Научная статья на тему 'ФУНКЦИИ УЧИТЕЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В РАЗВИТИИ У СЛАБОУСПЕВАЮЩИХ ШКОЛЬНИКОВ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ И СВОИХ СИЛАХ'

ФУНКЦИИ УЧИТЕЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В РАЗВИТИИ У СЛАБОУСПЕВАЮЩИХ ШКОЛЬНИКОВ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ И СВОИХ СИЛАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
263
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛАБОУСПЕВАЮЩИЕ ШКОЛЬНИКИ / УЧИТЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ УЧИТЕЛЯ / РАЗВИТИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ / УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильясов Динаф Фанильевич, Севрюкова Алла Александровна, Буров Константин Сергеевич

В статье указывается на приоритеты развития системы образования, связанные с привлечением внимания к проблеме развития слабоуспевающих школьников. В качестве одной из причин, обусловливающих затруднения у слабоуспевающих школьников, называется проявление неуверенности в себе и своих силах. Фокусируется внимание на актуализации функций учителей общеобразовательных школ, связанных с развитием у слабоуспевающих учащихся уверенности в себе и своих силах. Констатируется, что учителям, работающим со слабоуспевающими школьниками, требуется содействие в осознании своей роли в исполнении данных функций и освоении соответствующих педагогических стратегий. Сформулирована цель исследования: на основе научных данных о взаимосвязи уверенности и академической успешности обосновать место функций учителя по развитию у слабоуспевающих школьников уверенности в себе и своих силах в системе компетенций и полномочий. Анализ профессионального стандарта педагога общеобразовательной школы и научной литературы позволяет констатировать значимость научных психолого-педагогических знаний для повседневной педагогической деятельности. Отмечается, что освоение этих знаний осуществляется с использованием средств формального и неформального повышения квалификации. При этом актуализируется необходимость систематизации функций учителя по развитию у слабоуспевающих школьников уверенности в себе и своих силах. Указывается на значимость системы дополнительного профессионального образования в формировании у учителей стойких мотивов к практическому применению психологических знаний и умений по формированию рассматриваемого качества школьников. Эту задачу предлагается решать в рамках методологической идеи о «культурном восхождении личности», которая предстает как целенаправленный процесс развития учителя в практическом освоении и применении соответствующих педагогических функций. Исследование привело к получению значимых научных и практических результатов. Уточнены ключевые понятия исследования: «слабоуспевающие школьники» и «уверенность». На основе анализа научной литературы представлена систематизация педагогических функций учителя в развитии у слабоуспевающих школьников уверенности в себе и своих силах. Данные функции поддерживаются описанием необходимых психолого-педагогических знаний и умений. Этот результат представляется как элемент научной новизны проведенного исследования. Практические значение имеет описание содержательных линий, отражающих проблему развития у слабоуспевающих школьников уверенности в себе и своих силах. Указывается на значимость активных и персонализированных методов, которые могут быть применены в развертывании данного содержания в системе дополнительного профессионально-педагогического образования: кинопедагогика, тренинг, адресная поддержка в рамках сетевых методических сообществ. Обсуждается содержание представленных функций, их значение для системы педагогических компетенций и полномочий учителя. Также предлагается рассмотреть перспективные формы повышения квалификации учителей по данной проблеме. В заключение статьи резюмируются полученные выводы и результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильясов Динаф Фанильевич, Севрюкова Алла Александровна, Буров Константин Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONS OF A GENERAL EDUCATION TEACHER IN DEVELOPING SELF-CONFIDENCE IN LOW-ACHIEVING SCHOOLCHILDREN

The research problem and the rationale for its relevance. The article points out the priorities of educational system development related to attracting attention to the problem of development of low-achieving schoolchildren. One of the reasons that cause difficulties for low-achieving schoolchildren is the lack of self-confidence. The focus is on the actualization of general education teachers' functions related to the development of self-confidence among low-achieving schoolchildren. It is stated that teachers working with low-achieving schoolchildren need assistance in understanding their role in performing these functions and mastering appropriate pedagogical strategies. The goal of the study is formulated: based on scientific evidence on the relationship between confidence and academic success to justify the place of the functions of the teacher to develop self-confidence among low-achieving schoolchildren in the system of competencies and powers. Analysis of the professional standard of a general education school teacher and scientific literature, allows us to state the importance of scientific psychological and pedagogical knowledge for everyday pedagogical activities. It is noted that the development of this knowledge is carried out with the use of formal and informal professional development. However, the necessity of systematization of the teacher's functions in the development of self-confidence among low-achieving schoolchildren is actualized. The significance of the system of additional professional education in the formation of teachers’ persistent motives for the practical application of psychological knowledge and skills for the formation of the considered quality of schoolchildren is pointed out. This task is proposed to be solved within the framework of the methodological idea of “cultural ascent of personality”, which is presented as a purposeful process of teacher development in practical mastering and application of appropriate pedagogical functions. The research led to significant scientific and practical results. The key concepts of the study: “low-achieving schoolchildren” and “self-confidence” have been clarified. Based on the analysis of scientific literature the systematization of the pedagogical functions of the teacher in the development of low-achieving schoolchildren self-confidence is presented. These functions are supported by the description of the necessary psychological and pedagogical knowledge and skills. This result is presented as an element of scientific novelty of the conducted research. The description of the content lines reflecting the problem of developing self-confidence among low-achieving schoolchildren is of practical importance. The importance of active and personalized methods that can be used in the deployment of this content in the system of additional professional and pedagogical education: cinema pedagogics, training, targeted support within the network methodological communities are pointed out. The content of the presented functions, their importance for the system of pedagogical competencies and powers of the teacher are discussed. It is also proposed to consider promising forms of professional development of teachers on this issue. The conclusion of the article summarizes the findings and results.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИИ УЧИТЕЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В РАЗВИТИИ У СЛАБОУСПЕВАЮЩИХ ШКОЛЬНИКОВ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ И СВОИХ СИЛАХ»

Научные сообщения

УДК 37.032+371.13

Функции учителя общеобразовательной организации в развитии у слабоуспевающих школьников уверенности в себе и своих силах

Д. Ф. Ильясов

https://orcid.org/0000-0003-0905-7081 dinaf_chel@mail.ru

А. А. Севрюкова

https://orcid.org/0000-0001 -6142-1675 alla107@inbox.ru

К. С. Буров

https://orcid.org/0000-0003-1625-5414 kos_chel@mail.ru

Functions of a general education teacher in developing self-confidence in low-achieving schoolchildren

D. Е Пyasov А. A. Sevrykova К. S. Burov

Аннотация

В статье указывается на приоритеты развития системы образования, связанные с привлечением внимания к проблеме развития слабоуспевающих школьников. В качестве одной из причин, обусловливающих затруднения у слабоуспевающих школьников, называется проявление неуверенности в себе и своих силах. Фокусируется внимание на актуализации функций учителей общеобразовательных школ, связанных с развитием у слабоуспевающих учащихся уверенности в себе и своих силах. Констатируется, что учителям, работающим со слабоуспевающими школьниками, требуется содействие в осознании своей роли в исполнении данных функций и освоении соответствующих педагогических стратегий. Сформулиро-

вана цель исследования: на основе научных данных о взаимосвязи уверенности и академической успешности обосновать место функций учителя по развитию у слабоуспевающих школьников уверенности в себе и своих силах в системе компетенций и полномочий. Анализ профессионального стандарта педагога общеобразовательной школы и научной литературы позволяет констатировать значимость научных психолого-педагогических знаний для повседневной педагогической деятельности. Отмечается, что освоение этих знаний осуществляется с использованием средств формального и неформального повышения квалификации. При этом актуализируется необходимость систематизации функций учителя по развитию у слабоуспевающих школьников

