Научная статья на тему 'ФЕСТИВАЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КИНО КАК РЕСУРС НЕФОРМАЛЬНОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ КАК ВОСПИТАТЕЛЕЙ'

ФЕСТИВАЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КИНО КАК РЕСУРС НЕФОРМАЛЬНОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ КАК ВОСПИТАТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КИНОПЕДАГОГИКА / ФЕСТИВАЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КИНО / ПЕДАГОГ КАК ВОСПИТАТЕЛЬ / NON-FORMAL EDUCATION / ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / CINEMA PEDAGOGICS / FESTIVAL OF THE EDUCATIONAL CINEMA / TEACHER AS AN EDUCATOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кисляков Алексей Вячеславович, Щербаков Андрей Викторович, Задорин Константин Сергеевич, Журба Наталья Нигматулловна

Актуальность статьи обусловлена необходимостью применения потенциала неформального образования в повышении квалификации педагогических работников. Цель статьи заключается в выявлении и обосновании кинофестиваля как ресурса неформального повышения квалификации педагогов как воспитателей. Авторами определен образовательный потенциал кинопедагогики для профессионального развития педагогов как воспитателей в процессе подготовки и проведения кинофестиваля. Через ключевые позиции фестиваля образовательного кино, авторы представляют сущностные признаки и технологические основания использования синема-технологии в неформальном повышении квалификации педагогических работников. Опираясь на принципы неформального образования, авторами представлены особенности содержания, методические приемы и способы освоения синема-технологии для организации проблемно-ценностного общения детей и взрослых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кисляков Алексей Вячеславович, Щербаков Андрей Викторович, Задорин Константин Сергеевич, Журба Наталья Нигматулловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FESTIVAL OF EDUCATIONAL CINEMA AS A RESOURCE FOR INFORMAL PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS AS EDUCATORS

The relevance of the article is due to the need to use the potential of non-formal education in improving the qualifications of teachers. The purpose of the article is to identify and substantiate the film festival as a resource for informal professional development of teachers as educators. The authors determined the educational potential of film education for the professional development of teachers as educators in the process of preparing and holding a film festival. Through the key positions of the educational film festival, the authors present the essential features and technological foundations of the use of cinema technology in informal professional development of teachers. Based on the principles of non-formal education, the authors present the features of the content, methodological techniques and methods of mastering the cinema technology for organizing problem-value communication between children and adults.

Текст научной работы на тему «ФЕСТИВАЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КИНО КАК РЕСУРС НЕФОРМАЛЬНОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ КАК ВОСПИТАТЕЛЕЙ»

Фестиваль образовательного кино как ресурс неформального повышения квалификации педагогов как воспитателей

Кисляков Алексей Вячеславович,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра воспитания дополнительного образования, ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» E-mail: kislyakov_a@mail.ru

Щербаков Андрей Викторович,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра воспитания дополнительного образования, старший научный сотрудник, ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» E-mail: upravka74_z@mail.ru

Задорин Константин Сергеевич,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра воспитания дополнительного образования, ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» E-mail: zadorinks@mail.ru

Журба Наталья Нигматулловна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра воспитания дополнительного образования, ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» E-mail: zhurba_nn@mail.ru

Актуальность статьи обусловлена необходимостью применения потенциала неформального образования в повышении квалификации педагогических работников. Цель статьи заключается в выявлении и обосновании кинофестиваля как ресурса неформального повышения квалификации педагогов как воспитателей. Авторами определен образовательный потенциал кинопедагогики для профессионального развития педагогов как воспитателей в процессе подготовки и проведения кинофестиваля. Через ключевые позиции фестиваля образовательного кино, авторы представляют сущностные признаки и технологические основания использования синема-технологии в неформальном повышении квалификации педагогических работников. Опираясь на принципы неформального образования, авторами представлены особенности содержания, методические приемы и способы освоения синема-технологии для организации проблемно-ценностного общения детей и взрослых.

