Научная статья на тему 'КИНОПЕДАГОГИКА КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЕТОДА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ'

КИНОПЕДАГОГИКА КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЕТОДА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2746
388
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИНО / КИНЕМАТОГРАФ / КИНОПЕДАГОГИКА / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОД / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ / ГЕРОИ-ПЕРСОНАЖИ / ОБРАЗЫ-ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ОПЫТ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ДУХОВНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ / ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ / CINEMA / TELECOMMUNICATION TECHNOLOGIES / FILM EDUCATION / ART EDUCATION / ARTISTIC METHOD / ARTISTIC THINKING / INTERPRETATION / PEDAGOGICAL REALITY / CHARACTERS-HEROES / IMAGES-REPRESENTATIONS / ARTISTIC AND AESTHETIC EXPERIENCE / INTELLECTUAL AND AESTHETIC SPIRITUALITY / INDIVIDUAL REFLECTION / HERMENEUTICAL ANALYSIS / PERSONAL MEANING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ситникова Оксана Владимировна

Введение. Автором рассматривается кинопедагогика как средство художественного метода в педагогическом образовании, одна из целей которого - формирование мировоззренческой позиции студента-педагога. Материалы и методы. Предлагается использование художественных произведений кинематографа с социально-педагогическим содержанием в качестве инструментария информационных технологий в педагогическом образовании студентов, с целью формирования у педагогов общей культуры личности и отношения к будущей профессии. Акцентируется внимание на эстетических ресурсах «сотворения» личности педагога, одним из которых является художественный метод, углубляющий гуманитарную парадигму современного образования. В контексте данной статьи суть художественного метода личностный эстетический опыт конкретного субъекта, и как всякий метод он является достоянием локальной культуры конкретного педагога и фактом его педагогического мастерства и творчества. Одним из подходов к реализации художественного метода является ретроспективный подход в ознакомлении молодёжи с классическими художественными произведениями прошлого. Кинопедагогика как средство художественного метода в педагогическом образовании обеспечивает до-теоретический уровень научного познания в педагогике. Результаты исследования. Предлагаются методические рекомендации по содержанию кинопедагогики как средства художественного метода в виде перечня рекомендуемых кинокартин, отечественного и зарубежного производства, а также критерии написания академического эссе. Самостоятельная творческая инициатива студентов реализуется посредством герменевтического анализа кинокартин, отражая персонифицированную интерпретацию студентом-педагогом произведений искусства, посвящённых детству и образованию, раскрывающим явления или процессы, значимые для педагогики. Кинофильмы как художественные произведения интенсивно наполняют содержание образовательного процесса во всех форматах педагогического взаимодействия в вузе: аудиторных занятиях, самостоятельной работе студентов и внеаудиторной (досуговой жизни). Наряду с художественными кинокартинами в содержании образовательного процесса используются документальные и мультипликационные фильмы, биографические и тематические ТВ-передачи. Кинопедагогика в качестве средства художественного метода в педагогическом образовании трактуется как инновационный феномен. Обсуждение и выводы. Методический опыт реализации кинопедагогики как средства художественного метода в педагогическом образовании позволил нам сделать вывод о том, что у студентов формируется квазипрофессиональный опыт педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ситникова Оксана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FILM PEDAGOGY AS A MEANS OF ARTISTIC METHODIN PEDAGOGICAL EDUCATION

Introduction. The author considers film pedagogy as a means of artistic method in pedagogical education, one of the goals of which is the formation of the ideological position of the student-teacher. Materials and methods. The author suggests the useing of cinematographic works of art with the socio-pedagogical content as a toolkit of information technology in the pedagogical education of students, with the aim of forming teachers of the general culture of the individual and the attitude to the future profession. In connection with which attention is focused on the aesthetic resources of the creation of the personality of the teacher, one of which is the artistic method that deepens the humanitarian paradigm of modern education. In the context of this article, the essence of the artistic method is the personal aesthetic experience of a particular subject and, like any method, is the property of the local culture of a particular teacher and the fact of his pedagogical skill and creativity. One of the approaches to the implementation of the artistic method is a retrospective approach in introducing young people to the classic works of art of the past. Cinema pedagogy as a means of the artistic method in pedagogical education provides a pre-theoretical level of scientific knowledge in pedagogy. Results. The methodical recommendations on the content of film education as a means of the artistic method are proposed. We recommend a list of films of domestic and foreign production, and criteria for writing an academic essay. Students' independent creative initiative is realized through a hermeneutical analysis of films, reflecting the student teacher's personalized interpretation of works of art dedicated to childhood and education, revealing phenomena or processes that are significant for pedagogy. Films as works of art intensively fill the content of the educational process in all formats of pedagogical interaction at the university: classroom work, independent work of students and extracurricular (leisure life). Along with feature films, documentaries, animated films, and thematic TV programs are used in the content of the educational process. Сinema pedagogy as a means of the artistic method in pedagogical education is interpreted as an innovative phenomenon. Discussion and conclusion. Methodological experience in the implementation of film pedagogy as a means of artistic method in pedagogical education allowed us to conclude that students form a quasi-professional experience of teaching.

Текст научной работы на тему «КИНОПЕДАГОГИКА КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЕТОДА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Статья / Article

УДК / UDC 7.097 : 378.147

Кинопедагогика как средство художественного метода в педагогическом образовании

О. В. Ситникова

Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, Санкт-Петербург, Российская Федерация

Введение. Автором рассматривается кинопедагогика как средство художественного метода в педагогическом образовании, одна из целей которого - формирование мировоззренческой позиции студента-педагога.

