Научная статья на тему 'Критерии эффективности применения метода кинопедагогики в содействии профессиональному самоопределению слабоуспевающих обучающихся'

Критерии эффективности применения метода кинопедагогики в содействии профессиональному самоопределению слабоуспевающих обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общеобразовательная организация / слабоуспевающие обучающиеся / профессиональное самоопределение / педагогическое содействие / метод кинопедагогики / формы и методы образования / педагогический опыт / general education organization / low-performing students / professional self-determination / pedagogical assistance / film pedagogy method / forms and methods of education / pedagogical experience

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чабулина Алена Юрьевна, Крушина Марина Юрьевна, Моторина Марина Борисовна

В статье актуализируется проблема организации содействия профессиональному самоопределению слабоуспевающих обучающихся в условиях общеобразовательной организации. Проводится теоретический обзор исследований, посвященных профессиональному самоопределению школьников, использованию потенциала метода кинопедагогики для формирования личностных результатов обучения школьников. Ставится цель обоснования результативности ключевых форм и методов педагогической деятельности, основанных на применении метода кинопедагогики. Предлагаются критерии результативности применения предложенного метода в рамках образовательной организации общего образования. Основным результатом, обладающим научной новизной, является систематизация и представление ключевых форм и методов педагогической деятельности, основанных на использовании метода кинопедагогики, позволяющих оказать содействие профессиональному самоопределению слабоуспевающих обучающихся. Практическую значимость имеет описание педагогического опыта применения метода кинопедагогики в рамках деятельности региональной инновационной площадки, функционирующей на базе МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» г. Южноуральска Челябинской области. Представлены результаты, свидетельствующие об эффективности предложенных обучающимся видов деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чабулина Алена Юрьевна, Крушина Марина Юрьевна, Моторина Марина Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA FOR THE EFFECTIVENESS OF APPLYING THE FILM PEDAGOGY METHOD IN PROMOTING PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF LOWPERFORMING STUDENTS

The article updates the problem of organizing assistance to the professional self-determination of low-performing students in a general education organization. A theoretical review of studies devoted to the professional self-determination of schoolchildren and the use of the potential of the film pedagogy method for the formation of personal learning outcomes for schoolchildren is carried out. The goal is to substantiate the effectiveness of key forms and methods of pedagogical activity based on the use of the film pedagogy method. Criteria for the effectiveness of applying the proposed method within the framework of an educational organization of general education are proposed. The main result, which has scientific novelty, is the systematization and presentation of key forms and methods of pedagogical activity, based on the use of the method of film pedagogy, which makes it possible to assist the professional self-determination of low-performing students. Of practical importance is the description of the pedagogical experience of using the film pedagogy method within the framework of the activities of the regional innovation platform operating on the basis of the MAOU “Secondary School No. 7” in Yuzhnouralsk, Chelyabinsk region. The results are presented, indicating the effectiveness of the types of activities proposed to students.

Текст научной работы на тему «Критерии эффективности применения метода кинопедагогики в содействии профессиональному самоопределению слабоуспевающих обучающихся»

Критерии эффективности применения метода кинопедагогики в содействии профессиональному самоопределению слабоуспевающих обучающихся

Чабулина Алена Юрьевна,

директор, МАОУ «СОШ № 7» г. Южноуральска E-mail: school7_yu@mail.ru

Крушина Марина Юрьевна,

заместитель директора, МАОУ < E-mail: school7_yu@mail.ru

Моторина Марина Борисовна,

заместитель директора, МАОУ < E-mail: school7_yu@mail.ru.

СОШ № 7» г. Южноуральска

СОШ № 7» г. Южноуральска

В статье актуализируется проблема организации содействия профессиональному самоопределению слабоуспевающих обучающихся в условиях общеобразовательной организации. Проводится теоретический обзор исследований, посвященных профессиональному самоопределению школьников, использованию потенциала метода кинопедагогики для формирования личностных результатов обучения школьников. Ставится цель обоснования результативности ключевых форм и методов педагогической деятельности, основанных на применении метода кинопедагогики. Предлагаются критерии результативности применения предложенного метода в рамках образовательной организации общего образования. Основным результатом, обладающим научной новизной, является систематизация и представление ключевых форм и методов педагогической деятельности, основанных на использовании метода кинопедагогики, позволяющих оказать содействие профессиональному самоопределению слабоуспевающих обучающихся. Практическую значимость имеет описание педагогического опыта применения метода кинопедагогики в рамках деятельности региональной инновационной площадки, функционирующей на базе МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» г. Южноуральска Челябинской области. Представлены результаты, свидетельствующие об эффективности предложенных обучающимся видов деятельности.

