Научная статья на тему 'КИТОБИ «ТАЪРИХИ ЯМИНӢ» ВА ШАРҲҲОИ ОН'

КИТОБИ «ТАЪРИХИ ЯМИНӢ» ВА ШАРҲҲОИ ОН Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
12
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Утбӣ / Манинӣ / Яминӣ / фасоҳат / балоғат / лаффи нашри мураттаб. / Утби / Манини / Ямини / красноречие / зрелость / дословное издание.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Абдуллоев А.

Дар ин мақола муаллиф дар бораи рисолаи Утбӣ «Таърихи Яминӣ» ва тафсирҳои он маълумоти мухтасар медиҳад. Ин рисола дар тасвири воқеа ва ҳодисаҳое, ки дар асрҳои IХ-ХI дар Мовароуннаҳру Хуросон ба вуқуъ пайвастаанд, аз нодиртарин манбаъҳо ба шумор меравад.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

КНИГА «ИСТОРИЯ ЯМИНИ» И КОММЕНТАРИИ К НЕЙ

В данной статье автор предоставляет краткую информацию о трактате Утби «История Ямини» и его интерпретациях. Статья включает в себя обзор данного трактата и его интерпретаций, выделяя его редкую ценность в качестве источника о событиях IX-XI веков в Мавераннахре и Хорасане. Автор описывает основное содержание и ключевые темы трактата, такие как красноречие, зрелость и дословное издание. Утби в своем произведении предлагает уникальный взгляд на исторические события и происшествия того времени. Статья также подчеркивает важность трактата в контексте исследований истории региона, поднимая вопросы релевантности и актуальности его содержания для современных исследований. Эта работа призвана служить ориентиром для исследователей и студентов, предоставляя краткое введение в «Историю Ямини» и подчеркивая его значение в изучении истории и культуры региона.

Текст научной работы на тему «КИТОБИ «ТАЪРИХИ ЯМИНӢ» ВА ШАРҲҲОИ ОН»

МАРДУМШИНОСЙ - ЭТНОГРАФИЯ - ETHNOGRAPHY ♦-♦

УДК 677.012.3:94 (581.6)"19/20"

ТЕКСТИЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАДЖИКОВ АФГАНИСТАНА В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ

ИБРОХИМОВ М.Ф., СОХИБНАЗАРОВ М.Д., Институт истории, археологии и этнографии имени А. Дониша НАНТ

Таджикское население Афганистана является составной частью этого народа, которое волею судьбы и по результатам англо - русского разграничения 1895 года оказалось разъединенным от своих братьев - жителей правого берега Пянджа. Сегодня в Афганистане наиболее крупная территория плотного заселения таджиков находится на северо-востоке этой страны и граничит со всеми районами Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана. Она включает такие области Афганистана, как Бадахшан, Тохар, Баглан, Парван, Бамиан, Панджшер, Каписа, Кабул, Вардак, Газни. Кроме того, этот народ составляет большинство населения в областях Балх, Кундуз, Саманган, Сари-Пуль, Гор, Герат. Большие группы таджикского населения также проживают и в других областях страны, за исключением нескольких восточных провинций. Вместе с тем, следует признать, что области, плотно заселенные таджиками, находятся в территориальном разобщении (между ними проходят территории заселения других народов). Другой фактор разобщения - существование пустынных земель. В этой стране так как переписи населения не проводятся, определение численности как жителей в целом, так и отдельных этнических групп, невозможно. По приблизительным данным, таджикское население Афганистана сегодня оценивается в количестве от 10 до 23 млн. чел., что составляет от 43 до 56 % всех жителей страны.

История материальной культуры таджикского населения Афганистана представлена выдающимися памятниками античности и раннего средневековья: Айха-нум (II в. до н.э., в Тахоре), могильник безымянных царей в Тиллятепе (в провинции Джаузджан, I в. до н.э. - I в. н.э.), Дильварзинтепе (I в. до н.э. - I в. н.э.) и Сурх-Кутал (южнее Пули Хумри, I в. до н.э. - I в. н.э.) и др. В многочисленных замечательных памятниках архитектуры отражена культура мусульманского периода этого народа: мечеть Нухгунбаз (Балх, IX-X вв.), башня в Газни (XI в.), минарет в Джаме (конец XII в.), мечеть в Балхе (XV в.) и др.

