Научная статья на тему 'Театр малого формата: явление и термин (к вопросу о типологии)'

Театр малого формата: явление и термин (к вопросу о типологии) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
4600
303
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛАЯ СЦЕНА / ТЕАТР МАЛОГО ФОРМАТА / ТЕАТР МАЛЫХ ФОРМ / ТЕАТРАЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА / РЕЖИССЕР ТЕАТРА / ИГРА АКТЕРА / ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / SMALL STAGE / SMALL-FORMAT THEATRE / LIGHT ENTERTAINMENT THEATRE / THEATRE PRODUCTION / STAGE DIRECTOR / ACTING / METHODS OF ART CRITICISM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шаталина Анастасия Геннадьевна

Существует необходимость разграничения таких искусствоведческих понятий, как «малая сцена», «театр малых форм» и «театр малого формата», для чего раскрываются их основные при помощи метода сравнительного анализа критерии. Результат исследования доказывает, что данные термины относятся к разным областям театрального искусства. Малая сцена в основном фиксирует особенности театрального пространства. Театр малых форм является скорее жанровым понятием. Театр малого формата типологически сходен с малой сценой: организацией пространства, принципом постановок, ролью режиссера и актера. С театром малых форм его роднит возможность свободно перемещаться по разным сценическим площадкам. Для всех трех понятий характерен дух эксперимента. Основное отличие театра малого формата от театра малых форм возможность ставить как полноценные репертуарные спектакли, так и небольшие постановки. От малой сцены его отличает статус самостоятельной экономической единицы, поэтому актуальна проблема существования и выживания таких театров. В результате проведенного анализа экспериментальные театры, возникшие в конце XX начале XXI в., вписываются в существующую терминологическую парадигму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Small-format theater: scene and term (to the problem of typology)

The subject of this article is related to the delimitation of such concepts of the study of art, as a small theater, a small forms’ theater and a small-format theater. The purpose of the research is to reveal the main criteria for these concepts. The method of comparative analysis was used to achieve this purpose. The result of the study shows that these terms refer to different areas of theater. The term ‟a small theater” basically refers to the characteristics of theatrical space. ‟A small forms’ theater” is rather a concept of genre. ‟A small-format theater” is typologically similar to the small theater in the organization of space, in the basic principle of productions, in the role of director and actors, but the small-format theater has a status of an independent economic entity. Therefore there is the actual risk for the existence and survival of this kind of theaters. The small-format theater is similar to the small forms’ theater having the common ability to move freely in different scenic platforms. The small-format theater differs from the small forms’ theater as it has an opportunity to stage repertoire performances as well as short plays. All the three concepts are characterized by the experimental spirit. The author for the first time attempts to include the Russian experimental theaters of the 20th 21st centuries into the present-day terminological paradigm.

Текст научной работы на тему «Театр малого формата: явление и термин (к вопросу о типологии)»

УДК 792

А. Г. Шаталина

соискатель степени канд. искусствоведения, Саратовский театральный институт (СГК им. Л. В. Собинова)

E-mail: [email protected],

ТЕАТР МАЛОГО ФОРМАТА: ЯВЛЕНИЕ И ТЕРМИН (К ВОПРОСУ О ТИПОЛОГИИ)

Существует необходимость разграничения таких искусствоведческих понятий, как «малая сцена», «театр малых форм» и «театр малого формата», для чего раскрываются их основные при помощи метода сравнительного анализа критерии. Результат исследования доказывает, что данные термины относятся к разным областям театрального искусства. Малая сцена в основном фиксирует особенности театрального пространства. Театр малых форм является скорее жанровым понятием. Театр малого формата типологически сходен с малой сценой: организацией пространства, принципом постановок, ролью режиссера и актера. С театром малых форм его роднит возможность свободно перемещаться по разным сценическим площадкам. Для всех трех понятий характерен дух эксперимента. Основное отличие театра малого формата от театра малых форм - возможность ставить как полноценные репертуарные спектакли, так и небольшие постановки. От малой сцены его отличает статус самостоятельной экономической единицы, поэтому актуальна проблема существования и выживания таких театров. В результате проведенного анализа экспериментальные театры, возникшие в конце XX - начале XXI в., вписываются в существующую терминологическую парадигму.