уверенности в себе и своих силах. Указывается на значимость системы дополнительного профессионального образования в формировании у учителей стойких мотивов к практическому применению психологических знаний и умений по формированию рассматриваемого качества школьников. Эту задачу предлагается решать в рамках методологической идеи о «культурном восхождении личности», которая предстает как целенаправленный процесс развития учителя в практическом освоении и применении соответствующих педагогических функций. Исследование привело к получению значимых научных и практических результатов. Уточнены ключевые понятия исследования: «слабоуспевающие школьники» и «уверенность». На основе анализа научной литературы представлена систематизация педагогических функций учителя в развитии у слабоуспевающих школьников уверенности в себе и своих силах. Данные функции поддерживаются описанием необходимых психолого-педагогических знаний и умений. Этот результат представляется как элемент научной новизны проведенного исследования. Практические значение имеет описание содержательных линий, отражающих проблему развития у слабоуспевающих школьников уверенности в себе и своих силах. Указывается на значимость активных и персонализированных методов, которые могут быть применены в развертывании данного содержания в системе дополнительного профессионально-педагогического образования: кинопедагогика, тренинг, адресная поддержка в рамках сетевых методических сообществ. Обсуждается содержание представленных функций, их значение для системы педагогических компетенций и полномочий учителя. Также предлагается рассмотреть перспективные формы повышения квалификации учителей по данной проблеме. В заключение статьи резюмируются полученные выводы и результаты.

Abstract

The research problem and the rationale for its relevance. The article points out the priorities of educational system development related to attracting attention to the problem of development of low-achieving schoolchildren. One of the reasons that cause difficulties for low-achieving schoolchildren is the lack of self-confidence. The focus is on the actualization of general education teachers' func-

tions related to the development of self-confidence among low-achieving schoolchildren. It is stated that teachers working with low-achieving schoolchildren need assistance in understanding their role in performing these functions and mastering appropriate pedagogical strategies. The goal of the study is formulated: based on scientific evidence on the relationship between confidence and academic success to justify the place of the functions of the teacher to develop self-confidence among low-achieving schoolchildren in the system of competencies and powers. Analysis of the professional standard of a general education school teacher and scientific literature, allows us to state the importance of scientific psychological and pedagogical knowledge for everyday pedagogical activities. It is noted that the development of this knowledge is carried out with the use of formal and informal professional development. However, the necessity of systematization of the teacher's functions in the development of self-confidence among low-achieving schoolchildren is actualized. The significance of the system of additional professional education in the formation of teachers' persistent motives for the practical application of psychological knowledge and skills for the formation of the considered quality of schoolchildren is pointed out. This task is proposed to be solved within the framework of the methodological idea of "cultural ascent of personality", which is presented as a purposeful process of teacher development in practical mastering and application of appropriate pedagogical functions. The research led to significant scientific and practical results. The key concepts of the study: "low-achieving schoolchildren" and "self-confidence" have been clarified. Based on the analysis of scientific literature the systematization of the pedagogical functions of the teacher in the development of low-achieving schoolchildren self-confidence is presented. These functions are supported by the description of the necessary psychological and pedagogical knowledge and skills. This result is presented as an element of scientific novelty of the conducted research. The description of the content lines reflecting the problem of developing self-confidence among low-achieving schoolchildren is of practical importance. The importance of active and personalized methods that can be used in the deployment of this content in the system of additional professional and pedagogical education:

cinema pedagogics, training, targeted support within the network methodological communities are pointed out. The content of the presented functions, their importance for the system of pedagogical competencies and powers of the teacher are discussed. It is also proposed to consider promising forms of professional development of teachers on this issue. The conclusion of the article summarizes the findings and results.

Ключевые слова: слабоуспевающие школьники, учитель, профессиональные функции учителя, развитие обучающихся, уверенность в себе, общеобразовательная организация, дополнительное профессионально-педагогическое образование.

Keywords: low-achieving schoolchildren, teacher, professional functions of teacher, development of schoolchildren, self-confidence, general education organization, additional professional and pedagogical education.

Введение

Повышенное внимание к обеспечению высокого качества российского образования определяет содержание и направления совершенствования педагогической деятельности. В национальном проекте «Образование» заданы принципиальные ориентиры осуществляющихся изменений. Федеральные проекты «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Социальные лифты» в качестве такого рода ориентиров усиливают внимание к слабоуспевающим обучающимся и детям с недостаточной мотивацией к активной общественной деятельности.

Одной из негативных тенденций, проявляющихся в системе общего образования, является то, что на определенном уровне продвижения высоких технологий в сфере обучения и воспитания показатели качества общего образования в определенной степени замедляют свой рост. При этом административно-педагогические меры, предпринимаемые в образовательной организации, не дают существенного эффекта. Можно предположить, что требуются дополнительные, психологически обоснованные подходы, учитывающие скрытые причинно-следственные связи и природу слабой успеваемости школьников. При этом становится очевидным тот факт, что для обеспечения достижения всеми учащимися требуемых

результатов образования качественное исполнение педагогами функций по обучению и воспитанию сегодня становится необходимым, но недостаточным условием.

Эта позиция закреплена в профессиональном стандарте педагога, занятом в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования. Анализ данного документа показывает, что эффективно работающий учитель должен на высоком уровне качества осуществлять как обучающие и воспитательные функции, так и те, которые связаны с развитием школьников. У педагогических работников появляются нормативно закрепленные функции, которые можно проинтерпретировать как обязанности и полномочия по развитию (наряду с обучением и воспитанием) всех обучающихся, в том числе слабоуспевающих школьников.

При этом надо иметь в виду, что функция развития основана, в том числе, на освоении и применении научно обоснованных педагогических стратегий, направленных на формирование и поддержку у слабоуспевающих учащихся уверенности в себе. Это обусловлено тем, что существенные затруднения в достижении академической и социальной успешности слабоуспевающими и низкомотивированными учащимися связаны правлением неуверенности в себе и своих силах.

Причины появления неуверенности различны: пробелы в знаниях, непоследовательность освоения содержания образования, отсутствие поддержки со стороны родителей и педагогов, деформации личностного развития, нарушения здоровья и т. д. При этом эти причины могут порождать появление стойких мотивов, препятствующих развитию познавательных интересов, закреплению ситуации неуспеха, росту тревожности.

Можно предположить, что большинство учителей понимают это или догадываются об этом. Но при этом, дистанцировавшись от решения данной психолого-педагогической проблемы, они предпочитают сосредоточиться на более активном использовании дидактических инструментов. Они полагают, что такое «массированное» использованием дидактического арсенала в итоге даст нужный педагогический эффект и компенсирует психологические проблемы. Однако, как показывает прак-

тика, такой способ воздействия только усугубляет данную психолого-педагогическую проблему. И, соответственно, заметно усложняются перспективы ее решения.

Очевидно, что педагогам, работающим с такими детьми, требуется содействие в осознании своей роли в исполнении функций развития у слабоуспевающих учащихся уверенности в себе и своих силах и освоении ими соответствующих педагогических стратегий. Научные психолого-педагогические знания гармонично дополнят методические умения педагогов и окажут влияние на эффективность образовательного процесса.

В связи с этим можно сформулировать следующую цель исследования: на основе научных данных о взаимосвязи уверенности и академической успешности обосновать место функций учителя по развитию у слабоуспевающих школьников уверенности в себе и своих силах в системе освоенных компетенций и полномочий.

