Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СТРАНОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПОСРЕДСТВОМ КИНОПЕДАГОГИКИ'

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАНОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПОСРЕДСТВОМ КИНОПЕДАГОГИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
кино / кинопедагогика / компетенция / киноматериалы / страноведение / кинострановедение / Великобритания / a film / film pedagogy / competence / feature films / country studies / culture-related film studies / the United Kingdom

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кускова Светлана Владимировна

Автор обращается к возможностям кинопедагогики как одного из эффективных средств воспитания и обучения, а также формирования значимых для будущего учителя компетенций. Особое внимание уделено использованию киноматериалов при знакомстве с историей, культурой страны изучаемого языка. Для автора данной статьи это – Великобритания. Приведены примеры использования произведений кинематографа в работе со студентами педагогических направлений подготовки. Показано, что занятия с использованием кино способствуют самораскрытию обучающихся и преподавателя, пробуждают потребность в выражении своих подлинных чувств и мыслей, а также позволяют обучающимся чувствовать себя более уверенными. Важным результатом подобной работы становится приобретение студентами – будущими педагогами собственного опыта использования средств кинопедагогики в предстоящей педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кускова Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COUNTRY STUDIES COMPETENCE BY MEANS OF FILM PEDAGOGY

The author focuses on the possibilities of film pedagogy as an effective means of education and training, as well as a way to form competences significant for a future teacher. Special attention is paid to using feature films when getting to know the history and culture of the country of the studied language. For the author of the article, this is the United Kingdom. Some examples of the use of cinematographic works in teaching students of pedagogy are given. It is shown that introducing feature film discussions in the study process contributes to self-revelation of students and their teacher, encourages their need to express true feelings and thoughts, and allows students to feel more confident. The beneficial result of this work is that students who are future teachers gain their own practical experience of using different means of film pedagogy in their upcoming professional activities.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СТРАНОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПОСРЕДСТВОМ КИНОПЕДАГОГИКИ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК

УДК 316.7 ББК 60.55.2

DOI: 10.31862/1819-463X-2024-3-189-195

формирование страноведческой компетенции посредством кинопедагогики

С. В. Кускова

Аннотация. Автор обращается к возможностям кинопедагогики как одного из эффективных средств воспитания и обучения, а также формирования значимых для будущего учителя компетенций. Особое внимание уделено использованию киноматериалов при знакомстве с историей, культурой страны изучаемого языка. Для автора данной статьи это - Великобритания. Приведены примеры использования произведений кинематографа в работе со студентами педагогических направлений подготовки. Показано, что занятия с использованием кино способствуют самораскрытию обучающихся и преподавателя, пробуждают потребность в выражении своих подлинных чувств и мыслей, а также позволяют обучающимся чувствовать себя более уверенными. Важным результатом подобной работы становится приобретение студентами - будущими педагогами собственного опыта использования средств кинопедагогики в предстоящей педагогической деятельности.

Ключевые слова: кино, кинопедагогика, компетенция, киноматериалы, страноведение, кинострановедение, Великобритания.

Для цитирования: Кускова С. В. Формирование страноведческой компетенции посредством кинопедагогики // Наука и школа. 2024. № 3. С. 189-195. Б01: 10.31862/1819-463Х-2024-3-189-195.

© Кускова С. В., 2024

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

DEVELOPMENT OF COUNTRY STUDIES COMPETENCE BY MEANS OF FILM PEDAGOGY

S. V. Kuskova

Abstract. The author focuses on the possibilities of film pedagogy as an effective means of education and training, as well as a way to form competences significant for a future teacher. Special attention is paid to using feature films when getting to know the history and culture of the country of the studied language. For the author of the article, this is the United Kingdom. Some examples of the use of cinematographic works in teaching students of pedagogy are given. It is shown that introducing feature film discussions in the study process contributes to self-revelation of students and their teacher, encourages their need to express true feelings and thoughts, and allows students to feel more confident. The beneficial result of this work is that students who are future teachers gain their own practical experience of using different means of film pedagogy in their upcoming professional activities.

Keywords: a film, film pedagogy, competence, feature films, country studies, culture-related film studies, the United Kingdom.

Cite as: Kuskova S. V. Development of country studies competence by means of film pedagogy. Nauka i shkola. 2024, No. 3, pp. 189-195. DOI: 10.31862/1819-463X-2024-3-189-195.

