CLASSICAL BULGARIAN HISTORIOGRAPHY OF MACEDONIA IN THE FIRST QUARTER OF THE 20th CENTURY Kirchanov M. (Russian Federation) КЛАССИЧЕСКАЯ БОЛГАРСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ МАКЕДОНИИ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ ХХ ВЕКА Кирчанов М. В. (Российская Федерация)
Кирчанов Максим Валерьевич /Kirchanov Maksim - доктор исторических наук, доцент, кафедра регионоведения и экономики зарубежных стран,
факультет международных отношений, Воронежский государственный университет, г. Воронеж
Abstract: the author analyzes problems of the early Bulgarian historiography of Macedonia. The author presumes that Macedonian Studied of Bulgarian historians are part of the intellectual history and the history of ideas in Bulgaria. The article is focused on the texts of Yordan Ivanov and Hristo Selianov. These Bulgarian authors were among founders of Bulgarian perception of Macedonia and Macedonians. Bulgarian authors denied independent status of Macedonian nation and presumed that Macedonians are one of Bulgarians ethnic groups. The political struggle of local Slavic population was understood by them as part of Bulgarian national and liberation movement. The ideas of Yordan Ivanov and Hristo Selianov became the basis for further development of Macedonian images in Bulgarian identity, historical memory and historiography. Bulgarian authors who wrote about Macedonia formed the collective representations and stereotypes of Macedonia and participated in the development of the ideology of Bulgarian political and ethnic nationalism.
Аннотация: автор анализирует проблемы ранней болгарской историографии Македонии. Автор полагает, что македонские штудии болгарских историков являются частью интеллектуальной истории и истории идей в Болгарии. В статье рассматриваются тексты Йордана Иванова и Христо Селянова. Эти болгарские авторы были среди основоположников болгарского восприятия Македонии и македонцев. Болгарские авторы отрицали независимый статус македонской нации, полагая, что македонцы являются этнографической группой болгар. Политическая борьба местного славянского населения воспринималась ими как часть болгарского национального и освободительного движения. Идеи Йордана Иванова и Христо Селянова стали основой для дальнейшего развития македонских образов в болгарской идентичности, исторической памяти и историографии. Болгарские авторы, которые писали о Македонии, одновременно формировали коллективные представления и стереотипы о Македонии и участвовали в развитии идеологии болгарского политического и этнического национализма.
Keywords: Macedonia, Bulgaria, nationalism, historiography, a history of ideas, intellectual history.
Ключевые слова: Македония, Болгария, национализм, историография, история идей, интеллектуальная история.
УДК 94(497.2)
Постановка проблемы
На современном этапе Болгария и Македония являются двумя независимыми балканскими государствами, но история македонского вопроса и македонского национального проекта насчитывает почти два столетия. Исторически болгарские политические и интеллектуальные элит видели в Македонии часть болгарского пространства, которое следует объединить с остальными землями, населенными
болгарами. Поэтому, болгарские историки и этнографы отказывали македонцам в независимом политическом статусе и видели в них одну их этнографических групп болгар. Значительный корпус научных текстов, созданных болгарскими авторами, был призван придать легитимность этим политическим идеям.
Целью статьи является изучение основных проблем восприятия Македонии и попытки ее интеграции в болгарский контекст в первой четверти ХХ века в рамках различных болгарских версий македонской истории и идентичности.
Историография
Вопросы, рассматриваемые автором в данной статье, относятся к числу недостаточно изученных в российской историографии. Число российских работ по этой теме остается незначительным [17]. В более ранних публикациях автора отражены некоторые проблемы формирования и изменения македонских образов и нарративов в контексте болгарской исторической памяти и националистического воображения. В целом систематизированного изучения болгаро -македонских взаимных представлений в современной российской историографии не ведется. В болгарской и македонской историографиях изучение этой проблематики является табуированным, так как большинство историков склонны культивировать и развивать националистические мифы. Поэтому, болгарские и македонские работы в большей степени претендуют на статус источника, а не исследования, по истории соответственно болгарского или македонского национализма.
