References
1. Akbasheva A. S. Literaturnoe obrazovanie i problema chitatelya v sovremennoj shkole [Literary Education and the Problem of the Reader in the Modern School]. News of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medical and biological sciences, 2016, volume 18. No. 1-2. P. 145-149. [In Russian].
2. Akimova A. G. Chitatel'skaya kul'tura molodezhi: mify i real'nost' [Reading Culture of Youth: Myths and Reality]. X Annual Conference of the Russian Library Association "Libraries - Science, Education, Enlightenment, Education": reports and theses. Part 1. St. Petersburg, 2005. P. 15-17. [In Russian].
3. Bushueva L. Yu. Problemy izucheniya literatury v sovremennoj shkole [Problems of studying literature in modern school]. Problems and prospects for the development of education in Russia, 2013. No. 24. P. 56-59. [In Russian].
4. Lavlinskij S. P. Receptivnye i deyatel'nostnye gorizonty novejshego literaturnogo obrazovaniya [Receptive and activity horizons of the latest literary education]. Universum: Bulletin of Herzen University, 2012. No. 1. P. 72-81. [In Russian].
5. Sosnovskaya I. V. Voprosy sovremennogo literaturnogo obrazovaniya (metodicheskaya refleksiya) [Issues of modern literary education (methodological reflection)]. Pedagogical Image, 2016. No. 3 (32). P. 71-77. [In Russian].
6. Tekhnologii i metodiki obucheniya literature: uchebnoe posobie / pod red. V. A. Kohanovoj. [Technologies and methods of teaching literature: textbook / ed. V. A. Kokhanova]. Moscow: Flinta, 2011. 249 p. [In Russian].
7. Falikman M. V. Nejropoetika kak oblast' kognitivnyh issledovanij: metody registracii aktivnosti mozga i dvizhenij glaz v issledo-vaniyah vospriyatiya i porozhdeniya poeticheskogo teksta [Neu-ropoetics as a field of cognitive research: methods for recording brain activity and eye movements in the study of perception and generation of poetic text]. Works of the Institute of the Russian Language V. V. Vinogradova, 2017, issue 14. P. 349-368. Available at: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/ direct/223662697 (accessed 27.06.2023). [In Russian].
8. Shastina E. M., Shatunova O. V. Borisov A. M., Bozhkova G. N. Literaturnaya pedagogika: stanovlenie i perspektivy [Literary Pedagogy: Formation and Prospects]. Scientific dialogue, 2018. No. 12. P. 504-518. [In Russian].
9. Moyer J. E. Teens today don't read books anymore: a study of differences in interest and comprehension in multiple modalities. Conference: iConference 2011, Inspiration, Integrity, and Intrepidity. Seattle, Washington, USA, February 8-11, 2011, pp. 815-816. [In English].
10. Janus-Sitarz A. W poszukiwaniu czytelnika. Diagnozy, inspiracje, rekomendacje. Krakov: Universitas, 2016. 288 p. [In Polish].
УДК/UDC 37.04 EDN XNYPHT
Михайлова Елена Николаевна
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и управления образованием ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет», г. Томск
Бернатоните Ада Казимировна
кандидат искусствоведения, доцент, доцент кафедры мировой художественной культуры и хореографии ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет», г. Томск
Mikhailova Elena N.
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Docent of the Department of Pedagogy and Education Management, Tomsk State Pedagogical University, Tomsk
Bernatonite Ada K.
Candidate of Art History, Associate Professor, Docent of the Department of World Art Culture and Choreography, Tomsk State Pedagogical University, Tomsk
КИНОПЕДАГОГИКА КАК РЕСУРС ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
FILM PEDAGOGY
AS A RESOURCE FOR THE EMOTIONAL DEVELOPMENT OF FUTURE TEACHERS
Аннотация. В статье представлено исследование по проблеме поиска новых методов эмоционального развития будущих педагогов в процессе профессиональной образовательной подготовки на примере образовательного курса «Технологии инклюзивного образования». Авторы приводят теоретическое обоснование и описание первичных результатов создания, апробации фильмокейса как модернизированного средства
кинопедагогики. Показано, что фильмокейс как средство эмпатийного развития обучающихся имеет разную целевую направленность и может быть активно использован в профессиональном педагогическом образовании студентов.