Настоящие размышления и рекомендации автора навеяны переосмыслением профессионального опыта, ностальгическим настроением, связанным с профессией преподавателя английского языка от момента ее получения до сегодняшних педагогических знаний и практического опыта.

Вспоминается, как в студенческие времена «инязовцы» изучали англоязычную литературу и могли к каждому еженедельному семинару прочитывать в оригинале трагедии Шекспира или тома «Саги о Форсайтах» Джона Голсуорси, знакомиться с похождениями героев пьесы «Тетушка Чарли», написанной английским драматургом Брэндоном Томасом, и изучать таких классиков, как Дэвид Герберт Лоуренс, Уильям Сомерсет Моэм, Олдос Хаксли, Джордж Оруэлл и другие. К сожалению, сегодняшние студенты иняза часто не знакомы с именами таких писателей и их произведениями, а потому теряют не только в плане языковых умений и литературных знаний, но и лингвострановедческой компетенции, ведь именно в книгах, помимо описания героев, их чувств и переживаний, событий в жизни, дается характеристика времени и места действия, раскрываются мораль и нравы эпохи, традиции и т. п. Как же заполнить образовавшуюся нишу и восполнить нехватку лингвострановедче-ской информации так, чтобы заинтересовать студентов, привыкших к использованию гаджетов, работе онлайн, красивым картинкам, ритмичной музыке и т. п.?

На помощь можно позвать великую силу искусства, а именно - киноискусства. Казалось бы, мысль тривиальна. Известно, что идея использования кинематографа в учебной деятельности была впервые обозначена в 1897 г. [1]. К настоящему времени оформилось весьма представительное направление педагогической науки -кинопедагогика.

Исследователями рассмотрены различные аспекты образования средствами кино. Среди них: ценность кино как одного из наиболее эффективных педагогических средств, его воспитательный и дидактический потенциал [2], аксиологические основы

кинопедагогики как базиса национальной безопасности [3], влияние кинематографа на решение задач воспитания подрастающего поколения, формирование у него моделей жизни, гражданственности, образцов поведения и традиционных российских ценностей [4]. Значительное число работ посвящено изучению возможностей кинопедагогики в обучении вообще и отдельным дисциплинам в частности [5-10].

Применительно к нашему случаю можно говорить о страноведении, культурологии, лингвострановедении, истории культуры страны изучаемого языка - как бы иначе ни назывался этот предмет в учебном плане, он превратится в кинострановедение. В нашем случае - кинострановедение Великобритании.

Фильмов, которые так или иначе связаны с культурой этой страны, множество. Возникает дилемма: как же отобрать те кинопроизведения, с которыми необходимо познакомить студентов? Самым простым и логичным нам кажется следовать программе учебной дисциплины «История и культура Великобритании», которая включена в учебный план студентов языковых специальностей. Тематическое планирование данного курса включает разделы «История Великобритании», «Культура народов Великобритании», «Литература Великобритании» и «Искусство Великобритании». Если предложить студентам хотя бы один фильм в рамках каждого из вышеперечисленных тематических блоков, это позволит эффективнее сформировать у них описанную в учебном плане компетенцию, а именно: способность воспринимать межкультурное разнообразие (британского) общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах.

Первый раздел, «История Великобритании», представлен на киноведческих сайтах богатым разнообразием фильмов. Местом действия приключенческого исторического фильма «Железный рыцарь» (Ironclad, 2011) является средневековая Англия, ее правителя, Иоанна Безземельного, бароны вынуждают подписать Великую хартию вольностей (Magna Carta). Интриги, предательства, древние замки и безжалостные казни... Несмотря на противоречивые оценки, этот фильм позволяет прочувствовать дух эпохи и понять, в каких условиях происходили первые конституционные реформы в Англии.

Англия эпохи Тюдоров во всей своей кровавости и великолепии предстает в фильме «Елизавета» (Elizabeth, 1998) и его сиквеле «Золотой век» (Elizabeth: the Golden Age, 2007) - борьба католиков и протестантов, с которой начинается первый фильм, сжигание еретиков и попытки отравить или свергнуть с престола юную Елизавету, «Я замужем за Англией» - признание-клятва будущей великой королевы, победа над Непобедимой испанской армадой и расцвет английского общества и культуры во втором фильме. Просмотр этих фильмов - прекрасная визуализация времен и нравов, а также образа жизни и отношений в обществе.