Обзор литературы. Сегодня профессия педагога становится все более сложной из-за увеличения количества задач (новые требования, такие как, например, удовлетворение образовательных потребностей различных контингентов обучающихся, включая слабоуспевающих школьников) и возрастающей трудности учебной деятельности. Повседневный труд учителя регламентируется нормами профессионального стандарта «Педагог (воспитатель, учитель)»1. В этом документе четко определены функции учителя в области обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. На первый взгляд, в формулировках рассматриваемого документа не звучит «в чистом виде» задача формирования уверенности ребенка, необходимого качества для успешного обучения. Однако при внимательном изучении позиций стандарта, особенно тех, которые имеются в трудовой функции «Развивающая деятельность», обнаруживается перечень тех действий педагога,

1 Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н). URL: https://base. garant.ru/70535556.

которые подразумевают выработку у обучающегося навыков уверенного поведения. Анализ стандарта позволяет вычленить те положения, которые предписывают школьному учителю осуществлять взаимодействие с детьми в тесной связи на реальный конкретный контекст, в котором происходит обучение детей. Прежде всего, учитель должен хорошо разбираться в психологии ребенка, психодидактике, использовать в педагогической практике психологические подходы, чтобы адресно работать с различными категориями детей, формировать их учебную мотивацию, развивать познавательную активность, самостоятельность, уметь регулировать поведение и деятельность детей, осуществлять объективную оценку знаний обучающихся в соответствии с реальными учебными возможностями детей.

Однако данные предписания профессионального стандарта наталкиваются на серьезное недопонимание со стороны учителей, которые недооценивают значимость использования в своей деятельности научных знаний в области психологии, не стремятся устранить свои дефициты для формирования успешности учеников, испытывающих трудности в обучении. Столкнувшись с тяжелой работой в классе, некоторые учителя разрабатывают стратегии обвинения детей в лени, а другие значительно меняют свой дидактический инструментарий. Но и в этом случае они теряются в применении психологических знаний на практике в помощи детям в преодолении собственной неуверенности. При этом важно отметить, что отечественная психологическая наука обладает значительным объемом знаний, которые доказывают зависимость низкой успеваемости школьников от отсутствия уверенности детей в своих возможностях. Более того, психологи предлагают значительный набор разнообразных средств, использование которых может способствовать преодолению школьниками собственного бессилия перед лицом препятствий.

Поиск ответов на вопрос «Почему эти методики не используются учителями?» позволяет сделать вывод о том, что в широкой практике отсутствуют прецеденты, когда учителя в преподавании своих учебных дисциплин обращают внимание на развитие внутренних сил обучающихся. Эти факты свидетельствуют об острой необходимости в осуществлении со-

действия учителям в освоении законов развития личности и психологических механизмов обучения детей.

Вполне закономерно обращение к дополнительному профессиональному образованию (формальному и неформальному постдипломному образованию), значительные ресурсы которого нацелены на профессиональный рост учителя для совершенствования обучения и развития детей. Существует большое количество публикаций, описывающих разные пути, формы, методы и средства развития психолого-педагогической компетентности учителей, значимого профессионально-личностного инструмента, без которого невозможно осуществление эффективного педагогического взаимодействия. Итак, для преодоления кризиса в области практической психологии, испытываемого большинством представителей педагогического корпуса, предлагается:

- установление тесного взаимодействия учителя и школьной психологической службы [1];

- сочетание различных стратегий повышения квалификации: обмена знаниями в рамках внутриорганизационного обучения в школе; обучения в учреждение дополнительного профессионального образования; самообразовательной деятельности [2];

- погружение учителей в инновационную образовательную среду [3];

- участие учителей в неформальных (добровольных) педагогических сообществах [4; 5];

- самосовершенствование и развитие индивидуальности личности учителя в процессе овладения им качественно новыми интеллектуальными, психологическими и социальными характеристиками, дающими возможность продуктивно осуществлять интегрированные психолого-педагогические функции по обучению, воспитанию и развитию школьников [6];

- использование психологического коучинга, активных и интерактивных методов: рисуночных методов, ролевых игр, метода групповой дискуссии и направленного воображения [7].

Без сомнения, в широкой палитре научных публикаций отводится много места для описания различных стратегий развития психолого-педагогической компетентности учителя. Но и здесь в содержании повышения профессионализма педагогов отсутствуют тематические линии, где бы шла речь о формировании уверенности школьников.

Таким образом, для развития у учителей устойчивого мотива к смещению акцентов с контрольно-оценочных мероприятий в сторону учета учебно-познавательных возможностей обучающихся, формирования у детей решимости, веры в свои силы - всего того, что характеризует уверенного школьника, способного преодолевать препятствия на пути достижения цели, не сомневаться в своих возможностях, необходима системная работа в двух направлениях. Прежде всего, важно уточнить функции учителя, побуждающего педагога предпринимать шаги в области формирования у детей навыков уверенного поведения. Во-вторых, обучить учителей практическому применению психологических знаний и умений по формированию рассматриваемого качества школьников. Для реализации идеи продвижения учителей в области освоения психологических механизмов предлагается использовать ресурсы дополнительного профессионального образования.

Методология (материалы и методы). При определении педагогических функций учителя по развитию у слабоуспевающих школьников уверенности в себе и в своих силах и дальнейшего совершенствования у педагогов психолого-педагогической компетентности авторы статьи опираются на психологическую теорию Л. С. Выготского, названную «культурно-исторической концепцией развития высших психических функций». Суть концепции заключается в синтезе учений о природе и культуре. Главный тезис состоит в том, что структура и развитие психики порождаются социокультурной средой, которая для Л. С. Выготского является не фактором развития, а источником развития личности [8]. Следует отметить, что изначально предложения исследователя касались формирования и развития личности ребенка. Сегодня научное наследие известного ученого, как воплощение по-настоящему плодотворных мыслей, расширяет свою орбиту. Выражаем согласие с А. Н. Леонтьевым, который писал: «Мы понимаем эту концепцию не как систему застывших истин, которую остается только принять или отвергнуть, но как первое, может быть, еще несовершенное оформление открываемого ею пути» [9]. Поэтому идея о «культурном восхождении личности» рассматривается актуальной и для взрослых людей.

В логике нашего исследования концепция Л. С. Выготского имеет принципиально важное значение: для развития уверенности школьников учителю самому необходимо совершить определенный путь к вершине своего профессионального мастерства. Речь идет, прежде всего, об осмыслении учителем педагогических функций, связанных с формированием у обучающихся веры в себя. Также учителю необходимо обогатить свои умения, которые позволят помочь неуверенным школьникам преодолеть сомнения в своей успешности, приобрести убежденность в своих силах. С этих позиций развитие психолого-педагогической компетентности определяется как целенаправленный процесс «культурного восхождения» учителя в практическом освоении педагогических функций, направленных на развитии у слабоуспевающих школьников уверенности в себе и своих силах. Стоит добавить, что достижению данной цели будет способствовать, как советовал Л. С. Выготский, специально созданная социокультурная среда.

Результаты и их описание. Достижение целевой установки предполагает, прежде всего, уточнение ключевых понятий («слабоуспевающие школьники», «уверенность»), изучение характера влияния уверенности в себе и в своих силах на успешность школьников, взаимосвязи между неуверенностью в своих силах и низкой успеваемостью школьников. Изучение сложившихся подходов к развитию уверенности в себе позволит установить непосредственное содержание деятельности учителя по развитию у слабоуспевающих школьников уверенности в себе и своих силах.

