Научная статья на тему 'Исследование отношения студентов к театру как к медиаобразовательному средству'

Исследование отношения студентов к театру как к медиаобразовательному средству Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
345
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КЛЮЧЕВЫE СЛОВА: ТЕАТР / ШКОЛА / ИСТОРИЯ ТЕАТРА / СТУДЕНТЫ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / САМОБЫТНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ / THEATRE / SCHOOL / THEATRE HISTORY / STUDENTS / MEDIA EDUCATION / AUTHENTIC EDUCATIONAL TRADITION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Терзиева Маргарита Тодорова

Исследование было проведено среди студентов педагогических специальностей в университете им. проф. д-ра Асена Златарова в городе Бургасе. Оно акцентирует внимание на медиаобразовательном потенциале театра в наши дни и устанавливает степень познания театральной жизни в Болгарии, знаний о различных театральных формах и жанрах, поиске и предчувствии новых синкретических форм его реализации. Прослеживается историческое развитие театрального дела в Болгарии и его точек пересечения с болгарской школой. В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам: • театр присутствует в культурной жизни студентов, способствует развитию их будущих профессиональных компетенций; • знания театральных видов и жанров, театральных отличий опираются на подготовку, выбранных педагогами дисциплин, или на их театральную культуру, приобретенную любительскими средствами и активным участием в театральной самодеятельности; • студенты видят будущее театра в нескольких направлениях: пространственной, медийно-технологической, визуально-конструктивной, текстово-провокационной. Они считают, что именно таким образом театральное искусство ответит на современные требования коммуникации с реципиентом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Survey of students’ opinion of theatre as a media educational tool

A survey among pedagogy students at Prof. Dr Assen Zlatarov University, Burgas has been carried out. The survey focuses on the media educational potential of theatre nowadays and aims to establish the level of the students’ knowledge of modern Bulgarian theatre and its different types and genres as well as the trends and search for new syncretic forms of realization. The historical development of Bulgarian theatre and its intersections with Bulgarian school has been traced. The study has led to the following conclusions: • theatre is present in the students’ cultural life and contributes to the development of their future professional competences; • the students’ knowledge of theatre types, genres and awards is due to the information they receive in elective courses at university or their general theatrical culture resulting from personal pursuits and participation in amateur performances; • the students see the future of theatre in several directions: spatial, media technological, visual constructive and text provocative. They think that this is the way that theatrical art can comply with the modern requirements for communication with the perceiver.

Текст научной работы на тему «Исследование отношения студентов к театру как к медиаобразовательному средству»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: pnojournal.wordpress.com/archive19/19-03/ Дата публикации: 30.06.2019 УДК 372.3/4

м. т. терзиева

Исследование отношения студентов к театру как к медиаобразовательному средству

Исследование было проведено среди студентов педагогических специальностей в университете им. проф. д-ра Асена Златарова в городе Бургасе. Оно акцентирует внимание на медиаобразовательном потенциале театра в наши дни и устанавливает степень познания театральной жизни в Болгарии, знаний о различных театральных формах и жанрах, поиске и предчувствии новых синкретических форм его реализации. Прослеживается историческое развитие театрального дела в Болгарии и его точек пересечения с болгарской школой.

В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:

• театр присутствует в культурной жизни студентов, способствует развитию их будущих профессиональных компетенций;

• знания театральных видов и жанров, театральных отличий опираются на подготовку, выбранных педагогами дисциплин, или на их театральную культуру, приобретенную любительскими средствами и активным участием в театральной самодеятельности;

• студенты видят будущее театра в нескольких направлениях: пространственной, медийно-технологической, визуально-конструктивной, текстово-провокационной. Они считают, что именно таким образом театральное искусство ответит на современные требования коммуникации с реципиентом.

Ключевые слова: театр, школа, история театра, студенты, медиаобразование, самобытная воспитательная традиция

Ссылка для цитирования:

Терзиева М. Т. Исследование отношения студентов к театру как к медиаобразовательному средству // Перспективы науки и образования. 2019. № 3 (39). С. 432-447. 10.32744/ pse.2019.333

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive19/19-03/ Accepted: 10 April 2019 Published: 30 June 2019

m. t. Terzieva

Survey of students' opinion of theatre as a media educational tool

A survey among pedagogy students at Prof. Dr Assen Zlatarov University, Burgas has been carried out. The survey focuses on the media educational potential of theatre nowadays and aims to establish the level of the students' knowledge of modern Bulgarian theatre and its different types and genres as well as the trends and search for new syncretic forms of realization. The historical development of Bulgarian theatre and its intersections with Bulgarian school has been traced. The study has led to the following conclusions:

• theatre is present in the students' cultural life and contributes to the development of their future professional competences;

• the students' knowledge of theatre types, genres and awards is due to the information they receive in elective courses at university or their general theatrical culture resulting from personal pursuits and participation in amateur performances;

• the students see the future of theatre in several directions: spatial, media technological, visual constructive and text provocative. They think that this is the way that theatrical art can comply with the modern requirements for communication with the perceiver.

