Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ УЧИТЕЛЕЙ, ОСНОВАННЫЕ НА ПРИМЕНЕНИИ МАТЕРИАЛОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФИЛЬМОВ'

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ УЧИТЕЛЕЙ, ОСНОВАННЫЕ НА ПРИМЕНЕНИИ МАТЕРИАЛОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФИЛЬМОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ / МАТЕРИАЛЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФИЛЬМОВ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ / ПРИНЦИПЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ / ГОЛОГРАФИЧНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКОЛОГИЧНОСТЬ / УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОХРАНЕНИЕ ЭНЕРГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильясов Динаф Фанильевич

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Актуальность статьи связывается с поиском эффективных инструментов повышения качества общего образования и развития профессионализма учителей общеобразовательных организаций. Предлагается сосредоточиться на развитии их психолого-педагогических знаний, в частности, с использованием возможностей дополнительного профессионального образования. Вывод поддерживается наличием противоречия между потребностью учителей в развитии психолого-педагогических знаний и их недостаточной мотивационной готовностью к этой деятельности. Поднимается вопрос о применении в дополнительном профессиональном образовании новых педагогических стратегий и средств, нацеленных на преодоление указанного противоречия. Целью исследования в соответствии с этим является уточнение стратегий, отвечающих следующим требованиям: 1) опора на мотивационно-ценностные основания учителей; 2) наличие элементов, обладающим заметным эмоциональным потенциалом; 3) доступность для широкого применения. Методология (материалы и методы). В основании работы лежит идея Л. С. Выготского о единстве процессов аффективного и интеллектуального развития. Автор полагает, что совершенствование аффективной области сознания учителей с использованием материалов художественных фильмов может служить средством развития их ключевых профессиональных компетенций. Результаты. В результате обзора научных исследований делается вывод о значительных проективных возможностях кино для решения различных образовательных проблем, в том числе совершенствования научных психолого-педагогических знаний учителей общеобразовательных организаций. Предлагается педагогическая стратегия, основанная на применении проективных функций художественных фильмов в дополнительном профессиональном образовании учителей общеобразовательных организаций. Содержательную основу стратегии предложено рассматривать с точки зрения принципов, повышающих результативность применения материалов художественных фильмов в работе с учителями, осваивающими дополнительные профессиональными программы в системе курсовой подготовки и переподготовки. Научная новизна исследования состоит в обогащении андрагогической науки перспективными стратегиями совершенствования психолого-педагогических знаний учителей. Описываются принципы, лежащие в основе стратегии: голографичности, коллективной интерпретации, эстетичности, критичности, психологической экологичности, умственного воспитания, сохранения энергии. Практическая значимость предложенного авторского подхода заключается в возможности применения предложенных принципов при обучении учителей в организациях дополнительного профессионального образования и центрах непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильясов Динаф Фанильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTIVE STRATEGIES FOR IMPROVING TEACHERS' PSYCHO-LOGICAL AND PEDAGOGICAL KNOWLEDGE BASED ON THE USE OF FEATURE FILM MATERIALS

The research problem and the rationale for its relevance. The relevance of this article is associated with the search for effective tools to improve the quality of general education and development of professionalism of teachers of general educational organizations. For this purpose it is proposed to pay special attention to the development of their psychological and pedagogical knowledge, in particular, in the system of additional professional education. The contradiction between the need of teachers in the development of psychological and pedagogical knowledge and their insufficient motivational readiness for this activity is revealed. The question of applying new pedagogical strategies and means aimed at overcoming this contradiction in additional professional education is raised. The goal of the research is to specify strategies that meet the following requirements: 1) reliance on the motivational and value foundations of teachers; 2) availability of elements with noticeable emotional potential; 3) accessibility for wide application. Methodology. Vygotsky's idea of the unity of processes of affective and intellectual development is the basis of this work. The author believes that the improvement of the affective area of teachers' consciousness using the materials of feature films can serve as a means of developing their key professional competencies. Results. As a result of the review of scientific research the conclusion is made about the significant projective possibilities of cinema for solving various educational problems, including the improvement of scientific psychological and pedagogical knowledge of teachers of general educational organizations. Pedagogical strategy based on the application of projective functions of feature films in the system of additional professional education is proposed. At the basis of this kind of strategy is proposed to consider the principles that increase the effectiveness of the use of materials of feature films in the work with teachers mastering additional professional programs in the system of training and retraining. The scientific novelty of the study consists in the enrichment of andragogic science promising strategies to improve teachers' psychological and pedagogical knowledge. The principles underlying the strategies are described: holography, collective interpretation, aesthetics, criticality, psychological ecology, mental education, energy conservation. The practical significance of the proposed author's approach lies in the possibility of applying the proposed principles in the training of teachers in organizations of additional professional education and centers for continuous professional development of teachers.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ УЧИТЕЛЕЙ, ОСНОВАННЫЕ НА ПРИМЕНЕНИИ МАТЕРИАЛОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФИЛЬМОВ»