Ключевые слова: фильмокейс, медиаобразование, кинопедагогика, кинотерапия, технологии обучения и воспитания, профессиональное педагогическое образование.
Abstract. The article presents a study on the problem of finding new methods of emotional development of future teachers in the process of professional educational training on the example of the educational course "Technologies of inclusive education". The authors provide a theoretical justification and description of the primary results of making and testing a film-case as a modernized means of film pedagogy. It is showed that the film-case as a means of empathic development to inclusive education can have different target orientation and should be actively used in the professional pedagogical education of students.
Keywords: filmcase, media education, film pedagogy, film therapy, technologies of education and upbringing, professional pedagogical education.
Введение
В современном образовании взят ориентир на поиск и использование новых эффективных технологий обучения и воспитания. Среди актуальнейших трендов в этом процессе можно назвать цифровизацию и создание цифровой образовательной среды, деловые игры и имитационные технологии, кейс-технологии и многие другие. Признавая эффективность этих перечисленных инновационных тенденций, можем констатировать, что преимущественно они направлены на расширение содержания образования и развитие когнитивных компетенций обучающихся. Значительно меньше внимания уделяется формированию системы ценностей, развитию эмоционального и эмпатийного отношения к содержанию, комплексному развитию личности будущих педагогов.
Эти убеждения послужили основанием формулировки цели статьи: описание первичных результатов создания, апробации фильмокейса как модернизированного средства кинопедагогики. Новизна заявлена авторами как разработка конкретных подходов к использованию фильмокейса при организации самостоятельной работы будущих педагогов.
Огромным потенциалом в этой области обладает медиаобразование и его раздел - кинопедагогика [8]. Медиаобразование как понятие включает в себя такие компоненты, как:
- педагогическая наука, изучающая влияние средств массовой информации на детей и подростков, и разрабатывающая теоретические вопросы подготовки учащихся к встрече с миром СМИ;
- практическая совместная деятельность учителя и учащихся по подготовке детей и подростков к использованию средств массовой информации и к пониманию роли медиа в культуре и восприятии мира;
- образовательная область, содержанием которой являются знания о роли средств массовой информации
в культуре и восприятии мира и умения эффективной работы с медийной информацией [4, с. 32].
Методология
Кинопедагогика с позиции Ю. Н. Усова - это «...совокупность приемов, основанных на совместном или индивидуальном просмотре, анализе и обсуждении видеосюжетов из художественных фильмов, обладающих социально значимыми и привлекательными с культурной точки зрения смыслами» [11].
Медиаобразование имеет уже почти вековую историю мирового развития в ведущих странах, в том числе и в России. Сформировалось даже уже несколько отдельных направлений, различающихся по целям, аудитории разного возраста, степень самостоятельности и другие. Если ранее средства кинопедагогики использовались преимущественно интуитивно, то теперь необходимо научное и теоретическое обоснование, экспериментальная проверка и подтверждение эффективности. Трудно найти столь же влиятельные методы и средства воспитания, чем те, которые объединены в кинопедагогике и медиаобразовании. Они расширяют кругозор, активизируют познавательные процессы, формируют личностное эмоциональное и эмпа-тийное отношение к содержанию образовательного процесса. Таким образом можно содействовать накоплению жизненного опыта, совершенствовать речевые и коммуникативные навыки и т.д. Современный кинематограф постоянно расширяет области своего влияния на зрителей. Он сочетает в себе развлекательную, эстетическую, познавательную, воспитательную, аксиологическую, развивающую и многие другие функции.
