УДК 7.067
Ю. А. Кузовенкова, О. С. Наумова
«Фестивальное пространство» современного города, его локальные формы и глобальные стратегии
В статье рассматриваются разные аспекты влияния фестивалей на город, разные соотношения локальной театральной жизни и процессов фестивализации. Сегодня они становятся широко востребованными в различных областях культуры и искусства, что позволяет говорить о феномене фестивализации. Культурные мегасобытия делают город привлекательным для горожан и гостей города. Эти тенденции являются следствием цивилизационных изменений, произошедших во второй половине ХХ в. Возникшая постиндустриальная цивилизация привела к распространению креативных практик, ориентированных на развитие «человеческого капитала», гуманитарной сферы города. Таким образом, объектом исследования является культурная жизнь города. Предметом исследования - влияние фестивалей на гуманитарную сферу города. Фестивальное пространство интерпретируется, во-первых, как продукт постиндустриальной культуры и глобальная стратегия города. Во-вторых, фестивальное пространство трактуется как «событие», консолидирующее театры разных городов, и как «со-бытие» горожан и театров.
Ключевые слова: фестиваль, театр, фестивализация как форма, фестивальное пространство, событие, со-бытие, зритель, креативные практики.
Ju. A. Kuzovenkova, O. S. Naumova
«Festival Space»: Local Forms and Global Strategies of a Contemporary City
The article discusses different aspects of the impact of festivals on the city, different ratios of the local theatrical life and processes of festivalisation. Nowadays they have become widely popular in various fields of culture and art. Cultural mega-events make the city attractive for residents and visitors alike. These trends are a consequence of civilizational changes that occurred during the second half of the twentieth century. The emerged post-industrial civilization has led to the proliferation of creative practices, focused on the development of the human capital, the humanitarian sector of the city. Thus, the object of the study is the cultural life of the city. The subject of the research is the impact of festivals on the humanitarian sector of the city. The festival space is interpreted, firstly, as a product of post-industrial culture and the global strategy of the city. Secondly, the festival area is interpreted as an «event» that consolidates the different cities, and as «co-existence» of citizens and theatres.
Keywords: a festival, a theatre, festival space, a cultural event, co-existence, a spectator, creative practice.
Театр в городе - давняя и актуальная тема, интересная как для культурологов, так и для широкого круга специалистов по управлению городом. Сошлемся на востребованные публикации критиков, ученых-театроведов и социологов, например, на постоянно обновляющуюся театральную карту России в журналах, прежде всего, в «Петербургском театральном журнале» [27] под руководством М. Ю. Дмитриевской и с участием корпуса маститых и молодых критиков, актуальные научные труды Т. С. Злотниковой и всей ее ярославской научной школы культурологии о функциях театра в российской провинциальной культуре [18]; оригинальные сопоставления локального и глобального театрального пространства в работах М. С. Швыдкого [28, 31] и многие другие. В данной статье мы предполагаем обсудить актуальный феномен фестивального пространства, переносящий на конкретную го-
родскую сцену множество разнообразных событий, в том числе глобальных.
Феномен «фестивализации» не лишен противоречий, лежащих на пересечении глобальных интересов города и локальных интересов театра. Качество того или иного театрального фестиваля прямо зависит от концепции фестиваля и креативно-интеллектуального уровня организаторов. Т. С. Злотникова глубоко диагностирует двойственность названного феномена, когда отмечает, что «фестивализация» может заместить творческое развитие театров данного города: «Город уже не место жизни театра и его публики... а место временного посещения; он превратился в площадку для гастролей. И это еще не худшая судьба. Иногда и гастролей приличных не дождаться, тогда отдушиной становятся фестивали, желательно подальше и подольше» [19, с. 42].
По мнению современных урбанистов, событийность города - один из важнейших показате-
© Кузовенкова Ю. А., Наумова О. С., 2015
лей его динамичного развития. Сошлемся на авторитетное мнение профессора Е. Г. Трубиной -автора одного из самых высоко оцененных вузовских учебников по урбанистике и участника многих интернациональных проектов по проблемам городского развития [30]. Самые привлекательные города мира стремятся создать постоянно действующий и развивающийся календарь гуманитарных культурных имиджевых событий.
Предметом отдельного анализа могли бы стать такие «событийные календари» в старых европейских городах, подобных Кельну, где в течение многих столетий сохраняется годовой порядок: рождественские каникулы, насыщенные, в том числе, культурно-светскими событиями; затем «пятое время года» - Кельнский карнавал, актерами которого становятся все жители многомиллионного города; далее - мировые экономические выставки, консолидирующие производителей всего мира; с ними стыкуются мировые хоровые фестивали; научные форумы и, наконец, опять рождественские каникулы. Зададимся риторическим вопросом: не мешает ли подобный событийный календарь внутренней театральной жизни города, не отвлекает ли от местного театра и его достижений?! Очевидно, что «событийный календарь» и уровень театральной жизни города - это «полифонические темы», к сущности которых мы еще будем возвращаться.