Научные сообщения

УДК 37.015.3+378.091.398

Перспективные стратегии совершенствования психолого-педагогических знаний учителей, основанные на применении материалов художественных фильмов

Д. Ф. Ильясов

https://orcid.org/0000-0003-0905-7081 dinaf_chel@mail.ru

Prospective strategies for improving teachers' psycho-logical and pedagogical knowledge based on the use of feature film materials

D. Е Пyasov

Аннотация

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Актуальность статьи связывается с поиском эффективных инструментов повышения качества общего образования и развития профессионализма учителей общеобразовательных организаций. Предлагается сосредоточиться на развитии их психолого-педагогических знаний, в частности, с использованием возможностей дополнительного профессионального образования. Вывод поддерживается наличием противоречия между потребностью учителей в развитии психолого-педагогических знаний и их недостаточной мо-тивационной готовностью к этой деятельности. Поднимается вопрос о применении в дополнительном профессиональном образовании новых педагогических стратегий и средств, нацеленных на преодоление указанного противоречия. Целью исследования в соответствии с этим является уточнение стратегий, отвечающих следующим требованиям: 1) опора на мотивационно-ценностные основания учителей; 2) наличие элементов, обладающим заметным эмоциональным потенциалом; 3) доступность для широкого применения. Методология

(материалы и методы). В основании работы лежит идея Л. С. Выготского о единстве процессов аффективного и интеллектуального развития. Автор полагает, что совершенствование аффективной области сознания учителей с использованием материалов художественных фильмов может служить средством развития их ключевых профессиональных компетенций. Результаты. В результате обзора научных исследований делается вывод о значительных проективных возможностях кино для решения различных образовательных проблем, в том числе совершенствования научных психолого-педагогических знаний учителей общеобразовательных организаций. Предлагается педагогическая стратегия, основанная на применении проективных функций художественных фильмов в дополнительном профессиональном образовании учителей общеобразовательных организаций. Содержательную основу стратегии предложено рассматривать с точки зрения принципов, повышающих результативность применения материалов художественных фильмов в работе с учителями, осваивающими дополнительные профессиональными программы в системе курсовой подготовки и переподготовки.

Научная новизна исследования состоит в обогащении андрагогической науки перспективными стратегиями совершенствования психолого-педагогических знаний учителей. Описываются принципы, лежащие в основе стратегии: голографичности, коллективной интерпретации, эстетичности, критичности, психологической экологичности, умственного воспитания, сохранения энергии. Практическая значимость предложенного авторского подхода заключается в возможности применения предложенных принципов при обучении учителей в организациях дополнительного профессионального образования и центрах непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников.

Abstract

The research problem and the rationale for its relevance. The relevance of this article is associated with the search for effective tools to improve the quality of general education and development of professionalism of teachers of general educational organizations. For this purpose it is proposed to pay special attention to the development of their psychological and pedagogical knowledge, in particular, in the system of additional professional education. The contradiction between the need of teachers in the development of psychological and pedagogical knowledge and their insufficient motivational readiness for this activity is revealed. The question of applying new pedagogical strategies and means aimed at overcoming this contradiction in additional professional education is raised. The goal of the research is to specify strategies that meet the following requirements: 1) reliance on the motivational and value foundations of teachers; 2) availability of elements with noticeable emotional potential; 3) accessibility for wide application. Methodology. Vygotsky's idea of the unity of processes of affective and intellectual development is the basis of this work. The author believes that the improvement of the affective area of teachers' consciousness using the materials of feature films can serve as a means of developing their key professional competencies.

Results. As a result of the review of scientific research the conclusion is made about the significant projective possibilities of cinema for solving various educational problems, including the improvement of scientific psychological and pedagogical knowledge of teachers of general educa-

tional organizations. Pedagogical strategy based on the application of projective functions of feature films in the system of additional professional education is proposed. At the basis of this kind of strategy is proposed to consider the principles that increase the effectiveness of the use of materials of feature films in the work with teachers mastering additional professional programs in the system of training and retraining.

