Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ "МУЗЫКОВЕДЕНИЕ" К КЛАССИЧЕСКОМУ ХОРОВОМУ НАСЛЕДИЮ В УНИВЕРСИТЕТАХ КИТАЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ "МУЗЫКОВЕДЕНИЕ" К КЛАССИЧЕСКОМУ ХОРОВОМУ НАСЛЕДИЮ В УНИВЕРСИТЕТАХ КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОПЫТ / ЦЕННОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МУЗЫКА / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ / КЛАССИЧЕСКОЕ ХОРОВОЕ НАСЛЕДИЕ / ХОРОВОЕ ПЕНИЕ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ МУЗЫКИ / МЕТОДИКА МУЗЫКИ В ВУЗЕ / КИТАЙСКИЕ ВУЗЫ / СТУДЕНТЫ / МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Даньци Лю

Актуальность проблемы обусловлена тем, что сегодня макротенденциями образовательной политики Китая являются гуманизация образования и гуманитаризация образовательного процесса. В их основе лежат ценности, одним из условий реализации является ценностное отношение обучаемых к изучаемой действительности. У студентов специальности «Музыковедение» в Китае, будущих учителей музыки, должно быть сформировано ценностное отношение к произведениям музыкальной классики, обладающим духовно-нравственным потенциалом. Большую роль в его формировании играет музыкальный опыт студентов. Цель статьи - теоретически обосновать формы и методы формирования ценностного отношения студентов специальности «Музыковедение» к классическому хоровому наследию в университетах Китая, выявить роль музыкального опыта в данном процессе. Методологической основой исследования являются: идеи о становлении ценностной парадигмы образования в Китае (Ци Минянь); теоретические положения в области психологии о личностном опыте индивида как основе его ценностных отношений (В. Н. Мясищев, Д. Н. Узнадзе, Фей Суйюй); положения о содержании понятий «ценностное отношение» (В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова), «классическое музыкальное наследие» (А. Н. Серебрякова, Ци Чжаоцзюнь); идея о ведущей роли деятельности как источнике развития личности (А. Н.Леонтьев); идеи ученых в области музыкальной психологии и педагогики о роли опыта в процессах музыкального восприятия и музыкального мышления, лежащих в основе ценностного ориентирования личности при общении с музыкальным произведением (Б. В. Асафьев, Е. Д. Критская, Е. В. Назайкинский), об особенностях содержания дирижерско-хоровой подготовки, конвергенции в ее процессе слушательского и исполнительского опыта студентов (Чжао Ваньюэ). Использовались следующие методы исследования: изучение и анализ научной литературы, анализ и обобщение педагогического опыта, педагогическое наблюдение. Научная новизна состоит в том, что автором определена сущность понятия «ценностное отношение будущих учителей музыкик классическому хоровому наследию». Обоснована роль музыкального опыта в формировании у студентов ценностного отношения к классическому хоровому наследию в Китае - он вовлечен в эмоциональный, когнитивный, мотивационно-потребностный и деятельностно-творческий компоненты данного отношения. Предложены форма работы в русле решения данной педагогической проблемы (эскизное разучивание) и методы (ассоциаций, музыкального обобщения, художественного контекста), которые используются в процессе дирижерско-хоровой подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Даньци Лю

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF VALUE ATTITUDE OF STUDENTS OF “MUSICOLOGY” SPECIALTY TO CLASSICAL CHORAL HERITAGE AT CHINESE UNIVERSITIES

The relevance of the problem is due to the fact that today the macrotendencies of China’s educational policy are the humanization of education and the humanization of the educational process. They are based on values, one of the conditions for implementation is the value attitude of students to the studied reality. Students of the specialty “Musicology” in China, future music teachers, should have a value attitude towards works of musical classics with spiritual and moral potential. A big role in its formation is played by the musical experience of students. The purpose of the article is to theoretically substantiate the forms and methods of forming the value attitude of students of the specialty “Musicology” to the classical choral heritage at Chinese universities, to identify the role of musical experience in this process. The methodological basis of the study is: ideas about the formation of the value paradigm of education in China (Qi Minyan); theoretical provisions in the field of psychology about the personal experience of an individual as the basis of his value relations (V. N. Myasishchev, D. N. Uznadze, Fei Suyu); provisions on the content of the concepts of “value attitude” (V. A. Slastenin, G. I. Chizhakova), “classical musical heritage” (A. N. Serebryakova, Qi Zhaojun); the idea of the leading role of activity as a source of personal development (A. N. Leontyev); ideas of scientists in the field of musical psychology and pedagogy about the role of experience in the processes of musical perception and musical thinking that underlie the value orientation of personality when communicating with a musical work (B. V. Asafiev, E. D. Kritskaya, E. V. Nazaikinsky), about the peculiarities of the content of conductor-choral training, convergence in its process of student listening and performing experience (Zhao Wanyue). The following research methods were used: study and analysis of scientific literature, analysis and generalization of pedagogical experience, pedagogical observation. The scientific novelty is that the author defines the essence of the concept of “the value attitude of future music teachers to the classical choral heritage”. The role of musical experience in the formation of students’ value attitude to the classical choral heritage in China is justified - it is involved in the emotional, cognitive, motivational-need and activity-creative components of this attitude. A form of work is proposed in line with the solution of this pedagogical problem (sketch learning) and methods (associations, musical generalization, artistic context) that are used in the process of conductor-choral training.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ "МУЗЫКОВЕДЕНИЕ" К КЛАССИЧЕСКОМУ ХОРОВОМУ НАСЛЕДИЮ В УНИВЕРСИТЕТАХ КИТАЯ»

УДК 378.147:378.016:784

ББК Ч448.4(5Кит)+Щ314 ГРНТИ 14.35.09 Код ВАК 5.8.2

Даньци Лю,

аспирант кафедры музыкального образования, Уральский государственный педагогический университет; преподаватель музыкальной школы, Университет Линьи, провинция Шаньдун, КНР; 620075, Россия, г. Екатеринбург, ул.