Основы болгарского восприятия Македонии были заложены в первой четверти ХХ века, в частности - одним из крупнейших болгарских этнологов Йорданом Ивановым (1872 - 1947) - автором ряда работ [9, 10, 11], посвященных этнической истории Балкан. В начале ХХ века в распоряжении болгарских интеллектуалов находился корпус текстов личного происхождения, представленный мемуарами и воспоминаниями [5; 18; 22], авторы которых интегрировали Македонию в болгарский исторический, языковой и политический контекст, «населяя» ее почти исключительно болгарами и позиционируя местный язык как болгарский. В последующие годы болгарская историческая наука прикладывала немалые усилия в деле интеграции Македонии в болгарский контекст, что вело к превращению истории в один из инструментов национального воображения и укрепления национальной идентичности [27]. Наиболее маркированным с точки зрения болгарского восприятия Македонии является исследование Й. Иванова «Болгары в Македонии. Исследования и документы об их происхождении, языке и народности с этнографической картой и статистикой» [8; 12], изданное в 1917 году - в преддверии национальной катастрофы, которая последовала после поражения Болгарии и ее союзников в первой мировой войне.
В многочисленных исследованиях Й. Иванова в почти классическом виде представлена концепция Македонии, которая позднее получила значительное развитие в македонском интеллектуальном дискурсе. Йордан Иванов полагал, что на территории Болгарии, начиная от проникновения славян [7], жило население славянского происхождение, которое в языковом и этническом плане являлось болгарским [8, с. 3-6]. Американский исследователь Д. Фридмэн подчеркивает, что история пишется как определенный концепт самости, который основывается на радикальном отделении от какой-либо другой идентичности [26]. В болгарском случае мы наблюдаем вариант сознательной идентичностной экспансии, осно -ванный на отрицании македонской идентичности как неправильной и предложении болгарской идентичности как единственно верной.
В этом контексте Й. Иванов полемизировал с сербскими и греческими авторами, которые настаивали на том, что население Македонии не имеет национального сознания, являясь сербским и греческим, или потенциально будучи таким. Йордан Иванов полагал, что история Македонии является частью болгарской истории. Поэтому, он был склонен доказывать континуитет между
первыми славянами на территории Македонии и ее современным (для первой четверти ХХ века) населением. При написании национальной истории неизбежно доминирует своеобразный этноцентризм [25, с. 337]. Примечательно то, что это население для Й. Иванова было болгарским. С другой стороны, он акцентировал внимание и на том, что на протяжении Средних Веков славянское население, которое обитало на территории Болгарии, Македонии и Фракии было гомогенным, то есть болгарским [8, с. 32]. Для Йордана Иванова история Болгарии - это история постоянных территориальных потерь в результате того, что исторические болгарские земли отторгались соседями. В частности отношения с греками Й. Иванов интерпретировал как «греко-болгарскую этническую борьбу» [8, с. 37]. Аналогичным образом он оценивал отношения с сербами, полагая, что сербы отторгли болгарские территории в Македонии, пытаясь ассимилировать местное население. С сербским господством он связывал проникновение сербских элементов в язык славянского населения Македонии, которое, по мнению Й. Иванова, говорило на болгарских диалектах [8, с. 48-49]. Именно с территориальными потерями Й. Иванов связывал и то, что часть болгарского населения не только попала под «чуждые влияния» [8, с. 34], но и постепенно утратила свою болгарскую идентичность и связь с Болгарией. По мнению Й. Иванова, Македония была исторически болгарским регионом, будучи болгарским так же в языковом и этническом плане.
В этом контексте для болгарской историографии характерен последовательный примордиализм, доминирование которого в историографическом дискурсе можно сравнить только «с господством позитивистской парадигмы извода Леопольда Ранке» [3, с. 444]. Й. Иванов настаивал на том, что Солунь в период Средних Веков был преимущественно болгарским городом. Эллинизацию города Йордан Иванов связывал с захватом города греками и изгнанием оттуда славянского населения, которое, как считал Й. Иванов, было болгарским [8, с. 42-43]. Й. Иванов полагал, что македонцы, будучи болгарами и носителями именно «болгарского сознания» [8, с. 74], говорят на болгарском языке. Язык македонцев для Й. Иванова - один из болгарских диалектов, который связан с другими болгарскими говорами, развиваясь в рамках болгарского этнического массива на Балканах [8, с. 63].
Попытка интеграции македонских сюжетов в болгарский контекст в период между двумя мировыми войнами, отмеченным мощным влиянием национализма на болгарский интеллектуальный дискурс [13; 14; 15; 16], для которого язык национализма с его различными умеренными и крайне правыми модификациями [2; 6; 20; 21] стал универсальным и доминирующим, предпринималась так же Христо Силяновым. Если Йордан Иванов - знаковая фигура в интеллектуальной истории Болгарии ХХ века, то Христо Силянов - символическая фигура в истории болгарских попыток подчинить Македонию на протяжении ХХ столетия. Христо Силянов [19] был одним из лидеров македонского национализма в его проболгарской версии, принимая значительное участие в деятельности ВМОРО -Внутренней македонско-одринской революционной организации (Вътрешната македоно-одринаска революционна организация) - движения, которое боролось за болгаризацию македонского политического дискурса. В 1933 и 1943 годах вышла двухтомная книга Хр. Силянова «Освободительная борьба в Македонии» [23; 24].
