Научная статья на тему 'НАРОДНЫЕ ТЕКСТИЛЬНЫЕ ПРОМЫСЛЫ ТАДЖИКОВ И АКТУАЛЬНОСТЬ ИХ ВОЗРОЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СУВЕРЕННОГО ТАДЖИКИСТАНА'

НАРОДНЫЕ ТЕКСТИЛЬНЫЕ ПРОМЫСЛЫ ТАДЖИКОВ И АКТУАЛЬНОСТЬ ИХ ВОЗРОЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СУВЕРЕННОГО ТАДЖИКИСТАНА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
212
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТАДЖИКИ / МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / НАРОДНЫЕ РЕМЕСЛА / ТЕКСТИЛЬНЫЕ ПРОМЫСЛЫ / ТРАДИЦИИ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Юсупова Шахноза Азизбековна

В статье приводятся сведения о традициях, современном состоянии и перспективах развития текстильных ремесел таджиков. Автор заключает, что таджикский народ, чья культура распространялась на территории, в отдельные периоды значительно превосходящей границы нынешнего Таджикистана, зародил феномен своего национального текстильного искусства. И это искусство оказало существенное влияние на становление и последовательное развитие технологий обработки основных натуральных текстильных волокон (хлопка, шелка, шерсти) в пределах указанных географических границ. Подчеркнута необходимость сохранения и возрождения традиционных отраслей текстильных ремесел на современном этапе. Данная тема особо актуальна в свете объявления 2018 года «Годом развития туризма и народных промыслов».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOLK TEXTILE CRAFTS OF TAJIKS AND RELEVANCE OF THEIR REVIVAL IN THE CONDITIONS OF SOVEREIGN TAJIKISTAN

The article provides information about the traditions, current state and prospects of development of the textile crafts of Tajiks. The author concludes that the Tajik people, whose culture spread over the territory, in some periods significantly exceeding the borders of the present Tajikistan, originated the phenomenon of their national textile art. And this art has had a significant impact on the formation and consistent development of technologies for processing the main natural textile fibers (cotton, silk, wool) within these geographical boundaries. The necessity of preservation and revival of traditional branches of textile crafts at the present stage is emphasized. This topic ososbo relevant in light of the announcement of 2018 the "Year of tourism development and crafts".

Текст научной работы на тему «НАРОДНЫЕ ТЕКСТИЛЬНЫЕ ПРОМЫСЛЫ ТАДЖИКОВ И АКТУАЛЬНОСТЬ ИХ ВОЗРОЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СУВЕРЕННОГО ТАДЖИКИСТАНА»

НАРОДНЫЕ ТЕКСТИЛЬНЫЕ ЮСУПОВА Шахноза Азизбековна,

ПРОМЫСЛЫ ТАДЖИКОВ И ассистент кафедры дизайна костюма и искусства

АКТУАЛЬНОСТЬ ИХ ВОЗРОЖДЕНИЯ моды Технологического университета

В УСЛОВИЯХ СУВЕРЕННОГО Таджикистана, (Таджикистан, Душанбе) ТАДЖИКИСТАНА

КАСБХОИНАССОЦИИМИЛЛИИ ЮСУПОВА Шахноза Азизбековна,

ТОЦИКОНВА АХАМИЯТИЭХДИОНХ,О ассистенти кафедраи дизайни либос ва санъати

ДАР ШАРОИТИ ТОЦИКИСТОНИ муди Донишгоци технологии Тоцикистон,

СОХИБИСТИКДОЛ (Тоцикистон, Душанбе)

FOLK TEXTILE CRAFTS OF TAJIKS YUSUPOVA Shahnoza Azizbekovna,

AND RELEVANCE OF THEIR assistant of the Department of costume and fashion

REVIVAL IN THE CONDITIONS design of the Technological University of Tajikistan.

OF SOVEREIGN TAJIKISTAN (Tajikistan, Dushanbe), E-MAIL: shahnoz.82@mail.ru.