Пока же отметим, что «событийный календарь», подобный Кельну, существует в сотнях больших и малых городов Европы и России, ориентированных на привлечение к городу деловых людей, туристов и особенно молодежи. Очевидно, что сменяющие друг друга выставки, праздники, карнавалы, премьеры сокращают расстояния и концентрируют в одном месте и в одно время большое количество креативных идей и людей. Урбанистами давно признано, что «событийность» (в виде экономических и производственных выставок; театральных фестивалей и научных конференций) привносит в локальный город глобальный опыт. Событийный город притягивает, как магнит, самых талантливых, продуктивных и креативных людей. «Продвижение (или конструирование) мест, таким образом, становится процессом, в котором тесно переплетены и геополитика, и нацеленные на рост коалиции элит, и нужда масс-медиа во все новых сенсациях и информационных поводах, и желание людей принадлежать к чему-то большему и значимому» [30, с. 118], - пишет Е. Г. Трубина.
К «событийностному календарю» как особой стратегии развития территорий относятся, с нашей точки зрения, фестивали, приобретшие значительную популярность в современных российских и европейских городах. Фестиваль, а также родственные ему понятия «фестивализа-ция», «фестивальный пейзаж», «фестивальное пространство», - это одна из стратегий событийности, которая делает город привлекательным для «своих» и заметным для «других». По-нашему мнению, внутренняя эквивалентность «событийности» и «фестивализации» - это не словесная игра, но попытка обозначить разные явления, связанные с современным процессом городского развития, его формами и креативными стратегиями.
Данной теме посвящено множество изданий (см. например, обсуждения в интернациональных научных альманахах «Город и время» [3], «Полифония городских пространств» [5], «Город как сцена» [6]). Обратим внимание на недавно вышедший альманах «Город как сцена», основанный на анализе разной динамики «событийности» с российских городах-миллионниках в последние 20-25 лет.
Альманах «Город как сцена» состоит из двух томов. В основном, первом, томе четыре раздела, по сути, представляющих «событийность» своих городов, формирующуюся на основе разнообразных форм: от мега-шоу до научных конференций и театральных фестивалей. Об этом в альманахе «Город как сцена» (2015, Самара) пишут авторы разных профессий: философы, методологи, дирижеры, доктора культурологии и руководители известных театров. Под одной обложкой встретились философ Елена Бурлина (Самара) [7], методолог Виктор Вахштайн (Москва) [9], доктор культурологии Юлия Грибер (Смоленск) [14], дирижер Пермского академического театра оперы и балета Теодор Курентзис [29], руководитель Всероссийского фестиваля провинциальных театров Денис Бокурадзе (Новокуйбышевск) [1] и многие другие авторы из крупных городов России, а также некоторых зарубежных городов, известных инновационностью своих «событийных календарей». Авторы интернационального научного альманаха «Город как сцена», изданного в Самаре с участием ученых и деятелей культуры из многих других городов при поддержке Гранта РГНФ, показывают, в сущности, то, о чем пишет Т. С. Злотникова в цитированной выше статье: «событийность» и «фестивализация» могут влиять на локальные, в том числе театральные, про-
цессы города двояко. Все зависит от того, в чьих руках (головах) концепция фестиваля или иных культурных событий, разворачивающихся на сцене города. С этой точки зрения рассмотрено несколько десятков городов: среди них Пермь [21], Самара [22], Саранск [10], Челябинск [26], Ярославль [20]и др.
Проблемы театра в городе и культурной событийности непосредственно зависят от типа города, его традиций и стратегий развития. Известно, что советские индустриальные города (а большинство городов СССР были именно такими) складывались как пространства, ориентированные в первую очередь на производства. Человек здесь был производственным ресурсом, а не целью социального прогресса. Современная теория и практика городского развития концентрируется вокруг стратегий создания условий для благоприятного развития «человеческого капитала». Формирование фестивального пространства прямо зависит от тех, кто формирует концепцию фестиваля: создают ли они событийность, формирующую «человеческий капиал города», либо составляют афишу престижных театров, которые им удалось пригласить в своей город.
Вслед за европейской урбанистической теорией и практикой российские специалисты связывают событийность в позитивном смысле с развитием креативных (в иных определениях -культурных / гуманитарных / коммуникативных) пространств и практик в городе. Их включают в стратегические планы развития ряда городов (см., например, стратегический план развития Санкт-Петербурга). И. М. Лисовец отмечает, что «...современный город должен стать выразительным пространством, направленным на его жителей, а ресурсом его развития должен стать культурный ресурс» [23, с. 75]. Автор приводит в пример выставочные комплексы (музей Гуген-хайма, созданный Ф. Гэри), фестивали искусств (знаменитые венецианская и московская Биеннале современного искусства, II Уральская индустриальная Биеннале современного искусства в Екатеринбурге), арт-практики (стрит-арт, граффити, флэш-моб, перформансы, паблик-арт, современная городская скульптура) и др.