Материалы и методы. Предлагается использование художественных произведений кинематографа с социально-педагогическим содержанием в качестве инструментария информационных технологий в педагогическом образовании студентов, с целью формирования у педагогов общей культуры личности и отношения к будущей профессии. Акцентируется внимание на эстетических ресурсах «сотворения» личности педагога, одним из которых является художественный метод, углубляющий гуманитарную парадигму современного образования. В контексте данной статьи суть художественного метода личностный эстетический опыт конкретного субъекта, и как всякий метод он является достоянием локальной культуры конкретного педагога и фактом его педагогического мастерства и творчества. Одним из подходов к реализации художественного метода является ретроспективный подход в ознакомлении молодёжи с классическими художественными произведениями прошлого. Кинопедагогика как средство художественного метода в педагогическом образовании обеспечивает до-теоретический уровень научного познания в педагогике.

Результаты исследования. Предлагаются методические рекомендации по содержанию кинопедагогики как средства художественного метода в виде перечня рекомендуемых кинокартин, отечественного и зарубежного производства, а также критерии написания академического эссе. Самостоятельная творческая инициатива студентов реализуется посредством герменевтического анализа кинокартин, отражая персонифицированную интерпретацию студентом-педагогом произведений искусства, посвящённых детству и образованию, раскрывающим явления или процессы, значимые для педагогики. Кинофильмы как художественные произведения интенсивно наполняют содержание образовательного процесса во всех форматах педагогического взаимодействия в вузе: аудиторных занятиях, самостоятельной работе

© Ситникова О. В., 2020

студентов и внеаудиторной (досуговой жизни). Наряду с художественными кинокартинами в содержании образовательного процесса используются документальные и мультипликационные фильмы, биографические и тематические ТВ-передачи. Кинопедагогика в качестве средства художественного метода в педагогическом образовании трактуется как инновационный феномен.

Обсуждение и выводы. Методический опыт реализации кинопедагогики как средства художественного метода в педагогическом образовании позволил нам сделать вывод о том, что у студентов формируется квазипрофессиональный опыт педагогической деятельности.

Ключевые слова: кино; кинематограф; кинопедагогика; телекоммуникационные технологии; художественное образование; художественный метод; художественное мышление; интерпретация; педагогическая действительность; герои-персонажи; образы-представления; художественно-эстетический опыт; интеллектуально-эстетическая духовность; индивидуальная рефлексия; герменевтический анализ; личностный смысл.

Для цитирования: Ситникова О.В. Кинопедагогика как средство художественного метода в педагогическом образовании // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. 2020. № 4. С. 125-142.

Film pedagogy as a means of artistic methodin pedagogical education

Oksana V. Sitnikova

Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russian Federation

Introduction. The author considers film pedagogy as a means of artistic method in pedagogical education, one of the goals of which is the formation of the ideological position of the student-teacher.

Materials and methods. The author suggests the useing of cinematographic works of art with the socio-pedagogical content as a toolkit of information technology in the pedagogical education of students, with the aim of forming teachers of the general culture of the individual and the attitude to the future profession. In connection with which attention is focused on the aesthetic resources of the creation of the personality of the teacher, one of which is the artistic method that deepens the humanitarian paradigm of modern education. In the context of this article, the essence of the artistic method is the personal aesthetic experience of a particular subject and, like any method, is the property of the local culture of a particular teacher and the fact of his pedagogical skill and creativity. One of the approaches to the implementation of the artistic method is a retrospective approach in introducing young people to the classic works of art of the past. Cinema pedagogy as a means of the artistic method in pedagogical education provides a pre-theoretical level of scientific knowledge in pedagogy.

Results. The methodical recommendations on the content of film education as a means of the artistic method are proposed. We recommend a list of films of domestic and

foreign production, and criteria for writing an academic essay. Students' independent creative initiative is realized through a hermeneutical analysis of films, reflecting the student teacher's personalized interpretation of works of art dedicated to childhood and education, revealing phenomena or processes that are significant for pedagogy. Films as works of art intensively fill the content of the educational process in all formats of pedagogical interaction at the university: classroom work, independent work of students and extracurricular (leisure life). Along with feature films, documentaries, animated films, and thematic TV programs are used in the content of the educational process. Cinema pedagogy as a means of the artistic method in pedagogical education is interpreted as an innovative phenomenon.

Discussion and conclusion. Methodological experience in the implementation of film pedagogy as a means of artistic method in pedagogical education allowed us to conclude that students form a quasi-professional experience of teaching.

Key words; cinema; telecommunication technologies; film education; art education; artistic method; artistic thinking; interpretation; pedagogical reality; Characters-heroes; images-representations; artistic and aesthetic experience; intellectual and aesthetic spirituality; individual reflection; hermeneutical analysis; personal meaning.

For citation: Sitnikova, O.V. (2020) Kinopedagogika kak sredstvo khudozhestven-nogo metoda v pedagogicheskom obrazovanii [Film pedagogy as a means of artistic methodin pedagogical education]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina - Pushkin Leningrad State University Journal. No. 4. pp. 125-142. (In Russian).

Введение

В научных периодических изданиях довольно часто исследуются вопросы, связанные с экранными искусствами, к которым полноправно относится кино [2-4]. Обсуждаются различные аспекты воздействия и влияния кинематографа на формирование личностных характеристик человека1. Через кино действительно производится оформление человека в заданном направлении, а значит сотворяется личность посредством кинопедагогики [9], которая оказывает значительное влияние на формирование мировоззрения человека, являясь универсальным средством для повышения уровня культуры отдельно взятого гражданина [7].

Целью данной статьи является обзор педагогических ресурсов, заложенных в кинофильмах как художественных произведениях кинематографа с социально-педагогическим содержанием, которые (ресурсы) оказывают воздействие на формирование мировоззрения педагога.

1 Кинопедагогика - современному учителю: XXVII Международные Рождественские образовательные чтения: 27 января 2019 г. // [Электронный ресурс]. URL: https://apkipp.ru/novosti/kinopedagogika-sovremennomu-uchitelyu/

Предполагаем, что включение художественных произведений кинематографа с социально-педагогическим содержанием в качестве инструментария информационных технологий в педагогическом образовании студентов будет способствовать формированию у будущих педагогов отношения к профессии как к призванию.