Key words: theatre, school, theatre history, students, media education, authentic educational tradition

For Reference:

Terzieva, M. T. (2019). Survey of students' opinion of theatre as a media educational tool. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 39 (3), 432-447. doi: 10.32744/pse.2019.3.33

_Введение

Зачатки театрального искусства в Болгарии прямым образом связаны с зарождением новой болгарской школы. На торжестве, посвященном году образования Шуменской взаимоучащей школы в 1846 году, разыгрывается школьный диалог, который считается началом декламационной публичной деятельности на болгарской земле. Школьный театр подготавливает болгар к принятию театральных постановок как к культурной необходимости [11, с. 83]. Активная деятельность общественных библиотек после Крымской войны приводит к появлению центров просвящения с патриотично-воспитательной ролью. В 1856 году в городах Ломе и Шумене организованы первые театральные постановки. В театральной деятельности до Освобождения принимают активное участие болгарские революционеры в стране и в эмиграции.

После 1878 года болгарский театр развивается в нескольких направлениях:

• некоторые из наиболее значимых писателей и поэтов - Иван Вазов, Пейо Яворов, Йордан Йовков - обязуются создать оригинальные драматургические произведения, а другие специализироваться именно в этом направлении - Ст. Ко-стов;

• актеры и режиссеры получают опыт других странах - преимущественно в России и Германии, который помогает поднять уровень театральных постановок;

• привлекаются специалисты из других стран - Н.О.Масалитинов, В. Пушкаре-ва, но и создаются теоретические и методические школы, которые обогащают связь театра как со школой, так и с другими видами искусства [11].

В истории болгарского детско-юношеского театра рядом с именем Константина Са-гаева, адаптировавшего европейский опыт театральной дидактики к болгарским условиям в 20-е - 30-е годы прошлого века, может стоять имя педагога Неделчо Бенева с его методическим вкладом, обогатившим театральные знания и развитие театрально-драматические умения через средства языково-литературного обучения [14].

Посещение театра - кукольного, детско-юношеского, для взрослых - есть часть культурной политики болгарской школы в 50-е - 80-е годы прошлого века. Она охватывает всех обучаемых, начиная с детей в детском саду до учеников последнего школьного класса. С середины 80-ых годов, однако, замечается негативная тенденция - «реанимированные» постановки классово-идейных, но художественно невыдержанных пьес, недопущение к театральной сцене отдельных авторов, насильно превраьщенных в диссидентов; выбор театральных сюжетов, которые полностью расходятся с мнением публики.

Следует закрытие провинциальных театров, роспуск трупп, опыты экспериментального театра, лихорадочный отбор «модных» названий. Школа начинает дистанцироваться от неясных творческих посланий режиссеров и впадать в ужас от «нового» прочтения классических сюжетов по популярным национальным произведениям. Так, в начале нового века, театр начинает расходиться в разные стороны с молодым зрителем и только дети, которые все еще посещают кукольные постановки, остаются его верными зрителями.

На фоне этого отдалечения от классического театра была закрыта настоящая театральная кузница в городе Варне [16], где четыре десятилетия - с 1959 по 1999 год -братья Райковы - энтузиасты, руководят детским кукольным музыкально-пантомими-

ческим театром «Сверчок» настоящим театральным феноменом, колыбелью многих будущих популярных актеров [1].

Педагогическая общность не осталась безучастной к случившемуся и отреагировала средствами исследовательского инструментариума. Значимые теоретико-методические изучения последних лет доказывают необходимость включения театра в практику современной школы. В образовательном пространстве преобладает идея сохранения самобытной национальной театрально-воспитательной традиции [14].

В старших классах школы прокрадывается инновационная идея о образовательной драме, которая делает обучение более доступным для учеников из-за их личного участия, провоцирование их бытует в эффективной образовательной среде, приобщение потерявших мотивацию к учению [3].

В наши дни театр не является объектом системного изучения, как медия. Негласно поддерживается мнение, что его кульминационный период, как средства для художественного и воспитательного воздействия, был в 30-е - 50-е годы прошлого века, причем, с каждым прошедшим годом его влияние уменьшается, а инструментарий ограничивается.

_Материалы и методы исследования

В конце 2018 года среди студентов педагогических специальностей Университета им. проф. д-ра Асена Златарова в Бургасе было проведено исследование с целью установления медиаобразовательного потенциала театрального искусства. Задачи, вытекающие из этой цели, следующие:

1.Нахождение мотивов предпочтения к конкретным театральным постановкам.

2. Установление степени познания театральной жизни в Болгарии.

3. Представление о будущем театра как синтезе медиа и искусства.

В рамках исследования использованы: метод анкетирования, биографический метод, ретроспективный анализ. По собственному желанию студенты заполнили анкетные карты, чьи ответы были проанализированы, чтобы выделить тенденции влияния театра на образовательный процесс в начале 21 века и для его интеграции в отдельные учебные дисциплины.

Были исследованы 143 студента - 9 мужского и 134 женского пола. Они с различных курсов - с первого, второго, третьего, четвертого. Их специальности:

• «Социальная педагогика» - 13 человек;

• «Дошкольная педагогика и педагогика начальньной школы» - 79 человек;

• «Дошкольная педагогика и иностранный язык» - 29 человек;

• «Педагогика начальной школы и иностранный язык» - 39 человек.

