Научная статья на тему 'Организаторам массового медиаобразования менеджеров в вузах: методические рекомендации'

Организаторам массового медиаобразования менеджеров в вузах: методические рекомендации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССОВОЕ МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕДИАИ ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ / МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ПРЕДМЕТНОЕ МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фатеев Владимир Николаевич

Излагаются методические рекомендации организаторам массового медиаобразования в вузах, разработанные автором в ходе многолетнего мониторинга медиаобразовательной деятельности челябинских высших учебных заведений, обучающих будущих менеджеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фатеев Владимир Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организаторам массового медиаобразования менеджеров в вузах: методические рекомендации»

Список литературы

1. Бондаренко, Т. Г. Типолопя мовних помилок та 1х усунення тд час редагуван-ня журналктських матер1ал1в [Текст] : ав-тореф. дис. ... канд. фшол. наук : 10.01.08. «Журналютика» / Т. Г. Бондаренко ; 1нститут журнатстики Ки1'вського нащонального утверситету 1меш Тараса Шевченка. - Киев, 2003.

2. Васильева, А. Н. Газетно-публицистиче-ский стиль речи [Текст] : курс лекций по стилистике рус. яз. / А. Н. Васильева. - М. : Русский язык, 1982. - 198 с.

3. Винтерхофф-Шпурк, П. Медиап-сихология: основные принципы [Текст] / "^^егЬоГГ-Зригк Р. ; перевод с немецкого : МеШепр8усЬо^1е. - Харьков : Гуманит. центр, 2007.

4. Жирун, О. А. Психолопчш особливосп розвитку комуншативно! компетентной у майбуттх редактор1в у взаемоди з авторами : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 «Педагопчна 1 вшова психолопя» [Текст] / Оксана Анатоливна Жирун ; 1нститут психологи 1м. Г. С. Костюка АПН Украши. -К., 2006.-20 с.

5. 1ванченко, Р. Г. Лггературне редагування [Текст] / Р. Г. 1ванченко - репр. вид. - Киев, 2003.-248 с.

6. Капелюшний, А. О. Редагування в за-собах масово! шформаци [Текст] : навч. пошбник / А. О. Капелюшний. - Льв1в : ПА1С, 2005.-304 с.

7. Мильчин, А. Э. Методика редактирования текста [Текст] / А. Э. Мильчин. - М. :

Логос, 2010. - 524 с. - (Новая университетская библиотека).

8. Мурюкина, Е. В. Основные виды печатных изданий, применяемые на медиаобразо-вательных занятиях со студентами [Текст] / Е. В. Мурюкина // Медиаобразование : науч. журн. - 2009. -№1.-С. 25-44.

9. Накорякова, К. М. Справочник по литературному редактированию для работников средств массовой информации[Текст]. - М., 2010.

10.0нкович, Г. В. Комушкативно-д1яльтс-ний тдхщ у компетентшсно-ор1ентованому навчанш [Текст]// Креативна педагогша. -2011. -№ 4.- С. 98-101.

11. Редакторская подготовка зданий [Текст] / Антонова С. Г., Васильев В. И., Жарков И. А и др.]; под общ. ред. Антоновой С. Г. - М. : Издательство МГУП, 2002. - 468 с.

12.Розенталь, Д. Э. и др. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию [Текст] / Д. Э. Розенталь, Е.В. Джанджакова, Н. П. Кабанова. - М. : ЧеРо, 1999.

13.Федоров, А. В. Медиаобразование: история, теория и методика. [Текст] / А. В. Федоров. - Ростов : ЦВВР, 2001.

14. Шостак, М. И. Журналист и его произведение [Текст] : практическое пособие / М. И. Шостак. - М. : ТОО «Гендальф», 1998. - 96 с.

15.Rutledge, P. What is Media Psychology? And Why You Should Care [Электронный ресурс] / P. Rutledge // American Psychological Association. - Режим доступа: http://www.apa. org/divisions/div46/Rutledge_What-is-Media-Psychology.pdf.

УДК 316.77(094)

Владимир Николаевич Фатеев

Южно-Уральский государственный университет

ОРГАНИЗАТОРАММАССОВОГО МЕДИАОБРАЗОВАНИЯМЕНЕДЖЕРОВ В ВУЗАХ:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Излагаются методические рекомендации организаторам массового медиаобразования в вузах, разработанные автором в ходе многолетнего мониторинга медиаобразователъной деятельности челябинских высшихучебных заведений, обучающих будущих менеджеров.

Ключевые слова: массовое медиаобразование, медиакомпетентность, медиа- и информационная грамотность, медиаобразовательный проект, предметное медиаобразование.

