Каримова А. Д. Особенности результатов образовательного процесса в магистратуре
1 Компетентностный подход в педагогическом образовании : коллективная монография / под ред. В. А. Козырева, Н. Ф. Радионовой, А. П. Тряпицыной. СПб.,2005. 392 с.
2 Оценка профессиональной компетентности бакалавров и магистров образования : методические рекомендации / под ред. А. П. Тряпицыной. СПб., 2008. 183 с.
3 Концептуальные основы междисциплинарной стратегии обучения в магистратуре современного университета : научно-методические материалы / под ред. Н. В. Чекалевой. СПб., 2008. 363 с.
4 Наумова Л. К. Организация самостоятельной работы магистрантов (направление «Педагогика») : дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2006.
5 Лебедева Л. Особенности организации самостоятельной работы магистрантов: (на примере Российского госпедунивер-ситета) //Alma mater. 2005. № 10. С. 52-54.
6Болонский процесс: Результаты обучения и компетентностный подход : приложение 1 / под науч. ред. В. И. Байденко. М., 2009. 536 с.
7 Акулова О. В., ВершининаН. А., Даутова О. Б., Крылова О. Н., Менг Т. В., Писарева С. А., Пискунова Е. В., Тряпи-цына А. П. Российский вуз в европейском образовательном пространстве : методические рекомендации преподавателям вузов по вхождению в Болонский процесс / под ред. А. П. Тряпицыной. СПб., 2006. 140 с.
\УДК 377(396/799)
РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ КУРСАНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БОЕВЫМ ПРИЕМАМ
Е. И. Троян, А. А. Борисов
Рассматривается теоретическое и практическое обоснование применения отягощений в физической подготовке. Использование непредельных отягощений, выполняемых в двигательной структуре техники ударных и защитных движений, способствует эффективному развитию специальных координационных способностей курсантов, совершенствованию их технической подготовленности.
Ключевые слова: отягощение движения, непредельные отягощения, служебно-прикладная физическая подготовка, координационные способности, удары и защиты от ударов.
Современные условия служебной деятельности требуют постоянного совершенствования служебно-прикладной физической подготовки сотрудников. В Тюменском юридическом институте МВД России преподавателями кафедры боевой и физической подготовки ведется исследовательская работа по выявлению эффективных организационных форм, средств и методов учебно-тренировочного процесса обучения боевым приемам борьбы. В большинстве приемов раздела «Боевые приемы борьбы» учебной программы по физической подготовке курсантов используются удары руками и ногами. Как известно, уровень владения навыками единоборств во многом зависит от степени развития различных физических качеств, в том числе координационных способностей.
В этой связи достаточно актуальной является деятельность, направленная на определение эффективных средств и методов развития специальных координационных способностей в процессе служебно-прикладной физической подготовки курсантов вузов МВД России.
Основная идея проводимого в ТЮИ МВД России исследования заключалась в предположении, что использование в физической подготовке курсантов отягощений, выполняемых в двигательной структуре техники ударных и защитных движений, способствует эффективному развитию их специальных координационных способностей, а значит и совершенствованию их технической подготовленности.
С целью подтверждения авторской идеи был проведен поисковый педагогический эксперимент. Перед началом проведения эксперимента изучена научная и учебно-методическая литература по теории и методике физического воспитания. В начале и в конце эксперимента определялся уровень специальных координационных способностей, применяемых в атакующих действиях курсантов. В ходе эксперимента разработан и апробирован комплекс упражнений с использованием непредельных отягощений для совершенствования техники ударов и защит.
Для достижения поставленной цели были использованы такие методы, как анализ научной и учебно-методической литературы, тестирование, педагогический эксперимент, метод математической статистики.
Исследование было проведено в период с сентября по декабрь 2010 г. на базе ТЮИ МВД России, в г. Тюмени, Тюменской области. В исследовании участвовали 30 курсантов 2 курса ТЮИ МВД России в возрасте 1819 лет, не имеющих спортивные разряды по какому-либо виду единоборств. Курсанты были разделены на две группы: контрольную и экспериментальную, по 15 сотрудников в каждой группе.
