Научная статья на тему '«Бунт рабов» в истории болгарского кинематографа'

«Бунт рабов» в истории болгарского кинематографа Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
144
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ КИНЕМАТОГРАФА / КИНО И ПЕДАГОГИКА / HISTORY OF CINEMA / CINEMA PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Терзиева Маргарита Тодорова

В статье анализируются обстоятельства, связанные с появлением первого болгарского фильма, посвященного деятельности и жизни Апостола свободы Василу Левскому; причинами его небывалого успеха у кинозрителей в Болгарии и снятию его с широкого экрана. Использована литературно-историческая ретроспекция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«The Revolt of the Slaves” in the history of bulgarian cinema

The paper offers an analysis of the conditions related to the making of the first Bulgarian film devoted to the life and feats of the Apostle of Freedom, Vasil Levski; the reasons behind its incredible box office success in Bulgaria; and its withdrawal from the screen. The method used is literary history retrospection.

Текст научной работы на тему ««Бунт рабов» в истории болгарского кинематографа»

Перспективы Науки и Образования. 2017. 1 (25)

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive17/17-01/ Дата публикации: 1.03.2017 № 1 (25). С. 60-62. УДК 378.016:81

М. Т. ТЕРЗИЕВА

«Бунт рабов» в истории болгарского кинематографа

В статье анализируются обстоятельства, связанные с появлением первого болгарского фильма, посвященного деятельности и жизни Апостола свободы Василу Левскому; причинами его небывалого успеха у кинозрителей в Болгарии и снятию его с широкого экрана. Использована литературно-историческая ретроспекция.

Ключевые слова: история кинематографа, кино и педагогика

Perspectives of Science & Education. 2017. 1 (25)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive17/17-01/ Accepted: 1 January 2017 Published: 1 March 2017 No. 1 (25). pp. 60-62.

M . T. Te RZ i EVA

«The Revolt of the Slaves" in the history of bulgarian cinema

The paper offers an analysis of the conditions related to the making of the first Bulgarian film devoted to the life and feats of the Apostle of Freedom, Vasil Levski; the reasons behind its incredible box office success in Bulgaria; and its withdrawal from the screen. The method used is literary history retrospection.

Keywords: history of cinema, cinema pedagogy

истории болгарского кинематографа менее всего изучен его первый этап - с 1915 по 1948 год, когда «пионерскими» усилиями первых кинодеятелей были заложены основы национальной кинематографии. Не хватает опыта, финансовых средств, технического оборудования, но налицо энтузиазм, упорство и любовь к седьмому искусству.

За сравнительно короткий период времени

- если считать, что днем рождения болгарского кинематографа является 13.01.1915 года, когда был первый показ фильма «Былгаран это галант»

- появляется и первый «говорящий» фильм. Это «Бунт рабов» (1933), что превращается в национальное событие, но не столько из-за своих художественных качеств, сколько благодаря случайно найденной, но верной формуле успеха в подобном начинании:

1. Сюжет взят из захватывающей темы.

Все еще живы воспоминания об освободительной борьбе, приведшей к национальной независимости. Один из титанов болгарского революционного движения это Васил Левский, а в

1933 году отмечается 60 лет со дня его героической смерти.

2. Участие утвердившихся авторов с известными произведениями, которые могут послужить основой хорошего сценария.

До этого момента первые болгарские фильмы следуют двум линиям при выборе сюжета: импровизации, дело сценариста - нередко он же и режиссер, и придерживаться фабулы, дело известных писателей и популярных среди читательской аудитории произведений. Таким образом, зрители знакомятся с кинематографическим прочтением авторов как Элин Пелин, Йордан Йовков, Алеко Константинов, Цанко Церковски...

Впервые в истории болгарского кино сценарист - по совместительству и режиссер - Васил Гендов обращается к документальному жанру, чтобы почерпнуть сведения об уже ставшей мифом личности Васила Левского из надежных исторических источников.

Среди них выделяются две книги. Первая - «Васил Левский. Жизнь, деятельность, источники. Т. 1» (1929) - написана Димитром Стра-

Перспективы Науки и Образования. 2017. 1 (25)

шимировым (1868-1939), видным болгарским историком, писателем и общественным деятелем. Он является и автором романов, драм, рецензий и документальных книг. Защитил докторат по литературным наукам в Берне. Его анализ жизни и деятельности Левского сделан добросовестно и компетентно.