Богатыми традициями характеризуется и производительная деятельность таджиков - жителей Афганистана, в том числе в различных областях ремесла. Это касается, в частности, текстильного производства, которое в конце XIX - начале XX вв., естественно, все еще носило кустарный характер.

В контексте рассматриваемой темы, интересные данные по текстильным промыслам населения Северо-Восточного Афганистана содержатся в «Путеводителе по Каттагану и Бадахшану», составленного Бурхан-уд-Дин-хана Кушкеки по сведениям, собранным афганским военным министром Мухаммед-Надир-ханом в 1923 г.

Как следует из текста указанного источника, практически на всей территории Афганистана текстильной обработкой хлопка занималось именно таджикское население. В Балхе (Кундузе) и его провинциях Ханабад, Гури и Имам-Сахиб, баглан-ских провинциях Андераб, Хост, Фаранг и Хенджан, таликанских уездах Гуль-феган, Фархар и Верседж из местного хлопка они вырабатывали простейшую ткань карбос и полосатые материи. Местные таджики (например, в Андерабе) также занимались обработкой шерсти, изготовляя «свои национальные шерстяные ткани», хотя в пределах этих областей изготовление шерстяных изделий, преимущественно, было занятием других народов с более развитым скотоводством. Речь идет, в первую очередь, о хазарейцах, а также туркменах и киргизах (в Имам-Сахибе).,

Такую картину распространения текстильного производства можно было наблюдать и по всей окрестности афганского Файзабада (провинции Кишм, Джирм, Рустак, Чахи-Аб, Аргу, Шахри-Бузург, Яфтель, Куран, Анджумен, Мунджан и др.), где хлопкоткачеством занимались исключительно таджики [3, 23148].

По словам Б. Кушкеки, среди населения левобережного Дарваза особенно распространенными ремеслами были именно текстильные промыслы (ткачество материй барак, карбос, алоча, выделывание паласов и вязание чулок). Он утверждает, что здесь ткачество из хлопка (карбос и алоча) было занятием женщин, а мужским промыслом считалось шерстоткачество, хотя прядение и подготовка основы из шерстяной пряжи все же входило в обязанности женщин [3, 24-212]. Заметим, что это сообщение Б. Кушкеки об отношении женщин к хлопкоткачеству разнится с наблюдениями А.А. Семенова, отметившего, что в Каратегино-Дарвазской зоне прядением хлопка занимались женщины, а мужчины - ткали.

Из материалов указанного сочинения следует, что практически во всех населенных таджиками городах и селах этого края (Бадахшан, Тахор, Кундуз, Баглан и др.) ткачество было наиболее распространенным занятием. К примеру, в Ханабаде, Гури, багланских провинциях Андераб, Хост, Фаренг и Хенджан, Кундузе и его провинции Имам-Сахиб, талеканских уездах Гульфеган, Пархар и Верседж таджики из местного хлопка вырабатывали ткани карбос и алоча. А андерабские таджики к тому же ткали «свои национальные шерстяные ткани». Фаренг славился также изготовлением веретен.

В гурийской деревне Доши выпускали тонкую шерстяную материю кампал наподобие паласа, декорированного цветными поперечными полосками. В такую материю местное население укутывалось как в плащ. Лучшие образцы этой продукции вывозились в Индию, Персию и Русский Туркестан, где охотно покупались в качестве «афганских одеял». У русских она применялась для занавесей и покрытий на тахту.

В афганской провинции Бадахшан производили, в основном, хлопчатобумажную материю нахи, которая была распространена по всему краю, а в горных местностях выделывали исключительно шерстяные ткани. Среди населения Джурма, волости, входящей в Файзабад (административный центр афганского Бадахшана), состоявшего преимущественно из таджиков, было распространено производство материи карбос из привозного хлопка. Жители файзабадской провинции Рог, населенной таджиками, ткали из хлопка материи карбос и алоча. Мужчины носили

тюрбан из кисеи малмал, однако о местном производстве кисеи автор не сообщает. Заметим также, что одно из селений Файзабада славилось материей алоча местной выделки, что следует из его названия (Дехи Алочабофон).