Под массовым медиаобразованием - в противоположность профессиональному, т. е. адресованному будущим медиаспециалистам (журналистам, кинематографистам, телережиссерам, медиадизайнерам, специалистам по рекламе и связям с общественностью и т. д.) - мы понимаем обучение широких слоев населения обращению с медиа и ориентации в них, предназначенное для того, чтобы помочь широкой аудитории адаптироваться к жизни в условиях постоянного присутствия медиа [6. С. 6]. В идеале оно должно осуществляться на всех уровнях образовательной системы, однако, в отличие от школьного уровня, где накоплен богатый опыт освоения детьми медиазнаний и медиатехно-логий (правда, пока преимущественно в системе дополнительного образования), усилий по внедрению подобных медиаобразовательных модулей на этапе высшего образования в нашей стране практически не наблюдается. Это однозначно противоречит позиции ЮНЕСКО, и в связи с активным продвижением этой организацией термина 'медиа- и информационная грамотность' ('media- and information literacy' - MIL), наблюдающимся в последние два-три года, можно прогнозировать интенсификацию подобной деятельности в России.

В соответствии с разработанным в науке вопросом о соотношении уровней и результатов медиаобразовательной деятельности [2] мы рассматриваем работу в вузе в данном направлении в качестве способа формирования меди-акомпетентности студентов немедийных специальностей. Опираясь на мониторинг форм данной деятельности, осуществляемой в вузах Челябинской области по отношению к студентам-менеджерам, мы выработали ряд методических рекомендаций, изложению которых и посвящена данная статья. В них будут отражены наши выводы относительно педагогических условий успешности протекания данного процесса, как спорные, так и имеющие более-менее аксиоматический характер.

На наш взгляд, релевантные методические рекомендации могут быть сведены к следующему.

1. Выстраивая любую образовательную программу (основную или дополнительную, краткосрочную или долгосрочную, бакалаврскую или магистерскую и т. д.), необходимо сделать ее информационно максимально открытой, то есть предусмотреть обязательное обращение студентов к внеучебной информации, размещенной прежде всего в СМИ. Так,

наиболее релевантным для менеджеров источником информации является деловая пресса. Значит, необходимо предусмотреть знакомство с ней либо в каком-то отдельном курсе, либо рекомендовать те или иные материалы из опубликованных в деловой прессе при освоении разных тем в разных курсах, что сделать сложнее вследствие рассредоточенности педагогов, ведущих эти курсы.

2. В каждом конкретном учреждении высшего образования медиаинформирование должно сопровождаться медиавоспитанием. Для стимулирования данного вида работы логично предусмотреть отчетность в вузах по этому направлению. В качестве научно-методической базы медиавоспитания можно использовать работы Г. П. Максимовой, в частности разработанную ею многоступенчатую технологию ведения воспитательного процесса [1].

3. Планируя учебно-воспитательный процесс, желательно опираться на активные формы медиаобразования и - при наличии соответствующих возможностей - использовать технологию медиаобразовательного проекта, группового или индивидуального (газеты, журнала, бюллетеня, теле- и радиопрограммы, документальных, анимационных и других фильмов, интернет-сайтов, СБ- и БУБ-проектов, созданных с образовательными целями). Для руководства проектами целесообразно привлекать профессиональных медиапедагогов или журналистов.

4. В вопросе организации медиаобразования кадровый вопрос на сегодняшний день - один из самых острых. Дипломированные медиапе-дагоги (социальные педагоги со специализацией «Медиаобразование») выпускались в течение нескольких последних лет действия ГОС ВПО II поколения только двумя вузами: Таганрогским государственным педагогическим институтом им. А. П. Чехова и Дальневосточным государственным университетом, г. Владивосток (данная специализация была официально узаконена Министерством образования и науки в 2002 году). После перехода российского высшего образования на двухуровневую систему попытки создания специализированной подготовки специалистов по медиаобразова-нию стали предпринимать журфаки страны. Данный вариант развития прогнозировался и поощрялся еще несколько лет назад [5], а в 2012 году первая в стране магистерская программа «Медиаобразование» заработала на кафедре журналистики и медиаобразования

МГГУ им. М. А. Шолохова (зав. кафедрой -И. В. Жилавская). Тем не менее обученных медиапедагогов все еще очень мало. В обстановке кадрового дефицита оптимальный вариант - привлекать в качестве медиапедагогов членов Ассоциации кинообразования и меди-апедагогики России (Президент - профессор А. В. Федоров). На сегодняшний день Ассоциация насчитывает около 300 членов. В качестве кадрового резерва целесообразно рассматривать профессиональных журналистов, обладающих педагогическими задатками, как людей, владеющих технологиями производства СМИ.