Ключевые слова: неформальное образование, дополнительное профессиональное образование, кинопедагогика, фестиваль образовательного кино, педагог как воспитатель

Введение. Становление и развитие неформального образования является следствием реализации концепции непрерывного образования. В начале своего развития представленное как образование для пожилых людей за свою пятидесятилетнюю историю оказало существенное влияние на понимание процесса образования. Основной вклад неформального образования в развитие теории обучения в том, что образование рассматривается не только как место и время получения знаний (что в большей степени присуще для теории формального образования), прежде всего, образование - то, что происходит на постоянной основе в результате нашего ежедневого взаимодействия с другими людьми и окружающим миром и оказывает влияние на наше личностное и профессиональное развитие. За последние годы в российской и зарубежной теории и практике проблеме неформального образования посвящено большое количество публикаций. В последнее десятилетие значительный вклад в развитие теории неформального образования внесли исследования О.В. Ройтблат [10], посвященные неформальному образованию педагогических работников, Е.М. Харлановой [14], описывающие роль интеграции формального и неформального образования в развитии будущих специалистов, Эйнсворт Х.Л. и Итон С.Э. [17], исследовавших использование потенциала формального, неформального и ин-формального образования в научных исследованиях, К. Летчима [19], исследовавшего потенциал неформального образования в электронном образовании.

Особое внимание использованию потенциала неформального образования было уделено в работах авторов, исследовавших систему повышения квалификации (Зернова Г.П. [9], Нагрел-ли Е.А. [11], Плечева Н.Д. [9], Ребикова Ю.В. [15], Соловьева Ю.А. [11], Фокина О.В. [15], Шушари-на Г.С. [15] и др.).

Потенциал неформального образование в развитии личности определяется наличием следующих особенностей: кратковременностью и специфичностью цели; необязательностью получения документов об образовании; коротким учебным циклом или неполным днем; содержанием обладающим: индивидуализированностью, ориентированностью на результат, практической направленностью, гибкостью, личностно ориентированностью; направленностью на ресурсосбережение; демократическим характером контроля за образовательной деятельностью, приближенного к самоконтролю [7]. Преимуществом неформального об-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

и

см см

разования в организационном плане является гибкость, разнообразие форм и образовательной тематики [16]. Одной из форм неформального образования детей и взрослых, позволяющей решать образовательные задачи, может выступать фестиваль фильмов о детях и для детей, участниками которого являются педагоги, дети и их родители.

В настоящее время в России и во всем мире активно развивается фестивальное движение, реализующее идеи кинопедагогики - направления в «современном образовании (в частности меди-аобразовании), связанное с закономерностями, формами и методами воспитания человека экранными искусствами» [1]. С позиции кинопедагогики, кино рассматривается как инструмент воспитания и образования, методический материал для реализации образовательной деятельности. «Кинопедагогика призвана подготовить молодое поколение к жизни в современных информационных условиях, научить ориентироваться в потоке кинопродукции, формировать художественный вкус по отношению к киноискусству, развивать духовные запросы личности, стимулировать ее к самосовершенствованию и т.д.» [5, с. 225]. В контексте нашего исследования представляют интерес работы следующих авторов, продемонстрировавших потенциал кинопедагогики в развитии личности школьников [4; 12; 18], в том числе в условиях проведения кинофестивалей [3]. Интеграция культуры и образования через использование воспитательного потенциала кинематографа является основой кинофестивального движения в различных странах мира. В последние годы особую популярность приобретают кинопедагогические проекты: международные кинофорумы и фестивали, школы кинопедагогов и деятельность профессионально-общественных ассоциаций.

Вместе с тем, проведенный анализ литературы показал, что в современных исследованиях практически не уделяется внимание проблеме овладения педагогами как воспитателями методами кинопедагогики, в том числе в условиях повышения квалификации. В этой связи, мы считаем актуальным обратиться к теме использования потенциала кинофестиваля как формы неформального образования в овладении педагогами как воспитателями средствами кинопедагогики на примере проведения всероссийского фестиваля образовательного кино с международным участием «Взрослеем вместе» (г. Челябинск).

Цель исследования. Выявить потенциал кинофестиваля как формы неформального образования в повышении профессионального мастерства педагога как воспитателя.

Методология исследования. Методологической основой организации кинофестиваля как формы неформального образования педагогов как воспитателей является событийный подход. В педагогике выделяют два взаимосвязанных друг с другом направления исследования событийного подхода. Первое акцентирует внимание на анализе событийной структуры жизненного пути личности, осо-

бенностей его событийности, а также межсобытийных связей. Во втором - событийный подход проявляется в практике воспитания и раскрывает потенциал события, влияющего на представления, смыслы и ценности человека. В нашем исследовании в большей мере проявляется второе направление. Кинофестиваль рассматривается как коммуникативное культурно-образовательное пространство для просмотра фильмов и проблемно-ценностного общения детей и взрослых. Что, прежде всего, проявляется в описании ведущей идеи фестиваля представленной в нескольких концептах:

- Во-первых, в центре внимания фестиваля -просмотр и анализ фильмов, посвященных детству, юности, семейному миру, школе, досугу, работе, социальной и профессиональной интеграции, социальному и культурному разнообразию и ситуациям, в которых происходит позитивное изменение мыслей, чувств и сознания молодого взрослеющего человека и окружающих его людей.