В приречных районах Рустака и в Чахи-Абе население занималось тканьем материй карбос и алоча, которые по качеству превосходили произведения ткачей из Каттагана, причем, особой славой пользовалась рустакская алоча. А в уезде Аргу и местности Шахри-Бузург (севернее Файзабада), женщины ткали карбос, шерстяную материю кокма, грубые сукна для халатов, делали кошмы, мешки, попоны и подпруги. Жители Яфтеля, сплошь таджики, из получаемой от скота шерсти умели изготовлять всякого рода шерстяные изделия, пишет Кушкеки, перечисляя опять же подпруги, мешки и паласы.

Б. Кушкеки отмечает также, что в уездах Куран, Анджумен и Мунджан, населенных таджиками, женщины пряли из шерсти, а мужчины из этих нитей ткали шерстяную ткань средней толщины барак, которая представляла собой сукно того или иного цвета с приятным мягким ворсом. Причем, барак мунджанской выделки считалась в округе наилучшей. В Мунджане занимались, кроме того, изготовлением паласов [3, 24-212].

Следует заметить, что выделкой армячины горные таджики занимались издавна. На территории Бадахшана в XVII в. из ткани под названием «рагза» шили одежду пату [6, 70; 7, 402]. Исследователь Т.Н. Томина зафиксировала производство сукна у таджиков долины Панджшер [10, 235-236].

По материалам Н.И. Вавилова, собранного в ходе экспедиции от 1924 г., в Афганистане шерстоткачество имело большее значение, чем изготовление тканей из хлопка, которые по большей части доставлялись сюда из Индии. Одежду из хлопчатобумажной «самотканки» карбос носило лишь беднейшее население. Сравнивая с известными хазарейскими домотканинами и сукнами Кафиристана, он отмечает, что горные таджики Кухистана и Бадахшана производили бурого цвета более легкие и более грубые сукна. Эти сукна отличались малой плотностью, узкостью, из них шили халаты, шапки читральского образца, штаны и др. Ткачество осуществлялось на примитивных безремизных станках [4, 195-196].

По свидетельству А. Гамильтона, в Герате и его окрестностях занимались обработкой шелка и шерсти из местного текстильного сырья, а также ковроткачеством, хотя по причине общего безденежья населения сбыт изготовленных изделий, особенно ковров, был крайне ограничен. Шелкоткачество было распространено также в Кабуле. В своем сочинении А. Гамильтон перечислил основные виды шелковых материй, которые в первые годы XX в. вырабатывались жителями Герата и Кабула. По его словам, они изготовляли одноцветные шелковые материи, называемые канаваз, красные, желтые и пурпуровые дурахи низкого качества, более узкие суга ханми разной ширины с перекрещивающимися белыми линиями на красном фоне, черные и красные с белыми пятнами женские платки и банные простыни лунгии хамом [5, 23, 152].

Другую область развитой ремесленной деятельности таджиков Афганистана составляло вязание. Широкое распространение вязания в горных районах было обусловлено, прежде всего, природно-климатическими условиями. Теплые шер-

стяные вязаные изделия (шарфы и рукавицы, головные платки и колпаки, джемпера и, особенно, чулки и носки) позволяли горцам защитить тело от холодов [8, 49].

Инструментами для кустарного вязания служили спицы и крючки, которые назывались одинаково - сих. Спицы делали из веток разных пород деревьев - ивы, ветлы, вербы, горной древесины и др. Крючки были медными и серебряными. Кончики деревянных спиц для удобства работы обжигали. По М.С. Андрееву, вязание крючком обозначалось термином «яксиха» («на одной спице») [1, 249].

А.А. Семенов выразил свое искреннее восхищение тем, что таджикская женщина умудряется за 3 -4 дня связать на трех прутиках пару чулок с «поразительным разнообразием рисунка» [9, 61]. А.А. Бобринской пишет, что на крючке выделывали джурабы кашмирского типа - с двойным верхом. Особенность кашмирской техники, по его словам, - выведение более длинных петель с меньшей натяжкой, хотя чулки получались плотными и прочными [2, 84].

