Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ МЕДИАГРАМОТНОСТИ В РАМКАХ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА'

ФОРМИРОВАНИЕ МЕДИАГРАМОТНОСТИ В РАМКАХ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЛАНДШАФТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / МУНИЦИПАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАПЕДАГОГИКА / МЕДИАГРАМОТНОСТЬ / КИНОПЕДАГОГИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лозовицкая Алёна Андреевна

В настоящей статье актуализируются механизмы формирования медиаграмотности обучающихся, осуществляемые в процессе взаимодействия образовательных организаций и позволяющие обеспечить реализацию инновационного потенциала как его участников, так и формирующегося образовательного кластера муниципалитета. Описывается ряд практико-ориентированных аспектов взаимодействия образовательных организаций г. Таганрога и Ростовской области, выделяются инновационные педагогические тенденции развития медиаобразования и кинопедагогики в контексте взаимодействия субъектов образовательного кластера. Представлено авторское видение возможностей разработки кластерных моделей целостной образовательной среды, которые отвечали бы инновационным тенденциям развития образования и современным социальным вызовам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лозовицкая Алёна Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF MEDIA LITERACY WITHIN THE MUNICIPAL EDUCATIONAL CLUSTER

This article actualizes the mechanisms of formation of media literacy of students, carried out in the process of interaction of educational organizations and allowing to ensure the realization of the innovative potential of both its participants and the emerging educational cluster of the municipality. A number of practice-oriented aspects of interaction between educational organizations of Taganrog and the Rostov region are described, innovative pedagogical trends in the development of media education and film pedagogy in the context of interaction of subjects of the educational cluster are highlighted. The author's vision of the possibilities of developing cluster models of a holistic educational environment that would meet innovative trends in the development of education and modern social challenges is presented.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МЕДИАГРАМОТНОСТИ В РАМКАХ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА»

Участниками эксперимента стали люди, обращающиеся в различные психологические центры и испытывающие проблемы с интеграцией. Последний факт говорит о том, что результаты работы с подобными испытуемыми могут вызывать сомнения.

Подводя итог, следует отметить динамику и положительные моменты работы образовательной системы Франции по диагностике, развитию и поддержке одаренности. Применяемые меры могут стать примером работы для учителей российских школ, сталкивающихся с подобными проблемами. Анализируя проблемы, которые появляются при работе с одаренными детьми, нужно констатировать острую необходимость особой подготовки специалистов в области психологии и педагогики, способных проводить работу по диагностике, поддержке и развитию одаренности в условиях массового обучения и дополнительного образования. Существенную роль в этом процессе может сыграть наставник (тьютор) - высоко квалифицированный специалист, готовый взять на себя индивидуальную работу с конкретным одаренным ребенком. Основная задача такого наставника - помочь ребенку выработать наиболее эффективную стратегию индивидуального развития, опираясь на развитие его способности к самоопределению и самоорганизации. Значение работы наставника заключается в объединении индивидуального своеобразия одаренного ребенка, особенностей его образа жизни и различных вариантов содержания образования. Это может быть работа по индивидуальным программам, разработка индивидуального маршрута развития, что благоприятно скажется на раскрытии всех способностей одаренного ребенка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кравченко, О.В., Кравченко, М.А. Развитие одаренности обучающихся на занятиях по иностранному языку (учебно-методическое пособие) I Кроавченко О.В., Кравченко М.А. - ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов/Д, 2020. - 108 с.

2. Кравченко, О.В. Об опыте формирования у студентов педагогических вузов навыков работы с одаренными детьми//Фундаментальные проблемы лингводидактики в контексте современных требований к иноязычному образованию: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Таганрог, 25 октября 2019 года) - Ростов-на-Дону: Таганрогский институт имени А.П. Чехова(филиал) «РГЭУ (РИНХ)», 2019. - С. 184-187.

3. Fanny Nussbaum. Corrigendum: Topological Modification of Brain Networks Organization in Children With High Intelligence Quotient: A Resting-State fMRI Study. - URL: https:IIwww.frontiersin.orgIarticlesI10.3389Ifnhum.2019.00450Ifull (дата обращения: 06.03.2022).

