Научная статья на тему 'Киномаркетинг: теория и практика продвижения'

Киномаркетинг: теория и практика продвижения Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1021
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИНОМАРКЕТИНГ / РОССИЙСКАЯ ИНДУСТРИЯ КИНЕМАТОГРАФИИ / RUSSIAN CINEMA INDUSTRY / КИНОИНДУСТРИЯ / FILM INDUSTRY / КИНОПРОИЗВОДИТЕЛЬ / КИНОПРОКАТЧИК / НИШЕВОЙ МАРКЕТИНГ / NICHE MARKETING / ПРОДВИЖЕНИЕ / PROMOTION / КИНОФИЛЬМ "БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ" / FILM "THE BREST FORTRESS" / РАСХОДЫ / COSTS / КАССОВЫЕ СБОРЫ / BOX OFFICE / БЮДЖЕТ РЕКЛАМЫ / ADVERTISING BUDGET / KINOMARKETING / KINOPROIZVODITEL / FILM DISTRIBUTOR

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шевченко Дмитрий Анатольевич

Часть вторая. Практика продвижения фильмов Киномаркетинг – деятельность, направленная на удовлетворение нужд и потребностей зрителей, а также получение прибыли от реализации кинофильма. В статье освещаются практические подходы к пониманию состояния и развития российского киномаркетинга. Эмпирической базой исследования проблем продвижения кинофильмов в России стал фильм «Брестская Крепость».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KINOMARKETING: theory and practice of promoting. Part Two. Kinomarketing a practice: promoting films

Kinomarketing – activity aimed at meeting the needs and demands of the audience, as well as profit from the sale of the movie. The article highlights practical approaches to understanding the status and razvitiyarossiyskogo kinomarketinga. Empirical base for the study of problems of promotion of films in Russia, was the film «Brest Fortress».

Текст научной работы на тему «Киномаркетинг: теория и практика продвижения»

КИНОМАРКЕТИНГ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРОДВИЖЕНИЯ*

Шевченко Дмитрий Анатольевич,

д. э. н., профессор, заведующий кафедрой маркетинга и рекламы, Российский Государственный Гуманитарный Университет, почетный член Гильдии маркетологов shevm@rggu.ru

Часть вторая. Практика продвижения фильмов

Киномаркетинг - деятельность, направленная на удовлетворение нужд и потребностей зрителей, а также получение прибыли от реализации кинофильма. В статье освещаются практические подходы к пониманию состояния и развития российского киномаркетинга. Эмпирической базой исследования проблем продвижения кинофильмов в России стал фильм «Брестская Крепость».

Ключевые слова: киномаркетинг; российская индустрия кинематографии; киноиндустрия; кинопроизводитель; кинопрокатчик; нишевой маркетинг; продвижение; кинофильм «Брестская Крепость»; расходы; кассовые сборы; бюджет рекламы.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ПРАКТИКА

ПРОДВИЖЕНИЯ ФИЛЬМОВ

Эмпирической базой для исследования процессов киномаркетинга является кинофильм «Брестская Крепость». На основе систематизации практических материалов произведен анализ эффективности стратегий продвижения фильма «Брестская Крепость» на конкурентном рынке российского кино. Можно сделать предположение, что продвижение кинофильмов на конкурентном рынке кино зависит от использования маркетинговых стратегий продвижения. Использование стратегий маркетинга кинокомпаниями и кинодеятелями может эффективно отразиться на продвижении их кинопроектов, как в экономическом, так и в культурном планах.

Для анализа эффективности использованных стратегий продвижения кинофильма «Брестская Крепость» необходимо проанализировать затраты и прибыль от проката и вторичных рынков, а так-

же ознакомиться со статистическими данными о кино за 2010 год.

Средства, полученные на производство фильма, отражены в таблице 1.

Общая сумма затрат составила 238 768,130 тыс. руб.

