Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ'

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социально-педагогическая адаптация / социальная адаптация / несовершеннолетние правонарушители / социально-опасное положение / трудная жизненная ситуация / socio-pedagogical adaptation / social adaptation / juvenile delinquents / socially dangerous situation / difficult life situation

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Матвеева Ольга Сергеевна

В статье рассматривается одна из сложных проблем социально-педагогической адаптации несовершеннолетних правонарушителей. Раскрываются основные предпосылки и причины подростковой преступности. Автором сделана попытка раскрыть и описать личностные, социальные и воспитательные факторы, влияющие на процесс адаптации несовершеннолетних правонарушителей в социуме. Описывается деятельность образовательных и социальных учреждений, занимающихся социально-педагогической адаптацией несовершеннолетних правонарушителей в обществе. Описываются оптимальные условия их адаптации. Автор, опираясь на статистические данные, указывает, что несовершеннолетние являются одной из криминально активной категории населения. Относит несовершеннолетних правонарушителей к неорганизованным подросткам, воспитывающимся в семьях группы социального риска. Рассматривает различия основных социально-педагогических понятий: группа риска, трудная жизненная ситуация, социально опасное положение и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Матвеева Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with one of the complex problems of social and pedagogical adaptation of juvenile delinquents. The main prerequisites and causes of juvenile delinquency are revealed. The author made an attempt to reveal and describe the personal, social and educational factors that influence the process of adaptation of juvenile delinquents in society. The activity of educational and social institutions involved in the social and pedagogical adaptation of juvenile delinquents in society is described. The optimal conditions for their adaptation are described. The author, relying on statistical data, indicates that minors are one of the criminally active categories of the population. Relates juvenile delinquents to unorganized teenagers brought up in families of a social risk group. Considers the differences in the basic socio-pedagogical concepts: risk group, difficult life situation, socially dangerous situation, etc.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ»

Они считают, академическая мобильность помогла их личностному росту, развитию языковых и межкультурных навыков, а также повысила уровень конкурентоспособности на рынке труда путем приобретения и обмена знаниями и т.д.

Выводы. Подытоживая описание результатов исследования, отметим, что полученные данные позволили сформулировать следующие выводы:

Во-первых, актуальность использования академической мобильности с целью развития образовательной позиции обучающихся обусловлена трансформацией в системах высшего образования, направленной на развитие активных образовательных позиций обучающегося через ответственность за проектирование, осуществление своего индивидуального образовательного пути.

Во-вторых, развитие образовательной позиции обучающихся на основе академической мобильности рассматривается как единица образовательного результата и заключается в стремлении личности к получению новых знаний о мире и социальных взаимодействиях, под влиянием которых меняется представление об ответственности за свое обучение и саморазвитие. Результатом развития образовательной позиции по итогам участия в академической мобильности является готовность к принятию нового понимания, нового смысла и новой системы представлений, которые меняют его реальность.

В- третьих, эффективность развития образовательных позиций участников академической мобильности выражается повышением качества образовательных результатов обучающихся за счет развития личностных характеристик, self-компетенций, на которые далее наслаиваются общепрофессиональные и профессиональные компетенции, а образовательный процесс университета становится более эффективным - формируется более широкий спектр компетенций у студентов.

Таким образом, мы фиксируем, что в контексте трансформации высшего образования академическая мобильность помогает создать необходимые условия для развития образовательных позиций обучающихся посредством организации провокационной среды для развития личности и открытия ее новым перспективам.

Литература:

1. Bennett, M.J. Becoming interculturally competent / M.J. Bennett; In Wurzel, J. (Ed.) II Toward multiculturalism: A reader in multicultural education. - Newton, MA: Intercultural Resource Corporation, 2004. -P. 62-77

2. Brown, L. Academic mobility and cultural change / L. Brown, K. Nilemar 11 Further and High. Educ. - 2019. - №43 (1). -P. 89-100

3. Knight, J. Knowledge Diplomacy: What Are the Key Characteristics? / J. Knight 11 International Higher Education. - 2020. -Vol. 100.-P. 38-39

4. Papatsiba, V. Student mobility in Europe: an academic, cultural and mental journey? Some conceptual reflections and empirical findings / V. Papatsiba 11 International Relations. International Perspectives on Higher Education Research. - 2005. -Vol. 3.-P. 29-65

5. Van, Roekel D. Global Competence Is a 21st Century Imperative / D. Van Roekel 11 NEA Education Policy and Practice Development. - 2010. - P. 1-4

6. Абрамова, M.O. Российское высшее образование: уроки пандемии и меры по развитию системы: коллективная монография / М.О. Абрамова, М.А. Акоев, Н.Ю. Анисимов - Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2020. - 200 с.

