УДК 378.17 DOI: 10.31862/2073-9613-2023-4-154-164
ББК 74.268.5
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ
Д С.И. Гудилина, Е.И. Корзинова
Аннотация. В статье рассматривается необходимость формирования грамотности, позволяющей работать с контентом медиа и коммуникативными технологиями. Овладение медийно-информационной грамотностью — это процесс длительный и связан с целенаправленной работой по медиаобразованию. Определены три уровня медийно-информационной грамотности: начальный, базовый, профессиональный. Для студентов педагогических вузов необходима медиаобразователь-ная подготовка на базовом уровне как общекультурный подход для развития универсальных и общепрофессиональных компетенций, направленных на осмысленное использование медийных и информационных ресурсов и самостоятельное создание медиаконтента. Стратегия внедрения медиаобразования требует системный подход на содержательном уровне, который определяет введение специальных курсов, разработку комплекса учебно-методических пособий, разработку курсов повышения квалификации, подготовку преподавателей, создание медиаобразовательной среды, психолого-педагогическую экспертизу курсов, учебных и методических материалов. В статье приводятся примеры курсов, а также задания на основе интегрированного медиаобразования.
154
MEDIA EDUCATION IN THE PREPARATION OF TEACHER TRAINING COLLEGE STUDENTS
J S.I. Gudilina, E.I. Korzinova
Abstract. The article considers the necessity of developing literacy to work with media content and communication technologies. Mastering media and information literacy is a long-term process and is connected with purposeful work on media education. Three levels of media and information literacy have been defined: primary, basic, and professional.
Ключевые слова: медийно-информационная грамотность, медиаобразование, уровни медийно-информационной грамотности, интегрированное медиаобразование, ме-дийно-информационное образование.
Для цитирования: Гудилина С.И., Корзинова Е.И. Медиаобразование в подготовке студентов педагогических вузов // Преподаватель XXI век. 2023. № 4. Часть 1. С. 154-164. DOI: 10.31862/2073-9613-2023-4-154-164
© Гудилина С.И., Корзинова Е.И., 2023
Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
Students of pedagogical universities need media education training at the basic level as a general cultural approach for the development of universal and general professional competencies aimed at the meaningful use of media and information resources and independent creation of media content. The strategy of introducing media education requires a systematic approach at the informative level, which determines the introduction of special courses, the development of a set of teaching and learning aids, elaboration of professional development courses, teacher training, creation of a media education environment, and psychological and pedagogical expertise of courses, teaching and learning materials. The article provides examples of courses and assignments based on integrated media education.
Keywords: media and information literacy, media education, levels of media and information literacy, integrated media education, media and information education.
Cite as: Gudilina S.I., Korzinova E.I. Media Education in the Preparation of Teacher Training College Students. Prepodavatel XXI vek. Russian Journal of Education, 2023, No. 4, part 1, pp. 154-164. DOI: 10.31862/2073-9613-2023-4-154-164
В связи с развитием науки, техники, общества, образования на основе цифровых технологий изменяются многие процессы в подготовке специалистов. Повышаются требования формирования грамотности, позволяющей работать с контентом медиа и коммуникативными технологиями. Появляется необходимость постоянно развивать информационные способности и формировать медийно-информацион-ную грамотность через осмысленное восприятие информационного пространства [1; 2]. Медийно-информационную грамотность (МИГ) рассматривают, как «зонтичное понятие, объединяющее знания, навыки, установки, компетенции и практики, которые позволяют осуществлять эффективный доступ к информации, анализ, критическую оценку, интерпретацию, использование, создание и рас-
пространение информации и медийных продуктов с использованием всех необходимых средств и инструментов на творческой, законной и этичной основе» [3, с. 6].
