Научная статья на тему 'КЛАССИФИКАЦИЯ АКТУАЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ИНСТИТУТА ЦИФРОВОЙ ТАМОЖНИ ВО ВСЕМИРНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

КЛАССИФИКАЦИЯ АКТУАЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ИНСТИТУТА ЦИФРОВОЙ ТАМОЖНИ ВО ВСЕМИРНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
78
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВСЕМИРНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ВТАМО / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ЕАЭС / ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ / ЕЭК / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ / ПОСТОЯННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОМИТЕТ ВТАМО / ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖНЯ / ЦИФРОВАЯ ТАМОЖНЯ / ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО / ТАМОЖНЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мозер Сергей Владимирович

Представленная статья раскрывает актуальные вопросы формирования института цифровой таможни во Всемирной таможенной организации. На основе исследования рабочих материалов ВТамО автором проводится классификация тематики цифровой таможни. В статье затрагивается проблематика формирования понятийного аппарата, а также сопряжения анализируемого института с информационными коммуникационными технологиями. Здесь же формулируются выводы по результатам исследования. Статья представляет интерес для широкого круга специалистов, деятельность которых связана с совершенствованием таможенного регулирования, модернизацией института цифровой таможни, а также международным таможенным правом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мозер Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSIFICATION OF ACTUAL ISSUES OF THE INSTITUTE OF DIGITAL CUSTOMS IN THE WORLD CUSTOMS ORGANIZATION

The presented article reveals topical issues of the formation of the digital customs institution at the World Customs Organization. Based on the study of the WCO working materials, the author conducts a classification of the thematic of digital customs. The article touches upon the issues of the formation of the conceptual apparatus, as well as the conjugation of the analyzed institution with information communication technologies. There are also conclusions related to the results of the study. The research material is a matter of interest to a wide range of specialists whose activities are related to the improvement of customs regulation, development of the institute of digital customs, as well as international customs law.

Текст научной работы на тему «КЛАССИФИКАЦИЯ АКТУАЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ИНСТИТУТА ЦИФРОВОЙ ТАМОЖНИ ВО ВСЕМИРНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

10. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО; ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.10)

10.1. КЛАССИФИКАЦИЯ АКТУАЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ИНСТИТУТА ЦИФРОВОЙ ТАМОЖНИ ВО ВСЕМИРНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

©Мозер Сергей Владимирович, кандидат юридических наук, заместитель начальника отдела перспективных таможенных технологий Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики

Место работы: Евразийская экономическая комиссия

moser-info@yandex.ru

Аннотация: представленная статья раскрывает актуальные вопросы формирования института цифровой таможни во Всемирной таможенной организации. На основе исследования рабочих материалов ВТамО автором проводится классификация тематики цифровой таможни. В статье затрагивается проблематика формирования понятийного аппарата, а также сопряжения анализируемого института с информационными коммуникационными технологиями. Здесь же формулируются выводы по результатам исследования. Статья представляет интерес для широкого круга специалистов, деятельность которых связана с совершенствованием таможенного регулирования, модернизацией института цифровой таможни, а также международным таможенным правом.

Ключевые слова: Всемирная таможенная организация, ВТамО, Евразийский экономический союз, ЕАЭС, Евразийская экономическая комиссия, ЕЭК, Политическая комиссия, Постоянный технический комитет ВТамО, электронная таможня, цифровая таможня, таможенное регулирование, таможенное администрирование, международное таможенное право, таможня.

В июне 2019 года в Департаменте таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии (далее - ЕЭК, Комиссия) состоялось 2-е заседание Экспертной группы по подготовке первоначального проекта документа «О выработке подходов по формированию цифровой таможни»1. Эксперты государств-членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС, Союз) обсудили широкий круг вопросов. Среди прочего была затронута проблематика изучения опыта Всемирной таможенной организации (далее - ВТамО, Организация) по формированию правового института цифровой таможни. На заседании отмечено, что таможенный блок Комиссии изучил международный опыт и озвучил подходы международного таможенного сообщества по цифровой таможне в рамках 20-го заседания Управляющего комитета ВТамО по пересмотру Киотской конвенции2 (далее - Управляющий комитет).

Один из рассмотренных на упомянутом заседании Управляющего комитета вопросов - формирование института цифровой таможни в Руководстве ВТамО по информационным коммуникационным технологиям3 (далее - Руководство по ИКТ). На 20-м заседании Управляющего комитета 17-18 июня 2019 г. была поддержана позиция о возможности формирования и развития института цифровой таможни в Руководстве по ИКТ наряду с проводимой работой во ВТамО по всеобъемлющему пересмотру Киотской конвенции. По

1 Повестка 2-го заседания Экспертной группы по подготовке первоначального проекта документа «О выработке подходов по формированию цифровой таможни», 19 июня 2019г. // Архив ЕЭК.

2 См. Монография «Цифровая таможня. Опыт Всемирной таможенной организации» // Информационный ресурс «Российская таможенная академия: НАУКА», 20 июня 2019г. URL: http://customs-academy. net/?p=12388 (дата обращения: 19.03.2019).

3 Application of information and communication technology. Chapter 7. General Annex Guidelines. Kyoto Convention. URL:

http://www.wcoomd.org/-/media/wco/public/global/pdf/topics/facilitation/

instruments-and-tools/tools/ict-guidelines/ict-guidelines.pdf?db=web (date of the request: 05.06.2019).

мнению экспертов ВТамО, разработка концептуальных положений по цифровой таможне в Руководстве по ИКТ будет содействовать формированию и отражению правовых положений в части такой таможни в модернизируемой Пересмотренной Киотской конвенции.

Таким образом, актуальность тематики развития института цифровой таможни в ЕАЭС и ВТамО не вызывает сомнения.

Цель настоящей научно-исследовательской статьи -классифицировать актуальные вопросы цифровой таможни на уровне Политической комиссии ВТамО. Справочно отметим, что Политическая комиссия была создана в 1978 г., чтобы действовать в качестве динамической руководящей группы в Совете таможенного сотрудничества. Политическая комиссия функционирует под председательством председателя Совета таможенного сотрудничества (далее - Совет)4. Компетенция Политической комиссии определена в решении Совета № 334 следующим образом: «Комиссия должна заниматься множеством политических вопросов, имеющих отношение к деятельности Всемирной таможенной организации. Комиссия должна выступать в качестве динамичной руководящей группы в Совете. Она организует исследования по вопросам политики, практики и процедур Всемирной таможенной организации с целью оказания помощи Совету для достижения общих целей своей деятельности»5.