Христо Силянов позиционировал борьбу Болгарии за право обладать Македонией как борьбу за объединение исторических болгарских земель и «духовную целостность болгарской нации» [23, с. VI]. По мнению Хр. Силянова, территория Македонии была населена этническими болгарами. Поэтому, македонская история - неотъемлемая часть болгарской истории. В связи с этим Хр. Силянов акцентировал внимание на участии и вкладе «македонских болгар» в общеболгарскую историю, подчеркивая, например, то, что «Македония участвовала в борьбе за независимую болгарскую
церковь» [23, с. 1]. Христо Силянов полагал, что македонский вопрос не имеет самостоятельного характера, являясь исключительно частью болгарского вопроса [23, с. 7], что было вызвано стремлением болгарского интеллектуального сообщества в период между двумя мировыми войнами акцентировать внимание на незавершенности процесса территориального объединения всех болгарских земель в рамках одного государства.
За подобными настроениями скрывались внешнеполитические амбиции и претензии, которые болгарские власти попытались реализовать спустя несколько лет после выхода первого тома книги Хр. Силянова, инициировав участие Болгарии во второй мировой войне на стороне Германии. По мнению Хр. Силянова, Болгария имела все шансы подчинить Македонию во второй половине 1870-х годов, но Берлинский конгресс привел к сокращению территории Болгарии, что для Хр. Силянова было сознательной попыткой разделения болгарского народа [23, с. 2], вызванной, в том числе, и иностранной пропагандой. Одной из наиболее опасных иностранных пропаганд, как полагал Хр. Силянов, была греческая [4]. Греческие власти, которые, по его словам, проводили политику последовательной эллинизации, инициировали кампанию, направленную на уничтожение в Македонии всего болгарского [23, с. 69].
Силянов подчеркивал, что Греция активно сотрудничала с Османской Империей, провоцируя антиболгарские акции со стороны турок [24, с. 110]. Христо Силянов полагал, что греческие власти преследовали свои узкие интересы на территории Македонии, что позволяло ему интерпретировать действия греков в Македонии как «греческие злодеяния» [24, с. 234], а политику Афин в целом как «антихристианскую и нечеловеческую» [24, с. 112]. Подобные интерпретации греческой политики были призваны способствовать формированию негативного образа Греции в болгарском интеллектуальном дискурсе в период между двумя мировыми войнами. Важнейшим событием в начале ХХ века в истории македонских болгар, по мнению Хр. Силянова, являлось Илинденское восстание. «Илинден е велик подвиг на малък народ» [23, с. 441], - писал Силянов, комментируя значение восстания. С другой стороны, Силянов подчеркивал, что восстание является вкладом македонских болгар в «общую национальную историю» Болгарии [23, с. 444]. Христо Силянов полагал, что восстание свидетельствовало о болгарском характере македонской истории. Исследования Йордана Иванова и Христо Силянова - классика, которая лежит в основании фундамента болгарских представлений о Македонии. На протяжении существования НРБ болгарские интеллектуалы не оставляли своих попыток интегрировать македонскую историю в болгарский контекст [1], но распад Югославии и образование независимой Македонии сделали более актуальными другие задачи, связанные с отрицанием самого факта существования македонской нации.
Выводы
Таким образом, Йордан Иванов и Христо Силянов предприняли значительные усилия, направленные на интеграцию Македонии в болгарский исторический контекст. В частности, Хр. Силянов, полагал, что события, современником которых он был, стали вкладом македонских болгар в общую национальную историю Болгарии, свидетельствуя о болгарском характере македонской истории в целом. Исследования Йордана Иванова и Христо Силянова на современно этапе составляют классический корпус текстов, формирующих коллективные болгарские представления о Македонии. Таким образом, болгарские интеллектуалы не оставляли своих попыток интегрировать македонскую историю в болгарский контекст, но распад Югославии и образование независимой Македонии сделали более актуальными другие задачи, связанные с отрицанием самого факта существования македонской нации и интеграцией непризнаваемой болгарскими авторами македонской идентичности с болгарский контекст.
Литература
1. Ангелов Д. Образуване на българската народност / Д. Ангелов. София, 1981.
