Научная статья на тему 'Психологическая готовность будущих педагогов к работе в инклюзивной среде'

Психологическая готовность будущих педагогов к работе в инклюзивной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
377
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / ИНКЛЮЗИВНАЯ СРЕДА / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИ / ДЕТИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковязина И.В., Жданова Т.Н.

В статье рассматривается психологическая готовность будущих педагогов к работе в инклюзивной образовательной среде и особенности ее формирования у будущих специалистов в процессе обучения в вузе. Подвергаются анализу содержание понятий «инклюзивное образование» и «инклюзивная среда» с учетом их понимания отечественными и зарубежными авторами. Представлены результаты исследования некоторых аспектов структуры психологической готовности будущих педагогов к работе в инклюзивной среде, мотивационного, когнитивного и эмоционального компонентов, с более глубоким изучением последнего. Описывается опыт работы по формированию психологической готовности будущих педагогов к работе в инклюзивной среде, указываются рекомендации по формированию психологической готовности студентов педагогического вуза к работе в условиях инклюзии, делается вывод о необходимости формирования психологической готовности у будущих педагогов-профессионалов к работе в инклюзивной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковязина И.В., Жданова Т.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическая готовность будущих педагогов к работе в инклюзивной среде»

Психологическая готовность будущих педагогов к работе в инклюзивной среде

Ковязина Инна Валентиновна, к.психол.н., доцент, Тюменский государственный университет, i.v.kovyazina@utmn.ru

Жданова Татьяна Николаевна, старший преподаватель, Тюменский государственный университет, t.n.zhdanova@utmn.ru

В статье рассматривается психологическая готовность будущих педагогов к работе в инклюзивной образовательной среде и особенности ее формирования у будущих специалистов в процессе обучения в вузе. Подвергаются анализу содержание понятий «инклюзивное образование» и «инклюзивная среда» с учетом их понимания отечественными и зарубежными авторами. Представлены результаты исследования некоторых аспектов структуры психологической готовности будущих педагогов к работе в инклюзивной среде, мотивационного, когнитивного и эмоционального компонентов, с более глубоким изучением последнего. Описывается опыт работы по формированию психологической готовности будущих педагогов к работе в инклюзивной среде, указываются рекомендации по формированию психологической готовности студентов педагогического вуза к работе в условиях инклюзии, делается вывод о необходимости формирования психологической готовности у будущих педагогов-профессионалов к работе в инклюзивной среде. Ключевые слова: психологическая готовность, инклюзивная среда, инклюзивное образование, будущие педагоги, дети с особыми образовательными потребностями.

0

01 г

В настоящее время феномен «инклюзия» широко применяется в различных сферах жизнедеятельности человека, в том числе и в образовании.

В работах отечественных и зарубежных авторов понятие «инклюзивное образование» представлено как процесс интеграции, включающий в себя доступность образования для всех детей и изменение общего образования в плане приспособления к различным образовательным потребностям всех учащихся (Р. Аткинсон, Т. Бут, М. Вин-зер, С. Петерс, Г. Стангвик и др.; С.В. Алёхина, Л.В. Годовникова, Н.Н. Малофеев, Н.Я. Семаго, Е.Г. Самарцева и др.).

Следуя положению о равных правах и возможностях, гуманизме все чаще возникает идея о создании комфортных условий существования, в том числе и для тех, кто имеет особенности развития. В этой связи в работах последних лет и появляется феномен «инклюзивная среда» или доступная среда, которая способствует предупреждению возникновения изолированности и отчуждения людей, имеющих особенности развития, акцентируя внимание на принципе, согласно которому каждый человек уникален и неповторим. Так Е.Л. Яковлевой, М.А. Зайченко инклюзивная среда описывается как специфическая форма социального существования, где принимается и понимается любая личность, в том числе нетипичная, независимо от индивидуальных особенностей и понимания нормы [7].

Зарубежный опыт инклюзивного образования указывает нам на то, что создание доступной инклюзивной среды невозможно без принятия различий духовной ценности каждого человека, ценностного отношения и признания индивида; необходимости учиться взаимодействовать с гетерогенностью в условиях гетерогенности и развития индивидуальности, направленной на выявление общих черт, а также без умения управления гетерогенностью и использования ее как ресурса интеграции в общество.

Немаловажное значение в создании благоприятных условий для всех участников образовательного процесса занимает педагог-профессионал, субъект деятельности, который готов работать в инклюзивной среде.

