Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННОЙ МУЖСКОЙ ПЛЕЧЕВОЙ И ПОЯСНОЙ ОДЕЖДЫ ГОРНЫХ ТАДЖИКОВ'

ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННОЙ МУЖСКОЙ ПЛЕЧЕВОЙ И ПОЯСНОЙ ОДЕЖДЫ ГОРНЫХ ТАДЖИКОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
105
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАДЖИКИСТАН / ГОРНЫЙ РАЙОН / ЗАПАДНЫЙ ПАМИР / ВЕРХОВЬЯ ЗЕРАВШАНА / ТРАДИЦИОННЫЙ КОСТЮМ / МУЖСКАЯ ОДЕЖДА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Саидахмад Анохиди

В статье представлен обзор предметов плечевой и поясной одежды населения горного Таджикистана. Указаны отличительные особенности этих предметов в их сравнении с одеждой равнинных таджиков. Приведенные сведения основаны на материалах письменных источников и музейных экспонатах конца XIX - начала XX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES TRADITIONAL SHOULDER AND WAIST MEN’S CLOTHING MOUNTAIN TAJIKS

The article presents a review of the subjects of shoulder and waist clothes of in mountainous Tajikistan. Distinctive features of these items in their comparison with the clothing of the plains Tajiks. Information is based on materials written sources and Museum exhibits of the late XIX - early XX century.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННОЙ МУЖСКОЙ ПЛЕЧЕВОЙ И ПОЯСНОЙ ОДЕЖДЫ ГОРНЫХ ТАДЖИКОВ»

ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННОМ МУЖСКОЙ ПЛЕЧЕВОЙ И ПОЯСНОЙ ОДЕЖДЫ ГОРНЫХ ТАДЖИКОВ

Анохиди САИДАХМАД,

ассистент кафедры дизайна костюма и искусства моды Технологического Университета

Таджикистана, (Таджикистан, Душанбе)

ХУСУСИЯТХОИ ЛИБОСИ АНЪАНАВИИ КИТФЙ ВА МИЁНИИ МАРДОНАИ ТО ЧДКОНИ КУХДСТОН

Анохиди САИДАХМАД,

ассистенти кафедраи дизайни либос ва санъати муди Донишгорци технологии Тоцикистон, (Тоцикистон, Душанбе)

FEATURES TRADITIONAL SHOULDER AND WAIST MEN'S CLOTHING MOUNTAIN TAJIKS

Anohidi SAIDAHMAD,

assistant of the Department of costume and fashion design of the Technological University of Tajikistan, ( Tajikistan, Dushanbe)

Ключевые слова: Таджикистан, горный район, Западный Памир, верховья Зеравшана, традиционный костюм, мужская одежда.

В статье представлен обзор предметов плечевой и поясной одежды населения горного Таджикистана. Указаны отличительные особенности этих предметов в их сравнении с одеждой равнинных таджиков. Приведенные сведения основаны на материалах письменных источников и музейных экспонатах конца XIX - начала XX века.

Калидвожацо: Тоцикистон, нощяи кущ, Помири Гарбй, болооби Зарафшон, сарупои анъанавй, либоси мардона.

Дар мацола тавсифи цузъх^ои либоси китфй ва миёнии ахолии кущстони Тоцикистон оварда шудааст. Хусусиятцои хоси ин цузъх^о дар муцоиса бо либоси тоцикони водщо таъкид гардидааст. Маълумоти мазкур аз руи маводи сарчашма^ои хаттй ва нигора^ои осорхонавии охири асри XIX -ибтидои XX тартиб дода шудааст.

Key words: Tajikistan, a mountainous region, Western Pamir, The upper reaches of the Zeravshan, traditional costume, men's cloth.

The article presents a review of the subjects of shoulder and waist clothes of in mountainous Tajikistan. Distinctive features of these items in their comparison with the clothing of the plains Tajiks. Information is based on materials written sources and Museum exhibits of the late XIX - early XX century.

Традиционная одежда справедливо воспринимается как важный источник изучения национальной истории и культуры, она служит одним из показателей идентичности народа. С учетом этого, изучение народной одежды остается актуальным направлением исторической науки Таджикистана.