5. В целях повышения квалификации медиапедагогов целесообразно использовать специализированные медиаобразовательные сайты, особенно сайт Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России (www.edu.of.ru/me-diaeducation) и сайт МОО «Информация для всех» (www. mediagram.ru), где размещены богатейшие научные и научно-методические библиотеки по медиаобразованию.

6. Если твердо решено ввести в учебном заведении медиаобразовательный курс или про-

работанного нами курса «Основы медиакомпе-тентности» [4].

8. При планировании и организации медиа-образования менеджеров в вузе возможно опираться на разработанные нами модели медиа-компетентности и процесса ее формирования у студентов-управленцев.

Наглядно структурная модель медиакомпе-тентности представлена нами на рис. 1.

Медиакомпетентность должна достигаться в вузе в результате определенных целенаправленных и систематических действий субъектов образовательного процесса. Эти действия схематично представлены нами на рис. 2.

9. Выстраивая медиаобразовательную деятельность в вузе, нужно иметь в виду, что существует две формы медиаобразования (профессиональное и массовое) и что реализо-вывать профессиональное (например, «Продюсирована как разновидность менеджерской деятельности») без опоры на массовое нерационально. Значит, массовое медиаобразование должно быть признано приоритетным направлением медиапедагогики.

Рис. 1. Модель медиакомпетентности

грамму или реализовать в нем медиаобразовательный проект, то ни в коем случае нельзя экономить на двух вещах: на материально-технической или финансовой базе медиаобразова-тельного проекта и на обучении или повышении квалификации медиапедагогов.

7. Планируя медиаобразовательную деятельность, нужно иметь в виду, что наиболее эффективный способ медиаобразования - это предметное медиаобразование и целесообразно использовать именно его, включая в программы обучения менеджеров курсы типа раз-

Развивая последнюю рекомендацию, отметим, что наиболее оптимальной формой массового медиаобразования является школьное медиаобразование, которое, независимо от конкретных форм реализации, призвано обеспечить базовый уровень знаний, умений, навыков, качеств и ценностных ориентаций каждому выпускнику школы в целях создания оптимальных условий дальнейшего развития не только его самого как личности, но и всего общества, в котором средства массовой информации и коммуни-

Предварительный этап -

диагностика уровня медиаграмотности и медиаобразованности и формулирование задач с учетом этого уровня и других обстоятельств, в том числе связанных с характером будущей профессиональной деятельности_

Основной этап -

медиаобразование

медиавоспитание на основе многоступенчатой технологии медиавоспи-тательного процесса (термин Г. П. Максимовой)

медиаобучение

на основе предметной методики

I

содержательная доминанта -воздействие на медиапотреб-ности и медиапредпочтения студентов

содержательная доминанта - приобщение к деловой прессе

I

Результат: медиакомпетентность с возможностью оценки ее уровня

1

Последующий этап -

формирование медиакультуры и медиаменталитета

Рис. 2. Модель процесса формирования медиакомпетентности у студентов-управленцев

кации стали важнейшим фактором функционирования.

При такой организации дела массовое медиаобразование на этапе профессионального образования, в том числе высшего, принимая эстафету от школы, должно обеспечить дальнейшее наращивание информационно-коммуникационного потенциала населения, в том числе за счет конкретизации содержания и задач медиаобразования в контексте профессиональной подготовки студентов. Иначе говоря, общее представление о массмедиа (общекультурную составляющую медиакомпетентности)

дети должны получать в школе, а тематическое (общепрофессиональную составляющую) - в вузе. Однако гарантированного базового медиаобразования в российских школах нет, и, значит, актуальным является внедрение общеобразовательных медийных курсов в вузе, чтобы российская молодежь получала-таки необходимую подготовку в области медиа в системе образования.

Рекомендации Севильской конференции ЮНЕСКО (2002) прямо рекомендуют адресовывать медиаобразование в первую очередь молодежи в возрасте от 12 до 18 лет [3]. Как

видим, вepxняя вoзpacxнaя гpaницa oxнocиxcя к cфepe дeяxeльнocxи cиcxeмы poccийcкoгo вьюшего oбpaзoвaния, и - в ycлoвияx яcнимoй пaccивнocxи oбщеoбpaзoвaxельныx шкoл - та выcшей шкoле лежих oгpoмнaя ox-веxcxвеннocxь зa pеaлизaцию эxoгo xемaxиче-cкoгo нaпpaвления.