Сошлемся также на авторов доклада о культурной политике мировых городов, сделанного на материалах 2012-2014 гг., которые представляют культурный ресурс как инструмент решения многих задач: «В Боготе и Йоханнесбурге, например, культуру рассматривают как часть сферы здравоохранения и социального развития,
как ключ к улучшению жизни некогда маргинальных слоев общества. Для Сиднея важной целью является интеграция в городскую среду культуры проживающих там аборигенов. Амстердам и Сингапур считают культурную деятельность жизненно важной частью образовательного процесса, начиная со школьной скамьи. Париж отводит культуре приоритетную роль в экономическом развитии, в то время как Шанхай видит в культуре источник социальной гармонии и стабильности в условиях быстрых экономических и социальных изменений» [16, с. 36].
Несмотря на то, что такие виды культурных событий, как фестивали, уличные театральные постановки и др., существуют уже много веков, систематически использовать культурный ресурс для решения тех или иных проблем в жизни города в Европе начали лишь во второй половине ХХ в. В конце 1960-х гг. крупные европейские городские центры стали выдвигать стратегии «город как сцена», подразумевавшие организацию широкого ряда культурных событий и вынесение на улицы города авангардного искусства или современных уличных инсценировок (флэш-мобов, граффити и других креативных исканий, стоящих на грани повседневности).
Примечательно, что в первую очередь новые событийные стратегии оказались полезны для туристической индустрии. Разного рода уличные инсценировки - от оперных спектаклей в декорациях города до авангардных скульптур, установленных на классических пьедесталах в центре Лондона, Цуриха или Ганновера, - привлекали множество туристов. Культурные события, выступали и ресурсом формирования имиджа места. Это и подтолкнуло к возникновению культурной политики городов (развитие и управление традиционными городскими событиями: уличными шествиями и фестивалями). Например, «День города» в маленьком фламандском городке Брюгге представляет туристам всей Европы роскошный костюмированный карнавал - историю города. Театральный фестиваль во французском Авиньоне, кинофестиваль в маленьком приморском городке Канны давно стали глобальными формами культуры. Число зрителей на них в разы превосходит количество горожан: городок с населением в 100.000 принимает 1.000.000 посетителей. Очевидно, что фестивали глобального масштаба не только вносят значительный вклад в культурное развитие городов, но и дают гигантские прибыли городу.
Сегодня фестиваль как культурная форма востребован далеко за пределами городского театрального пространства, хотя постоянно и многими нитями связан с теаром. Этот факт позволяет говорить о феномене «фестивализации» в современном городе.
К фестивалю прибегают не только для презентации нового или уже полюбившегося культурного продукта в уже привычных и устоявшихся сферах искусства, таких как кино, театр, музыка, народное творчество и т. д. Сейчас форма фестиваля используется для пограничных явлений культуры, которые еще недавно обществом расценивались или до сих пор расцениваются как девиантные. Например, возникшие в молодежной среде направления уличной культуры: экстремальный спорт, граффити, брейк-данс, бит-бокс, фристайл и др. Так, на протяжении тринадцати лет проходил фестиваль «Сникерс-Урбания», популярный в ряде молодежных субкультур, уже несколько лет собирают широкий круг участников фестивали граффити «Стенография» и «ART-OVRAG». Надо полагать, что фестивальное пространство таких направлений уличной культуры отличается от того, что складывается в практиках традиционных видов искусства: здесь решаются иные задачи (например, выход «из подполья»), оперируют иными категориями эстетики и т. д. Эта тема обширна и требует отдельного исследования. В рамках статьи подобная задача не ставится.
Кроме того, к форме фестиваля прибегают и те сферы культуры, которые не связаны с искусством непосредственно. Так, форма фестиваля была использована в рамках «Четвертого московского урбанистического форума» (2014). Его содержание составили лекции, экспертные дискуссии, кинопоказы, выставки и мастер-классы, студенческие конференции.
«Фестивализация» становится настолько заманчивой, что исследователи начинают говорить о новой культурной стратегии. Например, Роберт Палмер - бывший директор Департамента культуры и культурного наследия Совета Европы, опираясь на свой богатый опыт работы в индустрии культуры, совместно с коллегой Грегом Ричардсом рассматривает феномен фестивализа-ции в жизни современных городов в книге «Eventful Cities: Cultural Management and Urban Revitalisation» [34]. Резюмируя изложенные мысли в указанном выше труде, авторы обзора отмечают: «Фестивализация - это не только формальная организация фестивалей, это качественное
изменение в пространственной организации города и способ по-новому "оживить" пространство» [13].