Обзор литературы

В контексте заявленной темы фокус исследования будет направлен на личность педагога, формирование которой является одной из целей педагогического образования.

Но, прежде чем обосновать кинопедагогику как средство художественного метода в педагогическом образовании, остановимся на анализе соотношения и детерминации методологических категорий «средство» и «метод» [8]. Так, «средство» трактуется как инструмент «метода»1, также средство порой оборачивается определяющим фактором метода. В этой связи в теоретических исследованиях происходит смешение этих понятий и констатируется их «взаимопереход», и тогда трудно отделить метод от средств и наоборот - это естественно и органично. В научной литературе выделяются средства педагогического процесса и средства педагогической деятельности, из чего можно заключить, что кинопедагогика является средством педагогического процесса.

Таким образом, средства являются составной частью любого метода. Метод определяет средства, и через них обеспечивается возможность практической реализации, достижение прогнозируемой цели. Н.В. Бор-довская указывает, что для понимания специфики определённого педагогического метода важно понимание его структуры, которая задаёт логику отбора и выстраивания порядка всех действий субъектов образовательного процесса2.

1 Методика и технологии работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б.Н. Алмазов, М.А. Беляева, Н.Н. Бессонова и др.; под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. М.: Академия, 2002. 192 с.

2 Современные образовательные технологии: учеб. пособие / коллектив авт.; под ред. Н.В. Бордовской. 2-е изд., стер. М.: КНОРУС, 2011. 432 с.

Исходя из анализа философской публицистики и литературы по эстетике, была установлена аутентичная сущность понятия «художественный метод» [7; 8]:

• это способ включения эстетических качеств в окружающую действительность (прекрасное, красивое, безобразное, комическое, изящное, трагическое и многое др.). Соответственно, эстетические свойства являются качественной характеристикой эстетических категорий: искусство; художник; суждение; вкус; идеал; отрицательное; чувства, стиль; калокагатия (прекрасное-доброе), катарсис и т. д.;

• способ (принцип) отбора явлений действительности на основе их эстетической оценки и своеобразие их художественного воплощения;

• способ оперирования символами, т. е. произведениями искусства, выраженными словами, звуками музыки, колористикой, пластикой и т. д., которые корреспондируются с программами мозга, отвечающими за реализацию эмоциональных потребностей, что роднит художественный метод с эмотивным методом педагогического взаимодействия через переживание жизни (по Б.М. Неменскому);

• форма образного, художественного творческого мышления со специфическими мыслительными механизмами (ассоциации, метафоры, аллегории и проч.);

• способ воздействия на формирование социально-психологических механизмов эмпатии: заражение, внушение, переживание, потрясение, подражание, идентификация, децентрация как механизм преодоления эгоцентризма, персонификация и т. д.;

• особая универсальная операционально-творческая технология создания эстетически выразительных, поэтически образных форм как в искусстве, так и в окружающей действительности (мнемоника и др.);

• способ передачи и усвоения социального духовного опыта цивилизации.

Анализ аутентичной природы художественного метода позволяет нам трактовать его как способ художественного мышления педагога, т. е. совокупность наиболее общих и образных форм мышления и связанных с ними объективных требований, необходимых для того или иного вида освоения действительности, той или иной сферы познания и практической деятельности.

Материалы и методы

Художественный метод в педагогическом образовании выступает способом интерпретации студентом-педагогом произведений искусства, посвящённых детству и образованию, раскрывающим явления или процессы, значимые для педагогики [1; 10]. Для нашего исследования важно понимание того, что художественный метод отражает личностный эстетический опыт конкретного субъекта и по сути является достоянием локальной культуры конкретного педагога, фактом его педагогического мастерства и творчества, как указывала Н.В. Бордовская.

Музыковед М.Ш. Бонфельд даёт определение художественному мышлению как «человеческое в человеке», которое не может не нести и общих для человечества смыслов1. Эхом эта мысль отражается в трудах В.А. Сластёнина, который видит высокую миссию педагогики в сотворении личности, в утверждении человека в человеке. Отсюда действующая сегодня гуманитарная парадигма современного образования нацелена на становление человека в культуре [5; 7].

В настоящее время кинематограф можно рассматривать как фактор культурного развития, средство формирования аудиовизуального мышления, как источник гуманитаризации учебно-воспитательного процесса, как систему эстетического воспитания, форму педагогического управления интересами и потребностями детей и молодёжи в области кино, телевидения, видео, наконец, как отрасль педагогической науки о воспитании личности - как кинопедагогику2.

Кино интегрировало в своем художественном образе выразительные средства всех других искусств. Объединяя живопись, музыку, литературу, театр, кино раскрывает целостный зрительно-слуховой образ эпохи в её динамике, являясь эффективным компонентом содержания современного образовательного процесса [3].

Возникновение кинематографа стало закономерным техническим, идеологическим и эстетическим этапом развития культуры. Так, в образовании вообще и, в частности, в педагогическом образовании наиболее высока значимость применения телекоммуникационных средств, так как информационные технологии при грамотной реализации способны повысить мотивацию обучающихся, стимулировать их к самообразованию и к исследовательской деятельности. Вместе с тем О.П. Околелов понятие

1 Бонфельд М.Ш. Введение в музыкознание: учеб. пособие. М.: Владос. 2001. 224 с.

2 Ситникова О.В. Кинопедагогика как средство художественного метода в педагогическом образовании: метод. пособие. СПб., 2020. 46 с.

«информационные технологии» трактует как образовательные телекоммуникационные технологии (информационные, общепедагогические, дидактические и др.), посредством которых осуществляются требуемые изменения, вплоть до возникновения новых форм поведения и деятельности обучающихся [6]. Это есть необязательно упорядоченная последовательность телекоммуникационных и дидактических процедур, составляющих в совокупности целостную обучающуюся систему, реализация которой в образовательном процессе приводит к достижению определённых целей воспитания и обучения.