7. Баранникова, А.В. Становление активной образовательной позиции в условиях интерактивного обучения / А.В. Баранникова. -М: УЦ«Перспектива». 2018. -316 с.

8. Бринев, Н.С. Академическая мобильность студентов как фактор развития образования / Н.С. Бринев, Р.А. Чуянов // Пути развития высшего образования в России: материалы науч.-практ. конф. - Омск: ОГПУ, 2001. - С. 31-34

9. Галажинский, Э.В. Как обеспечить качество университетского образования в эпоху перемен / Э.В. Галажинский, Е.А. Суханова // Университетское управление: практика и анализ. - 2023. - Т. 1, № 1. - С. 6-11. DOI 10.15 826/umpa.2023.01.001

10. Качество образования в российских университетах: что мы поняли в пандемию: аналитический доклад / науч. ред. Е.А. Суханова, И.Д. Фрумин. - Томск: Издательство Томского государственного университета, 2021. -46 с.

11. Климова, Т.А. Индивидуальные образовательные траектории студентов как условие качественного университетского образования / Т.А. Климова, А.Т. Ким, М.А. Отт // Университетское управление: практика и анализ. -2023. - Т.1,№ 1. - С. 23-33. DOI 10.15826/umpa.2023.01.003

12. Масленникова, О.Г. Педагогические условия интернационализации образовательных программ как меры по повышению эффективности педагогической деятельности в исследовательском университете / О.Г. Масленникова // Вестник Томского государственного университета. - 2021. - № 473. -С.177-183

13. Университетская национальная инициатива качества образования: анализ ситуации в контексте новых задач развития системы: Аналитический доклад / под ред. Е.А. Сухановой, Е.А. Терентьева. - Томск: Издательство Томского государственного университета, 2023. - 32 с.

14. Чжан, Ю. Принцип осознанной практики в процессе развития этнолингвистической компетенции / Ю. Чжан, Д.Ю. Леонова, Е.В. Тихонова // Современный ученый. - 2023. - № 2. - С. 258-263

Педагогика

УДК 37.013

старший преподаватель Матвеева Ольга Сергеевна

Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказания России Федерального казенного образовательного учреждения высшего образования (г. Вологда)

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ

Аннотация. В статье рассматривается одна из сложных проблем социально-педагогической адаптации несовершеннолетних правонарушителей. Раскрываются основные предпосылки и причины подростковой преступности. Автором сделана попытка раскрыть и описать личностные, социальные и воспитательные факторы, влияющие на процесс адаптации несовершеннолетних правонарушителей в социуме. Описывается деятельность образовательных и социальных учреждений, занимающихся социально-педагогической адаптацией несовершеннолетних правонарушителей в обществе. Описываются оптимальные условия их адаптации. Автор, опираясь на статистические данные, указывает, что несовершеннолетние являются одной из криминально активной категории населения. Относит несовершеннолетних правонарушителей к неорганизованным подросткам, воспитывающимся в семьях группы социального риска. Рассматривает

различия основных социально-педагогических понятий: группа риска, трудная жизненная ситуация, социально опасное положение и др.

Ключевые слова: социально-педагогическая адаптация, социальная адаптация, несовершеннолетние правонарушители, социально-опасное положение, трудная жизненная ситуация.

Annotation. The article deals with one of the complex problems of social and pedagogical adaptation of juvenile delinquents. The main prerequisites and causes of juvenile delinquency are revealed. The author made an attempt to reveal and describe the personal, social and educational factors that influence the process of adaptation of juvenile delinquents in society. The activity of educational and social institutions involved in the social and pedagogical adaptation of juvenile delinquents in society is described. The optimal conditions for their adaptation are described. The author, relying on statistical data, indicates that minors are one of the criminally active categories of the population. Relates juvenile delinquents to unorganized teenagers brought up in families of a social risk group. Considers the differences in the basic socio-pedagogical concepts: risk group, difficult life situation, socially dangerous situation, etc.

Key words: socio-pedagogical adaptation, social adaptation, juvenile delinquents, socially dangerous situation, difficult life situation.