В отечественной научной литературе можно встретить подобный подход, включающий анализ структуры отечественного фестивального пространства. Автор диссертационной работы «Фестиваль как социокультурный феномен современного театрального процесса» А. М. Меньшиков понимает фестивализацию «.как растущее движение к массовым праздникам, собирающим в одном месте и в одно время разные спектакли», которое показывает «.как разнообразны театры нашей страны и как динамично их развитие, отражающее принципиально новую систему отношений и новые модели театральной жизни» [25].
Один из наиболее широко представленных видов фестивалей - театральный фестиваль. Важная примета удавшихся театральных фестивалей в нашей стране: в конце 1990 - начале 2000-х гг. некоторые из них стали пространством мирового театра. Данная цель предопределила ряд фестивалей, прежде всего Чеховский фестиваль в Москве. Его концепция построена на том, чтобы собирать «театры мира», а «не только театры Европы», представлять как традиционные, так и авангардные спектакли. Подробный обзор ряда приведенных ниже фестивальных концепций содержится в работах Е. Я. Бурлиной [8], Н. Ю. Лысовой [24], а также в кандидатской диссертации Д. С. Бокурадзе «Театр как грань города: хронотоп, поэтика и фестивальное пространство» [2].
Вместе с тем есть и многие другие фестивальные концепции, сложившиеся относительно недавно, например, национальная театральная премия и фестиваль «Золотая Маска». За годы существования за этим фестивалем утвердилась концепция, отличающаяся от Чеховского фестиваля: выбор устойчивых профессиональных брендов текущего театрального процесса.
Очевидно, что возникла потребность в фестивалях провинциальных театров России, которые охватили бы гигантский спектр больших и малых городов, с их специфической театральной жизнью. Назовем некоторые из таких фестивалей, сложившихся в последние десятилетия и оказывающих значительное влияние на театральный процесс.
«Коляда-plаys» и «Реальный театр» много лет «дислоцируются» в Екатеринбурге, театральный фестиваль современной драматургии им.
А. Вампилова - в Иркутске, «Золотая репка» -в Самаре, театральный фестиваль имени Н. Х. Рыбакова - в Тамбове, международный фестиваль камерных и моноспектаклей LUDI -в Орле, «Рязанские смотрины» - в Рязани, «Молодые театры России» - в Омске, фестиваль-лаборатория спектаклей малых форм «CHELoBEK ТЕАТРА» - в Челябинске, «Соотечественники» - в Саранске и т. д. Рассмотрим некоторые из них.
Один из принципов «Реального театра» - ориентация не на звездные имена, а на звездные спектакли, а также дискуссии с участием ведущих театральных критиков, не уступающие по накалу страстей интенсивным фестивальным программам. Таким образом, в одном городе (Екатеринбурге), в одно время складывается панорама лучших спектаклей страны, а зрители консолидируют себя со своим городом, создавшим редкое «фестивальное пространство». Подобных фестивалей, претендующих на создание «театральной карты страны», в России фактически четыре: «Золотая маска», «Балтийский дом» (Санкт-Петербург), «Пространство режиссуры» (Пермь) и «Реальный театр».
Тем не менее, в этом же ряду следовало бы назвать «Фестиваль театров малых городов России», который с 2004 г. объединяет театры небольших российских центров (в Лысьве, Пятигорске, Коломне и др.). Концепция и организация данного театрального фестиваля осуществляется Театром наций, который справедливо определяет данный фестиваль как неотъемлемую часть театрального ландшафта России.
На создание событийности в своем городе ориентирован театральный фестиваль «ПоМост» в индустриальном г. Новокуйбышевске. За четырнадцать лет существования он обрел популярность у зрителей своего города и известность в российском театрально-фестивальном пространстве.
Таким образом, актуальность известных театральных фестивалей в отечественной культуре связана с созданием креативного и глобального пространства, значимого для горожан, способствующего развитию гуманитарной сферы города. Организационно-менеджерское основание фестиваля определяет многое: каков бюджет фестиваля, насколько авторитетны организаторы и кто откликается на их приглашение. Подчеркнем, что фестиваль как креативная стратегия зависит, прежде всего, от профессионализма и креативности создателей события: каковы творческие цели
фестиваля, формируют ли «аншлаги» для зрителей, насколько событийность развивает публику.
Мы полагаем, что «фестивальное пространство» - особый вид локально-глобального «пространства без пространств» (см. выше ссылку на работы Д. С. Бокурадзе), рождающегося в процессах коммуникации и одновременно побуждающего к ним специфичных субъектов - людей, ориентированных на высокоэстетичный художественный продукт.