Часть из них учатся параллельно по двум специальностям, или на двух курсах по одной специальности одновременно.

Возрастной состав исследуемых сгруппирован следующим образом:

• до 20 лет - 57 человек;

• с 21 до 25 лет - 58 человек;

• с 26 до 30 лет - 2 человека;

• с 31 до 35 лет - 10 человек;

• с 36 до 40 лет - 6 человек;

• с 41 до 45 лет - 8 человек;

• с 46 до 50 лет - 2 человека.

78 человек живут в большом городе, 51 - в маленьком городе, 13 - в деревне, а один рожден за границей и сейчас живет в большом городе в Болгарии.

В анкетировании приняли участие студенты, прошедшие курс словесно-исполнительного искусства, где в лекционный модуль была включена информация о истории театра. Их 13 человек. Остальные 130 человек не имеют специализированной подготовки и рассчитывают на собственный опыт и культуру. Анкета имеет следующее содержание:

1. Вы посещали театральные постановки? а) да; б) иногда; в) нет.

2. Сколько раз в году Вы посещаете театральные постановки? а) один раз в месяц; б) 2-3 раза в год; в) другой ответ.

3. Какие формы посещения театра Вы заметили?

а) коллективные;

б) индивидуальные;

в) другие ответы.

4. Какие театральные виды и жанры Вы знаете?

а) драматический;

б) музыкальный;

в) кукольный;

г) комедия;

д) трагедия;

е) театр абсурда; ж) другие.

5. Если Вы решили пойти в театр, что повлияло на Ваш выбор?

а) участие конкретных актеров;

б) имя автора пьесы;

в) имя режиссера;

г) реклама театральной постановки;

д) оценка, данная другом;

е) прочтенная театральная рецензия;

ж) другие ответы.

6. Постановки каких театральных трупп Вы смотрели?

а) Бургасский драматический театр им. Адрианы Будевской;

б) софийские театры;

в) конкретные провинциальные театры.

7. Вы смотрите телевизионные театральные постановки? а) да; б) нет; в) иногда.

8. Укажите против театральных наград их национальность: а) «Тони»; б) «Икар»; в) «Аскеер».

9. Укажите исследовательский поиск, который связываете с будущим театра"

а) арт-инсталляции;

б) использование медийных технологий;

в) введение ярких визуальных метафор;

г) постановка, построенная на ассоциации, а зритель ищет логическую связь;

д) представления под открытым небом или в необычайных местах;

е) другие.

Результаты исследования и их обсуждение

На рисунке 1 отражено распределение ответов на первый вопрос анкеты: «Вы посещали театральные постановки?» Были даны следующие ответы:

Нет 8%

Иногда)

65%

Рисунок 1 Диаграмма распределения ответов на вопрос «Вы посещали театральные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

постановки?»

Судя по диаграмме 1 с неустановленной позицией оказалось 65% студентов, на которых повлияли различные факторы при выборе посещения театральной постановки. Лишь 8% процентов опрошенных не включают театр в свои культурно-образовательные интересы. 27% проявляют сильный интерес к театру.

В целом, позитивное отношение проявили исследуемые более взрослого возраста, а исследуемые более младшего возраста выразились отрицательно. На останальных повлияли семейные и профессиональные обязанности, забота о детях и пожилых людях, финансовые возможности; они предпочитают билеты со скидкой, которые предлагаются сравнительно редко рекламными агентами в университете.

7,7%

28%

|Один раз в месяц ■ 2-3 раза в год 1 Другой ответ

64,3%

Рисунок 2 Диаграмма распределения ответов на вопрос «Сколько раз в году Вы

посещаете театральные постановки?»

Второй вопрос анкеты: «Сколько раз в году Вы посещаете театральные постановки?». При обработке анкетных карт получились следующие результаты:

Один раз в месяц - 11 ответов. 2-3 раза в год - 92 ответов. Другой ответ - 40. Около 7,7% исследуемых - заядлые театралы, посещают каждую новую постановку или спектакль приезжей театральной труппы/группы. 64,3% придерживаются «золотой середины» - уделяют время только значимым заглавиям на основе собственного мнения или свободного времени. Разнородного состава группа в 28% дала другие ответы. Среди них находятся те, кто вообще не посещает театр (8, 39%), но есть и такие, кто его посещает раз в год (11,18%) или раз в два месяца (8,39%).

0 20 40 60 ВО 100

Рисунок 3 Диаграмма распределения ответов на вопрос «Какие формы посещения

театра Вы заметили ?»

На вопрос: «Какие формы посещения театра Вы заметили?», студенты отметили:

Коллективные - 86 ответов. Индивидуальные - 89 ответов. Другие ответы - 3.

Они имеют право выбирать неограниченное количество ответов. 60-14% посещали театральные постановки по билетам, закупленным в школе или университете, где обучались. 62-23% самостоятельно покупали билеты на интересующую их постановку, не рассчитывая на организатора или посредника. [17] 2-9% купили билеты онлайн -это опция, которая набирает скорость и, вероятно, будет популярна в следующие месяцы в городе Бургасе.

