Научная статья на тему 'Болгарская драматическая школа и первые шаги в кинообразовании в Болгарии'

Болгарская драматическая школа и первые шаги в кинообразовании в Болгарии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
176
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КИНООБРАЗОВАНИЕ / КИНОПЕДАГОГИКА / КИНОШКОЛА / CINEMA EDUCATION / CINEMA PEDAGOGY / CINEMA SCHOOL

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Терзиева Маргарита Тодорова

В статье дается оценка вкладу Болгарской драматической школе Константина Сагаева в деле развития кинообразования в Болгарии и желание ее создателя приобретать педагогические компетенции будущими кинокадрами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bulgarian drama school and the first steps in cinema education in Bulgaria

The paper provides an evaluation of the contribution of Konstantin Sagaev’s Bulgarian drama school to the development of cinema education in Bulgaria and its founder’s ideas of would-be film makers to obtain pedagogical competences.

Текст научной работы на тему «Болгарская драматическая школа и первые шаги в кинообразовании в Болгарии»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-02/ Дата публикации: 1.05.2018 № 2 (32). С. 206-209.

УДК 378.016.81 М. Т. ТЕРЗИЕВА

Болгарская драматическая школа и первые шаги в кинообразовании в Болгарии

В статье дается оценка вкладу Болгарской драматической школе Константина Сагаева в деле развития кинообразования в Болгарии и желание ее создателя приобретать педагогические компетенции будущими кинокадрами.

Ключевые слова: кинообразование, кинопедагогика, киношкола

Perspectives of Science & Education. 2018. 2 (32)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-02/ Accepted: 1 April 2018 Published: 1 May 2018 No. 2 (32). pp. 206-209.

M. T. TERZiEVA

Bulgarian drama school and the first steps in cinema education in Bulgaria

The paper provides an evaluation of the contribution of Konstantin Sagaev's Bulgarian drama school to the development of cinema education in Bulgaria and its founder's ideas of would-be film makers to obtain pedagogical competences.

Keywords: cinema education, cinema pedagogy, cinema school

оявление болгарского кинопроизводства в первые десятилетия ХХ века предопределяет поиски и подготовку актеров для нового вида искусства. В начале 20-ых годов в Софии появляются одновременно три киношколы, которые дают начало кинообразованию в Болгарии.

Самой известной и продуктивной является школа Николая Ларина, которую с основанием называем «русской», потому что большая часть преподавателей в ней - русские эмигранты. Она просуществовала сравнительно недолго - около двух лет.

Киношколой западного типа является «Диана», основанная Бояном Рамовым, получившим свое образование в Италии. Он не отрицает, что заимствует у западноевропейских киношкол. Преподаватели в школе, однако, преимущественно русские, среди которых выделяются Евгения Сахновская, Степан Гуцки, Л. Лавин. Ранняя смерть Бояна Рамова привела к прекращению деятельности «Дианы» еще в тот же год. Не трудно понять, какой тип актеров намеревается готовить - типажи для немого кино, так как предусмотрены прыжки из «автомобиля и кареты», лазанье по стене и канатам, езда, бокс и др. [3].

Дольше всего просуществовала Болгарская драматическая школа, имеющая синкретический характер и одобрена Министерством просвещения, стремящаяся заслужить позитивные оценки и от других учреждений с рангом государственных институтов. Ее основатель Константин Са-гаев1 получил свое образование в Вене и заимствует западноевропейские модели обучения, стремится готовить интеллигентных актеров для театра и кино. В школе работают три отделения - двухлетнее - получают средне-специальное образование, связанное с артистическими умениями; трехлетнее - высшее артистическое и режиссерское образование; оперное [3, с. 12].

Несмотря на то, что убеждения Константина Сагаева основываются на спорном тезисе об общем корне актерских умений в театре и кино, ему удается привлечь к своей идее ряд видных деятелей болгарской науки, искусства и культуры:

- лекции по сравнительной истории литературы /трагедия, комедия, драма, современная драма/ читает проф. Михаил Арнаудов, доц. Эм-

1 Константин Сагаев (1889-1963) - болгарский писатель, театральный деятель, один из пионеров театральной педагогики в Болгарии.

