Научная статья на тему 'КЛАССИЧЕСКОЕ ХОРОВОЕ НАСЛЕДИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ "МУЗЫКОВЕДЕНИЕ" В УНИВЕРСИТЕТАХ КИТАЯ'

КЛАССИЧЕСКОЕ ХОРОВОЕ НАСЛЕДИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ "МУЗЫКОВЕДЕНИЕ" В УНИВЕРСИТЕТАХ КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
76
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КИТАЙСКИЕ ВУЗЫ / СТУДЕНТЫ / КИТАЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МУЗЫКОВЕДЕНИЕ / КЛАССИЧЕСКОЕ ХОРОВОЕ НАСЛЕДИЕ / УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ХОРОВОЕ ПЕНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лю Даньци

Актуальность статьи обусловлена тем, чтовыпускники, получившие профессиональную подготовку по специальности «Музыковедение» в университетах Китая, должны быть подготовлены к педагогической работе в системе общего и дополнительного музыкального и художественного образования, к работе, связанной с музыкальным исполнительством и т. д. Чтобы быть успешными и востребованными, выпускникам необходимо обладать знаниями в области классического хорового музыкального наследия - европейской и русской хоровой музыки XVII-XIX вв., имеющей глубокое содержание, художественную ценность и большой педагогический потенциал. Цель статьи - раскрыть результаты диагностики освоенности студентами специальности «Музыковедение» классического хорового наследия, обосновать необходимость целенаправленной работы по его освоению в процессе их профессиональной подготовки в университетах Китая. Методологической основой исследования являются: теоретические положения о содержании понятия «классическое музыкальное наследие», о педагогическом потенциале данного пласта мировой музыкальной культуры в воспитании и образовании обучающихся; теоретические положения, раскрывающие особенности дирижерско-хоровой подготовки студентов специальности «Музыковедение» в университетах Китая. Методами исследования послужили изучение и анализ научной литературы, анализ и обобщение педагогического опыта, педагогическое наблюдение, анализ программ и учебников по музыке для общеобразовательных школ Китая, анкетирование и т. д. Научная новизна состоит в формулировке понятия «классическое хоровое наследие» применительно к педагогической деятельности; выявлении и теоретическом обосновании диагностических методик выявления уровня освоенности студентами специальности «Музыковедение» классического хорового наследия. Представлены результаты диагностического обследования студентов музыкальной консерватории университета Линьи (провинция Шаньдун, КНР). Автор делает вывод о том, что знания, умения и навыки студентов в области классического хорового наследия недостаточны для успешного руководства процессом его освоения обучающимися и реализации его педагогического потенциала. Необходима целенаправленная работа в этом направлении - в процессе дирижерско-хоровой подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSICAL CHORAL HERITAGE IN PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS MAJORING IN MUSICOLOGY AT CHINESE UNIVERSITIES

The relevance of the article is due to the fact that graduates who received professional training in Musicology at Chinese universities should be prepared for pedagogical work in the system of general and additional musical and artistic education, for work related to musical performance, etc. To be successful and in demand, graduates need to have knowledge in the field of classical choral musical heritage - European and Russian choral music of the XVII-XIX centuries, which has deep content, artistic value and great pedagogical potential. The purpose of the article is to disclose the results of diagnostics on the mastery by students of the specialty “Musicology” of the classical choral heritage, to justify the need for purposeful work on its development in the process of their professional training at Chinese universities. The methodological basis of the study is: theoretical provisions on the content of the concept of “classical musical heritage”, on the pedagogical potential of this layer of world musical culture in the education and education of students; theoretical provisions revealing the features of conducting and choral training of students of the specialty “Musicology” at universities in China. Research methods were the study and analysis of scientific literature, analysis and generalization of pedagogical experience, pedagogical observation, analysis of programs and textbooks on music for general education schools in China, questionnaires, etc.Scientific novelty consists in the formulation of the concept of “classical choral heritage” in relation to pedagogical activity; identification and theoretical justification of diagnostic methods for detecting the level of mastery by students of the specialty “Musicology” of the classical choral heritage. The results of a diagnostic examination of students of the music conservatory of Linyi University (Shandong province, China) are presented. The author concludes that the knowledge, skills and skills of students in the field of classical choral heritage are not sufficient to successfully guide the process of its mastering by students and realize its pedagogical potential. Purposeful work is needed in this direction - in the process of conducting and choral training.