- Во-вторых, программа фестиваля образовательного кино «Взрослеем вместе» приглашает детей и взрослых на киновстречи для собственного размышления и коллективного совместного обсуждения, которое будет затрагивать различные грани отношений человека к миру, к людям и к самому себе. В отобранных фильмах в программе фестиваля главными героями являются сами дети и молодежь, окружающие их взрослые. А также фильмы как послания к взрослеющему молодому поколению.

- В-третьих, девиз или слоган фестиваля «Взрослеем вместе» - это призыв к взрослым понимать мир взрослеющего ребенка, обретая сопричастность к его жизненному опыту, и возможность совместного взаимодействия, личностного роста. А для каждого участника фестиваля - это осознание того, что взросление человека происходит не отдельно от других, а вместе с другими, теми, кто окружает его в общении, познании и деятельности.

- В-четвертых, при отборе фильмов был сделан акцент на их ценностном содержании: дружба, доверие, честь, достоинство, любовь, сострадание и милосердие, уважение, ответственность, терпение, искренность, добро, творчество, трудолюбие, познание, здоровье. В приоритете фильмы, имеющие в своих сюжетах причинно-следственную связь, где герой имеет выбор, проявляет качества своего характера и меняется к концу фильма. При этом символы и метафоры содействуют возникновению ассоциативных связей между сознанием зрителя и фильмом, в результате чего реализуется идея и сверхзадача фильма.

Обращаясь к методологическим основаниям кинопедагогики, мы исходили из следующих оснований: анализ концептов теории и практики ме-диобразования (и в частности синема-технологии) в контексте их методической ценности; анализ

и отображение логики развития содержания и организации подготовки и проведения кинофестиваля.

Первое, что требовало разъяснений, - это совершить попытку анализа понятийного поля проблемы, то есть понятий, которые могут характеризовать и объяснить сущностные признаки и технологические основания рассмотрения методических аспектов использования синема-технологии в воспитании детей и молодежи. Данный аспект исследования оказался сложным и неоднозначным, так как понятийное пространство еще формируется, а актуализация и использование тех или иных понятий в исследовательских работах различных авторов вызывает много вопросов и является областью различных дискуссий. Мы выделили следующие понятия, которые обогащают наше понимание изучаемого вопроса: «медиаобразова-ние», «медиапедагогика», «кинопедагогика», «кинообразование», «синема-технологии» и другие. Мы оставим в стороне для отдельного самостоятельного изучения проблему соотношения данных понятий друг с другом с позиции общего и частного, а возьмем лишь самое полезное и значимое, на наш взгляд, с концептуальной и технологической стороны вопроса.

В настоящее время становится очевидным, что одним из наиболее важных факторов, определяющих изменения в современном образовании, становится растущее влияние внешней медиасреды. А одним из значимых слагаемых информационной среды образования сегодня является медиакомму-никация (массовая печать, радио, кинематограф, телевидение, видео, компьютерные мультимеди-атехнологии). Современная медиакоммуникация выступает для взрослеющего человека не только как источник получения информации, имеющей образовательное значение, но и как средство для формирования его системы взглядов на мир.

В этом контексте особое место занимает ме-диаобразование, которое выступает как педагогическая система, позволяющая использовать современные методики и технологии формирования коммуникативной компетенции, аудиовизуальной и информационной грамотности на основе мировоззренческих позиций (развитие критического мышления, выработка собственных концепций на базе информационных потоков, передаваемых по различным каналам связи).