0% 20% 40 % 60% 60% 100%

I-1-1-1-1

Драматический 1 77,62%

Музыкальный 1 62,94%

Кукольный 79 ¿12%

Комедия | 89,5г1

Трагедия | 41,26%

Театр абсурда ■ 6,29%

Другие ■ 6,29%

Рисунок 4 Диаграмма распределения ответов на вопрос «Какие театральные виды и

жанры Вы знаете?»

Существенную роль для исследования играют ответы на следующие вопросы. На вопрос: «Какие театральные виды и жанры Вы знаете?», - получили следующие ответы:

Драматический - 111 человек.

Музыкальный - 90 человек.

Кукольный - 113 человек.

Комедия - 128 человек.

Трагедия - 59 человек.

Театр абсурда - 9 человек.

Другие - 9 человек.

По нисходящей линии могут быть поставлены в такой ряд: комедия (89, 51%), кукольный театр (79, 02), драматический театр (77, 62%), музыкальный театр (62, 94%), трагедия (41, 26%). Под чертой остаются - театр абсурда (6, 29%), известен только студентам, которые изучали историю театра и другие формы, указанные ими (6, 29%), театр теней, театр пантомимы, кукольный театр для пальцев рук. Контакт с последними формами действительно ограничен в театральной среде, знакомой исследуемым.

0% 10% 20% 30% 40% 50% G0 % 70% 80% 90%

Участие конкретных актеров Имя автора пьесы И и я режиссера Реклама театральной постановки Оценка, данная другом Прочтенная театральная рецензия

Другие ответы I 2"-

Рисунок 5 Диаграмма распределения ответов на вопрос «Если Вы решили пойти в

театр, что повлияло на Ваш выбор?»

При ответе на вопрос: «Если Вы решили пойти в театр, что повлияло на Ваш выбор?», - проявляются предпочитания студентов и, оказывающее на них, влияние существенных и несущественных факторов:

Участие конкретных актеров - 113 человек.

Имя автора пьесы - 17 человек.

Имя режиссера - 1 человек.

Реклама театральной постановки - 64 человека.

Оценка, данная другом - 80 человек.

Прочтенная театральная рецензия - 57 человек.

Другие ответы - 3 человека.

Актерская игра, также и само присутствие, известного в болгарской театральной среде, актера (79%), является существенно значимым выбором исследуемых студен-

тов. Они хотят видеть на сцене его новое перевоплощение, ожидают его, чтобы взять автограф, просят с ним сфотографироваться и гордятся, что физически и духовно к нему прикоснулись. Часть исследуемых демонстрируют и другой тип логики своего выбора - для них театральные представления - это, своего рода, «генеральная репетиция» актера для более масштабных ролей в кино, с которыми, как зрители, студенты привыкли его связывать.

В этой своеобразной иерархиизации второе место отдано данной оценке друга (56%), смотревшего представление. Обыкновенно это сверстник и человек, чьему вкусу можно довериться из-за сходства во взглядах и оценки. [20] Решающим фактором в формировании предпочитаний оказывается агрессивная реклама, которая формирует вкусы и убеждения - 45%. Едва четвертое место занимает прочтенная театральная рецензия, написанная специалистом (40%). Все студенты, просшлушавшие курс лекций о театральном искусстве, единодушно указали на этот пункт. Обнадеживающим фактором является то, что это мнение разделяет третья часть студентов, не имеющих специализированной подготовки. Все еще имя драматурга (12%) и режиссера (около 1%) не содержит эстетической провокации для студентов, не стоит в основе их выбора. Исключением являются представители самой большой возрастной группы - они это объясняют типом мировосприятия и мироощущения, сформированными в 80-е годы прошлого века - годы их юношества. Остальные три ответа - 2% связаны с интересом к произведению, послужившему основой для сценической реализации и провокации, которая содержится в заглавии постановки.

Рисунок 6 Диаграмма распределения ответов на вопрос «Постановки каких

театральных трупп Вы смотрели? »

На вопрос: «Постановки каких театральных трупп Вы смотрели?», - получены следующие обобщенные ответы:

Бургасский драматический театр им. Адрианы Будевской - 99 выборов; Софийские театры -17 выборов; Конкретные провинциальные театры - 26 выборов.

69% студентов посещали представления Бургасского драматического театра им. Адрианы Будевской будучи школьниками или студентами. Это происходит не случайно. Бургас - город с традициями в театральном искусстве.

Первое театральное представление в нем было в 1882 году. Это пьеса «Малакова» П.Р.Славейкова. В 1893 году начинаются постановки, что является доказательством организованной театральной жизни.

В 1919 г. уже имеется постоянно действующий театр в Бургасе. В 1927 г. положена основа Бургасскому окружному театру, где директором был писатель Иван Андрей-чин. Указом Министерского Совета, опубликованного 12 декабря 1953 года, театр был назван именем большой театральной актрисы Адрианы Будевской.