4. Gauvrit Nicolas. Les Surdoués ordinaires. - URL: http:IIles-tribulations-dun-petit-zebre.com/2010I02I03Iun-petit-z-au-quo-tidienI (дата обращения: 06.03.2022).

5. Kermadec Monique de. L'Enfant précoce aujourd'hui: Le préparer au monde de demain. - ALBIN MICHEL, 2015. - 256 p.

6. Terman L. M. "Genius and stupidity: A study of some of the intellectual processes of seven "bright" and seven "stupid" boys". Pedagogical Seminary. P.307-373.

7. Olivier Revol. Roberta Poulin et Doris Perrodin, 100 idées pour accompagner les enfants à haut potential. - URL: http:IIcen-tre-psyrene.frIles-deux-formes-d%E2%80%99expression-du-haut-potentiel-intellectuel-chez-l%E2%80%99enfant/ (дата обращения: 08.12.2021).

А.А. Лозовицкая

ФОРМИРОВАНИЕ МЕДИАГРАМОТНОСТИ В РАМКАХ МУНИЦИПАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА

Аннотация. В настоящей статье актуализируются механизмы формирования медиаграмотно-сти обучающихся, осуществляемые в процессе взаимодействия образовательных организаций и позволяющие обеспечить реализацию инновационного потенциала как его участников, так и формирующегося образовательного кластера муниципалитета. Описывается ряд практико-ориентированных аспектов взаимодействия образовательных организаций г. Таганрога и Ростовской области, выделяются инновационные педагогические тенденции развития медиаобразования и кинопедагогики в контексте взаимодействия субъектов образовательного кластера. Представлено авторское видение возможностей разработки кластерных моделей целостной образовательной среды, которые отвечали бы инновационным тенденциям развития образования и современным социальным вызовам.

44

Ключевые слова: интеграция, взаимодействие, ландшафт образовательного партнерства, образовательный кластер, муниципальная система образования, сетевое взаимодействие, медиаобразова-ние, медиапедагогика, медиаграмотность, кинопедагогика.

A.A. Lozovitskaya

FORMATION OF MEDIA LITERACY WITHIN THE MUNICIPAL EDUCATIONAL CLUSTER

Abstract. This article actualizes the mechanisms of formation of media literacy of students, carried out in the process of interaction of educational organizations and allowing to ensure the realization of the innovative potential of both its participants and the emerging educational cluster of the municipality. A number of practice-oriented aspects of interaction between educational organizations of Taganrog and the Rostov region are described, innovative pedagogical trends in the development of media education and film pedagogy in the context of interaction of subjects of the educational cluster are highlighted. The author's vision of the possibilities of developing cluster models of a holistic educational environment that would meet innovative trends in the development of education and modern social challenges is presented.

Keywords: integration, interaction, landscape of educational partnership, educational cluster, municipal education system, networking, media education, media pedagogy, media literacy, film pedagogy.

Широко известная максима о том, что жить в обществе и быть свободным от него нельзя, в контексте происходящих сегодня событий звучит особенно актуально, указывая на целый комплекс социальных рисков, имеющих особую значимость для образовательной среды. В условиях социальных перемен и тотальной экспансии цифровых технологий во все сферы жизни одной из ключевых задач, стоящих перед образованием, становится формирование медиаграмотности подрастающего поколения [6]. Поток информации, обрушивающийся на молодежь с различных социальных медиа-платформ, ознаменует необходимость особого внимания педагогического сообщества к расширению практик развития критического мышления, информационно-коммуникативной культуры, навыков осмысленного восприятия аудиовизуальной информации и медиатекста, а также усилению воспитательного компонента образовательной деятельности.

В условиях существующей префигуративной культуры педагог обязан ориентироваться на среду развития подрастающего поколения и специфику современного «медиа-мира» цифровых технологий, плотно вошедших в нашу жизнь и являющихся неотъемлемой частью ежедневной социальной коммуникации. В условиях подобных вызовов значительно возрастает востребованность адекватных методических и организационно-технологических механизмов формирования медиаграмот-ности обучающихся.