Ключевые слова: общеобразовательная организация, слабоуспевающие обучающиеся, профессиональное самоопределение, педагогическое содействие, метод кинопедагогики, формы и методы образования, педагогический опыт.

Введение

В современном социуме проблема выбора профессии школьниками является одной из самых остро стоящих проблем. Удачно выбранная профессия не только уменьшает количество физических и психических проблем, связанных со здоровьем человека, но и способствует повышению удовлетворённости качеством жизни в целом. Успешность в профессиональном пути очень важна для каждого человека и оказывает огромное влияние на его состояние и самочувствие, поэтому правильный выбор и уровень освоения профессии сказываются и на качестве жизни в целом. Процесс профессионального самоопределения протекает на протяжении всей жизни. Достаточно важным его этапом является освоение обучающимся картины мира, основ научных знаний, универсальных учебных умений в период получения общего образования. Именно на данном этапе у обучающихся возникают затруднения в учебной деятельности, что приводит к снижению их интереса к изучению профессий, отсутствию стремления к выстраиванию траекторий возможного развития в образовательной и профессиональной сферах, неразвитости практических умений в данной сфере.

Сегодня становится понятно, что профессиональное самоопределение рассматривается как существенное направление педагогического содействия, входящее в функции образовательной организации. Следовательно, перед школой сегодня стоит очень важная задача поиска и использования результативных методов педагогического воздействия на слабоуспевающих обучающихся: которые будут способствовать расширению знаний о мире профессий; наглядно показывать, какие знания и навыки необходимы человеку для успешного освоения того или иного вида деятельности; демонстрировать способы выбора и реализации образовательных траекторий для освоения профессий; повышать чувство успешности и уверенности в себе в рамках воспитательных мероприятий [1]. Развертываемая работа по внедрению профориентационного минимума дает возможности расширения и апробации различных педагогических практик, в том числе таких, которые стимулируют познавательный интерес слабоуспевающих обучающихся.

Одним из эффективных способов, влияющих на успешность достижения обучающимися образовательных результатов является метод кинопедагогики. Востребованность кинематографа для использования его в образовательной среде со-

сз о со "О

1=1 А

—I

О

СЗ т; о m

О от

З

ы о со

временной школы в течение последних десятилетий стала предметом активного обсуждения. С одной стороны, медиаконтент в настоящее время является привычным элементом повседневности и досуга. С другой стороны - многие педагоги все чаще привлекают ресурсы как советского, так и современного кинематографа и как средство наглядности, и как способ выстраивания коммуникаций со школьниками для успешного освоения тем того или иного предмета, и как средство воспитательного воздействия на личность ребенка [2; 3]. Например, в российской образовательной практике реализуется проект «Киноуроки в школах России». Такие практики, при условии обладают значительным потенциалом для пробуждения интереса обучающихся к изучению профессий. Это способствует достижению ими указанных в федеральном государственном образовательном стандарте результатов образования в сфере развития умений, необходимых для осознанного профессионального самоопределения личности обучающихся.

В связи с этим ставиться цель исследования: обоснование результативности ключевых форм и методов педагогической деятельности, основанных на применении метода кинопедагогики для содействия профессиональному самоопределению слабоуспевающих обучающихся. Для этого необходимо: а) обосновать и представить возможности и условия применения метода кинопедагогики для профессионального самоопределения слабоуспевающих обучающихся; б) выявить критерии результативности применения инновационного педагогического опыта; в) обобщить опыт реализации эффективных форм и методов педагогической деятельности, основанных на применении метода кинопедагогики, в условиях общеобразовательной организации. В исследовании выдвигается гипотеза, основанная на предположении о том, что применение различных вариантов работы с кинофильмами будет способствовать повышению интереса слабоуспевающих обучающихся к изучению различных сфер профессиональной деятельности.