Трудно не согласиться с мнением Бондаренко Е. А., что современный этап кинопедагогики должен быть теснее связан с научными исследованиями, такими как оценка семиотического влияния пространства фильма (мультфильма и др.), определения закономерностей влияния их на психику человека, оценка и проектирование эмоционального отклика, возможно с последующим формированием установки или ценностного отношения личности. Это возможность приобщиться к ценностям человеческой культуры.
Изучение научных исследований в данной области педагогики позволило нам сделать предварительный вывод о современных целевых ориентирах медиа-влияния (кинопедагогики, медиаобразования, кино-писихологии, кинотерапии):
1. «Способность лучше адаптироваться в мире медиакультуры, освоить язык средств массовой информации, уметь анализировать медиатексты и т.д.» [13, с. 55].
2. «Современному подростку не хватает эмоционального освоения мира, формирования критического (аналитического) мышления, грамотности в освоении нового информационного пространства...» [2, с. 11].
3. «Умение адекватно воспринимать и интерпретировать экранные произведения позволяет зрителям глубже понять жизнь современного общества, происходящие в нем социальные изменения. Кинопедагогика и медиаобразование учат зрителей создавать сложные интеллектуальные и социальные построения на основе фактов визуальной культуры современности» [10, с. 9].
4. «Использование метода кинопедагогики для формирования социально-позитивного мышления школьников» [12].
5. «.способствует развитию творческих способностей школьника. Алгоритм оптимизирует желание смотреть, читать, думать, делать выводы. Используя данный алгоритм, ученик средней школы прорабатывает следующие навыки: усиление внимания, умение видеть детали, использовать элементы анализа кинопроизведения от частного к общему и наоборот» [1, с. 4].
6. «Кинотерапия в широком смысле - метод, входящий в систему арт-терапии: в ее основе лежит использование художественных фильмов в качестве своеобразных терапевтических метафор. В узком смысле кинотерапия - специфический инструмент воздействия на человека, входящий в состав различных психотерапевтических систем» [5, с. 276].
7. «Способность обучать человека на доступном ему языке, в понятном для него диапазоне метафор и образов - это один из мощнейших инструментов современного образовательного пространства» [6].
Мы полностью разделяем мнения современных кинопедагогов (Н. Л. Карповой, М. М. Даниной, Н. В. Кисельниковой, А. И. Шувикова) о том, что «возрастающая популярность кинематографического материала позволяет использовать его и как средство обучения, и как средство психологического воздействия с целью реабилитации или коррекции личности пациента в психотерапии. Но способность воспринимать кино в его целостности - не врожденное свойство человеческой психики. Анализ основных законов воздействия элементов «киноязыка» на человека требует специального изучения» [5, с. 275].
Традиционная технология применения методов и средств кинопедагогики включает 4 основных этапа:
1. Определение ключевой проблемы (темы) и подбор соответствующего видеосюжета или фильма.
2. Совместный или индивидуальный просмотр.
3. Рефлексия, включающая анализ и обсуждение просмотренного.
4. Выбор эффективной стратегии формирования социопозитивного мышления обучающихся.
С учетом специфики поставленной цели нам потребовалось изменить и дополнить эту схему. Целью исследовательской работы был поиск эффективных форм организации самостоятельной работы студентов (СРС) в процессе профессионального образования. Наибольший образовательный эффект, как показала опытно-экспериментальная работа по организации СРС, оказывает фильмокейс.
За основу берем определение доктора социологических наук, профессора Сурмина Ю. П., в котором кейс является «моделью преподаваемой учебной дисциплины, ее определенного раздела и тем. Он должен быть таким, чтобы позволял использовать и открывать для студента неоднозначное знание. Отсюда кейс выступает познавательной или гносеологической моделью. В нем представлено знание, с одной стороны, нормативное, а, с другой стороны, неоднозначное, вероятностное, стохастическое знание, которое вытекает не из закономерности, а из варианта реализации ситуации. Именно первое, нормативное знание задает практическую сферу кейса, накладывает ограничения на него как на праксеологическую модель. Второй вид знания, по сути дела, моделирует процессы познавательного творчества студентов» [9, с. 69-71].