Вместе с тем, «фестивальное пространство» -это пространственно-временная метафора, которая указывает на город и время. Хронотоп «фестивального пространства» возникает в определенном временном интервале и локальном городе, в котором складываются иллюзорные, но необходимые и влиятельные «фестивальные карты», «фестивальный ландшафт», «фестивальный пейзаж» и др. Будучи метафорой, «фестивальное пространство», тем не менее, обладает вполне реальными функциями. Как и другие креативные практики, способные оказать влияние на развитие «человеческого капитала», театр в городе и фестивальное пространство выполняют данную функцию: они воспитывают новые поколения городской интеллигенции - режиссеров, актеров, журналистов. Происходит (может произойти) гуманизация городской среды.
Понятие «фестивальное пространство» представляется нам важным в контексте индустриального города, нередко ощущающего себя «слободой», «недогородом» и «оксюмороном культуре». Театр в индустриальном городе может создать некое «пространство без пространства»; уводя зрителя в мир образов и смыслов, обогащая их духовный опыт, «фестивальное пространство» в первую очередь побуждает к коммуникации и поддерживает идентичность субъекта.
Мы полагаем, что в рамках креативного «фестивального пространства» реализуется одна из важнейших задач - воспитательная, происходит преодоление провинциальной замкнутости зрителя, сплочение горожан вокруг театра. Этот феномен отлично «схватывается» понятием «событие». Публичное пространство, по мнению Б. Гройса, дает «.ощущение того, что в этом пространстве мы становимся частью общества» [15]. Будучи публичным, «фестивальное пространство» не только дает ощущение, но и делает причастным человека к сфере искусства, порождает фестивальное общество с его особыми коммуникативными правилами, нормами, ценностями, идеалами. Грамотно созданное «фестиваль-
ное пространство» способно стать бахтинским «со-бытием», возникающим тогда, когда происходит консолидация творца и зрителя. Это одна из форм социального конституирования театра как вида искусства, а также конституирования городского человека, привязанного к своему городу и театру.
Кроме гуманизации городской среды, «фестивальное пространство» в его лучших образцах способствует развитию театральной сферы. В одном месте и в одно время собираются разрозненные спектакли, информация о неизвестных городах и актерах выстраивается в виде некоторой иерархии городов и театров. «Фестивальное пространство» побуждает к коммуникации, общению и объединению не только творца и зрителя, но и театры-участники. Встреча профессионалов - значимое событие.
«Фестивальное пространство» являет собой расширяющееся коммуникативное поле, в рамках которого театры могу обмениваться опытом, заявлять о себе, устанавливать глобальные контакты, полезные для дальнейшего развития. Подчеркнем еще и еще раз: наличие креативной и талантливой концепции резко отличает один фестиваль от другого.
Таким образом, предложенное нами как культурологическое понятие «фестивальное пространство» позволяет интерпретировать связь театров друг с другом как некое глобальное и влиятельное «пространство без пространств». Это один из вариантов формирования «умного» театрального пространства, которое консолидирует города, театры и зрителей.
Библиографический список
1. Бокурадзе, Д. С. Театральный фестиваль в индустриальном городе. «Несравнимые времена» [Текст] / Д. С. Бокурадзе // Город как сцена. История. Повседневность. Будущее. Интернациональный научно-исследовательский альманах. Е. Бурлина, Л. Иливицкая, Ю. Кузовенкова, Я. Голубинов : в 2 т. Т. 2. - Самара : Медиа-книга, 2015. - С. 36-40.
2. Бокурадзе, Д. С. Театр как грань города: хронотоп, поэтика и фестивальное пространство [Текст] : автореф. дис. ... канд. культурологии: 24.00.00 / Д. С. Бокурадзе. - Саранск, 2015.
3. Город и время : в 2 томах. Интернациональный научный альманах «Life Sciences» [Текст] / авторы проекта: Елена Бурлина, Лариса Иливицкая, Юлия Кузовенкова. - Самара: Самарское книжное издательство, 2012.
4. Бурлина, Е. Я. Философско-культурологический анализ театра в индустриальном городе: театра «Грань» [Текст] / Е. Я. Бурлина, Д. С. Бокурадзе,
Я. А. Голубинов, Ю. А. Кузовенкова // Культура и цивилизация. - 2013. - № 3-4. - С. 25-41.
5. Полифония городских пространств. Философско-культурологические теории и хронотопия: Сборник научных статей : в 2-х т. [Текст] / ред. Е. Я. Бурлина. -Самара : Медиа-книга, 2014.
6. Город как сцена. История. Повседневность. Будущее: Интернациональный научно-исследовательский альманах [Текст] / авторы проекта: Е. Бурлина, Л. Иливицкая, Ю. Кузовенкова, Я. Голубинов : в 2 т. -Самара : Медиа-книга, 2015.
