Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive17/17-04/ Дата публикации: 1.09.2017 № 4 (28). С. 33-37. УДК 378.016:81
М. Т.ТЕРЗИЕВА
Киноискусство и литературное обучение в детском саду глазами студентов педагогических специальностей
В статье исследуется возможность использования фильмов как средства для литературного обучения в дошкольном возрасте. Раскрывается образовательный потенциал киноискусства для работы с детьми младшего возраста, воспринимающими художественный образ и социально-нравственную проблему.
Ключевые слова : кинодидактика, фильм, литературное обучение
Perspectives of Science & Education. 2017. 4 (28)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive17/17-04/ Accepted: 1 July 2017 Published: 1 Septemer 2017 No. 4 (28). pp. 33-37.
M . T. Te RZ i EVA
Film art and teaching literature in pre-school education as seen by pedagogy students
The paper investigates the possible use of motion pictures as a means of teaching literature at pre-school age. It reveals the educational potential of film art for work with its youngest viewers with regards to exploring imagery and social and moral problems.
Keywords: cinema didactics, film, teaching literature
/ /^инодидактика как быстро развиваю-I/ щийся раздел кинопедагогики являет-\ ся вызовом для работающих в системе образования в начале нового века. Она, однако, не воспринимается как новость или инновация со стороны сегодняшних студентов, выросших в условиях эстетического облучения со стороны всех средств массовой информации, в том числе и кинообразовательных. Это повод для того, чтобы провести исследование среди студенческой аудитории, которая готовится работать в системе дошкольного образования - с детьми, рожденными в 21-м веке.
Объектом исследования является болгарский художественный фильм «Хитрый Петер», как синтез между фольклором и киноискусством, с присущими ему художественными провокациями.
Предмет исследования - это возможность использования фильмов в качестве средства литературного обучения в дошкольном возрасте.
Целью исследования является раскрытие образовательного потенциала киноискусства в работе с самыми молодыми воспринимателями
художественного образа и социально-нравственной проблематики.
Задачи, которые мы ставим перед собой следующие:
1. Выяснение статуса выбранного фильма в рамках национального кинематографа.
2. Обеспечение копией фильма и условиями для его показа в академической среде.
3. Составление анкеты для присутствующих на показе студентов педагогических специальностей.
4. Анализ результатов проведенной анкеты.
«Хитрый Петер» и болгарское киноискусство
Фильм «Хитрый Петер» вышел на широкие экраны в 1960 году, это второй цветной болгарский фильм. 2/3 фильма снят с прямой записью звука, что отражается на качестве звукозаписи, но не и на его популярности - его посмотрели более 6,5 миллионов зрителей. Как считают исследователи болгарского кино, это результат следующих обстоятельств:
- сюжет построен на фольклорных анекдотах, которые образуют удачную кино- структуру;
- герой-трикстер раздает справедливость, наказывая социальных и национальных угнетателей - зазнавшихся властвующих болгарского, греческого и турецкого происхождения;
- высмеиваются алчность, жадность, жестокость, скупость;
- превосходство в хитрости превращается из феномена народной культуры смеха в мотив жизнеутверждающей силы интернационального сотрудничества - дружба между Хитрым Петром и Насреддином Ходжей подвергается испытанию, которое оба герои преодолевают с присущим им достоинством.
К этому мы можем, в качестве исследователей, добавить возможность раскрытия богатой фольклорной культуры болгар благодаря анекдотам, используемым пословицам и поговоркам, гаданиям, праздничным ритуалам.
«Болгарская кинокомедия... «Хитрый Петер» черпает вдохновение в народной зрелищной традиции, в поэтике сказок о хитрецах., переносит в новое искусство...болгарскую народную бытность и нашу умственно-эмоциональную настройку, наше целостное юмористическое отношение к миру и именно это является сущностью ее успеха по сей день» [3, с.87].
_Показ фильма и организация исследования
12 апреля 2017 года в аудитории 119 Факультета общественных наук в Университете им. проф. д-ра Асена Златарова в Бургасе в присутствии 20 студентов специальностей «Дошкольная и начальная школьная педагогика» и «Дошкольная педагогика и иностранный язык» был организован показ фильма. Кроме студентов, присутствовали руководитель проекта и 3-е детей студентов, которых привели их мамы. Показ шел 100 минут, именно во время показа были розданы анкетные листы, которые каждый заполнил самостоятельно и передал руководителю в конце фильма.
_Анализ полученных результатов
Вопросы анкеты - 6 с закрытыми ответами и 1 с открытыми - написаны курсивом. Их ответы мы представим в виде таблицы, с комментариями: Вопрос № 1 - «Хитрый Петер» это:
Таблица 1 Определение фильмового жанра
95% исследуемых правильно определили, что речь идет о комедийном жанре. Только один студент - 5% - определил фильм, как музыкально-приключенческий, на что повлияла фабула, в которой много фольклорных танцевальных исполнений и быстро меняющихся ситуаций, из которых герой ловко и сообразительно выходит невредимым.