Материалы и методы

Профессиональному самоопределению обучающихся посвящены работы таких ученых, как Е.А. Климов [4], Н.С. Пряжников [5], В.В. Чебышева [6] и др. Данные работы раскрывают психологические особенности и возможности образовательной организации в осуществлении педагогического содействия обучающимся в профессиональном самоопределении. Например, в условиях современной школы одним из важных стремлений личности в профессиональном самоопределении В.В. Чебышева видит стрем-о ление к ознакомлению с миром профессий, к вы-Ы бранной профессии, к овладению необходимыми еЗ знаниями и формированию необходимых качеств ~ [6]. При этом, не только обучающиеся средних классов, но и старшеклассники зачастую имеют очень

поверхностное представление даже о тех немногочисленных профессиях, которые они знают.

Один из возможных путей совершенствования процесса профориентационной деятельности результативного является внедрение медиаобразо-вания, одним из способов реализации которого является применение метода кинопедагогики [7]. Данный метод предполагает просмотр фильмов с последующим анализом содержания, поведения героев и их поступков, соотнесением с морально-этическими нормами общества и жизненным опытом юных зрителей. Достаточно интересной формой работы с кинофильмами является организация киноклубной деятельности. В разные годы об организации киноклубов, методике их проведения, роли кино в духовно-нравственном воспитании школьников и студентов писали С.Н. Пензин [8], Ю.Н. Усов [9], А.В. Федоров [10] и др. Применение данной формы позволяет повысить систематичность работы, предлагает интересную форму общения обучающихся, обеспечивает возможность для обсуждения и рефлексии глубоких смыслов, заложенных в кинопроизведениях. Вместе с тем возможности киноклуба в организации профориентационной работы не описаны в периодической литературе.

Кинопедагогика обладает большим метапред-метным потенциалом, так как учит сравнивать, наблюдать, формулировать вопросы, выдвигать гипотезы и т.д. - способствует формированию качеств, которые могут быть применены школьниками как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. В работе по ознакомлению школьников с миром профессий работа кинофильмами позволяет: организовать активную деятельность обучающихся при просмотре готового контента и создании своего; привлечь внимание к ценностному аспекту предложенных тем для обсуждения; организовать работу с получаемой социально-значимой информацией; инициировать ее обсуждения, высказывать свое мнение по ее поводу, выработать свое к ней отношение; на практике при создании собственных фильмов не только больше узнать о профессии, представляемой в своем фильме, но и познакомиться с широким спектром профессий, которые имеют отношение к сфере кинематографа, и даже погрузиться в их практическое освоение.

На базе МАОУ «СОШ № 7» города Южноу-ральска в рамках региональной инновационной площадки с 2022 года реализуется проект по теме «Применение метода кинопедагогики для содействия профессиональному самоопределению слабоуспевающих обучающихся (на примере ознакомления с профессиями в сфере изучения и освоения космоса)».

Когда речь идет об эффективности какого-либо процесса, имеется в виду, прежде всего, его результативность. Если говорить о системе образования, то эффективность ее определяется качеством и актуальностью содержания, а также правильностью выбора образовательной траектории

обучающимися в соответствии с их профессиональными намерениями, способностями и потребностями. Эффективность педагогических практик анализируется с целью внесения педагогами корректив в свою профессиональную деятельность. Изучение эффективности педагогической практики выполняет аналитическую, контрольно-корректирующую и прогностическую функцию. При этом решается ряд задач:

1. Выявление реального состояния уровня профессионального самоопределения обучающихся. Эта задача решается с помощью диагностики, в ходе которой изучаются состояние и результативность профессионального самоопределения школьников

2. Анализ изменений, произошедших в образовательной деятельности в ходе применения тех или иных методов и технологий

3. Выявление возможностей развития образовательной деятельности школьников. Изучение динамики развития может быть основой для поиска путей и средств дальнейшего совершенствования.

4. Определение эффективности влияния успешных практик на профессиональное самоопределение обучающихся

Таким образом, под эффективностью используемых педагогических практик следует понимать степень достижения запланированного результата в соответствии с затраченными педагогическими усилиями и средствами. Большое значение в решении этой проблемы имеет разработанность критериев, показателей, индикаторов результативности и эффективности.

