Научная статья на тему 'Анимационное кино и литературное обучение студентов'

Анимационное кино и литературное обучение студентов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
218
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИНОРЕЦЕНЗИЯ / АНИМАЦИЯ / ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / FILM REVIEW / ANIMATED FILM / TEACHING LITERATURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Терзиева Маргарита Тодорова

В статье описывается исследование, проведенное со студентами в рамках научно исследовательского проекта «Эстетические и образовательные проекции кинодидактики». Предметом исследования является кинорецензия на болгарский анимационный фильм, которая раскрывает новые аспекты литературного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Animated films and teaching literature to student

The paper describes the research carried out with students in the framework of the Aesthetic and Educational Projections of Film Didactics research project. The object of the research was a review of a Bulgarian animated movie, which revealed new aspects of teaching literature.

Текст научной работы на тему «Анимационное кино и литературное обучение студентов»

Перспективы Науки и Образования. 2017. 3 (27)

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive17/17-03/ Дата публикации: 1.07.2017 № 3 (27). С. 40-42. УДК 378.016:81

М. Т. ТЕРЗИЕВА

Анимационное кино и литературное обучение студентов

В статье описывается исследование, проведенное со студентами в рамках научно исследовательского проекта «Эстетические и образовательные проекции кинодидактики». Предметом исследования является кинорецензия на болгарский анимационный фильм, которая раскрывает новые аспекты литературного обучения.

Ключевые слова: кинорецензия, анимация, литературное образование

Perspectives of Science & Education. 2017. 3 (27)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive17/17-03/ Accepted: 1 June 2017 Published: 1 July 2017 No. 3 (27). pp. 40-42.

M . T. Te RZ i EVA

Animated films and teaching literature to student

The paper describes the research carried out with students in the framework of the Aesthetic and Educational Projections of Film Didactics research project. The object of the research was a review of a Bulgarian animated movie, which revealed new aspects of teaching literature.

Keywords: film review, animated film, teaching literature

методах и приемах, связанных с литературным обучением детей и учащихся разного возраста, неизменно присутствуют, в качестве наглядного средства, фильмы или отрывки из фильмов. В неформальном плане есть определенные критерии работы с ними, датирующие началом 80-х годов прошлого века: анимационные фильмы адресованы дошкольникам, игровые - учащимся любого школьного возраста, а документальное кино используется, в основном, в обучении по литературе в 5-12 классах. Разумеется, этот традиционный подход можно было бы пересмотреть и переосмыслить. В Болгарии достаточно оснований для того, чтобы анимационный фильм превратился в средство для литературного образования учащихся среднего и старшего школьного уровня, среди которых самыми существенными являются два:

1. Национальное анимационное кино имеет успешные традиции и международное признание. Не случайно говорят о болгарской анимационной школе еще в 60-ые годы прошлого века.

Трудно ответить на вопрос, почему именно этот вид кино становится эмблематическим, а не игровое, например. Это, может быть, благодаря обстоятельству, что короткие повествовательные формы являются более развитыми в творчестве болгарских писателей и имеют богатую историю.

2. «Язык Эзопа» в болгарских анимационных фильмах позволяет, чтобы их послания в 50-е -80-е годы смогли обойти бдительную цензуру и достичь широкой фильмовой аудитории. Считавшиеся «детскими», они, в сущности, имеют очень широкого зрителя. Подростки наслаждаются интересной фабулой, а взрослые - богатым, социальными идеями, подтекстом. Эта многоплановость гарантирует им злободневность и актуальность.

Автор статьи, которая является и создателем учебного пособия по методике литературного образования в Болгарии, читает лекции будущим учителям болгарского языка и литературы в Университете имени проф. д-ра Асена Златаро-ва, знакомя их с традиционными и инновацион-

Перспективы Науки и Образования. 2017. 3 (27)

ными методами: интеллектуальными картами, литературным судом, интервью с героем, тренингом, литературными играми и т.п.. Она разъясняет требования к написанию эссе, реферату, рецензии.