Ключевые слова: таджики, материальная культура, народные ремесла, текстильные промыслы, традиции, развитие.

В статье приводятся сведения о традициях, современном состоянии и перспективах развития текстильных ремесел таджиков. Автор заключает, что таджикский народ, чья культура распространялась на территории, в отдельные периоды значительно превосходящей границы нынешнего Таджикистана, зародил феномен своего национального текстильного искусства. И это искусство оказало существенное влияние на становление и последовательное развитие технологий обработки основных натуральных текстильных волокон (хлопка, шелка, шерсти) в пределах указанных географических границ.

Подчеркнута необходимость сохранения и возрождения традиционных отраслей текстильных ремесел на современном этапе. Данная тема особо актуальна в свете объявления 2018 года «Годом развития туризма и народных промыслов».

Калидвожацо: тоцикон, фарцанги модди, цунарцои мардумй, касби нассоци, анъанацо, рушд.

Дар мацола оид ба анъанацо, вазъи муосир ва дурнамои рушди цунармандии нассоции тоцикон сухан меравад. Муаллиф хулоса мебарорад, ки халци тоцик, ки фарцанги он дар даврацои гуногун марзеро фарогир мегирифт, ки аз цудудцои Тоцикистони имруза ба маротиб зиёд буд, санъати нассоции миллии бемислро тавлид намудааст. Ва ин санъат ба пойдоршави ва рушди пайдарпайи технологияцои коркарди нахцои нассоции асоси (пахта, абрешим, пашм) дар цудуди цугрофии зикршуда таъсири муассир гузоштааст.

Зарурати нигацдори ва эцё намудани соцацои анъанавии цунармандии нассоци дар замонпи муосир таъкид карда мешавад. Мавзуи мазкур дар партави "Соли рушди сайёци ва цунарцои мардуми " эълон шудани соли 2018 ацамияти хоса пайдо кардааст.

Key words: Tajiks, material culture, folk crafts, textile crafts, traditions, development.

The article provides information about the traditions, current state and prospects of development of the textile crafts of Tajiks. The author concludes that the Tajik people, whose culture spread over the territory, in some periods significantly exceeding the borders of the present Tajikistan, originated the phenomenon of their national textile art. And this art has had a significant impact on the formation and consistent development of technologies for processing the main natural textile fibers (cotton, silk, wool) within these geographical boundaries.

The necessity of preservation and revival of traditional branches of textile crafts at the present stage is emphasized. This topic ososbo relevant in light of the announcement of 2018 the "Year of tourism development and crafts".

Согласно современной научной теории, в исторических пределах сложения и развития таджикского народа промыслы по текстильной обработке волокна возникли в глубокой древности, не позже эпохи неолита. Именно с той поры берут свои истоки и многие национальные текстильные традиции. Элементы профессиональной специализации в этой области ремесла проявлялись еще в древности, когда основные текстильные занятия только зарождались. Уже тогда у предков таджиков происходило становление текстильного ремесленного производства как

профессионального и специализированного. Согласно письменным источникам, для национального кустарного текстильного производства была характерна, кроме того, специализация отдельных районов, селений, городов и, внутри них, кварталов на изготовлении конкретных видов текстильных изделий. Также имело место географическая специализация на выполнении отдельных переходов технологического процесса, причем, характерный вид текстильных промыслов жителей нередко отражался в названии местности (селения, городского квартала).

Безусловно, историческая эволюция текстильных традиций таджиков происходила во взаимосвязи с текстильным искусством других, в первую очередь, соседних народов, посредством синтеза культур. Другими словами, самобытное текстильное производство в пределах Исторического Таджикистана становилось и развивалось благодаря общим усилиям населявших этот край народов. Взаимопроникновению ремесленных традиций способствовало активное перемещение товаров по трассам Великого Шелкового пути. При всем том, текстильным традициям каждого народа было присуще и определенное своеобразие, продиктованное его культурой, мировоззрением, а также природно-климатическими условиями места обитания. Таджикский народ, чья культура распространялась на территории, в отдельные периоды значительно превосходящей границы нынешнего Таджикистана, зародил феномен своего национального текстильного искусства. И это искусство оказало существенное влияние на становление и последовательное развитие технологий обработки основных натуральных текстильных волокон (хлопка, шелка, шерсти) в пределах указанных географических границ [3, 348349].

