Научная статья на тему '«Вышневолоцкая театральная система»'

«Вышневолоцкая театральная система» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
88
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕНОМЕН ТЕАТРА МАЛОГО ГОРОДА / ВЫШНЕВОЛОЦКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР / ФЕСТИВАЛЬ ТЕАТРОВ МАЛЫХ ГОРОДОВ РОССИИ / ФЕСТИВАЛЬ "ТЕАТРАЛЬНЫЕ ВСТРЕЧИ НА ДРЕВНЕМ ВОЛОКЕ" / A SMALL TOWN THEATRE PHENOMENON / BYSHNEVOLOTSK DRAMA THEATRE / FESTIVAL OF SMALL RUSSIAN TOWN THEATRES / FESTIVAL "THEATRICAL MEETINGS AT ANCIENT VOLOK"

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Азеева Ирина Викторовна

В статье представлен опыт организации театральной фестивальной жизни в Вышнем Волчке (фестиваль театров малых городов России, фестиваль «Театральные встречи на Древнем Волоке»). Обоснован факт существования и особенности культурного феномена «вышневолоцкая театральная система», в центре которой творческая деятельность драматического театра, исторически укорененного в одном из малых городов России. Раскрыта социокультурная роль директора драматического театра (1986-2011 гг.) Геннадия Закаржевского как креатора «вышневолоцкой театральной системы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Vyshnevolotsk theatrical system”

The article describes the experience of organizing theatrical festivals in Vyshny Volochek. The author substantiates the factual existence and features of the cultural phenomenon “Vyshnevolotsk theatrical system”, the heart of which is creative activity of the drama theatre in a small historic Russian town. The article shows sociocultural role of the drama theatre director (1986-2011), Gennady Zakarzhevsky, as the creator of “Vyshnevolotsk theatrical system”.

Текст научной работы на тему ««Вышневолоцкая театральная система»»

УДК 008 (091)

И. В. Азеева

«Вышневолоцкая театральная система»

В статье представлен опыт организации театральной фестивальной жизни в Вышнем Волчке (фестиваль театров малых городов России, фестиваль «Театральные встречи на Древнем Волоке»). Обоснован факт существования и особенности культурного феномена «вышневолоцкая театральная система», в центре которой творческая деятельность драматического театра, исторически укорененного в одном из малых городов России. Раскрыта социокультурная роль директора драматического театра (1986-2011 гг.) Геннадия Закаржевского как креатора «вышневолоцкой театральной системы».

Ключевые слова: феномен театра малого города, Вышневолоцкий драматический театр, Фестиваль театров малых городов России, фестиваль «Театральные встречи на Древнем Волоке».

I. V. Azeeva

"Vyshnevolotsk theatrical system"

The article describes the experience of organizing theatrical festivals in Vyshny Volochek. The author substantiates the factual existence and features of the cultural phenomenon "Vyshnevolotsk theatrical system", the heart of which is creative activity of the drama theatre in a small historic Russian town. The article shows sociocultural role of the drama theatre director (1986-2011), Gennady Zakarzhevsky, as the creator of "Vyshnevolotsk theatrical system".

Key words: a small town theatre phenomenon, Byshnevolotsk drama theatre, Festival of small Russian town theatres, festival "Theatrical meetings at Ancient Volok".

Более 300 лет работает на благо государства российского уникальное гидротехническое сооружение — Вышневолоцкая система искусственных водных путей, задуманная Петром I, чтобы соединить все моря России.

Более 20 лет работает в Вышнем Волчке своеобразная соединительная театральная система, созданная директором Вышневолоцкого драматического театра Геннадием Закаржевским: фестивали, призванные соединить вышневолоцкого зрителя и лучшие спектакли театров, приезжающих из так называемых малых городов России. И вот уже девять раз собирал своего зрителя Фестиваль театров малых городов России и уже пять раз менее масштабный, но от этого не менее любимый вышневолочанами фестиваль «Театральные встречи на Древнем Волоке».