The scientific novelty of the study consists in the enrichment of andragogic science promising strategies to improve teachers' psychological and pedagogical knowledge. The principles underlying the strategies are described: holography, collective interpretation, aesthetics, criticality, psychological ecology, mental education, energy conservation. The practical significance of the proposed author's approach lies in the possibility of applying the proposed principles in the training of teachers in organizations of additional professional education and centers for continuous professional development of teachers.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, педагогические стратегии, материалы художественных фильмов, психолого-педагогические знания учителей, принципы образования взрослых, голографич-ность, психологическая экологичность, умственное воспитание, сохранение энергии.

Keywords: additional professional education, pedagogical strategies, feature film materials, psychological and pedagogical knowledge of teachers, principals of adult education, holography, psychological envi-ronmental, intellectual upbringing, energy conservation.

Введение. Современная педагогическая практика не мыслится без психологических знаний у учителей общеобразовательных организаций. Стремительно меняющиеся условия жизни требуют от педагогов эффективных методик работы, новых оригинальных решений, многозадачности и гибкости. Для продуктивности профессиональных действий учителю недостаточно уверенного владения методикой преподавания своего предмета, ему важно видеть скрытые мотивы поступков своих учеников, обнаруживать детерминанты успешности школьника. Более того, согласно профессиональному стандарту, учителю вменяется в обязанность применение психолого-педагогических

технологий, необходимых для адресной работы с учащимися, характеризующимися различными психосоциальными проявлениями. Речь идет о выстраивании педагогического взаимодействия со школьниками, находящимися в трудной жизненной ситуации, входящими в группу риска по девиантному поведению и пр. Эти и многие другие факторы являются основаниями для того, чтобы ответственно заявить о необходимости совершенствования психолого-педагогических знаний учителей. Наша позиция заключается в том, что понимание причин тех или иных поступков школьников, способность выстраивать адресные коммуникации с их родителями, умение работать в тесном сотрудничестве с коллегами являются предпосылками качественной и профессиональной деятельности учителей.

Вместе с тем авторский опыт в системе повышения квалификации педагогических кадров позволил выявить некоторые противоречивые тенденции. С одной стороны, учителя признают целесообразность обновления психолого-педагогических знаний в своей профессиональной деятельности, а с другой стороны, не имеют выраженной мотивации на непрерывное профессиональное развитие. Причин в данном случае множество, одной из которых является невысокое качество преподавания дисциплин психолого-педагогического цикла в высшем и дополнительном профессиональном образовании педагогов. Собственно поэтому преподавателям, осуществляющим профессиональную деятельность в сегменте дополнительного профессионального образования, важно применять новые и перспективные стратегии совершенствования психолого-педагогических знаний учителей. Такие стратегии должны учитывать не только когнитивные основы восприятия информации, но также эмоциональные, ценностные и деятельностные его аспекты.

Обзор литературы

В научных исследованиях предлагаются разные методы, подходы, стратегии совершенствования психолого-педагогических знаний учителей. В педагогической науке стратегия понимается как некий искусный способ достижения цели, спланированное руководство и совокупность педагогических действий [1]. В качестве целей в данном случае выступает совершенствование психолого-педагогических

знаний учителей. Для достижения таких целей предлагаются и могут быть использованы самые разные педагогические стратегии. К примеру, развитие психолого-педагогической культуры педагогов исследователи видят через осуществление ими обмена знаниями [2], в том числе по таким сложным направлениям работы, как профилактика агрессивности школьников, сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. Учеными описываются педагогические условия повышения психолого-педагогической компетентности учителей. Например, рекомендуется использовать технологии популяризации научных психолого-педагогических знаний с использованием средств метафоры [3]. Метафора представляет собой литературный прием, делающий язык более образным, насыщенным. Полагаем, что усиление эмоциональной составляющей в обучении учителей может повысить их интерес к психолого-педагогической науке.

Среди перспективных инструментов, применяемых в обучении будущих педагогических работников, используется также голографиче-ский метод. Он предполагает многомерную подачу материала, подход к обучающемуся как к целостности [4], развитие его личностных качеств и профессиональных знаний. Кроме того, предлагаются такое средство обновления психолого-педагогических знаний учителей в области профориентации, как визуализация [5]. Визуализация позволяет более образно, ярко, эмоционально транслировать информацию, опираясь на ведущую репрезентативную систему у большинства учителей - визуальную.

