Научная статья на тему 'Основы методики ускоренного обучения боевым приемам борьбы сотрудников органов внутренних дел'

Основы методики ускоренного обучения боевым приемам борьбы сотрудников органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1089
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PHYSICAL PREPARATION / COMBAT METHODS OF FIGHTING / TRAINING METHOD / MOTORSKILL / METHOD OF PERFORMANCE / BASIC TECHNICAL ACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бокий Александр Николаевич

В статье представлена рациональная методика обучения боевым приемам борьбы, основанная на наиболее оптимальных подходах и методах обучения. По мнению автора, основой данной методики должна послужить систематизация боевых приемов с учетом требований нормативных ведомственных документов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бокий Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fundamentals of the methodology for accelerated training in combat methods of fighting of law enforcement officers

The article presents a rational methodology for training in combat methods of fighting based on the most optimal approaches and methods of training. In the author’s opinion, the basis of this methodology should be the systematization of combat methods taking into account the requirements of regulatory departmental documents.

Текст научной работы на тему «Основы методики ускоренного обучения боевым приемам борьбы сотрудников органов внутренних дел»

Бокий Александр Николаевич

кандидат юридических наук, доцент, Краснодарский университет МВД России (e-mail: bokiy-an@mail.ru)

Основы методики ускоренного обучения боевым приемам борьбы сотрудников органов внутренних дел

В статье представлена рациональная методика обучения боевым приемам борьбы, основанная на наиболее оптимальных подходах и методах обучения. По мнению автора, основой данной методики должна послужить систематизация боевых приемов с учетом требований нормативных ведомственных документов.

Ключевые слова: физическая подготовка, боевые приемы борьбы, методика обучения, двигательный навык, способ выполнения, базовое техническое действие.

A.N. Boky, Candidate of Law, Assistant Professor, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: bokiy-an@mail.ru

Fundamentals of the methodology for accelerated training in combat methods of fighting of law enforcement officers

The article presents a rational methodology for training in combat methods of fighting based on the most optimal approaches and methods of training. In the author's opinion, the basis of this methodology should be the systematization of combat methods taking into account the requirements of regulatory departmental documents.

Key words: physical preparation, combat methods of fighting, training method, motorskill, method of performance, basic technical action.

К каждому сотруднику органов внутренних дел Российской Федерации предъявляются достаточно высокие требования при выполнении контрольных нормативов на силу, скорость и выносливость, а также и при демонстрации боевых приемов борьбы.

При этом сами боевые приемы борьбы можно определить как синтез защитных и атакующих технических действий из различных видов единоборств, которые сочетают в себе разные по содержанию и структуре элементы (удары, броски, болевые, удушающие действия и пр.). Владение данными приемами на высоком уровне обусловлено необходимостью умелого и уверенного применения физической силы для успешного выполнения оперативно-служебных и служебно-боевых задач в типовых и экстремальных ситуациях.

Анализ учебно-методической литературы указывает на значительный арсенал умений и навыков, которыми должны владеть полицейские [1; 2]. К таковым можно отнести разнообразные акробатические элементы, самостраховку; стойки, перемещения, удары и их комбинации; приемы борьбы (основные

броски, болевые приемы и пр.); всевозможные варианты защитных действий от вооруженного и невооруженного противника, в том числе во взаимодействии с другими сотрудниками и с использованием специальных средств; безопасные варианты личного досмотра задержанных.

К сожалению, низкий уровень физической подготовки сотрудников полиции, включающий и специальную часть, - это довольно рас-прастаненное явление. На это обращали внимание многие специалисты в данной области, указывая на объективные причины, среди которых недостаточное количество учебных часов для освоения значительного объема сложных технических действий [1; 2]. Кроме этого, необходимо отметить низкий исходный уровень физической подготовки, невысокую мотивацию и отсутствие систематических занятий спортивной направленности, имеющие место на практике.

На наш взгляд, сама организация физической подготовки в практических подразделениях ОВД требует усовершенствования. Необходим и пересмотр методического подхода к процессу обучения личного состава. Основой любой деятельности, особенно связанной с

202

педагогической сферой, является методика ее осуществления. В теории физической подготовки и спорта «методика - это целостная система методов, методических приемов, средств и форм организации занятий, созданная для решения педагогической задачи» [3, с. 70].

В нашем случае такой задачей будет являться высокий уровень владения сотрудниками ОВД боевыми приемами борьбы. При этом под высоким уровнем подразумевается автоматизм их выполнения, способность выполнить эффективные действия во внезапно меняющейся обстановке, а также при значительном сопротивлении противника. Для преподавателя (инструктора) особое значение имеют способы применения избранных средств обучения и выбор эффективных методов, направленных на приобретение новых знаний, овладение двигательными умениями и навыками, развитие физических качеств.