Понятие слабая успеваемость часто отождествляется с неуспеваемостью, учебной неспешностью, отставаниями в учебе. Ученые их интерпретируют в одном ключе, связывая с неподготовленностью учащегося, неусвоением определенной суммы знаний. Так, Л. И. Мак-сименкова рассматривает понятие неуспеваемости школьников, определяя ее как «суммарную, комплексную неподготовленность учащегося, наступающую в конце... законченного отрезка процесса обучения (учебная четверть, полугодие, система уроков по определенной теме)» [10, с. 115]. Исходя из этого понятия, можно заключить, что неуспеваемость раскрывается как неподготовленность ученика, выяв-

ляемая по прошествии времени. А. В. Тончева раскрывает неуспеваемость как отставание в учении, при котором «школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за отведенное время знаниями, предусмотренными учебной программой» [11, с. 182]. В этой формулировке неуспеваемость связывается с отставанием в учебе ребенка. Объединяющей характеристикой данных трактовок является то, что о неуспеваемости можно говорить только по истечении определенного периода времени, проводя промежуточные итоги. Г. Г. Мисаренко использует понятие неуспешности в учении, которое также связывается с некачественным усвоением учебного материала (одного или нескольких учебных предметов) или более длительным его освоением по сравнению с другими учениками в одинаковых с ними условиях обучения [12].

Е. Г. Коваленко, И. С. Доренская говорят о некоторых отличиях понятий «неуспевающий» или «слабоуспевающий ученик». Они отмечают, что неуспевающий ученик имеет неудовлетворительную оценку по предмету в четверти, а слабоуспевающий - в течение этой четверти. Причем такая характеристика дается на основании временного интервала. С позиции содержания образования, слабоуспевающий ученик характеризуется как «ученик, учебно-личностные достижения которого не соответствуют содержанию образования, в частности требованиям федерального государственного образовательного стандарта» [13, с. 10].

Антонимичным неуспеваемости является понятие успеваемости, которое определяется как овладение учащимися знаниями, умениями и навыками в соответствии с требованиями учебной программы, показателями успеваемости учащихся являются их оценки [14]. Таким образом, слабоуспевающие школьники - это учащиеся, которые не усваивают учебный материал, соответствующий содержанию программы, отстают в учебно-личностных достижениях от большинства своих сверстников и в течение определенного периода времени имеют неудовлетворительную оценку по одному или нескольким предметам.

Причем большинство ученых говорят о неоднородности данной категории детей, исходя из причин возникновения этого явления и условий, в которых находятся дети. Выделяется целый комплекс причин слабой успеваемости

школьников: социальные (семейный и педагогический фактор), физиологические (нарушение темпов созревания головного мозга), психологические (слабая мотивация, выученная беспомощность, нежелание читать) [10; 15; 16]. Также называются новые причины, характерные для детей XXI века - компьютерная зависимость у многих школьников, отвлекающая детей от умственного труда [11].

Специфическими характеристиками слабоуспевающих детей, помимо их оценок по предметам, являются особенности интеллектуальной деятельности. Н. А. Менчинская пишет, что для детей с пониженной обучаемостью характерны сложности проявления умственной активности, мышление либо слишком конкретное, либо отвлеченное, слабая память, низкая учебная мотивация [15, с. 253].

Л. И. Максименкова уточняет, в чем проявляются данные особенности интеллектуальной деятельности слабоуспевающих школьников: меньший запас знаний, представлений, осведомленности об окружающем мире (по сравнению с более успешно обучающимися сверстниками); недостаточное знакомство с содержанием входящих в теоретические знания понятиями; трудности в высказывании относительно правильности - неправильности предложенных умозаключений; невозможность проведения анализа и обобщения информации; трудности самостоятельного формулирования умозаключения; склонность к слепому переносу определенных (и привычных) способов действия в новую ситуацию, где они не действенны [10, с. 116]. Таким образом, отличие слабоуспевающих школьников от успевающих заключается в особенностях протекания их интеллектуальной деятельности, выраженной в недостаточном усвоении учебного материала, проявляется в сложностях запоминания, понимания, применения информации в новых условиях, более низкой учебной активности и недостаточной учебной мотивации. В отличие от неуспевающих, слабоуспевающие школьники проявляют неудовлетворительную успеваемость в течение меньшего периода времени, а соответственно имеют больший потенциал в коррекции своих образовательных результатов.

Как уже было отмечено, причины слабой успеваемости могут быть разные, среди психологических причин зачастую выступают лич-

ностные качества ребенка, его тревожность, повышенная эмоциональность, неуверенность в себе и своих силах. Уверенность личности является предметом исследований многих ученых, в силу того, что она влияет на многие стороны жизни человека (отношения, достижения, удовлетворенность), в том числе в детском возрасте - на учебную деятельность.

Уверенность рассматривается как «свойство личности, ядром которого выступает позитивная оценка индивидом собственных навыков и способностей, достаточных для достижения значимых для него целей и удовлетворения его потребностей» [17, с. 3]. По словам М. А. Селиверстовой, уверенное поведение школьников сказывается на качестве их контактов, целеустремленности, адекватном выражении своих чувств и мыслей, настойчивости в преодолении трудностей, в том числе и учебных [17].

А. Н. Смолонская уверенность в себе рассматривает как свойство личности, связанное с позитивным опытом реальных успехов, преобладанием у ребенка положительного эмоционального тонуса, самостоятельностью, активностью в деятельности, в общении и взаимодействии [18]. Исследователь пишет о важности формирования уверенности у детей с ограниченными возможностями здоровья, которая напрямую влияет на их успехи в учебе.

Ученые утверждают, что утрата уверенности ребенка в своих силах приводит к нарушению нормальных контактов с окружающими, развитию неадекватной завышенной самооценки, снижению критичности, негативизму и агрессии. Отсутствие реальных успехов в учебе закрепляет неуверенность ребенка, повышая тревожность и вызывая чувство неполноценности. Такое состояние может не только повлиять на образовательные результаты школьника, но и привести к психосоматическим и нервно-психическим расстройствам [19]. Данные последствия развития неуверенности в себе и своих силах достаточно серьезны и требуют отдельного педагогического внимания.

При этом не всегда учителя обращают внимание на психологическую составляющую учебных достижений школьников, недооценивают взаимосвязь между неуверенностью в себе, своих силах и слабой успеваемостью школьников. Хотя на сегодняшний день появ-

ляется все больше работ, подтверждающих данные положения.

Л. В. Мильченко, исследуя индивидуально-психологические особенности старшеклассников, выявила, что наиболее существенное влияние на успеваемость в целом оказывают эмоциональные особенности (такие как школьная тревожность) и физиологическая сопротивляемость стрессу. Было обнаружено, что хорошо успевающим учащимся свойственна социальная смелость, иными словами, уверенность. А слабоуспевающим - повышенный уровень фрустрации потребности в достижении успеха, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, страх в отношениях с учителями, низкий уровень учебной мотивации [14].

А. В. Майстренко тоже видит взаимосвязь успеваемости с уровнем развития психологических характеристик школьника. Среди них не только особенности высших психических функций (концентрация внимания, произвольная память, словесно-логическое мышление), но волевые (упорство в учебной деятельности) и личностные особенности школьников (притязания, самооценка, саморазвитие) [16]. А. Н. Смо-лонская утверждает, что неуверенность школьников в себе порождает трудности в учении и, как следствие, школьную неуспеваемость. А неуспеваемость, в свою очередь, приводит к формированию еще большей неуверенности. В результате чего формируется «порочный круг» нарастания слабой неуспеваемости и неуверенности [18, с. 3]. Л. А. Глушко также связывает неуспеваемость детей с особенностями личности и интеллектуальными характеристиками. Она выявила такие проявления уверенных в себе школьников, как высокий интеллект, эмоциональная стойкость, самостоятельность. Для неуверенных детей, по ее словам, характерны мягкосердечность, тревожность, напряженность [20]. Таким образом, данные исследования показывают взаимосвязь учебной деятельности и образовательных результатов школьников не только с интеллектуальными процессами и подготовленностью ребенка, но и с личностными особенностями, в частности с уверенностью ребенка в себе и своих силах. Соответственно возникает необходимость поиска эффективных инструментов развития данного качества у слабоуспевающих школьников.

