Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЭМПАТИЙНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ'

РАЗВИТИЕ ЭМПАТИЙНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМПАТИЯ / ЭМПАТИЙНАЯ ГОТОВНОСТЬ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КИНОПЕДАГОГИКА / ФИЛЬМОКЕЙС / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова Елена Николаевна, Ефремова-Шершукова Надежда Александровна

Введение. Современное профессиональное педагогическое образование должно готовить будущих педагогов к персонализации и индивидуализации образовательного процесса. Важным разделом подготовки, по мнению автора, является возможность учета особых образовательных потребностей, что пока не обеспечено часовой нагрузкой. Наименее учитываемым аспектом является мотивационная и эмоциональная готовность. В статье представлено исследование по проблеме поиска новых методов развития эмпатийной готовности будущих педагогов к инклюзивному образованию. Цель статьи - теоретическое обоснование и описание первичных результатов апробации средств кинопедагогики в повышении эффективности профессионального педагогического образования через развитие эмпатийной готовности будущих педагогов к инклюзивному образованию. Методы. Исследование включало теоретические и эмпирические методы исследования. Проведено теоретическое уточнение понятий «педагогическая эмпатия» и «эмпатийная готовность к инклюзивному образованию», проведена диагностика эмоционального отклика на фильмокейс на основе теста К. Изарда. Результаты заключаются в активной эмоциональной реакции, положительной мотивации студентов на курс и обеспечении возможности дальнейшего саморазвития в этом направлении. Были составлены и проверены в опытно-экспериментальной работе несколько вариантов фильмокейсов для организации самостоятельной работы по курсу «Технологии инклюзивного образования», в том числе для дальнейшего самообразования студентов по желанию. Заключение. Эмпатийная готовность как профессиональное качество может повышать результативность не только инклюзивной, но и исследовательской, инновационной и многих других видов деятельности. Фильмокейс как средство кинопедагогики может иметь разную целевую направленность и должен быть активно использован в образовании и воспитании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF EMPATHIC READINESS OF FUTURE TEACHERSFOR INCLUSIVE EDUCATION

Introduction. Modern professional pedagogical education should prepare future teachers for the processes of personalization and individualization of the educational process. An important section of training, according to the author, is the possibility of taking into account special educational needs, which is not yet provided with an hourly load. The least considered aspect is motivational and emotional readiness. The article presents a study on the problem of finding new methods for developing empathic readiness of future teachers for inclusive education. The purpose of the article is the theoretical substantiation and description of the primary results of testing the means of film pedagogy in improving the effectiveness of professional pedagogical education through the development of empathic readiness of future teachers for inclusive education. Methodology. The study included theoretical and empirical research methods. The theoretical clarification of the concepts of “pedagogical empathy” and “empathic readiness for inclusive education” was carried out; the emotional response to the film case based on the test K. Izard was assessed. Results. The results include an active emotional reaction and positive motivation of students for the course and ensuring the possibility of further self-development in this direction. Several variants of film cases were compiled and tested in experimental work for the organization of independent work for the course called “Technologies of inclusive Education”, including further self-education of students at will. Conclusion. Empathic readiness as a professional quality can increase the effectiveness of not only inclusive activity, but also research, innovation and many other types of activities. The film case as a means of film pedagogy can have a different target orientation and should be actively used in education.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЭМПАТИЙНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ»

УДК/UDC 37.04

DOI10.54509/22203036_2022_3_90 EDN AFWSCY

Михайлова Елена Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии образования, Томский государственный педагогический университет, г. Томск

Ефремова-Шершукова Надежда Александровна

кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и психологии образования, Томский государственный педагогический университет, г. Томск

ssass

Mikhailova Elena N.

Candidate of Pedagogical Sciences, Docent, Associate Professor at the Department of Pedagogy and Psychology of Education, Tomsk State Pedagogical University, Tomsk

Efremova-Shershukova Nadezhda A.