Овладение МИГ — процесс длительный и связан с целенаправленной работой по медиаобразованию1, которое рассматривает познавательный процесс в медиасреде и с помощью массмедиа, овладение культурой общения с массовой коммуникацией. Анализ литературы отечественных и зарубежных авторов показывает, что исследование медиаобразо-вания описывает широкий круг вопросов: модели, подходы и методики кинообразования (О.А. Баранов, Л.М. Баженова, Е.А. Бондаренко, Ю.Н. Усов, И.В. Челы-шева и др.) [5-9], журналистики и профессионального образования (Е.Л. Вартанова, Я.Н. Засурский, И.В. Жилавская,
155
1 «Медиаобразование (media education) связано со всеми видами медиа (печатными и графическими, звуковыми, экранными и т. д.) и различными технологиями; оно дает возможность людям понять, как массовая коммуникация используется в их социумах, овладеть способностями использования медиа в коммуникации с другими людьми; обеспечивает человеку знание того, как: 1) анализировать, критически осмысливать и создавать медиатексты;
2) определять источники медиатекстов, их политические, социальные, коммерческие и/или культурные интересы, их контекст; 3) интерпретировать медиатексты и ценности, распространяемые медиа; 4) отбирать соответствующие медиа для создания и распространения своих собственных медиатекстов и обретения заинтересованной в них аудитории; 5) получить возможность свободного доступа к медиа как для восприятия, так и для продукции. Медиа-образование является частью основных прав каждого гражданина любой страны мира на свободу самовыражения и права на информацию и инструментом поддержки демократии... Медиаобразование рекомендуется к внедрению в национальные учебные планы всех государств, в систему дополнительного, неформального и «пожизненного» образования» [4].
156
А.П. Короченский, А.В. Федоров и др.) [3; 10-12)], развитие медиакульту-ры (В. Беньямин, Н.Б. Кириллова, и др.) [13; 14], информационно-библиотечную деятельность (Н.И. Гендина, Е.В. Косола-пова и др.) [15], философию медиа и меди-акультуры (Ж. Бодрийяр, В.А. Возчиков, М. Маклюэн, Э. Тоффлер и др.) [16-19], социальные проблемы медиаграмотности (В.С. Собкин, А.В. Шариков и др.) [20; 21]. Выделяются исследования по интегрированному медиаобразованию2, которые позволяют решать медиаобразо-вательные задачи на базовых занятиях (Л.С. Зазнобина, С.И. Гудилина, Т.Г. Жар-ковская, А.А. Журин, К.М. Тихомирова, Е.В. Якушина и др.) [22-26].
При всей важности и актуальности медиаобразования опросы и тестирование показывают невысокие результаты. На основе всероссийского мониторинга медиаповедения и владения техническими средствами установлено, что «растет число респондентов с повышенной самоуверенностью в медиаграмотности, не подтверждаемой практическим поведением в медиасреде» [27]. Тестирование определения медийно-информационной грамотности молодых преподавателей педагогических университетов Ро ссии—победителей всероссийского конкурса «Педагогическое начало 2018» — показало, что «в целом результаты тестирования педагогов оказались неутешительными. Максимальный балл, набранный респондентами, достиг всего 24,6 балла из возможных 40. Это немногим больше половины и соответствует среднему уровню медийно-информационной грамотности. При этом средний уровень МИГ, т. е. 24 балла и более набрали только 5% респондентов. Общий средний балл, набранный респондентами, оказался всего 15,9,
2 Медиаобразование, интегрированное с базовым. Концепция интеграции медиаобразования с естественнонаучными и гуманитарными дисциплинами разработана Л.С. Зазнобиной.
что соответствует низкому уровню МИГ. Подавляющее большинство педагогов (95%) показали низкий уровень МИГ, при этом немногие из них (всего 15%) набрали хотя бы половину всех возможных баллов. Минимальный бал — 8,4 балла, т. е. чуть более 20% от возможного количества баллов» [28].
Выше приведенные низкие показатели исследования МИГ объясняются отчасти подходом разработки текстов, которые не учитывали разную подготовку. МИГ, как и медиаобразование, формируется на разных уровнях обучения и освоения медиатехнологий. Мы выделяем три уровня: начальный, базовый, профессиональный. На начальном уровне пользователи делают первые шаги, стихийно осваиваются мобильные средства и развивается минимальный уровень технической грамотности. Базовый уровень характеризуется общей культурой работы с информацией, метапредметными умениями, которые развиваются на основе интегрированного медиаобразования. Профессиональный уровень МИГ отличается сформированностью профессиональной компетентности в сфере массмедиа. Поэтому тесты следовало бы разделить для пользователей с базовым уровнем подготовки МИГ от тестов для профессионалов.