Введение. В связи с организацией и проведением профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями и несовершеннолетними осужденными субъектами системы профилактики образовательными, социальными, медицинскими учреждениями, учреждениями уголовно-исполнительной системы, в том числе уголовно-исполнительными инспекциями, их количество по данным ФСИН России снизилось в подобных учреждениях в 6 раз». Это направлено на то, чтобы несовершеннолетние не изолировались от социума и в тоже время не имели прямого контакта с несовершеннолетними, совершившими тяжкие преступления и т.д. Для данной категории осужденных предусмотрено отбывание наказания при постановке на учет в уголовно-исполнительной инспекции. По данным ФСИН России на 01.01.2023 года в России существует 13 воспитательных колоний, 81 федеральное казенное учреждение «Уголовно-исполнительная инспекция» и 1348 их филиалов [4].

Изложение основного материала статьи. Преступность, как одно из достаточно сложных социальных явлений, изучается представителями различных наук, которые исследуют ее отдельные стороны, а также рассматривают влияние преступного поведения личности подростка на дальнейшее ее развитие. Несовершеннолетние являются одной из криминальной категорий населения, ее большую часть составляют учащиеся общеобразовательных школ, техникумов и колледжей, в том числе так называемые неорганизованные подростки относящиеся, к группе социального риска, находящиеся в трудной жизненной ситуации, не освоившие образовательную программу основного общего образования.

Основными предпосылками и причинами широкомасштабной подростковой преступности являются: проблемы, связанные с решением вопросов дальнейшего продолжения обучения, социализации, приобщения к нормам жизни детей, которые в силу объективных или субъективных причин употребляют психоактивные вещества, занимаются бродяжничеством или попрошайничеством, являются безнадзорными, в виду того, что в большей степени воспитываются в неполных семьях, где родители злоупотребляют психоактивными веществами. Несовершеннолетние из данных семей, больше, подвержены вовлечению в группы сверстников, ориентированных на различные виды асоциального поведения, а также совершение преступлений. Следующими причинами подростковой преступности являются силовые способы решения кризисных ситуаций в среде сверстников. Часто их на совершение преступления приводит поиск источников дохода, так как подростки в большей степени из малообеспеченных и обнищавших на современном этапе семей видят именно в этом наиболее оптимальный и быстрый способ решения своего финансового обеспечения.

Одной из основных причин криминализации несовершеннолетних является отсутствие у них положительных образов для копирования. В связи с вышеизложенным у них не выработаны собственные нормы поведения, они перенимают их чаще у каких-либо криминальных личностей. Изменения в духовной жизни несовершеннолетних связаны с проникновением в их жизнь через средства массовых коммуникаций отрицательных эталонов ежедневного поведения несовместимых с устоявшимися ценностями и ориентирами современного общества, такими как жестокость, применение силы, употребление психоактивных веществ.

Несовершеннолетние с отклоняющимся или деликвентным типом поведения, чаще всего имеют различного рода общесоциальные аномалии и относятся к категории дезадаптивной личности. Данные отклонения у несовершеннолетних правонарушителей проступают в таких действиях, как оскорбление, хулиганство, побои, изнасилование, убийство, унижение идр и направлены всегда против другой личности.

В структуре педагогической деятельности многие авторы, такие как Ананьев О.Г., Щербаков Г.В., Багреева Е.Г. и др. выделяют процесс ресоциализации, как один их необходимых компонентов влияющий на адаптацию и исправление подросткоав. В юридическом словаре под ресоциализацией понимается - процесс повторного вживания бывшего преступника в систему представлений о ценностях, существующих в обществе [1].

Таким образом, можно сказать, что это своего рода вторичный процесс вхождения личности в иную социальную среду, в которой она осваивает, приобретает, развивает и восстанавливает с помощью педагогов положительные ценности, социально полезные связи, впоследствии успешно влияющие на процесс их ресоциализации и адаптации в социуме.

На процесс адаптации и его результаты существенно влияют различные факторы, которые необходимо учитывать в работе с данной категорией сотрудникам различных, в том числе образовательных, социальных и других учреждений и служб. Работа данных учреждений, занимающихся вопросами ресоциализации подростков должна учитывать достаточно много различных аспектов отражающихся на их социально-педагогической и профилактической поддержке.

Педагогическим оснащением оптимальных правил адаптации несовершеннолетних преступников, находящихся в обстоятельствах обуславливающих их нуждаемость, являются образовательные и социозащитные учреждения.