мануил поп-Димитров;

- по истории изящных искусств - проф. Антон Митов;

- по использованию живописи в сценическом искусстве - проф. Д. Гюдженов;

- по истории музыки - проф. Добри Христов;

- по постановке голоса, декламации, дикции - Васил Кирков1, Стоил Стоилов2, Сава Огнянов3; Гено Киров4; Юрий Яковлев5;

- по мимике - Роза Попова6;

- по пластике - Пешо Радоев7;

- по музыке и пению - Мянко Михайлов8.

В отличие от вышеперечисленных энтузиастов, только Христо Константинов связан с кино. Немного известно об этом пионере седьмого искусства в Болгарии. Он родился в 1897 году в Кне-жа. Специализировался в операторском мастерстве в Германии (1920 -1923). Его имя в качестве помощника оператора, фотографа и оператора стоит в титрах ряда фильмов9. Он преподает на курсах по «Кинематографии» и «Эффектам на сцене» [2].

Единственная из трех возникших в 20-ые годы кинематографических школ, Болгарская драматическая школа Константина Сагаева, занимается

1 Васил Кирков (1870-1931) - болгарский драматический актер. Учится в МХАТ в Москве под руководством К.С.Станиславского. Актер в Народном театре. Председатель Союза артистов в Болгарии.

2 Стоил Стоилов (1893-1944) - драматический режиссер и режиссер оперетты, актер; театральный деятель. Изучает сценическое искусство в Вене. Один из основателей театра оперетты «Кооперативный театр».

3 Сава Огнянов (1876-1933) - учится в Мюнхене в драматической школе Отто Кениха, заканчивает школу драматического искусства Эммануэля Райхера в Берлине; актер в Народном театре; имеет множество международных гастролей в Чехии, Австро-Венгрии, Германии, Франции, России, снимается в итальянском художественном фильме.

4 Гено Киров (1866-1944) - актер, изучает сценическое искусство в Малом театре; один из основоположников художественной декламации в Болгарии. Издает методическое руководство для актеров.

5 Юрий Яковлев (1888-1938) - театральный режиссер и актер русского происхождения; один из основателей школы, впоследствии работает в Риге.

6 Роза Попова (1879-1949) - сценическое имя Руски Ману-иловой, театральная актриса, режиссер, писатель; в 1923 г. создает Болгарский театр-студию, где занимается театральной педагогикой.

7 Пешо Радоев (1876-1956) - заканчивает Государственное училище по рисованию в Софии. Изучает классическое искусство танца в ряде европейских балетных школ. Считается основоположником болгарского балетного искусства. Балетмейстер Софийской оперы. Создатель балетных школ для детей.

8 Мянко Михайлов (1876-1961) - получает музыкальное образование в Москве и Милано. Два десятилетия является баритоном в Миланской скале. Музыкальный педагог.

9 Фильмы Христо Константинова: «Дьявол в Софии» (1921), «Военные действия в мирное время» (1922), «Чарли Чаплин на Витоше» (1924), «Коварная принцесса Турандот» (1925), «Человек, который забыл бога» (1927), «Дорога беспутных»

(1928), «Уличные божества» (1929), «Пленник из Трикери»

(1929),»Буря молодости» (1930), «Земля» (1930), «Могилы без крестов» (1931), «Страхил воевода» (1938), «Они победили» (1940), «Болгарские орлы» (1941 - оператор авиационных сцен).

педагогической подготовкой актеров. В учебном плане академической дисциплины «Педагогика» присутствуют вопросы о теории воспитания, теории обучения, истории педагогики, межпредметных связей с другими науками, связи искусство-школа...:

«1. Введение: А. Понятие, сущность. Б. Научная мотивировка появления. В. Отношение к психологии, этике и другим дисциплинам.

2. Историческое развитие: А. Древность: Греция - Платон. Б. В средние века - 12-13 в.