Настоящий его творческий подъем приходится на 50-е - 60-е годы прошлого века, когда рядом с директором и режиссером Вилли Цанковым творят режиссеры Леон Даниел, Методи Андонов и Юлия Огнянова. [7] Они делают ставку на инновацию и актерское мастерство, которые власть воспринимает как вид оппозиционной деятельности, и уничтожает театр.

В наши дни каждый год в сентябре проводится Международный театральный фестиваль «На берегу». В нем принимают участие театры из Парижа, Бухареста, Москвы, Санкт-Петербурга, Скопии, а также и наиболее значимые спектакли болгарских театров.

11, 9% анкетируемых студентов посетили постановки столичных театров - большинство из них были гостями бургасской сцены. Среди них:

1. Народный театр им. Ивана Вазова - основаннный в 1904 г., как Болгарский народный театр. С 1906 г. до 1952 г. труппа называется «Народный театр», а с 1952 г. до 1962 г. - Народный театр им. Крыстьо Сарафова. С 1962 г. до сегодняшнего дня официальное его название - Народный театр им. Ивана Вазова. [5]

2. Новый драматический театр «Слеза и смех» - приемник названия самой первой профессиональной болгарской столичной театральной труппы, созданной в 1892 г.

В наши дни театр имеет статус «Открытой сцены - продюсерский центр», без штатной актерской труппы. 27 июля 2010 года выходит постановление о закрытии и превращении театра «Слеза и смех» в сцену Народного театра. [4]

3. «Театр 199» основан в 1965 г., а после смерти многолетнего директора Валентина Стойчева, назван его именем в 2007 году. Театр известен своими инновационными театральными постановками и нестандартными режиссерскими решениями. [2]

4.Театр «Болгарская армия» - основан в 1950 году. С 1 января 2000 года субсидируется Министерством культуры. В 1990 г. актеры театра создают фондацию «Академия Аскеер», а с 1991 года начинают ежегодно награждать чрез фондацию своей наградой «Аскеер» выдающихся театральных деятелей. [15]

18,18% были зрителями постановок вне Бургаса и Софии. За общим выбором провинциальных театров стоят:

1. Драматический театр - Сливен - 9 человек. Театр назван именем Стефана Кирова (1883-1941) - режиссера, театрального и киноактера. Первое театральное представление в городе Сливене состоялось в 1868 году, а первая постоянная театральная труппа создана в 1918 г. Этот год считается началом профессионального театра в Сливене. С 1948 года театр государственный. За время своей 100-летней истории он представил публике более 500 постановок. [8]

2. Драматический театр в городе Ямболе - 7 выборов. Первая театральная постановка на ямбольской сцене датируется с 1870 года. После Освобождения в Ямболе издается «Библиотека «Театр» (1891-1894). В 1920 г. основан акционерный театр, а с 1927 года в городе есть постоянная театральная труппа. 1 января 1952 г. театр переименован в Государственный драматический театр. Назван именем большой драма-

тической кино и театральной актрисы Невены Кокановой (1938-2000). [9]

3. Драматический театр «Васил Друмев» в городе Шумене - 3 выбора. Более 150 лет Шумен - город с богатейшими театральными традициями в Болгарии. Отсюда ведет свое начало летопись болгарского театра первым театральным представлением, которое состоялось 15 августа 1856 года - «Михал» Саввы Доброплодного.

Шумен дает начало, популярным в практике учителей Возрождения, диалогам, декламированию, школьным торжествам. Они связываются, в основном, с именем Стефана Попниколова - учителя из Шумена в периоды с 1841 по 1842 годы и с 1845 по 1847 годы.

До 1898 года театральные представления в Шумене проводились в здании общественной библиотеки. Специально для этой цели был заказан театральный занавес, изработанный венскими художниками. Первые театральные труппы - с руководителями Александром Буйновым и Саввой Стояновым, соответственно с 1903 и с 1905 годов, рассчитывают на театральную местную самодеятельность. В 1910 году в Шумене образовывается постоянная театральная труппа - «Болгарский свободный театр». [13]

4. Родопский драматический театр «Николай Хайтов» - город Смолян - 1 выбор.

Предписанием № 11682 от 5 апреля 1951 г. Комитета по науке, искусству и культуре при Районном народном совете в Смоляне был сформирован полупрофессиональный Среднеродопский театр. На первом заседании художественного совета, который состоялся 13 апреля 1951 г., театр назван «Родопский народный театр». В рамках реформы сценических культурных институтов театр закрыт Постановлением № 152 Министерского Совета от 28 июля 2010 г.. Министерский Совет принимает 5 марта 2014 г. постановление о создании Родопского драматического театра «Николай Хайтов». [12]

5. Драматический театр «Савва Огнянов» - Русе - 1 выбор.

Первое представление в Русе состоялось 27 декабря 1870 г.. В первых театральных постановках участвуют и женщины - Мариола Хаджистанчева (первая актриса в Болгарии до Освобождения), актриса из эмигрантского театра Войникова - Тодорка Бакырджиева-Длинные волосы.