По сути, в научных работах предлагаются различные средства развития психолого-педагогических знаний учителей: обмен знаниями, метафора, голографический метод, визуализация. По нашему мнению, у них есть некоторое объединяющее начало, которое получает воплощение в художественных фильмах. Полагаем в этой связи, что включение в сценарий учебного занятия материалов художественных фильмов, организация их просмотра (или отдельных фрагментов), обсуждение сложных педагогических ситуаций придают обучению больше наглядности, эмоциональности, практико-ориентированности. Художественные фильмы обладают заметными проективными функциями, а занятия с их применением включают

в себя целый комплекс средств, входящих в целостные педагогические стратегии: метафору (образное отражение действительности), обмен знаниями (обсуждение учителями педагогических ситуаций), голографический подход (многомерность подачи материала), визуализацию (яркое динамичное отражение событий на экране). Сегодня художественные фильмы все чаще применяются в образовательном процессе взрослых и детей, на этом основании развивается перспективное направление в педагогической науке - кинопедагогика. Именно проективные функции кино делают его привлекательным с точки зрения включения в новые педагогические стратегии, нацеленные на повышение качества образования, в том числе дополнительного профессионального образования.

О. В. Ситникова утверждает, что кинопедагогика выступает средством художественного метода в педагогическом образовании [6]. Ею отмечается, что фильмы производят яркое впечатление на зрителя, в них демонстрируются образцы поведения человека, проявления сильного характера личности, актуализируются социально-психологические проблемы общественности.

Д. М. Игнатов, Е. С. Капинов видят перспективы кинопедагогики в обучении методике физического воспитания школьников начальных классов [7]. Среди его преимуществ называются возможность творческого подхода к усвоению знаний, обсуждение разных вариантов решения ситуаций, анализ и систематизация информации, построение совместного диалога. Кроме прочего, художественные фильмы используются на занятиях по английскому языку [8] при обучении школьников и студентов, на уроках истории [9], обществознания [10] и т. д. Увеличивающееся число публикаций в отечественной науке по вопросам применения художественных фильмов в работе со школьниками, студентами и взрослыми показывает нарастающую популярность этого педагогического инструмента в силу его конструктивности, незатратности по ресурсам и доступности для зрителя любого возраста.

Стоит отметить, что и в зарубежных статьях подчеркивается роль фильмов, выступающих в качестве учебного пособия для взрослых [11]. Пишется о том, что художественные фильмы

способствуют освоению обучающимися социальных, исторических и психологических контекстов [12]. В Сингапурской системе повышения квалификации учителей разрабатываются подходы к применению фильмов для развития критического мышления личности [13]. Отмечается потенциал фильмов для экологического просвещения немецких преподавателей [14; 15]. Таким образом, можно сказать, что фильмы активно включаются в образовательные процессы по всему миру, а разрабатываемые на их основе педагогические стратегии могут стать перспективными с точки зрения совершенствования психолого-педагогических знаний учителей.

Методология (материалы и методы)

В качестве ведущей идеи, определяющей методологию научного исследования, были приняты положения научной концепции Л. С. Выготского. Речь идет об обоснованной им закономерности, раскрывающей взаимосвязь аффективного и интеллектуального развития личности. В этом свете ресурс материалов художественных фильмов обладает перспективами комплексного развития эмоциональных и интеллектуальных процессов сознания. Вполне очевидно, что объемный, комплексный подход, доступный для освоения учителями, должен вызвать интерес у широкой учительской общественности. Также важно отметить, что разрабатываемый подход направлен не только на личностное развитие учителя, но и на совершенствование его профессиональных навыков. В результате основательного теоретического анализа были получены значимые принципы, способствующие реализации авторской стратегии.

Результаты и их описание

Любая стратегия строится на ключевых положениях, неких основах и правилах. Для того чтобы успешно применять художественные фильмы в повышении квалификации учителей, направить их именно на развитие психолого-педагогических знаний учителей, имеет смысл определить основные принципы совершенствования психолого-педагогических знаний учителей, основанные на применении материалов художественных фильмов. Это позволит избежать развлекательного эффекта, заложенного в кинофильмах, и прийти к образовательному, наполнить занятие дискуссией, глубоким про-

никновением в сущность наблюдаемых явлений, постижением детерминирующих факторов того или иного события.

Итак, первый принцип обозначим как принцип голографичности. Он связывается с тем, что преподавателю необходимо побуждать слушателей видеть разные грани личности в киносюжетах, определять психологические характеристики героев фильмов, мотивы тех или иных поступков, интересные педагогические решения, успешные и неуспешные способы коммуникации, педагогические последствия предпринимаемых действий. Причем, на первый взгляд, эти явления обнаружить сложно, зачастую требуется пристально вглядеться, научиться читать между строк, увидеть неочевидное, обсудить с коллегами. Именно таким образом развивается педагогическая интуиция, обогащаются психологические знания. Итак, принцип голографичности предполагает обучение учителей видению целого спектра психологических явлений, демонстрируемых в материалах кинофильмов и способах их педагогического исследования.