Период ресоциализации и социоадаптации правонарушителей, находящихся под следствием, либо освободившихся из воспитательных колоний, а также состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях достаточно длительный и требующий развития педагогического процесса по адаптации таких подростков к социуму и в целом, социокультурной среде. Подростки в этот период нуждаются в консультациях, беседах, индивидуально-коррекционных занятиях с педагогами, преподавателями, социальными педагогами, педагогами организаторами, специалистами социальной сферы.

В Вологде, к работе с подростками не достигшими совершеннолетия, освободившимися из колонии для несовершеннолетних или специализированных учебно-воспитательных учреждений и находящимися или снятыми с учета в уголовно-исполнительных инспекциях подключаются помимо преподавателей вечерних образовательных учреждений, сотрудники Бюджетного учреждения социального обслуживания Вологодской области «Территориальный центр социальной помощи семье и детям города Вологды» отделений психолого-педагогической помощи и отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних.

Сотрудниками данных отделений разработаны коррекционные проекты «Надежда» и «Вариант» с помощью которых, педагоги совместно с психологами осуществляют с данной категорией несовершеннолетних развивающие занятия направленные по восстановление их в образовательные учреждения, а также в рамках их успешной адаптации к социуму после освобождения в индивидуальной или групповой формах образовательные и развивающие занятия, направленные на усвоение подростками общественных норм и вырабатывание духовных ценностей, расширение умений эффективного коммуницирования, взаимопонимания и др.

Целью данных программ является адаптация несовершеннолетних правонарушителей к сложившимся ситуациям, а также ресоциализация и реадаптация их при выходе из исправительного учреждения, получение профессионального образования. Период адаптации после выхода из специализированного учреждения - самый трудный для несовершеннолетних, так как у них появляется боязнь быть отвергнутыми окружающими, неустроенными в различные учебные заведения или трудоустроенными.

Основными задачами, которые стоят перед педагогами являются:

- социальная профилактика повторных правонарушений;

- педагогическая коррекция и адаптация;

- реадаптация и реабилитация.

На первом этапе сотрудники предпринимают меры направленные на профилактику повторных правонарушений несовершеннолетними, а также мероприятия направленные на сохранение, поддержание и защиту их законных прав, а также поддержание нормального уровня жизни в семье. На этом этапе педагогические работники помогают несовершеннолетним правонарушителям в успешном достижении поставленных ими целей и помогают им раскрыть их внутренние резервы. Многие несовершеннолетние, не могут самостоятельно справится с проблемами на свободе, не знают, как провести свободное время, и поэтому стремятся возвратиться в привычную для себя асоциальную компанию, где принято употреблять алкоголь и другие психоактивные вещества, а также у них вновь может появляться возможность совершать преступления или правонарушения.

Особым направлением деятельности специалистов данного центра с несовершеннолетними правонарушителями становится восстановление их социально-правового положения после возвращения из исправительного учреждения или в период нахождения на учете в уголовно-исполнительной инспекции. Чаще всего данные подростки нуждаются в продолжение обучения в школе или профессиональном учреждении (школа, техникум, колледж), а также в трудоустройстве. На этом этапе подростки нуждаются в психологической, педагогической, социальной и иных формах реабилитационной помощи. Вся работа после их освобождения начинается с работы со всей семьей несовершеннолетнего. Сотрудники социозащитного учреждения осуществляют социальный патронаж всех членов семьи несовершеннолетнего состоящего на учете, или освободившихся из исправительных учреждений. Как показывает практика, это, чаще всего так называемые асоциальные семьи (девиантные, делинквентные), семьи, в которых преобладает какой-либо вид насилия, в большей степени это физическое или психологическое насилие, а также неполные семьи (одинокая мать, одинокий отец).

Довольно часто такие семьи не готовы принять обратно подростка с изменившимся социальным статусом, а сотрудники социальных учреждений интегрируют их повторное вхождение в семейную общность. Многие из родителей испытывают опасения и настороженность по отношению к возвратившемуся подростку. Не хотят, чтобы данный ребенок, как-то отрицательно влиял на их последующих детей. За период отсутствия подростка, данные родители создают новые семьи, в которых рождаются последующие дети, и предыдущий ребенок им оказывается не нужен, он им в тягость.

Анализируя опыт работы образовательных и социальных учреждений, мы видим, что взаимодействие социальных педагогов, педагогов-психологов, педагогов-организаторов и других сотрудников - это процесс целенаправленный, он должен быть сознательно организован и являться, результатом упорядоченных усилий отдельных сотрудников различных учреждений и организаций, а также всего коллектива.