По данным компании «Централ Партнершип» расходы на организацию проката, показа и тиражирования за период с ноября 2009 по август 2011 года было затрачено 60 376 789,24 руб.1

Совокупные расходы на продвижение фильма составили 33 029 497 руб., что равняется примерно 14% от общего бюджета фильма. В сравнении со средним процентом затрат на продвижение, указанном в Части 1 в схеме расходов киноотрасли (5%), может показаться, что при продвижении кинофильма «Брестская Крепость»

было затрачено много средств, однако такое распределение средств в данном случае обусловлено тем, что на производство, тиражирование, прокат и прочие расходы было потрачено существенно меньше средств, чем в среднем затрачивается в России и США. Бюджет в 8 млн долл. считается средним и обычно не может обеспечить такую масштабную картину.

За первый уик-энд, по данным бокс-офиса, в широком прокате фильм собрал 70 128 084 руб. Общие кассовые сборы в России составили 136 141 870 руб. В национальном кинопрокатном рейтинге фильм стартовал с третьего места, уступив мультфильму «Ме-гамозг» и комедии «Впритык». За удлиненные, в связи с празднованием Дня народного единства,

Таблица 1

2009 г. 2010 г.

Республика Беларусь 78 824,600 тыс.руб 13 426,816 тыс.руб

Российская Федерация 131 388,500 тыс.руб 15 128,214 тыс.руб

Всего 210 213,100 тыс.руб 28 555,030 тыс.руб

* Статья написана на основе материалов дипломного проекта студентки РГГУ И. Угольниковой, подготовленного под научным руководством профессора Д.А.Шевченко. Часть 1 см.: Практический маркетинг. 2013. № 12. 1 См. Приложение 1.

выходные на пятистах копиях было собрано около двух с половиной миллионов долларов.

За отчетный период для проведения сравнительного анализа взяты 7 недель проката фильма, в течение которых фильм «Брестская Крепость» держался в Топ-20 фильмов в прокате по данным бокс-офиса России. На рисунке 1 представлена динамика кассовых сборов фильма в течение первых семи недель проката в России.

Для проведения сравнительного анализа успеха фильма в прокате в качестве основного конкурента можно привести к/ф «Впритык» (США), стартовавший в прокате также 4 ноября 2010 года с практически одинаковым количеством копий (542 копии у к/ф «Брестская Крепость», 543 копии у к/ф «Впритык»). Из сводной динамики кассовых сборов двух фильмов (см. рис. 1) наглядно видно, что фильм «Брестская Крепость» не сильно уступал фильму «Впритык» на протяжении 5 недель, которые фильмы провели в первой двадцатке самых успешных фильмов бокс-офиса России. На пятой неделе проката фильм «Брестская Крепость» обогнал «Впритык», заработав на 14 441 тыс. долларов больше. После пяти недель фильм «Впритык» выпал из двадцатки, тогда как прокат фильма «Брестская Крепость» был продлен и продолжил собирать кассу.

Следует также отметить, что на протяжении этих недель «Брестская Крепость» был единственным отечественным фильмом, входящим в лидеры бокс-офиса. На основании полученных данных можно говорить о том, что фильм составил хорошую конкуренцию зарубежным фильмам в российском прокате. В таблицах 2 и 3

4 500 000

4 000 000 --3 878 287

2 000 000

1 500 000

1 000 000

0

1 385 629

438 481

□ «Брестская Крепость»

□ «Впритык»

89 327 68 951

20 913 35 324

19 747 6 200

Неделя 1 Неделя 2 Неделя 3 Неделя 4 Неделя 5 Неделя 6 Неделя 7 Рис. 1. Кассовые сборы к/ф «Брестская Крепость» и к/ф «Впритык»

Таблица 2

Бокс-офис России. К/ф «Брестская Крепость»

3 500 000

3 000 000

2 500 000

2

900 356

500 000

210 2

2

Бокс-офис России Количество копий Кассовые сборы, долл. Дни в прокате Место в рейтинге

1-я Неделя проката 5-7 ноября 2010 542 2 276 886 4 3

2-я Неделя проката 12-14 ноября 2010 542 900 356 11 5

3-я Неделя проката 19-21 ноября 2010 304 210 272 18 10

4-я Неделя проката 26-28 ноября 2010 117 68 951 25 11

5-я Неделя проката 3-5 дек. 2010 64 35 324 32 14

6-я Неделя проката 10-12 дек. 2010 32 19 747 39 18

7-я Неделя проката 17-19 дек. 2010 15 6 200 46 20

Таблица 3

Бокс-офис России. К/ф «Впритык»