В конце XIX века формируются различные театральные дружества: Первое болгарское театральное дружество в Русчук (1879), Благодетельное дружество «Искра» (1880), Болгарское театрально-музыкальное дружество «Лира» (1891), Русенский театральный кружок «Виктор Гюго» (1898). [10]

С 1902 г. постройка Доходного здания становится основным местом представления постановок. В 1907 году положено начало Городскому театру в Русе.

9 апреля 1942 г. указом царя Бориса III театр объявлен государственным, причем, он переходит на прямое финансирование Министерством культуры. [10] Такой статус у него и в настоящее время.

6. Драматический театр в городе Торговище - 1 выбор.

Театр становится законным с помощью Министерского постановления № 274 от 16 июля 1969 года. [11] У него есть собственный зал, где играются около 120 спектаклей.

7. Драматический и кукольный театр «Иван Димов» в городе Хасково - 1 выбор.

Первое представление в Хасково было в 1879 г. по пьесе «Невянка и Светослав»

Константина Величкова. В начале 20-х годов прошлого века делается проект театрального здания с двумя залами.

В 1921 г. основан Родопский народный театр с центром в Хасково, который имеет

постоянную труппу. Затем он трансформируется в Общинский народный театр в 1945 г. [11] В 2000 г. драматический и кукольный театры в городе объединяются в Драматично-кукольный театр.

8. Драматический театр «Гео Милев» в городе Стара Загора -1 выбор.

Зачатки театральной деятельности датируются с 1870 г.. Первое театральное представление по пьесе П. Р. Славейкова - «Малакова», играется 18 апреля 1870 г. в зале Главной девической школы.

Театральная жизнь продолжается и после Освобождения, а с 1900 г. представления организуются труппой при Дружестве «Театр», которое в 1914 г. получает и новый театральный зал. Там в 1916 г. поет Гео Милев ставит экспериментально пьесы «Царь Эдип» Софокла и «Ревизор» Гоголя.

В 1950 г. театр является официальным Общинским театром, а с 1954 г. имеет статус Государственного драматического театра. С 1954 г. до 1965 г. он называется Государственный народный театр города Стара Загора. С 1966 г. до 1969 г. называется Драматический театр. В 1970 году указом №770 Президиума Народного собрания, обнарод-ванным в ГГ, номер 40/22.05.1970 г., театр переименован в Драматический театр «Гео Милев». [6]

9. Общественная библиотека «Развитие-1893» в городе Елхово - 1 выбор. Она основана 3 февраля 1893 г. как дом для внеклассного чтения и народополезных знаний. Ее деятельность в первые три десятилетия от создания развивалась преимущественно в частных помещениях. 13 сентября 1925 г. при Районном инженерстве положено начало строительства первого собственного здания общественной библиотеки /кино/, в котором добровольным трудом участвовало местное население.

Сегодняшнее здание общественной библиотеки было открыто в 1969 г. [11]

10. Народная библиотека «В. Левски» в городе Айтосе - 1 выбор. Она основана в городе Айтосе в 1869 г. учителем Господином Димовым Бочваровым и называется «Избавитель». В 1925 г. получает имя «Василь Левский». [11] С 1954 г. помещается в здании библиотеки, построенной на дарения и добровольный труд. От старых деятелей библиотеки остался завет: «Больше договорености, больше сплоченности, больше просвящения».

Примечательно то, что в последних выборах ответов, очерчивается конкретная долголетняя тенденция: небольшие населенные места, не имеющие своих собственных театров, рассчитывают на общественную библиотечную самодеятельность - не-писанная традиция, завещенная еще с эпохи Возрождения.

Попытка проверить контаминацию двух медий - театра и телевидения - путем начавшегося возрождения телевизионного театра, искристаллизовалась в вопросе: «Вы смотрите телевизионные театральные постановки?» Утвердительный ответ дали 15 человек, отрицательный - 75 исследуемых. Междинный «иногда» выбрали 53 человека. В целом, представители поколения до 25 лет не знают классических театральных постановок, заснятых с участием известных драматических актеров из близкого прошлого и включены в золотой фонд болгарского национального телевидения. Их транслируют во время юбилея и других значимых культурных событий, но студенты не имеют представления о подобном роде театральных проявлений, к ним они прикоснулись только эпизодично. Изключение составляют студенты, прослушавшие лекции по словесно исполнительному искусству, которые смотрели записи комедий «Газетчик?» Ивана Вазова и «Миллионер» Йордана Йовкова, так как они оценили их художественный потенциал.

Вопрос: «Укажите против театральных наград их национальность», связан с наличием более широкого круга знаний о театральном искусстве. Мир театра имеет свои престижные отличия. Исследуемые студенты дали следующие ответы:

а) «Тони» - США - 30 выборов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

б) «Икар» - Болгария - 38 выборов;

в) «Аскеер» - Болгария - 59 выборов.

Наиболее узнаваемой - 41.2% - оказалась награда «Аскеер» - болгарская награда за театральное искусство, учрежденная в 1991 г. Она вручается за пять показателей: целостное творчество, ведущая женская роль, ведущая мужская роль, поддерживающая женская роль, поддерживающая мужская роль.