Логическим продолжением первого принципа выступает принцип коллективной интерпретации. Он заключается в том, что сначала каждый учитель, просматривая определенный киносюжет, делает пометки и выводы самостоятельно, а потом обсуждает в группе ценность полученных психолого-педагогических знаний, их применимость в педагогической работе. Здесь проявляется механизм проекции, согласно которому в одном и том же сюжете каждый видит свое. Это связано с особенностями человеческой психики, проявляющейся в проецировании на увиденное своих внутренних переживаний. Чтобы избежать повышенного субъективизма в интерпретации информации, необходимо инициировать учителей высказывать собственное мнение, обсуждать разные суждения и прийти к единому коллективному выводу. Таким образом действует эффект взаимного дополнения, когда один учитель не замечает чего-то существенного, важного, а другой указывает ему на это. В результате формируется коллективное видение и интерпретация полученной в процессе кинопросмотра информации. Таким образом, принцип коллективной интерпретации предполагает взаимное дополнение полученных выводов учителями в результате

просмотра художественных фильмов и оценку их применимости в собственной профессиональной деятельности.

Принцип эстетичности является немаловажным при подборе сюжетов для просмотра на занятиях. Рекомендуется выбирать кинофрагменты не только по содержательному наполнению, но и по эстетическому оформлению. Речь идет о том, что не рекомендуется использовать фильмы низкого качества по визуальной и аудиальной характеристике, демонстрирующие сцены откровенного насилия над человеком, включающие низкий морально-нравственный уровень персонажей. Однако это не значит, что надо полностью исключить сюжеты, в которые герои ведут себя неэтично, агрессивно или непрофессионально. Наоборот, такие сюжеты необходимы для выявления педагогических ошибок, психологических причин деструктивных поведенческих паттернов. Здесь важно соблюсти баланс между демонстрацией эстетически и морально привлекательного сюжета и отталкивающего. При этом, с одной стороны, стоит не уйти в иллюзорно прекрасное, а с другой, - в вычурно отвратительное. Итак, принцип эстетичности предполагает подбор видеосюжетов, сбалансированных по морально-нравственному и аудиально-визуальному содержанию.

Следующий принцип мы обозначим как принцип критичности, который связывается с тем, что при подборке материалов фильмов необходимо подходить максимально критично с точки зрения их наполненности психологическим содержанием и педагогическими смыслами. Также сам киносюжет, демонстрируемый учителям, должен развивать критичность мышления педагогов. В условиях большого количества информации необходимо уметь различать правду от вымысла, истинную информацию от ложной, верную от фейковой. Этой деятельности также учитель обучает и школьников. Поэтому, показывая материалы художественных фильмов, преподавателю уместно выстроить дискуссию вокруг вопросов соответствия предлагаемых киногероями решений современным психолого-педагогическим знаниям; обсуждать, насколько уместно то или иное суждение киногероя, последствия его действия или бездействия в конкретных ситуациях. Анализу может быть подвергнут психологический порт-

ЧИППКРО

рет киногероя, его критичность по отношению к самому себе. В этой связи этот принцип мы связываем с развитием критичности мышления учителей и их умений видеть непосредственные и отсроченные последствия педагогических решений, быть требовательным к собственной личности и имеющимся знаниям.

Принцип психологической экологичности полагаем также немаловажным с целью развития гуманности личности. Он предполагает демонстрацию сюжетов, в которых раскрываются самоотверженные действия персонажей, добрые поступки учителей, включаются проявления альтруизма. Это могут быть художественные фильмы, в которых проявляется «действие бумеранга», когда сделанное добро возвращается человеку, пусть и не сразу. Очень важно, чтобы учитель видел проявления добра, бескорыстия, заботы в поведении взрослых и детей. В последнее время на экранах телевизоров ежедневно транслируются различные передачи негативного содержания (про мошенничество и предательство, равнодушие и насилие). В результате у людей постепенно снижается порог чувствительности к человеческим переживаниям, обесценивается гуманный подход, для учителя это крайне опасно. Согласно данному принципу, у педагогов повышается толерантность к нравственному поведению собственной личности и стремление его формировать у обучающихся.