Данная позиция достаточно подробно представлена в работах Е.А. Бондаренко [2]. В своих исследованиях она отмечает, что разработка и использование технологий медиаобразования в школе может идти по следующим направлениям: во-первых, формирование критического мышления на основе наглядного использования меди-атекстов в преподавании отдельных предметов с целью интеграции медиаобразования и данного предмета (интегрированное медиаобразова-ние), во-вторых, изучение практики современных медиа - работа над школьными печатными изданиями, изучение основ видеосъемки и монтажа

в школьных кино- и телестудиях, что способствует формированию как собственной позиции по отношению к медиаинформации через реализацию художественно-творческого потенциала личности, так и медиаграмотности, необходимой для гражданина будущего общества (специальное или социокультурное медиаобразование).

При рассмотрении специфики медиаобразова-ния, стоит обратить внимание на следующее: медиаобразование подразумевает смену педагогической парадигмы - педагог и ученик равноправны перед получаемой информацией, педагог не учит, но помогает постигать мир, предлагая анализировать полученную информацию на различных уровнях осмысления. Данная специфика акцентирует на равенстве участников диалога перед информацией, что соответствует диалогическим моделям педагогического общения. Основные характеристики понятия «синема-технология» раскрываются в работах О.А. Фиофановой [13]. Автор акцентирует внимание на то, что dnema (кино), как средство воспитания, нацелено на создание общности, совместности в жизни ребенка и взрослого, сотрудничества между ними, в процессе которого происходит становление новых способов социального взаимодействия, новых модальностей взросления. Cinema-технология (синема-технология) -это педагогическая технология, направленная на создание нового образа в сознании воспитанника посредством кинематографического произведения. Синема-технология - это прецедент для совместности подростков и взрослых, направленный на поиск общих социальных смыслов, предупреждение возможных ошибок взросления, прогнозирование вариантов взросления, поиск отождествления или не отождествления подростком себя в зеркале жизненных сюжетов.

Совместный просмотр детьми и взрослыми (в том числе педагогами) фильмов, обладающих определенными социально значимыми и культурными смыслами, и последующее их обсуждение, создает условия для проблемно-ценностного общения. Результативность такого общения, во многом определяется готовностью педагогов, ведущих обсуждение использовать синема-технологию. Синема-технологию мы рассматриваем как одну из перспективных технологий, обеспечивающую реализацию событийности в воспитательной деятельности, помогающую личности расширить свои представления о мире с помощью кинематографических произведений, где ведущими механизмами личностного развития являются проживание и переживание. Синема-технология позволяет создавать общность мировосприятия ребенка и взрослого, способствует возникновению и укреплению сотрудничества, в процессе которого происходит становление новых способов социального взаимодействия.

Таким образом, синема-технология была определена как ведущая педагогическая технология фестиваля образовательного кино «Взрослеем вместе». Второй особенностью кинофестиваля

сз о со -а

А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

и

см см

является то, что он способствует не только личностному развитию участников фестиваля, но позволяет совершенствовать профессиональное мастерство педагога как воспитателя.

Результаты исследования. Как было обозначено нами выше, мы рассматриваем кинофестиваль в контексте неформального образования педагога как воспитателя, овладевающего синема-технологией.

Прежде всего, включение педагогов как воспитателей в подготовку и проведение кинофестиваля осуществлялось с опорой на следующие принципы неформального образования: добровольность; обучение через опыт; особая среда; активное участие в процессе обучения; целостный подход; коммуникация на одном уровне; отсутствие внешней оценки; ориентация на групповой процесс.

Организационной основой неформального образования выступали этапы организации кинофестиваля на содержании которых мы остановим наше внимание.

На первом этапе - «запуск кинофестиваля» -ведущей деятельностью выступало знакомство педагогов с опытом проведения кинофестивалей, ориентированных на ценностно-эмоциональное содержание фильмов, использующих потенциал кинопедагогики в целях образования детей и молодежи и предоставляющих возможность встретиться и вступить в диалог с режиссерами, продюсерами и теми, кто вовлечен в мир кино в широком смысле.

Погружение в атмосферу фестивалей, изучение педагогической практики использования образовательного потенциала кино в обучении и воспитании взрослеющего человека позволила решить следующие задачи: познакомиться с идеями и базовыми основами кинопедагогики; освоить, специальные умения и навыки организации ценностно ориентированного обсуждения фильмов с участием детей и молодежи, профессионального диалога с педагогами и родителями о воспитании детей; создать деятельностную среду, способствующую развитию организаторов фестиваля и педагогов в освоении ими методических приемов и способов эффективного применения синема-технологий в организации проблемно-ценностного общения детей и взрослых.