К. Либкнехта, 9; e-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «МУЗЫКОВЕДЕНИЕ» К КЛАССИЧЕСКОМУ ХОРОВОМУ НАСЛЕДИЮ В УНИВЕРСИТЕТАХ КИТАЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: музыкальный опыт; ценностные отношения; музыка; музыкальное искусство; музыкальные произведения; классическое хоровое наследие; хоровое пение; методика преподавания музыки; методика музыки в вузе; китайские вузы; студенты; музыкально-педагогическое образование

АННОТАЦИЯ. Актуальность проблемы обусловлена тем, что сегодня макротенденциями образовательной политики Китая являются гуманизация образования и гуманитаризация образовательного процесса. В их основе лежат ценности, одним из условий реализации является ценностное отношение обучаемых к изучаемой действительности. У студентов специальности «Музыковедение» в Китае, будущих учителей музыки, должно быть сформировано ценностное отношение к произведениям музыкальной классики, обладающим духовно-нравственным потенциалом. Большую роль в его формировании играет музыкальный опыт студентов. Цель статьи - теоретически обосновать формы и методы формирования ценностного отношения студентов специальности «Музыковедение» к классическому хоровому наследию в университетах Китая, выявить роль музыкального опыта в данном процессе. Методологической основой исследования являются: идеи о становлении ценностной парадигмы образования в Китае (Ци Минянь); теоретические положения в области психологии о личностном опыте индивида как основе его ценностных отношений (В. Н. Мясищев, Д. Н. Узнадзе, Фей Суйюй); положения о содержании понятий «ценностное отношение» (В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова), «классическое музыкальное наследие» (А. Н. Серебрякова, Ци Чжаоцзюнь); идея о ведущей роли деятельности как источнике развития личности (А. Н. Леонтьев); идеи ученых в области музыкальной психологии и педагогики о роли опыта в процессах музыкального восприятия и музыкального мышления, лежащих в основе ценностного ориентирования личности при общении с музыкальным произведением (Б. В. Асафьев, Е. Д. Критская, Е. В. Назайкинский), об особенностях содержания дирижерско-хоровой подготовки, конвергенции в ее процессе слушательского и исполнительского опыта студентов (Чжао Ваньюэ). Использовались следующие методы исследования: изучение и анализ научной литературы, анализ и обобщение педагогического опыта, педагогическое наблюдение. Научная новизна состоит в том, что автором определена сущность понятия «ценностное отношение будущих учителей музыки к классическому хоровому наследию». Обоснована роль музыкального опыта в формировании у студентов ценностного отношения к классическому хоровому наследию в Китае - он вовлечен в эмоциональный, когнитивный, мотивационно-потребностный и деятельностно-творческий компоненты данного отношения. Предложены форма работы в русле решения данной педагогической проблемы (эскизное разучивание) и методы (ассоциаций, музыкального обобщения, художественного контекста), которые используются в процессе дирижерско-хоровой подготовки.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Даньци, Лю. Формирование ценностного отношения студентов специальности «Музыковедение» к классическому хоровому наследию в университетах Китая / Даньци Лю. - Текст : непосредственный / / Педагогическое образование в России. - 2022. - № 4. - С. 68-76.

Danqi Liu,

Postgraduate Student of Department of Music Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia; Music

Teacher, Linyi University, Shandong Province, China

FORMATION OF VALUE ATTITUDE OF STUDENTS OF "MUSICOLOGY" SPECIALTY TO CLASSICAL CHORAL HERITAGE AT CHINESE UNIVERSITIES

KEYWORDS: musical experience; value relationships; music; musical art; musical works; classical choral heritage; choral singing; music teaching methodology; music methodology at the university; Chinese universities; students; musical and pedagogical education

ABSTRACT. The relevance of the problem is due to the fact that today the macrotendencies of China's educational policy are the humanization of education and the humanization of the educational process. They are based on values, one of the conditions for implementation is the value attitude of students to the studied reality. Students of the specialty "Musicology" in China, future music teachers, should have a value attitude towards works of musical classics with spiritual and moral potential. A big role in its formation is played by the musical experience of students. The purpose of the article is to theoretically substantiate the forms and methods of forming the value attitude of students of the specialty "Musicology" to the classical choral heritage at Chinese universities, to identify the role of musical experience in this process. The methodological basis of the study is: ideas about the formation of the value paradigm of education in China (Qi Minyan); theo-

© Даньци Лю, 2022

retical provisions in the field of psychology about the personal experience of an individual as the basis of his value relations (V. N. Myasishchev, D. N. Uznadze, Fei Suyu); provisions on the content of the concepts of "value attitude" (V. A. Slastenin, G. I. Chizhakova), "classical musical heritage" (A. N. Serebryakova, Qi Zhaojun); the idea of the leading role of activity as a source of personal development (A. N. Leontyev); ideas of scientists in the field of musical psychology and pedagogy about the role of experience in the processes of musical perception and musical thinking that underlie the value orientation of personality when communicating with a musical work (B. V. Asafiev, E. D. Kritskaya, E. V. Nazaikinsky), about the peculiarities of the content of conductor-choral training, convergence in its process of student listening and performing experience (Zhao Wanyue). The following research methods were used: study and analysis of scientific literature, analysis and generalization of pedagogical experience, pedagogical observation. The scientific novelty is that the author defines the essence of the concept of "the value attitude of future music teachers to the classical choral heritage". The role of musical experience in the formation of students' value attitude to the classical choral heritage in China is justified - it is involved in the emotional, cognitive, motivational-need and activity-creative components of this attitude. A form of work is proposed in line with the solution of this pedagogical problem (sketch learning) and methods (associations, musical generalization, artistic context) that are used in the process of conductor-choral training.

FOR CITATION: Danqi, Liu. (2022). Formation of Value Attitude of Students of "Musicology" Specialty to Classical Choral Heritage at Chinese Universities. In Pedagogical Education in Russia. No. 4, pp. 68-76.