Педагогу, взаимодействуя с детьми, имеющими особые образовательные потребности, необходи-

мо обладать достаточной степенью развития психологической готовности к профессионально-педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования, так как постоянство и эффективность профессиональной деятельности зависит от особенностей профессиональной, и прежде всего, психологической готовности специалиста. Таким образом, анализируя содержание профессиональной подготовки будущих педагогов, можно сделать вывод о том, что необходимо уделять особое внимание формированию у них психологической готовности к взаимодействию с детьми с особыми образовательными потребностями.

Что вкладывается в понятие психологической готовности к работе в условиях инклюзии и где более эффективно её формирование: на этапе подготовки будущих педагогов или непосредственно в их профессиональной деятельности? Каким должно быть содержание образования, обеспечивающее формирование психологической готовности к взаимодействию с детьми в условиях инклюзивной среды? Ответы на эти вопросы определяют значимость исследуемой проблемы.

В работах многочисленных авторов, В.А. Сла-стенина, Ю.В. Прошуниной, Н.В. Кузьминой, А.А. Деркача и др. подчеркивается, что психологическая готовность является «сложным синтетическим образованием» (Ф.И. Иванищенко), многоаспектным феноменом, который состоит из взаимосвязанных разнообразных элементов (часто схожих по содержанию), способствующих успешному осуществлению деятельности, например как мотивация, которая обусловливает положительное отношение к педагогической деятельности и ее успешность, достаточный объем специальных и психолого-педагогических знаний, необходимый уровень развития профессионально-важных качеств личности, педагогических умений и навыков.

Как отмечают Т.Н. Авдеева, С.В. Алехиной, М.А. Алексеева, Е.Л. Агафонова и др., можно выделить следующие основные компоненты психологической готовности будущего педагога к работе с учащимися в инклюзивной среде: мотивационный, когнитивный и эмоциональный.

Так значительная роль в формировании психологической готовности отводится мотивационно-му компоненту, так как именно осознанная потребность позволяет видеть смысл своей деятельности, стремиться к результату, или, как отмечает Р.Д. Санжаева, «вне мотива и смысла невозможны ни одна деятельность, не реализуемы никакие, даже самые усвоенные знания и предельно сформированные умения» [6]. Без устойчивой установки к работе в условиях инклюзивного образования, внутренней готовности к позитивному восприятию учащихся с особыми образовательными потребностями и др. невозможна удовлетворенность своей деятельностью.

Когнитивный компонент психологической готовности к профессиональной деятельности в инклюзивной среде включает в себя знания и понимание принципов, задач инклюзивного образования, по-

требностей детей с различными особенностями и возможности их обучения и воспитания с учетом особенностей развития. Педагог, обладая достаточным количеством знаний о специфике инклюзивного образования и образовательных потребностях детей, без включения каждого ребенка в образовательный процесс не видит дальнейшего будущего.

Эмоциональный компонент отражает возможности принятия или непринятия детей с особенностями развития и включает в себя аспекты эмоционального отношения к детям, имеющим особые образовательные потребности, что невозможно без таких качеств личности педагога как толерантность, эмпатийность, тактичность и др.

Ряд авторов, описывая готовность педагога к работе в условиях инклюзии, выделяют ещё два компонента психологической готовности к работе в условиях инклюзии: креативный и деятельностный.

Креативный компонент состоит из творческой активности и одухотворенности самого педагога, его умения создать вдохновляющую атмосферу в учебной деятельности, которая бы способствовала становлению творческого потенциала каждого ребенка.

Деятельностный компонент содержит в себе способы и приемы реализации необходимых знаний, умений и навыков на практике, в собственной педагогической деятельности, при работе с детьми, имеющими особенности развития, указывающие на уровень профессионализма и компетентности данного педагога [2, 5].

При этом, на наш взгляд, все вышеперечисленные компоненты взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга.

С целью определения некоторых аспектов психологической готовности будущих педагогов к работе в инклюзивной среде было проведено пилотажное исследование, в котором приняли участие 100 студентов 1-4 курсов очной и заочной формы обучения Тобольского педагогического института им. Д.И. Менделеева (филиал) ТюМГУ, педагогического направления и психолого-педагогического направления подготовки, будущие педагоги-предметники и педагоги-психологи.

С целью выявления отношения к обучению в условиях инклюзии, принятия или непринятия современной системы образования, оценки профессиональных трудностей и др. (мотивационный и когнитивный компоненты), нами был проведен опрос.

Студентам предлагалось ответить на ряд вопросов, например: какие проблемы инклюзивного образования Вы видите? Какие трудности можно выделить при реализации идеи инклюзивного образования в регионе? Принимаете ли вы современную систему образования с инклюзивной направленностью? С какими проблемами сталкивается современный педагог, на ваш взгляд, при работе с детьми с особыми образовательными потребностями? И других.