Королеве Виктории также посвящены многочисленные кинокартины, от романтично-драматичных историй, повествующих о юных годах Виктории - «Молодая Виктория» (The Young Victoria, 2009) и знакомстве с будущим мужем принцем Альбертом - биографический сериал «Виктория и Альберт» (Victoria and Albert, 2001) до фильмов, показывающих королеву в зрелые годы жизни, глубоко страдающей после смерти любимого супруга и при этом правящую не только страной, но и Британской империей - «Ее величество Миссис Браун» (Mrs Brown, 1997) и «Виктория и Абдул» (Victoria and Abdul, 2017).

История ХХ в. находит отражение в многочисленных фильмах о Второй мировой войне - «Король говорит!» (The King's Speech, 2010), «Темные времена» (Darkest Hour, 2017), «Счастливого Рождества, Мистер Лоуренс» (Merry Christmas, Mr Lawrence, 1983), а также в биографических фильмах, посвященных королеве

Елизавете II - «Лондонские каникулы» (A Royal Night Out, 2014), «Спенсер» (Spencer, 2021), «Королева» (The Queen, 2006) и другой знаменитой британке XX столетия, первой женщине премьер-министру Маргарет Тэтчер - «Железная леди» (The Iron Lady, 2011) и «Маргарет» (Margaret, 2009).

На наш взгляд, нельзя не обратить внимание студентов на нашумевший Брексит, событие, ставшее заглавной политической новостью в Европе 2016-2020 гг. Полит-технологи и их стратегии, использованные в кампании «Голосуй за Выход», которая побудила Великобританию выйти из Европейского союза, наглядно показаны в одноименном фильме «Брексит» (Brexit: The Uncivil War, 2019). Исполнение одной из главных ролей Бенедиктом Камбербэтчем, фаворитом молодых киноманов, гарантирует увлеченный просмотр фильма студентами.

Согласно программе, изучение темы «История народов Великобритании» подразумевает знакомство с национальным своеобразием народов Великобритании, их национальной символикой, традициями, обычаями и праздниками. Онлайн можно найти много специализированных видеоматериалов, посвященных культурному разнообразию британцев, а также жителей государств Британского Содружества. Мы же хотим порекомендовать просмотр сериалов, в которых это разнообразие наглядно проявляется в повседневной жизни. В первую очередь, это «Аббатство Даунтон» (Downton Abbey, 2010-2015), сериал, который, с одной стороны, отражает известные события начала XX в. - крушение «Титаника», начало Первой мировой войны, Война за независимость Ирландии, британские Всеобщие выборы 1923 г. и другие, показывает подъем британского рабочего класса и упадок аристократии, эмансипацию женщин и внедрение достижений технического прогресса в жизнь, а с другой - раскрывает британский несгибаемый характер и стойкость, демонстрируемые его персонажами, учит терпению и невозмутимости перед лицом смертельной опасности и чистоплотности в отношениях. В нем также демонстрируются отношения аристократов и прислуги и такое знакомое нам английское "Home, sweet home" и "My house is my castle", что, однако, не мешает главным героям разместить в своем родовом доме военный госпиталь, когда этого требуют патриотизм и гражданская честь.

Еще один рекомендуемый нами сериал снят по серии произведений британского писателя Пелама Гренвилла Вудхауса о беспечном молодом аристократе Берти Вустере, выпускнике Итона, который попадает в разного рода неприятности, но всегда выпутывается из них с достоинством представителя высшего английского общества и с помощью своего хитроумного и изобретательного камердинера Дживса. Сериал «Дживс и Вустер» (Jeeves and Wooster, 1990-1993) обязательно найдет отклик у студентов как благодаря хитросплетениям сюжета, так и блестящей актерской игре Хью Лори и Стивена Фрая, мастерски передающих настроение времени и дух истинных британцев.