Практика показывает, что творчески работающие педагоги активно применяют кино- и видеоматериалы на различного рода занятиях (аудиторных и внеаудиторных)1. Эмпирический опыт свидетельствует о многочисленных примерах «включения» в содержание образовательного процесса разнообразных видеоматериалов. Не секрет, что современные ученики (студенты) предпочитают «смотреть», нежели «слушать». Это объясняется в том числе и фактом наличия у современного поколения «клипового мышления», которое, по мнению учёных, отличается фрагментарностью. В специальной литературе существуют мнения и «за» и «против» данного явления [2]. Очевидно, что аудиовизуальное восприятие информации облегчает её понимание.

Отрицая культивирование «клипового мышления», мы предлагаем использовать его априорное наличие у молодёжи в целях дальнейшего развития художественно-образного, логического и других видов мышления, в их комплементарности, в частности у будущих педагогов, посредством ретроспективного подхода. Аналогом данного приёма является позиция педагога-музыканта, профессора Е.П. Александрова, относительно приучения студенческой молодёжи к восприятию классической музыки. Так, ретроспективный подход, по Е.П. Александрову, включает в себя специфический принцип построения содержания образовательного процесса - продвижение от «безусловно принимаемого» к явлениям культуры, лежащим пока за пределами сложившихся у студентов вкусовых предпочтений и стереотипов. Данный принцип представляет определённую свободу для «педагогического манёвра»2.

1 Экранные искусства / рубрика в «Искусство в школе» [Электронный ресурс]. URL: http://art-inschool.ru/section_joumal/ekrannye-iskusstva

2 Александров Е.П. Музыкальная культура: курс лекций. Таганрог, 2011. 94 с.

В контексте использования видеоматериалов как реализации приёма художественного метода в содержании педагогического образования, мы предлагаем широкое включение кинофильмов, в которых нашла отражение педагогическая действительность, воплощённая в герое-персонаже («учитель», «ученик», «ребёнок»), в теме («становление личности», «детство», «семья») и т. д. [10]. Кроме того, просмотр кинофильма часто является первым шагом к освоению (чтению) одноимённого литературного произведения. Например, х/ф «Гамлет XXI века» (2009 г., реж. Ю. Кара) «провоцирует» у некоторых студентов устойчивое желание прочесть книгу Уильяма Шекспира «Гамлет». Ярким примером служат такие дуэты, как х/ф «Педагогическая поэма» (реж. Алексей Маслюков) и одноименное произведение А.С. Макаренко; х/ф «Большие и маленькие» (реж. М. Федорова) и книга А.С. Макаренко «Книга для родителей»; х/ф «Чучело» (реж. Р. Быков) и книга В. Железникова с таким же названием; х/ф «А зори здесь тихие...» и одноимённая книга Б. Васильева; х/ф «Два капитана» (реж. В. Венгеров) и книга В. Каверина «Два капитана» («Бороться и искать, найти и не сдаваться» - эта романтическая клятва, данная в детстве Саней Григорьевым, долгие годы ведёт многих к осуществлению заветной мечты) и ряд других.

Вместе с тем просмотры и анализ художественных фильмов дают будущим педагогам представление об определенных типах поведения человека в обществе. Герои лучших произведений киноискусства - люди сильного интеллекта, большой воли, цельного характера, находящиеся в центре главных проблем эпохи, отчетливо представляющие свой гражданский и человеческий долг. Например, «интеллектуальный» фильм «Девять дней одного года» - это повествование о самоотверженном труде физиков-ядерщиков. Эпиграфом к этому шедевру М. Ромма могли бы стать слова шварцевского Волшебника: «Из-за любви к Родине солдаты попирают смерть, и та бежит без оглядки. Мудрецы поднимаются в небо и бросаются в самый ад из-за любви к истине.». Для главного героя Гусева любовь к Родине и любовь к истине были неразделимы, и из-за нее он готов был принять мученическую смерть от облучения. Несмотря на высокий пропагандистский пафос, фильм абсолютно правдив. Фильм жизнеутверждающий, несмотря на трагический финал. Сюда же могут быть отнесены отечественные фильмы об учёных: «Открытая книга», «Не хлебом единым», «Кафедра» и многие др. Что же это, если не патриотическое, гражданское воспитание?!

Наряду с отечественными (советскими) кинокартинами отметим, что в рамках ретроспективного подхода студентам предлагаются к просмотру зарубежные фильмы. Кроме того, кинематограф насыщен художественными фильмами с педагогическим содержанием, в частности образы педагога-учителя. В этой связи нами составлен методический сборник1 педагогических художественных фильмов, рекомендуемых к включению в содержание различных педагогических дисциплин. Не претендуя на исчерпывающий их перечень, приводим некоторые из них2... Ряд подобных примеров может быть продолжен.

К примеру, в содержание дисциплины Социальная педагогика по направлению подготовки 44.00.01 - Педагогическое образование в рамках самостоятельной работы студентов рекомендуются к просмотру и анализу такие художественные фильмы, как: «Сотворившая чудо» (1962 г., реж. А. Пенн), «Звёздочки на земле» (2007 г., реж.: Аамир Кхан), «Пацаны» (1983 г., реж. Динара Асанова) и многие др. В подобных фильмах актуализируются различные социально-педагогические проблемы экзистенциального характера, и размышление о их решении обогащает как индивидуально-личностный, так и профессиональный опыт студента.