Целью нашего исследования является поиск рациональной методики обучения боевым приемам борьбы, основанной на наиболее оптимальных подходах и методах обучения. Основой методики должна послужить, прежде всего, систематизация боевых приемов с учетом требований нормативных ведомственных документов.

Конкретные требования к уровню владения боевыми приемами борьбы, а также перечень конкретных задач, связанных с ограничением подвижности ассистента, направляется ежегодно в каждое подразделение. Их количество различно и зависит от категорий сотрудников. Содержание указанных задач позволяет более точно определить требования к уровню специальной подготовки.

Так, для самой распространенной категории -«сотрудники полиции, за исключением сотрудников подразделений специального назначения и авиации» - предусмотрено 48 задач, которые условно сгруппированы по следующим разделам: «противодействие невооруженному противнику»; «противодействие вооруженному противнику»; «задержание с использование болевых приемов»; «освобождения от захватов и обхватов»; «обезоруживание»; «использование специальных средств и подручных средств связывания»; «варианты личного досмотра».

Считаем, что несмотря на большое количество указанных приемов, понимание взаимосвязи между ними и определенные закономерности при их выполнении позволят значительно

оптимизировать процесс обучения личного состава. При обучении, прежде всего, необходимо избегать использования значительного арсенала технических действий, отдельные из которых являются достаточно сложными в техническом плане, а в большинстве случаев и невыполнимыми без специальной, в том числе спортивной подготовки.

Оптимальным методическим подходом является определение относительно несложных базовых технических действий и группировка боевых приемов борьбы не только по разделам, но и по способам их выполнения. Такими базовыми техническими действиями следует назвать: «рычаг руки наружу», «рычаг руки внутрь», «загиб руки за спину рывком», «бросок задняя подножка». Многократное повторение схожих по структуре технических действий из разных боевых приемов борьбы, без сомнения, будет способствовать формированию устойчивых навыков их выполнения и, что более важно, положительному переносу двигательного навыка. Данное явление в теории физического воспитания воспринимается как «закон переноса двигательного навыка и в его положительном аспекте определяется как взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык облегчает и процесс становления нового. Основным условием положительного переноса в данном случае является наличие структурного сходства в главном звене техники двигательных действий» [4, с. 10].

Проводя анализ выполнения задач , можно определить примерное количество задач, осуществляемых определенным, схожим по структуре способом («по шаблону»): «рычаг руки наружу» - 21 задача; «рычаг руки внутрь» - 9 задач; «загиб руки за спину рывком. - 9 задач; «задняя подножка» - 2 (5) задач.

Оставшиеся несколько задач выполняются следующими способами: «загиб руки за спину «нырком»; «загиб руки за спину толчком»; «загиб руки за спину замком»; «рычаг руки через предплечье». Кроме этого, сотрудники должны знать способы личного досмотра под угрозой огнестрельного оружия.

Приведем конкретные примеры выполнения задач, связанных с ограничением подвижности ассистента, но имеющих общую структуру выполнения из разных разделов. Так, к задачам, выполняемым с помощью базового элемента «рычаг руки наружу», можно отнести следующие:

203

Ограничение свободы передвижения ассистента, атакующего сотрудника кулаком прямо в голову, и сопровождение его 2-3 метра.

Ограничение свободы передвижения ассистента, атакующего сотрудника кулаком сверху в голову, и сопровождение его 2-3 метра.

Ограничение свободы передвижения ассистента, атакующего сотрудника ребром ладони наотмашь в шею, и сопровождение его 2-3 метра.

Ограничение свободы передвижения ассистента, атакующего сотрудника ножом прямо в живот, и сопровождение его 2-3 метра.

Ограничение свободы передвижения ассистента, атакующего сотрудника ножом прямо в шею, и сопровождение его 2-3 метра.

Ограничение свободы передвижения ассистента, атакующего сотрудника ножом сверху в голову, и сопровождение его 2-3 метра.

Ограничение свободы передвижения ассистента, атакующего сотрудника ножом наотмашь в шею, и сопровождение его 2-3 метра.

Ограничение свободы передвижения ассистента, атакующего сотрудника палкой наотмашь в голову, и сопровождение его 2-3 метра.

Ограничение свободы передвижения ассистента, угрожающего сотруднику пистолетом спереди в упор, и сопровождение его 2-3 метра и др.

К задачам, выполняемым с помощью базового элемента «рычаг руки внутрь» можно отнести следующие:

Ограничение свободы передвижения ассистента, атакующего сотрудника кулаком сбоку в голову, и сопровождение его 2-3 метра.

Ограничение свободы передвижения ассистента, атакующего сотрудника ножом сбоку в шею, и сопровождение его 2-3 метра.

Ограничение свободы передвижения ассистента, атакующего сотрудника палкой сбоку в голову, и сопровождение его 2-3 метра.