За период 2022 года и 6 месяцев 2023 года в электронной базе БУ СО ВО «Территориальный центр социальной помощи семье и детям г. Вологды» состояла 831 семья, на иждивении которой имелись несовершеннолетние дети. От общего числа семей лишь 556 семей по различным причинам находились на сопровождении, и после совместного обследования сотрудниками образовательных и социозацитных учреждений данные семьи были отнесены к категории семей, имеющих статус социально опасного положения.

В Федеральном законе № 120-ФЗ от 26.06.2009 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» указывается, что «семья в социально опасном положении - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними» [3]. Субъектами системы профилактики являются образовательные учреждения, учреждения социальной защиты, медицинские учреждения, правоохранительные органы, учреждения уголовно-исполнительной системы, комиссии по делам несовершеннолетних и др. В соответствии с данным законом сотрудниками учреждения проведено - 5047 консультаций с несовершеннолетними правонарушителями и членами их семей на различные темы. Индивидуальными занятиями было охвачено - 123 несовершеннолетних, проведено - 1208 занятий. Групповыми занятиями по различным программам, в том числе «Вариант» и «Надежда» охвачено - 262 несовершеннолетних, с ними проведено - 449 занятий. Анализ результатов групповых занятий показал результативность реализуемых программ. Практически все были устроены в образовательные учреждения для продолжения образования, посещали данные группы в вечернее время. Все семьи данных детей были поставлены на социальный патронаж и сопровождались сотрудниками на протяжении длительного периода, получали различные услуги в Центре (материальная помощь, помощь продуктами и новыми вещами, консультации психолога, педагога и юрисконсульта и др.).

Кроме осуществления коррекционных программ групповой работы Центр организовывает работу с подростками, имеющими условный срок наказания в рамках Клуба «Республика ШкИД». Основная цель клуба направлена на организацию индивидуальной и групповой форме работы с несовершеннолетними правонарушителями и трудными подростками в рамках социально-психолого-педагогической их адаптации и реабилитации, а также предупреждение совершения ими правонарушений и самовольных уходов, формирование социально одобряемого поведения. С помощью занятий в данном клубе сотрудники Центра формируют у несовершеннолетних навыки законопослушного поведения, воспитания эстетической культуры, чувства долга и ответственности, формируют у подростков осознанное ведение здорового образа жизни. Клуб является одной из форм профилактики асоциального и аддиктивного поведения, а также успешной адаптации несовершеннолетних правонарушителей в обществе. В целом деятельность клуба носит социально-практический характер и направлена на формирование опыта творческого, познавательного, развивающего и развлекательного семейного досуга посредствам реализации мероприятий программы данного клуба. Несовершеннолетние получают необходимые знания в области педагогики, психологии, конфликтологии, медицины, социологии и т.д. С ними организуются и проводятся сотрудниками Центра социальной помощи семье и детям г. Вологды досуговые,

профилактические, просветительские и воспитательные мероприятия. Сотрудниками данного учреждения разработаны групповые тренинговые занятия по темам: «Агрессия под контролем», «Преодоление жизненных трудностей», «Я и моя семья», «Ценности моей жизни» и другие. Занятия по данным программам в большей степени направлены на профилактику деструктивного поведения в подростковой среде.

За 6 месяцев 2023 года с несовершеннолетними проведено 11 занятий, которыми было охвачено 99 подростков, вернувшихся из ВК и находящихся на учете в УИИ в возрасте с 14 до 17 лет. Занятия проводились не только на базе Центра, но и в других учреждениях: МОУ СОШ «Семенковская основная школа», МОУ СОШ № 12»; Следственный изолятор № 2 УФСИН России по Вологодской области, Уголовно-исполнительная инспекция г. Вологды, МБУ «Молодежный центр «Гор.Ком35»» и другие. С 2020 года в гражданских социальных учреждениях с данной категорией несовершеннолетних реализуется проект «Зеленая комната», целью которого является установление и развитие межведомственного сопровождения и реабилитации несовершеннолетних подвергающихся физическому, сексуальному и психологическому насилию со стороны взрослых. Для участия в данных следственных мероприятиях приглашаются сотрудники прокуратуры и психологи Центра. Данные мероприятия направлены на профилактику правонарушений в отношении несовершеннолетних, а также профилактику последствий совершенных в отношении несовершеннолетних преступлений, в том числе тяжкого характера и подстрекательство несовершеннолетних правонарушителей на совершение преступления.