Ключевые слова: малая сцена, театр малого формата, театр малых форм, театральная постановка, режиссер театра, игра актера, искусствоведческие методы

Для цитирования: Шаталина, А. Г. Театр малого формата: явление и термин (к вопросу о типологии) / А. Г. Шаталина // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2016. -№ 3 (47). - С. 137-141.

Театр - это феномен искусства, затраги- Театр как сценическое искусство изучает-

вающий сразу несколько сторон человеческой ся теоретиками и историками искусства, кри-

деятельности, а поэтому требующий ком- тиками, философами; театральная постановка

плексного изучения. Он является частью куль- как интерпретация литературного произведе-

туры, отражая особым образом бытие мира, ния может рассматриваться филологами, куль-

человека и культуры. Специфика театральных турологами, искусствоведами, но в то же вре-

постановок связана с самой природой театра, мя постановка - это всегда производственный

который призван откликаться на изменения, процесс, следовательно, попадает в поле зре-

происходящие в окружающей действительно- ния различных экономических и управленче-

сти. Его природа динамична, она связана с по- ских дисциплин. Однако не стоит забывать,

стоянным поиском режиссерами и актерами что театр в целом и спектакль в частности

новых форм, приемов и средств выразитель- рассчитаны на зрителя и без него существо-

ности. Вбирая в себя средства выразительно- вать не могут. Это означает, что театр также

сти различных искусств - изобразительного, находится в сфере интересов социологии и

музыкального, пластического, театр совмеща- психологии восприятия. Таким образом, изу-

ет их в единое синкретическое целое, где каж- чение театра требует синтетического подхода,

дая часть равнозначна и равноценна. Разно- в котором были бы сопряжены художественно-

природность театрального искусства обуслав- творческие, эстетические, историко-культур-

ливает возможность его исследования в сис- ные и социально-экономические аспекты.

теме самых разных дисциплин. Тем не менее приоритет в изучении художест-

137

венно-эстетических особенностей театров малого формата принадлежит искусствоведению.

Для анализа театрального пространства российской провинции необходимо разграничить такие понятия, как малая сцена, театр малых форм и театр малого формата, которые принадлежат к одной области искусства, но имеют разное наполнение. Их часто путают как в искусствоведческих статьях, так и в исследованиях по теории театра.

«Малая сцена как особый вариант структурирования пространства в театре в частности и театрального пространства в целом» [5] приобрела огромное значение в России в 1970-е в качестве противовеса театру официальному и официозному. Она оказалась полигоном для испытания новаторских идей и приемов. Содержательный анализ малой сцены в России дан в диссертациях И. Булатовой, К. Возгрив-цевой. Что касается ее отличий от большого театра, то они лежат, как уже было сказано, в плоскости организации театрального пространства. Характерная особенность малой сцены в том, что между сценой и зрителем лежит малое расстояние, нет той дистанции, какая существует на большой. Это обстоятельство диктует специфический подход к театральной постановке, работе сценографа и декоратора, к игре актеров и стилю спектакля. Как справедливо отмечает И. Булатова: «Малая сцена работает скорее как филиал большого театра» [4], а не автономный театр.

Спектакли малой сцены - это прежде всего эксперимент, ставящий своей целью освоение новых художественно-выразительных средств. К. И. Возгривцева в своем диссертационном исследовании «Малая сцена в театральном пространстве России ХХ - начала ХХ1 веков» так определила особенности малой сцены: «элитарность, превалирование диалога над коммуникацией, человеческого компонента над техническим, активного личностного начала над пассивной анонимностью» [5]. Это дает возможность развития как отдельным участникам театральной постановки - режиссерам, актерам, художникам, так и самому театру. Поиски малой сцены

часто переносятся и на сцену большую. «Цель малой сцены в этом случае - формирование вокруг театрального коллектива заинтересованной аудитории и привлечение в театр новых зрителей» [4]. Эта черта важна и для театра малого формата.