Среди наиболее авторитетных подходов к развитию уверенности в своих силах считается тренинг ассертивного поведения. Разработчик такого тренинга Мануэль Дж. Смит выделяет права уверенной личности (право отстаивать свое мнение; право не оправдываться, изменить свое мнение; право делать ошибки и отвечать за них; право сказать «Я не знаю», «Я не понимаю», «Мне не интересно»). Причем автор разделяет понятия неуверенное, уверенное (ассертивное) и агрессивное поведение [21]. На наш взгляд, в работе со школьниками данный подход не совсем уместен, дети могут по-своему интерпретировать ассертив-ность, что привет к конфликтности и агрессивности с окружающими. Если говорить о тре-нинговых технологиях, то будет целесообразно использовать отечественные разработки, например А. Г. Грецова. Он дает четкую характеристику уверенного поведения, проводя грань с агрессивными действиями и тревожностью, предлагая задания, игры и рекомендации школьникам по развитию уверенности в своих силах [22]. Также пользуются популярностью разработки отечественного психолога В. Г. Ро-мека, который предлагает развивать уверенность в межличностных отношениях (семейных, дружеских, профессиональных) [23]. Его работы в большей мере могут подойти взрослым (родителям и учителям), которые должны быть образцами для школьников в плане уверенности в себе и своих силах.

Однако тренинги это лишь одно из направлений развития уверенности в себе и своих силах у взрослых и детей, проведение которых входит в функционал психолога. Содержание деятельности учителя по развитию у слабоуспевающих школьников уверенности в себе и своих силах несколько иное, оно предполагает педагогическую поддержку, грамотную коммуникацию и, несомненно, психологические знания.

Исследователи видят множество направлений деятельности учителя по развитию детской уверенности. В исследовании Е. В. Ризвановой выявлен факт, что слабоуспевающие школьники, не доверяют учителям, считая, что у них с педагогами плохие отношения. Соответственно школьники не ожидают и не хотят получить от них поддержку. Высокий уровень доверия учителям свойственен именно учащимся с хорошей успеваемостью. Соответственно данный

автор пишет о необходимости оказания грамотной педагогической поддержки слабоуспевающим учащимся (информационной, эмоциональной), выделяет важность подсказки со стороны учителя, целесообразность осуществления совместной деятельности со школьниками [24]. Л. В. Мильченко также видит значительную роль позитивно окрашенных взаимоотношений учителя с учениками, указывая, что, в первую очередь, это важно для девушек. Ученым выделяется необходимость формировать потребность в достижении успеха у учащихся, подчеркивается, что особенно это важно для юношей [14]. Таким образом, обнаруживается значимость учета гендерных особенностей обучающихся в плане оказания им педагогической поддержки.

С. И. Смолонский указывает на немаловажность понимания индивидуальных особенностей, способностей и интересов детей, значимость взаимодействия с родителями слабоуспевающих обучающихся, необходимость адаптировать учебный материал под восприятие школьников [19]. На данном основании А. Н. Смолонская пишет о целесообразности проведения комплексной психолого-педагогической диагностики ребенка для выявления его трудностей и способностей, активизации взаимодействия в учебной и внеучебной деятельности. Подчеркивается целесообразность обучения родителей и педагогов созданию ситуации успеха для слабоуспевающего ребенка [18]. О. Н. Столпов-ская предлагает развивать психолого-педагогические знания учителей, осуществлять сотрудничество между педагогами в образовательной организации для решения проблемы повышения уверенности слабоуспевающих школьников. В части психологического сопровождения школьников рекомендуется использовать психологические тренинги, направленные на работу с эмоциональным состоянием

школьника, проводить индивидуальные консультации [25]. М. А. Селиверстова также считает необходимым разработку специальных программ для развития уверенности школьников, включающих упражнения по саморегуляции уверенного поведения [17].

Итак, среди функций учителя выделяются не только связанные с обучением школьников, обеспечением достижения ими предметных результатов. Необходимым является содействие слабоуспевающим учащимся в обретении уверенности в себе и своих силах. Анализ исследований в данном ключе показал следующие задачи учителя:

а) исследовать возможности, способности и трудности, которые испытывают слабоуспевающие школьники, выявить причины слабой успеваемости;

б) наладить конструктивные взаимоотношения с учениками, чтобы повысить уровень доверия слабоуспевающих школьников к учителям, создавать для них ситуации успеха;

в) организовать педагогическую поддержку школьникам в разной форме (эмоциональную, информационную, деятельностную);

г) осуществлять полноценное сотрудничество с коллегами внутри образовательной организации (педагогом-психологом, другими учителями), чтобы действовать в единой логике, использовать непротиворечивые походы к формированию уверенности у слабоуспевающих школьников;

д) взаимодействовать с родителями слабоуспевающих обучающихся, расширять их представления о способах повышения уверенности школьника, формировании ситуации успеха.

На данном основании становятся понятными функции учителя в развитии у слабоуспевающих школьников уверенности в себе и своих силах. Он включают в себя необходимые умения и знания (табл. 1).

Таблица 1

Функции учителя в развитии у слабоуспевающих школьников уверенности

в себе и своих силах

Функции учителя Умения Знания

Выявление коммуникативных и учебных затруднений школьников Применять комплекс методов оценки уверенности школьников. Использовать образовательные технологии, повышающие эффективность усвоения знаний школьниками. Причины неуверенности в себе. Методы исследования самооценки школьников и оценки учебных достижений. Эффективные способы объяснения учебного материала

Функции учителя Умения Знания

Осуществление конструктивного общения со слабоуспевающими обучающимися Создавать атмосферу доброжелательности в классе. Устанавливать психологический контакт с неуверенными школьниками. Использовать положительное подкрепление (похвалу, благодарность, парциально положительною оценку) Особенности коммуникации с учетом возрастных и индивидуальных характеристик детей. Правила бесконфликтного общения. Приемы снятия тревожности. Вербальные формулы повышения самооценки

Оказание педагогической поддержки ученикам неуверенным в себе Использовать разные виды педагогической поддержки в зависимости от существующих трудностей. Способствовать устранению школьных фобий (страха совершить ошибку, получить насмешку) Различные тактики педагогической поддержки (защита, помощь, содействие, взаимодействие). Способы эмоциональной, информационной, дея-тельностной помощи ученику

Создание условий для проявления личностного потенциала неуверенных школьников в урочной, внеурочной деятельности и дополнительном образовании Создавать ситуации успеха, партнерские отношения с учащимися и родителями. Применять технологии наставничества, тьюторства, фасилита-ции Способы выстраивания партнерского взаимодействия с субъектами образовательных отношений. Знания о технологиях взаимодействия с учащимися (наставничества, тьютор-ства, фасилитации)

Сотрудничество с коллегами при выборе единых алгоритмов формирования уверенного поведения обучающихся Согласовывать и адекватно применять различные методы повышения учебной мотивации школьников и непротиворечивые алгоритмы формирования уверенности Комплекс методов повышения учебной мотивации (эмоциональных, познавательных, волевых, социальных) и алгоритмов формирования уверенности

Взаимодействие с родителями слабоуспевающих обучающихся Расширять представления родителей о способах повышения уверенности школьника. Содействовать им в выборе адекватных возрасту способов поддержки ребенка Приемы корректной и убедительной коммуникации с родителями. Способы информирования родителей о причинах слабой успеваемости детей

Успешная реализация данных функций предполагает совершенствование психолого-педагогической компетентности учителя. Стоит отметить, что система дополнительного профессионального образования обладает достаточными ресурсами для совершенствования знаний учителей в области развития у слабоуспевающих школьников уверенности в себе и своих силах.