Традиционная мужская одежда горных районов проживания таджиков (верховья Зеравшана, Припамирье) по сравнению с одеждой равнинных районов имела, как общие, так и некоторые отличительные особенности. Комплекс одежды горца состоял из нательной рубахи, шаровар и надеваемого сверху халата. Однако здесь более распространенной была нательная рубаха со сплошным разрезом спереди, по сути, нательный халат. Предметы одежды горцев были более узкими, чем бытовавшие в равнинных районах. Кроме того, в условиях гор для изготовления одежды большое значение имела шерсть.

Историческая мужская одежда памирского горца состояла из шерстяного тканого, прочной работы халата (чекмени), хлопчатобумажной или шерстяной рубахи без воротника и шаровар, широких наверху и несколько суживающихся книзу (илл. 2). На ноги надевали вязаные шерстяные чулки, которые носили часто по две - по три пары. Сверх чулок мягкие кожаные сапоги, доходящие до половины икр или до колена. Штанины заправляли в чулки, которые затягивали своим шнурком. Чекмень обыкновенно опоясывали кушаком. В холодные дни некоторые обвязывали шею платком-шарфом и надевали по три чекменя [6, 92]. Другие в это время поверх чекмени надевали меховой нагольный халат. На голове носили плоский, вязаный из хлопка или шерсти (для холодной погоды) колпак.

Комплект летней мужской одежды жителей верховьев Зеравшана состоял из рубахи или легкого нательного халата, штанов, шапочки или тюбетейки, обмотанных чалмой или без него. Обувались в сапоги или башмаки, нередко ходили босиком. Зимой поверх рубахи носили халат: ватный - джома или шерстяной - чакман. На ноги надевали шерстяные чулки джураб, которые заматывали портянками [8, 22].

В верховьях Зеравшана для одежды ткали шерстяную домотканину двух видов - рагза и басма. Ткачеством рагзы занимались во всех населенных пунктах данного региона. Эта материя была по большей части естественного цвета шерсти, но иногда ее красили в табачный, зеленый и желтоватый цвета Лучшим качеством славилась рагза фальгарской выделки. Из такой ткани шили мужские и детские штаны - эзори шорагза, делали портянки и др. Материя басма употреблялась на пошив самой лучшей одежды - зимних халатов чакман и штанов. Ее вырабатывали женщины из тонкой овечьей шерстяной пряжи с некоторым содержанием козьего пуха. После тканья мужчины басму подвергали валке, делая ее водонепроницаемой [9, 20].

На Западном Памире одежду в прошлом шили из хлопчатобумажных (карбос) и шерстяных тканей. Для этой территории был характерен наибольший объем выделки шерстяных тканей в пересчете на одного жителя региона. В горах вследствие особых природно-климатических условий шерстяная домотканина служила основным материалом для одежды местного населения. Более того, одеяние многих горцев состояло исключительно из шерстяных изделий [1, 200, 211].

Из шерсти в Вахане, Ишкашиме, Шугнане, Рушане и других местах данной территории вырабатывали материи многих сортов. Наиболее тонкие ткани предназначались для нижней мужской и женской одежды, ткани среднего качества - для шапок, кушаков и чалм, а для верхней одежды вырабатывались прочные и толстые сукна [2, 84; 11, 73].

Большое распространение имели платья и халаты из шерстяной домотканой материи гилем / рагза. Эту ткань не красили, одежда из нее была естественного цвета шерсти, белого, серого, темно-коричневого, черного.

Как отмечалось, в горах и предгорьях Средней Азии широкое распространение получили мужские распашные рубахи. Их носили жители Памира, верховьев Зеравшана, Ферганской долины [8, 70]. По сообщению А. А. Семенова, у горных таджиков глухую рубаху с горизонтальным разрезом ворота - куртаи китфаки / куртаи муллоча носили только муллы и привилегированные лица. Почти весь простой народ надевал на тело легкий хлопчатобумажный халат яктах («однослойный») [10, 28]. В верховьях Зеравшана бытовало и другое название нижнего халата -куртаи джелак [9, 22].

В районе Искандеркуля, Матче и других местах верховьев Зеравшана почти все мужчины, за исключением почтенных стариков, ходили в распашной рубахе (илл. 1). В 1920-х годах здесь стали носить рубаху типологически близкую к халату, т. е. с глубоким вертикальным вырезом горловины, оставляющим грудь открытой. Распространение здесь рубахи такого вида связывают с влиянием культуры одежды Ферганской долины и Рашта, где ею стали пользоваться несколько раньше.