Постановка проблемы. Актуальность проблемы, затронутой в данной статье, связана с тем, что сегодня одной из макротенденций в образовательной политике Китая является гуманизация образования, которая опирается на принцип «ЩАЛЖ» (в переводе на русский язык - «Человек в основе всего») и ориентируется не только на интересы, связанные с развитием экономики, бизнеса, государства, но прежде всего на интересы и склонности каждого обучающегося. Еще одной макротенденцией является гуманитаризация образовательного процесса, в соответствии с которой расширяется количество гуманитарных дисциплин, осваиваемых обучающимися. Основанием образования становятся ценности, задачами являются воспитание культуры личности обучающегося, формирование у него ценностного отношения к изучаемой действительности и т. д. Также одной из современных макротенденций развития образования в Китае является единство и органическое соединение обучения и воспитания -сегодня оно направлено на формирование целостной и гармонично развитой личности - нравственно, интеллектуально, физически и эстетически всесторонне развитого человека [11; 21; 25].

Эти идеи постулируются в докладах Си Цзиньпина на съездах Коммунистической партии Китая и в официальных документах, например в документе «Модернизация образования Китая до 2035 г.», определяющем сегодня содержание образовательной политики страны.

Все эти тенденции в полной мере касаются высшего педагогического образования, в том числе музыкально-педагогического, что отражено в исследованиях последних лет, предпринятых китайскими учеными (Го Мэн, Ли Яньхуэй, Лю Цин, Лю Цзин, Ци Минянь, Чжао Цзинь и др.).

Выпускники музыкальных факультетов - будущие учителя музыки - являются

одновременно носителями и трансляторами культурных ценностей для подрастающего поколения. Они должны обладать готовностью к формированию у обучающихся эстетических вкусов, способностей личностного оценочного суждения о музыке, формированию знаний о ее основных стилях и направлениях и т. д., что декларируется в инструктивном документе «Основы музыкального воспитания как составная часть программы девятилетнего школьного образования» [28]. Кроме этого, они должны уметь организовывать различные виды музыкальной деятельности обучающихся, в числе которых вокально-хоровая деятельность.

Между тем «в процессе педагогической деятельности учитель актуализирует, прежде всего, те ценности, которые приобретают для него жизненно и профессионально необходимый личностный смысл» [6, с. 198].

В связи с этим у студентов, обучающихся по специальности «Музыковедение», будущих учителей музыки в Китае, должно быть сформировано ценностное отношение не только к произведениям, относящимся к национальному музыкальному наследию, но и к произведениям музыкальной классики, составляющим «золотой фонд» мирового музыкального искусства. Они обладают большим педагогическим потенциалом в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.

Однако, как указывалось нами в опубликованных ранее работах [3; 9], у студентов данное личностное образование сформировано не в полной мере. Причинами этого являются: недостаток качественного довузовского музыкального образования (систему дополнительного музыкального образования в Китае в основном составляют частные музыкальные школы и центры культуры, которые в силу объективных причин не всегда обеспечивают высокий уровень и качество обучения); недостаточный уровень личностного и музыкального

(в том числе музыкально-слухового, музыкально-исполнительского) опыта.

Несмотря на то, что в системе ценностных ориентаций общества в Китае музыка занимала одно из основополагающих мест, истоком чего служило Конфуцианство, в котором выделялись идейно-политическая, мировоззренчески-гармонизирующая, воспитательная функция музыки (она выступала способом ценностного взаимодействия человека с миром), ряд ученых (Ду Ин, На Су и др.) указывают на утилитарную, чрезмерно рациональную ориентацию музыкального образования в современных учебных учреждениях Китая [4].

Кроме того, сегодня в Китае, как и во всем мире, осуществляется развитие зрелищных, массовых музыкальных жанров развлекательного характера, меняется роль музыкального искусства в современном обществе. Музыка воспринимается как фон, средство развлечения. Она все больше выполняет рекреационную, а не духовно-эстетическую и формирующую роль. Утрачивается ряд функций музыкального искусства - этическая, аксиологическая, коммуникативная, воспитательная и т. д. [8].

Следует отметить, что хоровое искусство появилось в музыкальной культуре Китая сравнительно недавно - около ста лет назад, в отличие, например, от России, где оно является национальной формой музыкального образования, имеющей многовековые традиции [27].

В связи с вышеизложенным огромный потенциал классического западноевропейского и русского хорового репертуара ХУП-Х1Х вв., способного особыми художественными средствами формировать систему ценностей обучающихся, остается вне данного процесса. Это можно преодолеть формированием у будущих учителей музыки ценностного отношения к нему.

Большую роль в формировании ценностных отношений человека играет наличие у него личностного опыта (А. А. Бодалев, В. Н. Мясищев, В. А. Сласте-нин, Г. И. Чижакова и др.).

Личностный, в том числе музыкальный, опыт участвует в процессах музыкального восприятия и музыкального мышления (Б. В. Асафьев, Е. В. Назайкинский, Л. П. Печко, В. М. Подуровский, Н. В. Суслова, А. В. Торопова и др.). А именно они лежат в основе процесса ценностного ориентирования личности при общении с музыкальным искусством (Г. Г. Коломиец, Е. Д. Критская и др.).

Цель статьи - теоретически обосновать формы и методы формирования ценностного отношения студентов специальности «Музыковедение» к классическому хо-

ровому наследию в университетах Китая, выявить роль музыкального опыта в данном процессе.

Обзор литературы. Обратимся к содержанию понятия «отношение». В области психологии оно нашло отражение в работах российских и китайских исследователей (А. А. Бодалев, А. Ф. Лазурский, Д. А. Леонтьев, В. Н. Мясищев, А. В. Петровский, К. К. Платонов, Фей Суйюй, Чжан Паньши и др.). Так, в теории отношений В. Н. Мясищева отношение понимается как сознательная, избирательная, основанная на опыте психологическая связь человека с различными сторонами объективной действительности [15]. В «Словаре по социальной психологии» Фей Суйюй и Чжан Паньши указывается, что отношение формируется и развивается по мере возникновения индивидуального сознания и накопления жизненного опыта под влиянием социальной среды [20].