За 2022 год и 6 месяцев 2023 года в рамках проекта данной работой было охвачено свыше 127 несовершеннолетних, являющихся пострадавшими от жестокого обращения членов семьи и преступных посягательств от криминального окружения, или же ставших свидетелями жестокого обращения с другими детьми, получив при этом психологическую травму. Кроме того, сотрудники Центра занимаются организацией оздоровительного отдыха для несовершеннолетних правонарушителей из семей «группы риска» в рамках успешной их адаптации в общество, а также организуют трудовые бригады ради них в каникулярный период и свободное от учебы время. В процессе социальной профилактики в трудовых бригадах было задействовано 465 несовершеннолетних, которые помимо труда, еще полноценно и отдыхают. Для них была организована: во-первых, социокультурная программа, включающая в себя посещение различных музеев, кинотеатров, цирка и других мест на благотворительной основе; во-вторых, коррекционные занятия, направленные на адаптацию правонарушителей в среде сверстников и социуме в целом.

Выводы. В связи с вышеизложенным, на современном этапе в России особенно остро обращается внимание на развитие сети социозащитных, образовательных, исправительных и других учреждений и организаций по работе с несовершеннолетними правонарушителями, занимающимися в плотную вопросами профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями, отбывающими или отбывшими наказания в виде лишения свободы, а также состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях. Расширяется функционал данных организаций, нацеленный на педагогическую адаптацию правонарушителей к социуму после освобождения и в период нахождения на учете в УИИ, оказание им различных видов помощи (психологической, педагогической, социальной), как им, так и их родителям в вопросах приема несовершеннолетнего обратно в семью, обучения родителей тому, как сделать процесс адаптации более безболезненным, а главное поддержать ребенка в этот момент, быть педагогически компетентными в решении многих вопросов и т.д.

Литература:

1. Ананьев, О.Г. Ресоциализация и социальная адаптация в уголовно - исполнительной системе: Учеб. пособие / под общ. ред. В.Ю. Трофимова / О.Г. Ананьев. - Рязань: Академия ФСИН России ,2013. - 176 с.

2. Распоряжение Правительства РФ от 29 апреля 2021 г. № 1138-р «Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ на период до 2030 г». - Текст: электронный. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400639567/ (дата обращения: 04.07.2023)

3. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями). - Текст: электронный. - URL: https://base.garant.ru/12116087/ (дата обращения: 04.07.2023)

4. Фсин России: официальный сайт. - Москва. - URL: https://fsin.gov.ru/statistics/ (дата обращения: 04.07.2023)

5. Юсупова, X. Г. Ресоциализация подростков в условиях социального приюта как социально-педагогическая проблема / Х.Г. Юсупова // Вестник МГОУ: серия: Психологические науки. - 2009. - № 4. - С. 115.

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, доцент Милькевич Оксана Анатольевна

Государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Москва)

КИНОПЕДАГОГИКА В ПРЕДМЕТНОМ ПОЛЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРАКТИКЕ

Аннотация. Актуальность развития кинопедагогики определяется заказом со стороны государства на развитие кинопедагогики и медиаобразования как инструмента воспитания особой культуры подрастающего поколения на фоне органичной включенности визуализации во все сферы жизни человека. Статья нацелена на характеристику кинопедагогики и ее места в предметном поле педагогической науки и образовательной практике. Теоретическая значимость заключается в уточнении положения кинопедагогики в предметном поле педагогической науки. Практическая значимость состоит в характеристике перспектив применения средств кинопедагогики в решении задач обучения и воспитания.

Ключевые слова: кинопедагогика как раздел педагогики, средства кинопедагогики, перспективы развития кинопедагогики.

Annotation. The relevance of the development of film pedagogy is determined by the order from the state for the development of film pedagogy and media education as a tool for educating a special culture of the younger generation against the background of the organic involvement of visualization in all spheres of human life. The article is aimed at characterizing film pedagogy and its place in the subject field of pedagogical science and educational practice. The theoretical significance lies in clarifying the position of film pedagogy in the subject field of pedagogical science. The practical significance lies in the characterization of the prospects for the use of film pedagogy in solving the problems of education and upbringing.

Key words: film pedagogy as a section of pedagogy, means of film pedagogy, prospects for the development of film pedagogy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.