Контрольная группа занималась по учебной программе физической подготовки курсантов, предусмотренной учебным планом ТЮИ МВД России. Экспериментальная группа занималась по аналогичной учебной программе, с внесенными изменениями: в стандартную программу был включен комплекс специальных упражнений с отягощениями, направленный на развитие специальных координационных способностей.
Анализ научной и учебно-методической литературы выявил возможность использования непредельных отягощений для совершенствования специальных координационных способностей курсантов. Под этим понимается, в частности, способность быстро, точно, целесообразно и экономно решать сложные и неожиданные двигательные задачи, требующие переключения от одних действий к другим их формам, в соответствии с меняющимися условиями.
Координационные способности бывают специальные, специфические и общие. В атакующих и защитных действиях единоборств проявляются специальные координационные способности. Специфические координационные способности курсантов в учебно-тренировочном
процессе обучения ударам заключаются в точном воспроизведении ударной и защитной техники, быстром реагировании на действия противника, быстрой перестройке двигательной деятельности, в зависимости от меняющейся ситуации рукопашного боя. Общие координационные способности в данном случае проявляются в готовности курсантов к оптимальному и целенаправленному оперированию различными по смыслу и происхождению двигательными действиями. В учебнотренировочном процессе обучения ударам задействованы как простые, так и сложные координационные способности. В период разучивания ударов или защит от ударов невооруженного противника актуальна элементарная способность точно воспроизводить пространственные параметры движений. В период совершенствования техники ударов и защиты от ударов невооруженного противника востребована более сложная способность перестраивать свои двигательные действия в условиях внезапного изменения боевой обстановки.
Физиологической основой координационных способностей служит уровень развития кинестезической чувствительности, т. е. совокупной деятельности двигательного и тактильного анализаторов1.
Основной путь в воспитании координационных способностей - постоянное обновление запаса сложною-
2
ординационных двигательных навыков .
Овладение новыми разнообразными техническими и тактическими навыками ударов и защит в разных ситуациях единоборства приводит к увеличению запаса технических приемов и положительно сказывается на профессиональной подготовке курсантов.
В качестве средств развития координационных способностей используют различные координационные упражнения. Наиболее эффективны упражнения, если они: связаны с преодолением координационных трудностей при выполнении обычных действий; требуют от исполнителя точности при выполнении сложных в координационном отношении двигательных действий в ситуациях изменения условий выполнения; являются необыч-
3
ными для исполнителе .
Для развития координационных способностей наиболее эффективно используется игровой, соревновательный, повторный, переменный и круговой методы.
Известно, что для специальной физической подготовки (СФП) спортсменов с целью совершенствования силовой точности движений используются такие специализированные приемы, как отягощение движений. Движения с отягощением, выполняемые в двигательной структуре соревновательного упражнения, эффективно способствуют совершенствованию его координационной структуры4. Движения с отягощением способствуют рациональной организации динамических акцентов координационной структуры через совершенствование межмышечной координации.
Активное использование отягощений тонизирует функционирование сенсорной системы и развивает способность к дифференциации и аналитической оценке афферентной сигнализации. Тем самым формируется
необходимый кинестезический образ двигательного действия, что способствует совершенствованию точности дозировки и акцентирования рабочих усилий5.
При изучении общепринятой методики развития координационных способностей и особенностей подготовки по разделу «Боевые приемы борьбы» был составлен комплекс специальных упражнений с отягощениями, направленный на развитие специальных координационных способностей курсантов с использованием техники ударов и защит руками и ногами, а также перемещений.
Для развития специальных координационных способностей у курсантов в обеих группах использовались повторный и круговой методы, с применением таких методических приемов, как изменение направления движений и изменение скорости и темпа движений.
Средствами формирования у курсантов координационных способностей были выбраны упражнения, специфические для учебной темы «Удары и защиты от ударов» раздела «Боевые приемы борьбы» физической подготовки.