Полученные результаты показали, что большая часть опрошенных студентов принимают совре-

о о и и т

г

т

О т э т й А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

0

01 г

менную систему образования с инклюзивной направленностью и видят ряд проблем, связанных с её реализацией в российских школах в целом, и в регионе в частности: недостаточно подготовлена и оборудована среда обучения; дефицит профессиональной компетентности в области инклюзии; нехватка специалистов для работы с детьми с особыми образовательными потребностями; психологическая неготовность общества, педагогов и нормально развивающихся сверстников принять детей с особенностями развития; недостаточно средств (финансовых) для реализации инклюзивного образования в регионах.

Для выявления специфики эмоционального компонента психологической готовности будущих педагогов к работе в условиях инклюзии использовался экспресс-опросник "Индекс толерантности" (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова) и методика «Диагностика уровня эм-патии» (И.М. Юсупова).

В результате диагностики было выявлено, что большинство будущих специалистов обладают средним уровнем толерантности - 73%, высокий уровень отмечен у 27% испытуемых, низкий индекс толерантности не выявлен. Полученные данные говорят о том, что испытуемые в большинстве своем обладают чертами толерантной личности, но в одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерант-ность. Так, у большинства студентов наблюдается способность проявлять терпимость к малознакомому образу жизни представителей других этнических общностей, их поведению, национальным традициям, обычаям, чувствам, мнениям идеям, верованиям, а также склонность к партнёрскому взаимодействию с различными социальными группами общества и др.

Диагностируя уровни развития эмпатии, как способности одного человека сосредоточится на эмоциональном состоянии другого человека, и разделить или прочувствовать его переживания, так словно они собственные, испытуемых с очень низким уровнем эмпатии не выявлено (0%). Низкий уровень эмпатии всего у 6% будущих педагогов-предметников и педагогов-психологов, средний уровень имеют 34% испытуемых, высокий уровень наблюдается у 47% и очень высокий у 13% опрашиваемых. Анализируя полученные данные можно отметить, что у некоторых испытуемых наблюдается низкий уровень внимательности по отношению к эмоциям и чувствам других, при этом, они бывают невнимательны к своим переживаниям (в 4% случаев), или, наоборот, чрезмерно внимательны к себе - 2% опрошенных, что связано, на наш взгляд, преимущественно, с воспитанием данных личностей. У большинства же испытуемых наблюдается либо стремление эмоционально отзываться и приходить на помощь к другим тогда, когда это им особенно нужно, либо быть максимально включенными в переживания других людей и оказывать им помощь повсеместно (постоянно).

В целом, результаты исследования уровней развития эмпатии свидетельствуют о том, что, у

будущих педагогов преимущественно наблюдается склонность к эмоциональной отзывчивости на переживания других людей, что может быть обусловлено, в том числе и спецификой направления их подготовки.

Формирование психологической готовности будущих педагогов-предметников и педагогов-психологов к взаимодействию с детьми в условиях инклюзии требует системной целенаправленной работы в период обучения в вузе.

Обобщив собственный опыт работы на базе высшего образовательного учреждения можно отметить, что формирование психологической готовности у будущих специалистов к работе в условиях инклюзии невозможно без практико-ориентированного характера обучения. В связи с этим, нами был разработан ряд рекомендаций по формированию в вузе практических навыков психологической готовности будущих педагогов-предметников и педагогов-психологов к работе в условиях инклюзии:

- педагогам помнить о том, что «инклюзивное или «включенное» образование предполагает создание комфортных условий для различных категорий детей с особыми образовательными потребностями, что требует совершенствования качества психолого-педагогического сопровождения» [4. С.1] и способствовать формированию данного представления у студентов, создавая условия для становления у них личностных установок на инклюзивное образование и социальную значимость его осуществления;

- содействовать становлению мотивации, профессионально-личностных качеств, профессиональных компетенций и готовности к инновационной инклюзивной деятельности у будущих специалистов через практикумы с элементами тренинга, деловые игры, мозговой штурм на темы «Инклюзия глазами субъектов образования», «Толерантность и интолерантность в образовательной среде» и пр.; а также через проведение микроуроков как формы активного обучения с элементами инклюзии;

- организовать участие будущих специалистов в различных мероприятиях с детьми, имеющими особые образовательные потребности, таких как «Дни здоровья», интерактивные игры «Волшебный мир сенсорики», фестиваль достижений «Я и мой город» и др.;

- осуществлять в образовательной организации непрерывную практику студентов, включающую работу в инклюзивной среде и т. п.