Педагогическим коллективом были проанализированы результаты деятельности педагогического коллектива и определены критерии результативности применения метода кинопедагогики, среди которых можно выделить следующие:

1. Создание организационных условий для успешной реализации практики применения метода кинопедагогики Показатели критерия: наличие материально-технического оснащения (обеспечение учебных кабинетов качественной аппаратурой для воспроизведения фильмов, школьный медиа-центр с оборудованием для съемки, видео монтажа и записи звука при создании собственного контента, актовый зал для проведения кинопоказов); информационные условия (хорошая скорость сети Интернет; локальная сеть школы, позволяющая единовременно демонстрировать кинопродукцию; официальный сайт, группа школы и киноклуба в социальной сети ВКонтакте); кадровые условия (количество педагогов, прошедших курсовую переподготовку, в том числе по освоению метода кинопедагогики; внутришкольное обучение; количество педагогов, активно применяющих метод кинопедагогики, участие педагогов в конкурсах методических материалов, конкурсах профессионального мастерства, профессиональных пробах в сфере кинематографии).

2. Обновление содержания программ учебных предметов, курсов внеурочной деятельности и до-

полнительных общеобразовательных общеразви-вающих программ. Показатели критерия: наличие компонента кинопедагогики в дополнениях к рабочим программам по предметам; наличие обновленных программ внеурочной деятельности; наличие дополнительных общеобразовательных обще-развивающих программ по тематике инновации; количество выполненных проектов, связанных с кинопедагогикой и профессиональным самоопределением.

3. Реализация в педагогической практике ключевых форм и методов педагогической деятельности, в том числе, организованных в рамках взаимодействия с социальными партерами. Показатели критерия: количество обучающихся, вовлеченных в работу школьного медиацентра; результаты деятельности школьного киноклуба «Перспектива»; количество проведенных просмотров и количество обучающихся - их участников; школьный фестиваль кино «Планета кино»; реализация курса внеурочной деятельности «Россия - мои горизонты» в рамках проекта «Билет в будущее».

4. Академическая успешность слабоуспевающих обучающихся. Показатели критерия: достижение базового уровня по всем предметам и при сдаче ОГЭ и ЕГЭ; результаты ВПР, РИКО-7.

5. Успешное профессиональное самоопределение слабоуспевающих обучающихся. Показатель критерия: количество выпускников, выбравших ВУЗы и ССУЗы по профессиям, связанным с авиационной и космической сферой, кинематографом, искусством.

Итак, данные критерии позволяют определить эффективность реализации педагогической практики, основанной на применении метода кинопедагогики для содействия профессиональному самоопределению слабоуспевающих обучающихся. Представим основные виды деятельности, которые были организованы для поддержки профо-риентационной деятельности и были направлены на вовлечение слабоуспевающих обучающихся в данный процесс.

Результаты и их обсуждение

Работа по тематике инновационного проекта «Применение метода кинопедагогики для содействия профессиональному самоопределению слабоуспевающих обучающихся (на примере ознакомления с профессиями в сфере изучения и освоения космоса)» еще не завершена, но уже сейчас можно сделать определенные выводы о том, какой результат дает использование метода кинопедагогики в содействии профессиональному самоопределению обучающихся МАОУ «СОШ № 7» города Южноуральска.

Вместе с тем в практике работы реализованы ключевые формы и методы педагогической деятельности, что свидетельствует о результативности проекта по критерию 3, представленному выше. Предлагаемые обучающимся виды деятельности составляют важную разработанной ранее

сэ о со "О

1=1 А

—I

О

сз т; о т

О от

З

и о со

о с

и

со

педагогической системы, которая будет обеспечивать направленность применения инновационных средств на содействие слабоуспевающим обучающимся в профессиональном самоопределении. Охарактеризованные формы и методы работы являются основным средством влияния на слабоуспевающих обучающихся. Они способствуют вовлечению данной категории обучающихся в про-фориентационную деятельности. По результатам наблюдения педагогические практики показывают свою эффективность. Представим содержание и способы реализации предлагаемых форм и методов педагогической деятельности, основанных на применении метода кинопедагогики для содействия профессиональному самоопределению слабоуспевающих обучающихся.