Candidate of Historical Sciences, Docent,

Head of the Department of Pedagogy and Psychology

of Education, Tomsk State Pedagogical University,

Tomsk

РАЗВИТИЕ ЭМПАТИЙНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

DEVELOPMENT OF EMPATHIC READINESS OF FUTURE TEACHERS FOR INCLUSIVE EDUCATION

Введение. Современное профессиональное педагогическое образование должно готовить будущих педагогов к персонализации и индивидуализации образовательного процесса. Важным разделом подготовки, по мнению автора, является возможность учета особых образовательных потребностей, что пока не обеспечено часовой нагрузкой. Наименее учитываемым аспектом является мотивационная и эмоциональная готовность. В статье представлено исследование по проблеме поиска новых методов развития эмпатийной готовности будущих педагогов к инклюзивному образованию.

Цель статьи - теоретическое обоснование и описание первичных результатов апробации средств кинопедагогики в повышении эффективности профессионального педагогического образования через развитие эмпатийной готовности будущих педагогов к инклюзивному образованию.

Методы. Исследование включало теоретические и эмпирические методы исследования. Проведено теоретическое уточнение понятий «педагогическая эмпа-тия» и «эмпатийная готовность к инклюзивному образованию», проведена диагностика эмоционального отклика на фильмокейс на основе теста К. Изарда.

Результаты заключаются в активной эмоциональной реакции, положительной мотивации студентов на курс и обеспечении возможности дальнейшего саморазвития в этом направлении. Были составлены

и проверены в опытно-экспериментальной работе несколько вариантов фильмокейсов для организации самостоятельной работы по курсу «Технологии инклюзивного образования», в том числе для дальнейшего самообразования студентов по желанию.

Заключение. Эмпатийная готовность как профессиональное качество может повышать результативность не только инклюзивной, но и исследовательской, инновационной и многих других видов деятельности. Фильмокейс как средство кинопедагогики может иметь разную целевую направленность и должен быть активно использован в образовании и воспитании.

Introduction. Modern professional pedagogical education should prepare future teachers for the processes of personalization and individualization of the educational process. An important section of training, according to the author, is the possibility of taking into account special educational needs, which is not yet provided with an hourly load. The least considered aspect is motivational and emotional readiness. The article presents a study on the problem of finding new methods for developing empathic readiness of future teachers for inclusive education.

The purpose of the article is the theoretical substantiation and description of the primary results of testing the means of film pedagogy in improving the effectiveness of professional pedagogical education through the develop-

ment of empathic readiness of future teachers for inclusive education.

Methodology. The study included theoretical and empirical research methods. The theoretical clarification of the concepts of "pedagogical empathy" and "empathic readiness for inclusive education" was carried out; the emotional response to the film case based on the test K. Izard was assessed.

Results. The results include an active emotional reaction and positive motivation of students for the course and ensuring the possibility of further self-development in this direction. Several variants of film cases were compiled and tested in experimental work for the organization of independent work for the course called "Technologies of inclusive Education", including further self-education of students at will.

Conclusion. Empathic readiness as a professional quality can increase the effectiveness of not only inclusive activity, but also research, innovation and many other types of activities. The film case as a means of film pedagogy can have a different target orientation and should be actively used in education.

Ключевые слова: эмпатия, эмпатийная готовность, инклюзивное образование, кинопедагогика, фильмокейс, профессиональное педагогическое образование.

Keywords: empathy, empathic readiness, inclusive education, film pedagogy, filmcase, professional pedagogical education.

Введение

Современное российское образование тесно связано с развитием инклюзии. Приоритетная задача в таких условиях направлена на повышение качества и доступности образования для всех детей с особенностями психофизического развития, социализацию и адаптацию их в обществе [12]. Основная задача этой системы - учет индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка, разработка индивидуальных образовательных маршрутов, социальная реабилитация не только детей, но и их семей. Такая система невозможна без специально подготовленных специалистов: психологов, дефектологов, тьютеров, ассистентов и, конечно, педагогов, которые должны обладать не только знаниями своего предмета и основ коррекционной педагогики, но и «готовностью к гуманному отношению и общению с лицами с ОВЗ», то есть эмпатией. Именно это является основой формирования в дальнейшем инклюзивной культуры личности [4; 7].