Мужская рубаха горца, глухая и распашная, была почти повсеместно широкой и длинной. У некоторых молодых и средних лет мужчин она закрывала голени, а рубахи пожилых были еще длиннее. Хотя в Матче, согласно фотоматериалам 1920-х годов, носили сравнительно короткие рубахи. Они едва покрывали торс. Здесь самые длинные рубахи доходили лишь до колен [9, 92].

Вместе с тем, А. Шишов пишет, что ягнобцы носили по преимуществу глухую рубаху курта с горизонтальным разрезом ворота. Конструктивно она ничем не отличалась от образцов, распространенных в регионе повсеместно: широкая, длиной ниже колен, с длинными прямыми рукавами. Но вот летом вместо этой рубахи местные мужчины носили яктах. «Это нечто вроде халата, сшитого из карбоса, без подкладки», - отмечает он [15, 125]. Следовательно, в Ягнобе летняя мужская нательная рубаха была распашной, зимняя - глухой. Бытование в Ягнобе в равной мере и нательных халатов, и глухих рубах, подтверждают две групповые фотографии жителей селений Навобод и Пискан, снятые ученым-ботаником В. И. Липским в 1896 году [4, 113, 157].

В Дарвазе, по аналогии с долиной Ферганы, даже в середине XX века почти все мужчины, исключая стариков, ходили в нательных халатах [14, 36].

На легких нательных халатах дарвазских мужчин в области груди делали особую вставку (манишку) судра, которая имитировала, видимую из-под халата участок рубахи с горизонтальным воротом. Один конец вставки пришивали к краю правой полы халата, другой прикрепляли к левой поле с помощью петли и пуговицы [13, 125]. Значит, и портные и владельцы таких халатов прекрасно осознавали, что плечевой одежный комплекс, в сущности, должен быть двухкомпонентным - состоять из нательной нераспашной рубахи и верхнего халата. Именно таким образом, т.е. согласно воцарившейся традиции, одевались люди с достатком [15, 126]. Менее

состоятельные жители были вынуждены довольствоваться халатом с манишкой на груди. Таким же образом одевались и мужчины, представлявшие малосостоятельные слои населения, и в некоторых других районах Средней Азии [12, 88].

Распашная нательная одежда для мужчин широко применялась в Припамирье [1, 244]. А. А. Бобринский пишет, что в верховьях Пянджа бедняки глухих рубах вовсе не имели [2, 52]. На Памире носили шерстяной нательный халат гилем естественного цвета шерсти. До Октябрьской революции здесь большинство мужчин надевали гилем прямо на голое тело. Более состоятельные местные жители носили под гилемом хлопчатобумажную или шерстяную рубашку курта с треугольным вырезом ворота. Мужская рубашка в тот период считалась предметом роскоши [3, 134, 136].

Рубахи мальчиков и несовершенолетных детей в Дарвазе и на Западном Памире оформляли вышивкой на плечах и спереди у разреза ворота. Узор вышивки выполнялся красного цвета и изображал звезды, кресты и другие подобные фигуры [2, 53].

Штаны были обязательным элементом традиционной мужской одежды горца еще с древности. Как правило, они закрывали икры и спускались чуть ниже. Хлопчатобумажные штаны обычно шили из той же ткани, что и рубаха или нательный халат. Зимой их обязательно заправляли в чулки и обувались в сапоги. Шерстяные штаны (из рагзы) были короче, поэтому их штанины опускали поверх сапог [9, 25].

На Памире носили чрезвычайно широкие суконные штаны - шаволяк. Их ширина на талии в распрямленном состоянии превышала 2 м. В них можно было заправить полы халата и даже шубы. Такая манера одевания обеспечивала удобство движения по снегу и грязи.

В верховьях Зеравшана в качестве сезонной верхней мужской одежды применялись яктах (легкий халат) и джома (теплый стеганый халат). Здесь чаще носили верхние халаты из хлопчатобумажной ткани (ситца) с крупными и яркими цветами на ярком же фоне.

На Западном Памире мужчины также пользовались стегаными халатами, которые завозились сюда из равнинных районов Бухарского эмирата и Ферганской долины. Зимой обыкновенный костюм горца дополняла овчинная шуба пустин того же покроя, что и халат. На спину шубы нашивали орнамент, вырезанный из кожи [3, 134, 135].