На протяжении нескольких лет педагогическим коллективом активно используются возможности проекта «Киноуроки в школах России». Школа подключилась к проекту «Знание. Кино» Российского общества «Знание», стала первой в муниципалитете официальной площадкой Всероссийского кинофестиваля образовательного кино с международным участием «Взрослеем вместе», инициировала вовлечение в фестиваль других образовательных учреждений города. В сентябре 2022 года открыл свои двери школьный киноклуб «Перспектива», который объединил любителей этого вида искусства. Подбор фильмов осуществляется с учетом возрастных особенностей обучающихся, положений Концепции информационной безопасности детей (Распоряжение Правительства РФ № 2471-р от 02.12.2015) и требований федеральных государственных образовательных стандартов.

Киноклубная деятельность позволяет познакомить школьника с разными видами кинопродукции - анимационными фильмами, фильмами-сказками, документальном и художественным жанрами, фильмами для детей и юношества, классическими отечественные и зарубежными кинопроизведениями. В ходе просмотров педагоги ставят перед собой и детьми целый ряд задач. Конечно, самыми важными для взрослых являются развитие у школьников критического, аналитического, творческого мышления, развитие эмоциональной сферы; формирование навыков зрительской культуры. Для школьников - научиться смотреть фильмы, размышлять над их содержанием, давать оценку тем или иным средствам, делать осознанный выбор между качественным кино и кино «широкого потребления» (создаваемым зачастую в ущерб качеству), а также приобрести новые знания.

Через киноклубную работу осуществляется еще одна важная задача - популяризация профессий, в том числе авиационной и комической сферы. В ходе организации кинопросмотров школьники знакомятся с профессиями гражданского и военного пилота, стюардессы (фильмы «Пальма», «Крылья», «В бой идут одни старики», «На солнце, вдоль рядов кукурузы», «Экипаж»), авиакон-

структора («Королёв»), космонавта («Салют-7», «Время первых», «Тайна третьей планеты»), врача космической медицины («Вызов»), профессиями, которые обеспечивают комфортное пребывание космонавтов на орбите (сериал «Год на орбите») и другими.

Методика работы с кинофильмами включает три этапа: преддемонстрационный или докомму-никативный, демонстрационный или коммуникативный, последемонстрационный или посткоммуникативный.

На первом этапе педагог с помощью различных приемов создает благоприятный социально-психологический фон у зрителя для успешного восприятия формы и содержания предлагаемого фильма. Для этого можно подготовить вопросы по содержанию, характеристике фильма или характеров героев, из профессий, задания, связанные с последующим пересказом содержания или определением последовательности, изменения взаимоотношений героев, их поведения, личностных качеств. Можно предложить детям без сообщения названия фильма по ассоциациям или опорным словам самим определить его, либо пояснить смысл названия без предварительной аннотации содержания.

Второй этап должен сопровождаться активной деятельностью детей (поиск ответа на вопросы, анализ деталей), при этом может как быть непрерывным, так и проводится с приостановкой показа в нужном месте с тем, чтобы предложить зрителю смоделировать развитие сюжета или поведение персонажей, представить финал или другое продолжение.

Завершающий этап проверяет эффективность установок перед просмотром фильма, помогает проконтролировать понимание содержания и умение выделять средства, с помощью которых авторы хотели донести смысл. Следует обращать внимание на различные виды пересказа содержания. Использование после просмотра вопросов, анализ ситуаций, перенос их по аналогии на реальные события в жизни школьников способствует углублению понимания смысла фильма, расширению опыта восприятия. Может также использоваться прием написания отзыва о фильме, обращения к герою фильма от имени зрителя, проигрывания ситуации в новых условиях. Если фильм знакомит с профессией, можно проанализировать, какие знания и личностные качества помогли герою быть профессионалом своего дела.

В кинопедагогике замечательно взаимодействуют такие сферы, как журналистика, педагогика, психология, информатика, культурология, искусствоведение, политология и социология. Кроме того, просмотр фильмов помогает формировать активную социальную и гражданскую позиции, учит правилам дискуссии, формирует критическое мышление, заставляет задумываться о человеческом достоинстве, индивидуальности. И именно эти качества будут играть важную роль в будущей самореализации личности.