Создается ощущение, что список фильмов, потенциально созвучных темам раздела «Литература Великобритании» и «Искусство Великобритании», бесконечен. Начнем наши рекомендации с английского литературного фольклора, а это, в первую очередь, киновоплощение легенд о короле Артуре и Робин Гуде. Знаменитый «Первый рыцарь» (First Knight, 1995) переносит нас в V-VI вв. н. э., время правления легендарного короля Артура. Мужественный Ланселот, воин без страха и упрека, верно служащий королю Артуру, проходит одно из тяжелейших испытаний - испытание верности королю и любви к прекрасной Гуиневере. Фильм-фэнтези «Экска-либур» (Excalibur, 1981) считается одной из лучших и наиболее близких к первоисточнику экранизаций «Артурианы» Томаса Мэлори, восьми романов о жизни короля Артура и рыцарей Круглого стола. Первое появление Робин Гуда на экране отмечено немым фильмом «Робин Гуд и его веселые ребята» (Robin Hood and His Merry Men,

1908), последующие экранизации появлялись не реже раза в десятилетие. Студентам можно порекомендовать фильм «Робин Гуд: Принц Воров» (Robin Hood: Prince of Thieves, 1991), в звездных ролях которого они увидят великолепных Кевина Кост-нера, Моргана Фримана, Кристиана Слейтера, Шона Коннери и Алана Рикмана, наиболее знакомого современной молодежи по роли Северуса Снейпа из Поттерианы, а также боевик «Робин Гуд» (Robin Hood, 2010), слоган которого - «О нем слагали легенды», в данном случае - кинолегенды.

Целый ряд кинофильмов посвящен барду с берегов Эйвона - всемирно известному англичанину Уильяму Шекспиру. В зависимости от предпочтений можно предложить к просмотру как трагикомедию «Влюбленный Шекспир» (Shakespeare in Love, 1998), повествующую о романтических отношениях молодой аристократки и начинающего драматурга, находящегося в творческом кризисе, так и анонсируемый в качестве исторического триллера фильм «Аноним» (Anonymous, 2011), создатели которого стремятся дать ответ на интригующие вопросы о том, кем «был или не был» Уильям Шекспир, и кто на самом деле скрывается за этим всемирно известным именем великого человека.

Возможно, студентов заинтересует тот факт, что два всемирно известных художника, писавших море, русский живописец Иван Айвазовский и англичанин Уильям Тёрнер, жили в одно время и даже были лично знакомы. Второму посвящается биографическая драма «Уильям Тёрнер» (Mr Turner, 2014). В фильме повествуется о заключительном этапе жизни легендарного художника-мариниста, показывается его переживание потери отца, последний любовный роман, путешествие на корабле с целью запечатлеть бурю, признание критиков и публики. Во время просмотра студенты познакомятся с творческим процессом художника, увидят его картины в студии и галерее, насладятся живописными пейзажами, вдохновлявшими мастера. Всемирное признание фильма, многочисленные номинации и призы подтверждают его высокую ценность для студентов, изучающих культуру и искусство Великобритании.

Очевидно, что работа с киноматериалом в учебных и развивающих целях предполагает обращение к фоновым знаниям, постановку вопросов на общее понимание сюжета и для обсуждения (лингво)страноведческого и культурологического потенциала просмотренных фильмов. В своей деятельности мы также обязательно предлагаем письменные задания разнообразного характера - дать характеристику главным или второстепенным героям, написать кинорецензию, предложить свое видение дальнейшего развития сюжета, прокомментировать связь событий, показанных в фильме, с современностью и т. д.

Благодаря использованию киноматериалов, на занятиях возникает особая атмосфера, которая, как отмечали ранее и другие исследователи [11, с. 81], способствует самораскрытию обучающихся и самого преподавателя, пробуждает потребность в выражении своих подлинных чувств и мыслей, а также позволяет обучающимся чувствовать себя более уверенными.

Важным результатом подобной работы становится и то, что студенты - будущие педагоги - приобретают собственный опыт использования приемов кинопедагогики в предстоящей педагогической деятельности. На это справедливо обращала внимание весьма авторитетный исследователь кинопедагогики как средства художественного метода в педагогическом образовании О. В. Ситникова. Ее исследованиями было доказано, что у студентов формируется квазипрофессиональный опыт педагогической деятельности [12].