Следует отметить отсутствие образовательной политики, институциональности медиаобразования, т. к. это направление не включено в стратегические приоритеты РФ «Развитие образования» до 2030 г. и в другие нормативно-правовые документы. Соответственно, базовая меди-аобразовательная подготовка студентов педагогических вузов не планируется.
В 2019 году проведен опрос руководителей педагогических вузов о востре-
бованности медийно-информационного образования (МИО), который показал, что «необходима реализация комплексного подхода к решению проблем МИО будущих педагогов, который бы включал в себя корректировку учебных планов с точки зрения инкорпорации в них соответствующих дисциплин, применение мобильных технологий в деле повышения квалификации преподавателей вузов, которые реализуют программы по МИО, а также разработку комплекса учебно-методических пособий для преподавателей и студентов» [29, с. 42-43].
Ситуация в Московском педагогическом государственном университете немного другая. Ректор МПГУ А.В. Лубков подчеркивает, что вопрос медийного информационного сопровождения является масштабной государственной задачей сегодняшнего дня [30]. В университете проведена корректировка учебных планов, включая усиление медиаобра-зовательного компонента. Например, на художественно-графическом факультете Института изящных искусств МПГУ введен ряд курсов, направленных на формирование МИГ на базовом уровне:
1. Курс «ИКТ и медиаинформационная грамотность» (бакалавриат). Целью курса является развитие универсальных и общепрофессиональных компетенций, направленных на осмысленное взаимодействие обучающихся с медийными и информационными ресурсами, использование их в педагогической практике, а также создание медиаресурсов для учебных целей. Развитие медиаинформационных компетенций рассматривается в условиях формального обучения, поэтому применяются методические приемы интегрированного медиаобразования. В теоретической части курса предлагаются различные формы доступа к информации и знаниям, технологии распространения информа-
ции, подходы к развитию у студентов умений восприятия и понимания медийных и информационных сообщений, нарра-тивность контента, нормативно-правовые требования к авторскому праву и информационной безопасности. Рассматриваются вопросы создания и использования информационных ресурсов. В практической части для реализации деятельност-ного подхода рассматриваются принципы и способы визуализации, анализ аудиовизуальных текстов, создание медиаконтен-та на основе интернет-технологий.
2. Курс «Основы медиаобразования» (бакалавриат). Курс близок к вышеописанному и некоторые темы пересекаются. Однако в нем рассматривается современное состояние и развитие медиаобразо-вания. В курсе не предлагается изучать теорию массмедиа, а делается акцент на интегрированное медиаобразование, особенностью которого является расширение информационно-образовательной среды контентом массмедиа, решая ме-диаобразовательные задачи в условиях учебной дисциплины. Демонстрируются подходы к разработке содержания, методов, средств и технологий обучения. От- 157 сюда инновационная работа становится интересной, полезной и эффективной
с новыми медиаформатами, анализом ме-диаконтента с позиции изучаемых учебных дисциплин, поиском релевантной информации и пр.
3. Курс «Медиаобразовательная среда» (магистратура). Педагогу необходимо понимать не только, как создается рабочая программа курса, какие применяются методики и методические приемы, но и уметь создавать или использовать уже готовые медиаресурсы, поэтому анализируются компоненты медиаобразова-тельной среды, рассматривается технология ее моделирования. В практической части курса особое внимание уделяется
проектированию современной полимодальной медиаобразовательной среды для обучения изобразительному искусству на формальном уровне, разработке ее компонентов и проведению экспертизы. Анализируются компоненты медиаобра-зовательной среды, особенности проектирования, требования к наглядным средствам обучения, приемы визуализации, предметной медиатеки, игровых средств обучения и создания тестов.