Вопрос №2 - По статистике это один из фильмов с наибольшим числом просмотров, потому что:
Таблица 2
Причины его популярности среди болгарских
кинозрителей нескольких поколений
Ответы Количество ответов %
а) раскрывает национальную на-родопсихологию; 13 65
б) фильмовый рассказ построен на фольклорных сказочных сюжетах; 12 60
в) он имеет социальную направленность; 9 45
г) доказывает, что зло не является непобедимым; 9 45
д) другое. 1 5
Примечание: Сумма процентов превышает 100, потому что анкетируемые дали более одного ответа
Предложено 4 варианта ответов, но дана возможность и собственного выбора, анкетируемые могут дать неограниченное количество ответов. Самый большой процент ответов - 65% - сфокусированы на национальной ментальности, на любви к жизни и стойкости, воплощенных в образе героя. Значительное количество ответов - 60% - связаны с традиционным сказочным жанром, который гарантирует популярность фильмовому сюжету. Социальное и нравственное послание получают одинаковое количество ответов - по 45%. Один от анкетируемых остановился на злободневной проблеме о «малой правде»; по его мнению, справедливости можно добиться и хитростью, а не только путем непосредственной борьбы, и это тоже является своего рода победой над силами зла.
Вопрос № 3 - Может ли фильм быть частью литературного обучения в детском саду?
Таблица 3
Видение (место) конкретного фильма, как часть литературного обучения в детском саду
Ответы Количество ответов %
а) историческая драма; 0 0
б) комедия; 19 95
в) криминальная драма; 0 0
г) музыкально-приключенческий фильм. 1 5
Ответы Количество ответов %
а) да, потому что. 9 45
б) нет, потому что. 6 30
в) нет мнения. 5 25
г) доказывает, что зло не является непобедимым; 9 45
Каждый из анкетируемых студентов делает самостоятельно свой выбор, при этом % из них не могут определиться с позицией, а у остальных, положительный выбор в соотношении 45:30 к отрицательному. К основаниям «за» они указывают:
- фильм забавный, приятный для просмотра
- 25%;
- содержит конкретную мораль, внушает уважение к уму и сообразительности - 15%;
- образ героя - иносказательный и нарицательный - является сильно воздействующим -5%;
- раскрывает образ жизни народа в прошлом
- 5%;
- представляет болгарское культурно-историческое наследие - 5%.
Основные соображения тех, кто не желает его использовать, следующие:
- продолжительность фильма приведет к потере интереса, надоест детям - 25%;
- речь героев местами непонятна, они не могут ее осмыслить - 10%
Разумеется, студенты не могут знать, что это первый фильм, снят с прямой записью, и места -ми синхронизация между речью героев и звуком не сбалансирована. Они отмечают наличие множества архаизмов, которые придется объяснять детям и даже останавливать показ, и этим уменьшат эффект от его восприятия.
Вопрос № 4 - Если вам необходимо ознакомить детей с фильмом, как вы поступите?
Таблица 4 Подход к фильму как к дидактическому средству
Ответы Количество ответов %
а) показ в послеобеденное время; 1 5
б) подбор конкретного эпизода; 15 75
в) презентация кадров; 4 20
г) другое... 3 15
Примечание: Сумма процентов превышает 100, потому что анкетируемые давали более одного ответа
75% анкетируемых предпочитают показ отдельного эпизода - сама структура фильма, как ряд случаев, это позволяет. 20% сделают акцент на конкретные кинокадры, на основании которых построят беседу или творческую импровизацию. 5% выбрали целостный показ в послеобеденное время. Каждый выбор имеет свое основание в зависимости от задач, которые педагог поставил перед собой, перед просмотром фильма. Совсем другой ответ дают 15 % анкетируемых, которые после непосредственного выбора второго воз-
можного ответа, предлагают комбинировать его с анимационной презентацией /10%/ и кукольным театром /5%/. Их идеи относительно комбинаторики являются правильными и могли бы обеспечить успех их начинаниям.
Вопрос №5 - С какими другими методами и приемами можете сочетать показ:
Таблица 5
Использование разных методов и приемов для восприятия фрагментарного или целостного
содержания фильма
Ответы Количество ответов %
иллюстрация 15 75
обложка книги 9 45
киноафиша 8 40
макет 9 45
расположение кинокадров в их последовательности 16 80
рассказ 13 65
беседа 14 70
проблемные вопросы 11 55
кинореплика 8 40
пересказ 15 75
устное словесное рисование 9 45
творческая импровизация 11 55
«запутанная» сказка 10 50
дидактическая игра 7 35
драматизация 15 75
изготовление персонажа из природных материалов 8 40
Примечание: Сумма процентов превышает 100, так как анкетируемые давали более одного ответа
У студентов есть возможность выбора между разными наглядными, словесными и практическими методами и приемами, среди них мы сознательно указали такие, которые непосредственно связаны с киноискусством: презентация киноафиши, расположение кинокадров в их последовательности согласно развитию сюжета, воспроизводство кинореплики. Их процентное соотношение, указанное студентами следующее, 40:80:40. В среднем это составляет 53,3%, что отвечает среднеарифметическому относительно остальных методов и приемов - 56,1%. Это является доказательством беспроблемного использования специфических киноприемов среди традиционных приемов с литературной направленностью.