Второй этап - создание команды организаторов и партнеров фестиваля - был ориентирован на поиск и приглашение к сотрудничеству различных партнеров, которых бы заинтересовала идея фестиваля образовательных фильмов. Определив целевой аудиторией нашего кинофестиваля детей, родителей, работников образования в качестве приоритетной стратегией поиска партнеров мы акцентировали внимание на приглашении наиболее широкого круга специалистов, которые бы представляли разные сферы образования, культуры и социальной деятельности.

Результатом данного этапа стало определение команды организаторов и партнеров кинофестиваля, в которой каждый из участников разделяет

идею кинофестиваля и определился в каком качестве и какую роль готов выполнять в процессе его подготовки и проведения.

Третий этап работы - формирования миссии, целей, задач, концептуальных идей содержания кинофестиваля и формата его проведения. Итогом этой сложной и очень многоплановой работы стало Положение о фестивале образовательных фильмов. Именно на этом этапе нам предстояло познакомиться с уникальной практикой проведения кинофестивалей с участием детей и молодежи в России и за рубежом, наших будущих и настоящих партнеров.

На данном этапе было определены перспективные направления развития фестиваля как формы неформального образования способствующей развитию профессионального мастерства педагогов как воспитателей:

- содействие развитию гуманистических идей пространства Детства в России, укрепление международных партнерских связей с профессиональными сообществами специалистов, ориентированных на актуализацию и решение проблем в сфере воспитания и социализации детей и молодежи;

- содействие созданию специализированного международного ресурсно-методического центра по разработке и внедрению современных образовательных и наставнических практик интерактивной кинопедагогики;

- содействие развитию кинопедагогики в системе общего и дополнительного образования обучающихся в образовательных организациях;

- создание информационного образовательного контента фильмов для использования в системе образования, культуры и родительского просвещения.

На четвертом этапе осуществлялась подготовка к проведению конкретного фестиваля, включающая следующие действия: поиск и формирование видеофонда фильмов для отбора в программу фестиваля; определение группы экспертов для отбора фильмов в программу фестиваля; организация экспертизы; формирование инициативных руководителей - ответственных за проведение мо-дераций с различными целевыми аудиториями -участников кинофестиваля; проведение фокус-групп по разработке и проведению обучающих кинопоказов; обучающие семинары по методическим основам использования синема-технологий при показе и обсуждении фильмов; организационные встречи с партнерами и с представителями муниципальной и региональной власти, оказывающими информационную, административную и другие виды ресурсной поддержки.

Важным моментом в организации кинопедагогического события является создание позитивных отношений в команде организаторов и волонтеров, позволяющих объединить усилия людей в реализации общей идеи и достижении личных интересов. Во-вторых, добровольный характер участия требовал координации всех видов работ и органи-

зация взаимодействия, основанного на делегировании ответственности и самостоятельности действий. Все это можно было делать при постоянной системе деловых и неформальных встреч для согласования ценностей, идей и планов действий при постоянном удерживании общих позиций в логике концепции и формата фестиваля.

Реализация кинопедагогического события требовала развития всей команды организаторов, что осуществлялось через проведение обучающих мероприятий: проведения обучающих и проектных семинаров, фокус-групп, в том числе по результатам экспертизы фильмов. Именно этот этап обладает наибольшим потенциалом для развития профессионального мастерства педагогов как воспитателей, так как предоставляет возможность каждому участнику команды поучаствовать в реализации следующих задач: экспертиза фильмов, проведение фокус-групп и обучающих проектных семинаров, организация групп волонтеров и т.д. А также в овладении новыми умениями в процессе: разработки инструментария и процедур экспертизы фильмов для включения их в программу фестиваля; составление программы фильмов для различных зрительских аудиторий; формирования групп волонтеров, обеспечивающих организационное сопровождение всех мероприятий; разработки алгоритмов проблемно-ценностного общения фильмов для каждого киносеанса на основе различных методов и приемов синема-технологии; подготовки рекомендаций для групп волонтеров, обеспечивающих проведение кинопоказов и ведению обсуждений фильмов (модераций); организации информационного и технического обеспечения; обсуждения содержания и структуры круглых столов, конференций, мастер-классов, встреч и другие мероприятия программы фестиваля.