В нынешних условиях сложившаяся система дополнительного профессионального образования стремится быть мобильной, быстро откликаться на вызовы времени, профессиональные потребности педагогов. Сегодня на территории Российской Федерации создаются центры непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, призванные реализовать персонифицированные модели повышения квалификации. Происходит модернизация содержания дополнительных профессиональных программ, в них включаются актуальные вопросы,

направленные на устранение профессиональных затруднений учителей.

В русле рассматриваемой нами проблемы повышения качества образования такими вопросами являются темы психолого-педагогического характера, овладение которыми обеспечит учителям наличие прочных знаний и необходимых умений по выстраиванию успешного взаимодействия с неуверенными слабоуспевающими школьниками. Более того, педагоги научатся развивать у обучающихся уверенность в собственных силах, помогать им преодолевать препятствия как в образовательном процессе, так и на жизненном пути в целом. Выделенные функции по развитию этого важного для обучения и жизни качества детей позволяют сформулировать перечень содержательных линий:

- Диагностика коммуникативных и учебных затруднений школьников.

- Способы конструктивного общения со слабоуспевающими обучающимися.

- Психолого-педагогическая поддержка неуверенных в себе обучающихся.

- Создание условий для проявления личностного потенциала неуверенных школьников в урочной, внеурочной деятельности и дополнительном образовании.

- Проектирование в педагогическом коллективе школы единых алгоритмов формирования уверенного поведения обучающихся.

- Взаимодействие с родителями слабоуспевающих обучающихся.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Современная эпоха выдвигает на первый план использование цифровых ресурсов. Не отвергая их полезности и значимости, приоритетность отдается очному обучению учителей с целью совершенствования их психолого-педагогической компетентности. Данная позиция базируется на необходимости развития субъектности слушателей курсов повышения квалификации, активизации их ресурсных возможностей в процессе «восхождения к вершинам профессионализма», проведении тренингов, организации командной работы, опоры на личный опыт, решения кейсов и разработки совместных проектов. Эти задачи гораздо легче осуществить при взаимодействии с учителями «в реальной жизни».

Освоения содержания обучения происходит на практико-ориентированных лекциях и в ходе практических занятий, доминирующих в обучении. Стоит отметить, что принцип «погружения» является ведущим: «прожив» весь изучаемый материал, поучаствовав в различных формах взаимодействия между участниками, учитель затем сумеет организовать педагогическую поддержку слабоуспевающих детей в школе. В качестве основного метода выбран метод кинопедагогики, потенциал которого невозможно не оценить. Обращение к художественным образам, представленным в отечественном и зарубежном кинематографе, помогает учителям понять причины неуверенности учеников [«Большая перемена» (Россия, 1972-1973 гг., реж. Алексей Коренев) и др.], познакомиться с эффективными способами объяснения учебного материала [«Любимое уравнение профессора» (Япония, 2006 г., реж. Такаси Коидзуми) и др.], проанализировать примеры успешной (либо неуспешной) коммуникации с детьми [«Ученик» (Россия, 2016 г., реж. Кирилл Серебренников), «Физика или химия» (Россия,

2011 г., реж. Рамиль Сабитов) и др.], освоить различные тактики педагогической поддержки [«Звездочки на земле» (Индия, 2007 г., реж.: Аамир Хан, Амоле Гупте), «Учитель на замену» (США, 2011 г., реж. Тони Кэй) и др.], обогатить комплекс методов учебной мотивации [«Писатели свободы» (США, 2007 г., реж. Ричард Лагравенезе), «Хористы» (Франция, 2004 г., реж. Кристоф Барратье) и др.].

Как уже было отмечено выше, в обучении педагогов используется широкий веер технологий, методов и приемов (проектирование, кейс-метод, деловые игры, дискуссии, приемы визуализации, модерации, рефлексии), среди которых особое место отводится тренингам. Природа неуверенности обязывает для коррекции данного негативного состояния использовать психолого-педагогическую поддержку школьников в виде тренинга. Для снятия чувств тревожности, боязни провала на уроке, предупреждения конфликта с учителем или одноклассниками слабоуспевающих школьников педагогам важно развить собственные умения по устранению школьных фобий и создания ситуаций успеха. Тренинговые упражнения обеспечивают соответствующую поддержку страдающему ребенку и помогают ему улучшить свое психологическое состояние и продолжать удовлетворительно учиться.

Логика развития психолого-педагогической компетентности учителей требует продолжения этого процесса, оно не завершается с окончанием курсов повышения квалификации. Имеет смысл закреплять педагогические функции по развитию у слабоуспевающих школьников уверенности в себе и своих силах. Поэтому в межкурсовой период преподавателями кафедры педагогики и психологии в Челябинском институте переподготовки и повышения квалификации проводится адресный консалтинг для учителей школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях. Востребованность авторского решения доказывается заинтересованной позицией учителей, вовлекаемых в поиск оптимальных решений по повышению учебной мотивации слабоуспевающих неуверенных школьников. Обсуждения происходят в ходе вебинаров, круглых столов, семинаров, фокус-групп, проектных сессий, особое внимание учителей вызывает деятельность ме-

тодических объединений педагогов «Низкомотивированные, слабоуспевающие обучающиеся», «Взаимодействие со «сложным» контингентом», «Эффективные практики профилактики агрессии», расположенные в социальной сети «ВКонтакте».

Обсуждение. Содержание функций учителя в развитии у слабоуспевающих школьников уверенности в себе и своих силах, их структура, состав необходимых знаний и умений выносится на обсуждение педагогической общественности. Оценка значения данных функций для системы педагогических компетенций и полномочий учителя позволяет сделать вывод о структуре педагогической деятельности современного учителя. Можно ли считать работу со слабоуспевающими школьниками приоритетом педагогической деятельности современного учителя?

Стоит оценить перспективы развития системы дополнительного профессионального образования. Предложенное содержание образование может быть интегрировано в дополнительные профессиональные программы. Применяемые нами методы успешно реализуется в курсовой подготовке учителей для помощи им во взаимодействии со слабоуспевающими школьниками. При этом первостепенное значение приобретает вопрос разработки перспективных форм повышения квалификации учителей по данной проблеме.

Заключение

В данной статье актуализируется задача выявления функций развития, направленных на формирование и поддержку у слабоуспевающих учащихся уверенности в себе. Существенную роль в решении данной задачи играет выявление научных психолого-педагогических оснований для формулирования подобных функций и обновления содержания дополнительного профессионального образования.

Обзор литературы показывает тенденцию регламентации педагогических функций учителя, в том числе в части развития обучающихся. Это обусловило внимание ученых и педагогической общественности к научным психолого-педагогическим знаниям, которые необходимо использовать для обеспечения успешности педагогического взаимодействия со слабоуспевающими школьниками. При анализе обсуждаемых в научной периодике форм и содержатель-

ных направлений повышения квалификации, констатируется отсутствие тематических линий, где бы шла речь о формировании уверенности школьников. Делается вывод о необходимости системной работы с учителями, направленной на повышение их психолого-педагогической компетентности в соответствие с тематикой исследования.