Перед студентами раскрывается синкретичный характер анимационного фильма, который содержит в себе элементы разных видов искусства: музыки, литературы, живописи и/или графики, кино. Подчеркивается, что это ведет к размыванию жанровых границ и многопланово обогащает воспринимателей.

40-а студентам по специальности «Болгарская филология» и «Педагогика обучения болгарскому языку и истории» поставлена задача самостоятельно посмотреть анимационный пятиминутный фильм «Маргаритка» /1965/ Тодора Динова и написать на него кинорецензию, размером до 150 слов.

Выбор не случаен. Этот фильм объявлен, сразу после его появления, любимым фильмом детской аудитории в Болгарии. Он является носителем ряда международных наград на кинофестивалях в Каннах, Чикаго, Лейпциге, Буэнос Айресе, Анкаре и Вене.

Содержание фильма многозначительно: «Вооруженный огромными садовыми ножницами, строгий прямоугольный герой подстригает свой сад. Тонкая белая маргаритка оказывает неожиданное сопротивление его мании все подравнивать. Ножницы получают зазубрину о ее нежный стебель, пила остается без зубцов, валик не может ее раздавить, динамит отправляет в больницу самого садовника. Подходит маленькая девочка. Она с восхищением смотрит на цветок и застенчиво ему улыбается. Маргаритка позволяет сорвать себя всего двумя пальчиками. Тема свободолюбивого духа осуществлена при помощи ясного, графического языка, в котором одновременно сочетаются рациональность построения и спонтанность выдумки». [2, с. 110]

Объясняются требования к написанию рецензии:

К ее написанию необходимо приступить сразу после просмотра фильма, чтобы сохранились непосредственные впечатления.

Отражаются основные моменты, адекватность содержания по отношению к оригиналу. Заглавие не должно быть скучным «Рецензия на...», а что-нибудь яркое и запоминающееся -афоризм, сентенция, цитата из фильма.

Пересказа нужно избегать. Разъясняется идея, которую мы уловили, и способ ее защиты путем режиссерского мастерства.

При обработке полученных результатов акцент делается на три основных компонента:

Притчевое послание анимационного фильма - в нем словесное действие сведено до минимума, и это выводит на передний план кинематографическую композицию [1, с.49]

Жанр является предметом словесно-логиче-

ского декодирования со стороны 42,5% студентов, которые его определяют, как поучительную историю, притчевую миниатюру, миниатюру с философским подтекстом.

22,5% обращают внимание на содержание режиссерского послания.В иерархическом построении их взгляды сформулированы так:

- Невинность и красоту нельзя уничтожить

- Добро всегда побеждает.

- С любовью всего можно достичь.

- Кто желает зла другим - сам его получает / болгарская народная пословица/.

Драматургические функции героев наполняются идейно-смысловой и даже символической ролью [1, с.49]

В противопоставлении прямоугольного человека и маргаритки, студенты анализируют ряд бинарных оппозиций: любовь - ненависть; красота - уродство; жестокость, брутальность - нежность, невинность; злонамеренность - доброна-меренность; педантизм - «неприрученность»; суховатость, одноплановость - цветение и многообразие; падение, деградация - идеал, совершенство; разрушение ценностей - отстаивание ценностей. 80% из них находят всевозможные трансформации добра и зла, их вечное противоборство в анимационных образах.

Персонаж является визуальным представлением идеи. [1, с.49]

На примере нарисованных персонажей, 7,5% участвующих в исследовании студентов, интерпретируют авторский замысел, толкуют его по-разному:

- у маргаритки, которую антагонист пытается взорвать, нет корня - добро и красота, это фундамент мира, поэтому их корней невозможно достичь;

- у ребенка, сорвавшего маргаритку, элипсоо-бразная голова; это символизирует абсолютную гармонию с окружающим миром;

- прямоугольный человек представляет строго установленный порядок, он лишен позитивных эмоций.