Надо отметить, что на учебных занятиях на кафедре дизайна и медиатехнологий в искусстве применяется практика интегрированного медиаобразования. Ценность таких занятий состоит в сближении и пересечении предметных задач с задачами медиаобразования. Как медийные средства помогают наглядному изучению учебного предмета, так и предметный материал помогает разобраться в медийных текстах, развивает умения оценивания контента с позиций изучаемых наук, осмысленного понимания информации из различных источников. Приведем несколько примеров заданий:
• творческий проект «Медиаобразо-158 вательная среда». Разработка веб-квеста
для одного из модулей ИЗО 5-7 кл. («Декоративно-прикладное и народное искусство», «Живопись, графика, скульптура», «Архитектура и дизайн», «Изображение в синтетических, экранных видах искусства и художественная фотография»). Предлагаются этапы выполнения проекта: определение темы проекта, цели и задач; написание сценария веб-квеста, аннотации; отбор наглядных материалов для медиатеки; разработка тестов; создание сайта, размещение ресурсов;
• творческое задание «Фейки в искусстве»: разработка медиаконтента как анти-фейка. Этапы выполнения задания: определение темы медиаконтента, которая
представлена в известных художественных произведениях (изобразительных, анимационных, литературных, экранных) и является спорной информацией; поиск информации, подтверждающей авторскую позицию медиаконтента; проведение экспертизы на достоверность и соответствие закона; разработка сценария контента с соблюдением медийного формата; создание медиаконтента, размещение в интернете;
• мультимедийные образовательные проекты по курсу «Перспектива»: «Практическое применение основных элементов картины в станковой живописи и в художественной фотографии (сходство и различие)»; «Значение дистанционного расстояния при рисовании и при фотографировании (портрет, натюрморт, пейзаж; серия рисунков и фотографий профессиональных и своих)»; «Отражающие поверхности в интерьере (живопись, графика, художественная фотография и т. п.: сходство и различие)»; «Применение перспективы в мультипликации»; «Сходства и различия картины художника и фотографии (составить натюрморт и сфотографировать его для сравнения с картиной)»; «Компьютерные программы для создания проекта интерьера (сравнение, описание, способы построения объектов в перспективе и т. д.)»; «Перспектива в цифровой живописи»; «Использование основных элементов картины в кинематографе» и другие проекты, позволяющие понимать технологию визуализации;
• творческий проект: создание образовательного канала3, посвященного линейной перспективе, на котором выкладываются видео студентов и аспирантов художественно-графического факультета Института искусств МПГУ Канал предназначен для школьников, студентов, художников и всех интересующихся линейной перспективой.
Корзинова Елена. URL: https://www.youtube.eom/@korzinovaelena3934/about
По результатам проведенных занятий выявлено, что для эффективного формирования медийно-информационной грамотности студентов в формальном обучении следует:
1. Включать в учебный план специальные курсы, в которых система управления процесса обучения должна выстраиваться на принципе интегрированного медиаоб-разования с адаптацией к медиасреде.
2. Применять актуальный принцип научности, т. к. обучающиеся получают информацию не только из учебника, но и из различных коммуникативных каналов. Поэтому на занятиях целесообразно предлагать дополнительные материалы массмедиа (визуальные, с альтернативными точками зрения и пр.), обсуждать их, сопоставлять, анализировать с позиции изучаемых учебных дисциплин, что позволяет формировать критическое отношение к информации, развивать умение грамотного отбора информации для решения учебных задач, по-новому оценивать современные научные представления и контент медиасред.
3. Реализовывать связь теории и практики, которая осуществляется в процессе освоения способов проектирования и использования ресурсов в медийной среде, цифровых методов создания информации и пр.
4. Расширять применение возможностей мультимедийных технологий и погружения обучающегося в медиаобразо-вательную среду.
5. Разрабатывать наглядные средства обучения на основе когнитивных технологий, которые концентрируют внимание на решении проблем и помогают генерировать условия в дидактической ситуации.
6. Применять принцип доступности с учетом уровня подготовки обучающихся.
7. Проводить психолого-педагогическую экспертизу медиаобразовательного материала, заданий, тестов, средств обучения.
8. Стимулировать познавательную деятельность «подсказками», ссылками на дополнительный медиаматериал.
9. Сопровождать задания учебно-методическими рекомендациями, в которых раскрываются цели и задачи самостоятельной работы; специфика содержания самостоятельной работы, последовательность или особенность поэтапной деятельности; подходы поиска дополнительной информации, оценивания, интерпретации, систематизации, классификации и использования для решения поставленных учебных задач; способы создания полимодальной информации, подбор и объединение разных видов информации по заданным критериям, трансформация одного вида информации в другой, например, вербальной в визуальную; обсуждение результатов, оценка деятельности в баллах, корректировка, рефлексия, практическое применение.
