Научная статья на тему 'ОБЩИЕ ЧЕРТЫ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННОЙ МУЖСКОЙ ОДЕЖДЫ ТАДЖИКОВ'

ОБЩИЕ ЧЕРТЫ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННОЙ МУЖСКОЙ ОДЕЖДЫ ТАДЖИКОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
105
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЯЯ АЗИЯ / ТАДЖИКИ / ТРАДИЦИОННЫЙ КОСТЮМ / МУЖСКАЯ ОДЕЖДА / РУБАХА / ШТАНЫ / ХАЛАТ / ГОЛОВНОЙ УБОР / ПОЯС

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кобилова Мастона Пирумшоевна

В статье приводится описание мужской одежды, ставшей традиционной для таджикского народа. Перечислены основные ее составляющие, обращается внимание на размерные признаки, применяемые для пошива ткани. Эти сведения по большей части имеют отношение периоду конца XIX - первой половины XX века, когда культура европейского костюма еще не достигла господствующего влияния на таджикскую одежду. Приведенный материал отражает этническую специфику традиционной таджикской мужской одежды, а также показывает главные признаки ее региональной дифференциации, как производных от природно-климатических условий разных районов компактного проживания этого народа. Региональные отличия затрагивают разные качества одежды - ее размеры, покрой, предметность, волокнистый состав и оформление тканей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMON FEATURES AND REGIONAL FEATURES OF TRADITIONAL TAJIK MEN'S CLOTHING

The article describes men’s clothing that has become traditional for the Tajik people. The main components are listed, and attention is drawn to the dimensional features used for sewing fabric. This information is mostly related to the period of the late XIX - first half of the XX century, when the culture of European costume has not yet reached the dominant influence on Tajik clothing. This material reflects the ethnic specificity of traditional Tajik men’s clothing, and also shows the main signs of its regional differentiation, as derived from the natural and climatic conditions of different areas of compact residence of this people. Regional differences affect different qualities of clothing - its size, cut, subject matter, fibrous composition and design of fabrics.

Текст научной работы на тему «ОБЩИЕ ЧЕРТЫ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННОЙ МУЖСКОЙ ОДЕЖДЫ ТАДЖИКОВ»

description and a detailed description of its craft production until the mid-60s of the twentieth century.

Key words: Karatag, crafts, pottery production, ethnography,ceramics, N.N. Ershov.

Маълумот дар бораи муаллиф: Чураева Нигора - ходими хурди илмии шуъбаи мардумшиносии Институти таърих, бостоншиносй ва мардумшиносии ба номи А. Дониши Академияи илмдои Чумдурии Точикистон. Телефон: 2217716; моб. (+992) 935872028. E-mail: [email protected]

Information about the autor: Juraeva Nigora - Junior researcher A.Donish Institute of History, archaeology and ethnography Academy of Science of the Republic of Tajikistan. Telefon: 2217716; моб. (+992) 935872028. E-mail: [email protected].

УДК: 902.7(575.3)

ОБЩИЕ ЧЕРТЫ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННОЙ МУЖСКОЙ ОДЕЖДЫ ТАДЖИКОВ

КОБИЛОВА М. П., Государственный институт изобразительного искусства и дизайна Таджикистана

Полный комплект костюма у таджиков называется сарупо. В равнинных районах в старину его составляли рубаха и штаны, легкий халат без подкладки, поясной платок, головной убор и обувь.В одежный комплекс могли входить стеганый халат джома чапон или халат чакман на основе домотканины из верблюжьей шерсти, а также, с конца XIX века, камзул со стоячим воротом и застежкой на пуговицах с петлями. Головной убор -тюбетейка или шапка сферической формы на вате, поверх которых навертывали чалму. Старинная обувь, преимущественно,-ичиги из мягкой кожи, поверх них носили резиновые галоши [5,123].

Традиционная мужская одежда таджиков-выходцев из горных районов Средней Азии (верховья Зеравшана, Припамирье, долина Ферганы), по сравнению с одеждой равнинных районов имела, как общие, так и некоторые отличительные особенности. В частности, комплекс одежды горца также состоял из нательной рубахи, шаровар и надеваемого сверху халата. Однако здесь более распространенной была нательная рубаха со сплошным разрезом спереди, по сути, нательный халат. Предметы одежды горцев были более узкими, чем бытовавшие в равнинных районах. Кроме того, в условиях гор в изготовлении одежды большое значение приобретает шерсть.