Вязкой узорчатых чулок занимались во всех районах сопредельной с таджикским Бадахшаном территории современного Афганистана. Горцы повсеместно в технике петлеобразования изготовляли шерстяные рукавицы, носки, чулки, шарфы, шапки-колпаки. В прошлом производство теплых вязаных изделий по объемам производства не уступало шерстоткачеству. Их характерная особенность - наличие пестрых красок и богатого орнамента. В орнаментальных мотивах встречаются элементы древнеарийской символики, такие как крест, свастика, солнце. Кроме них на чулках можно было встретить стилизованные рисунки растений, огня, глаза, скорпиона, змеи, птиц, павлиньих перьев, следов птиц и животных и др. В пределах афганского Файзабада чулки вязали в Вардудже, Зардиве, Саргилане, Имгоне, Роге и некоторых других селениях [3, 88].

Таким образом, таджики Афганистана в отношении ремесленной деятельности вправе гордиться своим достойным прошлым. Их славные достижения и традиции достаточно ярко прослеживаются, в частности, в области текстильного производства. Приведенный материал отражает трудолюбие этого народа, способности, желание усовершенствовать работу, перенимать лучшие приемы и инструменты, подражать хорошим образцам.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев М.С. Таджики долины Хуф (Верховья Аму-Дарьи). - Вып. 2. - Сталинабад: АН Тадж. ССР, Ин-тут истории, археологии и этнографии, 1958. - 520 с.

2. Бобринской А.А. Горцы верховьев Пянджа (ваханцы и ишкашимцы). Очерки быта по путевым заметкам гр. А.А. Бобринского. - М., 1908. - 150 с.

3. Бурхан-уд-Дин-хан-и Кушкеки. Каттаган и Бадахшан. Данные по географии страны, естественно-историческим условиям, населению, экономике и путям сообщения (пер. с перс.). -Ташкент, 1926. - 248 с.

4. Вавилов Н.И. Земледельческий Афганистан. - М.-Л., 1959. - 415 с.

5. Гамильтон А. Афганистан (Гератская и Кандагарская провинции). - СПб, 1908. - 334 с.

6. Мухаммадхусайн Бурхон. Бурхони коте' (перс.). - Т. 2. - Душанбе: Адиб, 2004. - 424 с.

7. Писарчик А.К. Примечания и дополнения...//Андреев М.С. Таджики долины Хуф (Верховья Аму-Дарьи), - Сталинабад, 1958. - Вып. 2. - С. 277-486.

8. Садикова С.А. История зарождения и совершенствования вязального дела таджиков (IV тысячелетие до н.э. - первая половина XX в.): Автореф. дисс. ... канд. ист. наук. - Душанбе, 2022. - 165 с.

9. Семенов А.А. Этнографические очерки Зарафшанских гор, Каратегина и Дарваза. - М., 1903. - 131 с.

10. Томина Т.Н. Ткани в одежде кочевых и полукочевых народов Средней Азии // Традиционная одежда народов Средней Азии и Казахстана. - М.: Наука, 1989. - С. 228-252.

ТЕКСТИЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАДЖИКОВ АФГАНИСТАНА В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ

В данной статье проведено исследование текстильной деятельности таджиков в Афганистане в конце XIX - начале XX веков, основываясь на письменных источниках. Авторы обращают внимание на географическое распространение текстильных промыслов среди таджикского населения Афганистана, выделяя основные виды производимых тканей и вязаных изделий, а также центры их изготовления.

Основное внимание уделяется трудолюбию таджикского народа, их способности усовершенствовать свою работу, а также готовности перенимать лучшие приемы и инструменты, следуя хорошим образцам. Авторы подчеркивают важность традиций и достижений таджиков в области ремесленной деятельности, особенно в текстильном производстве.

В заключении статьи делается вывод о том, что таджики Афганистана имеют основание гордиться своим блестящим прошлым в ремесленной деятельности. Их традиции и достижения, особенно в текстильном производстве, четко прослеживаются и продолжают вносить вклад в богатство культурного наследия этого народа.

Ключевые слова: Афганистан, таджики, материальная культура, ремесло, текстильная деятельность, ткачество, вязание.