Проведённый анализ показал, что проблематика формирования концепции цифровой таможни широко рассматривалась в различных органах ВТамО. Среди

4 Terms of Reference for the Policy Commission. URL: http://www.wcoomd.org/en/about-us/wco-working-bodies/policy-commission.aspx (дата обращения: 19.03.2019).

5 Более подробно см. Кадыркулов М.А., Мозер С.В., Липатова Н.Г. Всемирная таможенная организация как современный институт совершенствования таможенного администрирования и упрощения процедур торговли: монография. Люберцы: РИО Российской таможенной академии, 2017. - С.32. URL: http://customs-academy.net/wp-content/uploads/2018/11/Мон.-ВТамО_ Кадырку-лов_Мозер_Липатова_^^ата обращения: 19.03.2019).

них выделим важное 74 заседание Политической комиссии (далее - ПК), которое состоялось в Пунта-Кана, Доминиканская Республика 7-9 декабря 2015 года. Вторым вопросом, представляющим особый интерес на данном заседании ПК, можно назвать цифровую таможню. В рамках рассмотрения отчёта по выполнению Стратегического плана ВТамО эксперты ПК ознакомились с важным тезисом, который, на наш взгляд, позволяет установить разграничительную линию между электронной и цифровой таможней. В частности, Генеральный секретарь ВТамО г-н Кунио Микурия заметил, что «промышленная революция в настоящее время выходит за рамки использования электроники и информационных технологий в направлении следующего развития - цифрового мира, основанного на киберфи-зической системе, которую иногда называют «интернетом вещей»6. По его мнению, трансформация таможни, её механизмов управления, администрирования, технологий, информационных систем, программных продуктов в цифровой мир, делает её цифровой. В основе такой трансформации находятся серьёзные правовые новации в сфере таможенного администрирования. На этом же заседании было заявлено, что 2016 г. в жизни международного таможенного сообщества будет проходить под лозунгом «Цифровая таможня: прогрессивное взаимодействие»7.

Под заголовком «Цифровая таможня» на заседании Политической комиссии был рассмотрен документ «Стратегический подход к поддержке таможенной и трансграничной реформы в сфере ИКТ8 с использованием инструментов, средств и руководств ВТамО». В анализируемом документе представлено видение цифровой таможни. В частности, «цифровая таможня может быть сформирована как: стратегический подход к поддержке таможенной и трансграничной реформы в сфере ИКТ с использованием инструментов, средств и руководств ВТамО»9.

При таком концептуальном понимании предполагается, что цифровая таможня сможет развиваться и совершенствоваться организованно и в соответствии со Стратегическим планом ВТамО.10 В материалах к заседанию ПК иные пояснения в части такой формулировки не предоставляются. Обратим внимание, что на 209/210 заседании Постоянного технического комитета ВТамО (далее - ПТК) озвучены несколько другие определения цифровой таможни.

В первом случае цифровая таможня - это технический инструмент для поддержки широких политических целей11;

во втором - способ организации таможенной службы

6 Item 33. Report to the Policy Commission. Policy Commission, 74th Session. Punta Cana, 7-9 December 2015. Doc. SP0550E1a. Brussels, 27 January 2016.

7 «Digital Customs : Progressive Engagement».

8 Информационные коммуникационные технологии.

9A Strategic Approach to Support ICT-enabled Customs and Cross-Border Regulatory Reform through WCO Tools, Instruments and Guidelines)// Item 5. Digital Customs. A Strategic Approach to Support ICT-enabled Customs and Cross-Border Regulatory Reform through WCO Tools, Instruments and Guidelines. Item XIV (b) on the Agenda. Policy Commission. 74th Session. 74th Session, 7-9 December 2015. Doc. SP0540E1a. Brussels, 11 November 2015.- P. 3.

10 Там же.

11 Item 29. Digital customs. Item VII.d on the Agenda. Permanent

Technical Committee 209th /2010th Sessions, 14-16 October 2015.

Doc. PC0430E1a, Brussels, 03 August 2015 - P. 7.

в эпоху цифровых технологий12.

При отсутствии необходимых пояснений остаётся не ясным, почему определение цифровой таможни было сведено к стратегическому подходу к поддержке таможенной и трансграничной реформы, лишь в сфере информационных коммуникационных технологий (далее - ИКТ).

ПК приняла к сведению информацию о прогрессе, достигнутом в области концепции цифровой таможни, включая результаты обсуждения этого вопроса на 209/210-й сессиях ПТК в октябре 2015 года. Самое важное - эксперты таможенных администраций государств-членов ВТамО сформировали руководящие указания относительно будущего формирования и развития (созревания) [maturation] концепции цифровой таможни.

Не менее значимой темой заседания ПК можно назвать обсуждение цифровой таможни на региональном уровне и обмен национальными и региональными перспективами странами-членами по цифровой таможне. Ответы на все эти вопросы представляли интерес для Секретариата ВТамО и соответствующих рабочих органов Организации.

Среди прочего, участники заседания ознакомились с темами цифровой таможни, которые были определены на 209/2010 заседании ПТК в октябре 2015 года. Среди них лидерство; правовая основа; модернизация и реформа; защита общества; связь; скоординированное управление границами.

Объективности ради необходимо подчеркнуть, что на 209/210 заседаниях ПТК указанные темы не относились к цифровой таможне, но к инструментам, средствам, руководствам и системам в области ИКТ, имеющимся на тот момент во ВТамО. Речь шла о том, что в межсессионный период Секретариат ВТамО провел основную аналитическую работу, чтобы оценить имеющиеся инструменты. Как результат, эти средства, инструменты в области ИКТ, были сгруппированы по вышеуказанным темам. Напомним, на момент 74-го заседания ПК отсутствовал ответ на вопрос, что понимать под цифровой таможней, и является ли этот институт тем же явлением, что и информационные таможенные технологии. При этом на заседании ПТК цифровая таможня рассматривалась сквозь призму инструментов ИКТ и деятельность ВТамО в этой же области.