Так, мужская одежда памирского горца состояла из шерстяного тканого, прочной работы халата чакман, хлопчатобумажной или шерстяной рубахи без воротника и шаровар, широких наверху и несколько суживающихся книзу. На ноги надевали вязаные чулки, которые носили часто по две - по три пары. Сверх чулок мягкие кожаные сапоги, доходящие до по-

ловины икр или до колена. Штанины заправляли в чулки, которые затягивали своим шнурком. Чекмень обыкновенно опоясывали кушаком. На голове носили плоский, вязаный из хлопка или шерсти (для холодной погоды) колпак. Зимой поверх чакмана надевали меховой нагольный халат.

Комплект летней мужской одежды жителей верховьев Зеравшана состоял из рубахи или легкого нательного халата, штанов, шапочки или тюбетейки, обмотанных чалмой или без него. Обувались в сапоги или башмаки, нередко ходили босиком. Зимой носили ватный-джома или шерстя-ной-чакман халат, на ноги надевали шерстяные чулки джурабы, которые заматывали портянками [8,22].

Для пошива одежды из хлопчатобумажных тканей в равнинных районах большое значение имели карбос / баъз /, суф и полосатая калами, из которых шили мужские рубахи и штаны. Для верха халатов употреблялись более нарядные шелковые ткани, полушелковые адрас и бекасаб.

В горных районах большое значение имели шерстяные ткани. Шерстяную домотканину производили двух видов - рагза и басма. Первую ткали женщины, из овечьей и козьей шерсти. Из такой ткани шили мужские и детские штаны - эзори шорагза, делали портянки и др. Материя басма употреблялась на пошив самой лучшей одежды - зимних халатов чакман и штанов. Ее вырабатывали из тонкой овечьей шерстяной пряжи с некоторым содержанием козьего пуха. После тканья басму подвергали валке, делая водонепроницаемой. Этим занимались мужчины. Из басмы шили халаты без подклада - чакман, штаны. Рагзу и басму красили иногда в табачный, зеленый и желтоватый цвета [8, 20].

Старинные мужские рубахи шили с горизонтальным полукруглым разрезом ворота. Для надевания через голову, рубаху оснащали дополнительным горизонтальным или вертикальным разрезом. Если этот разрез проходил вдоль одного из плеч, рубаху называли куртаи китфак.В Средней Азии она имели повсеместное распространение. В Бухаре носили только такие рубахи. Она имела тот же покрой, что и женская курта, только делали ее короче, с несколько более узкими короткими рукавами, иногда немного скошенными. На горловине рубахи другого типа делали вертикальный вырез для надевания через голову. Края ворота обшивали плетеной тесьмой зех или кантом магзи.

К стану от нижней линии соединения рукавов подшивали боковины трапециевидной формы для расширения рубахи книзу. По длине рубаха обычно доходила до середины бедра, хотя прежде ее делали еще длиннее -до колен и даже ниже [1,13].

Старинные рубахи были более широкими, они могли быть к тому же с прямым станом, например, в Самарканде (коллекция № 1476, 6а Музея антропологии и этнографии Российской Академии наук). Рубаху носили поверх штанов и опоясывали платком миёнбанд, сложенным по диагонали. Распашную одежду опоясывали с целью сведения вместе бортов. Что

касается пояса, завязываемого поверх нераспашной рубахи, то его наличие обуславливалось условиями труда земледельца. Пояс служил, прежде всего, в качестве набрюшника - защищал от сырости, развивающейся от частой поливки земли [3,175].

Глухие рубахи с горизонтальным воротом, как отмечалось, были распространены повсюду - в Бухаре, Самарканде, Гиссаре, Кулябе, горном Таджикистане и др. В отличие от этих районов, в горах и предгорьях более распространенными были распашные рубахи или так называемые нательные халаты. Их носили жители Памира, верховьев Зеравшана, Ферганской долины [7,170].

Такая одежда широко бытовала и в некоторых равнинных территориях, например, в Ташкентском оазисе, но в долине Зеравшана (Бухарско-Самаркандский оазисы) она вовсе не встречалась [7,158].

Мужской поясной одеждой равнинных таджиков повсеместно служили штаны эзор, которые делали, как и женские, на вздержке. Они были широкими сверху и суживающимися книзу, но более короткими, чем женские. Штаны шили из хлопчатобумажной ткани.

Мужские штаны были обязательным элементом и в традиционной мужской одежде горцев. Как правило, они закрывали икры и спускались чуть ниже. Хлопчатобумажные штаны обычно шили из той же ткани, что и рубаха или нательный халат. Зимой их обязательно заправляли в чулки и обувались в сапоги. Однако в горных районах наиболее характерной мужской поясной одеждой в холодное время служили широкие шерстяные шаровары эзори шорагза. Шерстяные штаны (из рагзы) были короче, поэтому их штанины опускали поверх сапог [7,25].