Для понимания специфики театров малого формата значимы отличия, существующие между большой и малой сценой, часто принципиальные, поскольку касаются самой сущности или существования театров. Как метко заметила И. Л. Булатова в своей работе, можно «... выявить разницу между большой и малой сценой с точки зрения изучения человеческой личности: малая сцена тяготеет к изучению человека как микрокосма, большая сцена - как макрокосма» [Там же]. При таком подходе, с одной стороны, многократно возрастают возможности и роль актера: ему дана большая свобода, он заменяет декорации и конструкции своей игрой, пластикой, эмоциями. С другой - диалог со зрителем требует искренности и естественности; театральность и нарочитость актерской игры смотрятся фальшиво. Возникает доверие между актером и зрителем, бывшее ранее уделом камерных постановок. Эволюция театра в ХХ в. пошла именно по этому пути.

Постановки на малой сцене требуют иного подхода не только от актера, но и от режиссера. «Искусство режиссера на малой сцене также претерпевает важные изменения и должно пройти серьезные испытания, так как суть спектакля он должен показать на малой сцене малыми возможностями, стремиться к той простоте, которая, отсекая все лишнее, помогает познать и выразить суть драматургического произведения» [Там же], - пишет И. Л. Булатова. Таким образом, режиссеру малой сцены в первую очередь следует учитывать в постановке малое сценическое пространство, которое отнюдь не ограничивает творческих поисков. Современные технические возможности позволяют режиссеру изменять конфигурацию сценического пространства, расположение сцены внутри зрительного зала, а также - что дает большие возможности

138

разнообразить способы общения актеров со зрителем - изменять расположение зрительских кресел в зале; все это значительно расширяет возможности театра малой сцены.

Театр малых форм существует с самого зарождения театрального искусства. Это, скорее, жанровое понятие, поскольку малые формы подразумевают малые формы драматургии и сценической постановки (скетчи, водевили, одноактные комедии). В наши дни театр малых форм - это активно развивающееся явление, обладающее специфическими особенностями и большим потенциалом. Современные режиссеры и актеры очень охотно используют эту форму для поиска новых путей развития театра. Проводятся фестивали театров малых форм, на которые съезжаются в основном молодежные и студенческие коллективы. Данный вид ближе всего стоит к авангардному и поставангардному театру, поскольку его полидраматургические возможности настроены на волну эксперимента [7].

Сегодня, стремительно набирая темп, активно развивается новая форма театра, названная нами «театр малого формата». По своим основным характеристикам театр малого формата генетически восходит к малой сцене и тяготеет к ней структурно. У этих двух форм существования театра много схожего: и в организации театрального пространства, и в принципах постановок, и в роли режиссера и актера.

Формат - это прежде всего типографский термин. В типографии он означает «размер книги, листа, карточки» или «образец для копировки» [10, с. 593]. В современной российской действительности слово формат перестало использоваться в узкоспециальном контексте, расширило область употребления. Сейчас формат может быть у файлов, встреч, разговора, мероприятий. Попробуем определить, что такое формат применительно к театру ... Исходя из значения термина, мы можем выделить ключевые понятия: определенные пространственные границы явления, строгий стандарт чего-либо. Соответственно формат в широком смысле - это некий набор размеров, приемов, условий, заданный для явления и

определяющий его внешние признаки. Еще раз подчеркнем, что формат - понятие пространственное (длина и высота бумаги, размер листа), поэтому он, на наш взгляд, описывает структуру того или иного театра. К структуре относятся театральное пространство, малая или большая сцена, количество человек в труппе, технические характеристики постановок и финансовые возможности театра, особенности репертуара.

Театр малого формата - это театр, выступающий на малой сцене и имеющий зал вместимостью от 30 до 200 человек. Состав труппы колеблется от 2 до 20 человек (в основном это актеры, имеющие профессиональное образование). Идейным вдохновителем, а зачастую организатором театра и его художественным руководителем является режиссер. В некоторых театрах в штате есть несколько человек обслуживающего персонала (работники сцены, костюмер, осветитель), хотя очень часто в этой роли выступают актеры, не занятые в спектакле.