ФАЪОЛИЯТИ НАССОЧ,ИИ ТОЧ,ИКОНИ АФГОНИСТОН ДАР ОХИРИ АСРИ XIX - ИБТИДОИ АСРИ XX

Дар макола бо истифода аз маводи сарчашмахои хаттй масъалаи марбут ба пахн гардидани хунархои нассочй дар байни точикон - сокинони Афгонистон баррасй карда шудааст. Намудхои асосии матоьхо ва маснуоти кешбофии истехсолшаванда, инчунин марказхои асосии истехсоли онхо дар охири асри XIX - ибтидои асри XX номбар карда шудаанд. Бо мехнатдустй, хохиши такмил додани кор, азхуд кардани восита ва асбобу олоти бехтарин, таклид кардани намунахои хуб, ки хоси ин халк мебошад, дивдат чалб карда шудааст.

Муаллифон натичагирй мекунад, ки точикони Афгонистон дар муносибат ба фаъолияти хунармандй метавонанд бо гузаштаи шоистаи худ ифтихор кунанд. Дасто-вардхои маъруф ва аньанахои хунармандии онхо, аз чумла, дар сохаи истехсолоти нассочй, хеле назаррас ба мушохида мерасанд.

Калидвожа^о: Афгонистон, тоцикон, фарщнги модди, хунармандй, фаъолияти нассоцй, бофандаги, кешбофи.

TEXTILE ACTIVITY OF THE TAJIKS OF AFGHANISTAN IN THE LATE XIX

- EARLY XX CENTURIES

This article delves into the textile activities of Tajiks in Afghanistan during the late XIX to early XX centuries, drawing from written sources. The authors explore the geographical distribution of textile trades among the Tajik population in Afghanistan, identifying the main types of fabrics and knitted products, as well as the centers of their production.

The focus of the study lies on the industrious efforts of the Tajik people, their capacity to enhance their work, and their readiness to adopt superior techniques and tools by emulating positive examples. The authors highlight the significance of traditions and achievements of Tajiks in the realm of handicrafts, particularly in textile production.

The article concludes that the Tajiks in Afghanistan have valid reasons to take pride in their illustrious past in the domain of handicrafts. The enduring traditions and achievements, notably in textile production, are evidently visible and continue to enrich the cultural heritage of this nation.

Key words: Afghanistan, Tajiks, material culture, handicraft, textile activity, weaving, knitting.

Маълумот дар бораи муаллифон: Ибро^имов Муродалй Файзалиевич - ходи-ми калони илмии шуъбаи таърихи санъати Институти таърих, бостоншиносй ва мар-думшиносии ба номи А. Дониши АМИТ, доктори илмх,ои таърих. E-mail: muro-dali_f@list.ru, тел. 2217247.

Со^ибназаров Мирзоназар Давлатович - номзади илмхри таърих, мудири ка-федраи дизайни либос ва санъати муди Донишгохи технологии Точикистон. Тел. 927792043. E-mail: mirzozonazar.1970@mail.ru

Information about the authors: Ibrohimov Murodali Fayzalievich - Senior Researcher of the Department of Art History of the Institute of History, Archeology and Ethnography named after A. Donish National Academy of Sciences of Tajikistan, Doctor of Historical Sciences, E-mail: murodali_f@list.ru, тел. 2217247.

Sohibnazarov Mirzonazar Davlatovich - Candidate of Historical Sciences, Head. Department of Costume Design and Fashion Art of the Technological University of Tajikistan.

Tel. 927792043. E-mail: mirzozonazar.1970@mail.ru ♦---♦

УДК 396 (575.22)"1970/1980": 331.108.2

ВКЛАД ЖЕНЩИН - РЕМЕСЛЕННИЦ В ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНО - КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ТАДЖИКИСТАНА

В 70-80-Е ГГ. ХХ ВЕКА

ХОШИМОВА Ш.Ф.,

Худжандский государственный университет им. академика Б. Гафурова

В Таджикистане в 70 - 80-е годы ХХ века мастерицы активно участвовали в развитии народных промыслов. Они внесли значительный вклад в развитие и сохранение традиций и художественного наследия. Ремесленницы чевар, хунарзан не только выполняли роль работников в народных промыслах, но также играли важную роль в организации и управлении производственными объединениями и кооперативами. Они участвовали в принятии решений, планировании производства, распределении ресурсов и продвижении продукции на рынке [2,43].

Многие женщины Таджикистана получали специальное образование и обучение в области народных промыслов. Они осваивали техники вышивки, плетения,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.