Итак, вышневолоцкая театральная система. Не слишком ли громко сказано? Однако фестиваль - он и в малом городе фестиваль, то есть праздник, большой и яркий. Поэтому, надеюсь, некоторая высокопарность будет в этой ситуации уместна или, как минимум, простительна. Надо сказать, что оказавшись в Вышнем Волочке да еще в пору золотой осени (оба фестиваля именно

© Азеева И. В., 2016

в это время и проходят) - ловишь себя на том, что разговаривать на утилитарном современном языке не хочется, а хочется пользоваться особыми лексическими конструкциями, способными передать красоту и поэтичность этого удивительного города, о котором в старинном путеводителе сказано, что по малолюдству и строению он неважен, но водами, его окружающими, знаменит. Много с тех пор воды утекло по Вышневолоцкой системе водных путей, но Волочёк и ныне такой.

Имея ярчайшую страницу в российской истории, Волочек не имеет столь же яркой страницы в истории театральной России. Лишь в конце XIX в. предпринимаются попытки создания в городе постоянного профессионального театра. И лишь в первой четверти ХХ в. эти попытки реализуются. Но Вышневолоцкий драматический театр производит впечатление «театра с историей», поскольку живет в здании бывшего Общественного собрания, построенном в XIX в. и интерьеры которого удалось сохранить. Поэтому и кажется, что живет театр здесь давно, что эту удивительную лепнину, украшающую фойе театра, могли видеть пришедшие сюда зрители -

современники А. Н. Островского, любимого драматурга этой сцены. Однако, это, действительно, только кажется.

Как известно, историю любого театра определяют личности. В истории русского провинциального театра таковыми были не только актеры, но и антрепренеры, пусть и не так часто, как хотелось бы. Идеал русского провинциального антрепренера воплотился в этом театре в наши дни в личности уже упомянутого выше создателя «вышневолоцкой театральной системы» Геннадия Закаржевского, являвшегося директором в театре с 1986 по 2011 год. И сегодня, когда прошло уже несколько лет со дня его ухода из жизни, во время фестивальных обсуждений, закулисных посиделок, пресс-конференций о нем говорят с большим уважением. Какой же огромной созидательной силой нужно было обладать, чтобы в весьма бледном с точки зрения глубокой театральной истории городе много лет проводить фестиваль, имеющий в российском театральном пространстве не только авторитет, но и брата-близнеца!

Малых городов в России столько, что одного фестиваля для театров, живущих в них, оказалось недостаточно. И уже много лет на территории российского театра, кажется, достаточно мирно сосуществуют два фестиваля, названия которых абсолютно идентичны - «Фестиваль театров малых городов России». На вопрос, каким образом доблестные российские чиновники такое допустили, только они сами, видимо, ответ и знают. Однако, безусловно, надо им за это сказать спасибо, поскольку фестивали успешно решают одну задачу, каждый выбирая свой вариант решения. Стоит ли в этой ситуации разбираться, чей вариант лучше?

Одноименные фестивали я, пожалуй, поспешила назвать близнецами. Нет, это отнюдь не «два молодца, одинаковых с лица». Один, путешествуя по российским малым городам, имеет московскую прописку, или, согласно современной терминологии - регистрацию, являясь значимым направлением деятельности Театра Наций. О нем говорят и пишут много и даже в широких театральных кругах, то есть на страницах известных российских театральных изданий. Другой живет по принципу «где родился, там и пригодился». Место его регистрации как нельзя более соответствующее - малый российский город Вышний Волочёк. Об этом фестивале тоже говорят и пишут, но в основном в региональной прессе, на сайтах театров-участников, в профильных группах социальных сетей, то есть — в

узких кругах. И если первый уверенно ощущает себя мейнстримом в жизни малой театральной России, то второй - его фарватером. То есть сверхзадача их деятельности одна: показать лучшие спектакли, созданные на сценах театров малых городов. Но в плане целеполагания они принципиально расходятся.