Использование кинофильмов или их фрагментов в учебной деятельности, с одной стороны, кажется самым простым способом применения кинопедагогики как иллюстративного средства для привлечения внимания учеников к теме излагаемого материала, подтверждения фактов, показ событий и т.д. С другой стороны, на уроках по разным предметам позволяет решить сразу несколько задач: использовать этот метод обучения для лучшего усвоения материала, поскольку в ходе восприятия информации в таком случае задействованы все органы чувств человека; повысить интерес школьников к уроку, разнообразить виды деятельности в работе с детьми; создать благоприятный эмоциональный фон урока и погрузить школьника, например, в мир космоса или профессий; активизировать и мотивировать школьников к изучению предмета, на приобретение новых знаний и навыков. Работу над фильмами на уроке также необходимо организовывать в соответствии с предложенной выше методикой.

Большую эффективность в работе по содействию в профессиональном самоопределении обучающихся показывает вариант создания школьниками собственного видеоконтента. Школой накоплен значительный опыт по участию в различных мероприятиях, конкурсными продуктами для которых являются фильмы, видеоролики, видеовизитки. В таком случае дети в ходе работы по созданию фильма знакомятся с широким спектром профессий, на практике отрабатывают различные навыки (от написания сценария до монтажа и продю-сирования готового продукта).

Например, ежегодно на протяжении нескольких лет от тридцати до пятидесяти обучающихся школы с 5 по 10 класс участвуют во Всероссийском конкурсе «Большая перемена». По условиям конкурса дистанционный этап включает в себя испытание «Знакомство», в ходе которого при поддержке наставника или без него ребенок представляет видеовизитку, где в жестком двухминутном хронометраже должен презентовать себя и обосновать выбор вызова конкурса. Вызовы («Познавай Россию», «Служи Отечеству», «Твори», «Создавай будущее», «Будь здоров», «Расскажи о главном» и т.д.) базируются на склонностях участника, имеют профориентационную направленность и требуют доказательного подхода. Прежде чем создать видеоролик, ребенок анализирует свои личностные качества, умения и навыки в данном направлении, на основе этого создает сценарий сюжета, продумывает локации, визуальные и аудио эффекты, а затем при помощи товарищей или наставника осуществляет съемку и монтаж фильма. Работа над видеовизиткой учит конкурсанта определять свои склонности и способности, прогнозировать результат, развивает эстетический вкус, коммуникативные и технические навыки, умение презентовать себя публично. Всё это способствует формированию таких важных качеств, как целеустремленность, уверенность, активность. Анализ оценок экспертами данного конкурсного испы-

тания показывает, что ребенок движется вперед (к третьему сезону 90% участников получают максимальную оценку за видеовизитку).

Еще одним заданием дистанционного этапа конкурса является решение кейсов, часть из которых также требуется представить в виде видеоконтента (например, ролик о городе, о туристическом маршруте, о фантастическом сюжете). Если в первые сезоны такие задания ребята выбирали неохотно, то в сезоне 2022 и 2023 годов многие не только выполнили условия конкурса, но и использовали полученные продукты в других сферах своей деятельности. Например, видеоролик о городе, созданный в рамках вызова «Расскажи о главном» стал победителем муниципального кинофестиваля «Кино молодых», победителем муниципального, регионального и призером всероссийского финала Всероссийского конкурса краеведческих исследовательских работ «Отечество». Игровой фильм-экскурсия о школьном музее, снятый в рамках вызова «Познавай Россию», стал победителем областного и всероссийского конкурсов музеев образовательных организаций в номинации «Экскурсовод».

В ходе участия в конкурсном отборе на Космический фестиваль в Благовещенске команде школьников необходимо было создать собственный проект, связанный с тематикой космических профессий - снять короткометражный научно-популярный фильм «Один день из жизни космонавтов на орбите». Эта работа стала своего рода социальной пробой в профессии для некоторых из участников. Прежде чем создать фильм, ребятам нужно было провести серьезную работу: изучить работу космонавтов на международной космической станции, просмотрев фильм проекта «Год на орбите» (чтобы узнать, как питаются космонавты, как устроен их быт и рабочий день); отработать навыки написания сценария (завязка, кульминация, развязка, научные комментарии), создания раскадровки (планы, ракурсы, локации); организовать кастинг для актеров и выбора закадрового сопровождения (необходимо было провести анализ ораторских способностей, лингвистического запаса, техники речи, актерского мастерства участников); организовать съемку с соблюдением требований освещения (отработать постановку света, уменьшение эффекта рефлекса для успешной замены фона хромакей); организовать звуковое сопровождение и запись звука, синхронизацию его во время монтажа (работа с графикой); осуществить сам монтаж фильма (отработать навыки выбора главных кадров в соответствии с содержанием, соблюдать тайм-менеджмент (четкий хронометраж в соответствии с особенностями восприятия фильма зрителем), выполнить качественное звуковое сопровождение - музыкальное сопровождение, работа по синхронизации речи).