Ограничение свободы передвижения ассистента, захватившего запястья сотрудника спереди, и сопровождение его 2-3 метра.

Ограничение свободы передвижения ассистента, захватившего одежду сотрудника на груди двумя руками, и сопровождение его 2-3 метра.

Ограничение свободы передвижения ассистента, пытающегося обезоружить сотрудника (изъять оружие из кобуры) при подходе сзади, и сопровождение его 2-3 метра и др.

К задачам, выполняемым с помощью базового элемента «загиб руки за спину рывком», относятся следующие:

Ограничение свободы передвижения ассистента, атакующего сотрудника кулаком сбоку в туловище, и сопровождение его 2-3 метра.

Ограничение свободы передвижения ассистента, атакующего сотрудника ножом сбоку в туловище, и сопровождение его 2-3 метра.

Ограничение свободы передвижения ассистента, атакующего сотрудника палкой сбоку в туловище, и сопровождение его 2-3 метра.

Ограничение свободы передвижения ассистента и провести его личный досмотр под воздействием загиба руки за спину в положении стоя у стены» и др.

Сразу отметим, что предложенная схема распределения приемов по способу их выполнения не претендует на исключительность. Способы решения задач могут быть различными. Важно понимание самого принципа формирования двигательного навыка при изучении и совершенствовании боевых приемов борьбы из различных разделов с помощью стереотипного, «шаблонного» выполнения.

Таким образом, хотелось бы подчеркнуть важность выработки и реализации эффективной методики обучения, которая, основываясь на использовании оптимальной системы средств, форм и методов, позволила бы сотрудникам ОВД за непродолжительное время сформировать устойчивый навык выполнения боевых приемов борьбы. Это действительно необходимо, учитывая незначительное количество учебных часов в практических подразделениях.

Методика ускоренного обучения боевым приемам борьбы сотрудников ОВД должна опираться на научно обоснованный в теории физического воспитания и спорта закон положительного переноса двигательного навыка и основываться на следующих методических подходах.

Изучение и совершенствование боевых приемов борьбы необходимо осуществлять не только по разделам, но и по способам их выполнения. Особое внимание при этом уделяется отработке приемов из разных разделов, имеющих схожую структуру и общий базовый элемент. Базовые (основные) технические действия, с помощью которых выполняются схожие по структуре боевые приемы, должны быть несложные в координационном плане и не требующими от занимающихся специальной либо спортивной подготовки. Такими действиями можно считать «рычаг руки наружу»,

204

«рычаг руки внутрь», «загиб руки за спину рывком», «бросок задняя подножка».

Начинать изучение боевых приемов борьбы целесообразно со способов задержания правонарушителя, которые в основном выполняются указанными выше основными базовыми техническими действиями. Постоянное совершенствование приемов задержания правонарушителя позволит сформировать устойчивые

навыки выполнения базовых технических действий и значительно облегчит изучение боевых приемов борьбы из других разделов. Кроме этого, выполнение приемов задержания позволяет сформировать навыки сопровождения правонарушителя с использованием болевых воздействий (данный элемент входит в структуру практически всех задач, связанных с ограничением подвижности ассистента).

1. Ганченко И.О., Медников А.Б. Основные приемы борьбы стоя, применяемые в физической подготовке сотрудников ОВД: учеб.-ме-тод. пособие. Краснодар, 2003.

2. Тапунов Ю.Н. Теоретико-методические аспекты профессионально-прикладной физической подготовки курсантов в высших образовательных учреждениях МВД России: учеб.-метод. пособие. Краснодар, 2012.

3. Гзлецкий В.М. Теория физической культуры и спорта: учеб. пособие. Красноярск, 2008.

4. Холодов Ж.К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие. М, 2003.

1. Ganchenko I.O., Mednikov A.B. The basic methods of standing wrestling, used in the physical training of law-enforcement bodies officers: manual guidance. Krasnodar, 2003.

2. Tapunov Yu.N. Theoretical and methodical aspects of the professionally-applied physical training of cadets in higher educational institutions of the Ministry of the Interior of Russia: manual guidance. Krasnodar, 2012.

3. Geletsky V.M. The theory of physical culture and sports: study aid. Krasnoyarsk, 2008.

4. Kholodov Zh.K., Kuznetsov V.S. Theory and methods of physical education and sport. Moscow, 2008.

ИЗДАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ

Право, государство и экономика : проблемы теории, истории и практики : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (12 мая 2017 г) / редкол.: Л. В. Карнаушенко, А. Б. Цукахин, Н. Н. Калинина, Г. П. Курдюк, М. В. Бойко. - Краснодар : Краснодарский университет МВД России, 2017. - 336 с.

Сборник содержит материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной наиболее актуальным проблемам исследования государства, права и экономики.

Для профессорско-преподавательского состава, докторантов, адъюнктов, курсантов, слушателей образовательных организаций МВД России, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.

205

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.