Для реализации идеи продвижения учителей в области освоения психологических механизмов предлагается использовать ресурсы дополнительного профессионального образования. При развертывании данной деятельности приобретает особое значение психологической теории Л. С. Выготского. В логике исследования идея «культурного восхождения» учителя проявляется в осмыслении значимости и практическом освоении педагогических функций, направленных на развитии у слабоуспевающих школьников уверенности в себе и своих силах. Отмечено, что достижению данной цели будет способствовать специально созданная социокультурная среда - система дополнительного профессионального образования.

Содержательная характеристика функций учителя общеобразовательной организации в развитии уверенности у слабоуспевающих школьников основана на выявлении сущности понятий: «слабоуспевающие школьники» и «уверенность». При этом слабоуспевающими школьниками можно считать учащихся, которые не усваивают учебный материал, соответствующий содержанию программы, отстают в учебно-личностных достижениях от большинства своих сверстников и в течение определенного периода времени имеют неудовлетворительную оценку по одному или нескольким предметам. При этом уверенность рассматривается как свойство личности, основанное на позитивном опыте реальных успехов, и выражается в положительном эмоциональном тонусе при выполнении разных видов учебной деятельности. Выделяются формы и методы влияния на развитие данного качества. Это позволило выделить функции учителя в развитии у слабоуспевающих школьников уверенности в себе и своих силах и уточнить необходимые для их выполнения психолого-педагогические знания и умения.

Сделан вывод о том, что успешная реализация данных функций предполагает совершен-

ствование психолого-педагогической компетентности учителя. При этом выявлена роль системы дополнительного профессионального образования. В качестве направлений обновления содержания образования, нацеленных на решение заявленной проблемы, предложены содержательные линии, обеспечивающие наличие прочных знаний и необходимых умений по выстраиванию успешного взаимодействия с неуверенными слабоуспевающими школьниками. Для освоения данных знаний и умений предлагается использовать эмоционально насыщенные и практико-ориентированные методы, такие как метод кинопедагогики, тренинги. Для закрепления полученных знаний рекомендуется использовать адресный консалтинг, организуемый в рамках сетевых методических сообществ.

Таким образом, анализ научных данных о взаимосвязи уверенности и академической успешности позволяет систематизировать функции учителя по развитию у слабоуспевающих школьников уверенности в себе и своих силах и определить его место в системе компетенций и полномочий. Это является основанием для обновления содержания дополнительного профессионально-педагогического образования.

Библиографический список:

1. Лукьянова, М. И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: диагностика и развитие / М. И. Лукьянова. - Москва : Творческий центр «Сфера», 2004. - 144 с. - Текст : непосредственный.

2. Серганова, З. З. Атрибутивные характеристики профессионального мастерства учителей современной общеобразовательной организации / З.З. Серганова. - Текст : непосредственный // Мир науки, культуры, образования. -2018. - № 6 (73). - С. 104-107.

3. Печеркина, А. А. Развитие профессиональной компетентности педагога: теория и практика : монография / А. А. Печеркина, Э. Э. Сыманюк, Е. Л. Умникова. - Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2011. - 233 с. -Текст : непосредственный.

4. Андрощук, Н. А. Профессиональные затруднения учителей и пути их преодоления / Н. А. Андрощук, А. П. Виноградова. - Текст : непосредственный // Специфика педагогиче-

ского образования в регионах России. - 2015. -№ 1 (8). - С. 63-64.

5. Хаджиева, М. В. Педагогические условия развития субъектной позиции учителя в педагогическом сообществе в общеобразовательной организации / М. В. Хаджиева. - Текст : непосредственный // Казанский педагогический журнал. - 2017. - № 6. - С. 63-66.

6. Эжаева, М. А. Особенности развития психолого-педагогической культуры учителей начальных классов / М. А. Эжаева. - Текст : непосредственный // Казанский педагогический журнал. - 2017. - № 2 (121). - С. 64-67.

7. Зенич, О. А. Психологический коучинг как средство развития психолого-педагогических компетентностей учителя / О. А. Зенич. -Текст : непосредственный // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2021. - № 7. -С.28-29.

8. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. - Москва : Смысл : Эксмо, 2005. - 1136 с. - Текст : непосредственный.

9. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. I / А. Н. Леонтьев. - Москва : Педагогика, 1983. - 392 с. -Текст : непосредственный.

10. Максименкова, Л. И. Психологические аспекты неуспеваемости школьников / Л. И. Мак-сименко. - Текст : непосредственный // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. - 2008. -№ 5.- С. 115-122.

11. Тончева, А. В. Причины неуспеваемости современных школьников / А. В. Тончева. -Текст : непосредственный // Вестник Чувашского университета. - 2012. - № 1. - С. 181-186.

12. Мисаренко, Г. Г. Дидактические условия предупреждения неуспешности детей риска в учении: на материале русского языка : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Г. Г. Мисаренко. -Москва, 1999. - 122 с. - Текст : непосредственный.

13. Коваленко, Е. Г. Теоретические основы работы со слабоуспевающими учащимися в начальной школе / Е. Г. Коваленко, И. С. Дорен-ская. - Текст : непосредственный // The Scientific Heritage. - 2020. - № 50-5. - С. 9-13.

14. Мильченко, Л. В. Индивидуально-психологические особенности старшеклассников с разным уровнем успеваемости : дис. ... канд.

психол. наук : 19.00.07 / Л. В. Мильченко. -Санкт-Петербург, 2004. - 202 с. - Текст : непосредственный.

15. Психологические проблемы неуспеваемости школьников / под ред. Н. А. Менчин-ской. - Москва : Педагогика, 1971. - 272 с. -Текст : непосредственный.

16. Майстренко, А. В. Новообразования младшего школьного возраста и психологические характеристики, определяющие высокую успеваемость обучения в начальных классах / А. В. Май-стеренко. - Текст : непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. -2020. - № 67-4. - С. 402-406.

17. Селиверстова, М. А. Индивидуальные особенности и структура уверенности личности / М. А. Селиверстова, Д. А. Крупнов. -Текст : непосредственный // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. - 2004. -№ 2. - С. 178-184.

18. Смолонская, А. Н. Исследование формирования социально-правовых компетенций у детей с ограниченными возможностями здоровья / А. Н. Смолонская. - Текст : непосредственный // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2013. - Т. 19, № 2. - С. 111-114.

19. Смолонский, С. И. Формирование ценностного отношения к социальной действительности у младших школьников, переживающих неуверенность в себе / С. И. Смолон-ский. - Текст : непосредственный // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинети-ка. - 2016. - Вып. 22, № 4. - С. 275-277.

20. Глушко, Л. А. Особенности уверенности в себе у школьников / Л. А. Глушко. - Текст : непосредственный // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014. -№ 12-2. - С. 184-187.

21. Смит, Мануэль Дж. Тренинг уверенности в себе: [Комплекс упражнений для развития уверенности в себе] / Мануэль Дж. Смит ; [пер. с англ. В. Путяты]. - Санкт-Петербург : Речь, 2000. - 242 с. - Текст : непосредственный.

22. Грецов, А. Г. Тренинг уверенного поведения для старшеклассников и студентов / А. Г. Грецов. - Санкт-Петербург : Питер, 2008. - 192 с. - Текст : непосредственный.

23. Ромек, В. Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях / В. Г. Ромек. - Санкт-Петербург : Речь, 2003. - 175 с. - Текст : непосредственный.

24. Ризванова, Е. В. Психологическая поддержка подростков и старших школьников в образовательном процессе : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Е. В. Ризванова. - Москва, 2009. - 178 с. - Текст : непосредственный.

25. Столповская, О. Н. Комплексное изучение типичных причин неуспеваемости младших подростков / О. Н. Столповская. - Текст : непосредственный // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. -2012. - № 65 (1). - С. 119-122.