Усугубляют ситуацию тревожность и стресс педагога, увеличение нагрузки при подготовке и прове-

дении занятия в инклюзивном классе. Успех педагогического взаимодействия в инклюзивном обучении - это понимание и безусловное принятие ребенка, отказ от осуждения, самоанализ и саморефлексия, отсутствие «эмоционально-смысловой стены» между педагогом и учащимся с особыми образовательными потребностями [1]. Таким образом, нами была определена научная проблема: каким образом развивать эмоциональную и эмпатийную готовность будущих педагогов к организации инклюзивного образования в школе в условиях аудиторной и самостоятельной работы.

В российском профессиональном педагогическом образовании существует явное противоречие: повышается актуальность компетентностной готовности педагогов к организации инклюзивного образования и не создаются условия для ее формирования [5]. Формально стандарты профессионального образования включают курсы коррекционной педагогики, технологий инклюзивного образования, но нельзя не отметить, что общие негативные тенденции уровня психолого-педагогической подготовки тут проявляются особенно остро:

- малая часовая наполняемость курсов, что позволяет лишь информировать об особых образовательных потребностях обучающихся, ограниченных возможностях здоровья и инвалидности;

- лекционные занятия (поточные лекции) без практикумов и семинаров. Нет возможности учесть специфику учебного предмета будущих педагогов;

- недостаточно активно рассматриваются вопросы именно подготовки педагога к инклюзивной деятельности, нет ориентации на реализацию инклюзии на разных уровнях образования (дошкольное образование, общее образование, среднее профессиональное образование, высшее образование;

- невозможно в силу специфики инклюзивной практики разработать задания для педагогической практики (не каждая базовая школа реализует инклюзивное образование, не в каждом классе есть обучающиеся с ОВЗ, нежелательно акцентировать внимание на таких учениках).

Методология

Готовность к эмпатии и развитие эмпатийной культуры мы считаем одним из важнейших условий профессиональной педагогической подготовки. Наиболее перспективным в этом случае является использование средств кинопедагогики для развития эмоционального отношения в целом и эмпатийного в частности. Эмпатия является личностной и профессиональной способностью педагога, которая выраба-

тывается в практике, в ситуациях, требующих эмпати-ческих действий.

Изначально категория «эмпатия» была определена только в психотерапии и рассматривалась как средство эффективного общения и взаимодействия с больным [8]. Чуть позднее, уже в общей психологии, как первичная эмоция симпатии, потребность в благополучии другого человека, основа альтруизма и как регулятор отношений между людьми.

Эмпатия рассматривается учеными как чувство сопереживания, способность поставить себя на место другого человека, понимание его целей, мотивов поведения и деятельности. Именно эмпатия способствует правильному и всестороннему пониманию другого человека, регулированию собственного поведения, созданию доверительных отношений между людьми. Проявлениями эмпатии считаются эмоциональная чуткость, доброжелательность, отзывчивость и доброжелательность, тактичность и заботливость [3]. Но единого определения этой категории нет. В работах К. Роджерса она обозначена как «...осознание чувств и эмоций других людей, умение чувствовать эмоции и настроения окружающих, понимать их точку зрения и проявлять активный интерес к их заботам, открытость во взаимодействии, умение проникать во внутренний мир другого человека» [10].

Эмпатия создает особую эмоциональную атмосферу, которая способствует развитию не только ученика, но и учителя. Она является обязательным компонентом процесса образования в целом и инклюзивного образования в особенности. Но именно в инклюзии наличествует множество факторов социального и педагогического взаимодействия, среди которых неприятие внешнего облика и поведения, особые черты личности, неправильное толкование реакций и поступков ученика с особыми образовательными потребностями. Как следствие - малоэффективное обучение, слабая индивидуализация обучения и воспитания, так как именно она обеспечивается высоким уровнем развития эмпатии учителя, его эмпатий-ной готовностью к организации инклюзивного образования.