2. Величкова Г. Пропаганда на фашизма в България, 1922-1934 / Г. Величкова. София, 2002.
3. Грицак Я. Украинская историография. 1991-2001. Десятилетие перемен / Я. Грицак // Ab Imperio, 2003. № 2. С. 444.
4. Данова Н. Образи на гърци и западноевропейци в българската книжнина през XVIII - XIX век / Н. Данова // Балканските идентичности в българската култура / съст. Н. Аретов. София, 2003. Т. 4. С. 92-132.
5. Драгомиров В. Спомени за Македония / В. Драгомиров // Борбите в Македония. Спомени на отец Герасим, Георги Райков, Дельо Марковски, Илия Докторов, Васил Драгомиров / съст. Б. Николов. София, 2005. С. 144-213.
6. Задгорска В. Кругът «Звено» 1927-1934 / В. Задгорска. София, 2008.
7. Заимов Й. Заселване на българските славяни на Балканския полуостров / Й. Заимов // Проучване на жителските имена в българската топонимия. София, 1967.
8. Иванов Й. Българите в Македония / Й. Иванов / под ред. на В. Божинов, Й. Заимов. София, 1986.
9. Иванов Й. Български старини из Македония / Й. Иванов. София, 1908, (1931, 1970).
10. Иванов Й. Българските диалекти в Северна Македония / Й. Иванов. София, 1909.
11. Иванов Й. Северна Македония. Исторически издирвания / Й. Иванов. София, 1906.
12. Ивановъ Й. Българитъ въ Македония. Издирвания и документи за тъхното потекло, езикъ и народность съ етнографска карта и статистика. Второ допълнено издание / Й. Ивановъ. София: Царска придворна печатница, 1917.
13. Илиев А. Зовът на родината / А. Илиев // Изток, 1926. № 40.
14. Илиев А. Конфликтът между родното и чуждото / А. Илиев // Изток, 1926. № 49.
15. Илиев А. Процепи в народната ни психика (Културно-исторически очерк) / А. Илиев // Училищен преглед, 1939. № 1. С. 48-61.
16. Иширков А. Влиянието на културата върху слабокултурните народи / А. Иширков // Училищен преглед, 1926. № 1-2. С. 139-149.
17. Кирчанов М. В. От балканских крестьян к македонцам: интеллектуальная история македонского национализм / М. В. Кирчанов. М.: БИБЛИО-ГЛОБУС, 2016. 304 с.
18. Марковски Д. Спомени за участието ми в борбите за свободата на Македония / Д. Марковски // Борбите в Македония. Спомени на отец Герасим, Георги Райков, Дельо Марковски, Илия Докторов, Васил Драгомиров / съст. Б. Николов. София, 2005. С. 31-40.
19. Панайотов Л. Предговор / Л. Панайотов // Силянов Хр. Освободитилните борби на Македония / Хр. Силянов / ред. Л. Панайотов. София, 1983. Т. 1. (Илинденското възстание). [Без пагинации].
20. Поппетров Н. Национално, авторитарно, дясно - към промяна! Бележки към идейното наследство на българския десен политически поток 1918 - 1944 г. (вместо предговор) / Н. Поппетров // Социално наляво, национализмът - напред. Програмни и организационни документи на български авторитаристки националистически формации / съст. Н. Поппетров. София, 2009. С. 7-31.
21. Поппетров Н. Фашизмът в България. Развитие и прояви / Н. Поппетров. София, 2008.
22. Райков Г. Битие на българския народ в Македония / Г. Райков // Борбите в Македония. Спомени на отец Герасим, Георги Райков, Дельо Марковски, Илия Докторов, Васил Драгомиров / съст. Б. Николов. София, 2005. С. 13-30.
23. Силяновъ Хр. Освободитилнитъ борби на Македония / Хр. Силяновъ. София: Държавна печатница, 1933. Томъ 1. (Илинденското възстание).
24. Силянов Хр. Освободитилните борби на Македония / Хр. Силянов / ред. Л. Панайотов. София, 1983. Т. 2. (След Илинденското възстание).
25. Усманова Д.Создавая национальную историю татар: историографические и интеллектуальные дебаты на рубеже веков / Д. Усманова // Ab Imperio, 2003. № 3.
26. Friedman J. History, Political Identity and Myth / J. Friedman // Lietuvos etnologija. Lithuanian Ethnology. Studies in Social Anthropology and Ethnology, 2001. № 1. Р. 41.
27. Tillet L. The Great Friendship. Soviet Historiography and the Non-Russian Nationalities / L. Tillet. Chapel Hill, 1969.