References:

1. Lukyanova, M. I. Psychological and pedagogical competence of a teacher: diagnostics and development [Psihologo-pedagogicheskaya kompe-tentnost' uchitelya: diagnostika i razvitie], Moscow: Creative Center Sphere, 2004. 144 p.

2. Serganova, Z. Z. Attributive characteristics ofprofessional mastery of teachers of modern general educational organization [Atributivnye harak-teristiki professional'nogo masterstva uchitelej sov-remennoj obshcheobrazovatel'noj organizacii], World of Science, Culture, Education, 2018, No. 6 (73), pp. 104-107.

3. Pecherkina, A. A., Symaniuk, E.E. Umniko-va, E. L. Development of teacher's professional competence: theory and practice: monograph [Razvitie professional'noj kompetentnosti peda-goga: teoriya i praktika: monografiya], Urals State Pedagogical University, Yekaterinburg, 2011. 233 p.

4. Androshchuk, N. A. Professional difficulties of teachers and ways to overcome them [Profes-sional'nye zatrudneniya uchitelej i puti ih pre-odoleniya], Specificity of pedagogical education in the regions of Russia, 2015, No. 1 (8), pp. 63-64.

5. Khadzhieva, M. V. Pedagogical conditions for the development of the subjective position of the teacher in the pedagogical community in a general educational organization [Pedagog-icheskie usloviya razvitiya sub'ektnoj pozicii uchitelya v pedagogicheskom soobshchestve v ob-shcheobrazovatel'noj organizacii], Kazan Pedagogical Journal, 2017, No. 6, pp. 63-66.

6. Ezhaeva, M. A. Features of the development of psychological and pedagogical culture of ele-

mentary school teachers [Osobennosti razvitiya psihologo-pedagogicheskoj kul'tury uchitelej na-chal'nyh klassov], Kazan Pedagogical Journal, 2017, No. 2 (121), pp. 64-67.

7. Zenich, O. A. Psychological coaching as a means of development of psychological and pedagogical competencies of the teacher [Psiholog-icheskij kouching, kak sredstvo razvitiya psi-hologo-pedagogicheskih kompetentnostej uchi-telya], Proceedings of the Sociosphere Research Center. 2021, No. 7, pp. 28-29.

8. Vygotsky, L. S. Psychology of Human Development [Psihologiya razvitiya cheloveka], Moscow, 2005. 1136 p.

9. Leontiev, A. N. Selected Psychological Works: Vol. I [Izbrannye psihologicheskie pro-izvedeniya], Moscow: Pedagogica, 1983. 392 p.

10. Maksimenkova, L. I. Psychological aspects of schoolchildren failure [Psihologicheskie aspekty neuspevaemosti shkol'nikov], Bulletin of Pskov State University. Series: Social-Humanitarian Sciences, 2008, No. 5, pp. 115-122.

11. Toncheva, A. V. Causes of failure of modern schoolchildren [Prichiny neuspevaemosti sov-remennyh shkol'nikov], Bulletin of the Chuvash University, 2012, No. 1, pp. 181-186.

12. Misarenko, G. G. Didactic conditions ofprevention of unsuccessful children at risk in learning: Based on the material of the Russian language: abstract of the dissertation of Candidate of Pedagogical Sciences [Didakticheskie usloviya preduprezhdeniya neuspeshnosti detej riska v uchenii: Na materiale russkogo yazyka], Moscow, 1999. 122 p.

13. Kovalenko, E. G., Dorenskaya, I. S. Theoretical foundations of work with low-achieving students in the elementary school [Theoreticheskie osnovy raboty so slabouspevayushchimi uchash-chimi v nachal'noj shkol], The Scientific Heritage, 2020, No. 50-5, pp. 9-13.

14. Milchenko, L. V. Individual-psychological features of high school students with different levels of performance: abstract of the dissertation of Candidate of Pedagogical Sciences [Individu-al'no-psihologicheskie osobennosti starsheklassni-kov s raznym urovnem uspevaemosti: dis. kand. psihol. nauk], Saint Petersburg, 2004. 202 p.

15. Psychological Problems of Schoolchildren's Underachievement [Psihologicheskie problemy neuspevaemosti shkol'nikov], ed. by N. A. Men-chinskaya Moscow: Pedagogica, 1971. 272 p.

16. Maistrenko, A. V. Novostroeniya elementary school age and psychological characteristics that determine the high achievement of learning in the primary grades [Novoobrazovaniya mladshego shkol'nogo vozrasta i psihologicheskie harakteris-tiki, opredelyayushchie vysokuyu uspevaemost' obucheniya v nachal'nyh klassah], Pedagogical Education, 2020, No. 67-4, pp. 402-406.

17. Seliverstova, M. A., Krupnov, D. A. Individual characteristics and structure of personality confidence [Individualnye osobennosti i stru-ktura uverennosti lichnosti], Vestnik PFUR. Series: Psychology and Pedagogics, 2004, No. 2, pp.178-184.

18. Smolonskaya, A. N. The study of the formation of socio-legal competence in children with disabilities [Issledovanie formirovaniya sociaPno-pravovyx kompetencij u detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorovya], Bulletin of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2013, Vol. 19, No. 2, pp.111-114.

19. Smolonsky, S. I. The formation of a value attitude to social reality in younger students experiencing insecurity [Formirovanie cennostnogo otnosheniya k social'noj dejstvitel'nosti u mladshih shkol'nikov, perezhivayushchih neuverennost' v sebe], Bulletin of the Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 2016, Issue. 22, No. 4, pp. 275-277.

20. Glushko, L. A. Features of self-confidence in schoolchildren [Osobennosti uverennosti v sebe u shkol'nikov], Actual problems of the humanities and natural sciences, 2014, No. 12-2, pp. 184-187.

21. Smith, Manuel J. Self Confidence Training: a set of exercises for developing self-confidence [Trening uverennosti v sebe: Kompleks upra-zhnenij dlya razvitiya uverennosti v sebe], 2000. 242 p.

22. Gretzov, A. G. Training of confident behavior for high school and college students [Trening uverennogo povedeniya dlya starsheklassnikov i studentov], 2008. 192 p.

23. Romek, V. G. Training of confidence in interpersonal relations [Trening uverennosti v mezhlichnostnyh otnosheniyah], 2003. 175 p.

24. Rizvanova, E. V. Psychological support for adolescents and high school students in the educational process: thesis for the degree of Candidate of Psychological Sciences [Psihologicheskaya podderzhka podrostkov i starshih shkol'nikov

v obrazovatel'nom processe: dis. kand. psihol. cents [Kompleksnoe izuchenie tipichnyh prichin

nauk], Moscow, 2009. 178 p. neuspevaemosti mladshih podrostkov], Proceed-

25. Stolpovskaya, O. N. Comprehensive study ings of the Volgograd State Pedagogical Universi-

of the typical causes of failure of young adoles- ty, 2012, No. 65 (1), pp. 119-122.

Образец для цитирования статьи:

Ильясов, Д. Ф. Функции учителя общеобразовательной организации в развитии у слабоуспевающих школьников уверенности в себе и своих силах / Д. Ф. Ильясов, А. А. Севрюкова, К. С. Буров. - Текст : непосредственный // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2021. - № 4 (49). - С. 5-20.

Example for article citation:

Ilyasov, D. F., Sevrykova, А. A., Burov, К. S. Functions of a general education teacher in developing self-confidence in low-achieving schoolchildren [Funkcii uchitelya obshheobrazovatel noj organizacii v razvitii u slabouspevayushhix shkofnikov uverennosti v sebe i svoix silax], Scientific support of a system of advanced training, 2021, No. 4 (49), pp. 5-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.