Текст научной работы на тему «КЛАССИЧЕСКОЕ ХОРОВОЕ НАСЛЕДИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ "МУЗЫКОВЕДЕНИЕ" В УНИВЕРСИТЕТАХ КИТАЯ»

DO110.26170/2079-8717_2023_01 _09 ГРНТИ 14.35.09

УДК 378.147:378.016:784 ББК Щ314,70+Ч448.4(Кит)

Код ВАК 5.8.2

Лю Даньци,

аспирант кафедры музыкального образования, Уральский государственный педагогический университет; 620075, Россия, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта 9; преподаватель музыкальной консерватории, Университет Линьи, провинция Шаньдун, КНР; e-mail: liudanqi95@gmail.com

КЛАССИЧЕСКОЕ ХОРОВОЕ НАСЛЕДИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «МУЗЫКОВЕДЕНИЕ» В УНИВЕРСИТЕТАХ КИТАЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: музыкально-педагогическое образование; китайские вузы; студенты; китайское образование; музыковедение; классическое хоровое наследие; учебные дисциплины; образовательный процесс; музыкальное искусство; хоровое пение

АННОТАЦИЯ. Актуальность статьи обусловлена тем, что выпускники, получившие профессиональную подготовку по специальности «Музыковедение» в университетах Китая, должны быть подготовлены к педагогической работе в системе общего и дополнительного музыкального и художественного образования, к работе, связанной с музыкальным исполнительством и т. д. Чтобы быть успешными и востребованными, выпускникам необходимо обладать знаниями в области классического хорового музыкального наследия - европейской и русской хоровой музыки XVII-XIX вв., имеющей глубокое содержание, художественную ценность и большой педагогический потенциал. Цель статьи - раскрыть результаты диагностики освоенности студентами специальности «Музыковедение» классического хорового наследия, обосновать необходимость целенаправленной работы по его освоению в процессе их профессиональной подготовки в университетах Китая. Методологической основой исследования являются: теоретические положения о содержании понятия «классическое музыкальное наследие», о педагогическом потенциале данного пласта мировой музыкальной культуры в воспитании и образовании обучающихся; теоретические положения, раскрывающие особенности дирижерско-хоровой подготовки студентов специальности «Музыковедение» в университетах Китая. Методами исследования послужили изучение и анализ научной литературы, анализ и обобщение педагогического опыта, педагогическое наблюдение, анализ программ и учебников по музыке для общеобразовательных школ Китая, анкетирование и т. д. Научная новизна состоит в формулировке понятия «классическое хоровое наследие» применительно к педагогической деятельности; выявлении и теоретическом обосновании диагностических методик выявления уровня освоенности студентами специальности «Музыковедение» классического хорового наследия. Представлены результаты диагностического обследования студентов музыкальной консерватории университета Линьи (провинция Шаньдун, КНР). Автор делает вывод о том, что знания, умения и навыки студентов в области классического хорового наследия недостаточны для успешного руководства процессом его освоения обучающимися и реализации его педагогического потенциала. Необходима целенаправленная работа в этом направлении - в процессе дирижерско-хоровой подготовки.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Лю, Даньци. Классическое хоровое наследие в профессиональной подготовке студентов специальности «Музыковедение» в университетах Китая / Лю Даньци. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2023. - № 1. - С. 71-78. - DOI: 10.26170/2079-8717_2023_01_09.

Liu Danqi,

Postgraduate Student of Department of Music Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia; Lecturer of

Music School, Linyi University, Shandong Province, China

CLASSICAL CHORAL HERITAGE IN PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS MAJORING IN MUSICOLOGY AT CHINESE UNIVERSITIES

KEYWORDS: musical and pedagogical education; Chinese universities; students; Chinese education; mu-sicology; classical choral heritage; academic disciplines; educational process; musical art; choral singing

ABSTRACT. The relevance of the article is due to the fact that graduates who received professional training in Musicology at Chinese universities should be prepared for pedagogical work in the system of general and additional musical and artistic education, for work related to musical performance, etc. To be successful and in demand, graduates need to have knowledge in the field of classical choral musical heritage - European and Russian choral music of the XVII-XIX centuries, which has deep content, artistic value and great pedagogical potential. The purpose of the article is to disclose the results of diagnostics on the mastery by students of the specialty "Musicology" of the classical choral heritage, to justify the need for purposeful work on its development in the process of their professional training at Chinese universities. The methodological basis of the study is: theoretical provisions on the content of the concept of "classical musical heritage", on the pedagogical potential of this layer of world musical culture in the education and education of students; theoretical provisions revealing the features of conducting and choral training of students of the specialty "Musicology" at universities in China. Research methods were the study and analysis of scientific literature, analysis and generalization of pedagogical experience, pedagogical observation, analysis of programs and textbooks on music for general education schools in China, questionnaires, etc. Scientific novelty consists in the formulation of the concept of "classical choral heritage" in relation to pedagogical activity;

© .Hro ,aH^H, 2023

identification and theoretical justification of diagnostic methods for detecting the level of mastery by students of the specialty "Musicology" of the classical choral heritage. The results of a diagnostic examination of students of the music conservatory of Linyi University (Shandong province, China) are presented. The author concludes that the knowledge, skills and skills of students in the field of classical choral heritage are not sufficient to successfully guide the process of its mastering by students and realize its pedagogical potential. Purposeful work is needed in this direction - in the process of conducting and choral training.

FOR CITATION: Liu, Danqi. (2023). Classical Choral Heritage in Professional Training of Students Majoring in Musicology at Chinese Universities. In Pedagogical Education in Russia. No. 1, pp. 71-78. DOI: 10.26170/2079-8717_2023_01_09.