Пятый этап - проведение кинопедагогического события - Всероссийского фестиваля образовательного кино с международным участием «Взрослеем вместе». В течение 5 дней было проведены: церемонии открытия и закрытия, кинопоказы и обсуждения фильмов, встречи с актерами и режиссерами кино, дискуссионные площадки, мастер-класс. Фестиваль стал для его команды организаторов и партнеров значимым профессиональным событием, во многом, благодаря тому, что каждый из них получил опыт практического применения знаний и умений, полученных на предыдущих этапах. Во все дни фестиваля каждый киносеанс или встреча становились коммуникативными площадками для размышлений участников о ценностно-смысловом содержании фильмов.

На шестом этапе - подведении итогов кинофестиваля - осуществлялся анализ организационных и содержательных аспектов проведенного фестиваля, а также обобщение накопленного командой организаторов и партнеров опыта применения синема-технологий. Результатом обобщения стала подготовка и публикация методического пособия «Методические аспекты применения синема-технологии в воспитании детей и молодежи» [6].

Анализ и обобщение опыта организации и проведения кинофестиваля позволил педагогам как воспитателям актуализировать навыки саморефлексии, способствовал развитию умений конструктивного анализа профессиональной деятельности, методического описания педагогического опыта.

На всех этапах подготовки, проведения и подведения итогов кинофестиваля, на ряду с обозначенными выше способностями, осуществлялось развитие всех компонентов профессионального мастерства педагога как воспитателя: профессиональная мотивация педагога к воспитанию; личностно-профессиональная позиция воспитателя; теоретические и практические знания в сфере воспитания; умения реализации основных воспитательных действий: 1) вовлечение воспитанников в такие совместные с педагогом дела, которые отвечали бы их интересам и потребностям; 2) создание детско-взрослых общностей, объединяющих педагога и его воспитанников ощущением своей принадлежности к общему кругу и чувством ком-плиментарности; 3) побуждение детей к усвоению социально значимых знаний, развитию в себе социально значимых отношений, накоплению опыта осуществления социально значимых действий); индивидуальный стиль в воспитательной деятельности.

Заключение. Полученный педагогами как воспитателями опыт организации кинофестиваля может послужить основанием для применения в своей воспитательной деятельности следующих умений: отбора фильмов, обладающих проблемно-ценностным содержанием; организации комфортного пространства для проблемно-ценностного общения участников просмотра; конструирования формулировок вопросов и заданий для участников просмотра; применения синема-технологии в зависимости от возрастных особенностей участников обсуждения; применения синема-технологии в одновозрастных и разновозрастных группах зрителей; и т.д.

Участие педагогов на всех этапах подготовки и проведения кинофестиваля может стать примером (образцом) для организации такой формы как фестиваль в школе, причем посвященных не только кино, а широкому кругу творческих видов деятельности: актерского, музыкального, вокального искусства, декоративно-прикладного, изобразительного, технического творчества и т.д.

В том числе, полученные в ходе кинофестиваля, как формы неформального образования, результаты развития профессионального мастерства педагогов как воспитателей были проанализированы и обобщены в методическом пособии. А наработанный командой организаторов и партнеров методический материал (методы и приемы организации проектирования педагогами проблемно-ценностного общения с участниками просмотров фильмов, сценарии обсуждений фильмов кинофестиваля, алгоритм подготовки и проведения кино-событий и т.д.) послужил основанием для раз-

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

работки и реализации различных курсов повышения квалификации. Ведущей целью которых является овладение специалистами сферы воспитания (зам. директора по воспитательной работе, классные руководители, педагоги-организаторы, библиотекари и т.д.) методами организации проблемно-ценностного общения. Где одним из ведущих методов является синема-технология.

Литература

1. Ассоциация кинопедагогики России [Электронный ресурс]. - URL: http: кинопедагогика. рф (дата обращения: 22.09.2019).

2. Бондаренко Е.А. Теория и методика социально-творческой реабилитации средствами аудиовизуальной культуры / Е.А. Бондаренко. -Омск: Сиб. фил. Рос. ин-та культурологии, 2000. - 91 с.

3. Головецкий Н.Я. Кинофестивали как фактор развития социальной инфраструктуры и туристической привлекательности региона / Н.Я. Головецкий, А.И. Туманов // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. - 2017. - № 3 (22). - С. 90-94.

4. Игнатов Д.М. Кинопедагогика как интерактивный метод обучения методике физического воспитания в начальной школе / Д.М. Игнатов, Е.С. Капинова // Перспективы науки и образования. - 2018. - № 2 (32). - С. 215-218.