Мы характеризуем эту категорию «Фильмокейс» следующим образом:
Фильмокейс - это гносеологическая и познавательная модель раздела или темы преподаваемой учебной дисциплины, включающая в себя экранизацию реального (близкого к реальности) случая, который побуждает обучающихся к анализу проблемы, принятию решения и ответственности за его последствия. Он включает в себя содержательно-когнитивный компонент: история главных героев, сюжетная линия и эмоциональный компонент: эмоциональные переживания персонажей, эмоциональный фон, эмоциональную и эмпатийную реакции на сходные жизненные и профессиональные ситуации.
Создавая фильмокейс, мы опираемся на три базовые стороны моделирования как метода исследования:
- гносеологическую (модель отражает основные необходимые стороны реального объекта);
- логическую (как совокупность мыслительных операций, определение возможных связей между реальностью жизни и реальностью фильма);
- функциональную (сбор, систематизация и структурирование информации).
Опытно-экспериментальнаяработа по использованию фильмокейса для организации СРС проводилась
на материалах образовательного курса «Технологии инклюзивного образования» в Томском государственном педагогическом университете. В эксперимент были включены 70 студентов разных факультетов, в учебный план которых была включена эта дисциплина. Целевым ориентиром мы определили эмоционально-эмпатий-ную готовность (ЭЭГ) будущего педагога к инклюзивному образованию. Курс имеет свою специфику:
- курс включает в себя только часы лекционных занятий и часы для организации самостоятельной работы студентов;
- информационная готовность не обеспечивает принятие ценностей инклюзивной культуры. А теоретический материал сложно подкрепить фото- и видеопримерами (закон о защите личных данных, необходимость разрешения родителей, тайна диагноза и др.);
- педагогическая практика не включает задания из этого раздела педагогики, так как нельзя привлекать внимание к детям с особыми образовательными потребностями во избежание дидактогении таких учеников.
Основные дидактические характеристики фильмо-кейса как педагогического средства:
- логика организации (идеи фильмов иллюстрируют основное содержание учебного курса);
- информационное содержание с эмоциональным окрасом;
- определение «точек внимания» (перечень вопросов, на которые нужно найти ответ в ходе просмотра);
- таймменеджмент (возможность контроля времени, что особо важно для домашнего задания и организации самостоятельной работы);
- мобильность (возможность учета возрастной специфики, направления подготовки студентов);
- возможность использования дополнительных инновационных методов и технологий для синерге-тического эффекта (эссе, методы дискуссии, методы визуализации, Google-мониторинг и т.д.);
- контроль формы работы (индивидуально, в парах, в группах, в том числе спонтанных (друзья, близкие и т.д.);
- доступность (удобное время, доступность в сети).
Основные психологические характеристики филь-
мокейса как педагогического средства:
- проектирование эмоционального влияния (относительно выбора сюжета фильмов и составление кейсов);
- эффект «эмоциональной включенности зрителя», эмоциональное вовлечение в действие при просмотре;
- развитие психологической готовности и педагогической эмпатии.
Результат
Фильмокейс для самостоятельной работы студентов в курсе «Технологии инклюзивного образования» (полный / базовый) (табл. 1) был сформирован с учетом ряда характеристик:
- кинофильм должен полно и достоверно показывать нозологию и проблему развития ребенка;
Таблица 1
Полный / базовый фильмокейс для самостоятельной работы студентов в курсе «Технологии инклюзивного образования»
Название Режиссер Актерский состав Нозология Время
Чудо (2017) Стивен Чбоски Джулия Робертс, Оуэн Уилсон, Нейт Пуллман, Джейкоб Трамбле и др. синдром Тричера-Коллинза или челюстно-лицевой дистоз 113 мин.