В жанровом отношении постановки театров малого формата зависят от их художественного направления: драматические, музыкально-поэтические, кукольные, иллюзионные. Иными словами, театры малого формата могут ставить как полноценные, репертуарные спектакли, так и небольшие постановки-импровизации. Декорации чаще всего мобильны и экономны, рассчитаны и на стационар, и на выездные спектакли. Как и театр малых форм, малоформатный театр способен без особых потерь перемещаться по разным сценическим площадкам. Театральные постановки могут показываться отдельно либо в сборных концертах и праздничных представлениях. Театр малого формата образуется прежде всего вокруг режиссера, подбирающего себе единомышленников, поэтому с театром малых форм его роднит еще и дух новаторства и эксперимента.

Основное отличие театров малого формата от малой сцены заключается в том, что они являются самостоятельной экономической единицей, в связи с чем актуальна проблема выживания подобных театров. «Судьба театров ма-

139

лого формата зависит уже от нескольких внешних факторов: позиция руководства театра, состав труппы (разные возрастные категории, настроение и отношения в коллективе), репертуар (должны присутствовать спектакли как для взрослой аудитории, так и для детей; затрагиваемые проблемы в спектаклях) и, наконец, экономическая сторона вопроса» [11].

Особое значение театров малого формата для развития театра еще предстоит изучить, причем не изолированно, а в богатейшем контексте театральной культуры XX - начала XXI вв. Это позволит осознать театр малого формата как целостный культурный феномен. Мы сделали лишь первые шаги в направлении такого изучения.

1. Адрианова, Т. О. Социальные функции театра / Т. О. Адрианова // Вестник Челябинского государственного университета. Сер.: Философия. Социология. Культурология. - 2012. - № 35 (289). - Вып. 28. - С. 91-94.

2. Альгин, А. П. Риск и его роль в общественной жизни / А. П. Альгин. - Москва: Мысль, 1989. - 188 с.

3. Базанов, В. Сцена XX века: учеб. пособие для театральных вузов и сред. спец. учеб. заведений / В. Базанов. - Ленинград: Искусство, 1990. - 238 с.

4. Булатова, И. Л. Малая сцена как художественное явление театральной культуры на рубеже XX - XXI веков: автореф. дис. ... канд. искусствоведения/ И. Л. Булатова. - Санкт-Петербург, 2008. - 24 с.

5. Возгривцева, К. И. Малая сцена в театральном пространстве России XX - начала XXI веков: культурологический аспект: автореф. дис. ... канд. культурологии / К. И. Возгривцева. - Екатеринбург, 2006. - 19 с.

6. Злотникова, Т. С. Театр провинциального города: художественный, нравственный, социально-экономический аспекты трансформаций / Т. С. Злотникова // Провинциальный идеализм. - Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2012. - С. 25-42.

7. Мамедов, Э. А. Театры «малых форм» Чехии шестидесятых годов: автореф. дис. ... канд. искусствоведения / Э. А. Мамедов; Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры РФ. - Москва, 2001. - 24 с.

8. Поюровский, Б. М. Проблемы театра малых форм (Опыт создания театра «Двух актеров»): автореф. дис. ... канд. искусствоведения / Б. М. Поюровский. - Тбилиси, 1981. - 20 с.

9. Ренн, О. Три десятилетия исследования риска: достижения и новые горизонты / О. Ренн // Вопросы анализа риска. - 1999. - Т. 1. - С. 80-89.

10. Ушаков, Д. Н. Толковый словарь современного русского языка: в 2 т. / Д. Н. Ушаков. - Москва: Астрель: АСТ, 2000. - Т. 2.

11. Шаталина, А. Г. Социально-экономические риски провинциального театра: выживание театров малого формата [Электронный ресурс] / А. Г. Шаталина // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/129-22234. - Дата обращения: 02.04.2016.