В свете изложенного, на наш взгляд, некорректен тезис о том, что темы цифровой таможни (в контексте систематизации инструментов, средств по ИКТ) связаны с лидерством, правовой основой, модернизацией и реформами, защитой общества, связью, скоординированным управлением границей. Безусловно, они связаны, однако это положение является истиной только при условии отождествления цифровой таможни с ИКТ, что собственно и прослеживается в материалах 209/210 сессии ПТК и 74 заседания ПК. Другими словами, анализируется весь набор инструментов ВТамО из области ИКТ, группируется по темам, и, как результат для цифровой таможни формируются темы, которые впоследствии будут положены в концепцию цифровой таможни (Digital.Customs)13. При таком подходе

12 Item 66. Summary Report. 209th/210th Sessions. Permanent Technical Committee, 14 - 16 October 2015. Doc. PC0432E1a. Brussels, 17 November 2015. - P. 11.

13 Digital.Customs. Annex to Doc. SP0540E1a // A Strategic Approach to Support ICT-enabled Customs and Cross-Border Regulatory Reform through WCO Tools, Instruments and Guidelines. (Item XIV (b) on the Agenda. Digital Customs. Policy Commission, 74th Ses-

возникает больше вопросов, чем ответов. Мы полагаем, что выявленные противоречия, представляют интерес для научного исследования по проблематике формирования института цифровой таможни.

При рассмотрении вопроса о концепции цифровой таможни на заседании ПК обращено внимание, что предложенная Концепция предназначена для предоставления тематического обзора существующих инструментов и средств ВТамО. Её цель состоит в том, чтобы служить концептуальной основой для поддержки администраций стран-членов в понимании и применении инструментов, средств и руководств, связанных с ИКТ, которые уже были разработаны ВТамО, включая такие инструменты коммуникации, как CEN, nCEN и стандарты «единого окна», Модели данных, Глобальной таможенной сети, электронный обмен данными (EDI)14 и системе «Iris». По нашему мнению, концепция цифровой таможни должна заключаться не в формирования понимания и применения инструментов, средств и руководств, связанных с ИКТ, а в формировании глобального видения и понимания самой цифровой таможни. Если концепция сформирована по другому принципу, тогда речь идёт об отождествлении института цифровой таможни с информационными таможенными технологиями, что, на наш взгляд, не соответствует объективной действительности.

Вновь стоит напомнить, что на 209/210 заседаниях ПТК выдвинут тезис, что цифровая таможня - это (1) способ организации таможенной службы в эпоху цифровых технологий (Item 66. Summary Report. 209th/210th Sessions. Permanent Technical Committee), цифровая таможня - (2) технический инструмент для поддержки широких политических целей (Item 29. Digital customs. Item Vll.d on the Agenda. Permanent Technical Committee 209th /2010th Sessions). Как видно, здесь отсутствует отождествление цифровой таможни с информационными таможенными технологиями. До настоящего времени заседания остаётся ряд вопросов. Среди них - какая область (сфера) охвата цифровой таможни, единая система показателей ВТамО для цифровой таможни, место электронной таможни во взаимосвязи с механизмом «единого окна», комплексная цифровая таможенная палитра15 и т.д.?

Часть теоретических и практических аспектов формирования концепции ранее раскрыта в отдельной монографии при исследовании вопроса модернизации Пересмотренной Киотской конвенции16 Так, под концепцией понимается результат обобщающей схематизации материала прямых описаний ситуации и хода деятельности 17 Термин концепция (от лат. conception) означает систему взглядов, единое понимание чего-то; определяющий замысел, главную мысль, конструктивный

sion. Punta Cana, 7-9 December 2015. Doc. SP0540E1a, Brussels,

11 November 2015.

14 Electronic data interchange (EDI)

15 Состоит из необходимых инструментов, передовой практики,

систем, решений и инструментов ВТамО, существующих в мире,

имеющих отношений к сфере таможенного регулирования.

16 Kadyrkulov M.A., Mozer S.V. Improvement of instruments of customs administration: international and legal aspect (The Revised Kyoto Convention Management Committee): monograph / MA. Kadyrku-lov,S.V. Mozer. Moscow: Publishing House of the Russian Customs Academy, 2018. - 248 pages. URL: http://customs-academy.net/wp-content/uploads/2018/11/Kadyrkulov-Mozer_Kyoto.pdf (дата обращения: 05.06.2019).

17 Методологический словарь для управленцев. http://voluntary.ru

/termin/koncepcija.html (дата обращения: 19.03.2019).

18 г-,

принцип . В теории управления назначение концепции - определение ключевых направлений деятельности объекта управления, которое включает выявление путей и технологий достижения поставленных целей с выделением главных факторов их достижения. Хорошо продуманная концепция - это, прежде всего, направления, приоритеты и технологии развития объекта управления на долгосрочную перспективу19.

Возвращаясь к декабрьскому заседанию ПК, отметим, что на рассмотрение его экспертов был представлен документ, который именуется Концепция цифровой таможни20. По объему он занимает одну страницу и состоит из схемы, представленной 6-ю блоками, в которых тезисно излагается видение цифровой таможни. Название блоков (!) в точности повторяет темы, сформированные по результатам анализа руководств и инструментов ВТамО из области ИКТ. Содержание концепции цифровой таможни, представленной в рамках заседания ПК в декабре 2015 г. также тождественно в полном объеме материалу ПТК, озвученный в октябре 2016 г., в том числе для таких характеристик цифровой таможни, как целостность, всеохватывающий характер, масштабируемость.

Касательно вопроса дельнейшего развития и созре-вания21 цифровой таможни на сессии ПК было отмечено о достижении общего согласия относительно необходимости устойчивых, хорошо спланированных подходов к внедрению и модернизации ИКТ. В этом отношении Концепция цифровой таможни должна объединить перспективы упрощения, правоохрану и доходы, а также охватывать как стратегические, так и оперативные (операционные) аспекты. В качестве первого шага было предложено включить Концепцию цифровой таможни в Руководство по ИТ для руководителей, чтобы принимающие решения лица могли лучше понять, как различные инструменты и средства ВТамО помогают в модернизации ИКТ. Вторым шагом может быть структурированная организация предложений, которые были озвучены Марокко на 209/210 заседании ПТК 14-16 октября 2015 года.