Каждый 88 (2015) Дарья Лебедева Дмитрий Ендальцев и др. аутизм 26 мин
Временные трудности (2018) Михаил Расходников Иван Охлобыстин, Риналь Мухаметов, Илья Рязанов и др. ДЦП 86 мин
Великан (1998) Питер Челсом Шэрон Стоун, Элден Хенсон, Киран Калкин, Гарри Дин Стэнтон синдром Моркио, ЗПР 100 мин
Класс коррекции (2014) Иван Твердовский Мария Поезжаева, Филипп Авдеев, Никита Кукушкин, Наталья Павленкова, Ольга Лапшина разные 85 мин
Саймон Бирч (1998) Марк Стивен Джонсон Йен Майкл Смит, Джозеф Маццелло, Эшли Джадд, Оливер Платт, Джим Керри синдром Моркио 114 мин
Перед классом (2008) Питер Уэрнер Джеймс Волк, Трит Уильямс, Доминик Скотт Кэй, Сара Дрю и др. синдром Туретта 95 мин
Сотворившая чудо (2000) Надя Тэсс Элисон Эллиотт, Халли Кейт Айзенберг, Невилл Эдвардс, Кейт Гринхаус сенсорные нарушения, комплексный дефект 95 мин
Звездочки на земле (2007) Аамир Кхан, Амол Гуптэ Даршил Сафари, Аамир Кхан, Тиска Чопра, Випин Шарма дислексия, дисграфия 165 мин.
Тэмпл Грандин (2010) Мик Джексон Клэр Дэйнс, Джулия Ормонд, Дэвид Стрэтэйрн, Кэтрин О'Хара аутизм 107 мин.
Таблица 2
Тема эссе как точка особой эмоциональной и содержательной концентрации (вариант организации самостоятельной работы обучающихся)
Тема эссе (10-15 предложений) К фильму
Психологические трудности детей в инклюзивном образовании Чудо (режиссер: Стивен Чбоски, 2017)
Проблемы выбора стиля воспитания детей с ОВЗ и инвалидностью Временные трудности (режиссер: Михаил Расходников, 2018)
Социальные отношения детей с ОВЗ с миром. Проблемы и перспективы Великан (режиссер: Питер Челсом, 1998)
Какие качества личности важны для педагога, работающего с «особыми» детьми? Сотворившая чудо (режиссер: Надя Тэсс, 2000)
- главный герой показан в детстве (или временной период детство - взрослость);
- каждый фильм определен по индексу эмоционального воздействия, проверенному в процессе эксперимента;
- кейс включает фильмы с положительным и отрицательным индексом эмоционального воздействия для большего эмоционального воздействия.
Признавая, что восприятие информации - процесс личностный и индивидуальный, зависящий от ведущей субмодальности, установок, жизненного опыта личности, мы подбирали содержание кейса экспериментальным путем [3; 7]. Нами были определены положительные и отрицательные индексы фильмов на основе анализа реакции экспериментальных групп (70 студентов). Определение этих индексов проводилось с помощью упрощенной и модифицированной методики Кэррола Изарда «Шкала дифференцированных эмоций» (ШДЭ). Она используется для определения эмоционального состояния с помощью шкалы значимости эмоций. В теоретической концепции Изарда, а далее и в его методике развивается положение о 10 базовых эмоциях: интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд и вина (3 варианта каждой эмоции - 30 шкал). Каждая из этих эмоций определялась в 3 уровнях:
1 - переживание полностью отсутствует;
2 - переживание выражено умеренно;
3 - переживание выражено сильно.
Для дополнительной дифференциации также определялись индексы позитивных и негативных эмоций в эмоциограмме (эмоциональный отклик).
Базовый фильмокейс является основой для составления рабочего кейса (по часовой нагрузке курса, специфике обучающихся и т.д.). Рабочий вариант включает, как правило, 4-5 основных (обязательных) фильмов к просмотру и столько же позиций предлагается к просмотру по желанию студента. Основной блок кинофильмов сопровождается заданием по написанию эссе к заданной теме (табл. 2).