В заключение следует отметить, что ме-дийно-информационное образование требует системный подход на содержательном уровне, который определяет: введение специальных курсов, разработку комплекса учебно-методических пособий, разработку курсов повышения квалификации и подготовку преподавателей, создание медиа-образовательной среды, психолого-педагогическую экспертизу курсов, учебных и методических материалов.
Медийно-информационное образование помогает развивать новое мышление в социокультурной цифровой среде, вырабатывать общепрофессиональные компетенции работы с информацией и коммуникативными технологиями, делает познавательную деятельность эффективной, увлекательной и безопасной.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
160
1. Астахова, Л.В. От медиаинформационной грамотности — к коммуникативно-когнитивно-управленческой культурной компетенции: императивы общества знания // Медиаобразование. 2017. № 2. С. 14-24.
2. Московская декларация о медиа- и информационной грамотности. URL: http://www. ifapeom.ru/files/News/Images/2012/mil/Moseow_Deelaration_on_MIL_rus.pdf (дата обращения: 10.08.2023).
3. Жилавская, И.В. Медиаобразование молодежи. М.: Московский педагогический государственный университет (МПГУ), 2018. 214 с.
4. Рекомендации, адресованные Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры ЮНЕСКО // Образование для средств массовой информации и цифровой эры. Вена, 1999. С. 273-274.
5. Баранов, О.А. Медиаобразование в школе и вузе. Тверь: Тверской государственный университет, 2002. 87 с.
6. Баженова, Л.М. Медиаобразование школьника (1-4 классы): пособие для учителя. М.: Российская академия образования, 2004. 55 с.
7. Бондаренко, Е.А. Система аудиовизуального образования в 5-9 классах общеобразовательной школы: дис. ... канд. пед. наук. М., 1997.
8. Усов, Ю.Н. Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1989. 32 с.
9. Челышева, И.В. Воспитательные возможности кинопедагогики и медиаобразования: работа с художественными фильмами на занятиях студенческого медиаклуба // Актуальные ресурсы кинопедагогики: воспитание и образование: материалы Всероссийского круглого стола (с международным участием) / науч. ред. Н.А. Симбирцева, А.К. Бернатоните. Екатеринбург, 2022. С. 74-79.
10. Вартанова, Е.Л., Засурский, Я.Н. Российский модуль медиаобразования: концепции, принципы, модели // Информационное общество. 2003. № 3. С. 5-10.
11. Короченский, А.П. Медиакритика в теории и практике журналистики: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. СПб., 2003.
12. Федоров, А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов н/Д.: Центры валео-логии вузов России, 2001. 708 с.
13. Беньямин, В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости // Учение о подобии: медиаэстетические произведения. М.: РГГУ 2012. С. 189-235.
14. Кириллова, Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М.: Академический проект, 2005. 448 с.
15. Гендина, Н.И. Информационное образование и информационная культура как фактор безопасности личности в глобальном информационном обществе: возможности образовательных организаций и библиотек: монография. М.: Литера, 2016. 392 с.
16. Бодрийяр, Ж. Симулякры и симуляции / пер. с фр. А. Качалова. М.: Постум, 2015. 240 с.
17. Возчиков, В.А. Философия образования и медиакультура информационного общества: авто-реф. дис. . д-ра филос. наук. СПб., 2007.
18. Маклюэн, М. Понимание медиа. М., 2003.
19. Тоффлер, Э. Третья волна. М.: ACT, 1999. 784 с.
20. Собкин, В. С. Современный подросток в социальных сетях // Образование и развитие лич-
ности в современном коммуникативном пространстве: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Иркутск, 2016. С. 59-69.
21. Шариков, А.В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт. М.: Академия педагогических наук, 1990. 66 с.
22. Зазнобина, Л.С. Стандарт медиаобразования, интегрированного с различными школьными дисциплинами // Стандарты и мониторинг в образовании. 1998. № 3. C. 26-34.
23. Гудилина, С.И. Непрерывное развитие медиа- и информационной грамотности школьников в обществе знания // Федеральный справочник. Образование России. М.: Центр стратегических программ, 2016. С. 84-88.
24. Бондаренко, Е.А. Развитие метапредметных умений школьников в аспекте медиаобразования: монография / Е.А. Бондаренко, С.И. Гудилина, Т.Ю. Ломакина, Е.В. Якушина. М., 2020. 240 с.
25. Журин, А.А. Интеграция медиаобразования с курсом химии средней общеобразовательной школы: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2004. 41 с.