7. Бурлина, Е. Я. Авторы и альманахи о городах [Текст] / Е. Я. Бурлина // Город как сцена. Т. 1. -С. 4-6.
8. Бурлина, Е. Я. Философско-культурологический анализ театра в индустриальном городе: театра «Грань» [Текст] / Е. Я. Бурлина, Д. С. Бокурадзе, Я. А. Голубинов, Ю. А. Кузовенкова // Культура и цивилизация. - 2013. - № 3-4. - С. 25-41.
9. Вахштайн, В. С. Лейбницевский город: заметки по социальной топологии [Текст] / В. С. Вахштайн // Город как сцена. Т. 1. - С. 8-20.
10. Воронина, Н. И. Антропологическое видение символического пространства города [Текст] / Н. И. Воронина // Город как сцена. Т. 1. - С. 179-188.
11. Гельфонд, А. Л. Инфо-бокс в «театральном» пространстве города (на примере Берлина) [Текст] / А. Л. Гельфонд // Город как сцена. Т. 1. - С. 336-341.
12. Голованивская, М. К. Центральная столичная площадь как канал и как сообщение: опыт коммуникационного анализа центральных площадей нескольких мировых столиц [Текст] / М. К. Голованивская // Город как сцена. Т. 1. - С. 303-327.
13. Гончарик, А. А. Концепция событийных городов Р. Палмера и Г. Ричардса: Аналитический обзор / А. А. Гончарик, К. В. Патырбаева, А. В. Попов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.slideshare.net/Myfriz/ss-44070384 (дата обращения: 12.07.2015).
14. Грибер, Ю. А. Сценическая архитектура в городском дизайне Казимира Малевича [Текст] / Ю. А. Грибер // Город как сцена. Т. 1. - С. 20-29.
15. Гройс, Б. Публичное пространство: от пустоты к парадоксу [Текст] / Б. Гройс // ПостНаука. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://postnauka.ru/books/16196 (дата обращения: 03.07.2015).
16. Доклад о культуре мировых городов [Текст] / сост. Пол Оуэнс, Крис Гиббон, Мэтью Прин и др.; перевод МИСКП. - М. : Издание Московского института социально-культурных программ, 2015. - 263 с.
17. Дуцев, М. В. Архитектурно-художественная интеграция открытых городских пространств (Париж, Барселона, Лиссабон, Ереван, Нижний Новгород) [Текст] / М. В. Дуцев // Город как сцена. Т. 1. -С. 276-284.
18. Злотникова, Т. С. Часть мира ... Театр [Текст] : монография / Т. С. Злотникова. - М.;Ярославль, 2005.
19. Злотникова, Т. С. Время старого города [Текст] / Т. С. Злотникова // Город и время... Т. 2. -С. 34-44.
20. Злотникова, Т. С. Душа и тело города [Текст] / Т. С. Злотникова // Город как сцена... Т. 1. - С. 251-267.
21. Игнатьева, О. В. Трансформация визуального пространства современного города (на примере Перми) [Текст] / О. В. Игнатьева, О. В. Лысенко // Город как сцена. Т. 1. - С. 69-84.
22. Иливицкая, Л. Г. Новые районы Самары: пространственно-временные параллели // Город как сцена. Т. 1. - С. 127-137.
23. Лисовец, И. М. Актуальные художественные практики в трансформации постсоциалистического города [Текст] / И. М. Лисовец // Город и время : в 2 томах. Т. 2. - С. 74-77.
24. Лысова, Н. Ю., Бокурадзе, Д. С. Театральное пространство как содержательная грань городской среды // Город и время : в 2 томах. Т. 1. - С. 129-135.
25. Меньшиков, А. М. Фестиваль как социокультурный феномен современного театрального процесса: автореф. дис. . канд. искусств: 17.00.01 / А. М. Меньшиков. - М. : РАТИ, 2004. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/festival-kak-sotsiokulturnyi-fenomen-sovremennogo-teatralnogo-protsessa (дата обращения: 02.07.2015).
26. Павлова, А. Ю. Челябинск как сцена самопрезентации молодежных субкультур [Текст] / А. Ю. Павлова // Город как сцена. Т. 1. - С. 223-228.
27. Петербургский театральный журнал (Официальный сайт). - URL: http://ptj.spb.ru. (дата обращения: 17.08.2015).
28. Театр времени перемен. Антология [Текст] / Составители А. Смелянский, М. Швыдкой. - М. : Искусство, 1987. - 224 с.
29. «Театр может стать центром города, излучающим свет» : интервью с Теодором Курентзисом, художественным руководителем Пермского академического театра оперы и балета имени П. И. Чайковского [Текст] // Город как сцена. Т. 1. - С. 29-36.