Постановка проблемы. Сегодня в многопрофильных, педагогических университетах и в музыкальных консерваториях Китая ведется профессиональная подготовка студентов по специальности 130202 «Музыковедение». Выпускники, окончившие вуз по данной специальности, работают в различных профессиональных сферах - в сфере бизнеса (арт-менеджмент, организация культурно-развлекательных мероприятий, брокерские услуги в области исполнительских видов искусств, рекламные компании, производство и распространение электронной музыки и т. д.), в сфере СМИ (ТУ, радио, журналы, газеты, сеть Интернет и т. д.), в сфере музыкального исполнительства (сольное исполнительство, музыкально-театральные постановки, руководство учебными, профессиональными, любительскими оркестрами и хорами и т. д.).

Однако большинство выпускников данной специальности выбирают профессию педагога в сфере музыкального образования (по данным, собранным в последние годы в консерватории университета Линьи, эта цифра достигает 90%). Они работают учителями музыки, педагогами-организаторами художественных клубов, классными руководителями в общеобразовательных начальных и средних школах, воспитателями в детских садах (музыкальное воспитание в Китае интегрируется в общий педагогический процесс и осуществляется воспитателями), педагогами во Дворцах культуры и Дворцах молодежи, в музыкальных и художественных школах, преподавателями в различных колледжах и вузах и т. д.

Востребованность выпускников специальности «Музыковедение» в любой из вышеназванных профессиональных сфер зависит от уровня владения ими знаниями, умениями и навыками не только в области китайской национальной музыкальной культуры, но и в области классического музыкального наследия - европейской и русской музыки ХУП-ХГХ вв. [16]. В том числе это касается классического хорового наследия, все больше и больше получающего свое развитие в современном китайском обществе [20].

Это связано, во-первых, с тем, что классическая музыка обладает глубоким содержанием и большим педагогическим потенциалом в развитии и духовно-нравственном

воспитании детей и молодежи [5; 7]. Ее примеры включены в содержание уроков музыки в начальной (1-6 классы) и средней (6-9 классы) школах Китая. Так, для освоения школьникам предлагаются различные жанры: концерт (Й. Гайдн, С. В. Рахманинов и др.), симфония (Л. ван Бетховен, П. И. Чайковский и др.), камерные произведения для струнно-смычковых инструментов и фортепиано (Л. ван Бетховен, Ф. Лист, Н. Паганини, Н. А. Римский-Корсаков и др.), арии из опер (В. А. Моцарт, Ж. Оффенбах и др.), фрагменты балетов (П. И. Чайковский, М. Равель и др.). В число осваиваемых школьниками произведений входят и хоровые произведения Дж. Верди, Дж. Пуччини и других композиторов. Отметим, что на уроках музыки в общеобразовательных школах Китая преобладающей является именно вокально-хоровая деятельность. Поэтому будущим учителям музыки необходимо обладать довольно широким музыкальным тезаурусом (термин Б. В. Асафьева) в области классического хорового наследия для того, чтобы расширить музыкально-исполнительский репертуар школьников, реализовать его педагогический потенциал в их воспитании, образовании и развитии.

Во-вторых, в музыкальных и художественных школах Китая классическая музыка используется в качестве учебного, концертного и конкурсного репертуара в обучении начинающих инструменталистов и вокалистов.

В-третьих, в Китае очень распространены любительские хоры, в том числе хоры по месту жительства - так называемые «квартальные хоры», руководителями которых являются в том числе и выпускники специальности «Музыковедение». В репертуар этих хоров, кроме китайских народных и военных песен, входят и несложные хоровые произведения европейских и русских композиторов.

В-четвертъх, культура любого народа сегодня не может существовать изолированно от развития мировой культуры. Современный китайский исследователь Ван Яохуа, размышляя о реформе музыкального образования в колледжах и университетах Китая, говорит о необходимости изучения студентами музыкальной культуры других

стран и народов мира, чтобы они, знакомясь с выдающимися достижениями человеческой цивилизации, могли установить равенство мультикультурных ценностей [2; 3]. Российский ученый В. А. Сластенин полагает, что «овладевая ценностями мировой художественной культуры, будущий специалист обретает опыт сопереживания, сочувствия, понимания и сотворчества, а в целом - способность к диалогу с людьми русской и других национальных культур, к пониманию различных культурных смыслов»

[11, с. 50].

В-пятых, развитые художественно-эстетические потребности, интересы, музыкальный тезаурус педагогов-музыкантов и специалистов музыкальной индустрии определяют успешность выполнения ими педагогической и художественно-творческой деятельности, так как классическая музыка сегодня активно используется в пространстве массовой культуры - для создания имиджа коммерческих компаний, социальных групп, «продвигаемых» личностей, она звучит в рекламных роликах, заставках телевизионных программ, рингтонах телефонов, в различных ситуациях работы и досуга и т. д.

Между тем в силу специфики организации системы музыкального образования в Китае, где практически отсутствуют государственные специальные музыкальные учебные заведения начального и среднего звена (исключение составляют музыкальные школы при консерваториях), контингент обучающихся по специальности «Музыковедение» в университетах составляют студенты, часто имеющие небольшой художественный и музыкально-слуховой опыт. Их довузовская подготовка в области музыкально-теоретических и музыкально-исторических дисциплин не отличается глубиной и качеством. Вследствие этого студенты не всегда способны к интерпретации содержания воспринимаемых классических музыкальных, в том числе хоровых, произведений, не осознают их социальной и воспитательной значимости, не всегда проявляют эмоциональную отзывчивость и интерес к ним (Ли Цяньцянь, Лю Цин, Сюй Бо, Ци Чжаоцзюнь, Цзян Либинь и др.).