Вопрос № 6 - Какие фильмы, по Вашему мнению, ангажируют внимание детей дошкольного возраста?
Таблица 6
Предпочитаемые детьми фильмы в дошкольном возрасте по мнению анкетируемых
Ответы Количество ответов %
а) анимационные; 20 100
б) документальные; 1 5
в) научно-популярные; 7 35
г) кукольные; 18 90
д) художественные 10 50
Примечание: Сумма процентов превышает 100, так как анкетируемые давали более одного ответа
Самые предпочитаемые, по мнению студентов, это анимационные фильмы - 100%, следуют кукольные - 90%, и художественные - 50%. В конкретных случаях могли бы использоваться научно-популярные - 35% и документальные фильмы - 5%.
Предпочтения становятся еще конкретнее, после проведения иерархического размещения в зависимости от выбора, используя следующую легенду:
Первая позиция - 3 очка Вторая позиция - 4 очка Третья позиция - 3 очка Четвертая позиция - 2 очка Пятая позиция - 1 очко
Таблица 7
Иерархическое размещение предпочитаемых фильмов
Количество очков со-
Ответы гласно позиции (по числу сделанных предпочтений) Всего
5 4 3 2 1
а) анимационные; 16 3 1 - - 95
б) документальные; - - - - 1 1
в) научно-популярные; - - 5 2 - 19
г) кукольные; 7 10 1 - 78
д) художественные - 3 6 1 - 32
Почти везде доминируют анимационные и кукольные фильмы, это однозначно. Средняя позиция художественных фильмов сохраняется, а научно-популярные и документальные имеют эпизодическое присутствие в дошкольном возрасте, по мнению студентов. Результат является хорошей индикацией при подборе киножанров, ориентированных на детскую аудиторию.
Последний вопрос анкеты является открытым, чтобы была возможность свободно сформулировать ответ. От анкетируемых требуется, чтобы они записали названия фильмов, которые, по их мнению, необходимо использовать в до-
школьном возрасте, для целей литературного обучения.
Таблица 8
Фильмы, которые, по мнению студентов, способствуют литературному обучению в дошкольном возрасте
Среди анимационных фильмов встречаются как классические /»Красная шапочка», «Белоснежка и семь гномов», «Приключения Пиноккио», «Микки Маус», «Золушка»/, так и современные заглавия / «Царь Лев», «Гадкий утенок», «Дурень Ганс», «Винни - Пух», «Ледяная эпоха», «Пчелка Мая», «Хитрый Петер», «Рапунцель», «Пеппи Длинный чулок», «Франклин», «Иссле-дователь-Дора», «Изнутри наружу», «Храброе сердце»/.
Художественные фильмы иногда совпадают по сюжету с анимационными / «Золушка», «Хитрый Петер», «Пеппи Длинный чулок», «Белоснежка»/, основываются на известных сказочных сюжетах /»Арабские ночи», «Книга джунглей»/, на известных детских героях /»Царство горемык», «Алиса в стране чудес», «Матильда», «Ян Бибиян», «Великий чародей страны Оз»/ или на обстоятельствах, когда основные персонажи фильма дети /»Война ежиков», «С детьми на море»/.
Противоречивый ответ на предыдущий вопрос анкеты только один, касается кукольного фильма - «Шутки Хитрого Петера», он отмечен как подходящий для литературного обучения в детском саду. Вероятно, этот тип фильмов не имеет широкой телевизионной аудитории в отличии от анимационных или студенты просто не знакомы с подобными произведениями.
Проведенное исследование среди будущих педагогов позволяет сформулировать следующие выводы:
Комедия «Хитрый Петер» принадлежит к болгарской киноклассике, и студенты оценивают по достоинству ее художественные качества, образовательную ценность.
Они положительно относятся к киноискусству и видят в нем средство для литературного обучения детей дошкольного возраста, что может быть реализовано благодаря анимационным, художественным, кукольным фильмам.
Соотношение кино-литература может превратиться в новую дидактическую парадигму, если будет внимательно подобран методический инструментарий для осуществления этого художественно-воспитательного синтеза.
Виды фильмов Число за- Число вы- %
главий бранных
анимационные 19 30 95
художественные 14 24 70
научно-популярные 2 2 10
кукольные 1 1 5
д) художественные 10 50
ЛИТЕРАТУРА
1. Болгарские художественные фильмы. Аннотированная иллюстрированная фильмография. Том второй /1948-1970/. Сост. Г. Генчева. С., ДИ им. д-ра Петера Берона.1988. 444 с.
2. Рускова Е. Поэтика смешного в болгарских народных сказках. Сказки о хитрецах. С.Наука и искусство.1987. 216 с.
3. Христова Св. О комедии в болгарском игровом кино. С.2017. 160 с.
Информация об авторе: Маргарита Тодорова Терзиева
(Бургас, Болгария) Профессор, доктор педагогических наук Университет им. проф. Асена Златарова E-mail: [email protected]
Information about the author:
Margarita Todorova Terzieva
(Burgas, Bulgaria) Professor, doctor of pedagogical Sciences University. Professor Asen Zlatarov E-mail: [email protected]