Второй автор это Данаил Кацев-Бурский (1888-1958) - публицист и исследователь деятельности Апостола, его дальний родственник. Его книга «Дякон Игнатий. Васил Иванов Лев-ский. Жизнь и деятельность» с подзаглавием «Книга для болгарских детей» вышла в 1924 году как первый номер серии «Иллюстрированная библиотека «Великие болгарские деятели» Данаил Кацев провел и анкеты в Ловече, чтобы добраться до истины о предательстве Левского. Выбор его книги подсказывает, что адресован фильм юношеской аудитории, которая после национального погрома в результате проведенных войн и потери территорий нуждается в светлом примере и вдохновляющем кумире.

3. Выбор популярных актеров на фильмовые роли.

«Бунт рабов» является 35-ым болгарским фильмом. В стране все еще не популярен культ фильмовых звезд. Только начинают делать первые шаги болгарские киножурналы, нет рекламы и субсидий. Независимо от этого, подбор актеров является не случайным.

Васил Гендов (1891-1970), кроме того, что он сценарист и режиссер, является и исполнителем главной роли. У него самый богатый кинематографический опыт. Кроме болгарских, он снимался и в эпизодических ролях в немецких фильмах. Кое-какой «стаж» есть и у его супруги Жанны Гендовой (1899-1976) - актрисы немецкого кино, Мишо Левиев, Бистра Фол, Коста Хад-жиминев. У Милы Савовой (1883-1965) завидная карьера в театре. Это известные, узнаваемые лица болгарского кинематографа в тот период. В эпизодической роли снимается художник фильма Страхил Титиринов (1905-1961), известный в богемской среде.

4.Предпочитаемый жанр - мелодрама.

История, рассказанная в фильме, со своими

восходами и падениями отвечает жанровой форме, которую болгарин давно ищет в кино - мелодраме. Первые зрители седьмого искусства в Болгарии хотят зрелища, конкурентного театральному и даже его превосходящего в определенных визуальных аспектах. Каждый эпизод фильма им это предлагает - мать Левского брошена в колодец, насильно лишают зрения священника, учительница Христина спасена... Не надо недооценивать и подобранную фильмовую музыку. Озвучивание фильма происходит в Вене, где Васил Гендов использует пластинки с песнями «Шумит Марица», «Милая родина», «О, мать моя». Они подчеркивают патриотическое содержание и усиливают гражданский пафос. Когда

священник молит Бога о своих порабощенных братьях, происходит чудо - колокола сами начинают звонить. Это художественное решение вызывает слезы умиления и восторга, питают чувства любви к Родине.

5.Отзвук среди общественности.

«Бунт рабов» является фильмом, который врезался в память современников в результате ряда событий - региональных, национальных, с международным отзвуком.

«Для меня Васил Левский это вечное пламя, которое горит в сердцах болгар от Аспаруха и поныне» - говорит в интервью Васил Гендов. Приехав в Карлово, чтобы снять в качестве декораций родной дом Апостола, он узнает, что дом будет снесен. Видный карловский политик хотел расширить улицу перед своим домом и ему мешает полуразрушенный дом, в котором родился Ва-сил Левский. Рабское сознание мэра не уступает перед напором и уже остаются считанные часы до осуществления этого кощунства над национальной памятью. После того, как ему самому не удается остановить этот акт, Васил Гендов связывается с начальником Карловского гарнизона - полковником Петром Димковым. Будущий известный целитель приказывает поставить у дома Левского вооруженную охрану и таким образом, не допускает его сноса. Более того, направляет финансовые средства на его восстановление, за что ему грозит военный трибунал. Дом Апостола был спасен. [1]

В прошлом исследователь Н. Кафтанджиев изучает влияние фильма «Бунт рабов» на кинопублику того времени. Все единодушны, что это самый запоминающийся болгарский фильм. Речь не идет даже о его содержании, а об эффекте на публику. Сеансы посещаются массово. Учителя ведут строем своих учеников в кино салоны, потому что принимают это как свою ответственную учительскую обязанность. Во времена, когда нет кино образовательных программ и лекториев, когда кино педагогика не имеет научного статуса, болгарским учителям ясен образовательный потенциал кинематографа и они выбирают для патриотического воспитания фильм с сильным идейным зарядом. Их оценка оказывается правильной, потому что на улицах начинают звучать патриотические песни. Когда с экрана звучат те же мелодии, зрители встают и рукоплещут. Эйфория охватывает все населенные пункты.