Следуя идеям А. Р. Альгожина, Г. Б. Капбасова, Г. А. Капашева, под педагогической эмпатией мы понимаем «.рациональное, эмоциональное и интуитивное отражение другого человека через процессы персонификации, идентификации, аттракции, казуальной атрибуции, конгруэнтности и рефлексии, которое базируется на таком нравственном качестве, как толерантность, и помогает педагогу организовать воспитательное влияние более эффективно» [2].

Педагогическая эмпатия, конечно, не может быть чем-то принципиально иным по сравнению с эмпа-тией в «классической» психологической науке, хотя между ними есть ряд существенных отличий [6]:

- педагог должен проявлять эмпатию по отношению ко всем ученикам, а не только к «трудным» в отличие от психоаналитика, который совместно с больным пытается преодолеть болезнь;

- воспитательный процесс предполагает влияние других факторов, которые воздействуют на воспиту-емого. Следовательно, результаты воспитательного влияния педагога могут быть неоднозначны и т. д. [2].

Эмпатийные умения, входящие в специфическую компетенцию, формируются не одновременно: вначале формируются простейшие - основные, затем продвинутые, которые являются умениями более высокого уровня, и, наконец, на заключительном этапе - креативные [13]. Приведем пример продвинутых эмпатийных умений:

- эмпатийно-перцептивные умения: умение наблюдать за эмоциональным состоянием и поведением другого; умение определить свои ошибки восприятия и др.;

- эмпатийно-интерактивные умения: умение организовывать свое поведение на основании прогноза поведения партнера по общению; умение стабилизировать психические состояния, приводящие к адекватному общению и др.;

- эмпатийно-экспрессивные умения: умение использовать вербальную и невербальную (мимическую и пантомимическую) экспрессию и др.;

- эмпатийно-рефлексивные умения: умение определять степень идентификации своих эмоций с эмоциями партнера по общению; умение обобщать и делать выводы не только на основании логики, но и на основании бессознательных сопоставлений с прошлым опытом и на основании интуиции и др. [14].

Ресурсом можно было бы считать время самостоятельной работы студентов. Но традиционные формы организации самостоятельной работы по учебным курсам ориентированы только на когнитивную готовность [9]. Нами была организована опытно-экспериментальная работа по эмоциональному и эмпатий-ному развитию обучающихся на базе курса «Технологии инклюзивного образования» с использованием методов и средств кинопедагогики. Подбор фильмов должен опираться на сочетание индексов эмоционального воздействия.

Определение этих индексов проводилось с помощью упрощенной и модифицированной методики Кэррола Изарда «Шкала дифференцированных эмо-

Таблица 1

Кинокейс для самостоятельной работы студентов по курсу «Технологии инклюзивного образования

Название фильма Тема эссе (10-15 предложений)

Чудо (режиссер: Стивен Чбоски, 2017) Психологические трудности детей в инклюзивном образовании.

Временные трудности (режиссер: Михаил Расходников, 2018) Проблемы выбора стиля воспитания детей с ОВЗ и инвалидностью

Великан (режиссер: Питер Челсом, 1998) Социальные отношения детей с ОВЗ с миром. Проблемы и перспективы

Сотворившая чудо (режиссер: Надя Тэсс, 2000) Какие качества личности важны для педагога, работающего с «особыми» детьми?

ций» (ШДЭ). Она используется для определения эмоционального состояния с помощью шкалы значимости эмоций. В теоретической концепции Изарда, а далее и в его методике развивается положение о 10 базовых эмоциях: интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд и вина (3 варианта каждой эмоции - 30 шкал). Каждая из этих эмоций определялась по 3 уровням:

1-й - переживание полностью отсутствует;

2-й - переживание выражено умеренно;

3-й - переживание выражено сильно.

Для дополнительной дифференциации также определялись индексы позитивных и негативных эмоций в эмоциограмме (эмоциональный отклик).