Понятие «ценностное отношение» современными учеными интерпретируется как целостное образование личности, основанное на личностном опыте, сформированном в процессе деятельности и общения, отражающее выбор индивида между ориента-циями на ближайшие цели и отдаленную перспективу с учетом присвоенных человеком ценностей общественного сознания и являющееся основанием ценностного поведения [18]. В теории Д. Н. Узнадзе, где ценностные ориентации и отношения определяются как установки, указывается, что основой их возникновения является общественная деятельность и жизненный опыт человека, который интегрируется в сознании в форме фиксированных установок [19].

Объектами отношений могут выступать как материальные вещи, так и феномены культуры, духовные ценности [12]. В рамках данного исследования объектом ценностного отношения выступает классическое хоровое наследие.

Понятия «классическое музыкальное наследие» и «классическая музыка», не смотря на частое использование в современной литературе, не имеют однозначной интерпретации. Ученые Китая (Ци Чжаоцзюнь, Цзян Либинь и др.) понимают под классической музыкой ту, которая имеет непреходящую ценность в широком смысле, она противоположна легкости, веселью, легкомыслию и сосредоточена на смысле жизни [22]. В российской науке под классическим музыкальным наследием понимается европейская и русская музыка XVII-XIX вв., обладающая духовно-нравственным потенциалом, включающим смысложизненные, общечеловеческие, личностно развивающие, либеральные, традиционные, конфессиональные ценности, который может быть

актуализирован и использован в духовно-нравственном развитии обучающихся [17].

Под ценностным отношением личности к музыкальному искусству современные российские авторы понимают отношение, которое характеризуется эстетической значимостью для личности музыкального искусства, наличием осознанной потребности в музыкальном искусстве и практического интереса к нему [11]; устойчивое лич-ностно-смысловое проявление интереса к музыкальному искусству и творческой деятельности, направленных на практическую реализацию личностных художественных предпочтений и популяризацию музыкальной классики [5].

Данное личностное образование, согласно исследованиям в области психологии, возникает тогда, когда объекты вовлекаются в какую-либо деятельность (В. Н. Мясищев [15])- Только в деятельности, осуществляющейся в каких-либо новых для человека обстоятельствах, возникают новые элементы психического, являющиеся, в свою очередь, началом формирования новообразований личности (А. Н. Леонтьев).

Это доказывается и в педагогических исследованиях. Так, определяющим условием развития отношений И. В. Бабурова называет собственную деятельность личности, от чьих усилий зависит характер отношений, а задача педагога состоит в организации деятельности, способствующей формированию отношений личности [2]. Н. Е. Щуркова указывает, что отношение формируется в процессе его проживания, когда осуществляется реальный акт деятельности по отношению к объекту [26].

Результаты исследования. Сопоставление и обобщение определений, приведенных выше, позволило выдвинуть следующее определение понятия «ценностное отношение будущих учителей музыки к классическому хоровому наследию»: это интегративное образование личности будущего учителя музыки, основанное на личностном (в том числе музыкальном) опыте, которое характеризуется осознанием общечеловеческой значимости и личностного смысла европейской и русской хоровой музыки XVII-XIX вв., обладающей духовно-нравственным потенциалом в воспитании и развитии подрастающего поколения, наличием практического интереса к ней и осознанной потребности в общении с ней, готовностью реализовать данный потенциал в педагогической практике.

На значимость опыта в процессе ценностного ориентирования личности при общении с музыкальным произведением указывают многие российские и китайские исследователи в области музыкальной пе-

дагогики и психологии.

Так, Е. Д. Критская полагает, что осваиваемый ребенком в процессе повседневной деятельности «музыкальный быт», обусловленный творческим опытом эпохи, поколения, среды, личности, представляет собой жизненный совокупный опыт ребенка. В процессе музыкального и художественного образования осуществляется организованное освоение ребенком слухового общественного опыта (интонационно-слухового «фонда» эпохи). Именно эти две формы опыта, по мнению ученого, находясь в постоянном взаимодействии, и формируют его ценностные ориентации [14, с. 154].

На взаимосвязь опыта личности и освоения им ценностного содержания музыкального произведения указывает Г. Г. Ко-ломиец. По ее мнению, чтобы сформировать свое ценностно-смысловое пространство, человеку недостаточно осмысления общечеловеческих ценностей, необходимо их «проживание» внутри себя, «только когда символ будет непосредственно пережит субъектом, станет его конкретным опытом, только тогда он из общечеловеческой ценности превратится в личностную ценность, станет достоянием индивидуального сознания, живым участником смысловой сферы личности» [10, с. 94].

Современными педагогами раскрываются методические аспекты решения проблемы формирования ценностного отношения обучающихся к произведениям музыкального искусства в опоре на их личностный опыт: в основе технологии воспитания у школьников ценностного отношения к произведениям музыкального искусства, предложенной Н. И. Кашиной, лежат накопление учащимися музыкального опыта в различных видах музыкальной деятельности, его актуализация, проекция накопленного опыта на объект отношений (музыкальное искусство) [18]; в основе разработанной И. П. Шаклеиной модели формирования ценностного отношения к русской православной музыке у будущих учителей лежит накопление ими слушательского опыта [24].

Выстраивая теоретическую модель основ интерпретации русской классической хоровой музыки китайскими студентами, И. С. Аврамкова и Чжан Лэлэ включают в нее опыт творческой деятельности исполнителя и опыт отношения к русской хоровой музыке как ценности. По их мнению, именно ценностная концепция позволяет обучающимся воспринимать и адекватно интерпретировать русскую классическую хоровую музыку как национальную и общечеловеческую ценность, направляет и обеспечивает ее личностное «прочтение» [1].