Получено 18.04.2016 A. Shatalina

competitor of a scientific degree of Candidate of Art Criticism, Saratov theatrical institute (The Sobinov Saratov State Conservatory)

E-mail: [email protected]

SMALL-FORMAT THEATER: SCENE AND TERM (TO THE PROBLEM OF TYPOLOGY)

Abstract. The subject of this article is related to the delimitation of such concepts of the study of art, as a small theater, a small forms ' theater and a small-format theater. The purpose of the research is to reveal the main criteria for these concepts. The method of comparative analysis was used to achieve this purpose. The result of the study shows that these terms refer to different areas of theater. The term "a small theater" basically refers to the characteristics of theatrical space. "'A small forms ' theater" is rather a concept of genre. "'A small-format theater" is typologically similar to the small theater in the organization of space, in the basic principle of productions, in the

140

role of director and actors, but the small-format theater has a status of an independent economic entity. Therefore there is the actual risk for the existence and survival of this kind of theaters. The small-format theater is similar to the small forms' theater having the common ability to move freely in different scenic platforms. The small-format theater differs from the small forms' theater as it has an opportunity to stage repertoire performances as well as short plays. All the three concepts are characterized by the experimental spirit. The author for the first time attempts to include the Russian experimental theaters of the 20th - 21st centuries into the present-day terminological paradigm.

Keywords: small stage, small-format theatre, light entertainment theatre, theatre production, stage director, acting, methods of art criticism

For citing: Shatalina A. 2016. Small-format theater: scene and term (to the problem of typology). Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. No 3 (47): 137-141.

References

1. Adrianova T. 2012. The social functions of theatre. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Filosofiya. Sotsiologiya. Kul'turologiya [Herald of the Chelyabinsk State University. Ser.: Philosophy. Sociology. Cultural studies]. No 35 (289). Issue 28: 91-94. (In Russ.).

2. Al'gin A. 1989. Risk i ego rol' v obshchestvennoy zhizni [Risk and its role in public life]. Moscow: Mysl'. 188 p. (In Russ.).

3. Bazanov V. 1990. Stsena XX veka [Scene of the 20 century]. Leningrad: Iskusstvo. 238 p. (In Russ.).

4. Bulatova I. 2008. Malaya stsena kak khudozhestvennoe yavlenie teatral'noy kul'tury na rubezhe XX - XXI vekov [Small stage as an artistic phenomenon of theatrical culture at the turn of 20-21 centuries]. Saint Petersburg. 24 p. (In Russ.).

5. Vozgrivtseva K. 2006. Malaya stsena v teatral'nom prostranstve Rossii XX - nachala XXI vekov: kul'turologicheskiy aspect [A small stage in the theatrical space of Russia of 20 - beginning of 21 centuries: the culturological aspect]. Ekaterinburg. 19 p. (In Russ.).

6. Zlotnikova T. 2012. Theater in a provincial city: the artistic, moral, socio-economic aspects of transformation. Provinsial'nyy idealism [Provincial idealism]. Yaroslavl': Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky. P. 25-42. (In Russ.).

7. Mamedov E. 2001. Teatry «malykh form» Chekhii shestidesyatykh godov [Theatres of small forms of the Czech Republic of the sixties]. Moscow. 24 p. (In Russ.).

8. Poiurovskii B. 1981. Problemy teatra malykh form (Opyt sozdaniya teatra «Dvukh akterov») [Problems of the theatre of small forms (Creature experience theatre "Two actors")]. Tbilisi. 20 p. (In Russ.).

9. Renn O. 1999. Three decades of risk research: accomplishments and new horizons. Voprosy analiza riska [Issues of risk analysis]. Vol. 1. P. 80-89. (In Russ.).

10. Ushakov D. 2000. Tolkovyy slovar' sovremennogo russkogo yazyka [Dictionary of the modern Russian language: in 2 vol.]. Moscow: Astrel' AST. Vol. 2. (In Russ.).

11. Shatalina A. 2015. Socio-economic risks of a provincial theatre: the survival of theatres of small format [Electronic resource]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education]. No 2. Available from: http://www.science-education.ru/129-22234 (accessed: 02.04.2016). (In Russ.).

Received 18.04.2016

141

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.