Результаты

Для студентов были составлены кинокейсы. Тематически были объединены художественные фильмы о детях с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью, об организации процесса воспитания и обучения их дома и в школе. Каждый кейс также включал контент о педагогах специального и инклюзивного образования, о специфике их работы и особых личностных характеристиках. В зависимости от часовой нагрузки курса студентам предлагался фильмокейс, содержащий от4 до 7 фильмов. Основное

требование к содержанию кейса - специально организованное, заранее определенное эмоциональное влияние. Будущие педагоги как зрители должны испытать сильные и разноплановые эмоции (как положительные, так и отрицательные. Традиционно в кинопедагогике используется принцип киноклуба. После просмотра одного фильма идет групповое обсуждение, в ходе которого педагог «подводит» группу к правильной реакции, запланированной целью воспитания. Специфика самостоятельного просмотра определяет необходимость проектирования и моделирования эмоционального влияния. Вариант 1 фильмокейса для самостоятельного обучения включал 4 фильма, к каждому из которых сразу была определена тема эссе как точка особой содержательной концентрации. Проиллюстрируем пример такого кинокейса (табл. 1).

Так, например, фильм «Чудо» (2017 г., режиссер: Стивен Чбоски) по жанру драма и семейный. Продолжительность фильма 113 минут. Сюжет фильма про адаптацию «особого» ребенка Августа Пулмана в общеобразовательной школе. Определение эмоционального фона показало, студенты смотрели фильм с интересом, что эмоции интереса, радости и удивления выражены сильно, а горе и вина - умеренно. Остальные эмоции практически отсутствовали. Высок индекс положительных эмоций (рис. 1 и табл. 2).

200

iBÜMi

/ у у у у ^ у S

Рис. 1. Эмоциограмма студентов после просмотра фильма «Чудо» (2017 г.)

Таблица 2

Совершенно иначе выглядит эмоциограмма фильма «Временные трудности» (2018 г., режиссер: Михаил Расходников), который по жанру является драмой / мелодрамой. Преобладают эмоции удивления, печали, гнева, сочувствия и вины. Некоторые предлагали убрать фильм из фильмокейса. Но мы считаем, что такие эмоции, особенно ярко проявленные, необходимы. Это понятие эмпатического гнева - эмоционального состояния, опосредованного эмоциональной реакцией жертвы, при котором наблюдатель испытывает гнев по отношению к агрессору [16].

В опытно-экспериментальной работе по развитию эмоциональной и эмпатийной готовности будущих педагогов к организации инклюзивного образования в школе принимали участие 70 студентов 2-го курса очной формы обучения Томского государственного педагогического университета (бакалавриат). Курс «Технологии инклюзивного образования» включал 16 часов лекционных занятий и 56 часов самостоятельной работы. Время просмотра кинокейса 394

минуты (примерно 9 академических часов). По отзывам участников для написания эссе иногда приходилось пересматривать эпизоды, что увеличивало этот параметр. После просмотра каждого фильма студент должен был написать эссе на заданную тему и пройти онлайн самодиагностику эмоционального отклика.

По оценке уровня знаний, умений и навыков, необходимых для завершения курса, можно сделать вывод, что большинство студентов сочли его хорошим и отличным, то есть адекватным важности и часовому наполнению (рис. 2). Образовательная ценность включала как содержание лекционного материала, так и содержание кейсов для самостоятельной работы. На диаграмме видно, что 90 % будущих педагогов оценили положительно результат курса (86 % - на «отлично» и 13 % - на «хорошо»). Рефлексируя свой вклад в изучение курса, 33 % считали, что работали «достаточно усердно», 58 % - «усердно» и 3 % «очень усердно». Это показывает высокую степень заинтересованности и задействованности обучающихся.

Заключение

Таким образом, использование фильмокейса в самостоятельной при организации самостоятельной работы будущих педагогов вызывало сильный эмоциональный отклик. Это содействовало формированию эмпатийной готовности и развитию инклюзивной культуры. По результатам опроса студенты высоко оценили образовательную ценность курса «Технологии инклюзивного образования» и свой уровень знаний, что подтвердилось данными текущего и итогового контроля. Фильмокейс (в авторской трактовке понятия) как новое средство кинопедагогики имеет широкие перспективы применения в системе профессионального образования, процессе профессиональной ориентации, а также в психокоррецион-ной работе по формированию мотивов, ценностей

Дифференциация эмоций просмотра фильма «Чудо» (2017 г.)