30. Трубина, Е. Г. Мегасобытия как часть популярной культуры [Текст] / Е. Г. Трубина // Город и время. Т. 2. - С. 115-118.
31. Швыдкой, М. Е. От культурной революции к мультикультурному влиянию / М. Е. Швыдкой [Текст] // Информационно-аналитический журнал «Университетская книга». - 03.12. 2014.
32. Шевченко, Е. Н. «Постдраматический театр» в современном немецком и российском культурном пространстве [Текст] / Е. Н. Шевченко // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. - № 1. - С. 310-316.
33. Шиллинг, Е. Ю. Городские преобразования как театральный спектакль [Текст] / Е. Ю. Шиллинг // Город как сцена. Т. 1. - С. 268-276.
34. Richards, G. Eventful Cities: Cultural Management and Urban Revitalisation [Text] / G. Richards, R. Palmer. -Elsevier, 2010.
Bibliograficheskij spisok
1. Bokuradze, D. S. Teatral'nyj festival' v indus-trial'nom gorode. «Nesravnimye vremena» [Tekst] /
D. S. Bokuradze // Gorod kak scena. Istorija. Pov-sednevnost'. Budushhee. Internacional'nyj nauchno-issledovatel'skij al'manah. E. Burlina, L. Ilivickaja, Ju. Ku-zovenkova, Ja. Golubinov : v 2 t. T. 2. - Samara : Media-kniga, 2015. - S. 36-40.
2. Bokuradze, D. S. Teatr kak gran' goroda: hronotop, pojetika i festival'noe prostranstvo [Tekst] : avtoref. dis. ... kand. kul'turologii: 24.00.00 / D. S. Bokuradze. - Saransk, 2015.
3. Gorod i vremja : v 2 tomah. Internacional'nyj nauch-nyj al'manah «Life Sciences» [Tekst] / avtory proekta: Elena Burlina, Larisa Ilivickaja, Julija Kuzovenkova. -Samara: Samarskoe knizhnoe izdatel'stvo, 2012.
4. Burlina, E. Ja. Filosofsko-kul'turologicheskij analiz teatra v industrial'nom gorode: teatra «Gran'» [Tekst] /
E. Ja. Burlina, D. S. Bokuradze, Ja. A. Golubinov, Ju. A. Kuzovenkova // Kul'tura i civilizacija. - 2013. - № 34. - S. 25-41.
5. Polifonija gorodskih prostranstv. Filosofsko-kul'turologicheskie teorii i hronotopija: Sbornik nauchnyh statej : v 2-h t. [Tekst] / red. E. Ja. Burlina. - Samara : Me-dia-kniga, 2014.
6. Gorod kak scena. Istorija. Povsednevnost'. Budushhee: Internacional'nyj nauchno-issledovatel'skij al'manah [Tekst] / avtory proekta: E. Burlina, L. Ilivickaja, Ju. Kuzovenkova, Ja. Golubinov : v 2 t. - Samara : Media-kniga, 2015.
7. Burlina, E. Ja. Avtory i al'manahi o gorodah [Tekst] / E. Ja. Burlina // Gorod kak scena. T. 1. - S. 4-6.
8. Burlina, E. Ja. Filosofsko-kul'turologicheskij analiz teatra v industrial'nom gorode: teatra «Gran'» [Tekst] / E. Ja. Burlina, D. S. Bokuradze, Ja. A. Golubinov, Ju. A. Kuzovenkova // Kul'tura i civilizacija. - 2013. - № 34. - S. 25-41.
9. Vahshtajn, V S. Lejbnicevskij gorod: zametki po so-cial'noj topologii [Tekst] / V S. Vahshtajn // Gorod kak scena. T. 1. - S. 8-20.
10. Voronina, N. I. Antropologicheskoe videnie sim-volicheskogo prostranstva goroda [Tekst] / N. I. Voronina // Gorod kak scena. T. 1. - S. 179-188.
11. Gel'fond, A. L. Info-boks v «teatral'nom» pros-transtve goroda (na primere Berlina) [Tekst] / A. L. Gel'fond // Gorod kak scena. T. 1. - S. 336-341.
12. Golovanivskaja, M. K. Central'naja stolichnaja ploshhad' kak kanal i kak soobshhenie: opyt kommu-nikacionnogo analiza central'nyh ploshhadej neskol'kih mirovyh stolic [Tekst] / M. K. Golovanivskaja // Gorod kak scena. T. 1. - S. 303-327.
13. Goncharik, A. A. Koncepcija sobytijnyh gorodov R. Palmera i G. Richardsa: Analiticheskij obzor / A. A. Goncharik, K. V Patyrbaeva, A. V Popov. [Jel-ektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa:
http://www.slideshare.net/Myfriz/ss-44070384 (data
obrashhenija: 12.07.2015).