Список литературы

1. Maкcимoвa, Г. П. Mедиaвocпиxaние в выгсшей пpoфеccиoнaльнoй шкoле [Tекcx] / Г. П. Maкcимoвa. - Pocxoв н/Д i ИПO PГПУ, 2006.- 180 c.

2. Hемиpич, А. А. Mедиaoбpaзoвaние в Poccии i та пухи к медиaменxaлиxеxy [Tекcx] / А. А. Шм^ич // Зтак i Пpoблемнoе пoле ме-диaoбpaзoвaния i нayч. жypн. - 2011. - M 2 (8). -C. 21-27.

3. Pекoмендaции Cевильcкoй кoнфеpен-ции «Mедиaoбpaзoвaние мoлoдeжи» ^HE-CKO, 2002) [Элекxpoнный pecypc]. - URL http i //www. une seo. ru/rus/pag e s/bythemes/sta-sya26012005152727.php.

4. Учебнo-меxoдичеcкий кoмплекc пo кypcy «Ocнoвы мeдиaкoмпexeнxнocxи» для cxyденxoв paзныx нaпpaвлений и стецталь-нocxей [Элекxpoнный pecypc] / И. А. Фaxеевa, В. H. Фaxeeв. - URL i httpi//www.mediagram. ru/programs/, httpi//edu.of.ru/mediaedueation/ default.asp?ob_no=1766.

5. Фaxeeвa, И. А. Жypнaлиcxcкoe oбpaзo-вaниe в Poccии i xeopия, иcxopия, coвpeмeннaя пpaкxикa [Teкcx] i aвxopeф. диа ... д-pa филoл.

HayK / H. A. OaTeeBa. - EKaTepHHSypr, 2008. -45 c.

6. OaTeeBa, H. A. Henpo^eccHOHa^bHoe Me-^Hao6pa30BaHHe h ero Ka^poBoe oSecneneHHe b Pocchh [TeKCT] / H. A. OaTeeBa // BecTH. roc. yH-Ta. - 2005. - № 1 (2). - C. 6-10.

Bibliography

1. Maksimova, G. P. Mediavospitanie v vys-shej professional'noj shkole [Tekst] / G. P. Maksimova. - Rostov n/D : IPO RGPU, 2006. - 180 s.

2. Nemirich, A. A. Mediaobrazovanie v Rossii: na puti k mediamentalitetu [Tekst] / A. A. Nemirich // Znak : Problemnoe pole mediaobrazovanija : nauch. zhurn. - 2011. - № 2 (8). - S. 21-27.

3. Rekomendacii Sevil'skoj konferencii «Mediaobrazovanie molodezhi» (JuNESKO, 2002) [Jele-ktronnyj resurs]. - URL http://www.unesco.ru/rus/ pages/bythemes/stasya26012005152727.php.

4. Uchebno-metodicheskij kompleks po kursu «Osnovy mediakompetentnosti» dlja studentov raznyh napravlenij i special'nostej [Jelektron-nyj resurs] /1. A. Fateeva, V. N. Fateev. - URL : http://www.mediagram.ru/programs/, http://edu. of.ru/mediaeducation/default.asp?ob_no=1766.

5. Fateeva, I. A. Zhurnalistskoe obrazovanie v Rossii : teorija, istorija, sovremennaja praktika [Tekst] : avtoref. dis. ... d-ra filol. nauk /1. A. Fateeva. - Ekaterinburg, 2008. - 45 s.

6. Fateeva, I. A. Neprofessional'noe mediaobrazovanie i ego kadrovoe obespechenie v Rossii [Tekst] /1. A. Fateeva // Vestn. Cheljab. gos. unta. - 2005. - № 1 (2). - S. 6-10.

УДК 316.77(094)

ИринаАнатольевна Фатеева

Челябинский государственный университет

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИВ 2011-2012 ГОДАХ: ПЕРСПЕКТИВА ПЕРЕЗАГРУЗКИ?

Анализируется современное состояние отечественного медиаобразования на основе обзора значимых для данной сферы событий и тенденций, имевших место в 2011-2012 годах. Автор обращает внимание на две тенденции: миссионерскую деятельность международных образовательных организаций, продвигающих идеологию и практику медиаобразования в России, и активность отделений и факультетов журналистики, ранее ограничивавшихся сферой профессионального медиаобразования, а в последние годы подключившихся к массовому медиаобразо-ваниюроссиян.

Ключевые слова: медиаобразование, медиаграмотность, информационная грамотность, ЮНЕСКО, ИФЛА, учебная программа для учителей, кафедра журналистики и медиаобразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.