Основные отрасли текстильного ремесла в Средней Азии зародились и сформировались еще в древнейший период. В частности, это - прядение, вязание, ткачество, валяние кошем, ковроделие, крашение нитей и тканей, орнаментация красками. Сказанное находит свое археологическое подтверждение в большом количестве найденных артефактов. Более высокой ступени развития и распространения текстильное искусство Средней Азии достигло в эпоху древности.

Доказано, что текстильное ремесло таджиков на каждом историческом этапе развивалось на основе генетического роста и преемственности в отношении предыдущих периодов. Очевидное подтверждение этого положения обнаруживается и сегодня, в сохранении в традиционных промыслах этого народа ряда особенностей, которые ярко проявились в минувшие эпохи (илл. 1).

Одна из особенностей историко-культурного прошлого таджикского народа - развитая типология текстильного производства. Именно благодаря преемственности традиций с глубокой древности до наших дней, удалось сформировать широкий перечень самобытных национальных тканей.

Начиная с конца XIX века, в текстильном искусстве кустарного характера начинается период количественного упадка, порожденного большим завозом в регион фабрично-заводской продукции. А в XX веке многие отрасли текстильного ремесла таджиков и вовсе прекратили существование, не выдержав неравной конкуренции с машинным производством [2, 43]. Однако, к счастью, отдельные очаги кустарного производства сохранились.

Так, сегодня в Душанбинском профессиональном лицее швейной промышленности под руководством опытных мастеров учащимся прививают навыки ручного производства традиционной ткани алоча, а затем из выработанных разных сортов пестрядей изготовляют швейные изделия как традиционного, так и современного покроев. Образцы своих произведений учащиеся демонстрируют в процессе периодически устраиваемых выставок достижений и показов моделей, посредством которых учебное заведение вносит важный вклад в благородное дело Телсохранения и популяризации ремесленного текстильного производства.

На республиканских выставках достижений народных мастеров зрители восторгаются очаровательными образцами набоек - произведениями членов славной истаравшанской династии Саидовых, представители которой вносят свою заметную лепту в возвышение ремесла.

Таджикский народ бережно хранит свои вязальные традиции. Сегодня на Памире мастерицы практически в кругу каждой семьи в свободное от основных занятий время занимаются выделкой узорчатых шерстяных рукавиц, носков и чулок. Здесь можно встретить много мастериц, которые знают все тонкости искусства выделки джурабов. На вещевых рынках современного Таджикистана желающие могут приобрести различные изделия ручной вязки, изготовленные из пряжи фабричного производства. Искусных вязальщиц можно встретить во многих селениях Согдийской области. В селении Ошоба Аштского района функционирует специальный кружок «Рукодельница», участницы которого вяжут на заказ мохеровые платки, кофты, свитера, шарфы, шапки, рукавицы. Примечательно, что в Школе искусств г. Чкаловска функционируют специальные академические

группы, учащиеся которых в процессе учебы овладевают навыками традиционных приемов ручного вязания.

В Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана сохраняются и развиваются традиции узорного кошмоваляния. Сегодня ремесленное производство декоративных войлочных ковров широко распространено среди жителей всех горных кишлаков ГБАО. Примечательно, что в течение последних десятилетий этим ремеслом стали заниматься и в традиционно земледельческих долинах области, где прежде производство кошмы не встречалось.

В наши дни Акционерное общество «Худжандатлас» выпускает порядка тридцати видов атласа и адраса. Продукция этого предприятия не уступает по качеству аналогичным тканям, которые завозятся в Таджикистан из Узбекистана и Китая.

Эти островки народного творчества сегодня служат базой для возрождения народных промыслов в Таджикистане.