Таким образом, психологическая готовность будущих педагогов к работе в инклюзивной среде и ее формирование является необходимым условием подготовки компетентного специалиста современного развивающегося образования, позволяющего создать комфортные условия для каждого ребенка.

Литература

1. Адеева Т. Н. Проблемные аспекты психологической готовности педагогов к инклюзивному об-

разованию // Ярославский педагогический вестник. 2016. №5. С. 57-61. URL:

https://cyberlemnka.m/ar"tide/n/problemnye-aspekty-psihologicheskoy-gotovnosti-pedagogov-k-inklyuzivnomu-obrazovaniyu (дата обращения: 05.05.2019).

2. Алехина С. В., Алексеева М. А., Агафонова Е. Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. 2011. №1. С. 83-92. URL: http: // inclusive-edu.ru (дата обращения: 06.05.2019).

3. Воробьева Д. В. Понятие психологической и профессиональной готовности педагогов в работе с детьми с ОВЗ в инклюзивной практике // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. X междунар. науч.-практ. конф. Часть I. Новосибирск: СибАК, 2011.

4. Ковязина И. В., Пилипец Л. В. Психолого-педагогические аспекты инклюзии в образовании детей с тяжелыми нарушениями речевого развития в основной школе (на примере физики // Современные проблемы науки и образования. 2014. №6. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=16575 (дата обращения: 08.05.2019).

5. Пронина Н. А. Подготовка будущих учителей к работе в инклюзивной среде на примере дисциплин психологического цикла // Молодой ученый. 2014. №7. С. 287-289. URL: https://moluch.ru/archive/66/10962/ (дата обращения: 07.04.2019).

6. Санжаева Р. Д. Психологическая подготовка студентов к педагогической деятельности // Личность в системе деятельности. Тезисы докладов регион. науч. практической конференции. Новосибирск: НГПУ, 1993. С. 90-114.

7. Яковлева Е. Л., Зайченко М. А. Проблема нормы и инклюзивная среда // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 1(14). С. 76-80.

Psychological preparedness of future teachers to work in an inclusive education

Kovyazina I.V., Zhdanova T.N. University of Tyumen The psychological preparedness of future teachers to work in an inclusive educational environment and the peculiarities of its formation among future specialists in the process of teaching at a university is considered in the article. The content of the notions of "inclusive education" and "inclusive environment" is analyzed taking into account the opinions of domestic and foreign authors. The results of the study of some aspects of the structure of future teachers' psychological preparedness to work in an inclusive environment, motivational, cognitive and emotional components, with a deeper study of the latter are presented. The experience of the formation of future teachers' psychological preparedness of to work in an inclusive environment is Described.The recommendations on the formation of students psychological readiness to work in the conditions of inclusion are indicated. The conclusion is made about the need to form psychological preparedness among future professional teachers to work in an inclusive education. Key words: psychological preparedness, inclusive environments, inclusive education, future teachers, children with special educational needs References

1. T. N Avdeeva. Peculiarities In problems of teachers' readiness to

inclusive education // Yaroslavl Pedagogical Gazette. 2016. №5. P. 57-61. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemnye-aspekty-.. (accessed: 05.05.2019).

2. S. V. Alekhina, M. A. Alekseeva, E. L. Agafonova. Readiness of

teachers as the main success factor of an inclusive process in education // Psychological Science and Education. 2011. №1. P. 83-92 URL: http: // inclusive-edu.ru (accessed: 06.05.2019)

3. D. V. Vorobiova. The concept of teachers' psychological and

professional readiness during work with limited physical abilities children in inclusive practice // Personality, family and society: pedagogical and psychological issues. The collection of articles from 10th international scientific practical conference, p. 1. Novosibirsk, SibAC, 2011.

4. I. V. Kovyazia, L. V. Pilipets. Psychological and pedagogical aspects of inclusion during hard speech disorders teaching in the secondary school (Physics example) // modern science and education issues. 2014. №6. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=16. (accessed: 08.05.2019).

5. N. A. Pronina. Preparing future teachers for work at inclusive

environment on example of psychological cycle disciplines // Young scientist. 2014 №7. P.287-289. URL: https://moluch.ru/archive/66/10962/ (accessed: 07.04.2019).

6. R. D. Snazhaeva. Students' psychological preparation for pedagogical activity // Personality in the system of activity. Abstracts of the regional scientific practical conference. Novosibirsk: NSPU, 1993.

7. E. L. Yakovleva, M. A. Zaychenko. The problem of norms and

inclusive environment // Karelian scientific journal. 2016. Vol.5 №1 (14). C. 76-80.

о о ш n m 5 m

О m n m й А

X £ m

О

x О m

О Dl n А ы о ш А X X m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.