5. Меркулова Н.А. Воспитание кинокультуры у молодежи как составляющей их духовного мира / Н.А. Меркулова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 9. - С. 223-231.

6. Методические аспекты использования синема-технологии в воспитании детей и молодежи: методическое пособие / А.В. Кисляков, Н.Н. Журба, К.С. Задорин, А.В. Щербаков, и др. - Челябинск: ЧИППКРО, 2020. - 64 с.

7. Мухлаева, Т.В. Международный опыт неформального образования взрослых / Т.В. Мухлаева // Человек и Образование. - 2010. - № 4. -С.158-162.

8. Основы кинофестивального менеджмента / под ред. члена союза кинематографистов РФ Г.А. Поличко. - М., 2003. - 209 с.

9. Плечева Н.Д. Неформальное повышение квалификации профессорско-преподавательского состава асоу. Формальное, неформальное и информальное обучение / Н.Д. Плечева, Г.П. Зернова // История и педагогика естествознания. - 2016. - № 3. - С. 24-26.

10. Ройтблат О.В. Развитие теории неформального образования в системе повышения квалификации педагогических работников: дисс. ... докт.пед.наук / О.В. Ройтблат. - СПб, 2015. -392 с.

11. Соловьева Ю.А Персонализация профессионального развития педагогов в формальном и неформальном повышении квалификации / Ю.А. Соловьева, Е.А. Нагрелли // Отечествен-

ная и зарубежная педагогика. - 2018. - № 2 (49). - С. 20-28.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Терзиева М.Т. Болгарская драматическая школа и первые шаги в кинообразовании в Болгарии / М.Т. Терзиева // Перспективы науки и образования. - 2018. - № 2 (32). - С. 206-209.

13. Фиофанова О.А. Психология взросления и воспитательные практики нового поколения / О.А. Фиофанова. - М.: МПСИ-Флинта, 2012. - 120 с.

14. Харланова Е.М. Развитие социальной активности студентов вуза в процессе интеграции формального и неформального образования: дисс. ... докт.пед.наук / Е.М. Харланова. - Челябинск, 2015. - 435 с.

15. Шушарина Г.С. Развитие профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования детей в условиях организации дополнительного профессионального образования / Г.С. Шушарина, О.В. Фокина, Ю.В. Реби-кова // Символ науки. - 2016. - № 5-2. - С. 230234.

16. Якушкина М.С. Способы и формы организации неформального образования для разновозрастных сообществ / М.С. Якушкина // Человек и Образование. - 2014. - № 1 (38). - С. 20-24.

17. Ainsworth H.L. Formal, Non-formal and Informal Learning in the Sciences [Электронный ресурс] / H.L. Ainsworth, S.E. Eaton. - Calgary: Onate Press and Eaton International Consulting (EIC) Inc, 2010. - URL: https://drsaraheaton.wordpress. com/2010/08/18/formal-non-formal-and-informal-learning-in-the-sciences/ (дата обращения: 12.09.2019).

18. Ilyasov, D. Using of cinema pedagogics method to overcome the frustration of teenagers / D. Ilyasov, V. Kespikov, N. Nikolov, E. Selivanova, A. Sharuhina, V. Kudinov // Proceedings of EDULEARN18 Conference 2nd-4th July 2018. -Palma, Mallorca. - рр. 3121-3129.

19. Latchem C. Open and distance non-formal education in developing countries / C. Latchem. -Berlin: Springer, 2018. - 178 р.

FESTIVAL OF EDUCATIONAL CINEMA AS A RESOURCE FOR INFORMAL PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS AS EDUCATORS

Kislyakov A.V., Shcherbakov A.V., Zadorin K.S., Zhurba N.N.

Chelyabinsk Institute of Personnel Development and Continuing Education

The relevance of the article is due to the need to use the potential of non-formal education in improving the qualifications of teachers. The purpose of the article is to identify and substantiate the film festival as a resource for informal professional development of teachers as educators. The authors determined the educational potential of film education for the professional development of teachers as educators in the process of preparing and holding a film festival. Through the key positions of the educational film festival, the authors present the essential features and technological foundations of the use of cinema technology in informal professional development of teachers. Based on the principles of non-formal education, the authors present the features of the content, methodological techniques and methods of mastering the cinema technology for organizing problem-value communication between children and adults.

Keywords: non-formal education, additional professional education, cinema pedagogics, festival of the educational cinema, teacher as an educator.