В контрольной группе учебно-тренировочный процесс осуществлялся по традиционной методике (до признаков утомления), предусматривающей развитие координационных способностей в первой половине основной части занятия. Обучение технике ударов осуществлялось без использования непредельных отягощений. В экспериментальной группе для оптимизации физической подготовки курсантов использовались отягощения, выполняемые в двигательной структуре техники ударных и защитных движений.
Сотрудники выполняли следующие упражнения:
1. Имитация атакующего удара руками с различным приложением усилий со средней, ближней, защитной и ударной дистанций с отягощениями. Уязвимые места обозначались условными звуковыми сигналами: «Раз» -нижняя и боковая поверхности челюсти; «Два» - грудь слева; «Три» - верхняя часть живота, область солнечного сплетения; «Четыре» - правое подреберье, область печени. Преподаватель звуковым сигналом обозначал зону атаки. Курсанты из положения боевой стойки, держа гантели в руках, должны были как можно быстрее и точнее выполнять именно указанный удар. При этом использовались все основные виды передвижения: скользящий шаг; «вышагивание»; челночное передвижение; мелкие шаги; семенящие шаги; подскоки. Смена способа передвижения осуществлялась по сигналу преподавателя.
2. Имитация атакующего удара руками и ногами с различным приложением усилий со средней, ближней и дальней дистанции, с отягощениями. Удары и уязвимые места преподавателем обозначались условными звуковыми сигналами: «Раз» - удар рукой сбоку в нижнюю и боковую поверхности челюсти; «Два» - прямой удар ногой в область живота; «Три» - прямой удар рукой в верхнюю часть живота, область солнечного сплетения; «Четыре» -ногой сбоку в область правого подреберья, область печени. Сотрудники находились в положении боевой стойки, держали гантели в руках, а на ногах - утяжеления, должны были как можно быстрее и точнее выполнять именно
указанный удар. При этом также использовались все основные виды передвижения. Смена способа передвижения осуществлялась по сигналу преподавателя.
3. Копирование ударных и защитных движений с отягощениями. Преподаватель спиной к сотрудникам выполнял комбинации из ранее разученных ударов и защит руками. Курсанты из положения боевой стойки, держа гантели в руках, должны были как можно быстрее и правильнее повторить комбинацию.
Все упражнения выполнялись до тех пор, пока точность ударного или защитного движения заметно не ухудшится. После этого выполнялись растягивающие упражнения работающих мышц, без гантелей и утяжелений. Затем снова повторялись те же ударные движения и защиты с максимально возможной быстротой и расслаблением, но без отягощающих предметов. Далее все упражнения с гантелями и утяжелителями в той же последовательности выполнялись снова. Курсанты до 70 кг веса пользовались гантелями и утяжелителями весом 1-1,5 кг, а свыше 70 кг -гантелями весом 1,5-2 кг и утяжелителями весом 3 кг.
Разработка данного комплекса проходила на первом этапе исследования. Тесты апробировались на спортсменах рукопашного боя группы спортивного совершенствования (ГСС). Учитывались рекомендации, касающиеся уточнения условий и критериев выполнения упражнений.
Для определения уровня развития специальных и специфических координационных способностей курсантов были выбраны следующие контрольные упражнения:
1. Тест «Удары по поясу рукой». Упражнение выполнялось стоя, на ровной поверхности пола. Испытуемый находился в боевой стойке, ассистент - сбоку и держал в дальней от испытуемого руке конец пояса. По сигналу преподавателя ассистент 10 раз «набрасывал» горизонтально свободный конец пояса в сторону испытуемого со средней скоростью и силой на уровень его головы. Задача для испытуемых заключалась в выполнении точного прямого удара кулаком по поясу. Преподаватель, принимающий тест, фиксировал количество точных попаданий по поясу.
2. Тест «Удары по поясу ногой» Тест выполнялся аналогично вышеописанному, а испытуемый должен был выполнять удары ногой.