В научных дискуссиях широко обсуждаются вопросы необходимости интеграции усилий всего общества для улучшения качества образования, но до сих пор нет четкого и устойчивого понимания моделей и механизмов подобных коопераций. В условиях внешних вызовов современности, по нашему мнению, принципиально важно рассмотреть ряд организационно-педагогических особенностей конструирования «архитектуры партнерства» в контексте актуальных тенденций развития системы образования на примере формирующейся и в настоящее время получающей импульсы к развитию платформы взаимодействия Таганрогского института им. А.П. Чехова (филиала) ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)» и образовательных организаций муниципалитета [3].

Так, при участии и научно-методическом сопровождении научной школы профессора А.В. Федорова «Медиаобразование и медиакомпетентность» (руководитель И.В. Челышева), получившей официальный статус ведущей научной школы РФ в области социально-гуманитарных наук, в г. Таганрог реализуется инновационный проект муниципального медиа-образовательного кластера, ставящего своей целью объединение всех педагогических структур для синхронизации и активизации их деятельности в рамках развития кинопедагогики и медиаобразования, рассматриваемых как сред-

ство повышения качества образовательной и воспитательной деятельности, а также профессиональной подготовки педагогов и расширения их «технологического суверенитета» за счет применения актуальных образовательных технологий [5].

Основными направлениями деятельности муниципального медиа-образовательного кластера являются:

- деятельность по формированию и развитию инструментального владения технологиями кинопедагогики и медиаобразования в соответствии с возрастающими требованиями к профессиональной деятельности педагогов (проектно-образовательные семинары, лектории, тематические конференции и курсы повышения квалификации для педагогического сообщества);

- формирование муниципальной ассоциации учителей - кинопедагогов, активно взаимодействующих в методическом плане;

- создание «института наставничества» ведущих специалистов по кинопедагогике и медиаобра-зованию, в том числе с привлечением лучших практиков в данной области (Н.Н. Дан, А.Н. Костю-ченко, Е.Ю. Склярова и др.);

- разработка и постоянное пополнение муниципального интернет - ресурса «базы данных» теоретических разработок и методических программ актуальной отрасли в междисциплинарном контексте;

- широкое привлечение обучающихся общеобразовательных школ к занятиям медиа-творчеством в образовательных медиа-центрах и участию в массовых мероприятиях (конкурсах и соревновании, работе городского школьного кинофестиваля и т.д.).

Достижение столь широкой «палитры» направлений [1] стало возможным благодаря межотраслевому и межведомственному сотрудничеству Администрации и субъектов образования г. Таганрога в рамках реализации стратегического городского плана развития кинопедагогики и медиаобра-зования на базе Таганрогского института имени А.П. Чехова, а также созданию пилотных площадок в образовательных организацях для реализации совместных проектов.

Стоит отметить, что инновационный опыт муниципального медиа-образовательного кластера получает существенные импульсы к развитию и в региональном измерении. Так, при сотрудничестве администраций г. Таганрога и г. Зверево Ростовской области, состоялся региональный? круглый стол «Элементы кинопедагогики как средство образовательной интеграции», а также запланирован ряд совместных мероприятий по обмену опытом в инновационной области медиаобразования.

Систематизация подобного опыта позволяет не только проанализировать, но и эффективно использовать разнообразные организационные возможности в интересах развития территориальных образовательных кластеров и формирования стратегий их развития. На наш взгляд, для повышения эффективности подобного взаимодействия необходимо предусмотреть специальный комплекс мер поддержки и создания условий для формирования инновационных образовательных кластеров. Так, одними из наиболее востребованных мер поддержки медиаобразовательного кластера г. Таганрог, можно считать создание медиацентров/киностудий в образовательных организациях и учреждениях культуры города, а также развитие кино- и медиаклубного движения для участников разных возрастов.