В прошлом во всех горных районах был распространен чакман - запахивающийся халат с очень длинными рукавами из домотканого сукна. Используемое для этого сукно чаще ткали из верблюжьей шерсти. Его шили без подклада, несколько шире и длиннее легкого халата яктах и стеганого халата джома, но аналогичного с ними кроя. Концы рукавов на чакмане были более узкими, чем в других видах халатов [5, 127]. Чакман и эзори шорагза надевали обычно в стужу или в дальнюю дорогу, при этом в шорагза заправляли и надетый под чакманом легкий или стеганый халат. Зимой поясной платок обычно завязывали поверх и стеганого халата и чакмана. Ворот чакмана украшали орнаментом из цветных шерстяных ниток [7, 600].

Как видим, во времена отсутствия фабричного производства тканей и невозможности обеспечить нормальные связи с равнинными территориями, жители горных районов Таджикистана разработали для себя необходимые виды и типы одежды, приемлемые для употребления в суровых природно-климатических условиях. Эти изделия представляют не только историческую ценность, но и служат основой для разработки образцов национальной одежды современного стиля. Бережное отношение к наследию предков - залог дальнейшего развития народной одежды.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Андреев М.С. Таджики долины Хуф (Верховья Аму-Дарьи). - Сталинабад, 1958. - Вып. 2. - 526 с.

2. Бобринский А. А. Горцы верховьев Пянджа (ваханцы и ишкашимцы). Очерки быта по путевым

заметкам. - М., 1908. -150 с.

3. Зарубин И. И. Материалы и заметки по этнографии горных таджиков. Долина Бартанга //

Сборник Музея антропологии и этнографии РАН. - Петроград, 1917. - С. 97-149.

4. Липский В. И. Горная Бухара. Результаты трехлетних путешествий в Среднюю Азию в 1896, 1897

и 1899 годах: В 3 ч. - СПб.: Типо-Литография «Герольд», 1902. - Ч. 1. Гиссарская экспедиция. 1896. - 818 с

5. Люшкевич Ф. Д. Одежда таджикского населения Бухарского оазиса в первой половине ХХ в. / Ф. Д.

Люшкевич // Сборник Музея антропологии и этнографии. - Ленинград, 1978. - Т. 34. Материальная культура и хозяйство народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана. - С. 123-144.

6. Минаев И. Сведения о странах по верховьям Амударьи (по 1878 год) /И. Минаев. - СПб.: Тип-я В.

С. Балашева, 1879. - 270 с.

7. Народы Средней Азии и Казахстана. - Т. 1. - М.: Изд-во АН СССР, 1962. - 768 с.

8. Рассудова Р. Я. К истории одежды оседлого населения Ферганского, Ташкентского и Зеравшанского регионов // Сборник Музея антропологии и этнографии. - Л., 1978. - Т. 34. Материальная культура и хозяйство народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана. - С. 154174.

9. Рассудова Р. Я. Материалы по одежде таджиков верховьев Зеравшана (по коллекциям и записям

А.Л. Троицкой и Г.Г. Гульбина, 1926-1927 гг.) // Сборник Музея антропологии и этнографии. - Л., 1970. - Т. 26. Традиционная культура народов Передней и Средней Азии. - С. 16-51.

10. Семенов А.А. Этнографические очерки Зарафшанских гор, Каратегина и Дарваза. - М., 1903. - 131

с.

11. Серебренников А. Очерк Памира. - С-Пб., 1900. - 97 с.

12. Сухарева О.А. Опыт анализа покроев традиционной «туникообразной» среднеазиатской одежды в

плане их истории и эволюции // Костюм народов Средней Азии: Историко-этнографические очерки. - М.: Наука, 1979. - С. 77-102.

13. Широкова З.А. Одежда // Таджики Каратегина и Дарваза. - Душанбе, 1976. - Вып. 3. - С. 116-202.

14. Широкова З.А. Этнографические коллекции Института истории, археологии и этнографии АН

Таджикской ССР. - Сталинабад: Изд-во АН ТаджССР, 1956. - 48 с.

15. Шишов А. Таджики. Этнографическое исследование. - Алмааты, 2006. - 392 с.

Илл. 2. Повседневная одежда памирских горцев. Начало XX века

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.