3. Тест «Количество точных ударов на время». Испытуемому необходимо было выполнить максимальное количество точных ударов по мешку за определенное время (10 с). На мешке была выделена рисунком зона
попадания. Мешок постоянно двигался в разных направлениях. Преподаватель сигналом обозначал зоны поражения. Подсчитывалось количество точных попаданий по рисунку на мешке без существенного изменения биомеханических характеристик удара. Результаты фиксировались в разах.
Результаты начального и конечного тестирования фиксировались в протоколах и далее подвергались математическому анализу. С целью количественного анализа педагогических явлений использовались методы математической статистики. Достоверность различий определялась по 1-критерию Стьюдента (табл. 1).
Во время тестирования исходных показателей специальных координационных способностей были получены величины 1 - 1,2; 0,46; 1,2. Сравнив табличное значение с вычисленным 1 (1,2; 0,46; 1,2), можно сделать вывод, что полученное значение 1 меньше граничного значения 1-критерия Стьюдента для 5%-ного уровня значимости (1 = 2,15) при числе степеней свободы 1 = 14. Сопоставление всех результатов исходного тестирования экспериментальной и контрольной групп наглядно показывает, что во всех тестах статистически достоверные различия отсутствовали. Экспериментальная и контрольная группы на этапе тестирования исходного уровня специальных координационных способностей являлись однородными во всех тестах. Следовательно, различия между средними арифметическими значениями экспериментальной и контрольной группы недостоверны, и разница в среднеарифметических показателях групп имела случайный характер. В этом случае можно утверждать, что у испытуемых экспериментальной и контрольной групп (на момент начала эксперимента) почти в равной мере были развиты специальные координационные способности (различия недостоверны), при этом сам уровень недостаточно высок.
В конце эксперимента также было проведено тестирование уровня развития специальных координационных способностей у курсантов ТЮИ МВД России (табл. 2).
При проведении тестирования исходного уровня развития координационных способностей в данных тестах были получены величины 1 - 2,27; 2,3; 2,2. Полученное значение 1 больше граничного значения 1-критерия Стьюдента для 5%-ного уровня значимости (1 = 2,15) при числе степеней свободы 1" = 14 (1 < 0,05). Следовательно, различия между среднеарифметическими значениями ЭГ и КГ достоверны.
Таблица 1
Результаты тестирования уровня развития специальных координационных способностей курсантов обеих групп в начале эксперимента
Тесты Удары по поясу рукой (раз) Удары по поясу ногой (раз) Количество точных ударов на время (раз)
Группа
ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ
х 3,4 3 2,4 2,3 7,1 6,5
1 1,2 0,46 0,75
Ро >0,05 > 0,05 >0,05
Таблица 2
Результаты тестирования уровня развития специальных координационных способностей курсантов обеих групп в конце эксперимента
Тесты Удары по поясу рукой (раз) Удары по поясу ногой (раз) Количество точных ударов на время (раз)
Гру ппа
ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ
х 7,06 6,4 4,9 4,3 9,4 8,4
2,27 2,3 2,2
Ро < 0,05 <0,05 <0,05
Из табл. 2 видим, что в ходе эксперимента специальные координационные способности за исследуемый период обучения развились больше у представителей экспериментальной группы, чем у контрольной (в среднем на 10,5%). В результате анализа полученных данных тестирования были выявлены их достоверные различия между группами.
Анализ результатов тестирования показал, что активное использование непредельных отягощений, выполняемых в двигательной структуре техники ударных и защитных движений, способствует эффективному обучению курсантов ударам руками и ногами. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов преподавателями на заня-
тиях по физической подготовке для оптимизации процесса профессиональной подготовки курсантов.
1 Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки : учебное пособие для ин-тов физической культуры. М., 1977. 271 с.
2 Лукьяненко В. П. Физическая культура: Основы знаний : учебное пособие. Ставрополь, 2001. 224 с.
3 Еркомайшвили И. В. Основы теории физической культуры : курс лекций. Екатеринбург, 2004. 192 с.
4 Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта : учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений. М., 2000. 480 с.
5 Верхощанский В. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М., 1988. 331 с.