Классическая музыка, безусловно, входит в содержание обязательных («Фортепиано», «Вокал», «Хор и дирижирование») и факультативных («Хоровая репетиция и практика», «Репетиция и практика оркестра») дисциплин, которые изучают студенты специальности «Музыковедение». Но проблема освоения классического, в том числе хорового, музыкального наследия в образовательном процессе данных дисциплин решается опосредованно, так как большой объем репертуара составляют музыкальные

произведениях китайских композиторов и китайская народная музыка. Исключение составляет дисциплина «История западной музыки и оценка шедевров», но она изучается только в 4 семестре, и ее объем очень мал - 72 часа.

Цель статьи - раскрыть результаты диагностики освоенности студентами специальности «Музыковедение» классического хорового наследия, обосновать необходимость целенаправленной работы по его освоению в процессе их профессиональной подготовки в университетах Китая.

Обзор литературы и нормативных документов. Обратимся к содержанию понятия «классическое музыкальное наследие» и близкого к нему понятия «классическая музыка». Несмотря на их частое использование в научной литературе, они не имеют общепринятого определения.

В Энциклопедии «Цыхай» (в переводе на русский язык «море слов») понятие «классическая музыка» интерпретируется в нескольких значениях: а) как западная музыка, созданная, начиная с эпохи Средневековья, создававшаяся в контексте европейской культуры и отличающаяся от популярной и народной музыки своей сложной техникой и глубокими коннотациями; Ь) музыка, относящаяся к классическому периоду (1750-1827 гг.); с) классические музыкальные произведения, оставшиеся с древних времен, регулярного характера, с характеристиками баланса и ясности, красоты формы, имеющие непреходящую ценность [18].

В педагогическом исследовании Ци Чжаоцзюня и Цзян Либиня [15] классическая музыка понимается как музыка, имеющая большую культурную и художественную непреходящую ценность, которая выдержала испытание временем, противоположна легкости, веселью, легкомыслию. Она сосредоточена на смысле жизни и ориентирована на человека.

Содержание понятий «классическое музыкальное наследие» и «классическая музыка» раскрывается во многих исследованиях российских ученых в области различных гуманитарных наук (Д. А. Журкова [4], Р. А. Матвеева, И. Ю. Пинягина, А. Н. Серебрякова и др.). В опоре на работы современных китайских и российских исследователей А. Н. Серебряковой [10] и И. Ю. Пиня-гиной [9] определено, что к такой музыке относятся образцы европейской и русской музыки ХУП-Х1Х вв., обладающие духовно-нравственным потенциалом, который должен быть актуализирован в системе образования и воспитания подрастающего поколения в Китае.

Понятие «классическое хоровое наследие» применительно к педагогической дея-

тельности определяется нами как европейская и русская хоровая музыка XVII-XIX вв., обладающая духовно-нравственным потенциалом, который может быть актуализирован и использован в воспитании, развитии и обучении подрастающего поколения.

В исследованиях российских авторов в области общей и музыкальной педагогики проблема освоения обучающимися классического музыкального наследия решается в системе общего музыкального образования (Е. Е. Белов), дополнительного художественного образования (Ю. В. Смольская), на основе гендерного подхода (В. Я. Семенов), средствами проектного метода (Н. И. Ануфриева, И. С. Казакова, А. И. Щербакова), посредством ознакомления с творчеством сверстников и в опоре на современные музыкальные композиции с цитированием классических музыкальных произведений (Л. В. Матвеева [7]), в условиях взаимодействия с массовыми музыкальными жанрами (А. В. Полозова) и т. д.

В исследованиях китайских авторов данная проблема также находит свое отражение. Ученые (Лю Чанг, Цао Лань) выявляют педагогический потенциал классической музыки в воспитании и образовании учащихся начальной и средней школы. Они считают значимой задачей не только ее изучение. По их мнению, важно научиться ее ценить, что является лучшим способом воспитания у детей музыкальной грамотности и музыкальной эстетики.

Ван Ли и Цянь Кэ, размышляя о процессе освоения ее младшими школьниками, указывают на необходимость преодоления их пассивности и их включения в активные виды деятельности - исполнение главных тем классических инструментальных произведений, наложение на них соответствующего содержанию музыки литературного текста; применение пластического интонирования (в опоре на принципы обучения Э.-Ж. Даль-кроза); использование графических партитур (в соответствии с музыкально-педагогической концепцией К. Орфа) и т. д. [1].