В целях определения стратегической линии в части формирования Концепции цифровой таможни Секретариат ВТамО подготовил ряд вопросов для обсуждения. Среди них:

Являются ли темы, определённые в нынешней Концепции цифровой таможни, достаточными и отражают ли они существующие приоритеты и проблемы, с которыми сталкиваются таможенные администрации в области ИКТ, или приоритеты и проблемы, с которыми они могут столкнуться в ближайшем будущем?

Каковы проблемы, возникающие в связи с растущим

18 Власенко Н.А. Нормотворческая юридическая техника. Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2013г.; Абрамова А. И., Власенко Н. А.. Формулирование идеи и подготовка концепции нормативного правового акта. URL. https://scicenter.online /yuridicheskaya-tehnika-scicenter/formulirovanie-idei-podgotovka-kontseptsii-157147.html

19 Стратегический менеджмент. Концепция. https://studme.org /1350082618647/menedzhment/kontseptsiya (дата обращения: 19.03.2019).

20 Digital.Customs. Annex to Doc. SP0540E1a // A Strategic Approach to Support ICT-enabled Customs and Cross-Border Regulatory Reform through WCO Tools, Instruments and Guidelines. (Item XIV (b) on the Agenda. Digital Customs. Policy Commission, 74th Session. Punta Cana, 7-9 December 2015. Doc. SP0540E1a, Brussels, 11 November 2015.

21 Maturation.

использованием ИКТ, в области региональной интеграции (например, подходы к межсетевому взаимодействию (взаимосвязанности) или даже к совместным системам, региональные подходы «единого окна», транзит, соответствующие роли региональных экономических блоков и т. д.), и каковы последствия такого развития событий для модернизации национальных ИКТ?

Каковы последние или технологические разработки, которые могут предоставить новые возможности или повлиять на то, как таможня в настоящее время упрощает торговлю, выполняет регулирующие задачи и т. д.?

Стоит обратить внимание, что сформированные вопросы, по сути, сопряжены с ИКТ, но не с цифровой таможней. И здесь цифровая таможня отождествляется с информационными таможенными технологиями. По нашему мнению, в представленном перечне не достает таких вопросов, как

- сущность цифровой таможни;

- основные характеристики;

- описание и оценка состояния цифровой таможни и положения в операционной среде;

- цели развития цифровой таможни на ближайшую перспективу;

- компетенция цифровой таможни;

- проблемы и задачи, которые должны быть решены;

- ожидаемые результаты и состояние цифровой таможни;

- показатели, характеризующие деятельность цифровой таможни;

- характеристика системы управления цифровой таможни;

- соотношение института цифровой таможни с механизмом «единого кона», большими данными, интеллектуальным анализом данных, моделью данных, информационными коммуникационными технологиями;

- цифровая таможня и таможенные операции;

- цифровая таможня в разрезе институтов таможенного права и др.

Для ответа на поставленные вопросы необходимо было начать обсуждение проблематики цифровой таможни на региональном уровне, а также поделиться национальными и региональными перспективами и видением по рассматриваемому предмету с Секретариатом ВТамО и соответствующими органами данной международной организации. Часть ответов на поставленные вопросы была получена на 74-м заседании ПК.

Для комплексного понимания исследуемой проблематики и удобства восприятия мы сгруппировали озвученные позиции, предложения, видение делегатов, озвученные на заседании ПК по отдельным темам в рамках исследования вопроса формирования института цифровой таможни в государствах-членах ВТамО:

1. Понятийный аппарат.

2. Цифровизация таможни, как результат цифровой революции, как явление и процесс.

3. Таможенное дело и цифровая таможня.

4. Практические аспекты реализации института цифровой таможни.

5. Механизм управления, таможенное администрирование в контексте развития цифровой таможни.

6. Таможенные операции (бизнес-процессы) в рамках цифровой таможни.

7. Система управления рисками (СУР) и цифровая таможня.

8. Субъектный состав правоотношений в рамках цифровой таможни.

9. Инструменты, используемые для обеспечения функционирования цифровой таможни.

10. Технологии, содействующие развитию цифровой таможние в системе таможенного администрирования.

11. Единое окно и цифровая таможня, их связь и соотношение в сфере таможенного дела.

12. Электронная коммерция и влияние таможни на упрощение процедур торговли.

13. Безопасная цепь поставки товаров.

14. Институт уполномоченного экономического оператора.

15. Региональная интеграция и цифровая таможня.

16. Правовые вопросы организации функционирования цифровой таможни.

17. Институциональное развитие, кадровые вопросы.

18. Международные инструменты в области совершенствования таможенного администрирования и цифровая таможня.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Проблемные вопросы внедрения института цифровой таможни.

20. Дополнительные темы для концепции цифровой таможни.

21. Предложения по совершенствованию института цифровой таможни.

Как видно из приведённой группировки, цифровая таможня является комплексным явлением, которое охватывает различные вопросы таможенного администрирования и упрощения процедур торговли. Обратим внимание, что вопрос использования технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в рамках развития института цифровой таможни является лишь одним из поименованного тематического списка, который раскрывает проблематику цифровой таможни. В этой связи отождествление цифровой таможни только с таможенными технологиями некорректно.

Мы также понимаем, что для руководства таможенных администраций интерес представляет видение (концепция) цифровой таможни в контексте практической деятельности структурных подразделений таможенных органов. Не менее важным является ответ на вопрос, так что же такое цифровая таможня, её система, признаки, характеристики, механизмы управления и инструменты таможенного регулирования и т.д.? Наконец, какие существуют методики и концепции по развитию института цифровой таможни в государствах-членах ВТамО?

Анализ материалов заседания ПК позволяет сделать вывод о подходах к формированию понятийного аппарата цифровой таможни.

Обратим внимание, что понятийный аппарат - это логично выстроенная система специальных терминов, позволяющая единообразно толковать и понимать образующиеся в науке взаимосвязи и процессы22 В любом исследовании, на наш взгляд, важно определиться с точным толкованием какого-либо понятия, несущим в себе чёткий, фиксированный смысл23. Понятие - это одна из основных форм человеческого мышления, которая отражает в общих чертах суть явлений и предметов окружающего нас реального мира, выделяя среди них как общие, так и специфические признаки, и закрепляя полученный опыт в определениях (дефинициях) 4

В нашем случае таким понятием является «цифровая таможня». Полагаем, что прежде чем проводить

22 Что такое понятийный аппарат? URL: http://fb.ru/article/379693 /chto-takoe-ponyatiynyiy-apparat (дата обращения: 19.03.2019).