26. Тихомирова, К.М. Медиаобразовательные технологии и их структура // Образовательные технологии XXI века ОТ'08 / под ред. С.И. Гудилиной, К.М. Тихомировой, Д.Т. Рудаковой. М.: Институт содержания и методов обучения РАО, 2008. С. 235-243.
27. Мальцева, Д.В., Шубина, Л.В., Войнилов, Ю.Л. Уровень медиаграмотности населения РФ: текущее состояние и перспективы изменения (на основе всероссийского мониторинга меди-аповедения). URL: https://www.zircon.ru/upload/iblock/ea5/maltseva-d-v-shubina-l-v-voynilov-yu-l-uroven-mediagramotnosti-naseleniya-rf-tekushchee-sostoyanie.pdf (дата обращения: 10.08.2023).
28. Жилавская, И.В. Результаты исследования медийно-информационной грамотности молодых преподавателей педагогических университетов России — победителей всероссийского конкурса «Педагогическое начало 2018». URL: https://mic.org.ru/phocadownload/28-zhilavskaya2. pdf (дата обращения: 10.08.2023).
29. Медийно-информационная грамотность в цифровом мире: как научить учителей. Сборник статей / ред. Ю.Ю. Черный, Т. А. Мурована. М.: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2021. 81 c.
30. Медиаобразование — профилактика информационных рисков у населения. Почему школа блокирует критическое мышление школьников. URL: http://www.unkniga.ru/company-news/6922-mediaobrazovanie-profilaktika-informatsionnyh-riskov-naseleniya.html (дата обращения: 10.08.2023).
REFERENCES
161
1. Astahova, L.V. Ot mediainformacionnoj gramotnosti — k kommunikativno-kognitivno-upravlencheskoj kulturnoj kompetencii: imperativy obshchestva znaniya [From Media Information Literacy to Communicative — Cognitive-Managerial Cultural Competence: Imperatives of the Knowledge Society], Mediaobrazovanie = Media education, 2017, No. 2, pp. 14-24. (in Russ.)
2. Moskovskaya deklaraciya o media- i informacionnoj gramotnosti [Moscow Declaration on Media and Information Literacy]. Available at: http://www.ifapcom.ru/files/News/Images/2012/mil/ Moscow_Declaration_on_MIL_rus.pdf (accessed: 10.08.2023). (in Russ.)
3. Zhilavskaya, I.V. Mediaobrazovanie molodezhi [Media Education of Youth]. Moscow, Moskovskij pedagogicheskij gosudarstvennyj universitet, 2018, 214 p. (in Russ.)
162
4. Rekomendacii, adresovannye Organizacii Obedinennyh Nacij po voprosam obrazovaniya, nauki i kultury YUNESKO [Recommendations Addressed to the United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization UNESCO]. In: Obrazovanie dlya sredstv massovoj informacii i cifrovoj ery [Education for Mass Media and the Digital Era]. Vena, 1999, pp. 273-274. (in Russ.)
5. Baranov, O.A. Mediaobrazovanie v shkole i vuze [Media Education at School and University]. Tver, Tverskoj gosudarstvennyj universitet, 2002, 87 p. (in Russ.)
6. Bazhenova, L.M. Mediaobrazovanie shkolnika (1-4 klassy): posobie dlya uchitelya [Media Education of a Student (Grades 1-4): Manual for Teachers]. Moscow, Rossijskaya akademiya obrazovaniya, 2004, 55 p. (in Russ.)
7. Bondarenko, E.A. Sistema audiovizualnogo obrazovaniya v 5-9 klassah obshcheobrazovatelnoj shkoly [The System of Audiovisual Education in Grades 5-9 of Secondary School]: PhD Dissertation (Pedagogy). Moscow, 1997. (in Russ.)
8. Usov, Yu.N. Kinoobrazovanie kak sredstvo esteticheskogo vospitaniya i hudozhestvennogo razvitiya shkolnikov [Film Education as a Means of Aesthetic Education and Artistic Development of Schoolchildren]: Extended Abstract of ScD Dissertation (Pedagogy). Moscow, 1989, 32 p. (in Russ.)