В исследовании Сюй Бо, посвященном внедрению классического музыкального образования в колледжи, автор указывает на культурную и художественную ценность классической музыки, так как она способствует интеллектуальному развитию студентов, воспитанию у них музыкального вкуса, умения работать в команде, творческом коллективе. Но, как считает автор, многие колледжи и университеты не уделяют этой проблеме достаточно внимания, так как испытывают трудности с профессиональными кадрами, способными репре-зентовать студентам ценность классической музыки. Одним из путей преодоления дан-

ной проблемы исследователь считает обращение к цитатам классических музыкальных произведений, содержащимся в современной музыке разных популярных направлений, кинофильмах, мультфильмах; использование мультимедиа; включение студентов во внеучебную деятельность для просмотра опер, концертов, игры на музыкальных инструментах и т. д. [12].

В работе Чжун Ли [17] предлагается один из путей решения проблемы понимания студентами колледжей классической музыки -обращение к трем аспектам воспринимаемого музыкального произведения - к творческому «бэкграунду» (автор имеет в виду характерные черты эпохи, стиля, жанра, жизненного и творческого пути композитора и т. д.), к интерпретации исполнителя и, собственно, к пониманию содержания музыкального произведения реципиентом.

Таким образом, китайские педагоги осознают значимость освоения обучающимися классического музыкального наследия в области общего и профессионального образования. Ими осуществляется поиск эффективных путей решения данной проблемы.

Предпосылками для решения заявленной в данной статье педагогической проблемы служат требования, которые декларируются в нормативных документах, определяющих содержание образования студентов по специальности «Музыковедение» в университетах Китая.

В частности, в требованиях к выпускникам, заявленных в «Программе подготовки профессиональных талантов бакалавриата по музыковедению», говорится о необходимости твердого усвоения студентами базовых знаний по учебникам музыки для средней общеобразовательной школы, о необходимости понимания системы знаний предмета, методов обучения, знаний музыкальной грамоты (о содержании репертуарного ряда, осваиваемого школьниками на уроках музыки в общеобразовательных школах Китая мы писали выше).

В документе «Основы музыкального воспитания как составная часть программы девятилетнего школьного образования» выдвигается ряд требований к обучающимся: необходимость формирования вкуса и умения разбираться в музыке, способностей личностного суждения о ней, формирование знаний о стилях и направлениях музыкального искусства, осознание музыки как элемента общей и художественной культуры и т. д. [19]. Но для этого сам педагог должен обладать широким музыкальным тезаурусом и необходимыми для этого знаниями, умениями и навыками.

Результаты исследования. В 2021 г. автором данной статьи было проведено ис-

следование в Музыкальной консерватории университета Линьи (провинция Шаньдун, КНР). Его целью было исследование музыкально-слушательского опыта студентов, обучающихся по специальности «Музыковедение» в целом и классического хорового наследия в частности; степени осознания студентами его общечеловеческой и субъективной значимости для саморазвития.

Нами были применены диагностическая методика «Мой плейлист» (модифицированная методика Л. В. Школяр «Музыка для домашней фонотеки» [8]), методика «Метод незаконченных предложений» и анкетирование. Всего в исследовании участвовали 150 студентов, обучавшихся на 3 курсе музыкальной консерватории университета Линьи (КНР).

Студентам предлагалось сделать подборку аудиоконтента (плейлист) (музыкальных произведений) для прослушивания его дома, в часы досуга, в свободное от обучения в университете время и т. д. Затем им предлагалось объяснить, почему они отдают предпочтение выбранным музыкальным произведениям.

Результаты, полученные нами, показали, что студенты в основном указывали музыкальные произведения популярной музыки современных направлений и китайской народной музыки. В качестве примеров классического музыкального наследия студенты указали лишь следующие музыкальные произведения: «Ода Финляндии» Я. Сибелиуса (4,6% опрошенных), вариации на одной струне на тему Дж. Россини «Моисей» Н. Паганини (8% опрошенных), концерт для виолончели Е-то11 Э. Элгара (4% опрошенных), «Неоконченная» симфония Ф. Шуберта (4% опрошенных). Из хоровых произведений было указано лишь одно произведение - хор «Уа, Pensiero» из оперы Дж. Верди «Набукко» (3,3% опрошенных).

Можно сделать вывод о том, что в основном это произведения, изучавшиеся студентами ранее на уроках музыки в общеобразовательных школах и на обязательных и факультативных дисциплинах в университете.

При этом анализ проведенного анкетирования показал, что только 25,3% студентов приехали из крупных городов Китая, 57,3% - из малых городов, 17,4% - из сельской местности. Как отмечалось нами в опубликованных ранее работах [5; 6], музыкальная инфраструктура в крупных и малых городах, в сельской местности Китая имеет различия. В развитых и крупных городах, таких как Гуанчжоу, Пекин, Шанхай, Шэньджэнь и др., она отличается разнообразием, насыщенностью и высоким художественным вкусом (проводятся культурные мероприятия, есть театры, концертные за-

лы, центры искусства и т. д.). В небольших городах Китая, расположенных в экономически малоразвитых районах, культурная жизнь бедна, что накладывает отпечаток на уровень художественного, в том числе музыкально-слушательского, опыта у будущих специалистов в области музыкального образования.

Таким образом, анализ результатов проведения диагностической методики «Мой плейлист» и анкетирования показал, что знания студентов в области классического музыкального наследия (европейской и русской музыки ХУ11-Х1Х вв.) и их музыкально-слушательский опыт в силу объективных причин очень ограниченны.

