Научная статья на тему 'КИНОПЕДАГОГИКА В ПРЕДМЕТНОМ ПОЛЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ'

КИНОПЕДАГОГИКА В ПРЕДМЕТНОМ ПОЛЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кинопедагогика как раздел педагогики / средства кинопедагогики / перспективы развития кинопедагогики / film pedagogy as a section of pedagogy / means of film pedagogy / prospects for the development of film pedagogy

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Милькевич Оксана Анатольевна

Актуальность развития кинопедагогики определяется заказом со стороны государства на развитие кинопедагогики и медиаобразования как инструмента воспитания особой культуры подрастающего поколения на фоне органичной включенности визуализации во все сферы жизни человека. Статья нацелена на характеристику кинопедагогики и ее места в предметном поле педагогической науки и образовательной практике. Теоретическая значимость заключается в уточнении положения кинопедагогики в предметном поле педагогической науки. Практическая значимость состоит в характеристике перспектив применения средств кинопедагогики в решении задач обучения и воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Милькевич Оксана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relevance of the development of film pedagogy is determined by the order from the state for the development of film pedagogy and media education as a tool for educating a special culture of the younger generation against the background of the organic involvement of visualization in all spheres of human life. The article is aimed at characterizing film pedagogy and its place in the subject field of pedagogical science and educational practice. The theoretical significance lies in clarifying the position of film pedagogy in the subject field of pedagogical science. The practical significance lies in the characterization of the prospects for the use of film pedagogy in solving the problems of education and upbringing.

Текст научной работы на тему «КИНОПЕДАГОГИКА В ПРЕДМЕТНОМ ПОЛЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ»

профилактические, просветительские и воспитательные мероприятия. Сотрудниками данного учреждения разработаны групповые тренинговые занятия по темам: «Агрессия под контролем», «Преодоление жизненных трудностей», «Я и моя семья», «Ценности моей жизни» и другие. Занятия по данным программам в большей степени направлены на профилактику деструктивного поведения в подростковой среде.

За 6 месяцев 2023 года с несовершеннолетними проведено 11 занятий, которыми было охвачено 99 подростков, вернувшихся из ВК и находящихся на учете в УИИ в возрасте с 14 до 17 лет. Занятия проводились не только на базе Центра, но и в других учреждениях: МОУ СОШ «Семенковская основная школа», МОУ СОШ № 12»; Следственный изолятор № 2 УФСИН России по Вологодской области, Уголовно-исполнительная инспекция г. Вологды, МБУ «Молодежный центр «Гор.Ком35»» и другие. С 2020 года в гражданских социальных учреждениях с данной категорией несовершеннолетних реализуется проект «Зеленая комната», целью которого является установление и развитие межведомственного сопровождения и реабилитации несовершеннолетних подвергающихся физическому, сексуальному и психологическому насилию со стороны взрослых. Для участия в данных следственных мероприятиях приглашаются сотрудники прокуратуры и психологи Центра. Данные мероприятия направлены на профилактику правонарушений в отношении несовершеннолетних, а также профилактику последствий совершенных в отношении несовершеннолетних преступлений, в том числе тяжкого характера и подстрекательство несовершеннолетних правонарушителей на совершение преступления.

За 2022 год и 6 месяцев 2023 года в рамках проекта данной работой было охвачено свыше 127 несовершеннолетних, являющихся пострадавшими от жестокого обращения членов семьи и преступных посягательств от криминального окружения, или же ставших свидетелями жестокого обращения с другими детьми, получив при этом психологическую травму. Кроме того, сотрудники Центра занимаются организацией оздоровительного отдыха для несовершеннолетних правонарушителей из семей «группы риска» в рамках успешной их адаптации в общество, а также организуют трудовые бригады ради них в каникулярный период и свободное от учебы время. В процессе социальной профилактики в трудовых бригадах было задействовано 465 несовершеннолетних, которые помимо труда, еще полноценно и отдыхают. Для них была организована: во-первых, социокультурная программа, включающая в себя посещение различных музеев, кинотеатров, цирка и других мест на благотворительной основе; во-вторых, коррекционные занятия, направленные на адаптацию правонарушителей в среде сверстников и социуме в целом.