Следует награда «Икар» - театральная награда Союза артистов в Българии, причем, гильдия принимает новое название в 2005 году. Вручаются награды за: главную мужскую роль, главную женскую роль, поддерживающую мужскую роль, поддерживающую женскую роль, за постижения в озвучивании и дубляже, восходящую звезду, режиссуру и сценарий. Она собрала 26,5%.

Сравнительно слабо представлена знакомая награда «Тони», чья национальность известна 20,9% анкетируемым. Американские театральные отличия «Антоанет Пери», известные как «Тони», присуждаются за вклад в театральное искусство Бродвея с 1947 г. Вручаются по 26 категориям в области актерского мастерства, музыки, режиссуры, осветления и хореографии.

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60%

Арт-инсталл яции

Использование медийных технологий

Введение ярких визуальных мета<|м>р Постановка, построенная на ассоциации

Представления под открытым небом

Рисунок 9 Диаграмма распределения ответов на вопрос «Укажите исследовательский

поиск, который связываете с будущим театра»

Последний вопрос анкеты следующий: «Укажите исследовательский поиск, который связываете с будущим театра». Каждый из участников получает право выбрать неограниченное количество ответов. Получены следующие результаты:

Арт-инсталляции - 40 выборов;

Использование медийных технологий - 68 выборов;

Введение ярких визуальных метафор - 28 выборов;

Постановка, построенная на ассоциации, а зритель ищет логическую связь - 49 выборов;

Представления под открытым небом или в необычайных местах - 77 выборов;

Другие - 1 выбор.

Студенты обращают внимание на изменение в самом театральном представлении, которое выходит за рамки классической сцены и играется под открытым небом или в древних амфитеатрах, крепостях, исторических местах - 53,8%. Они учитывают и обстоятельство, что все больше в постановках присутствуют кинохроники, провокационные телевизионные рекламы, коллажи из газет и журналов - 47,5%. Модернистское в современном театре, подчиненное ассоциативному началу, уловлено 35%, которые понимают смысл открытого финала, поиска точек пересечения между житейской и художественной реальностями. Изработка арт-инсталляций, которые превращаются в своеобразный код проблематики и декорации одновременно, отчитано 28% анкетируемых. Визуально-провокационное присуще «новому прочтению» классических сюжетов и современных театральных постановок, несет яркий метафорический заряд - на это указывают около 20% студентов. [18; 19] Только один удивил своим ответом вне круга перечисленных -студент, посещавший лекции по театральному искусству, видит будущее театра в театральной импровизации.

_Заключение

Результаты бесед и анкетирования со студентами позволяют сформулировать следующие обобщения:

Театр не выполняет роль ведущей медиа, однако присутствует в культурной жизни студентов, дополняет развитие их будущих профессиональных компетенций и формирует новые коммуникативные стратегии.

Конкретные знания театральных видов и жанров, театральных отличий и других особенностей, присущи преимущественно тем студентам, которые прослушали лекции по выбранной дисциплине, связанной с приобретением специфических, исторических, теоретических и методических знаний. Остальные, кто демонстрирует высокую театральную культуру, обязаны собственному обогащению, они - любители театра и участники театральной самодеятельности еще в школьные годы.

Студенты оптимисты будущего театра как медиаобразовательного средства. Они видят его развитие в нескольких направлениях: пространственном, медийно-техноло-гическом, визуально-конструктивном, текстово-провокационном. Эти убеждения происходят из-за предчувствия перемен, при которых медии синтезируют и объединяют свои умения для полноценного эстетического внушения и формируются, отвечая современным требованиям коммуникации с реципиентом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бырдарска Р. Сказка без конца: О братьях Данаиле и Райко Райковых и театре «Сверчок» / Знаки. 2006. кн.2-3. С.118-130.

2. Вандов Н. Летопись: июнь 1965 - май 2015: Театр 199 «Валентин Стойчев». С. 2015. 336 с.

3. Василева Р. Модель школьной образовательной драмы. С. УИ «Св. Климент Охридски». 2014.

4. Гергицов Кр. 30 лет НДТ «Слеза и смех»: Следы слез и смеха одного театра / Театр. 1997. кн. 4-6. С. 20-21.

5. Горчев Ив., Сн. Голобова, Н. Вандов, А. Каракостова. Народный театр «Иван Вазов» - летопись. 1904-2004. С., изд. В. Траянов. 2004. 907 с.

6. Димитрова Св. Первое театральное представление [в Стара Загоре] / Весы. 2001. кн.8, С.108-109.

7. Емануилиду Р. Юлияда. Бургас. ИК «Знаки». 2009. 392 с.

8. Келеведжиева С. Театр, любовь моя. Сливен. 2006. 192 с.

9. Лазаров М. Благородная миссия театра. Драматический театр «Невена Коканова» - Ямбол / Весы. 2002. кн.5. С. 65-67.

10. Летопись Драматического театра «Савва Огнянов» - Русе (1907-2014). Сост. Кр. Гергицов. Русе. ИК «Парнас». 2014. 304 с.

11. Пенев П. История болгарского драматического театра. С. Наука и искусство. 1973. 998 с.