9. Chelysheva, I.V. Vospitatelnye vozmozhnosti kinopedagogiki i mediaobrazovaniya: rabota s hudozhestvennymi filmami na zanyatiyah studencheskogo mediakluba [Educational Opportunities of Film Pedagogy and Media Education: Working with Feature Films in the Classroom of the Student Media Club]. In: Aktualnye resursy kinopedagogiki: vospitanie i obrazovanie [Actual Resources of Film Pedagogy: Education and Education: Materials of the All-Russian Round Table (With International Participation)], eds. N.A. Simbirtseva, A.K. Bernatonite. Ekaterinburg, 2022, pp. 74-79. (in Russ.)
10. Vartanova, E.L., Zasurskij, Ya.N. Rossijskij modul mediaobrazovaniya: koncepcii, principy, modeli [The Russian Module of Media Education: Concepts, Principles, Models], Informacionnoe obshchestvo = Information Society, 2003, No. 3, pp. 5-10. (in Russ.)
11. Korochenskij, A.P. Mediakritika v teorii i praktike zhurnalistiki [Media Criticism in the Theory and Practice of Journalism]: Extended Abstract of ScD Dissertation (Philology). St. Petersburg, 2003. (in Russ.)
12. Fedorov, A.V. Mediaobrazovanie: istoriya, teoriya i metodika [Media Education: History, Theory and Methodology]. Rostov-on-Don, Centry valeologii vuzov Rossii, 2001, 708 p. (in Russ.)
13. Benyamin, V. Proizvedenie iskusstva v epohu ego tekhnicheskoj vosproizvodimosti [A Work of Art in the Era of Its Technical Reproducibility]. In: Uchenie o podobii: mediaesteticheskie proizvedeniya [The Doctrine of Similarity: Media Aesthetic Works]. Moscow, Rossijskij gosudarstvennyj gumanitarnyj universitet, 2012, pp. 189-235. (in Russ.)
14. Kirillova, N.B. Mediakultura: ot moderna k postmodernu [Media Culture: From Modern to Postmodern]. Moscow, Akademicheskij proekt, 2005, 448 p. (in Russ.)
15. Gendina, N.I. Informacionnoe obrazovanie i informacionnaya kultura kak faktor bezopasnosti lichnosti v globalnom informacionnom obshchestve: vozmozhnosti obrazovatelnyh organizacij i bibliotek [Information Education and Information Culture as a Factor of Personal Security in the Global Information Society: The Possibilities of Educational Organizations and Libraries: Monograph]. Moscow, Litera, 2016, 392 p. (in Russ.)
16. Bodrijyar, Zh. Simulyakry i simulyacii [Simulacra and Simulations]. Moscow, Postum, 2015, 240 p. (in Russ.)
17. Vozchikov, V.A. Filosofiya obrazovaniya i mediakultura informacionnogo obshchestva [Philosophy of Education and Media Culture of the Information Society]: Extended Abstract of ScD Dissertation (Philosophy). St. Petersburg, 2007. (in Russ.)
18. Maklyuen, M. Ponimanie media [Understanding Media]. Moscow, 2003. (in Russ.)
19. Toffler, E. Tretya volna [The Third Wave]. Moscow, ACT, 1999, 784 p. (in Russ.)
20. Sobkin, V.S. Sovremennyj podrostok v socialnyh setyah [Modern Teenager in Social Networks]. In: Obrazovanie i razvitie lichnosti v sovremennom kommunikativnom prostranstve [Education and Personal Development in Modern Communicative Space: Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation]. Irkutsk, 2016, pp. 59-69. (in Russ.)
21. Sharikov, A.V. Mediaobrazovanie: mirovoj i otechestvennyj opyt [Media Education: World and Domestic Experience]. Moscow, Akademiya pedagogicheskih nauk, 1990, 66 p. (in Russ.)
22. Zaznobina, L.S. Standart mediaobrazovaniya, integrirovannogo s razlichnymi shkolnymi disciplinami [Standard of Media Education Integrated with Various School Disciplines], Standarty i monitoring v obrazovanii = Standards and Monitoring in Education, 1998, No. 3, pp. 26-34. (in Russ.)
23. Gudilina, S.I. Nepreryvnoe razvitie media- i informacionnoj gramotnosti shkolnikov v obshchestve znaniya [Continuous Development of Media and Information Literacy of Schoolchildren in the Knowledge Society]. In: Federalnyj spravochnik. Obrazovanie Rossii [Federal Directory. Education of Russia]. Moscow, Centr strategicheskih programm, 2016, pp. 84-88. (in Russ.)