То, что остается за пределами предложенного группирования, это восприятие анимации, как синтеза разных видов искусства. 30% анкетированных студентов говорят о воздействующей музыке, о мастерстве кинорежиссуры, о спонтанном рождении афоризмов во время восприятия сжатого, в драматургическом отношении сюжета, о простых и элегантно нарисованных, но сильно внушающих идеи автора, образах. На заднем плане, но далеко не пренебрегаемая, находится связь искусство-информация. О ней есть только намек с появлением термина «уравниловка» в рецензиях 10% студентов, при попытке прямоугольного человека свести все под общий знаменатель и сопротивление маргаритки его ограниченности. [3] Один из них пошел еще дальше, употребляя словосочетание «духовное нивелирование».

Perspectives of Science & Education. 2017. 3 (27)

90% исследуемых студентов дают заглавия своим рецензиям, некоторые из них очень хорошие художественные попадания - «Неумирающий цветок», «Выбор - быть добрым», «Бесценный житейский урок за пять минут».

Все анкетируемые -100% - единодушны, что фильм не только для детей, а адресован более широкому зрителю. Выступая в роли фильмовых критиков, они горячо советуют зрителям посмотреть его, несмотря на то, что от его создания прошло более полувека:

«Нам не хватает таких коротких фильмов, которые будут напоминать нам о детстве».

«Человек учится в течение всей своей жизни, поэтому не только дети, но и взрослые должны посмотреть фильм Тодора Динова».

«Эта история напоминает легенду об Артуре и мече, который может вытащить из скалы только Избранный, т.е. человек с чистыми помыслами и добрым сердцем. Дорогие зрители, решение за Вами. Вы к каким хотите принадлежать - к тем, с ножницами и пилой, которые хотят убить красоту, или к тем, которые всегда будут нести в себе надежду, будут стремиться наполнять жизнь других светом?»

«Радость от небольших вещей делает нас настоящими людьми - что может быть лучше этого?»

«Фильм необходимо посмотреть, чтобы понять, что иногда нужно быть» вне рамок»!»

После сдачи кинорецензий лектор обращает внимание студентов на то, что в наши дни бес-

предметными и методически бесплодными являются споры о литературно центристском и кино центристском характере урока по литературе. В нем необходимо искать баланс между словом и образом. Анимационное кино, в отличие от художественного, что предоставляет и то, и другое, дает возможность компенсировать словесный дефицит собственной оценкой действий персонажей и, вытекающих из них, событий.

Анализ кинорецензий будущих учителей, как часть документации научно-исследовательского проекта, позволяет сформулировать следующие выводы:

Введение кинокомпонентов в урок по литературе является фактом, который при умелом использовании может оказаться удачным средством развития устной и письменной речи учеников, расширения границ идейно-эстетического анализа произведений искусства.

Будущие учителя формируют собственные взгляды и находят свои ответы на соотношение кино - литература, содержание - форма, жанр -жанровые послания. Они, может быть, не всегда точные, но искренние и впечатляют желанием достичь глубины, сущности явления и его проявлений.

Автономность киноязыка и его специфика являются частью универсальной системы искусства, которой будущие учителя должны обязательно овладеть, чтобы идти в ногу с новыми образовательными технологиями и синкретичными тенденциями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Герчева, К. Эстетика анимационного фильма. С., Наука и искусство, 1979, 124 с.

2. Маринчевска, Н. Болгарское анимационное кино 1915-1995. С., Колибри, 2001, 368 с.

3. Михайловска, Е. Современное кино: между литературой и телевидением. С., Наука и искусство, 1979, 192 с.

Информация об авторе

Маргарита Тодорова Терзиева

(Бургас, Болгария) Доктор педагогических наук, профессор Университет им. проф. д-ра Асена Златарова E- mail: [email protected]

Information about the author

Margarita Todorova Terzieva

(Burgas, Bulgaria) Doctor of pedagogical Sciences, Professor University. Professor Dr. Asen Zlatarov E - mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.