Результатом работы стал готовый конкурсный продукт, авторы которого стали одной из трех команд-победителей на уровне Российской Федерации и были награждены поездкой на космодром

сз о со "О

1=1 А -1 О

сз т; о

т О

от

З

и о со

«Восточный». Один из участников команды в данное время является студентом колледжа и обучается на звукооператора, другой - студент Ульяновского авиационного института. Таким образом, участие в конкурсе и работе по созданию фильма позволило подросткам, имеющим достаточно средние знания, спроектировать индивидуальную траекторию образования и развития и успешно определиться с профессией.

В рамках работы на уроках изобразительного искусства, занятий в школьном медиацентре ребята создают анимационные фильмы в различных техниках. Работа в технике перекладной анимации особенно привлекает ребят, имеющих невысокие результаты в учебе, так как позволяет получить хороший результат за короткий срок. Изучение и освоение всего технологического процесса работы над мультфильмом помогает развивать воображение, композиционные навыки, умение работать с фотоаппаратом, компьютерной программой, при этом позволяет чувствовать себя «за кадром» более свободно, чем при ответе у доски.

Заключение

Таким образом, в данной статье мы определили критерии эффективности использования метода кинопедагогики в содействии профессиональному самоопределению обучающихся. Проанализировали успешные практики применения метода кинопедагогики, которые включают: демонстрацию фильмов или их фрагментов в урочной деятельности, предложили общую методику работы над кинопроизведением; просмотры фильмов в рамках деятельности школьного киноклуба; создание обучающимися собственного видеоконтента в рамках внеурочной деятельности и деятельности школьного медиацентра и участия в конкурсах различной направленности.

Практическая значимость работы состоит в возможности применения метода кинопедагогики для успешного содействия профессиональному самоопределению обучающихся в профессиях в сфере изучения и освоения космоса с использованием предложенных форм и методов педагогической деятельности. Кинопедагогика может способствовать развитию жизненно важных навыков, которые могут проявляться в любой сфере трудовой деятельности, и общему развитию личности: работа в команде, коммуникативные навыки, навык принятия решений, включенность и заинтересованность, тайм менеджмент, креативность и навыки решения проблем, работа в сжатые сроки, умение принимать ответственность. Вовлеченность слабоуспевающих обучающихся в работу с кинофильмами расширяет их кругозор, пробуждает стремление быть успешным в учебной с= и внеучебной деятельности; способствует повы-~ шению заинтересованности в изучении понравив-сэ шихся профессий. Предложенные виды деятелно-£ сти можно рассматривать как вариант реализации ^ профессиональных проб обучающихся. Постав-

ленную цель исследования считаем достигнутой, задачи выполненными, гипотеза нашла свое подтверждение в образовательной практике. Опыт реализации ключевых форм и методов педагогической деятельности, основанных на применении метода кинопедагогики для содействия профессиональному самоопределению слабоуспевающих обучающихся можно признать результативным. Перспективы исследования связаны с получением и анализом эмпирических данных о результативности проведенной работы.

Литература

1. Ильясов, Д.Ф. Функции учителя общеобразовательной организации в развитии у слабоуспевающих школьников уверенности в себе и своих силах / Д.Ф. Ильясов, А.А. Севрюкова, К.С. Буров // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2021. -№ 4(49). - С. 5-20.

2. Применение метода кинопедагогики для популяризации профессии учителя среди обучающихся общеобразовательных организаций / Д.Ф. Ильясов, Е.А. Селиванова, К.С. Буров, А.А. Севрюкова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2023. -№ 3(56). - С. 5-23.

3. Фестиваль образовательного кино как механизм трансляции опыта проблемно-ценностного общения педагога с субъектами воспитания в системе неформального повышения квалификации / А. В. Щербаков, А.В. Кисляков, К.С. Задорин, Н.Н. Журба // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2021. - № 4(49). - С. 52-61.

4. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - Москва: Из-дат. центр «Академия», 2004. - 304 с.

5. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н.С. Пряжников. -Москва: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. -256 с.

6. Чебышева, В.В. Психология трудового обучения / В.В. Чебышева. - Москва: Высшая школа, 1983. - 239 с.

7. Степанова, П.М. Кинопедагогика и медиаобра-зование / П.М. Степанова. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения, 2016. - 98 с.

8. Пензин, С.Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы / С.Н. Пензин. -Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1987. - 176 с.

9. Усов, Ю.Н. Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников: дис. ... д-ра пед. наук / Усов Ю.Н. - Москва, 1988. - 362 с.

10. Федоров, А.В. Анализ аудиовизуальных меди-атекстов: монография / А.В. Федоров. - Москва: Директ-медиа, 2013. - 183 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

CRITERIA FOR THE EFFECTIVENESS OF APPLYING THE FILM PEDAGOGY METHOD IN PROMOTING PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF LOW-PERFORMING STUDENTS

Chabulina A. Yu., Krushina M. Yu., Motorina M.B.

Secondary school No. 7 of Yuzhnouralsk

The article updates the problem of organizing assistance to the professional self-determination of low-performing students in a general education organization. A theoretical review of studies devoted to the professional self-determination of schoolchildren and the use of the potential of the film pedagogy method for the formation of personal learning outcomes for schoolchildren is carried out. The goal is to substantiate the effectiveness of key forms and methods of pedagogical activity based on the use of the film pedagogy method. Criteria for the effectiveness of applying the proposed method within the framework of an educational organization of general education are proposed. The main result, which has scientific novelty, is the systematization and presentation of key forms and methods of pedagogical activity, based on the use of the method of film pedagogy, which makes it possible to assist the professional self-determination of low-performing students. Of practical importance is the description of the pedagogical experience of using the film pedagogy method within the framework of the activities of the regional innovation platform operating on the basis of the MAOU "Secondary School No. 7" in Yuzhnouralsk, Chelyabinsk region. The results are presented, indicating the effectiveness of the types of activities proposed to students.

Keywords: general education organization, low-performing students, professional self-determination, pedagogical assistance, film pedagogy method, forms and methods of education, pedagogical experience.

References

1. Ilyasov, D.F. Functions of a teacher of a general education organization in the development of low-performing school-children's self-confidence and their strengths / D.F. Ilyasov, A.A. Sevryukova, K.S. Burov // Scientific support of advanced training systems frames. - 2021. - No. 4(49). - P. 5-20.

2. Application of the film pedagogy method to popularize the teaching profession among students in general education organizations / D.F. Ilyasov, E.A. Selivanova, K.S. Burov, A.A. Sevryukova // Scientific support of the personnel development system. -2023. - No. 3(56). - P. 5-23.

3. Educational film festival as a mechanism for broadcasting the experience of problem-value communication between a teacher and subjects of education in the system of non-formal advanced training / A.V. Shcherbakov, A.V. Kislyakov, K.S. Za-dorin, N.N. Zhurba // Scientific support of the personnel development system. - 2021. - No. 4(49). - P. 52-61.

4. Klimov, E.A. Psychology of professional self-determination / E.A. Klimov. - Moscow: Publishing house. Center "Academy", 2004. - 304 p.

5. Pryazhnikov, N.S. Professional and personal self-determination / N.S. Pryazhnikov. - Moscow: Publishing house "Institute of Practical Psychology"; Voronezh: NPO "MODEK", 2002. -256 p.

6. Chebysheva, V.V. Psychology of labor training / V.V. Cheby-sheva. - Moscow: Higher School, 1983. - 239 p.

7. Stepanova, P.M. Film pedagogy and media education / P.M. Stepanova. - St. Petersburg: St. Petersburg State Institute of Film and Television, 2016. - 98 p.

8. Penzin, S.N. Cinema and aesthetic education: methodological problems / S.N. Penzin. - Voronezh: Voronezh Publishing House. University, 1987. - 176 p.

9. Usov, Yu.N. Film education as a means of aesthetic education and artistic development of schoolchildren: dis. ... Dr. ped. Sciences / Usov Yu. N. - Moscow, 1988. - 362 p.

10. Fedorov, A.V. Analysis of audiovisual media texts: monograph / A.V. Fedorov. - Moscow: Direct Media, 2013. - 183 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.