Эмоция Полностью Умеренно Сильно

отсутствует выражено выражено

Интерес 13 96 101

Радость 8 100 72

Удивление 88 69 53

Горе 110 51 25

Гнев 177 31 2

Отвращение 177 32 1

Презрение 178 30 2

Страх 179 27 4

Стыд 183 25 2

Вина 137 48 25

60 ИИ Очень плохо _ИИ_Плохо ^И Удовлетворительно ИИ Хорошо ИИ Отлично

40

20

jL

Уровень навыков/знаний в Уровень навыков/знаний в Уровень навыков/знаний, Образовательная ценность начале курса конце курса необходимых для курса

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

завершения курса

Рис. 2. Самооценка уровня знаний и навыков и оценка образовательной ценности курса

и эмоционального отношения, поскольку объединяет в себе психологические, педагогические и социальные аспекты.

Литература

1. Агавелян Р. О. Готовность к деятельности психолога: рефлексивная активность личности. Новосибирск, 2013. 217 с.

2. Альгожина А. Р., Капбасова Г Б., Капашева Г. А. Теоретические аспекты изучения эмпатии [Электронный ресурс] // Инновационная наука. 2019. № 4. С. 231-232. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-aspekty-izucheniya-empatii (дата обращения: 22.03.2022).

3. Басова А. Г. Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2012. № 8 (43). С. 254-256. URL: https://moluch.ru/archive/43/5271/ (дата обращения: 23.03.2022).

4. Кетриш Е. В. Готовность педагога к работе в условиях инклюзивного образования [Электронный ресурс]. Екатеринбург, 2018. 120 с. URL: http://elar.rsvpu.ru/978-5-8050-0653-2.

5. Криводонова Ю. Е. Особенности формирования инклюзивных компетенций у педагогов в рамках общеобразовательной организации [Электронный ресурс] // Инновационные направления социально-гуманитарных исследований: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. Белгород, 2020. С. 58-61. URL: https://apni.ru/ article/337-osobennosti-formirovaniya-inklyuzivnikh-kompet.

6. Курпатов А. В., Алехин А. Н. Индивидуальные отношения. Теория и практика эмпатии. М., 2007. 384 с.

7. Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования. Главы из книги. М., 2011. 139 с.

8. Пономарева М. А. Эмпатия: теория, диагностика, развитие. Минск, 2009. 76 с.

9. Романов В. А., Привалов А. Н. Педагогическое сопровождение информационного самообразования будущего учителя в процессе профессиональной подготовки в вузе // Информатика и образование. 2012. № 1. С. 77-80.

10. Саламатина Ю. В. Психологические условия формирования эмпатийной культуры при подготовке будущих учителей [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2012. № 11 (46). С. 479-481. URL: https://moluch.ru/archive/46/5726/ (дата обращения: 22.03.2022).

11. Сунцова А. С. Теории и технологии инклюзивного образования. Ижевск, 2013. 110 с.

12. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. URL: http:// www.kremlin.ru/acts/bank/36698.

13. Черномырдина Т. Н. Формирование психологической готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования: дис. ... канд. психол. наук. Самара, 2018. 40 с.

14. Формирование эмпатийной компетентности магистрантов педагогического вуза в контексте интерактивных методов обучения / Н. С. Шкитина, Н. С. Касаткина, Н. Ю. Немудрая, М. В. Циулина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. № 2. С. 173-179.

15. Vitaglione G. Assessing a new dimension of empathy: empathic anger as a predictor of helping and punishing desires // Motivation and Emotion. 2003. Vol. 27, № 4. P. 301-325.

References

1. Agavelyan R. O. Gotovnost' k deyatel'nosti psihologa: refleksiv-naya aktivnost' lichnosti [Readiness for the activity of a psychologist: reflexive activity of personality]. Novosibirsk, 2013, 217 p. (In Russian).

