивы, блоки, уходы, уклоны, нырки, перемещения).

6. Способы преодоления препятствий.

Все, не вошедшие в эту группу приемы и «специализированные действия», носят комплексный характер и составляют 2-ю группу приемов.

Анализ содержания боевых приемов разработанных классификационных групп позволил выявить перечень ведущих физических качеств, обусловливающих готовность обучающихся к их выполнению в различных ситуациях (табл.): абсолютная сила основных мышечных групп рук, туловища и ног; взрывная сила основных мышечных групп рук, туловища, ног; быстрота основных мышечных групп рук, туловища и ног; быстрота двигательной реакции на внезапное зрительное впечатление посредством определенных движений, способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки; точность движений и ловкость рук; общая, скоростная, силовая выносливость, координация движений.

Определение ведущих физических и психических качеств, необходимых для освоения и совершенствования выполнения приемов из каждой предложенной классификационной группы, позволяет конкретизировать средства их развития, что существенно повышает интенсивность процесса специальной физической подготовки курсантов Краснодарского университета МВД России - будущих сотрудников подразделений специального назначения.

заключение. Таким образом, разработанная нами классификация боевых приемов и «специализированных комплексных действий» позволила выявить состав профилирующих боевых приемов. Знание основных групп боевых приемов, условий их практического применения поможет более осознанно подходить к обучению приемам и совершенствованию навыков при их выполнении. Определение ведущих физических и психических качеств, необходимых для освоения и совершенствования выполнения приемов из каждой предложенной классификационной группы, позволит конкретизировать средства их развития, что существенно повысит интенсивность процесса специальной физической подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Андреев В. М., Туманян Г. С. Классификация техники дзюдо / В. М. Андреев, Г. С. Туманян // Теория и практика физической культуры. -1975. - №12. - С. 13-17.

2. Ахметов Р. С. Информативность показателей профессионально-прикладной физической культуры курсантов вузов МВД России / Р. С. Ахметов // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2012. - № 4. - С. 14-17.

3. Ахметов Р. С. Изменение параметров психических свойств курсантов - сотрудников специальных подразделений полиции в процессе профессиональной подготовки в вузах МВД России / Р. С. Ахметов // Физическая культура, спорт

- наука и практика. - 2013. - № 2. - С. 14-17.

4. Баранов В. М. Формирование профессиональной готовности курсантов юридических вузов к оперативно-розыскной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В. М. Баранов. - Белгород, 2007. - 23 с.

5. Волостных В. В. Энциклопедия боевого самбо. Том 1 - Том 2 / В. В. Волостных, А. Г. Жуков, В. А. Тихонов. - Жуковский, 1993. - 580 с.

6. Ганченко И. О. Основные приемы борьбы стоя, применяемые в физической подготовке сотрудников органов внутренних дел: учебник / И. О. Ганченко, А. Б. Медников.

- Краснодар: КЮИ, 2003. - 193 с.

7. Долматов А. И. Специальная физическая подготовка. - М.: ЦС ВФСО «Динамо», 1989. - 232 с.

8. Евсиков А. И. Профессионально-ориентированные технологии и методы физической подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Евсиков А. И. - Санкт-Петербург, 2004. - 29 с.

9. Иванов С. Основы рукопашного боя / С. Иванов, Т. Касьянов. - М.: Терра-спорт, 1998. - 368 с.

10. Купцов А. П. О создании единой классификации, систематики и терминологии техники спортивной борьбы / А. П. Купцов // Теория и практика физической культуры. - 1975.

- № 7. - С. 56-61.

11. Купцов А. П. Эволюция и применение классификации, систематики и терминологии спортивной борьбы: метод.рек. для студ. ГЦОЛИФК. - М., 1980. - 70 с.

12. Купцов А. П. Классификация техники спортивной борьбы в помощь правилам соревнований и практике судейства / А. П. Купцов, Э. Б. Шадзевский // Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 9. - С. 26-28.

13. Логвинов А. В. Интенсификация физической подготовки курсантов и слушателей вузов уголовно-исполнительной системы Минюста России: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. В. Логвинов. - Рязань, 2004. - 21 с.

14. Русская боевая система «ГРОМ»: учеб. пособие / А. В. Воробьев. - Орел, 2003. - 288 с.

15. Приказ от 29 июня 2009 года № 490 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов Внутренних Дел Российской Федерации».

16. Приказ МВД России от 3 июля 2012 г. № 663 «Об утверждении порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах Внутренних Дел Российской Федерации».

17. Рекомендации по организации учебного процесса и подготовке локальных нормативных правовых актов в образовательных учреждениях МВД России: сборник. Том I.

- М.: Академия экономической безопасности МВД России,

- 2006. - 136 с.

18. Физическая подготовка: рабочая учебная программа цикла С. 4 ФГОС ВПО 031005.65 Правоохранительная деятельность, специализация - оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел / сост. А. С. Дудко. -Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2012.

- 22 с.

19. Физическая подготовка: рабочая учебная программа цикла С. 4 ФГОС ВПО 031001.65 Правоохранительная деятельность, специализация - административная деятельность / сост. А. Б. Медников. - Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2011 - 24 с.

classification of fighting techniques from the section of special physical training of dia coworkers and leading physical qualities bringing about their fulfilment in professional situations

E. Vityutnev, Senior Teacher,

K. Chernishenko, Candidate of Pedagogics, Teacher, Krasnodar University of MIA RF, Krasnodar.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Contact information for correspondens: 350005, Krasnodar, Yaroslavskaya St., 128, [email protected].

The paper is devoted to the problem of the classification of fighting techniques and specialized complex actions from the special physical training of students of MIA RF educational institutions according to the target setting, conditions of its application, the degree of the offender's activity, weapon existence. It is done also according to the

determination of leading physical qualities, needed for mastering and perfection of the fulfilment of techniques chosen from every classificational group.

Key words: special physical training; fighting techniques; specialized complex actions; classificational groups; physical qualities

УДК 796.012

биомеханика в проектных технологиях

Кандидат технических наук, старший преподаватель Ю. Д. Овчинников,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.

в статье показываются особенности использования проектных технологий обучения в вузах спортивной направленности и перспективность их значимости, в частности в учебном процессе по курсу «Биомеханика двигательной деятельности», в виде различных проектов (информационных, мини-исследовательских и учебных). Представлена краткая структура проектов и уровневая система их реализации, которая позволяет оценить ценность проделанной работы и акцентировать внимание на перспективности последующей деятельности.

Ключевые слова: биомеханика двигательной деятельности; метод

проектных технологий; структура проекта; типы проектов; уровни освоения проектов; профессиональные компетентности; общий центр масс тела; биокинематическая схема.

Актуальность представленной темы обусловлена тем, что в учебном процессе преподавателю и студентам приходится искать подходы к решению вопросов по нескольким направлениям: образовательным, исследовательским, научно-методическим, социально-педагогическим. Использование проектных технологий по изучаемому предмету позволяет соединить эти направления воедино. Проблема состоит в том, что тема, имеющая практическую значимость, включа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.