References

1. Association of cinematography of Russia [Electronic resource]. -URL: http: kinopedagogika.rf (date of access: 22.09.2019).

2. Bondarenko E.A. Theory and methodology of social and creative rehabilitation by means of audiovisual culture / E.A. Bondarenko. - Omsk: Sib. Phil. Grew up. Institute of cultural studies, 2000. - 91 p.

3. Golovetsky N. Ya. Film festivals as a factor in the development of social infrastructure and tourist attractiveness of the region / N. Ya. Golovetsky, A.I. Tumanov // Bulletin of the Moscow University named after S. Yu. Witte. Series 1: Economics and Management. - 2017. - No. 3 (22). - S. 90-94.

4. Ignatov D.M. Cinema pedagogy as an interactive method of teaching physical education methods in primary school / D.M. Ignatov, E.S. Kapinova // Prospects for Science and Education. - 2018. - No. 2 (32). - S. 215-218,

5. Merkulova N.A. Education of film culture among young people as a component of their spiritual world / N.A. Merkulova // Siberian Pedagogical Journal. - 2008. - No. 9. - S. 223-231.

6. Methodological aspects of the use of cinema technology in the upbringing of children and youth: a methodological guide / A.V. Kislyakov, N.N. Zhurba, K.S. Zadorin, A.V. Shcherbakov, and others - Chelyabinsk: CHIPPKRO, 2020. - 64 p.

7. Mukhlaeva, T.V. International experience of non-formal education for adults / T.V. Mukhlaeva // Man and Education. - 2010. -No. 4. - S. 158-162.

8. Fundamentals of Film Festival Management / ed. member of the Union of Cinematographers of the Russian Federation G.A. Poli-chko. - M., 2003.209 p.

9. Plecheva N.D. Informal professional development of the teaching staff of ASOU. Formal, informal and informal education / N. Plecheva, G.P. Zernova // History and Pedagogy of Natural Science. - 2016. - No. 3. - S. 24-26.

10. Roytblat OV Development of the theory of non-formal education in the system of advanced training of teachers: diss... doctor of pedagogical sciences / O.V. Roytblat. - SPb, 2015. - 392 p.

11. Solovyova Yu.A. Personalization of professional development of teachers in formal and informal professional development / Yu.A. Solovyova, E.A. Nagrelli // Domestic and foreign pedagogy. - 2018. - No. 2 (49). - S. 20-28.

12. Terzieva M.T. Bulgarian drama school and the first steps in film education in Bulgaria / M.T. Terzieva // Prospects for Science and Education. - 2018. - No. 2 (32). - S. 206-209.

13. Fiofanova O.A. Psychology of growing up and educational practices of a new generation / O.A. Fiofanov. - M.: MPSI-Flinta, 2012. - 120 p.

14. Kharlanova E.M. The development of social activity of university students in the process of integrating formal and non-formal education: diss. ... Doctor of Pedagogical Sciences / E.M. Khar-lanov. - Chelyabinsk, 2015. - 435 p.

15. Shusharina G.S. Development of professional competence of teachers of additional education for children in the context of organizing additional professional education / G.S. Shusharina, O.V. Fokina, Yu.V. Rebikova // Symbol of Science. - 2016. -No. 5-2. - S. 230-234.

16. Yakushkina M.S. Methods and forms of organizing non-formal education for communities of different ages / M.S. Yakushkina // Man and Education. - 2014. - No. 1 (38). - S. 20-24.

17. Ainsworth H.L. Formal, Non-formal and Informal Learning in the Sciences [Electronic resource] / H.L. Ainsworth, S.E. Eaton. - Calgary: Onate Press and Eaton International Consulting (EIC) Inc, 2010. - URL: https://drsaraheaton.wordpress. com/2010/08/18/formal-non-formal-and-informal-learning-in-the-sciences/ (date of access: 12.09.2019).

18. Ilyasov D. Using of cinema pedagogics method to overcome the frustration of teenagers / D. Ilyasov, V. Kespikov, N. Nikolov, E. Selivanova, A. Sharuhina, V. Kudinov // Proceedings of EDU-LEARN18 Conference 2nd-4th July 2018. - Palma, Mallorca. -pp. 3121-3129.

19. Latchem C. Open and distance non-formal education in developing countries / C. Latchem. - Berlin: Springer, 2018. - 178 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.