Выводы. В связи с вышеизложенным, на современном этапе в России особенно остро обращается внимание на развитие сети социозащитных, образовательных, исправительных и других учреждений и организаций по работе с несовершеннолетними правонарушителями, занимающимися в плотную вопросами профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями, отбывающими или отбывшими наказания в виде лишения свободы, а также состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях. Расширяется функционал данных организаций, нацеленный на педагогическую адаптацию правонарушителей к социуму после освобождения и в период нахождения на учете в УИИ, оказание им различных видов помощи (психологической, педагогической, социальной), как им, так и их родителям в вопросах приема несовершеннолетнего обратно в семью, обучения родителей тому, как сделать процесс адаптации более безболезненным, а главное поддержать ребенка в этот момент, быть педагогически компетентными в решении многих вопросов и т.д.

Литература:

1. Ананьев, О.Г. Ресоциализация и социальная адаптация в уголовно - исполнительной системе: Учеб. пособие / под общ. ред. В.Ю. Трофимова / О.Г. Ананьев. - Рязань: Академия ФСИН России ,2013. - 176 с.

2. Распоряжение Правительства РФ от 29 апреля 2021 г. № 1138-р «Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ на период до 2030 г». - Текст: электронный. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400639567/ (дата обращения: 04.07.2023)

3. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями). - Текст: электронный. - URL: https://base.garant.ru/12116087/ (дата обращения: 04.07.2023)

4. Фсин России: официальный сайт. - Москва. - URL: https://fsin.gov.ru/statistics/ (дата обращения: 04.07.2023)

5. Юсупова, X. Г. Ресоциализация подростков в условиях социального приюта как социально-педагогическая проблема / Х.Г. Юсупова // Вестник МГОУ: серия: Психологические науки. - 2009. - № 4. - С. 115.

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, доцент Милькевич Оксана Анатольевна

Государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Москва)

КИНОПЕДАГОГИКА В ПРЕДМЕТНОМ ПОЛЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРАКТИКЕ

Аннотация. Актуальность развития кинопедагогики определяется заказом со стороны государства на развитие кинопедагогики и медиаобразования как инструмента воспитания особой культуры подрастающего поколения на фоне органичной включенности визуализации во все сферы жизни человека. Статья нацелена на характеристику кинопедагогики и ее места в предметном поле педагогической науки и образовательной практике. Теоретическая значимость заключается в уточнении положения кинопедагогики в предметном поле педагогической науки. Практическая значимость состоит в характеристике перспектив применения средств кинопедагогики в решении задач обучения и воспитания.

Ключевые слова: кинопедагогика как раздел педагогики, средства кинопедагогики, перспективы развития кинопедагогики.

Annotation. The relevance of the development of film pedagogy is determined by the order from the state for the development of film pedagogy and media education as a tool for educating a special culture of the younger generation against the background of the organic involvement of visualization in all spheres of human life. The article is aimed at characterizing film pedagogy and its place in the subject field of pedagogical science and educational practice. The theoretical significance lies in clarifying the position of film pedagogy in the subject field of pedagogical science. The practical significance lies in the characterization of the prospects for the use of film pedagogy in solving the problems of education and upbringing.

Key words: film pedagogy as a section of pedagogy, means of film pedagogy, prospects for the development of film pedagogy.

Введение. На современном этапе развития государства и общества перед системой образования ставятся новые задачи, призванные обеспечить успешное преодоление социокультурных, исторических и глобальных вызовов. В связи с этим возрождается интерес к необоснованно забытым направлениям и разработке новых направлений развития педагогической теории и практики.

Актуальность развития кинопедагогики определяется заказом со стороны государства на развитие кинопедагогики и медиа-образования как инструмента воспитания особой культуры подрастающего поколения на фоне органичной включенности визуализации во все сферы жизни человека.