Полученные с помощью просмотра фильма знания в дальнейшем способствуют переходу к более высокой ступени познания: понятиям и теоретическим выводам. Специфика кинематографа обеспечивает особую наглядность информации о герое-персонаже, делает предлагаемый нравственно-психологический образец максимально доступным для восприятия. Зритель, увлечённый экранными образами, воспринимает судьбу героя как свою собственную, как бы проживая события фильма. Человек перестает быть простым наблюдателем событий, происходящих на экране. Он их активный участник. Более того, сюжетные перипетии фильма рождают у зрителя ассоциации, связывающие художественную ткань картины с той действительностью, которая его окружает [1; 4].

1 Ситникова О.В. Кинопедагогика как средство художественного метода в педагогическом образовании: метод. пособие. СПб., 2020. 46 с.

2 Примеры отечественных и зарубежных художественных педагогических фильмов: «Доброта», 1977, СССР, реж. Э. Гаврилов; «Расписание на послезавтра», СССР, 1978, реж. И. Добролюбов; «Ключ без права передачи», СССР, 1976, реж. Динара Асанова; «Пацаны», СССР, 1983, реж. Динара Асанова; «Сотворившая чудо», 1962, реж. А. Пенн; «Звездочки на земле», 2007, реж. Аамир Кхан и Амол Гуптэ; «Перед классом», 2008, реж. П. Уэрнер; «Тайный знак», 2010, США, реж. М. Агрело; «Тренер», США, 2015, реж. Ники Каро и др.

Результаты исследования

Так, к примеру, одна из студенток (на тот момент 3 курса, гр. 766), Анна А. (профиль Начальное образование), поделилась со своим преподавателем впечатлением о том, как вскоре после просмотра рекомендованного х/ф «Тайный знак», реж. Мэрлин Агрело, 2010 на педагогической практике ей пришлось проводить урок математики в 1 классе. Размышляя, с чего начать, она вспомнила фрагмент фильма, где главная героиня, учительница математики, предлагает детям изобразить цифры своим телом. Предложив этот приём своим ученикам, Анна А. с восторгом поведала, как это им понравилась, и дальше урок прошёл на эмоциональном подъёме.

Таким образом, кинематограф фиксирует образы-представления, которые человек переносит из него в свою жизнь в качестве уже собственного индивидуального видения, узнавания образов и явлений действительности, оформляя сознание человека, творит норму [3]. Кинофильм захватывает эмоции человека на подсознании, как бы «навязывая» ему представления, которые по глубине переживания можно причислить к его собственному опыту (О.С. - часто приходится слышать от студентов реплику после просмотра кинофильмов: «Как будто побывал на практике»). Существует ряд отечественных и зарубежных фильмов, отражающих различные аспекты школьной жизни и её ключевых субъектов - учителя и ученика, знакомство с которыми естественным образом обогащает как художественно-эстетический, так и профессиональный опыт студентов, будущих педагогов.

Отвлекаясь на психологию, которая в некотором роде придаёт смысл педагогике, поясняя особенности поведения индивида, в контексте пояснения психологического механизма «превращения в образ-персонаж» приведём яркий художественный пример из х/ф «Большая перемена» -образ учителя Нестора Петровича. Он «превращается» то в своего ученика Ганжу (в эпизоде признания в любви), то в императора Нейрона, на

учебной экскурсии в музее. Благодаря выразительным средствам кинематографии можно увидеть восхищённые взгляды взрослых учеников, которые были поражены рассказом учителя. И лекция завершилась восторженными аплодисментами учеников. А учитель (Нестор Петрович) в этом эпизоде как «театр одного актёра» - один из труднейших жанров, к которому осмеливаются обращаться не все великие актёры. А между тем на это способны лишь учителя-художники (художники в педагогике), способные особым своим состоянием воздействовать магически на учеников.

По нашему глубокому убеждению, это и есть художественная иллюстрация мысли Ш.А. Амонашвили: «учитель должен быть актёром», а в целом - наглядный пример реализации художественного метода в содержании и технологиях образовательного процесса [10].

Итак, кинопедагогика как средство художественного метода в педагогическом образовании фиксирует образы-представления, которые студент-педагог переносит в свою жизнь как уже его индивидуальное видение. Такое узнавание образов и явлений действительности творит норму, оформляя сознание как показатель мировоззренческой позиции педагога.

Очевидно, для того чтобы активно влиять на сознание людей, служить средством познания действительности, фильм должен быть истинным произведением киноискусства [3]. В то же время кинокартина не существует без теснейших связей с социокультурным контекстом. Когда мы встречаемся с истинными произведениями киноискусства, коими являются все вышеприведённые кинофильмы, в основе которых лежат вечные, непреходящие ценности, то на первый план выдвигается их эстетическое воздействие. Можно говорить о том, что они о чем-то информируют зрителей, воспитывают их, определенным образом организуют поведение, однако всего этого явно недостаточно для того, чтобы охарактеризовать влияние подобных кинокартин на личность. Лучше

всего оно определяется через понятие катарсиса - потрясения, очищающего воздействия на человека. Результатом аудиовизуального восприятия дидактических видеоматериалов становится индивидуальная рефлексия субъектов педагогического взаимодействия в виде устных или письменных размышлений, художественных или академических эссе и т. п.

Так как мы ограничены форматом статьи, приведём в качестве примера лишь одно короткое письмо студента-педагога Анны Я., гр. 7450, ЛГУ им. А.С. Пушкина:

...Извините за беспокойство, но просто не могу молчать. Вы задали нам на летнюю сессию просмотр фильмов и эссе к ним. И я не стала откладывать это дело «в долгий ящик», сразу стала смотреть. Сначала были «Большие и меленькие», хороший жизненный фильм, многому учит, посмотрела с удовольствием. НО... «Сотворившая чудо» - это нечто!!! Я просто в восторге!!! Постановка, режиссура, игра актёров... у меня нет слов, честное слово, плакала на протяжении всего фильма. Потрясающий фильм. Спасибо, что порекомендовали его к просмотру.