С целью выявления степени осознания студентами общечеловеческой и субъективной значимости классического хорового наследия для саморазвития была проведена диагностическая методика «Метод незаконченных предложений». Студентам было предложено закончить предложения «Классическое хоровое наследие необходимо...», «Изучение классического хорового наследия пригодится мне...».

Нами были получены следующие ответы: «Необходимо слушать классическую музыку, так как она является обязательной для обучения»; «Это полезно для моей профессии»; «Это развивает мои чувства»; «Это поможет получить мне знания о различных эпохах и стилях, совершенствовать свой музыкально-эстетический вкус»; «Это поможет узнать особенности средств музыкальной выразительности (ритма, мелодии и т. д.) классической музыки»; «В будущем может быть больше оснований для академических исследований классической музыки»; «Чтобы совершенствовать свои вокальные навыки»; «Это поможет мне в будущем, на рабочем месте, со своими учениками, исполнять классическую музыку»; «Чтобы заниматься самообразованием в области классической музыки»; «Это позволяет глубже понять специфику хоровой деятельности»; «Это поможет развивать современное хоровое искусство»; «Без классического хорового наследия не было бы современного хорового искусства».

Таким образом, несмотря на довольно небольшой музыкально-слушательский опыт студентов в области классического хорового наследия, они осознают, что знания в этой области необходимы им для профессионального роста и саморазвития, для формирования эстетического вкуса, осмысления природы музыки и успешного освоения средств музыкальной выразительности, формирования исполнительских навыков и т. д.

Одним из направлений деятельности в

решении проблемы освоения студентами специальности «Музыковедение» классического музыкального наследия является его включение в учебный репертуар, который осваивают студенты на дирижерско-хоровых обязательных и факультативных дисциплинах «Хор и дирижирование» (1,5 академических часа в неделю) и «Репетиция хора и практика» (3 академических часа в неделю) и во внеучебной деятельности.

Во-первъх, в процессе дирижерско-хоровой подготовки студенты освоят репертуар, относящийся к классическому хоровому наследию, который включен в учебники по музыке для общеобразовательных школ, что будет способствовать его более глубокому осмыслению, восприятию авторской позиции, «пониманию и осмыслению типологической целостности музыкального произведения - стиля, творческой манеры композитора, его мировосприятия и мироощущения» [21, с. 92-93].

Во-вторъх, этот репертуар будет основой формирования как хормейстерских, так и дирижерских навыков, поскольку в образовательном процессе китайских университетов для обучения студентов специальности «Музыковедение» (в частности, в университете Линьи) применяется групповая форма обучения - студенты, объединенные по 8 человек, по очереди выполняют роли хормейстеров, разучивающих со своей

группой хоровое произведение, затем руководящих процессом исполнения, и исполнителей (хористов) [13; 14].

В-третьих, в процессе освоения произведений, относящихся к классическому хоровому наследию, студенты расширят свой музыкально-слушательский опыт, являющийся основой профессиональной компетентности выпускников специальности «Музыковедение», что позволит им успешно работать в любых сферах деятельности - в сфере бизнеса, СМИ, музыкального исполнительства и музыкального образования.

Заключение. Анализ результатов проведенного диагностического обследования позволил сделать следующие выводы. Знания, умения и навыки студентов в области классического хорового наследия недостаточны для успешного руководства процессом его освоения обучающимися и реализации его педагогического потенциала. Необходима целенаправленная работа в этом направлении - в процессе дирижер-ско-хоровой подготовки, обладающей для этого большим потенциалом.

Использованные диагностические задания могут применяться и в российских вузах для исследования уровня музыкально-слушательского опыта в области классического музыкального наследия студентов, обучающихся на профилях «Музыкальное образование», «Музыкальное искусство» и др.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ван, Ли. Размышления о преподавании классической музыки в музыкальном классе начальной школы / Ван Ли, Цянь Кэ // Художественная критика. - 2018. - № 14. - С. 127-128.

2. Ван, Яохуа. Развитие музыкального образования в начальных и средних школах и реформа музыкального образования в обычных колледжах / Яохуа Ван / / Music Research. - 2002. - № 1. - С. 15-22.

3. Ван, Я. Особенности «Руководства по преподаванию обязательных курсов бакалавриата для национальных обычных колледжей и университетов (педагогическое образование)» / Я. Ван, А. Ван // Music Exploration. - 2010. - № 2. - С. 89-93.

4. Журкова, Д. А. Классическая музыка в современной массовой культуре России : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Журкова Д. А. - М. : [б. и.], 2012. - 32 с.

5. Лю, Даньци. К актуальности проблемы формирования ценностного отношения студентов музыкального вуза Китая к классическому хоровому наследию / Даньци Лю, Н. И. Кашина // Bulletin the international centre of art and education. - 2021. - № 3. - С. 390-405.

6. Лю, Даньци. Коллективное вокальное и хоровое исполнительство в педагогических университетах Китая / Даньци Лю, Сюй Минлу, Н. И. Кашина // Музыкальное и культурологическое образование в реалиях современного социума : сб. матер. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посв. 100-летию Пермского гос. гуманит.-пед. ун-та (25-26 марта 2021 г., г. Пермь). Т. 1 / отв. ред. Н. В. Морозова ; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь, 2021. - С. 361-366.