О необходимости конвергенции слушательского и исполнительского опыта в процессе дирижерско-хоровой подготовки студентов в Китае пишет Чжао Ваньюэ. Это позволит, по его мнению, актуализировать их интерпретаторские возможности (художественная интерпретация - личностное отношение к музыкальному произведению, его понимание) [23].

Таким образом, условием успешного формирования у студентов специальности «Музыковедение» ценностного отношения к классическому хоровому наследию в университетах Китая являются опора на их личностный (в том числе музыкальный) опыт и его развитие.

Опыт - неотъемлемая часть всех компонентов ценностного отношения будущих учителей музыки к классическому хоровому наследию - когнитивного, эмоционального, мотивационно-потребностного и деятель-ностно-творческого.

Когнитивный компонент ценностного отношения будущих учителей музыки к классическому хоровому наследию включает: актуализацию музыкально-исторических и музыкально-теоретических знаний студентов о европейской и русской музыке ХУП-Х1Х вв.; актуализацию их музыкально-слухового и музыкально-исполнительского опыта в области данного пласта мировой музыкальной культуры. В процессе музыкального восприятия у студентов возникают бессознательные образы, которые являются условием их «вовлеченности» или «невовлеченности» в содержание музыкального произведения. В соответствии с интонационной теорией Б. В. Асафьева человек во время восприятия музыки опирается на свой накопленный интонационный словарь, благодаря которому он «считывает» ее содержание с помощью «говорящих ему» интонаций, звукообразований, характерных интервалов и напевов (речь идет об апперцепционной обусловленности музыкального восприятия). Вслед за Б. В. Асафьевым Е. В. Назайкинский указывает, что связи с жизненным (сенсорным, кинетическим, социальным) опытом являются основополагающим условием восприятия музыки в целом, ее слышания и понимания человеком [16]. Д. Б. Кабалевский оперировал понятиями «музыкально-слуховой опыт» (который интерпретировал в качестве первого этапа процесса познания музыки), «личный музыкально-исполнительский опыт» (опыт, накопленный исполнителем в процессе исполнения музыкального произведения в разных вариантах и видах музыкальной деятельности). Именно уровень опыта ученый считал кардинальным условием понимания музыки. Он выдвигал требования к учителю музыки, который

должен обладать высокоразвитым художественным вкусом, опытом и сознательно-критическим отношением к музыке [13].

Эмоциональный компонент ценностного отношения будущих учителей музыки к классическому хоровому наследию является направляющим и организующим в процессе ценностного ориентирования личности. Он обусловлен прошлым опытом студентов и включает: их эмоциональную отзывчивость на воспринимаемую музыку, привнесение в нее личностного смысла. Эти аспекты обусловлены тем, насколько полученные ранее переживания, личностно значимые ситуации актуализируются у студентов в процессе восприятия художественного образа музыкального произведения.

Мотивационно-потребностный компонент ценностного отношения будущих учителей музыки к классическому хоровому наследию определяется проявлением осознанной потребности и практического интереса студентов по отношению к данному пласту мировой музыкальной культуры.

Деятельностно-творческий аспект ценностного отношения будущих учителей музыки к классическому хоровому наследию определяется поведенческими реакциями реципиента во время восприятия музыки; бессознательными образами, вступающими в резонанс с воспринимаемой музыкой. Данные реакции могут быть неосознаваемыми. Кроме того, данный компонент включает опыт применения музыкально-исторических и музыкально-теоретических знаний студентов о европейской и русской музыке ХУП-Х1Х вв. в музыкально-педагогической деятельности.

В 2021-2022 учебном году в Университете Линьи (провинция Шаньдун, КНР) осуществлялась работа по формированию у студентов специальности «Музыковедение» ценностного отношения к классическому хоровому наследию в процессе дирижерско-хоровой подготовки - на дисциплинах «Хор и дирижирование» (обязательная дисциплина, 1,5 академических часа в неделю) и «Репетиция хора и практика» (дисциплина по выбору, 3 академических часа в неделю). Это были групповые занятия. В опытно-поисковой работе участвовали 150 студентов. Они делились на 3 класса, каждому из которых для освоения был предложен свой репертуарный список. В конце учебного года на итоговом концерте студенты исполняли репертуар своего класса и знакомились с репертуаром других классов. Домашние задания и экзамен студенты выполняли в группах по 8 человек, куда входили сопрано, альты, тенора и басы. Поскольку мужских голосов не хватало, некоторые студенты участвовали в нескольких группах.

Данная работа проводилась на основе деятельностного подхода. Процесс формирования у студентов ценностного отношения к классическому хоровому наследию осуществлялся посредством: музыкально-исполнительской деятельности (данная деятельность являлась средством обработки информации, заложенной в осваиваемых музыкальных произведениях, как основы их самоопределения по отношению к ним, поиска личностного смысла); элементов музыкально-педагогической деятельности (студенты педагогически обосновывали воспитательную значимость и педагогическую целесообразность хоровых произведений, представляли их методическую интерпретацию для включения в содержание уроков музыки, раскрытия на этом музыкальном материале конкретных тем уроков).

В образовательном процессе применялись следующие формы и методы.

Эскизное разучивание, когда в сжатые сроки студенты осваивали большое число хоровых произведений музыкальной классики. Данная форма, идущая своими корнями от педагогических принципов Ф. Листа, Л. А. Баренбойма, Г. Г. Нейгауза, П. Пабста и других российских и иностранных педагогов-пианистов прошлого, представляла собой промежуточный вариант освоения студентами произведений между чтением нот с листа и концертным его исполнением. Главным здесь являлось целостное восприятие и реализация художественного образа исполняемого произведения. Перед разбором каждого хорового произведения студентам предлагалось прослушать его. Это позволяло «охватить» его целостно, ощутить особенности музыкальной ткани, тембровое богатство реально звучащих голосов. В результате применения эскизного разучивания у студентов расширялись музыкально-слуховой и музыкально-исполнительский опыт, художественный кругозор за счет большого и разнообразного по составу учебного репертуара. Например, в процессе освоения хоровых произведений П. И. Чайковского для эскизного разучивания в классе дирижирования студентам предлагался следующий репертуарный список: «Утренняя молитва» (сл. А. Машистова), «Легенда» (сл. А. Плещеева), «Ночевала тучка золотая» (сл. М. Лермонтова), «Что смолкнул веселия глас» (сл. А. Пушкина). Это небольшие хоровые произведения, которые познакомили студентов со стилистическими и образными особенностями хорового творчества П. И. Чайковского. Студентам предлагалось прослушать эти хоровые произведения в исполнении русского хора (дирижер - А. В. Свешников).