По оценке уровня знаний, умений и навыков, а также интересу к предложенным темам для самостоятельной работы, был сделан вывод: большинство студентов сочли его с позиций обучения результативным, полезным и приемлемым по временному наполнению. Результаты ответов студентов представлены на рис. 1. Образовательная компонента состояла из содержания лекционного материала и содержания кейсов для самостоятельной работы.
По анкетам опроса 90 % будущих педагогов оценили положительно результат курса (86 % на «отлично» и 13% на «хорошо»). Рефлексируя свой вклад в изучение курса 33 % считали, что работали «достаточно усердно», 58 % - «усердно» и 3 % «очень усердно». Это показывает высокую степень заинтересованности и задей-ствованности обучающихся.
Рис. 1. Самооценка уровня приобретенных обучающимися знаний и навыков
По инициативе студентов в рамках Недели творческой педагогики в ТГПУ был организован киноклуб «Проблема инклюзии в жизни и образовании» [8]. Главной целью было обсуждение целевых ориентиров эмоционально-эмпатийной готовности будущего педагога к инклюзивному образованию. В ходе обсуждения и дискуссии студенты сошлись во мнении, что в современном мире к людям с ОВЗ стали относиться более открыто и доброжелательно. Однако, несмотря на современные технологии, людям с особенными потребностями чаще необходима помощь и поддержка других людей, чтобы стать полноценными членами общества.
Заключение
Результаты эксперимента подтвердили, что использование фильмокейса в самостоятельной работе будущих педагогов вызывало значительный эмоциональный отклик, показало выраженную результативность. Проведение опроса студентов позволило сделать вывод, что они высоко оценивают образовательную ценность курса «Технологии инклюзивного образования» и свой уровень знаний. В дальнейшем это подтвердилось данными текущего и итогового контроля.
Фильмокейс (в авторской трактовке понятия) как новое средство кинопедагогики имеет широкие перспективы применения в системе профессионального образования, процессе профессиональной ориентации, а также в психокорреционной работе по формированию мотивов, ценностей и эмоционального отношения к окружению и окружающим.
Оставляя за собой целевой ориентир формирования эмоционально-эмпатийной готовности будущего педагога, авторы делают особый акцент на применении основ кинопедагогики в инклюзивном образовании.
В ближайшей перспективе планируется разработка базовых и рабочих фильмокейсов для этого и других учебных курсов, например, «Образ ученого-исследователя» (учебный курс «Методология научного исследования»); «История трансформации образа российского педагога» (курс «Введение в профессию и планирование педагогической карьеры»).
Литература
1. Бернатоните А. К. Алгоритм анализа фильма для детей (Мир сказки в детском советском кинематографе): учебно-методическое пособие. Томск. 2019. 172 с.
2. Бондаренко Е. А. Киноуроки в современной школе: роль, значение, перспективы. Фильм «Честь имею»: методическое пособие. Москва. 2018. 74 с.
3. Дмитриева В. А. Психология кино: учебно-методическое пособие. С.-Петерб., 2016. 44 с.
4. Журин А. А. Интеграция медиаобразования с курсом химии средней общеобразовательной школы // Медиаобразование. 2005. № 1. С. 32-39.
5. Карпова Н. Л. Кино: психологический, педагогический, психотерапевтический аспект // Выдающиеся ученые Психологического института: Н. И. Жинкин, Ю. Б. Некрасова, Н. С. Лейтес. М., 2021. С. 275-284.
6. Красин С. А. Введение в режиссируемую фильмотерапию. Харьков. 2018. 84 с.
7. Менегетти А. Онтопсихологическая педагогика. URL: https://fictionbook.ru/author/antonio_menegetti/ontopsiholo-gicheskaya_pedagogika/read_online.html (дата обращения: 14.05.2022).