2. Algozhina A. R., Kapbasova G. B., Kapasheva G. A. Teoretich-eskie aspekty izucheniya empatii [Theoretical aspects of the study of empathy]. Innovative Science, 2019, no. 4, pp. 231-232. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7teoreticheskie-aspekty-izucheniya-empatii (accessed 22.03.2022). (In Russian).

3. Basova A. G. Ponyatie empatii v otechestvennoj i zarubezhnoj psihologii [The concept of empathy in domestic and foreign psychology]. Young Scientist, 2012, no. 8 (43), pp. 254-256. Available at: https://moluch.ru/archive/43/5271 (accessed 23.03.2022). (In Russian).

4. Ketrish E. V. Gotovnost' pedagoga k rabote v usloviyah inklyuz-ivnogo obrazovaniya [Teacher's readiness to work in inclusive education]. Ekaterinburg, 2018, 120 p. Available at: http://elar. rsvpu.ru/978-5-8050-0653-2. (In Russian).

5. Krivodonova Yu. E. Osobennosti formirovaniya inklyuzivnyh kom-petencij u pedagogov v ramkah obshcheobrazovatel'noj organi-zacii [Features of the formation of inclusive competencies among teachers within the framework of a general education organization]. Innovative directions of social and humanitarian research. Collection of scientific papers based on the materials of the International Scientific and Practical Conference. Belgorod, 2020, pp. 58-61. Available at: https://apni.ru/article/337-osobennosti-formirovaniya-inklyuzivnikh-kompet. (In Russian).

6. Kurpatov A. V., Alekhine A. N. Individual'nye otnosheniya. Teoriya i praktika empatii [Individual relations. Theory and practice of empathy]. Moscow, 2007, 384 p. (In Russian).

7. Mitchell D. Effektivnye pedagogicheskie tekhnologii special'nogo i inklyuzivnogo obrazovaniya. Glavy iz knigi [Effective pedagogical technologies of special and inclusive education. Chapters from the book]. Moscow, 2011, 139 p. (In Russian).

8. Ponomareva M. A. Empatiya: teoriya, diagnostika, razvi-tie [Empathy: theory, diagnosis, development]. Minsk, 2009, 76 p. (In Russian).

9. Romanov V. A., Privalov A. N. Pedagogicheskoe soprovozhde-nie informacionnogo samoobrazovaniya budushchego uchitelya v processe professional'nojpodgotovki v vuze [Pedagogical support of information self-education of a future teacher in training in high school]. Informatics and Education, 2012, no. 1, pp. 77-80. (In Russian).

10. Salamatina Yu. V. Psihologicheskie usloviya formirovaniya empatijnoj kul'tury pri podgotovke budushchih uchitelej [Psychological conditions for the formation of empathic culture in the preparation of future teachers]. Young Scientist, 2012, no. 11 (46), pp. 479-481. Available at: https://moluch.ru/archive/46/5726/ (accessed 22.03.2022). (In Russian).

11. Suntsova A. S. Teorii i tekhnologii inklyuzivnogo obrazo-vaniya [Theories and technologies of inclusive education]. Izhevsk, 2013, 110 p. (In Russian).

12. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii [On Education in the Russian Federation]. Federal Law No. 273-FZ of December 29, 2012. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698. (In Russian).

13. Chernomyrdina T. N. Formirovanie psihologicheskoj gotovnosti budushchih pedagogov k professional'noj deyatel'nosti v uslovi-yah inklyuzivnogo obrazovaniya [Formation of psychological readiness of future teachers for professional activity in conditions of inclusive education]. Ph. D. thesis. Samara, 2018, 40 p. (In Russian).

14. Shkitina N. S., Kasatkina N. S., Nemudraya N. Yu., Tsi-ulina M. V. Formirovanie empatijnoj kompetentnosti magistran-tov pedagogicheskogo vuza v kontekste interaktivnyh metodov obucheniya [Managing pedagogical university master students' empathic training]. Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University, 2018, no. 2, pp. 173-179. (In Russian).

15. Vitaglione G. Assessing a new dimension of empathy: empathic anger as a predictor of helping and punishing desires. Motivation and Emotion, 2003, vol. 27, no 4, pp. 301-325. (In English).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.