Ассоциативный метод применялся на

уроках «Хора и дирижирования» для подключения у студентов ассоциаций, лежащих в сфере их жизненного опыта. Это были зрительные аналогии. Также осуществлялась актуализация двигательно-пласти-ческой памяти. Это оказывало воздействие на процессы восприятия и переживания произведений хоровой классики. Например, в процессе работы над трехголосным женским хором Н. А. Римского-Корсакова «Ночевала тучка золотая» (сл. М. Ю. Лермонтова) студенты давали словесное описание образов действующих лиц - контрастных образов беззаботной Тучки и Старого Утеса. Обращали внимание на изобразительность музыки - ее округлость, мягкость, насыщенность подголосками и т. д.

Метод музыкального обобщения (в контексте стиля эпохи, направления, национального стиля, индивидуального стиля) был направлен на освоение студентами ключевых знаний о европейской и русской хоровой музыке XVII-XIX вв., развитие их музыкального опыта. Его составными частями являлись сопоставление и сравнение двух или нескольких музыкальных образов, интерпретаций одного произведения и т. д. Например, студенты обращались к сравнению и сопоставлению хоровых произведений П. И. Чайковского и Н. А. Римского-Корсакова «Ночевала тучка золотая»; к обобщению индивидуального стиля творчества М. И. Глинки (на основе знакомства с хоровыми произведениями в переложении для хора «Венецианская ночь» (сл. И. Козлова), «Ах ты, ночь ли, ноченька» (сл. А. Дельвига), хора «Славься» из оперы «Жизнь за царя» и др.), И. Брамса («Guten Abend und gute Nacht», «Waldesnacht, du wunderkühle», Fünf Gesänge für gemischten Chor a Capella) и др.).

Метод художественного контекста (Л. В. Горюнова), сутью которого является выход за пределы музыкального языка, а результатом - освоение интонационного языка и художественного образа музыкального произведения. Данный метод был направлен на развитие музыкального опыта студентов. Например, освоение хора «Славься» М. И. Глинки осуществлялось на основе историко-литературного и историко-культурного контекста произведения: предлагался иллюстративный материал, позволяющий охарактеризовать исторический период, произведения изобразительного искусства, видеозапись оперы и т. д.

Заключение. Решение проблемы формирования у будущих учителей музыки ценностного отношения к классическому хоровому наследию находится в русле макротенденций в образовательной политике Китая - гуманизации образования, гумани-

таризации образовательного процесса, единства и органического соединения обучения и воспитания. Предлагаемые формы (эскизного разучивания) и методы (ассоциативный, музыкального обобщения, художественного контекста), применяемые в образовательном процессе дисциплин «Хор и дирижирование» и «Репетиция хора и практика», способствуют актуализации и расширению музыкального опыта студен-

тов, обучающихся по специальности «Музыковедение». Актуализация и развитие музыкального опыта студентов являются одними из принципов методики формирования ценностного отношения будущих учителей музыки к классическому хоровому наследию в Китае, которая реализуется сегодня в университете Линьи (провинция Шаньдун, КНР).

ЛИТЕРАТУРА

1. Аврамкова, И. С. Педагогические условия формирования основ интерпретации русской классической хоровой музыки у студентов из Китайской народной республики / И. С. Аврамкова, Чжан Лэлэ // Научное мнение. - 2020. - № 1-2. - С. 99-108.

2. Бабурова, И. В. «Отношение» как педагогическая категория / И. В. Бабурова // Омский научный вестник. - 2006. - № 8 (45). - С. 274-276.

3. Даньци, Лю. Проблема формирования ценностного отношения студентов музыкально-педагогических факультетов Китая к классическому музыкальному наследию / Лю Даньци // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2021. - № 4 (52). - С. 55-59.

4. Ду, Ин. Музыка как практическая и духовная ценность / Ду Ин, На Су // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. - 2020. - № 4 (36). - С. 133-139.

5. Журова, Е. Б. Воспитание ценностного отношения к музыкальному искусству у обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей: аксиологический подход : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Журова Е. Б. - М., 2015. - 23 с.

6. Исаев, И. Ф. Аксиологический и культурологический подходы к исследованию проблем педагогического образования в научной школе В. А. Сластенина / И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов // Сибирский педагогический журнал. - 2005. - № 2. - С. 193-208.

7. Кашина, Н. И. Воспитание ценностного отношения младших школьников к произведениям музыкального искусства : монография / Н. И. Кашина ; Урал. гос. пед. ун-т. - 2-е изд., перераб. и доп. - Екатеринбург, 2021. - 176 с.

8. Кашина, Н. И. Модель освоения современной российской молодежью традиционных культурных и художественных ценностей / Н. И. Кашина, О. А. Москаленко // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2016. - № 3. - С. 30-34.

9. Кашина, Н. И. Об актуальности проблемы формирования ценностного отношения студентов музыкального вуза Китая к классическому хоровому наследию / Н. И. Кашина, Даньци Лю // Bulletin of the International Centre of Art and Education. - 2021. - № 3. - С. 390-405.

10. Коломиец, Г. Г. Музыкально-эстетическое воспитание (аксиологический подход) : монография / Г. Г. Коломиец. - Оренбург : Изд-во ООИПКРО, 2001. - 240 с.