24. Bondarenko, E.A., Gudilina S.I., Lomakina T.Yu., Yakushina E.V. Razvitie metapredmetnyh umenij shkolnikov v aspekte mediaobrazovaniya [Development of Meta-Subject Skills of Schoolchildren in the Aspect of Media Education: Monograph]. Moscow, 2020, 240 p. (in Russ.)
25. Zhurin, A.A. Integraciya mediaobrazovaniya s kursom himii srednej obshcheobrazovatelnoj shkoly [Integration of Media Education with the Chemistry Course of Secondary School]: Extended Abstract of ScD Dissertation (Pedagogy). Moscow, 2004, 41 p. (in Russ.)
26. Tihomirova, K.M. Mediaobrazovatelnye tekhnologii i ih struktura [Media Educational Technologies and Their Structure]. In: Obrazovatelnye tekhnologii XXI veka OT'08 [Educational Technologies of the XXI Century FR0M'08], ed. by S.I. Gudilina, K.M. Tikhomirova, D.T. Rudakova. Moscow, Institut soderzhaniya i metodov obucheniya, 2008, pp. 235-243. (in Russ.)
27. Malceva, D.V., Shubina, L.V., Vojnilov, Yu.L. Uroven mediagramotnosti naseleniya RF: tekushchee sostoyanie i perspektivy izmeneniya (na osnove vserossijskogo monitoringa mediapovedeniya) [The Level of Media Literacy of the Population of the Russian Federation: The Current State And Prospects For Change (Based on the All-Russian Monitoring of Media Studies)]. Available at: https://www.zircon.ru/upload/iblock/ea5/maltseva-d-v-shubina-l-v-voynilov-yu-l-uroven-mediagramotnosti-naseleniya-rf-tekushchee-sostoyanie.pdf (accessed: 10.08.2023). (in Russ.)
28. Zhilavskaya, I.V. Rezultaty issledovaniya medijno-informacionnoj gramotnosti molodyh prepodavatelej pedagogicheskih universitetov Rossii — pobeditelej vserossijskogo konkursa "Pedagogicheskoe nachalo 2018" [Results of the Study of Media and Information Literacy of Young Teachers of Pedagogical Universities of Russia — Winners of the All-Russian Competition "Pedagogical Beginning 2018"]. Available at: https://mic.org.ru/phocadownload/28-zhilavskaya2. pdf (accessed: 10.08.2023). (in Russ.)
29. Medijno-informacionnaya gramotnost v cifrovom mire: kak nauchit uchitelej. Sbornik statej [Media and Information Literacy in the Digital World: How to Teach Teachers. Collection of articles], ed. Yu.Yu. Cherny, T.A. Murovana. Moscow, Institut YUNESKO po informacionnym tekhnologiyam v obrazovanii, 2021, 81 p. (in Russ.)
163
30. Mediaobrazovanie — profilaktika informacionnyh riskov u naseleniya. Pochemu shkola blokiruet kriticheskoe myshlenie Shkolnikov [Media Education — Prevention of Information Risks among the Population. Why the School Blocks the Critical Thinking of Schoolchildren]. Available at: http://www.unkniga.ru/eompany-news/6922-mediaobrazovanie-profilaktika-informatsionnyh-riskov-naseleniya.html (accessed: 10.08.2023). (in Russ.)
Гудилина Светлана Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра дизайна и медиа технологий в искусстве, Московский педагогический государственный университет, gudilinas@mai.ru
Svetlana I. Gudilina, PhD in Education, Associate Professor, Design and Media Technologies in Art Department, Moscow Pedagogical State University, gudilinas@mail.ru
Корзинова Елена Игоревна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра дизайна и медиа технологий в искусстве, Московский педагогический государственный университет, argo501@mail.ru
Elena I. Korzinova, ScD in Education, Professor, Design and Media Technologies in Art Department, Moscow Pedagogical State University, ei.korzinova@mpgu.su
Статья поступила в редакцию 25.08.2023. Принята к публикации 15.09.2023 The paper was submitted 25.08.2023. Accepted for publication 15.09.2023
164