7. Матвеева, Л. В. Приобщение подростков к классической музыке в школьном образовательном процессе / Л. В. Матвеева // Педагогическое образование в России. - 2019. - № 9. - С. 84-91.

8. Музыкальное образование в школе : учеб. пособие / под ред. Л. В. Школяр. - М. : Академия, 2001. - 232 с.

9. Пинягина, И. Ю. Роль классической музыки в формировании личности : автореф. дис ... канд. фи-лос. наук / Пинягина И. Ю. - Уфа : [б. и.], 2014. - 20 с.

10. Серебрякова, А. Н. Классическая музыка как фактор духовно-нравственного развития студенческой молодежи : автореф. дис. ... канд. социол. наук / Серебрякова А. Н. - М. : [б. и.], 2012. - 23 с.

11. Сластенин, В. А. Основные тенденции модернизации высшего образования / В. А. Сластенин // Известия ЧГПИ. - 2009. - № 2. - С. 45-55.

12. Сюй, Бо. Исследование внедрения классического музыкального образования в колледже / Б. Сюй // Даугань (Форум). - 2021. - № 3. - С. 124-125.

13. Сюй, М. Коллективное вокальное музицирование в педагогических вузах Китая / М. Сюй, Н. Г. Та-гильцева // Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия : мате-

риалы IX Международной научно-практической конференции, Казань, 23 октября 2020 года. - Казань : Издательство Казанского университета, 2020. - С. 203-207.

14. Сюй, М. Коллективное вокальное и хоровое исполнительство в педагогических университетах Китая / М. Сюй, Д. Лю, Н. И. Кашина // Музыкальное и культурологическое образование в реалиях современного социума : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 100-летию Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, Пермь, 25-26 марта 2021 года. Т. 1. - Пермь : Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2021. - С. 361-366.

15. Ци, Чжаоцзюнь. Анализ восприятия классической музыки студентами современных колледжей / Ци Чжаоцзюнь, Цзян Либинь / / Голос желтой реки. - 2017. - № 19.

16. Чен, Ю. Слияние традиционной музыки и западной музыки в музыкальном образовании в колледже / Ю. Чен // Дагуань (Форум). - 2021. - № 11. - С. 25-26.

17. Чжун, Ли. О когнитивном отношении студентов колледжей к западной классической музыке / Ли Чжун // Наука и образование Вэньхуэй. - 2011. - № 2. - С. 126.

18. Энциклопедия Цыхай. - Изд. 7. - Шанхай : Издательство Шанхайского словаря, 2020.

19. Ян, Бохуа. Музыкальное воспитание в общеобразовательных школах современного Китая : авто-реф. дис. ... канд. пед. наук / Бохуа Ян. - СПб. : [б. и.], 2009. - 24 с.

20. Цао, Хункай. Социальная ценность хорового пения и задачи всеобщего образования в современном Китае / Цао Хункай // Педагогика и современность. - 2014. - № 6. - С. 53-59.

21. Языков, Е. Л. Развитие навыков художественного общения у дирижеров-хормейстеров в процессе профессиональной подготовки в вузе / Е. Л. Языков, Н. И. Кашина // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. - 2018. - № 32. - С. 92-100.

REFERENCES

1. Wang, Li, Qian, Ke. (2018). Razmyshleniya o prepodavanii klassicheskoi muzyki v muzykal'nom klasse nachal'noi shkoly [Reflections on Teaching Classical Music in the Music Class of the Primary School]. In Khudozhestvennaya kritika. No. 14, pp. 127-128.

2. Wang, Yaohua. (2002). Razvitie muzykal'nogo obrazovaniya v nachal'nykh i srednikh shkolakh i reforma muzykal'nogo obrazovaniya v obychnykh kolledzhakh [The Development of Music Education in Primary and Secondary Schools and the Reform of Music Education in Regular Colleges]. In Music Research. No. 1, pp. 15-22.

3. Wang, Y., Wang, A. (2010). Osobennosti «Rukovodstva po prepodavaniyu obyazatel'nykh kursov ba-kalavriata dlya natsional'nykh obychnykh kolledzhei i universitetov (pedagogicheskoe obrazovanie)» [Features of "Guidelines for Teaching Required Undergraduate Courses for National Ordinary Colleges and Universities (Teacher Education)"]. In Music Exploration. No. 2, pp. 89-93.

4. Zhurkova, D. A. (2012). Klassicheskaya muzyka v sovremennoi massovoi kul'ture Rossii [Classical Music in Modern Mass Culture of Russia]. Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Moscow. 32 p.

5. Liu, Danqi, Kashina, N. I. (2021). K aktual'nosti problemy formirovaniya tsennostnogo otnosheniya stu-dentov muzykal'nogo vuza Kitaya k klassicheskomu khorovomu naslediyu [On the Relevance of the Problem of Forming the Value Attitude of Students of a Chinese Music University to the Classical Choral Heritage]. In Bulletin the international centre of art and education. No. 3, pp. 390-405.