8. Неделя творческой педагогики ИРПО - для профессионального роста педагога. URL: https://www.tspu.edu. ru/news/26408-nedelya-tvorcheskoj-pedagogiki-irpo-dlya-professionalnogo-rosta-pedagoga.html
9. Поличко Г А. Киноязык, объясненный студенту. М., 2006. 103 с.
10. Ситуационный анализ, или Анатомия Кейс-метода. Киев. 2002. 286 с.
11. Степанова П. М. Кинопедагогика и медиаобразование: учеб. пособие. СПб., 2016. 98 с.
12. Усов Ю. Н. Мастерская «Киноведение и кинопедагогика» // Специалист, 1993. № 5. С. 10-11.
13. Фатеева И. А. Медиаобразование: теоретические основы и практика реализации: монография. Челябинск. 2007. 270 с.
14. Федоров А. В. Медиаобразование: история и теория. М., 2015. 450 с.
15. Шкитина Н. С., Касаткина Н. С., Немудрая Н. Ю., Циу-лина М. В. Формирование эмпатийной компетентности магистрантов педагогического вуза в контексте интерактивных методов обучения // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. № 2 С. 173-179.
16. Челышева И. В. Воспитательные возможности кинопедагогики и медиаобразования: работа с художественными фильмами на занятиях студенческого медиаклуба // Актуальные ресурсы кинопедагогики: воспитание и образование: материалы Всероссийского круглого стола (с международным участием). Под научной редакцией Н. А. Симбирцевой, А. К. Бернатоните. Екатеринбург, 2022. С. 74-79.
References
1. Bernatonite A. K. Algoritm analiza fil'ma dlya detej (Mir skazki v detskom sovetskom kinematografe): исЬ|еЬпо-те^юЬ^кое posobie. (Algorithm for analyzing a film for ^Ndren (The World of fairy tales in ^Wren's Soviet dnema): educational and methodical manual). 2019. 172 p. [In Russian].
2. Bondarenko E. A. Kinouroki v sovremennoj shkole: rol', zna^enie, perspektivy. Fil'm "Chest' imeyu": metodicheskoe posobie (Film lessons in modern s^ool: role, meaning, prospers. The film "I have the Honor": a methodolog^a! guide), 2018. 74 p. [In Russian].
3. Dmitrieva V. A. Psihologiya kino: uchebno-metodicheskoe posobie, 2016. 44 p. [In Russian].
4. Zhurin A. A. Integradya mediaobrazovaniya s kursom himii sred-nej obsb^heobrazovaterno]' shkoly (Integration of media education with the ^п^гу œurse of seœndary s^ool) // Media-obrazovanie, 2005. No. 1. P. 32-39. [In Russian].
5. Karpova N. L. Kino: ps^o^g^es^, pedagogi^es^, psihoterape-уНсЬ^Н]' aspekt (Cinema: psy^^^al, pedagog^al, psy^othera-peutb aspert) // Vydayushchiesya u^yonye Psihologbheskogo instituta: N. I. ZHinkin, YU.B. Nekrasova, N. S. Lejtes / Red.-sost. i avtor predisloviya N. L. Karpova. 2021. P. 275-284. [In Russian].
6. Krasin S. A. Vvedenie v rezhissiruemuyu fil'moterapiyu (Introdu^ tion to direrted film therapy). 2018. 84 p. [In Russian].
7. Menegetti A. Ontopsihologicheskaya pedagogika (Ontopsy^o-log^al pedagogy). URL: httpsV/firtionbookju/author/anton^ menegetti/ontopsihologicheskaya_pedagogika/read_online.html (a^essed: 14.05.2022).
8. Nedelya horchest pedagogiki IRPO - dlya professional'-nogo rosta pedagoga (IRPO Creative Pedagogy Week).
URL: https://www.tspu.edu.ru/news/26408-nedelya-tvorcheskoj-pedagogiki-irpo-dlya-professionalnogo-rosta-pedagoga.html.