И тогда наступает поворот событий. Турецкое консульство вручает ноту протеста, визируя некоторые моменты фильма, представляющие поработителей в неблагоприятном свете. «Неподходящие» сцены вырезаны, монтаж не может прикрыть их отсутствие, но фильм все-таки появляется в таком виде в кинотеатрах. Следует вторая нота и усердный чиновник торопится запретить его распространение во имя «добрососедских» отношений с Турцией. Этот акт малодушия говорит плохо о нашей национальной

Perspectives of Science & Education. 2017. 1 (25)

ментальности, формируемой под знаком политических событий, в которых народ всегда является искупительной жертвой и заложником внешнеполитических дилемм. Известной компенсацией того, что случилось, являются отзывы в болгарской периодической печати, которая не остается равнодушной к событию с культурной точки зрения. Это газеты «Болгарское кино», «Народный театр», Театр и кино», «Театральная жизнь», «Слово», «Софийская трибуна», «Новый вечер», журнал «Экран» и другие. [2]

Противно случившемуся в 1933 году, являются строки из журнала «Газета для женщин» 1940-ого года, где было опубликовано сообщение - «Фильм о Василе Левском в СССР». Там дословно говорится: «Одно из фильмовых предприятий в СССР намеревается создать драматический фильм «Васил Левский». Болгарским писателям и историкам будет возложено написать сценарий.» В последних строках сообщается, что уже собранные материалы переданы Борису Грежову (1899-1968), другому «пионеру» болгарского кинематографа. Его имя является гарантией реалистических ожиданий читателей и кино зрителей. К сожалению, политические события не позволяют осуществить эти намерения. [3] Первая болгаро-советская художественная кинопродукция была реализована в 1955 г. Это исторический фильм «Герои Шипки», посвященный русско-турецкой освободительной войне.

Реконструкция художественных и историко-литературных событий убедительно доказывает, что в своих первых шагах в болгарском кинематографе педагоги интуитивно выполняют следующий алгоритм:

- преодоление «наивного реализма», характерного для более молодых зрителей, и его успешная замена реалистическим восприятием;

- воспитание критического мышления в отношении действительности, такой различной от художественной реальности;

- формирование личной оценки и эстетических критериев произведений киноискусства.

Таким образом, первый болгарский «говорящий» фильм становится и первой практической кино педагогической задачей. С точки зрения сегодняшнего дня, о его роли в болгарском кинематографе, необходимо сделать следующие выводы:

• Национальный кинематограф любой страны, выходящей из тяжелого социально-экономического кризиса, делает ставку на нравственные императивы, на воскрешение памяти о личностях, которые служат моральным коррективом современных событий.

• Основным адресатом фильмов о национальных героях являются дети и юноши, потому что это та публика, которая принимает однозначно фильмовые послания и пытается превратить их в свое жизненное кредо.

• В фильме «Бунт рабов» использованы самые новые для того времени технические и технологические средства, но престижное место в истории болгарского кинематографа ему отведено прежде всего потому, что в нем сфокусировано внимание к личности и деятельности Апостола в подходящий исторический момент, чтобы поставить вопрос о национальной памяти и ее отстаивании.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бонов, Й. Первый фильм о Левском был снят 80 лет назад. // Дума, 2013, №112, с. 8.

2. Болгарские художественные фильмы. Том первый (1915-1948). С., ДИ «Д-р Петер Берон», 1987.

3. Фильм о Василе Левском в СССР. // Женская газета, 1940, №833, с. 8.

Информация об авторе

Маргарита Тодорова Терзиева

(Бургас, Болгария) Доктор педагогических наук, профессор Университет им. проф. А. Златарова E-mail: [email protected]

Information about the author

Margarita Todorova Terzieva

(Burgas, Bulgaria) Doctor of pedagogical Sciences, Professor University. Professor A. Zlatarov E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.