В заключение хочется поделиться личным опытом, суть которого хорошо отражает популярное сегодня исходно англоязычное понятие «лайфхак». Недавно наши

студенты встречались с англоговорящим преподавателем из Франции. Один из вопросов, который французская коллега задала студентам, был следующий: "Is there any place to spontaneity in the teaching process?" Надо отметить, этот вопрос запал в душу, а поскольку буквально на следующий день у нас было запланировано очередное обсуждение кинофильма, подумалось, что лучшим проявлением спонтанности в данной ситуации будет сопровождение дискуссии угощением студентов попкорном, ведь именно его вкус и запах ассоциируется с просмотром кино, создает определенную атмосферу, настраивает на беседу. Идея увенчалась успехом, поэтому мы искренне советуем преподавать кинострановедение с попкорном.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Березина Т. И. Рецензия на интерактивное пособие А. В. Лубкова по кинопедагогике «Понимание с любовью» // Вопросы цифрового образования. 2020. № 3-4 (3-4). С. 66-68.

2. Лубков А. В. Интерактивное пособие по кинопедагогике «Понимание с любовью» // Вопросы цифрового образования. 2020. № 3-4 (3-4). С. 12-65.

3. Васильева А. Г. Аксиологическая основа кинопедагогики как базис национальной безопасности // Современное образование: преемственность и непрерывность образовательной системы «школа - университет - предприятие»: материалы XIV междунар. науч.-метод. конф., Гомель, 02.02.2023. Гомель: Гомельский гос. ун-т им. Франциска Скорины, 2023. С. 64-65.

4. Черкасов Д. А. Воспитательный аспект кинопедагогики // X рождественские чтения. Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего: (к 320-летию духовного образования за Уралом): межвуз. сб. науч.-метод. ст., Ишим, 02.11.2023. Ишим: Тюменский гос. ун-т, 2023. С. 340-343.

5. Котова И. Е. Использование метода «кинопедагогика» в образовательно-воспитательной деятельности по патриотическому воспитанию школьников // Образовательное пространство в информационную эпоху: сб. науч. ст. междунар. науч.-практ. конф., Москва, 07-08 июня 2022 г. / под ред. С. В. Ивановой, И. М. Елкиной. М.: Ин-т стратегии развития образования, 2022. С. 66-69.

6. Игнатов Д. М., Капинова Е. С. Кинопедагогика как интерактивный метод обучения методике физического воспитания в начальной школе // Перспективы науки и образования. 2018. № 2 (32). С. 215-218.

7. Ильясов И. И., Нагибина Н. Л., Новашина М. С. Кинопедагогика как средство современного освоения математики в школе // Вестн. Московского ун-та. Сер. 14: Психология. 2023. Т. 46, № 4. С. 306-319. DOI: https://doi.org/10.11621/LPJ-23-49.

8. Кинопедагогика в процессе изучения естественно-научных дисциплин (на примере физики) / Е. В. Ермакова, Е. В. Слизкова, И. М. Кунгурова [и др.] // Школьные технологии. 2022. № 1. С. 35-48. DOI: https://doi.org/10.52422/22202641_2022_1_35.

9. Лепешкин С. А. Практика использования методов кинопедагогики на уроках истории в средней школе // New trends in the scientific world: Proceedings of XXVI International scientific conference, Morrisville, 08.09.2018. Morrisville: Universum, 2018. P. 84-87.

10. Реутова М. А. Метод кинопедагогики в обучении инофонов русскому языку // Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории: сб. материалов XX Междунар. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 20-22 апреля 2022 г. / под ред. Т. Г. Шарри. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2022. С. 260-264.

11. Торопова А. В., Ермакова Н. А. Киномузыка как основа арт-терапевтического тренинга для развития личностной рефлексии в юношеском возрасте // Музыкальное искусство и образование. 2014. № 2. С. 70-81.

12. Ситникова О. В. Кинопедагогика как средство художественного метода в педагогическом образовании // Вестн. Ленинградского гос. ун-та им. А. С. Пушкина. 2020. № 4. С. 125-142. DOI: https://doi.org/10.35231/18186653_2020_4_125.

REFERENCES

1. Berezina T. I. Retsenziya na interaktivnoe posobie A. V. Lubkova po kinopedagogike "Ponimanie s lyubovyu". Voprosy tsifrovogo obrazovaniya. 2020, No. 3-4 (3-4), pp. 66-68.