Принцип умственного воспитания - это еще один необходимый, на наш взгляд, принцип, который целесообразно использовать для развития психолого-педагогических знаний учителей. Согласно ему необходимо демонстрировать такие сюжеты, в которых отражены приемы интеллектуального развития ребенка, педагогические техники повышения интереса к учению, коммуникативные способы оригинальной подачи учебного материала. Сегодня обучение в течение всей жизни и непрерывное умственное воспитание личности считается важным условием профессиональной и личностной эффективности. При этом интерес к учебной деятельности, способность учиться, самостоятельно добывать знания развиваются именно в школьные годы. Если учитель сможет привить любовь к исследованию, к саморазвитию и обучению, то эти навыки станут привычными для ребенка и не утратятся в дальнейшем.

Но для этого нужно найти соответствующие приемы, техники, подходы. Отечественные и зарубежные художественные фильмы в этой связи являются кладезем таких педагогических инструментов умственного воспитания.

И, наконец, укажем еще на один принцип, который будет необходим при применении художественных фильмов в развитии психолого-педагогических знаний учителей. Принцип сохранения энергии считаем также значимым при совершенствовании у учителей знаний о профилактике эмоционального выгорания, укреплении собственного профессионального здоровья, работоспособности и мобильности. Ни для кого не секрет, что педагогическая деятельность в последнее время становится все более напряженной. Учителю важно не только сформировать у школьников представления о конкретной области науки и жизни, но и уметь выявлять детей «группы риска» по поведенческим нарушениям, работать в условиях инклюзивного образования, взаимодействовать с различными контингентами школьников: детьми-сиротами, детьми мигрантов, детьми из неблагополучных семей. Все это снижает работоспособность и энергетический потенциал учителя. Поэтому ему нужно совершенствовать свои психологические знания в части способов сохранения профессионального здоровья, укрепления физических и духовных сил. В ряде фильмов представлены различные техники сохранения и укрепления психофизических ресурсов личности. Итак, принцип сохранения энергии предполагает обучение учителей на основе просмотренного материала художественных фильмов, выявление основных источников утраты сил и способов сохранения личностной энергии.

Обсуждение

Разработанные и описанные в статье принципы обладают, на наш взгляд, определенной притягательностью за счет их реалистичной природы. Одной из проблем научной концептуализации является малый спрос на ее потребление, поскольку целевая аудитория не всегда отягощена бременем научного стиля мышления. В данном случае автор вполне серьезно рассуждает, что «птичий», язык сухой научной логики не всегда понятен конечному адресату. Отдаленно попытка автора в рамках практико-ориентированных исследований навязать учи-

телю свои шаблоны и стили мышления напоминает процесс изъяснения с иностранцем посредством "google translate". Именно поэтому предпринимаются активные действия по адаптации его уровня мышления к возможностям конечных потребителей технологии. Подобные усилия пресекают наращивание «потешных, бутафорских войсков» в педагогике, когда изложенные тексты радуют только самого автора исследования. Также необходимо указать, что качественная адаптация высоконаучных смыслов для конечного потребителя является признаком рачительного отношения к средствам научного производства, которые субсидируются государственным бюджетом страны.

Заключение

Таким образом, можно заключить, что перспективными стратегиями совершенствования психолого-педагогических знаний учителей являются стратегии, основанные на применении материалов художественных фильмов. Для грамотного их применения целесообразно основываться на следующих принципах: принцип голографичности, принцип коллективной интерпретации, принцип эстетичности, принцип критичности, принцип психологической экологичности, принцип умственного воспитания, принцип сохранения энергии.

Принцип голографичности предполагает обучение учителей видению целого спектра психологических явлений, демонстрируемых в художественных фильмах, и способах их педагогического исследования. Принцип коллективной интерпретации подразумевает взаимное дополнение полученных выводов учителями в результате просмотра кинофильмов и оценку их применимости в собственной профессиональной деятельности. Принцип эстетичности включает подбор видеосюжетов, сбалансированных по морально-нравственному и аудиально-визуальному содержанию. Принцип критичности связывается с развитием критичности мышления учителей и их умений видеть последствия педагогических решений, быть требовательным к собственному профессионализму. Принцип психологической экологичности способствует повышению толерантности учителей к нравственному поведению собственной личности и стремление его формировать у обучающихся.

Принцип умственного воспитания предполагает выявление эффективных педагогических приемов, демонстрируемых в фильмах по общеинтеллектуальному развитию школьников и обогащению их умений учиться. Принцип сохранения энергии подразумевает обучение учителей на основе просмотренного материала художественных фильмов и выявление основных источников утраты сил и способов сохранения личностной энергии.