14. Griber, Ju. A. Scenicheskaja arhitektura v go-rodskom dizajne Kazimira Malevicha [Tekst] / Ju. A. Griber // Gorod kak scena... T. 1. - S. 20-29.
15. Grojs, B. Publichnoe prostranstvo: ot pustoty k paradoksu [Tekst] / B. Grojs // PostNauka. [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://postnauka.ru/books/16196 (data obrashhenija: 03.07.2015).
16. Doklad o kul'ture mirovyh gorodov [Tekst] / sost. Pol Oujens, Kris Gibbon, Mjet'ju Prin i dr.; perevod MISKP. - M. : Izdanie Moskovskogo instituta social'no-kul'turnyh programm, 2015. - 263 s.
17. Ducev, M. V Arhitekturno-hudozhestvennaja inte-gracija otkrytyh gorodskih prostranstv (Parizh, Barselona, Lissabon, Erevan, Nizhnij Novgorod) [Tekst] / M. V Ducev // Gorod kak scena. T. 1. - S. 276-284.
18. Zlotnikova, T. S. Chast' mira ... Teatr [Tekst] : monografija / T. S. Zlotnikova. - M.;Jaroslavl', 2005.
19. Zlotnikova, T. S. Vremja starogo goroda [Tekst] / T. S. Zlotnikova // Gorod i vremja... T. 2. - S. 34-44.
20. Zlotnikova, T. S. Dusha i telo goroda [Tekst] / T. S. Zlotnikova // Gorod kak scena. T. 1. - S. 251-267.
21. Ignat'eva, O. V Transformacija vizual'nogo pros-transtva sovremennogo goroda (na primere Permi) [Tekst] / O. V Ignat'eva, O. V Lysenko // Gorod kak scena. T. 1. -S. 69-84.
22. Ilivickaja, L. G. Novye rajony Samary: pros-transtvenno-vremennye paralleli // Gorod kak scena. T. 1. - S. 127-137.
23. Lisovec, I. M. Aktual'nye hudozhestvennye prak-tiki v transformacii postsocialisticheskogo goroda [Tekst] / I. M. Lisovec // Gorod i vremja : v 2 tomah. T. 2. - S. 74-77.
24. Lysova, N. Ju., Bokuradze, D. S. Teatral'noe prostranstvo kak soderzhatel'naja gran' gorodskoj sredy // Go-rod i vremja : v 2 tomah. T. 1. - S. 129-135.
25. Men'shikov, A. M. Festival' kak sociokul'turnyj fe-nomen sovremennogo teatral'nogo processa: avtoref. dis.
... kand. iskusstv: 17.00.01 / A. M. Men'shikov. - M. : RATI, 2004. [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.dissercat.com/content/festival-kak-sotsiokulturnyi-fenomen-sovremennogo-teatralnogo-protsessa (data obrashhenija: 02.07.2015).
26. Pavlova, A. Ju. Cheljabinsk kak scena samo-prezentacii molodezhnyh subkul'tur [Tekst] / A. Ju. Pavlova // Gorod kak scena. T. 1. - S. 223-228.
27. Peterburgskij teatral'nyj zhurnal (Oficial'nyj sajt). - URL: http://ptj.spb.ru. (data obrashhenija: 17.08.2015).
28. Teatr vremeni peremen. Antologija [Tekst] / Sostaviteli A. Smeljanskij, M. Shvydkoj. - M. : Iskusstvo, 1987. - 224 s.
29. «Teatr mozhet stat' centrom goroda, izluchajush-him svet» : intervju s Teodorom Kurentzisom, hudozhestvennym rukovoditelem Permskogo akad-emicheskogo teatra opery i baleta imeni P. I. Chajkovskogo [Tekst] // Gorod kak scena. T. 1. - S. 29-36.
30. Trubina, E. G Megasobytija kak chast' populjarnoj kul'tury [Tekst] / E. G. Trubina // Gorod i vremja. T. 2. -S. 115-118.
31. Shvydkoj, M. E. Ot kul'turnoj revoljucii k mul'tikul'turnomu vlijaniju / M. E. Shvydkoj [Tekst] // In-formacionno-analiticheskij zhurnal «Universitetskaja kni-ga». - 03.12. 2014.
32. Shevchenko, E. N. «Postdramaticheskij teatr» v sovremennom nemeckom i rossijskom kul'turnom pros-transtve [Tekst] / E. N. Shevchenko // Vestnik Chel-jabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universi-teta. - 2015. - № 1. - S. 310-316.
33. Shilling, E. Ju. Gorodskie preobrazovanija kak teatral'nyj spektakl' [Tekst] / E. Ju. Shilling // Gorod kak scena. T. 1. - S. 268-276.
34. Richards, G. Eventful Cities: Cultural Management and Urban Revitalisation [Text] / G. Richards, R. Palmer. -Elsevier, 2010.