Кинофильм как художественное произведение не равно себе: оно меняется, вступая в диалогическое взаимодействие со зрителем, в коммуникацию с обратной связью. Своим жизненным и художественным опытом зритель обогащает смысл произведения, запечатлевшего в себе жизненный и художественный опыт автора, т. е. осуществляет герменевтический анализ [1] социально-педагогического содержания кинофильма. В этой связи особое внимание уделяется различным видам пересказа (сжатого, избирательного, коммуникативно-ориентированного), можно предложить студентам написать краткое резюме или эссе по предложенным критериям. Излагая на бумаге свои размышления, на которые студента навели кинофильмы, книги, лекции, общение (в том числе вневременное) с интересными людьми, молодой человек (студент) заполняет свою память теми фактами, именами, датами, которые в дальнейшем помогают ему самостоятельно осмысливать события своей сегодняшней жизнедеятельности, «разглядывать» сегодняшний мир через призму художественных образов-персонажей.

Техника проведения исследования и критерии оценки содержания

1. Критерии написания академического эссе по художественным

фильмам.

_Требования к содержанию эссе

Критерий Требования к эссе Максимальное кол-во баллов

Знание и понимание теоретического материала - Рассматриваемые понятия определяются четко и полно, приводятся соответствующие примеры. - Используемые понятия строго соответствуют теме. - Самостоятельность выполнения работы 2

Анализ и оценка информации - Грамотно применяется категория анализа. - Умело используются приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений. - Объясняются альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему. - Обоснованно интерпретируется текстовая информация. - Дается личная оценка проблеме 4

Построение суждений -Изложение ясное и четкое. - Приводимые доказательства логичны. - Выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией. -Приводятся различные точки зрения и их личная оценка. - Общая форма изложения полученных результатов и их интерпретации соответствуют жанру проблемной научной статьи 4

Эссе (от фр. essai - попытка, от лат. exagium - взвешивание) - краткое, свободное прозаическое сочинение, рассуждение небольшого объема со свободной композицией. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное мнение о чем-либо.

Максимальное количество баллов, которое участник может получить - 10. Оценивание эссе проводится по 2-бальной шкале: «зачтено» / «не зачтено», «не зачтено» ставится, если студент:

- не осознает специфику и сущность предмета,

- не владеет терминологией,

- не способен аргументировать свою точку зрения.

2. Примеры эссе студентов по дисциплине «Социальная педагогика».

со 00

Академические эссе по х/ф «Расписание на послезавтра» (1978 г., реж. И.

Добролюбов) и х/сЬ «Волшебная сила» (1970 г.. оеж. Н. Биоман)

И р/ч^и

(Я*гг,Ч№*- 1 (¡Ьц I Яш'ЛР -Лв&ьшлш^/ие ИМ. Л Мшч . & /¡тс

<9 ■■

Ьр/Ний ЦММиЛ ИЛЬ '

кдц^илч кгмкк ушимг/ митшл-

ОрАмлащш рАйлигли* 'кщхямиг Ялы Ьтиь,

у.г.и щущш ЯЩЩц, (МШШШфЬЮ Мг лмн лр.'Ши плгд ' УтЪиЛ ыиии Итлмн* "

Г!

К ЫКЯ^ГГМГМ Ли) ¡АНЛир^м/, и*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ГР ■ V?' ?

Л» Ьл*>а иик

тЫ-

■у рши*. лм МуЛц-Ь щиачщ ь Ц^Ьм ¿аАя&гкиии еЛм1шим чи/' -ЯкАши*. Щу

я* яь* ЛЬа ^ашгии, $яш**. Манна улЬ>.<0*г,л уьк-.шИгш) , М* кющ.

I'Шц'Ж. rtJS.tr* « рлпл JkMitt.ii .у,<-пыглычии,Лтуииц . rf.ut.un ¿/-л , ме уыаым 4шь, ы&аЛм

/ПгиШ'о, Опыт ЛиЫны. , ШькямпАиии АнуМПнгк ч Лшр. 4i.tfmi-.i4it>'

/¡О ■ Ммгл . СШЩ. ' 'МЦЩ'Ы Мт,Хти. £ хиши* Ни, МЩШи Ч (ШУ 'и'Л1 .ЬЫ»А& Мат ЫЫ&Ш!*.,.

№ I Мщы» 'Щ ¡1 ?/ы» лшлчии, мршЗмп. Ы , «0 нЛиша Гушщц. ш*} ¡л^ыии

МЦ<4кшМ

Еиуд

кмим ¿чШгл

Ь/'Л). 1ияи"'<< Пп-* /УлМнпииЬи! иили;/' 4 >1ы

ОЬтюм. Щиш

Фвтн*? Xми Н&шг- ¿Фъи,, ¿ЭДЦ^да аиг.мщц.. юл

н*>» Шиш, ■/,*<!,■> ЙМЦишав. £ Этдмщшл • йлтлиру ' ЛЛ» ШфАыьШЯси опиишкиг & п. и у1с> - Л

учиымщ! Минимум ¿м Ьитл хл, Шмъй !*?мц<г.

■ ..и.. — г . >> 1...~ ЛГ. п / . I / ¿г ^

«А-

¡мишх» — ( мЬШ I/ 4 ¿¡¡пи

ими.

Автор Анастасия П.. 3 курс, ср. 766 профиль Начальное образование; ЛГУ им. АС. Пушкина, 2019 г.

Эссе по х/ф «Расписание на послезавтра» (1978г.. реж. II. Добролюбов)

В этом фильме рассматривается много различных, проблем я вопросов с точки зрения социальной педагогики. Сюжет разворачивается в физико-математической школе ИМ. Л. Ландау, в которой директор является доктором физ-мат. наук. В это учебное заведение приходит новая учительница литературы Антонина Сергеевна, которой предстоит наладить контакт с юными учёными, которые не считают серьёзным изучение «отвлеченных, творческих» дисциплин. Даже в начале фильма был комментарии в сторону литературы от завхоза: «Предмет не очень предпочитаем». Хотя сам директор отзывался об ситуации ухода учителя по литературе: «Без духовной пищи остались».