Современный учитель будет успешен только в условиях непрерывного саморазвития. Для повышения эффективности его профессиональной деятельности важно развивать не только предметные, методические, но и психолого-педагогические знания. Большим потенциалом в этом аспекте обладают материалы художественных фильмов.

Для того чтобы обучение с применением художественных фильмов не приобрело развлекательный характер, имеет смысл обозначить принципы совершенствования психолого-педагогических знаний учителей, лежащие в основе педагогических стратегий.

Указанные в статье принципы могут найти применение как в учреждениях дополнительного профессионального образования взрослых, так и в центрах непрерывного повышения профессионального мастерства учителей.

Библиографический список:

1. Игнатова, В. В. Стратегический подход в педагогике высшей школы в инновационном осмыслении / В. В. Игнатова. - Текст : непосредственный // Вестник Академии знаний. -2012.- № 1. - С. 70-76.

2. Журавлев, А. Л. Социально-психологические факторы обмена знаниями в организации / А. Л. Журавлев, Т. А. Нестик. - Текст : непосредственный // Высшее образование для XXI века. - 2009. - Т. 19. - С. 3.

3. Эжаева, М. А. Педагогические условия развития психолого-педагогической культуры учителей начальных классов в образовательном пространстве муниципальной методической службы / М. А. Эжаева. - Текст : непосредственный // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2018. -№ 7 (196). - С. 182-189.

4. Качалова, Л. П. Метод голографического подхода и процесс интеграции психолого-

педагогических знаний будущего учителя / Л. П. Качалова. - Текст : непосредственный // Интеграция образования. - 1999. - № 4. -С.27-30.

5. Рапуто, А. Г. Визуализация как неотъемлемая составляющая процесса обучения преподавателей / А. Г. Рапуто. - Текст : непосредственный // Международный журнал экспериментального образования. - 2010. - № 5. -С.138-141.

6. Ситникова, О. В. Кинопедагогика как средство художественного метода в педагогическом образовании / О. В. Ситникова. - Текст : непосредственный // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. - 2020. - № 4. - С. 125-142.

7. Игнатов, Д. М. Кинопедагогика как интерактивный метод обучения методике физического воспитания в начальной школе / Д. М. Игнатов, Е. С. Капинова. - Текст : непосредственный // Перспективы науки и образования - 2018. - № 2 (32). - С. 215-218.

8. Самохин, И. С. Использование художественных фильмов на занятиях по английскому языку в школе и вузе / И. С. Самохин, Л. Ж. Караванова, М. В. Мыльцева. - Текст : непосредственный // Концепт. - 2019. - № 8. -С.40-48.

9. Молотов, К. С. Использование кинофильмов на уроках истории разных форм / К. С. Молотов. - Текст : непосредственный // Наука и школа. - 2012. - № 6. - С. 96-100.

10. Белянкова, Е. И. Использование видеоматериалов на уроках обществознания / Е. И. Белянкова. - Текст : непосредственный // Альманах современной науки и образования. -

2016. - № 7 (109). - C. 22-24.

11. Abidi, S. H. et al. Use of cinematic films as a teaching/learning tool for adult education. Canadian Journal for the Study of Adult Education,

2017, Vol. 29, No. 1, pp. 37-48.

12. Gol^biowska, D. et al. Methods of Film Education for Children and Teenagers-Selected Issues. Panoptikum, 2017, No. 18, pp. 70-88.

13. Lim, V. F., Tan, S. K. Y. Developing multimodal literacy through teaching the critical viewing of films in Singapore. Journal of Adolescent & Adult Literacy, 2018, Vol. 62, No. 3, pp. 291-300.

14. Булдакова, Н. Б. Методика использования видеоматериалов на уроках общей биологии / Н. Б. Булдакова. - Текст : непосредствен-

ный // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2019. -№ 2 (42). - С. 32-36.

15. Alyaz, Y., Isigicok, E., Gursoy, E. The Impact of the Environmental Documentary Movies on Pre-Service German Teachers' Environmental Attitudes. Journal of Education and Training Studies, 2017, Vol. 5, No. 1, pp. 159-170.

References:

1. Ignatova, V. V. Strategic approach in pedagogy of higher school in innovative reflection [Strategicheskij podhod v pedagogike vysshej shkoly v innovacionnom osmyslenii], Bulletin of the Academy of Knowledge, 2012, No. 1, pp. 70-76.