На Памире носили чрезвычайно широкие штаны - шаволяк. Их ширина на талии в распрямленном состоянии превышала 2 м. В них можно было заправить полы халата и даже шубы [2,135].

Поверх рубахи в теплое время надевали легкий халат яктах из ткани темной расцветки в мелкий рисунок или полосатой материи алоча. Рукава кроили из поперечно сложенной ткани, они становились уже к концу примерно в два раза. Расширение халата книзу достигалось за счет нескольких боковин, пришиваемых с двух сторон. Общая разница в ширине верхней и нижней части боковин составляла 2,5. Ворот халата широкий, почти прямоугольный сзади, спереди продолжался прямыми линиями до передних пол. Для образования запаха к передним полам пришивали клинья в виде прямоугольных треугольников, основания которых внизу вместе с полами образовывали подол.

В зимний период обычно носили стеганый на вате халат джома. Для пожилых мужчин его шили из однотонной или с мелким рисунком ткани темной расцветки, например черного или синего сатина. Молодые носили алочаджому-стеганый халат из полосатой полушелковой ткани. Подкладкой служил ситец. Халат по всей своей площади простегивается крупными

вертикальными стежками, рукава простегиваются поперек. Крой джомы и яктаха практически не отличается.

Такого же кроя был чакман - распространенный в прошлом в горных районах запахивающийся халат с очень длинными рукавами из домотканого сукна. Его шили без подклада, несколько шире и длиннее яктаха и джомы. Чакман и эзори шорагза надевали обычно в стужу или в дальнюю дорогу, при этом в шорагза заправляли и надетый под чакманом легкий халат.

В конце XIX - начале XX вв. в среде административных чиновников получил распространение прилегающий камзол. По крою он отличается от традиционных халатов, рассмотренных выше. Камзол шьется из сатина или другой более плотной хлопчатобумажной ткани. Его спинка и перед соединяются плечевым швом, рукава вшиты в вырезную пройму, к вырезу ворота вшивается воротник-стойка. Полы застегиваются на пуговицы и петли (прежде воздушные, затем вырезные). Камзол шили на подкладе, иногда стеганым на вате. Интересно, что поверх камзола носили яктах, тем самым отдавая дань традиции.

На Памире верхней одеждой служил шерстяной халат гилем, хотя в старину многие мужчины надевали его прямо на голое тело, без нижней одежды. Для одежды верха здесь употреблялись и стеганые халаты, которые завозились на Памир из равнинных районов Бухарского эмирата и Ферганской долины. Зимой обыкновенный костюм горца дополнял овчинная шуба пустин того же покроя, что и халат. На спину шубы нашивали орнамент, вырезанный из кожи [2,134-135].

В горах и предгорьях также применялся халат чакман из домотканого сукна, чаще из верблюжьей шерсти. Не отличаясь по покрою, он был шире и длиннее стеганого халата. Его шили без подкладки. Концы рукавов на чакмане были более узкими, чем в других видах халатов [5,127].

В верховьях Зеравшана верхние халаты чаще шили из хлопчатобумажной ткани (ситца) с крупными и яркими цветами на ярком фоне.

Таким образом, характеристика традиционной мужской одежды таджиков даже в таком кратком изложении позволяет выявить, как ее общие черты, имеющие этническую специфику, так и элементы региональной дифференциации, учитывающие природу и климат конкретных районов компактного проживания этого народа. Региональные отличия наблюдаются в волокнистом содержании материалов, размерах одежды, покрое, а также оформлении тканей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гейер И. И. Путеводитель по Туркестану / И. И. Гейер. - Ташкент, 1901. - 255 с.

2. Зарубин И. И. Материалы и заметки по этнографии горных таджиков. Долина Бартанга / И. И. Зарубин // Сборник Музея антропологии и этнографии РАН. - Т. 5. -Вып. 1. - Петроград, 1918. - С. 97-148.

3. Крубер А. Азиатская Россия. Иллюстрированный географический сборник / А. Крубер, С. Григорьев, А. Барков, С. Чафранов - М., 1903. - 583 с.

4. Иброхимов М. Ф. История таджикского костюма (конец XIX - начало XXI века) / М. Ф. Иброхимов, З. Н. Сафарова. - Душанбе, 2018. - 207 с.