Бокс-офис России Количество копий Кассовые сборы, долл. Дни в прокате Место в рейтинге

1-я Неделя проката 5-7 ноября 2010 543 3 878 287 4 2

2-я Неделя проката 12-14 ноября 2010 543 1 385629 11 3

3-я Неделя проката 19-21 ноября 2010 150 438 481 18 7

4-я Неделя проката 26-28 ноября 2010 38 89 327 25 9

5-я Неделя проката 3-5 дек. 2010 15 20 913 32 18

6-я Неделя проката 10-12 дек. 2010 - - - -

7-я Неделя проката 17-19 дек. 2010 - - - -

приведены данные для фильмов «Брестская Крепость» и «Впритык», отражающие размер кассовых сборов, количество дней в прокате и количество копий.

Кинофильм «Брестская Крепость» за 46 дней в прокате заработал 3 517 736 долл. По прошествии первых двух недель в прокате количество копий сокращалось примерно на половину каждую неделю. Средний доход с копии составил 1 246 долл. США.

Кинофильм «Впритык» за 32 дня в российском прокате заработал 5 812 637 долл. По прошествии двух недель количество копий в прокате сократилось с 543 до 150, хотя средний доход с копии на третьей неделе показа увеличился. Затем копии сократили до 38 на четвертой неделе и до 15 на пятой, после чего фильм вышел из лидеров бокс-офиса.

Фильм «Брестская Крепость» вошел в Top-25 Отечественных фильмов 2010 года, заняв 12-е место, собрав, по данным компании Movie Research, 136 млн руб. кассовых сборов (рис. 2).

Тор-25 кассовых отечественных фильмов года, на который приходится больше 96% всех сборов российских картин, возглавили «Ёлки». Собрав 699,6 млн рублей с 975 копий, лента продемонстрировала одну из самых высоких наработок на один экран — 717,5 тыс. рублей. Второе место занимает картина «Наша Russia: Яйца судьбы», выведенная на экраны компанией ЦПШ, в прокатном портфеле которой в 2010 году оказалось девять наиболее кассовых отечественных фильмов, включая «Брестскую Крепость».

Был также составлен список, в котором были представлены са-

мые успешные фильмы 2010 года, то есть те, которые за время своего кинотеатрального проката принесли доход продюсерам. Из 80 российских релизов 2010 года только пять можно назвать успешными. На рисунке 3 приведены данные о соотношении их бюджетов с кассовыми сборами и доходом от проката.

Для проведения сравнительного анализа к списку был добавлен фильм «Брестская Крепость», который, к сожалению, не принес дохода, не добрав до окупаемости 102,7 млн руб. Тем не менее, как видно из диаграммы, его со-

вокупные кассовые сборы превзошли кассовые сборы трех из пяти самых успешных отечественных фильмов в российском прокате в 2010 году.

По итогам 2010 года в российском прокате зафиксирован рост числа фильмов совместного производства с 6 до 10, что вернуло этот показатель к докризисному уровню. Наибольший вклад в копилку фильмов совместного производства сделала «Брестская Крепость», созданная общими усилиями российских и белорусских кинематографистов. Чуть менее удачно отработал в прокате российско-казахстанский фильм

0 100 200 300 400 500 600 700 800

Ёлки

Наша Russia: Яйца судьбы Три богатыря и Шамаханская Кандагар

О чем еще говорят мужчины Любовь в большом городе-2 Темный мир Мы из будущего-2 Утомленные солнцем-2 Белка и Стрелка: Звездные Край

Брестская Крепость Ирония любви На игре 2: Новый уровень На измене

Рис. 2. Кассовые сборы отечественных фильмов 2010, млн руб.