2. Zhuravlev, A. L., Nestik, T. A. Social-psychological factors of knowledge exchange in the organization [Social'no-psihologicheskie faktorymena obaktoriya znaniyami v organizacii], Higher education for XXI century, 2009, Vol. 19, p. 3.

3. Ezhaeva, M. A. Pedagogical conditions for the development of psychological and pedagogical culture of elementary school teachers in the educational space of the municipal methodological service [Pedagogicheskie usloviya razvitiya psi-hologo-pedagogicheskoj kul'tury uchitelej na-chal'nyh klassov v obrazovatel'nom prostranstve muni-cipal'noj metodicheskoj sluzhby], Bulletin of Tomsk State Pedagogical University, 2018, No. 7 (196), pp. 182-189.

4. Kachalova, L. P. Method of the holographic approach and the process of integration ofpsycho-logical and pedagogical knowledge of the future teacher [Metod golograficheskogo podhoda i process integracii psihologo-pedagogicheskih znanij budushchego uchitelya], Integration of Education, 1999, No. 4, pp. 27-30.

5. Raputo, A. G. Visualization as an integral part of the teacher training process [Vizualizaci-ya kak neot "emlemaya sostavlyayushchaya processa obucheniya prepodavatelej], International Journal of Experimental Education, 2010, No. 5, pp. 138-141.

6. Sitnikova, O. V. Cinema pedagogics as a means of artistic method in pedagogical education [Kinopedagogika kak sredstvo hudozhestven-nogo metoda v pedagogicheskom obrazovanii], Bulletin of A. S. Pushkin Leningrad State University, 2020, No. 4, pp. 125-142.

7. Ignatov, D. M., Kapinova, E. S. Cinema pedagogics as an interactive method of teaching the method of physical education in the elementary school [Kinopedagogika kak interaktivnyj metod obucheniya metodike fizicheskogo vospitaniya v nachal'noj shkole], Perspectives of Science and Education, 2018, No. 2 (32), pp. 215-218.

8. Samokhin, I. S., Karavanova, L. Zh., Myltse-va, M. V. Using feature films in English classes at school and university [Ispol'zovanie hudozhestvennyh fil'mov na zanyatiyah po an-gliiskomu yazyku v shkole i vuze], Concept, 2019, No. 8, pp. 40-48.

9. Molotov, K. S. The use of films at the lessons of history of different forms [Ispol'zovanie ki-nofil'mov na urokah istorii raznyh form], Science and School, 2012, No. 6, pp. 96-100.

10. Belyankova, E. I. The use of video materials in social studies classes [Ispol'zovanie video-materialov na urokah obshchestvoznaniya], Almanac of Modern Science and Education, 2016, No. 7 (109), pp. 22-24.

11. Abidi, S. H. et al. Use of cinematic films as a teaching/learning tool for adult education. Canadian Journal for the Study of Adult Education, 2017, Vol. 29, No. 1, pp. 37-48.

12. Gol^biowska, D. et al. Methods of Film Education for Children and Teenagers-Selected Issues. Panoptikum, 2017, No. 18, pp. 70-88.

13. Lim, V. F., Tan, S. K. Y. Developing multimodal literacy through teaching the critical viewing of films in Singapore. Journal of Adolescent & Adult Literacy, 2018, Vol. 62, No. 3, pp. 291-300.

14. Buldakova, N. B. Methodology of using videos in the lessons of general biology [Metodika ispol ' zovaniya videomaterialov na urokah obshchei biologii], Bulletin of Shadrinsk State Pedagogical University, 2019, No. 2 (42), pp. 32-36.

15. Alyaz, Y., Isigicok, E., Gursoy, E. The Impact of the Environmental Documentary Movies on Pre-Service German Teachers' Environmental Attitudes. Journal of Education and Training Studies, 2017, Vol. 5, No. 1, pp. 159-170.

Образец для цитирования статьи:

Ильясов, Д. Ф. Перспективные стратегии совершенствования психолого-педагогических знаний учителей, основанные на применении материалов художественных фильмов / Д. Ф. Ильясов. -Текст : непосредственный // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. -2021. - № 3 (48). - С. 5-13.

Example for article citation:

Ilyasov, D. F. Prospective strategies for improving the psychological and pedagogical knowledge of teachers, based on the application of materials of feature films [Perspektivnye strategii sovershenstvo-vaniya psihologo-pedagogicheskih znanij uchitelej, osnovannye na primenenii materialov hudozhestvennyh fil'mov], Scientific support of a system of advanced training, 2021, No. 3 (48), pp. 5-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.