5. Люшкевич Ф. Д. Одежда таджикского населения Бухарского оазиса в первой половине ХХ в. / Ф. Д. Люшкевич // Сборник Музея антропологии и этнографии. - Ленинград, 1978. - Т. 34. Материальная культура и хозяйство народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана.- С. 123-144.

6. Майтдинова Г. История таджикского костюма / Г. Майтдинова. - Душанбе, 2004. - Т. 2. Средневековый и традиционный костюм. - 254 с.

7. Рассудова Р. Я. К истории одежды оседлого населения Ферганского, Ташкентского и Зеравшанского регионов / Р. Я. Рассудова // Сборник Музея антропологии и этнографии. - Л., 1978. - Т. 34. Материальная культура и хозяйство народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана. - С. 154-174.

8. Рассудова Р. Я. Материалы по одежде таджиков верховьев Зеравшана (по коллекциям и записям А. Л. Троицкой и Г. Г. Гульбина, 1926-1927 гг.) / Р. Я. Рассудова // Сборник Музея антропологии и этнографии. - Л., 1970. - Т. 26. Традиционная культура народов Передней и Средней Азии. - С. 16-51.

ОБЩИЕ ЧЕРТЫ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННОЙ МУЖСКОЙ ОДЕЖДЫ ТАДЖИКОВ

В статье приводится описание мужской одежды, ставшей традиционной для таджикского народа. Перечислены основные ее составляющие, обращается внимание на размерные признаки, применяемые для пошива ткани. Эти сведения по большей части имеют отношение периоду конца XIX - первой половины XX века, когда культура европейского костюма еще не достигла господствующего влияния на таджикскую одежду.

Приведенный материал отражает этническую специфику традиционной таджикской мужской одежды, а также показывает главные признаки ее региональной дифференциации, как производных от природно-климатических условий разных районов компактного проживания этого народа. Региональные отличия затрагивают разные качества одежды - ее размеры, покрой, предметность, волокнистый состав и оформление тканей.

Ключевые слова: Средняя Азия, таджики, традиционный костюм, мужская одежда, рубаха, штаны, халат, головной убор, пояс.

АЛОМАТХ,ОИ УМУМЙ ВА ХУСУСИЯТХ,ОИ МИНТАЦАВИИ ЛИБОСИ МАРДОНАИ АНЪАНАВИИ ТОЧ,ИКОН

Дар макола тавсифи либоси мардона, ки барои халки точик хамчун либоси анъанавй пазируфта шудааст, оварда мешавад. ^исмх,ои асосии он номбар гардида, ба андозахо, матоъхои истифодашаванда диккат дода шудааст. Ин маълумот бештар ба охирхои асри XIX - нимаи аввали асри XX иртибот дорад, яъне ба даврае, ки хануз фарханги сарулибоси аврупой ба либоси точикон таъсири фармонравоёна надошт.

Маводи мазкур хусусияти миллии либоси мардонаи анъанавии точиконро инъикос карда, аломатхои асосии тафрикаи минтакавии онро хдмчун мах,сули шароитхои табий-иклимии навохии гуногуни сукунати ин халк нишон медихад. Фаркиятхои минтакавй сифатхои гуногуни либос - таркиб, андоза, тарзи духт, намуд ва ороиши матоъхоро дарбар мегиранд.

Калидвожа^о: Осиёи Миёна, тоцикон, либоси сарупои анъанави, либоси мардона, курта, шалвор, хилъат, кулоц, камарбанд.

COMMON FEATURES AND REGIONAL FEATURES OF TRADITIONAL TAJIK MEN'S CLOTHING

The article describes men's clothing that has become traditional for the Tajik people. The main components are listed, and attention is drawn to the dimensional features used for sewing fabric. This information is mostly related to the period of the late XIX - first half of the XX century, when the culture of European costume has not yet reached the dominant influence on Tajik clothing.

This material reflects the ethnic specificity of traditional Tajik men's clothing, and also shows the main signs of its regional differentiation, as derived from the natural and climatic conditions of different areas of compact residence of this people. Regional differences affect different qualities of clothing - its size, cut, subject matter, fibrous composition and design of fabrics.

Key words: Central Asia, Tajiks, traditional costume, men's clothing, shirt, pants, robe, headdress, belt.

Маълумот дар бораи муаллиф: Крбилова Мастона Пирумшоевна - омузгори калони Донишкадаи давлатии санъати тасвирй ва дизайни Точикистон. E-mail: [email protected].

Information about the author: Kobilova Mastona Pirumshoevna - lecturer at the State Institute of fine arts and design of Tajikistan. E-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.