2018 год Лидером нации, Основателем мира и национального единства, Президентом Республики Таджикистан, уважаемым Эмомали Рахмоном объявлен «Годом развития туризма и народных промыслов». И это не случайно. Опыт развития независимого Таджикистана показывает, что и сегодня в таджикском обществе не иссякла потребность в пользовании предметами национального ремесла, которые имеют не только утилитарное, но художественное значение. Эту склонность можно проследить, например, в стремлении к сохранению самых разных элементов традиционной одежды, к разным элементам украшения интерьеров жилых, а часто и служебных помещений, к пользованию в быту декоративными покрывалами, занавесями, коврами и т.д. [4, 7]. Предметы ремесла украшают залы для торжественных приемов, концертные помещения для культурно-развлекательных мероприятий, выставочные залы, гостиницы и другие места, где собирается публика, особенно иностранцы. Такими постоянными и меняющимися экспозициями народ подчеркивает и популяризирует древность и богатство своих культурных традиций. Эти традиции сегодня пользуются в обществе широкой и всесторонней поддержкой и продолжают успешно развиваться.

В суверенном Таджикистане возрождение ремесленничества, в котором отражаются традиционные черты материальной культуры народа, признается актуальной задачей. В ежегодном Послании Президента РТ Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 22 декабря 2018 года правительство страны обязалось широко практиковать выдачу льготных кредитов на развитие народных промыслов предпринимателям и ремесленникам за счет фонда развития предпринимательства. Кроме того, ремесленники освобождены выплаты всех видов налогов на реализацию продукции народных промыслов, в том числе домашнего производства [1].

Сегодня в Таджикистане в рамках «Года развития туризма и народных промыслов» проводятся всевозможные мероприятия, направленные на популяризацию народных промыслов. Так, 13 января 2018 года в Государственном институте изобразительного искусства и дизайна Таджикистана открылась выставка предметов народного быта из фондов личного музея народного мастера Барима Негматуллаева (илл. 2). Экспозиция выставки включает многочисленные, в том числе текстильные, изделия народных промыслов, изготовленных на Западном Памире, в долине Бартанга.

Безусловно, очередной год в Таджикистане станет периодом подъема ремесленничества и возрастания интереса жителей к народным промыслам, как важной составляющей национальной культуры.

Илл. 1. Народные мастерицы за работой. Душанбе, наши дни

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Зарубин И. И. Материалы и заметки по этнографии горных таджиков. Долина Бартанга // Сборник Музея антропологии и этнографии РАН. - Т. 5, вып. 1. - Петроград, 1918. - С. 97-148.

2. Иброхимов М. Ф., Рацабова Д. К. Либоси миллии тоцикон: Таърих ва анъанахо // Мероси ниёгон. -Душанбе, 2016. - № 18-2016. - С. 103-104.

3. Иброхимов М. Ф., Сафарова З. Н. История таджикского костюма (конец XIX - начало XX века).

- Душанбе, 2018. - 164 с.

4. Майтдинова Г.М. История таджикского костюма. - Т. 2. Средневековый и традиционный костюм. - Душанбе, 2004. - 254 с.

1. Послание Президента Республики Таджикистан, Лидера нации Эмомали Рахмона Маджлиси Оли Республики Таджикистан. - Душанбе, 22 декабря 2017 года (интернет-версия).

2. Иброхимов М. Ф. Возрождение ремесленных технологий в Таджикистане (на примере ткачества) // Возрождение и развитие производства художественных изделий на предприятиях легкой промышленности: матер. Респ. научно-практ. конф. (4-6 сентября 2005 г.). - Душанбе, 2005. - С. 43-47 (на тадж. яз.).

3. Иброхимов М. Ф. Таджикский художественный текстиль: традиции, современное состояние, перспективы развития // Очерки истории и теории искусств таджикского народа. - Т. 5. -Душанбе, 2017. - С. 348-378.

4. Иброхимов М. Ф., Сафарова З. Н. История таджикского костюма (конец XIX - начало XX века).

- Душанбе, 2018. - 164 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.