В научных публикациях Е.В. Куценко [3], О.В. Ситниковой [7; 8], М.В. Снегиревой [9], Е.П. Фищенко [10] и др. представлен опыт применения кинопедагогики в решении различных задач воспитания и образования. Однако недостаточно разработаны ее теоретические положения как раздела педагогики и методические основы ее реализации в образовательной практике с учетом специфики и задач воспитания и обучения на различных ступенях образования.

Цель работы - характеристика кинопедагогики и ее места в предметном поле педагогической науки и образовательной практике.

Методы исследования: теоретический анализ, изучение методических материалов, обобщение, прогнозирование.

Теоретическая значимость заключается в уточнении положения кинопедагогики в предметном поле педагогической

Практическая значимость состоит в характеристике перспектив применения средств кинопедагогики в решении задач обучения и воспитания.

Изложение основного материала статьи. Активное развитие кинопедагогики и медиаобразования (обсуждение связанной в этими направлениями проблематики на научно-практических мероприятиях различных уровней, проведение конкурсов «Лучший кинопедагог», «Лучший кинопроект» и других, создание в общеобразовательных учреждениях медиаклассов, создание и продвижение платформы «Ноль плюс», каналов «Кинопедагогика» в месседжерах и социальных сетях и др.) подтверждает их актуальность и широкие воспитательно-образовательные возможности.

Как отмечалось выше, подобная активность определена психолого-педагогическими характеристиками подрастающего поколения. Так, в исследованиях О.Ю. Кайзер [1], Ф.Г. Мухаметзяновой [4], Т.Л. Саловой [6], подчеркивается особый характер восприятия окружающей действительности представителями поколения «альфа». Он заключается в краткосрочности и фрагментарности восприятия окружающей действительности, утратой ценности житейского опыта и мудрости предшествующих поколений и усилением влияния СМИ. О.Ю. Кайзер [1] отмечает, что данное поколение способно достичь самореализации, оказать позитивное влияние на окружающий мир, однако для этого необходимо признание практикующими специалистами сферы образования обозначенных особенностей.

Анализ научных публикаций позволяет утверждать, что в педагогической науке и образовательной практике постепенно формируется понимание кинопедагогики, однако контексты ее рассмотрения весьма разнообразны. В публикациях Е.П. Фищенко [10] кинопедагогика характеризуется как средство воспитания грамотного зрителя; О.В. Ситникова [7; 8] характеризуют ее возможности в формировании мировоззрения и повышения уровня культуры человека; З.У. Колокольникова, Д.Д. Мосинцев [2] отмечают возможности формирования коммуникативных умений средствами кинопедагогики; Д.Ф. Ильясов, К.С. Буров, A.A. Севрюкова, Е.А. Селиванова [5] рассматривают кинопедагогику как метод воспитания и образования.

Сложившиеся к текущему моменту контексты рассмотрения кинопедагогики свидетельствуют о недостаточно сложившемся понятийном и сущностном представлении о данном направления развития педагогической науки. Задачи кинопедагогики и медиаобразования, диапазон которых охватывает решение отдельных задач воспитания и обучения, повышения результативности воспитательной работы в целом, решение задачи воспитания грамотного зрителя и др., подчеркивают прикладной характер рассматриваемого направления и необходимость более глубокого изучения кинопедагогики и медиаобразования с позиции методики применения на различных ступенях образования. С позиции теории педагогической науки важно систематизировать, углубить знания о кинопедагогике, ее объекте и предмете, подходах и принципах.

Обобщая накопленные представления, следует подчеркнуть, что кинопедагогика отражает органичное единство таких сущностей и ценностей, как образование и культура. Это позволяет рассматривать роль педагога как проводника в мире культуры. Однако возникают вопросы о необходимости и целесообразности включения кинопедагогики в основную программу профессиональной подготовки педагогических кадров, разработки соответствующей программы профессиональной переподготовки и/или повышения квалификации.