Фестиваль, проводимый Театром Наций — часть активного лабораторного движения, приоритетно ориентированного на современную драматургию. Ему важнее одеть провинциала в современные бренды, чем сохранить самобытность его одежды, сберечь которую часто можно, скажем прямо, исключительно с помощью нафталина. Для вышневолоцкого фестиваля приоритетна русская классика в принимаемом широким зрителем прочтении. Агрессивно современные «лабораторные» режиссерские интерпретации, ориентированные на «продвинутого» зрителя, в его афише редкие гости. Однако нафталин не приветствуется и здесь. И если меня сейчас спросить, какой из фестивалей предпочтительней, я, пожалуй, не смогу сделать выбор. Для меня они являются двумя сторонами одной театральной монеты. Видимо, так полагают и многие театры, принимая участие и в том и в другом фестивале.

Но, если уж быть совсем честной, Вышний Волочёк одержал в моем сознании, делающем выбор, победу. Сначала, не скрою, меня «победил» окутанный золотой осенью город, чему не помешала даже его удручающая запущенность, знаком которой для меня стал чей-то старый письменный стол, плавающий в одном из прекрасных узких каналов, выкопанных в петровские времена, а также цинично разрисованный вышневолоцкими тинэйджерами памятник художнику А. Г. Венецианову, воздвигнутый в центральном сквере города. А затем было знакомство с театром и командой, делающей фестиваль и, конечно же, был сам IX Фестиваль театров малых городов России.

Сегодня жизнь этого фестиваля во многом зависит от директора театра Андрея Кардашова, продолжателя традиций, заложенных Г. Закар-жевским. С одной стороны, в его руках оказался отлаженный фестивальный механизм, сумевший не только родиться в такие не простые для театра годы, как 90-е гг., но и выжить в них, развиться и шагнуть в новый век так уверенно, что теперь Вышний Волчёк без него и представить сложно. Театральный критик Ольга Игнатюк, не единожды работавшая в экспертном совете фестиваля, справедливо называет его вышневолоцким

брендом. Вот так с ее легкой руки он и оказался в одном ряду с другими брендами: той самой вышневолоцкой водной системой, когда-то превратившей город в еще одну «северную Венецию», знаменитыми местными валенками и светофором в центре города на трассе «Москва -Санкт-Петербург», долгие годы создававшем, пожалуй, самую известную автомобильную пробку на дорогах России.

С другой стороны, А. Кардашову не позавидуешь: запускать этот фестивальный механизм с каждым годом становится все труднее и труднее. И это несмотря на то, что замечательный вышневолоцкий зритель не оставляет в фестивальных залах пустых мест и тепло встречает не только давно знакомые театры, но и новичков, чье появление в афише фестиваля имеет обязательный характер. Как город, Вышний Волочёк живет вопреки обстоятельствам, разрушительно вмешивающимся в его жизнь. И театр, и его фестиваль словно отражают судьбу своего города. Не нужна стала в свое время России, построившей железную дорогу между Петербургом и Москвой, издавна кормившая город вышневолоцкая водная система как транспортная. Сегодня часто можно услышать заявления о том, что русский репертуарный театр уходит с первого плана, что пора менять эту систему организации театрального дела в России, не рентабельна мол. И эти планы для театров малых городов страшнее железной дороги, прошедшей сквозь Вышний Волочёк. Много ли сегодня в России малых городов, которые в состоянии содержать на средства своего бюджета театр? Наверное, директору А. Кардашову в ночных кошмарах снится то, что его театр больше не финансирует областной бюджет, а фестиваль - федеральный... Однако вышневолоцкий директор оптимист и даже в какой-то степени романтик. А иначе как объяснить то, что приглашает он на свой фестиваль для встречи с директорами приезжающих театров представителя серьезной кампании, занимающейся реконструкцией театральных зданий и оснащением их современным сценическим оборудованием?