Если перейти к конкретным проблемам, то рассмотрим нх по порядку. Во-первых, вопрос педагогического процесса. Мне понравились такие слова директора в ситуации со взрывом лаборатории в начале фильма: «Руководить экспериментом - это прежде всего всю ответственность брать на себя». Мне кажется, в данном случае можно сравнивать педагогический процесс с экспериментом. Мы. учителя, являемся исследователями. II хотя в нашем арсенале существуют готовые технологии, методики, приёмы и прочее, мы упускаем из вида ключевой компонент. Это ребёнок. Дети все разные, соответственно результат нашей работы всегда непредсказуем. Во-вторых, роль семьи в социализации личности, В фильме нам представлены четыре семьи. Семья Ковалёва, в которой мама оставляет сына с бабушкой одних, а сама переезжает к новому супругу. Из-за этого юноша переживает всё это внутри, а его поведение по этой причине порой очень сумбурное и резкое: он остро реагирует на критику, обшается со взрослыми вызывающе. Однако мальчик очень талантливый и смелый в своих начинаниях (проблема металлического водорода). Следующая семья Овечкина, Талантливый гений из восьмого класса, который растёт в многодетной семье. Его родители обычные рабочие, которые обеспокоены тем. что их ребёнок хочет стать теоретиком. Они не могут найти взаимопонимания, даже папа говорит такие метафоричные слова: «Словно через улицу живём с тобой . ...н т.д...._

3" О № О

о -а

< I § *

а. 2 з 3

о ъ

О I В-. ы

° э

о о о 2

Н1 О № 5

(Л О

(Я I

Ы

№ О О. Д С О О о Й.О»

о' и 3 ы

о л

и

со со

ПЕНЕТРОН

А ?

их ** (ууимм^

** «имк-ч »Г' ЦН

иШ

«ад^Акч. »¡¡.^а, (тоис^чдеа ^ фкмьк Д^цйывд.

V-» «л*» «й»^» , ^^ и...,

гг.: - ** „I ^

у • ггг.'тфя о

Автор Кира Б., 4 курс, ср. 746 профиль Начальное образован не; ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2018 г._

Эссе по фильму «Волшебная сила»... Мною был просмотрен Советский художественный фильм «Волшебная сила». Данный Фильм создан в 1970 году режиссером Наумом Борисовичем Бирманом. Фильм «Волшебная сила» - первый советский мюзикл. Фильм состоит из трех новелл... Первая повествует о втором классе начальной школы. Перед наын предстает образ учителя начальных классов. Чистый н приятный, добрый образ, чего не хватает в современных фильмах н жизни. "Здесь мы видим маленьких патриотов, которые заранее подготовились к вспомогательной операции неуловимых Мстителей. Дети настолько переживали за судьбу Мстителен, что атаковали «врагов» из игрушечного оружия, продырявив своим упорством экран. Данный эпизод учит с пониманием относиться к «взаправдашним» играм детей, поошряя их сострадание, сопереживание к судьбам других.

Вторая новелла рассказывает историю подростков. Мы видим раненую душу, импульсивное поведение, которое приводит к болезни. Данный эпизод может научить зрителя не совершать необдуманных поступков и искать ответы в классической литературе.

Третья новелла повествует о помощи пожилой учительнице. Стоит задуматься о том. каким педагогом надо быть, чтобы через много лет случайно встретить бывшего ученика, н Он решил помочь тебе. Данный эпизод может научить нас добрее относиться к людям, помогать, ведь для нас это может ничего не стоить, а для другого изменить жизнь к лучшему. Как будущий педагог я задумываюсь - как выстроить взаимодействие с каждым учеником, чтобы нз него получилась гармонично развитая личность. Нужно заметить, что ученик нз 3 новеллы в школе быт хулиганом, именно он помогает пожилой учительнице. Данный фильм имеет большой Воспитательный потенциал...

го

№ о

я №

ы ъ

о я

о

о о

ы и о ч л

"О ?

I

г: о 3 <

|- I

№ 5 3 л

=■ о <11

м й

й) "

«-»- 5

О 2

с о

< "

№ >

и о

г*

< =1

с_ <

о Е

с я

3 I

и И

о

■и

м .и

Обсуждение и выводы

Таким образом, просмотр художественных фильмов педагогической направленности и написание академического эссе (художественно-педагогических рассказов) по предложенным критериям в рамках тематики изучаемого материала является видом самостоятельной работы студентов. Основанный на творческом подходе и дающий возможность личностного самовыражения умозаключений в свободной форме, данный подход реализует эстетический выбор субъекта, который порой бывает спорным. Одновременно эссе выступает методом научного познания и реализует обратную связь между преподавателем и учащимся [7].

Резюмируя, отметим, что кинопедагогика как средство художественного метода в педагогическом образовании наполняет образовательный процесс глубоким культурологическим и личностным смыслом, базирующемся на самостоятельной творческой инициативе студента как основе духовности. Чем гармоничнее сочетаются композиция социокультурного содержания образовательного процесса и индивидуально-личностная форма представления, тем глубже, полнее и эффективнее осваивается обучающимся содержание обучения. В этой связи кинопедагогика в качестве средства художественного метода в педагогическом образовании справедливо может трактоваться как своего рода инновационный феномен.