23 Что собой представляет определение. URL: https://vchem-raznica.ru/chem-otlichaetsya-ponyatie-ot-opredeleniya/ (дата обращения: 19.03.2019).

24 Что собой представляет понятие. URL: https://vchem-raznica.ru/chem-otlichaetsya-ponyatie-ot-opredeleniya/ (дата обращения: 19.03.2019).

дискуссии о темах раскрывающих содержание цифровой таможни, принципиально важным является определение «цифровой таможни», которое содержит четкий фиксированный смысл этого явления. Несмотря на то, что этот вопрос глубоко не затрагивался на заседании ПК, из всего обилия материалов мы выделили следующий подход, который несколько позже позволит сформировать варианты определения:

цифровая таможня является всеобъемлющим средством (англ. enabler - фактор, пособник), способствующим объединению различных ключевых и возникающих вопросов таможни в повестке дня ВТамО, таких как электронная коммерция, оценка эффективности и обмен информацией25.

Обратим внимание, что для данного случая цифровая таможня выступает средством, которое фактически объединяет актуальные вопросы таможенного администрирования, находящиеся на повестке дня ВТа-мО. Например, если апеллировать к словам Генерального секретаря ВТамО, озвученным на 74-м заседании ПК, то понятие «цифровая таможня» можно толковать как средство, которое среди прочего касается (1) управления изменениями, (2) административно-правовых (организационных) вопросов функционирования современной таможни, а также (3) использования цифровых технологий. Важно также понять, что цифровая таможня не отождествляется на 100% с ИКТ, равно как и инструментами, средствами, которые разработаны международным таможенным сообществом по линии ИКТ. В то же время, в понятийном контексте, отсутствуют ответы на вопрос о цифровой таможне как системе, и какие элементы её формируют. Таким образом, продолжается выработка подходов к формированию понятийного аппарата цифровой таможни в контексте функционирования различных рабочих органов ВТамО.

В следующем научно-исследовательском материале будет представлен более подробный анализ по каждому из классифицированных направлений (актуальных вопросов), рассмотренных Политической комиссией ВТамО по цифровой таможне. Полагаем, что такая детализация может иметь положительное значение при создании концепции цифровой таможни в государствах-членах ЕАЭС.

В свете изложенного и основываясь на ранее проведённом анализе, сформулируем выводы:

1. Промышленная революция в настоящее время выходит за рамки использования электроники и информационных технологий в направлении следующего развития - цифрового мира, основанного на кибер-физической системе, которую иногда называют «Интернетом вещей». Соответственно трансформация таможни, её механизмов управления, администрирования, технологий, информационных систем, программных продуктов в цифровой мир, делает её цифровой.

2. Цифровая таможня представляет собой средство, а не самоцель, и цель должна состоять не в том, чтобы оцифровать существующие бюрократические процессы, а в первую очередь проанализировать их для достижения наилучшего возможного результата. Циф-ровизация должна рассматриваться как часть «интегрированной таможенной» системы.

3. Одним из важных рабочих документов ВТамО, ко-

25 Item 251. Report to the Policy Commission. Policy Commission, 74th Session. Punta Cana, 7-9 December 2015. Doc. SP0550E1a.

Brussels, 27 January 2016. - P. 50.

торый отражает видение цифровой таможни и концепцию её развития, является «Стратегический подход к поддержке таможенной и трансграничной реформы в сфере ИКТ с использованием инструментов, средств и руководств ВТамО», представленный на 74-м заседании ПК 7-9 декабря 2015 года.

4. Цифровая таможня может быть сформирована как: стратегический подход к поддержке таможенной и трансграничной реформы в сфере ИКТ с использованием инструментов, средств и руководств ВТамО.

Наряду с этим в материалах ВТамО отражены другие определения понятия цифровой таможни:

ЦТ - это технический инструмент для поддержки широких политических целей;

ЦТ - способ организации таможенной службы в эпоху цифровых технологий.

Определение цифровой таможни посредством сведения к стратегическому подходу к поддержке таможенной и трансграничной реформы лишь в сфере ИКТ, по нашему мнению, не идеально.

К моменту 74-го заседания ПК и рассмотрения вопроса формирования института цифровой таможни отсутствует официальное определение понятия «цифровая таможня». Отсутствуют чёткие указания, является ли институт цифровой таможни тем же явлением, что и информационные таможенные технологии.

По мнению автора, актуальными вопросами цифровой таможни являются:

- сущность цифровой таможни;

- основные характеристики;

- описание и оценка состояния цифровой таможни и положения в операционной среде;

- цели развития цифровой таможни на ближайшую перспективу;

- проблемы и задачи, которые должны быть решены;

- ожидаемые результаты и состояние цифровой таможни;

- показатели, характеризующие деятельность цифровой таможни;

- характеристика системы управления цифровой таможни;

- соотношение института цифровой таможни с механизмом «единого окна», большими данными, интеллектуальным анализом данных, моделью данных, информационными коммуникационными технологиями;

- цифровая таможня и таможенные операции;

- цифровая таможня в разрезе институтов таможенного права и др.

5. На декабрь 2017 г. были сформированы руководящие указания относительно будущего формирования и развития (созревания) концепции цифровой таможни. Тематика цифровой таможни, которая была определена на 209/210 заседании ПТК в октябре 2015 г. состоит из лидерства; правовой основы; модернизации и реформы; защиты общества; связи; скоординированного управления границами.

6. В рабочих материалах ВТамО к заседанию ПК, цифровая таможня, на наш взгляд, рассматривается в узком понимании и сквозь призму инструментов ВТа-мО, связанных с ИКТ. Очевидно, что тематика цифровой таможни формируется на основе следующего подхода: анализируется весь набор инструментов ВТамО из области ИКТ, группируется по блокам, и, как результат для цифровой таможни формируются темы, которые впоследствии будут положены в концепцию цифровой таможни.