В не меньшей степени, чем А. Кардашов, жизнь фестиваля определяет и Владимир Коло-мак, главный режиссер театра. О том, что режиссеры в провинциальных театрах долго не задерживаются, и говорить не стоит: факт общеизвестный. Здесь мы имеем дело с исключением из правил: В. Коломак в Волочке с 2006 года. Его «Записки периферийного режиссера», опублико-

ванные в «Страстном бульваре», в которых Ко-ломак описывает «быт и нравы» провинциальных театров и свою жизнь в них, произвели на меня, не скрою, впечатление до такой степени сильное, что я стала использовать их во время занятий со студентами-театроведами, иллюстрируя ими феномен современного русского провинциального театра.

В. Коломак не только отбирает спектакли в афишу фестиваля, но и представляет свой театр в нем, что ответственно и сложно. Мое желание сотрудничать с вышневлоцким фестивалем спровоцировано тоже Коломаком, а точнее - его спектаклем «Все бегут, летят и скачут», жанр которого режиссер в программке определил как «удивительное знакомство с великим выдумщиком, чудаком и поэтом» Д. Хармсом. Спектакль, получивший гран-при регионального театрального фестиваля для детей и молодежи «Та-ра-рам», проходившего в июне 2014 г. в Котласе, поразил свободой безудержной режиссерской и актерской фантазии, отсутствием «поправок» на сложную жизнь провинциального театра и «заигрывания» как с юным, так и с взрослым зрителем. Захотелось увидеть театр, в котором он родился, убедиться, что спектакль - не исключение из общей картины его репертуара, а Коломак -не режиссер одного спектакля.

Вышневолоцкий театр в афише своего фестиваля представлен «Бесприданницей» А. Н. Островского в постановке В. Коломака. В концепции и этого театра, и этого фестиваля - ожидаемо и закономерно. Можно удовлетворенно отмечать современные смыслы, ловким и уверенным режиссерским инструментарием извлеченные из классики, действенные декорации, все то же отсутствие «поправок» на сложную материальную жизнь вышневолоцкого театра. Однако не это главное. Спектакль свидетельствует об очень важном и трудно приобретаемом режиссерском качестве: его поставил человек, сумевший собрать в глубокой и не часто вспоминаемой и хранимой театральными Богами провинции великолепную труппу если не своих абсолютных единомышленников, то актеров, способных и желающих пойти за убедительной режиссурой. Этим и обеспечен безусловный и яркий успех вышневолоцкой «Бесприданницы».

Многие ли театры малых городов сегодня выглядят в плане творческой состоятельности столь же уверенно? Вышневолоцкий фестиваль, к счастью и вопреки ожиданиям, дает скорее положительный, чем отрицательный ответ. Парадок-

сально, но в ситуации минимальной государственной поддержки, отсутствия культурной среды, регулярного пополнения труппы молодыми актерскими кадрами театры малых городов выживают. Можно только удивляться, каким образом в этих условиях осуществляется выпуск хороших спектаклей, собираются интересные афиши театральных фестивалей, в плохо отремонтированные, а иногда и десятилетиями нере-монтируемые театральные здания продолжает приходить зритель.

Расставаясь с Вышним Волочком и его «театральной системой», вновь вспомним рожденную волей Петра I Вышневолоцкую водную систему, в центре которой расцвел этот прекрасный город и печальная судьба которой и отныне отзывается

в его судьбе. Однако не все так грустно. Как известно, венцом гидротехнической деятельности созидателей вышневолоцкой водной системы стало водохранилище, которое и ныне пополняет запасы воды в Волге и весьма значимо в удовлетворении водопотребления Москвы. Яркой страницей русского провинциального театра, «хранилищем» его живых традиций и живой истории стала разветвленная система театров малых городов России. Она значима, готова пополнять и пополняться.

Дата поступления статьи в редакцию: 13.01.2016 Дата принятия статьи к печати: 29.02.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.