Наряду с педагогическими кинокартинами в образовательном процессе педвуза можно использовать различные виды телекоммуникаций как инструменты информационных технологий: мультфильмы - анимационные зарисовки межличностных отношений (м/ф «Конфликт», Г.Я. Бардин, 1983 г., м/ф «Головоломка», Пит Доктер, 2015 г., «Большие неприятности», 1962 г. - анимация, режиссеры: Валентина и Зинаида Брумберг и др.); информативные телепередачи канала «Культура»: «Агора», «Тем временем», «Игра в бисер», «Нескучная классика» и др., авторская телепередача Н.С. Михалкова «Бесогон», цикл документальных фильмов «Ищу учителя», фильмы о выдающихся деятелях в области литературы, музыки, науки, политики, видеоклипы с записями песен, документальные и художественные фильмы и т. д. Все эти ресурсы обеспечивают формирование профессионального педагогического мировоззрения у студентов, а также квазипрофессионального («заочного») опыта.

Таким образом, выдающееся изобретение человека - кинематограф оказывает значительное влияние на формирование мировоззрения человека, являясь универсальным средством для повышения уровня культуры отдельно взятого гражданина. Через кино, через информационные институты действительно производится оформление человека в заданном направлении, а значит сотворяется личность посредством кинопедагогики [3; 9].

Список литературы

1. Закирова А.Ф. Герменевтическая интерпретация педагогического знания // Педагогика. 2004. №1. С. 37.

2. Левитес Д.Г. Опомнитесь! Открытое письмо учителя руководителям отечественного телевидения // Вестн. практ. психологии образования. 2006. № 3. С. 24-42.

3. Лотман Ю.М., Цивьян Ю. Диалог с экраном. Таллин. 1994. 214 с.

4. Матвеева Л.В. Подростки и телевидение: установки, ожидания, предпочтения // Вестник практ. психологии образования. 2006. № 4. С. 27-33.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Мелик-Пашаев А.А. О состоянии и возможностях художественного образования // Искусство в школе. 2008. №1. С. 4-16.

6. Околелов О.П. Дидактика дистанционного образования. М.: Директ-Медиа, 2013. 98 с.

7. Разумный В.А. Эстетическое воспитание: Сущность. Формы. Методы. М.: Мысль, 1969. 81 с.

8. Ситникова О.В. Художественный метод в педагогическом образовании: критерии диагностики и способы изучения: моногр. СПб., 2018. 149 с.

9. Ситникова О.В. Художественный метод в педагогическом образовании в условиях цифровой экономики // Инновации в образовании. 2018. № 5. С. 97-116.

10. Ситникова О.В. Художественный метод в контексте педагогики: философско-антропологический подход к пониманию и интерпретации // Учитель в системе современного антропологического знания: материалы XIII междунар. науч.-практ. конф. Ставрополь: Бюро новостей, 2017. 672 с.

References

1. Zakirova, A.F. (2004) Germenevticheskaya interpretaciya pedagogicheskogo znaniya [Hermeneutical interpretation of pedagogical knowledge]. Pedagogika - Pedagogy. No 1. P. 37. (In Russian).

2. Levites, D.G. (2006) Opomnites'! Otkrytoe pis'mo uchitelya rukovoditelyam otech-estvennogo televideniya [Come to your senses! An open letter from the teacher to the heads of national television]. Vestnik prakticheskoj psihologii obrazovaniya - Bulletin of practical psychology of education. No 3. pp. 24-42. (In Russian).

3. Lotman, YU.M., (1994) Civ'yan, Y.U. Dialog s ekranom [Dialog with the screen]. Tallin. 214 p. (In Russian).

4. Matveeva, L.V. (2006) Podrostki i televidenie: ustanovki, ozhidaniya, predpochteniya [Teenagers and television: attitudes, expectations, preferences]. Vestnik prakticheskoj psihologii obrazovaniya - Bulletin of practical psychology of education. No 4. pp. 27-33. (In Russian).

5. Melik-Pashaev, A.A. (2008) O sostoianii i vozmozhnostiakh khudozhestvennogo obrazovaniia [About the state and opportunities of art education]. Iskusstvo v shkole - Art at school. No 1. pp. 4-16 (In Russian).

6. Okolelov, O.P. (2013) Didaktika distancionnogo obrazovaniya [Didactics of distance education]. Moscow: Direkt-Media. 98 p. (In Russian).

7. Razumnyj, V.A. (1969) Esteticheskoe vospitanie: Sushchnost'. Formy. Metody. [Aesthetic education: the Essence. Shapes. Methods]. Moscow: Mysl'. 81 p. (In Russian).

8. Sitnikova, O.V. (2018) Hudozhestvennyj metod v pedagogicheskom obrazovanii: kriterii diagnostiki i sposoby izucheniya: monografiya [Artistic method in pedagogical education: diagnostic criteria and methods of study: monograph]. Saint Petersburg. 149 p. (In Russian).

9. Sitnikova, O.V. (2018) Hudozhestvennyj metod v pedagogicheskom obrazovanii v usloviyah cifrovoj ekonomiki [Artistic method in pedagogical education in the digital economy]. Innovacii v obrazovanii - Innovations in education. No 5. pp. 97-116. (In Russian).

10. Sitnikova, O.V. (2017) Hudozhestvennyj metod v kontekste pedagogiki: filosofsko-antropologicheskij podhod k ponimaniyu i interpretacii [Artistic method in the context of pedagogy: a philosophical and anthropological approach to understanding and interpretation]. Uchitel' v sisteme sovremennogo antropologicheskogo znaniya - Teacher in the system of modern anthropological knowledge. Stavropol': Byuro novostej. 672 p. (In Russian).

Об авторе

Ситникова Оксана Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и педагогических технологий, Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, Санкт-Петербург, Российская Федерация, e-mail: sitnikova.oksana@mail.ru

About author

Oksana V. Sitnikova, Ph.D, the senior lecturer of chair of pedagogics and pedagogical technologies, Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russian Federation, e-mail: sitnikova.oksana@mail.ru

Поступила в редакцию: 03.11.2020 Принята к публикации: 24.11.2020 Опубликована: 28.12.2020

Received: 03 November 2020 Accepted: 24 November 2020 Published: 28 December 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.