Кроме того, следует учесть, что кино наряду с театральной, музейной, изобразительной и иными видами художественно-творческой деятельности выступает средством передачи высших смыслов и ценностей, межпоколенных связей и опыта в рамках воспитания и образования. В таком контексте кинопедагогика представляет собой сочетание явных и скрытых образов, передача которых осуществляется посредством воздействия на все органы чувств человека, пробуждая сиюминутные и отсроченные мысли, идеи, эмоции, переживания. Доступность формируемых средствами кинопедагогики образов позволяет сблизить представителей разных поколений, создавая основу для конструктивного взаимодействия и взаимообогащения и стимулируя самовоспитание и самообразование.

Осмысление возможностей кинопедагогики позволяет определить перспективы ее развития:

с позицииразвития теоретических положений:

- определение сущности кинопедагогики, ее места в педагогической науке, развитие исследований по определению ее категориального аппарата;

- расширение научно-исследовательского поиска в определении теоретико-методологических подходов и принципов кинопедагогики;

- изучение психолого-педагогических оснований применения средств кинопедагогики в решении задач обучения и воспитания различных групп населения;

- исследование средств кинопедагогики, их особенностей и возможностей в решении конкретных задач образования;

с позицииразвития кинопедагогики как практики:

- разработка методики/технологии применения средств кинопедагогики в различных видах деятельности - учебной, внеурочной, воспитательной, исследовательской и др.;

- обобщение и систематизация опыта применения отдельных средств кинопедагогики в решении тех или иных задач обучения и воспитания;

- определение условий эффективного применения средств кинопедагогики в обучении и воспитании;

- разработка и апробация критериев отбора киноматериала для образовательно-воспитательных целей.

В контексте определения перспектив развития кинопедагогики важным является осознание зависимости от развития киноиндустрии, снимаемых фильмов разных жанров. Однако в рамках статьи приоритет отдается рассмотрению

кинопедагогики как отрасли педагогической науки, имеющей ярко выраженную практическую направленность. Именно поэтому кинопедагогику, на наш взгляд, уместно рассматривать как отрасль методики, не отрицая возможности ее развития с позиции теоретико-методологического обоснования, глубинного изучения специфики ее предмета и средств. Сохранение понимания фундаментальности положений педагогической науки на фоне динамичного развития ее прикладных аспектов обеспечивает особое ее положение в системе наук о человеке и, одновременно, в развитии образования как социального института и системы, а также как условия устойчивости общества и государства.

Кинопедагогика как направление развития педагогической теории и практики помогает решать задачи сохранения фундаментальности и гуманистической направленности педагогики. С позиции развития образования как социального института кинопедагогика содействует сохранению и трансляции традиционных ценностей и смыслов, включая ценности человека, образования, профессии педагога, отношений в системе «педагог - ученик» и др. Широкие воспитательно-образовательные возможности кинопедагогики позволяют последовательно и органично сохранять культурное наследие, приобщать разные категории детского и взрослого населения к социально-культурным практикам. С позиции развития образовательной системы важным является повышение результативности процессов обучения и воспитания, обеспечения преемственности в формируемых ориентирах и ценностях у обучающихся различных ступеней и уровней образования, а также различных видов образовательных учреждений. Кроме того, применение средств кинопедагогики делает доступным содержание образования для различных возрастных категорий обучающихся. Ценностно-смысловое содержание мультипликационных, документальных, художественных фильмов, социального кино поддерживает идею формирования единого ценностного пространства в стране, обеспечивая социальную устойчивость и единство народов, проживающих на территории страны.

Решение комплекса задач кинопедагогики содействует не только развитию образования и общества, но и задач личностного развития. Так, кинопедагогика способна решать задачи любого из видов воспитания (патриотического, нравственного, эстетического, трудового и др.), формируя образы - примеры для подражания, поддерживая мотивацию, культуру эмоций. Отдельной задачей является воспитание культуры зрителя у подрастающего поколения, значимой с позиции массово формируемых средствами массовой информации разнонаправленных образов. Попытки формирования механизмов государственного регулирования деятельности СМИ более результативны в ситуации сформированности у человека культуры зрителя, готового и способного критически осмыслить представляемую информацию, образы и смыслы. Подобный зритель выступает не только субъектом формирования собственного ценностно-смыслового пространства, но и субъектом влияния на других.