Совершенствование государственной поддержки образовательных кластеров в Ростовской области и ее муниципальных образованиях позволит повысить качество и эффективность образовательной и воспитательной деятельности [4], а также создания среды, в которой обучающиеся могли бы формировать навыки, декларируемые нормами ФГОС [2] и социально-экономическим заказом общества.

Таким образом, развитие образовательных кластеров, в том числе за счет расширения образовательного пространства при организации комплексных моделей сотрудничества образовательных организаций в контексте активного продвижения тренда медиаобразования, является важным фактором повышения качества образования, многоаспектного обогащения образовательной среды как общественного блага и приоритетной «точкой роста» образовательных систем муниципального, регионального и федерального уровней.

ЛИТЕРАТУРА

1. Голобородько, А. Ю., Ляхов, А. В., Стеценко, В. В. Особенности конструирования моделей взаимодействия высшей школы и системы общего образования в контексте формирования картины мира молодежи // Социальная политика: семейные ценности в культуре народов Юга России как ресурс реализации национальных проектов : XIV Жданов-ские чтения, посвященные памяти Ю.А. Жданова и 105-летию Южного федерального университета, Ростов-на-Дону, 02-03 ноября 2020 года. - Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2020. - С. 22-30.

2. Голобородько, А. Ю., Лозовицкая, А.А. Медиакомпетентность в контексте обновленных федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (ФГОС ООО) // Современное состояние медиаобра-зования в России в контексте мировых тенденций: Материалы III международной научной конференции, Таганрог, 15 октября 2021 года. - Таганрог - Екатеринбург: [б.и.], 2021. - С. 267-273.

3. Лозовицкая, А. А. Организационно-педагогические аспекты становления информационно-коммуникативной культуры обучающихся (на примере формирующейся платформы взаимодействия Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала РГЭУ (РИНХ)) и образовательных организаций общего образования) / А. А. Лозовицкая // Мир университетской науки: культура, образование. - 2020. - № 10. - С. 62-70.

4. Лозовицкая, А. А. Концептосфера "живой педагогики", "новой дидактики" и "смешанного обучения" в рамках конструирования инновационного образовательного ландшафта: сущностно-смысловой и организационно-педагогический аспекты анализа // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2021. - № 2(58). - С. 131-142.

5. Челышева, И. В. Медиаобразовательные технологии в формировании межкультурной компетентности будущих педагогов-психологов // Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических и педагогических исследований: Сборник трудов Международной научно-практической конференции "XV Левитовские чтения": в 3-х томах, Москва, 15-16 апреля 2020 года. М., 2020. - С. 990-995.

6. Lozovitskaya, A.A., Discourse of the development of students' media literacy with reference to meta-subject connections as a platform for new didactics: semantic, technological, social implementation space (in the context of enriching the actual content of the modern educational policy in Russia). A.A. Lozovitskaya, I. E. Goloborodko, A. S. Semerenko, O.V. Kravets // Media education 2021.17(4) с 665-676.

Н.В. Макарова, М.А. Гаврилова ИЗУЧЕНИЕ РЕЧЕВОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Аннотация. В статье описано экспериментальное исследование речевой готовности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи к школьному обучению; представлены данные диагностики и их качественно-количественный анализ.

Ключевые слова: речевая готовность к школе, дети дошкольного возраста, дети с нарушениями речи, компоненты речевой системы.

N.V. Makarova, M.A. Gavrilova STUDY OF SPEECH READINESS FOR SCHOOL IN CHILDREN WITH SPEECH DISORDERS

Abstract. The article describes an experimental study of the speech readiness of older preschool children with speech disorders for school education; presents diagnostic data and their qualitative and quantitative analysis.

Keywords: speech readiness for school, preschool children, children with speech disorders, components of the speech system.

В настоящее время готовность детей к обучению в школе является значимым показателем, определяющим дальнейшее развитие личности ребенка, успешность обучения и взаимоотношения со сверстниками и педагогом. Говоря о готовности ребенка к школе, нельзя не отметить, что она во многом определяется уровнем его речевого развития. Сформированность всех компонентов речевой системы является важным условием готовности к обучению в целом, а также базой для полноценного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.