9. Polichko G. A. Kinoyazyk, ob"yasnennyjstudentu. M., 2006. 103 p. [In Russian].
10. Situacionnyj analiz, ili Anatomiya Kejs-metoda (Situational analysis, or the Anatomy of the Case method). Kiev, 2002. 286 p. [In Russian].
11. Stepanova P. M. Kinopedagogika i mediaobrazovanie: ucheb. Posobie (Film pedagogy and media education), 2016. 98 p. [In Russian].
12. Usov YU. N. Masterskaya "Kinovedenie i kinopedagogika" (Workshop "Film studies and film pedagogy) // Specialist, 1993. No. 5. P. 10-11. [In Russian].
13. Fateeva I. A. Mediaobrazovanie: teoreticheskie osnovy i praktika realizacii: monografiya (Media education: theoretical foundations and implementation practice: monograph), 2007. 270 p. [In Russian].
14. Fedorov A. V. Mediaobrazovanie: istoriya i teoriya (Media education: History and theory), 2015. 450 p. [In Russian].
15. Shkitina N. S., Kasatkina N. S., Nemudraya N. YU., Ciulina M. V. Formirovanie empatijnoj kompetentnosti magis-trantov pedagogicheskogo vuza v kontekste interaktivnyh meto-dov obucheniya (Formation of empathic competence of undergraduates of pedagogical university in the context of interactive teaching methods) // Vestnik CHelyabinskogo gosudarstven-nogo pedagogicheskogo universiteta, 2018. No. 2. P. 173-179. [In Russian].
16. Chelysheva I. V. Vospitatel'nye vozmozhnosti kinopedagogiki i mediaobrazovaniya: rabota s hudozhestvennymi fil'mami na zanyatiyah studencheskogo mediakluba (Educational opportunities of film pedagogy and media education: working with feature films in the classes of the student media club) // Aktual'nye resursy kinopedagogiki: vospitanie i obrazovanie: materialy Vserossijskogo kruglogo stola (s mezhdunarodnym uchast-iem). Pod nauchnoj redakciej N. A. Simbircevoj, A. K. Berna-tonite. Ekaterinburg, 2022. P. 74-79 [In Russian].
УДК/UDC 378.1 EDNLXCCHF
Стройкина Любовь Владимировна
старший преподаватель, кафедра физической культуры и спорта, Кузбасский гуманитарно-педагогический институт ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк
Елькина Ольга Юрьевна
доктор педагогических наук, профессор, профессор РАО, заместитель директора по воспитательной работе и развитию педагогического образования, заведующий кафедрой педагогики и методики начального образования факультета психологии и педагогики, Кузбасский гуманитарно-педагогический институт ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк
Stroykina Lyubov V.
Senior Lecturer, Department of Physical Culture and Sports, Kuzbass Humanitarian Pedagogical Institute of Kemerovo State University, Novokuznetsk
Yelkina Olga Yu.
Doctor of Pedagogical Sciences, Full Professor,
Professor of RAE, Deputy Director for Educational Work
and Development of Pedagogical Education, Chair
of a Department of Pedagogy and Methods of Primary Education,
Faculty of Psychology and Pedagogy, Kuzbass Humanitarian
Pedagogical Institute of Kemerovo State University,
Novokuznetsk
ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РЕШЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
PREPARING FUTURE TEACHERS TO SOLVE ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL TASKS OF PROFESSIONAL ACTIVITY
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы подготовки будущих педагогов к решению организационно-управленческих задач профессиональной деятельности. С позиций компетентностного подхода определена сущность понятий «организационно-управленческая задача», «готовность к решению организационно-
управленческих задач». Описана структурно-содержательная модель подготовки будущих педагогов к решению организационно-управленческих задач профессиональной деятельности, охарактеризованы возможности интеграции учебной и внеучебной работы, рассмотрено научно-методическое обеспечение исследуемой