Выводы. Социально-культурная и психолого-педагогическая обусловленность развития кинопедагогики задает направленность на активное осмысление, изучение и распространение накопленного опыта применения различных средств кинопедагогики на предыдущих этапах развития педагогической практики. Массовые просмотры кинофильмов идейно-смыслового содержания, обсуждение просмотренного, распространение практики просмотра киносюжетов в рамках образовательного процесса и другие практики иллюстрируют широкие воспитательно-образовательные возможности кинопедагогики. Противоречие между востребованностью и актуальностью кинопедагогики и недостаточной теоретико-методологической обоснованностью положений данного направления развития педагогической теории и практики требует своего разрешения.

Кинопедагогика представляет собой практико-ориентированное направление развития педагогической теории и практики, значимое с позиции воспитания и обучения подрастающего поколения. Обозначенные контексты рассмотрения кинопедагогики, перспектив ее развития являются основанием дальнейшего исследования практикующими специалистами и исследователями.

Накопленный опыт применения средств кинопедагогики в образовательном процессе, в воспитательной и внеурочной деятельности является предметом осмысления и дальнейшего распространения наиболее эффективных практик кинопедагогики.

Литература:

1. Кайзер, О.Ю. Дети поколения альфа как новый вызов классической / современной педагогике / О.Ю. Кайзер // Вопросы устойчивого развития общества. - 2021. - № 6,- С. 850-857

2. Колокольникова, З.У. Формирование коммуникативных умений у студентов педвуза средствами кинопедагогики / З.У. Колокольникова, Д.Д. Мосинцев // Человек и язык в коммуникативном пространстве: сборник научных статей. - 2021. -№ 12(21).-С. 122-127

3. Куценко, Е.В. Метапредметная сущность кинопедагогики: почему кинообразование необходимо современной школе / Е.В. Куценко // Актуальные ресурсы кинопедагогики: воспитание и образование: Материалы Всероссийского круглого стола (с международным участием), Екатеринбург, 01 марта 2022 года / Под научной редакцией H.A. Симбирцевой,А.К. Бернатоните. - Екатеринбург: [б.и.],2022. - С. 5-12

4. Мухаметзянова, Ф.Г. Размышления о новых поколениях обучающихся и особенности поколения альфа в глобальном образовании / Ф.Г. Мухаметзянова, К.И. Степанова // Глобальная экономика и образование. - 2021. - Т. 1, № 2. - С. 42-50

5. Исследование компетентности учителей в области применения метода кинопедагогики / Д.Ф. Ильясов, К.С. Буров, A.A. Севрюкова, Е.А. Селиванова // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: материалы XXIV Международной научно-практической конференции, Челябинск, 20 апреля 2023 года. - Челябинск: Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2023. -С. 40-48

6. Салова, Т.Л. Поколение альфа в структуре цифровой цивилизации / Т.Л. Салова, A.A. Козина // Дневник науки. -2021. -№ 10(58).

7. Ситникова, О.В. Кинопедагогика как средство художественного метода в педагогическом образовании / О.В. Ситникова // Вестник Ленинградского государственного университета им. A.C. Пушкина. - 2020. - № 4. - С. 125-142. -DOI 10.35231/18186653 2020 4 125.

8. Ситникова, О.В. Кинопедагогика как средство эмоционального сопровождения личности / О.В. Ситникова // Инновации в образовании. -2021. -№ 1.-С. 92-101

9. Снегирева, М.В. Потенциал кинопедагогики: поиск оптимального соотношения / М.В. Снегирева // Актуальные ресурсы кинопедагогики: воспитание и образование: Материалы Всероссийского круглого стола (с международным участием), Екатеринбург, 01 марта 2022 года / Под научной редакцией H.A. Симбирцевой, А.К. Бернатоните. -Екатеринбург: [б.и.], 2022. - С. 58-66

10. Фищенко, Е.П. Кинопедагогика и вечные ценности: воспитание искусством / Е.П. Фищенко // Педагогический поиск. - 2019. - № 1. - С. 30-34

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.