В. Гуманизм и реформации в 16-17 в. Г. 18 век. Руссо. Д. 19 век. Песталоцци. Опыты создать систему воспитания.

3. Основные теоретические вопросы: А. Цель воспитания. Б. Индивидуум и общество. В. Сознательное и бессознательное стеснение. Г. Границы прав воспитания.

4. Понимание ребенка: А. Разные типы. Б. Наблюдение и приспособление.

5. Основные подразделения педагогики и ее отдельные средства: А. Поддержка и противодействие; усваивание культурных традиций. Б. Порядок жизни. В. Предостережение и наблюдение. Г. Приобретение навыков Д. Авторитет и правила. Е. Пример и впечатления. Ж. Знакомства, игры и занимания: а/ преподавание; б/ личные отношения; в/ единичные приемы.

З. Потребности и решения. И. Наказания и награды.

6. Внутренняя организация воспитания: А. Физическое воспитание. Б. Развитие воли. В. Воздействие на эмоциональную жизнь. Г. Умственное развитие.

7. Основные вопросы преподавания: А. Естественная основа преподавания. Б. Развитие и подготовка к жизни. В. Учебный план. Г. Нормы преподавания. Д. Виды преподавания: а) изложение; б) анализ; в) синтез. Е. Техника и искусство преподавания.

8. Внешняя организация воспитания.

9. Формы школьной жизни.

10. Театр как средство воспитания и образования: а) о соревновании; б) о навязывании добродетелей; в) о примере.

11. Школьный театр». [2, с. 111-112]

Знакомство с педагогическим инструментарием со стороны курсистов подсказывает, что их преподаватели стремятся к идейному и художественному синкретизму, который приведет к появлению кадров, связанных с кинообразованием и театральной педагогикой.

Часть практических дисциплин ведут учителя: Грон Микаэлян, Невяна Кынчева и другие педагоги преподают современные языки, этикет и основы поведения начинающим актерам. Важным моментом обучения является умение открыть себя, а также самовыражение, когда курсисты приходят к пониманию собственных творческих возможностей и способности перевоплощаться в жизненные типажи.

Perspectives с^ Science & Education. 2018. 2 (32)

По мнению некоторых исследователей, школа прекращает свое существование в 1931 году, другие называют 1936-ой. Ее основной вклад в болгарскую культуру необходимо рассматривать в нескольких направлениях:

На первом месте, кроме систематической подготовки будущих актеров, она помогает раскрывать свой собственный потенциал и сосредотачиваться на своем актерском амплуа - какие роли им подойдут, каков их творческий диапазон, какие вызовы они могут принять и пр.

На втором месте, Болгарская драматическая школа не стремится создавать только «узких специалистов», а воспитывать личности с широким культурным мировоззрением. В своей одноименной книге Константин Сагаев с педантичностью перечисляет имена окончивших двухлетние курсы до 1931 года - свыше 650 человек. Из них несколько десятков имен это учителя начальных классов и в то же время -организаторы школьных театров, вероятно, и радетели киносеансов.

На третьем месте, школа является творческой лабораторией кадров для кино и театра. Среди них можем выделить:

- Велу Ушеву (1895-1979) - это театральная актриса, специализировала в Берлине и Париже; исполнительница главной роли в фильме «Под старым небом» (1922);

- Константина Хаджиминева (1902-1964) - это театральный актер и киноактер; играл в Скопском народном театре во время Второй мировой войны; снимался в фильмах «Уличные божества» (1929), «Буря молодости» (1930), «Бунт рабов» (1933), « За родину» (1940);

- Георгия Фратева - (1904-1996) - это театральный актер и киноактер; «Под старым небом» (1922), «Сладкое и горькое» (1975), «Боянский мастер» (1980), «Капитан Петко воевода» (1981), «Эшелоны смерти» (1986), «Бай Ганьо» (1991);

- Ивана Мечкарова - это театральный актер, который закончил свою карьеру в Разградском театре;

- играли эпизодические роли в фильмах с 20-ых - 40-ые годы - Надя Гавазова, Слава Чернева, Цано Стойков, Георги поп-Ангелов, Севдалина Церковска, Светослав Казанджиев, Златан Пыржев... [1, 4].