6. Liu, Danqi, Xu, Minglu, Kashina, N. I. (2021). Kollektivnoe vokal'noe i khorovoe ispolnitel'stvo v peda-gogicheskikh universitetakh Kitaya [Collective Vocal and Choral Performance at Pedagogical Universities in China]. In Morozova, N. V. (Ed.). Muzykal'noe i kul'turologicheskoe obrazovanie v realiyakh sovremennogo sotsiuma: sb. mater. Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem, posv. 100-letiyu Permskogo gos. gumanit.-ped. unta (25-26 marta 2021 g., g. Perm'). Vol. 1. Perm, pp. 361-366.

7. Matveeva, L. V. (2019). Priobshchenie podrostkov k klassicheskoi muzyke v shkol'nom obrazovatel'nom protsesse [Introducing Teenagers to Classical Music in the School Educational Process]. In Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. No. 9, pp. 84-91.

8. Shkolyar, L. V. (Ed.). (2001). Muzykal'noe obrazovanie v shkole [Music Education at School]. Moscow, Akademiya. 232 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Pinyagina, I. Yu. (2014). Rol' klassicheskoi muzyki v formirovanii lichnosti [The Role of Classical Music in the Formation of Personality]. Avtoref. dis ... kand. filos. nauk. Ufa. 20 p.

10. Serebryakova, A. N. (2012). Klassicheskaya muzyka kak faktor dukhovno-nravstvennogo razvitiya stu-dencheskoi molodezhi [Classical Music as a Factor in the Spiritual and Moral Development of Students]. Avtoref. dis. ... kand. sotsiol. nauk. Moscow. 23 p.

11. Slastenin, V. A. (2009). Osnovnye tendentsii modernizatsii vysshego obrazovaniya [The Main Trends in the Modernization of Higher Education]. In Izvestiya ChGPI. No. 2, pp. 45-55.

12. Xu, Bo. (2021). Issledovanie vnedreniya klassicheskogo muzykal'nogo obrazovaniya v kolledzhe [Study on the Implementation of Classical Music Education in College]. In Daugan' (Forum). No. 3, pp. 124-125.

13. Xu, M., Tagil'tseva, N. G. (2020). Kollektivnoe vokal'noe muzitsirovanie v pedagogicheskikh vuzakh Kitaya [Collective Vocal Music-Making in Pedagogical Universities in China]. In Iskusstvo i khudozhestvennoe obrazovanie v kontekste mezhkul'turnogo vzaimodeistviya: materialy IX Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Kazan', 23 oktyabrya 2020 goda. Kazan, Izdatel'stvo Kazanskogo universiteta, pp. 203-207.

14. Xu, M., Liu, D., Kashina, N. I. (2021). Kollektivnoe vokal'noe i khorovoe ispolnitel'stvo v pedagogicheskikh universitetakh Kitaya [Collective Vocal and Choral Performance at Pedagogical Universities in China]. In Muzykal'noe i kul'turologicheskoe obrazovanie v realiyakh sovremennogo sotsiuma: sbornik materialov Vse-rossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem, posvyashchennoi 100-letiyu Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta, Perm', 25-26 marta 2021 goda. Vol. 1. Perm, Permskii gosudarstvennyi gumanitarno-pedagogicheskii universitet, pp. 361-366.

15. Qi, Zhaojun, Jiang, Libin. (2017). Analiz vospriyatiya klassicheskoi muzyki studentami sovremennykh kolledzhei [Analysis of the Perception of Classical Music by Students of Modern Colleges]. In Golos zheltoi reki. No. 19.

16. Chen, Y. (2021). Sliyanie traditsionnoi muzyki i zapadnoi muzyki v muzykal'nom obrazovanii v kolledzhe [Merging Traditional Music and Western Music in College Music Education]. In Daguan'(Forum). No. 11, pp. 25-26.

17. Zhong, Lee. (2011). O kognitivnom otnoshenii studentov kolledzhei k zapadnoi klassicheskoi muzyke [On the Cognitive Attitude of College Students to Western Classical Music]. In Nauka i obrazovanie Ven'khuei. No. 2, p. 126.

18. Entsiklopediya Tsykhai [Encyclopedia Qihai]. (2020). Edition 7. Shanghai, Izdatel'stvo Shankhaiskogo slovarya.

19. Yang, Bohua. (2009). Muzykal'noe vospitanie v obshcheobrazovatel'nykh shkolakh sovremennogo Kitaya [Musical Education in General Education Schools of Modern China]. Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Saint Petersburg. 24 p.

20. Cao, Hongkai. (2014). Sotsial'naya tsennost' khorovogo peniya i zadachi vseobshchego obrazovaniya v sovremennom Kitae [The Social Value of Choral Singing and the Tasks of General Education in Modern China]. In Pedagogika i sovremennost'. No. 6, pp. 53-59.

21. Yazykov, E. L., Kashina, N. I. (2018). Razvitie navykov khudozhestvennogo obshcheniya u dirizherov-khormeisterov v protsesse professional'noi podgotovki v vuze [Development of Artistic Communication Skills among Conductors-Choirmasters in the Process of Professional Training at the University]. In Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedenie. No. 32, pp. 92-100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.