12. 50 лет Родопскому драматическому театру - Смолян. Состав. Таня Тамахкярова. Смолян. 2002. 174 с.

13. Ралев А. Театральные огни: Воспоминания и размышления о театре - спектакли, образы и личности, встречи и путешествия во времени. Шумен. 1998. 128 с.

14. Сапунджиева Кл. Театр в болгарской культурно-образовательной традиции. С. 2002. Веда Словена - ЖГ, 176 с.

15. Театр «Болгарская армия»: сборник материалов Юбилейной научной конференции «60 лет театру «Болгарская армия». Состав. Венета Дойчева. С. 2010. 228 с.

16. Филчев П. Литература и детско-юношеский театр. С. 1981.

17. Amy Petersen Jensen. Multimodal Literacy and Theater Education, Arts Education Policy Review, 2008, 109:5, P. 19-28, DOI: 10.3200/AEPR.109.5.19-28

18. Manon van de Water. Russian drama and theatre in education: Perestroika and Glasnost in Moscow theatres for children and youth, Research in Drama Education: The Journal of Applied Theatre and Performance, 2004, 9:2, P. 161-176, DOI: 10.1080/1356978042000255058

19. Chudinovskikh A. Prospectus for a Course "Theater in the School", Journal of Russian & East European Psychology, 1997, 35:3, P. 85-91, DOI: 10.2753/RP01061-0405350385

REFERENCES

1. Bardarska P. A never-ending story... On the brothers Danail and Rayko Raykov and Shturche Theatre. Znatsi, 2006, book 2-3, pp. 118-130. (in Bulgarian)

2. Vandov N. Chronicles: June 1965 - May 2015: Valentin Stoychev Theatre 199. Sofia, 2015, 336 p. (in Bulgarian)

3. Vasileva R. A model of educational drama at school. Sofia. St. Kliment Ohridski University Press, 2014, 174 p. (in Bulgarian)

4. Gergitsov K. 30 years of Tears and Laughter New Drama Theatre: Traces of the tears and laughter of a theatre company. Theatre, 1997, book 4-6, pp. 20-21. (in Bulgarian)

5. Garchev I., S. Galabova N. Vandov A. Karakostova. Ivan Vazov National Theatre: Chronicles. 1904-2004. Sofia, V. Trayanov Publishing, 2004, 907 p. (in Bulgarian)

6. Dimitrova S. The first theatrical performance [in Stara Zagora] / Vezni, 2001, book 8, pp. 108-109. (in Bulgarian)

7. Emanuilidu R. Yuliada. Burgas, Znatsi Publishing House, 2009, 392 p. (in Bulgarian)

8. Kelevedzhieva S. Theatre, my love. Sliven, 2006, 192 p. (in Bulgarian)

9. Lazarov M. The noble mission of theatre, Nevena Kokanova Drama Theatre in Yambol. Vezni, 2002, book 5, pp. 65-67. (in Bulgarian)

10. Gergitsov K. (comp.). A chronicle of Sava Ognyanov Drama Theatre in Ruse (1907-2014). Ruse, Parnas Publishing House, 2014, 304 p. (in Bulgarian)

11. Penev P. History of Bulgarian drama theatre. Sofia, Nauka i Izkustvo, 1973, 998 p. (in Bulgarian)

12. Tamahkyarova T. (comp.). 50 years of the Rhodope Drama Theatre in Smolyan. Smolyan, 2002, 174 p. (in Bulgarian)

13. Ralev A. Theatre limelight. Shumen, 1998, 128 p. (in Bulgarian)

14. Sapundzhieva K. Theatre in Bulgarian cultural and educational traditions. Sofia, 2002, Veda Slovena - ZhG, 176 p. (in Bulgarian)

15. Doycheva V. (comp.). Bulgarian Army Theatre: Collected papers from the 60 Years of the Bulgarian Army Theatre Conference. Sofia. 2010, 228 p. (in Bulgarian)

16. Filchev P. Literature and children's theatre. Sofia, 1981, 248 p. (in Bulgarian)

17. Amy Petersen Jensen. Multimodal Literacy and Theater Education, Arts Education Policy Review, 2008, 109:5, P. 19-28, DOI: 10.3200/AEPR.109.5.19-28

18. Manon van de Water. Russian drama and theatre in education: Perestroika and Glasnost in Moscow theatres for children and youth, Research in Drama Education: The Journal of Applied Theatre and Performance, 2004, 9:2, P. 161-176, DOI: 10.1080/1356978042000255058

19. Chudinovskikh A. Prospectus for a Course "Theater in the School", Journal of Russian & East European Psychology, 1997, 35:3, P. 85-91, DOI: 10.2753/RP01061-0405350385

Информация об авторе

Маргарита Тодорова Терзиева

(Бургас, Болгария) Профессор, доктор педагогических наук Директор учебно-информационного центра Университет «Проф. д-р Асен Златаров» E-mail: mtterzieva@gmail.com

Information about the author

Margarita T. Terzieva

(Burgas, Bulgaria) Professor, Doctor of Pedagogical Sciences Director of the Information and Training Center University "Prof. Dr. Assen Zlatarov" E-mail: mtterzieva@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.