7. На заседании ПК предложена Концепция цифровой таможни. По мнению автора, это Концепция отражает узкое понимание цифровой таможни. Концепция занимает одну страницу и состоит из схемы, представлен-

ной 6-ю блоками26, в которых тезисно излагается видение цифровой таможни. Предложенная Концепция предназначена для предоставления тематического обзора существующих инструментов и средств ВТамО. Её цель - служить концептуальной основой для поддержки администраций стран-членов в понимании и применении инструментов, средств и руководств, связанных с ИКТ, которые уже были разработаны ВТамО.

По нашему мнению, концепция цифровой таможни, как системы должна заключаться несколько другом - в формировании глобального видения и понимания самой цифровой таможни в разрезе административно-правовых, организационных, технологических, технических, методологических аспектах.

Предложенная Концепция

- не определяет пути перехода от текущего положения объекта (таможни) к желательному (цифровой таможне) в соответствии с целями, поставленными субъектом управления;

- отсутствует общее описание и оценка состояния цифровой таможни и её положения во внешней среде;

- не определены проблемы и задачи, которые должны быть решены для достижения стратегических целей;

- отсутствует характеристика системы управления, обеспечивающей достижение стратегических целей цифровой таможни и др.

8. Делегатам ПК предложено:

1-й шаг: включить Концепцию цифровой таможни в Руководство по ИТ для руководителей.

2-й шаг: подготовка структурированной организации предложений, которые были озвучены Марокко на 209/210 заседании ПТК 14-16 октября 2015 года.

Мы полагаем, что третий шаг (этап) должен быть связан с рассмотрением института цифровой таможни сквозь призму всех инструментов ВТамО, а не только Руководства по ИТ для руководителей.

9. Проведён анализ рассмотренных ПК вопросов по формированию института цифровой таможни. На основании анализа рассмотренных делегатами вопросов, автором предложена их классификация.

Анализ проблематики развития института цифровой таможни подтверждает существенный тезис автора, что цифровая таможня - это комплексное явление, которое следует рассматривать в широком смысле, не ограничиваясь её отождествлением лишь с информационными коммуникационными технологиями.

Полагаем, что для исследования анализируемого института, предложенная тематическая классификация цифровой таможни может быть использована при составлении опросных листов для подготовки отдельного Руководства ВТамО по цифровой таможне.

10. Создание цифровой таможни предполагает пересмотр Стратегии развития таможенной службы в организационном и оперативном плане.

11. Актуальным вопросом таможенного администрирования является создание Методики оценки эффективности и показателей эффективной деятельности цифровой таможни. Такая методика (инструмент), на наш взгляд, должна быть создана на платформе ВТамО. На сегодняшний день отсутствуют какие-либо методические или научно-практические разработки международных экспертов в анализируемой области. По нашему мнению, работа в этом направлении должна быть активизирована по линии Подкомитета управления информацией ВТамО с последующим доведением результатов работы в адрес Постоянного технического комитета, Политической ко-

26 Лидерство; правовая основа; модернизация и реформа; защита общества; связь; скоординированное управление границами.

миссии и Совета ВТамО.

12. Разработка концепции цифровой таможни предполагает её широкое обсуждение с представителями предпринимательского сообщества, а также органами государственной власти, контролирующими внешнеэкономическую деятельность.

13. Под цифровизацией таможни следует понимать применение прорывных технологий, трансформирующих операционные процессы и бизнес модели за счёт замещения или дополнения должностного лица таможенных органов на базе использования продвинутой аналитики, искусственного интеллекта, мобильных и носимых устройств, роботизации и интеграционных технологических платформ. Цифровизация таможни предполагает постоянный процесс совершенствования и трансформацию таможенного администрирования, путём поиска, пилотирования и внедрения новых прорывных решений в сфере таможенного дела27.

14. Цифровую таможню можно рассматривать в рамках процессов автоматизации, цифровизации, а также цифровой трансформации.

Автоматизация - это перевод существующих в таможенном администрировании процессов «как есть» на базу компьютерных вычислений, электронного хранения и обмена данными.

Цифровизация таможенного администрирования -это изменение таможенных операций (бизнес-процессов) таможни «как надо» таким образом, чтобы они больше соответствовали новым инструментам и технологиям цифровой среды (экономики).

Цифровая трансформация деятельности таможни -изменение модели таможенного администрирования: стратегии, процессов (таможенных операций), организационной структуры таможни, финансирования, организационно-правовых механизмов, для наиболее эффективного использования возможностей цифровой среды (экономики)28.

15. Решение таможни можно назвать цифровым, если оно основано на одной из групп технологий:

- продвинутая аналитика (продвинутая аналитика и большие данные);

- искусственный интеллект (например, компьютерное зрение, речевой интерфейс);

- роботизация (роботы и дроны);

- мобильные и носимые устройства (мобильные решения, носимые технологии, например, электронные таможенные пломбы);

- интеграционные технологические платформы (промышленный интернет вещей, облачные технологии, электронное взаимодействие и социальные сети, ускоренные/ квантовые вычисления, распределённые реестры данных (блокчейн) [см. Серых Т.].

16. Для создания модели цифровой таможни требуется исследование следующих элементов в одной системе координат:

- применение прорывных (цифровых) технологий;

- трансформация операционных процессов (таможенных операций);

- оптимизация бизнес-процессов;

- бизнес-модели;

- продвинутая аналитика;

- искусственный интеллект;

27 См. Серых Татьяна. Accenture. Цифровизация. III конференция «Технологии в области разведки и добычи нефти», 2017. - Слайд 11. URL: http://techneft.ru/images/doc/sekcii/06_ informatizaci-ya/8_accenture.pdf (дата обращения: 19.03.2018).

28 См. Боровков Павел. Что такое цифровизация? 21 декабря 2018г. URL: http://platforum.online/poleznoe/articles/chto-takoe-czifrovizacziya/ (дата обращения: 19.03.2018).

- мобильные и носимые устройства;

- автоматизация;

- роботизация;

- интеграционные технологические платформы;

- модель цифровой таможни и её варианты.

17. Совершенствование таможенного администрирования в рамках развития института цифровой таможни предусматривает использование интеллектуального анализа данных для определения объектов контроля.

18. Под информационными технологиями мы понимаем процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов. Соответственно под информационными таможенными технологиями следует понимать те же элементы (явления) в рамках таможенных правоотношений.