Кроме них, навсегда остаются связанными с кино:

- Любен Христов - художник, создал декорации к фильму «Снова в жизни» (1947);

- Йордан Черкезов - автор адаптированных

и оригинальных детских пьес; актер кукольного театра, переводчик трудов К. С. Станиславского; автор практических пособий по технике говора и по формированию самодеятельных театральных коллективов; в титрах фильма «Снова в жизни» говорится, что он работал с актерами над техникой говора;

- Стефан Караламбов (1902-1968) - актер, режиссер, директор театров, переводчик; его фильмография включает: «13 дней» (1964); «Экипаж «Надежды» (1956); «Песня о человеке» (1954);

- Васил Бакырджиев (1906-1980)1 - болгарский режиссер, актер, сценарист и кинооператор. Обучался в киношколе Николая Ларина. [1, 3, 4]

Известные исследователи болгарского кино, как Александр Янакиев и Александр Грозев, дают оценку деятельности Болгарской драматической школе сквозь призму ее вклада в национальную кинематографию. Все еще, однако, не исследован ее педагогико-методи-ческий потенциал. Ретроспективный анализ позволяет сделать следующие обобщения:

Школа Константина Сагаева имеет основание называться кинопедагогической, потому что готовит кадры не только для этого вида искусства, а и его сторонников, распространителей, популяризаторов в школе, критиков и исследователей.

Она единственная делает акцент на педагогическую подготовку будущих кадров для кино, так как они должны осознавать воспитательную миссию киноискусства и правильно адресовать свои послания своей аудитории разных возрастов.

Часть дисциплин, изучающих в Болгарской драматической школе, кроме высокой общей культуры, готовят курсистов воспринимать кино, как дидактический инструмент, благодаря которому можно воплотить модели поведения из фильмов в действующие поведенческие модели в жизни.

1 Фильмография Васила Бакырджиева:

- режиссер: «Чарли Чаплин на Витоше» (1924), «На темном перекрестке» (1930) , «Кража в экспрессе» (1931), «Фамоз-ный ковер« (1933), «Перед отечеством забудем свою ненависть» (1935, «Мама моя, мама, меня змей любит» (1946) и анимационные фильмы;

- сценарист: Чарли Чаплин на Витоше» (1924), « На темном перекрестке « (1930) , «Кража в экспрессе» (1931), «Фамоз-ный ковер» (1933), «Перед отечеством забудем свою ненависть» (1935), «Враги» (1938), «Сельское чудовище« (1939);

- актер: 5 фильмов с 1921 до 1935 года;

- оператор: 5 фильмов с 1925 до 1949 г. [1]

ЛИТЕРАТУРА

1. Кырджилов П. Болгарские художественные фильмы. Т.1. 1915-1948. София, ДИ «Д-р П. Берон», 1987, 248 с.

Ц. Сагаев К. Болгарская драматическая школа. София, 1931, 136 с.

3. Фиданова-Коларова В. Кинообразование в Болгарии. София, 2008, КЛМН, 96 с.

Ц. Янакиев А. Синема. София, Титра, 2003, 336 с.

REFERENCES

1. Kardzhilov P. Bulgarian art films. V.1. 1915-1948. Sofia, Dr. P. Beron, 1987, 248 p.

2. Sagaev K. Bulgarian Drama School. Sofia, 1931, 136 p.

3. Fidanova-Kolarova V. Film education in Bulgaria. Sofia, 2008, KLMN, 96 p.

4. Yanakiev A. Cinema. Sofia, Titra, 2003, 336 p.

Информация об авторе

Маргарита Тодорова Терзиева

(Бургас, Болгария) Профессор, доктор педагогических наук Директор учебно-информационного центра Университет «Проф. д-р Асен Златаров» E-mail: [email protected]

Information about the author

Margarita Todorova Terzieva

(Burgas, Bulgaria) Professor, Doctor of Pedagogical Sciences Director of the Information and Training Center University "Prof. Dr. Assen Zlatarov" E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.