11. Коростелева, Н. И. Воспитание ценностного отношения младших школьников к произведениям музыкального искусства : автореф. дис. . канд. пед. наук / Коростелева Н. И. - Екатеринбург, 2004. - 22 с.

12. Матвеева, А. А. Сущность и содержание понятия «отношение» / А. А. Матвеева, В. В. Калита // Научные исследования: от теории к практике. - 2015. - Т. 1, № 2 (3). - С. 317-321.

13. Музыка 1-3 классы. Программа. - М. : Просвещение, 1988. - 160 с.

14. Музыкальное образование в школе : учеб. пособие / Л. В. Школяр, В. А. Школяр, Е. Д. Критская и др. ; под ред. Л. В. Школяр. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 232 с.

15. Мясищев, В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев ; под ред. А. А. Бодалева. - М. ; Воронеж : Акад. пед. и социал. наук ; Моск. психол.-социал. ин-т, 1995. - 356 с.

16. Назайкинский, Е. В. О психологии музыкального восприятия / Е. В. Назайкинский. - М. : Музыка, 1972. - 84 с.

17. Серебрякова, А. Н. Классическая музыка как фактор духовно-нравственного развития студенческой молодежи : автореф. дис. . канд. социол. наук / А. Н. Серебрякова. - М., 2012. - 23 с.

18. Сластенин, В. А. Введение в педагогическую аксиологию : учеб. пособие / В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. - М. : Академия, 2003. - 192 с.

19. Узнадзе, Д. Н. Основные положения теории установки / Д. Н. Узнадзе. - Тбилиси : Изд-во Акад. наук Груз. ССР, 1961. - 210 с.

20. Фей, Суйюй. Словарь социальной психологии / Фэй Суйюй, Чжан Паньши. - Хэбэй : Хэбэйское народное издательство, 1988.

21. Ци, Минянь. Становление ценностной парадигмы образования в социокультурном пространстве современного Китая : автореф. дис. . канд. философ. наук / Ци Минянь. - Чита, 2011. - 24 с.

22. Ци, Чжаоцзюнь. Анализ восприятия классической музыки студентами современных колледжей / Ци Чжаоцзюнь, Цзян Либинь // Голос желтой реки. - 2017. - № 19.

23. Чжао, Ваньюэ. Конвергенция слушательского и исполнительского опыта в процессе дирижерско-хоровой подготовки в современном Китае / Чжао Ваньюэ // Человеческий капитал. - 2019. - № 10 (130). -С. 11-14.

24. Шаклеина, И. П. Формирование ценностного отношения к русской православной музыке у студентов в системе вузовского музыкально-педагогического образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Шаклеина И. П. - Курск, 2010. - 23 с.

25. Шаренкова, Т. А. Краткий анализ образовательной политики КНР / Т. А. Шаренкова, К. А. Табар-ко // Вестник ЗабГУ. - 2020. - Т. 26, № 9. - С. 68-74.

26. Щуркова, Н. Е. Ценностные отношения / Н. Е. Щуркова // Воспитание школьников. - 1999. -№ 3. - С. 17-22.

27. Языков, Е. Л. Развитие навыков художественного общения у дирижеров-хормейстеров в процессе профессиональной подготовки в вузе / Е. Л. Языков, Н. И. Кашина // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. - 2018. - № 32. - С. 92-100.

28. Ян, Бохуа. Музыкальное воспитание в общеобразовательных школах современного Китая : авто-реф. дис. ... канд. пед. наук / Ян Бохуа. - СПб., 2009. - 24 с.

REFERENCES

1. Avramkova, I. S., Zhang Lele. (2020). Pedagogicheskie usloviya formirovaniya osnov interpretatsii russ-koi klassicheskoi khorovoi muzyki u studentov iz Kitaiskoi narodnoi respubliki [Pedagogical Conditions for the Formation of the Foundations for the Interpretation of Russian Classical Choral Music among Students from the People's Republic of China]. In Nauchnoe mnenie. No. 1-2, pp. 99-108.

2. Baburova, I. V. (2006). «Otnoshenie» kak pedagogicheskaya kategoriya ["Attitude" as a Pedagogical Category]. In Omskii nauchnyi vestnik. No. 8 (45), pp. 274-276.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Danqi, Liu. (2021). Problema formirovaniya tsennostnogo otnosheniya studentov muzykal'no-pedagogicheskikh fakul'tetov Kitaya k klassicheskomu muzykal'nomu naslediyu [The Problem of Forming the Value Attitude of Students of Musical and Pedagogical Faculties of China to the Classical Musical Heritage]. In Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta. No. 4 (52), pp. 55-59.

4. Doo, Ying, Na, Su. (2020). Muzyka kak prakticheskaya i dukhovnaya tsennost' [Music as a Practical and Spiritual Value]. In Gumanitarnye vedomosti TGPUim. L. N. Tolstogo. No. 4 (36), pp. 133-139.

5. Zhurova, E. B. (2015). Vospitanie tsennostnogo otnosheniya k muzykal'nomu iskusstvu u obuchayush-chikhsya v uchrezhdeniyakh dopolnitel'nogo obrazovaniya detei: aksiologicheskii podkhod [Education of a Value Attitude to Musical Art among Children Studying in Institutions of Additional Education: An Axiological Approach]. Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Moscow. 23 p.

6. Isaev, I. F., Shiyanov, E. N. (2005). Aksiologicheskii i kul'turologicheskii podkhody k issledovaniyu problem pedagogicheskogo obrazovaniya v nauchnoi shkole V. A. Slastenina [Axiological and Cultural Approaches to the Study of the Problems of Teacher Education in the Scientific School of V. A. Slastenin]. In Sibirskii pe-dagogicheskii zhurnal. No. 2, pp. 193-208.

7. Kashina, N. I. (2021). Vospitanie tsennostnogo otnosheniya mladshikh shkol'nikov k proizvedeniyam muzykal'nogo iskusstva [Education of the Value Attitude of Junior Schoolchildren to Works of Musical Art]. 2nd edition. Ekaterinburg. 176 p.