Актуальными вопросами цифровой таможни в рамках информационных таможенных технологий можно выделить следующие:

- использование аналитики и искусственного интеллекта;

- развитие механизма «единого окна»;

- автоматизация таможенных операций;

- удалённая обработка данных на границе;

- дистанционное управление;

- функциональная (оперативная) совместимость;

- использование мобильных приложений ИКТ.

Информационные таможенные технологии необходимо вводить в систему таможенного администрирования, прежде всего, с точки зрения организации таможенного дела, а не с точки зрения IT. Они производ-ны от механизмов управления в таможне, задач, поставленных перед таможенной службой, а также ад-министрируемых таможней таможенных операций (бизнес-процессов).

19. «Единое окно» является важным проектом (механизмом, технологией, правовым явлением) в контексте формирования института цифровой таможни. Важно определить соотношение цифровой таможни и механизма «единого окна».

20. В ходе дискуссий была высказана частная точка зрения об актуальности темы цифровой таможни на 2016 год и необходимости сосредоточения внимания на этой проблематике для эффективной реализации Соглашения по упрощению процедур торговли.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По мнению автора, тезис «цифровая таможня для реализации Балийского соглашения» априори некорректен для последующего применения.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 90,04%.

Список литературы:

1. Боровков Павел. Что такое цифровизация? 21 декабря 2018г. URL: http://platforum.online/poleznoe/articles/chto-takoe-czifrovizacziya/ (дата обращения: 19.03.2018).

2. Власенко Н.А. Нормотворческая юридическая техника. Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2013г.; Абрамова А. И., Власенко Н. А.. Формулирование идеи и подготовка концепции нормативного правового акта. URL. https://scicenter.online/yuridicheskaya-tehnika-scicenter/formulirovanie-idei-podgotovka-kontseptsii-157147.html

3. Кадыркулов М.А., Мозер С.В., Липатова Н.Г. Всемирная таможенная организация как современный институт совершенствования таможенного администрирования и упрощения процедур торговли: монография. Люберцы: РИО Российской таможенной академии, 2017. - С.32. URL: http://customs-academy.net/wp-content/uploads/2018 /11/Мон.-ВТамО_Кадыркулов_Мозер_ Липа-това_^^дата обращения: 19.03.2019

4. Kadyrkulov M.A., Mozer S.V. Improvement of instruments of customs administration: international and legal aspect (The Revised Kyoto Convention Management Committee): monograph / MA. Kadyrkulov, S.V. Mozer. Moscow: Publishing House of the Russian Customs Academy, 2018. - 248 pages. URL: http://customs-academy.net/wp-content/uploads/2018

/11/Kadyrkulov-Mozer_Kyoto.pdf (дата обращения: 05.06.2019).

5. Серых Татьяна. Accenture. Цифровизация. III конференция «Технологии в области разведки и добычи нефти», 2017. - Слайд 11. URL: http://techneft.ru /images/doc/sekcii/06_informatizaciya/8_accenture.pdf (дата обращения: 19.03.2018).

6. Методологический словарь для управленцев. http://voluntary.ru/termin/koncepcija.html

7. Монография «Цифровая таможня. Опыт Всемирной таможенной организации» // Информационный ресурс «Российская таможенная академия: НАУКА», 20 июня 2019г. URL: http://customs-academy.net/?p=12388 (дата обращения: 19.03.2019).

8. Стратегический менеджмент. Концепция. https://studme.org/1350082618647/menedzhment/kontseptsiya (дата обращения: 19.03.2019).

9. Что такое понятийный аппарат? URL: http ://fb .ru/article/379693/chto-takoe-ponyatiynyiy-apparat (дата обращения: 19.03.2019).

10. Что собой представляет определение. URL: https://vchemraznica.ru/chem-otlichaetsya-ponyatie-ot-opredeleniya/ (дата обращения: 19.03.2019).

11. Что собой представляет понятие. URL: https://vchemraznica.ru/chem-otlichaetsya-ponyatie-ot-opredeleniya/ (дата обращения: 19.03.2019).

12. Повестка 2-го заседания Экспертной группы по подготовке первоначального проекта документа «О выработке подходов по формированию цифровой таможни», 19 июня 2019г. // Архив ЕЭК.

13. Application of information and communication technology. Chapter 7. General Annex Guidelines. Kyoto Convention. URL: http://www.wcoomd.org/-/media/wco/public/global /pdf/topics/facilitation/instruments-and-tools/tools/ict-guidelines/ict-guidelines.pdf?db=web (date of the request: 05.06.2019).

14. A Strategic Approach to Support ICT-enabled Customs and Cross-Border Regulatory Reform through WCO Tools, Instruments and Guidelines)// Item 5. Digital Customs. A Strategic Approach to Support ICT-enabled Customs and Cross-Border Regulatory Reform through WCO Tools, Instruments and Guidelines. Item XIV (b) on the Agenda. Policy Commission. 74th Session. 74th Session, 7-9 December 2015. Doc. SP0540E1a. Brussels, 11 November 2015.- P. 3.

15. A Strategic Approach to Support ICT-enabled Customs and Cross-Border Regulatory Reform through WCO Tools, Instruments and Guidelines. (Item XIV (b) on the Agenda. Digital Customs. Policy Commission, 74th Session. Punta Cana, 7-9 December 2015. Doc. SP0540E1a, Brussels, 11 November 2015.

16. Digital customs. Item VII.d on the Agenda. Permanent Technical Committee 209th /2010th Sessions, 14-16 October 2015. Doc. PC0430E1a, Brussels, 03 August 2015 - P. 7.

17. Digital Customs. A Strategic Approach to Support ICT-enabled Customs and Cross-Border Regulatory Reform through WCO Tools, Instruments and Guidelines. Item XIV (b) on the Agenda. Policy Commission. 74th Session. 74th Session, 7-9 December 2015. Doc. SP0540E1a. Brussels, 11 November 2015.- P.4.

18. Digital.Customs. Annex to Doc. SP0540E1a // A Strategic Approach to Support ICT-enabled Customs and Cross-Border Regulatory Reform through WCO Tools, Instruments and Guidelines. (Item XIV (b) on the Agenda. Digital Customs. Policy Commission, 74th Session. Punta Cana, 7-9 December 2015. Doc. SP0540E1a, Brussels, 11 November 2015.