2. Lubkov A. V. Interaktivnoe posobie po kinopedagogike "Ponimanie s lyubovyu". Voprosy tsifrovogo obrazovaniya. 2020, No. 3-4 (3-4), pp. 12-65.

3. Vasilyeva A. G. Aksiologicheskaya osnova kinopedagogiki kak bazis natsionalnoy bezopasnosti. In: Sovremennoe obrazovanie: preemstvennost i nepreryvnost obrazovatelnoy sistemy "shkola - uni-versitet - predpriyatie". Proceedings of the XIV International scientific-methodological conference, Gomel, 02.02.2023. Gomel: Gomelskiy gos. un-t im. Frantsiska Skoriny, 2023. Pp. 64-65.

4. Cherkasov D. A. Vospitatelnyy aspekt kinopedagogiki. In: X rozhdestvenskie chteniya. Pravoslavie i otechestvennaya kultura: poteri i priobreteniya minuvshego, obraz budushchego: (k 320-letiyu dukhovnogo obrazovaniya za Uralom). Interuniversity collection of scientific articles, Ishim, 02.11.2023. Ishim: Tyumenskiy gos. un-t, 2023. Pp. 340-343.

5. Kotova I. E. Ispolzovanie metoda "kinopedagogika" v obrazovatelno-vospitatelnoy deyatelnosti po patrioticheskomu vospitaniyu shkolnikov. In: Obrazovatelnoe prostranstvo v informatsionnuyu epokhu. Proceedings of international scientific-practical conference, Moscow, 07-08 June 2022. Ed. by S. V. Ivanova, I. M. Elkina. Moscow: In-t strategii razvitiya obrazovaniya, 2022. Pp. 66-69.

6. Ignatov D. M., Kapinova E. S. Kinopedagogika kak interaktivnyy metod obucheniya metodike fiziche-skogo vospitaniya v nachalnoy shkole. Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2018, No. 2 (32), pp 215-218.

7. Ilyasov I. I., Nagibina N. L., Novashina M. S. Kinopedagogika kak sredstvo sovremennogo osvoeniya matematiki v shkole. Vestn. Moskovskogo un-ta. Ser. 14: Psikhologiya. 2023, Vol. 46, No. 4, pp. 306-319. DOI: https://doi.org/10.11621/LPJ-23-49.

8. Ermakova E. V., Slizkova E. V., Kungurova I. M. et al. Kinopedagogika v protsesse izucheniya estestvenno-nauchnykh distsiplin (na primere fiziki). Shkolnye tekhnologii. 2022, No. 1, pp. 35-48. DOI: https://doi.org/10.52422/22202641_2022_1_35.

9. Lepeshkin S. A. Praktika ispolzovaniya metodov kinopedagogiki na urokakh istorii v sredney shkole. In: New trends in the scientific world. Proceedings of XVI International scientific conference, Mor-risville, 08.09.2018. Morrisville: Universum, 2018. Pp. 84-87.

10. Reutova M. A. Metod kinopedagogiki v obuchenii inofonov russkomu yazyku. In: Yazyk, kultura, mentalitet: problemy izucheniya v inostrannoy auditoria. Proceedings of the XX International scientific-practical conference, St-Petersburg, 20-22 Apr. 2022. Ed. By T. G. Sharri. St. Petersburg: RGPU im. A. I. Gertsena, 2022. Pp. 260-264.

11. Toropova A. V., Ermakova N. A. Kinomuzyka kak osnova art-terapevticheskogo treninga dlya razvitiya lichnostnoy refleksii v yunosheskom vozraste. Muzykalnoe iskusstvo i obrazovanie. 2014, No. 2, pp. 70-81.

12. Sitnikova O. V. Kinopedagogika kak sredstvo khudozhestvennogo metoda v pedagogicheskom obra-zovanii. Vestn. Leningradskogo gos un-ta im. A. S. Pushkina. 2020, No. 4, pp. 125-142. DOI: https:// doi.org/10.35231/18186653_2020_4_125.

Кускова Светлана Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков, Мурманский арктический университет

e-mail: kuskovasv@mauniver.ru

Kuskova Svetlana V., PhD in Education, Associate Professor, Assistant Professor, Foreign Languages Department, Murmansk Arctic University

e-mail: kuskovasv@mauniver.ru

Статья поступила в редакцию 27.04.2024 The article was received on 27.04.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.