8. Kashina, N. I., Moskalenko, O. A. (2016). Model' osvoeniya sovremennoi rossiiskoi molodezh'yu traditsionnykh kul'turnykh i khudozhestvennykh tsennostei [Model of the Development of Modern Russian Youth by Traditional Cultural and Artistic Values]. In Innovatsionnyeproekty iprogrammy v obrazovanii. No. 3, pp. 30-34.

9. Kashina, N. I., Danqi, Liu. (2021). Ob aktual'nosti problemy formirovaniya tsennostnogo otnosheniya studentov muzykal'nogo vuza Kitaya k klassicheskomu khorovomu naslediyu [On the Relevance of the Problem of Forming the Value Attitude of Students of a Chinese Music University to the Classical Choral Heritage]. In Bulletin of the International Centre of Art and Education. No. 3, pp. 390-405.

10. Kolomiets, G. G. (2001). Muzykal'no-esteticheskoe vospitanie (aksiologicheskii podkhod) [Musical and Aesthetic Education (Axiological Approach)]. Orenburg, Izdatel'stvo OOIPKRO. 240 p.

11. Korosteleva, N. I. (2004). Vospitanie tsennostnogo otnosheniya mladshikh shkol'nikov k proizvedeniyam muzykal'nogo iskusstva [Education of the Value Attitude of Junior Schoolchildren to Works of Musical Art]. Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Ekaterinburg. 22 p.

12. Matveeva, A. A., Kalita, V. V. (2015). Sushchnost' i soderzhanie ponyatiya «otnoshenie» [Essence and the Content of the Relationship]. In Nauchnye issledovaniya: ot teorii kpraktike. Vol. 1. No. 2 (3), pp. 317-321.

13. Muzyka 1-3 klassy. Programma [Music 1-3 Classes. Program]. (1988). Moscow, Prosveshchenie. 160 p.

14. Shkolyar, L. V., Shkolyar, V. A., Kritskaya, E. D. et al. (2001). Muzykal'noe obrazovanie v shkole [Music Education at School] / ed. by L. V. Shkolyar. Moscow, Izdatel'skii tsentr «Akademiya». 232 p.

15. Myasishchev, V. N. (1995). Psikhologiya otnoshenii [Relationship Psychology] / ed. by A. A. Bodaleva. Moscow, Voronez, Akademiya pedagogicheskikh i sotsial'nykh nauk, Moskovskii psikhologo-sotsial'nyi institut. 356 p.

16. Nazaikinsky, E. V. (1972). O psikhologii muzykal'nogo vospriyatiya [On the Psychology of Musical Perception]. Moscow, Muzyka. 84 p.

17. Serebryakova, A. N. (2012). Klassicheskaya muzyka kak faktor dukhovno-nravstvennogo razvitiya stu-dencheskoi molodezhi [Classical Music as a Factor in the Spiritual and Moral Development of Students]. Avtoref. dis. ... kand. sotsiol. nauk. Moscow. 23 p.

18. Slastenin, V. A., Chizhakova, G. I. (2003). Vvedenie v pedagogicheskuyu aksiologiyu [Introduction to Pedagogical Axiology]. Moscow, Akademiya. 192 p.

19. Uznadze, D. N. (1961). Osnovnyepolozheniya teorii ustanovki [Basic Provisions of the Installation Theory]. Tbilisi, Izdatel'stvo Akademii nauk Gruzinskoi SSR. 210 p.

20. Fei, Suyu, Zhang, Panshi. (1988). Slovar'sotsial'noipsikhologii [Dictionary of Social Psychology]. Hebei, Khebeiskoe narodnoe izdatel'stvo.

21. Qi, Mingyan. (2011). Stanovlenie tsennostnoiparadigmy obrazovaniya v sotsiokul'turnom prostranstve sovremennogo Kitaya [The Formation of the Value Paradigm of Education in the Socio-Cultural Space of Modern China]. Avtoref. dis. ... kand. filosof. nauk. Chita. 24 p.

22. Qi, Zhaojun, Jiang, Libin. (2017). Analiz vospriyatiya klassicheskoi muzyki studentami sovremennykh kolledzhei [Analysis of the Perception of Classical Music by Students of Modern Colleges]. In Golos zheltoi reki. No. 19.

23. Zhao, Wanyue. (2019). Konvergentsiya slushatel'skogo i ispolnitel'skogo opyta v protsesse dirizhersko-khorovoi podgotovki v sovremennom Kitae [Convergence of Listener's and Performer's Experience in the Process of Conducting and Choir Training in Modern China]. In Chelovecheskii kapital. No. 10 (130), pp. 11-14.

24. Shakleina, I. P. (2010). Formirovanie tsennostnogo otnosheniya k russkoi pravoslavnoi muzyke u stu-dentov v sisteme vuzovskogo muzykal'no-pedagogicheskogo obrazovaniya [Formation of a Value Attitude to Russian Orthodox Music among Students in the System of University Musical and Pedagogical Education]. Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Kursk. 23 p.

25. Sharenkova, T. A., Tabarko, K. A. (2020). Kratkii analiz obrazovatel'noi politiki KNR [A Brief Analysis of the Educational Policy of the China]. In VestnikZabGU. Vol. 26. No. 9, pp. 68-74.

26. Shchurkova, N. E. (1999). Tsennostnye otnosheniya [Value Relations]. In Vospitanie shkol'nikov. No. 3, pp. 17-22.

27. Yazykov, E. L., Kashina, N. I. (2018). Razvitie navykov khudozhestvennogo obshcheniya u dirizherov-khormeisterov v protsesse professional'noi podgotovki v vuze [Development of Artistic Communication Skills among Conductors-Choirmasters in the Process of Professional Training at the University]. In Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedenie. No. 32, pp. 92-100.

28. Yang, Bohua. (2009). Muzykal'noe vospitanie v obshcheobrazovatel'nykh shkolakh sovremennogo Kitaya [Musical Education in General Education Schools of Modern China]. Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Saint Petersburg. 24 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.