19. Summary Report. 209th/210th Sessions. Permanent Technical Committee, 14 - 16 October 2015. Doc. PC0432E1a. Brussels, 17 November 2015. - P. 11.

20. Report to the Policy Commission. Policy Commission, 74th Session. Punta Cana, 7-9 December 2015. Doc. SP0550E1a. Brussels, 27 January 2016.

21. Terms of Reference for the Policy Commission. URL: http://www.wcoomd.org/en/about-us/wco-working-bodies/policy-commission.aspx (дата обращения: 19.03.2019).

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Мозера Сергея Владимировича «Классификация актуальных вопросов института цифровой таможни во Всемирной таможенной организации» На сегодняшний день в Евразийской экономической комиссии (далее- ЕЭК) состоялось несколько заседаний рабочей группы по цифровой таможне, в рамках которых были рассмотрены концептуальные подходы к формированию правового института цифровой таможни в государствах- членах Евразийского экономического союза. Среди прочего внимание экспертов обращено на научно-практические разработки, характеризующие развитие института цифровой таможни как комплексного правового явления.

Опыт Всемирной таможенной организации (далее - ВТамО) в части развития цифровой таможни, без сомнения, представляет особый интерес и подлежит изучению в рамках последовательно проводимой работы в ЕЭК.

Актуальность рецензируемой статьи М.В. Мозера заключается в том, что её автор впервые на научном уровне анализирует и классифицирует проблематику, а также рассмотренные вопросы по цифровой таможне на уровне Политической комиссии и Постоянного технического комитета ВТамО. Среди них - понятийный аппарат; цифровизация таможни как

результат цифровой революции, как явление и процесс; таможенное дело и цифровая таможня; практические аспекты реализации института цифровой таможни; механизм управления, таможенное администрирование в контексте развития цифровой таможни и др.

Исследовательский материал обращен к широкому кругу специалистов, деятельность которых связана с модернизацией института электронной, цифровой таможни, совершенствованием таможенного регулирования, а также международным таможенным правом.

Полученные в рамках исследования С.В. Мозера выводы могут быть рекомендованы к рассмотрению на заседании Подкомитета управления информацией Всемирной таможенной организации.

Научно-исследовательская статья С.В. Мозера, представляет научный и практический интерес и заслуживает опубликования в журнале «Социально- политические науки».

Советник отдела таможенных операций и таможенного контроля Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики, Евразийская экономическая комиссия, канд. юрид. наук

Д.А. Авдонин

CLASSIFICATION OF ACTUAL ISSUES OF THE INSTITUTE OF DIGITAL CUSTOMS IN THE WORLD CUSTOMS ORGANIZATION

©Mozer Sergei V., PhD in law, Deputy Head of Division of Advanced Customs Technologies, Department of Customs Legislation Place of employment: the Eurasian Economic Commission

moser-info@yandex.ru

Abstract: the presented article reveals topical issues of the formation of the digital customs institution at the World Customs Organization. Based on the study of the WCO working materials, the author conducts a classification of the thematic of digital customs. The article touches upon the issues of the formation of the conceptual apparatus, as well as the conjugation of the analyzed institution with information communication technologies. There are also conclusions related to the results of the study. The research material is a matter of interest to a wide range of specialists whose activities are related to the improvement of customs regulation, development of the institute of digital customs, as well as international customs law.

Keywords: The World Customs Organization, the WCO, the Eurasian Economic Union, EEU, the Eurasian Economic Commission, EEC, Policy Commission, Permanent Technical Committee of the WCO, e-Customs, digital customs, digital customs concept, customs regulation, customs administration, international customs law, customs.

Reference list:

1. Application of information and communication technology. Chapter 7. General Annex Guidelines. Kyoto Convention. URL: http ://www. wcoomd.o rg/-/med ia/wco/publ ic/global/pdf /topics/facilitation/instruments-and-tools/tools/ict-guidelines/ict-guidelines.pdf?db=web (date of the request: 05.06.2019).

2. A Strategic Approach to Support ICT-enabled Customs and Cross-Border Regulatory Reform through WCO Tools, Instruments and Guidelines)// Item 5. Digital Customs. A Strategic Approach to Support ICT-enabled Customs and Cross-Border Regulatory Reform through WCO Tools, Instruments and Guidelines. Item XIV (b) on the Agenda. Policy Commission. 74th Session. 74th Session, 7-9 December 2015. Doc. SP0540E1a. Brussels, 11 November 2015.- P. 3.

3. A Strategic Approach to Support ICT-enabled Customs and Cross-Border Regulatory Reform through WCO Tools, Instruments and Guidelines. (Item XIV (b) on the Agenda. Digital Customs. Policy Commission, 74th Session. Punta Cana, 7-9 December 2015. Doc. SP0540E1a, Brussels, 11 November 2015.

4. Digital customs. Item VII.d on the Agenda. Permanent Technical Committee 209th /2010th Sessions, 14-16 October 2015.

Doc. PC0430E1a, Brussels, 03 August 2015 - P. 7.

5. Digital Customs. A Strategic Approach to Support ICT-enabled Customs and Cross-Border Regulatory Reform through WCO Tools, Instruments and Guidelines. Item XIV (b) on the Agenda. Policy Commission. 74th Session. 74th Session, 7-9 December 2015. Doc. SP0540E1a. Brussels, 11 November 2015.-P.4.

6. Digital.Customs. Annex to Doc. SP0540E1a // A Strategic Approach to Support ICT-enabled Customs and Cross-Border Regulatory Reform through WCO Tools, Instruments and Guidelines. (Item XIV (b) on the Agenda. Digital Customs. Policy Commission, 74th Session. Punta Cana, 7-9 December 2015. Doc. SP0540E1a, Brussels, 11 November 2015.

7. Summary Report. 209th/210th Sessions. Permanent Technical Committee, 14 - 16 October 2015. Doc. PC0432E1a. Brussels, 17 November 2015. - P. 11.

8. Report to the Policy Commission. Policy Commission, 74th Session. Punta Cana, 7-9 December 2015. Doc. SP0550E1a. Brussels, 27 January 2016.

9. Terms of Reference for the Policy Commission. URL: http://www.wcoomd.org/en/about-us/wco-working-bodies/policy-commission.aspx

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.