543

35

i -81,1 ] 159,1

136 120,5

66,5 64,4

248,3 246,7 221,

306,3

449,7

66

699,6 0,8

3

8,8

250 350

Наша

Три бо Шамахан

Любов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Брестск

10:

Russia: Яйца :удьбы

гатыря и ская царица

чем говорят мужчины

ь в большом )роде-2

ая Крепость 12,7 I —

~| 119,8

I 161

~| 91,1

J 139,8

195

102,3

58,1

J 94,4 75,1

358,8

306,3

543,3

136

238,7

660,8

699,

□ Бюджет, млн руб.

□ Кассовые сборы, млн руб.

□ Доход от проката, млн руб.

Рис. 3. Оценка успеха отечественных фильмов 2010

150

150

450

750

6

О

55,1

«Ирония любви» (120 млн руб.), тогда как все прочие картины, снятые в копродукции, суммарно собрали всего 21 млн рублей.

В отчете о полученной выручке и произведенных расходах по использованию имущественных прав на фильм «Брестская Крепость» за период с 31 декабря 2009 по 31 октября 2011 года приводятся следующие цифры по поступлениям (табл. 4) Полный отчет о полученной выручке и произведенных расходах содержится в Приложении.

Права на показ «Брестской Крепости» куплены в 25 странах, в том числе во Франции, Великобритании и Германии. По итогам третьего квартала 2011 года компанией «Вигма», фильм «Брестская Крепость» возглавил список самых продаваемых белорусских DVD-дисков. Полная информация о доходах от продажи DVD и прав не разглашается компанией Централ Партнершип. Подсчитать реальный совокупный доход от фильма не представляется возможным.

Подводя итоги, можно подсчитать суммарный доход от проката и продажи прав лишь по открытым данным на 31 октября 2011 года.

Суммарный доход = кассовые сборы + доход от продажи имущественных прав = 136 141 870 + + 99 317 157,06 = 231 459 027,06 рублей.

Таким образом, коммерческий успех к/ф «Брестская Крепость» можно оценить в 231 459 027 руб. Но данную сумму нельзя считать прибылью, так как она указана без вычета процента, взимаемого кинотеатрами, и расходов компании дистрибьютора и прокатчика.

Также, взяв в качестве средней цены за билет — 200 руб., можно примерно подсчитать количество проданных билетов, что отразит

количество зрителей, посмотревших фильм в кино (некоторые из которых вполне могли пойти в кино не один раз).

136 141 870 / 200 = 680 709,35 проданных билетов/зрителей.

Зрительскую аудиторию в 680 тысяч человек можно считать успехом для российского драматического фильма.

С момента выхода кинофильм «Брестская Крепость» 425 дней продержался в списке Топ-250 лучших фильм сайта Кинопоиск [1] по мнению посетителей сайта. За это время фильм занимал места от 41 (лучшее) до 246 (худшее). И достиг максимального рейтинга на отметке 9.146 из 10.

Президент компании «Централ Партнершип» Рубен Дишдишян заявил, что положительные отзывы зрителей повлияли на продление во многих кинотеатрах срока проката фильма во многих кинотеатрах.

Согласно опросу ВЦИОМ, россияне отметили «Брестскую Крепость» в числе лучших фильмов года.

Для вычисления эффективности стратегий продвижения фильма, а также эффекта от самого фильма было произведено исследование зрительских отзывов на основе отзывов, оставленных зрителями на форумах о кино.

Вот несколько мнений, которые отражают широкий эмоциональный спектр восприятия фильма.

1) Крайне тяжелая для восприятия и не самая дорогая картина в истории отечественного проката — прямая наследница лучших традиций советского кино.

2) Наконец-то вышел военный фильм, за который не стыдно.

3) Видно, что люди работали над историей, а не стремились просто заработать денег.

Кассовые сборы фильма показывают, что в принципе зритель достаточно адекватно воспринял эту картину. Зритель с большим недоверием априори относится к российскому кино. На этом фоне те цифры, которые показала «Брестская Крепость», можно расценивать как в целом достаточно неплохие.

Главный вывод, который можно было сделать уже после первой недели проката фильма — он, что называется, «зацепил» людей.

«Зацепил», как писали многие блогеры, честным показом войны и своим «непошлым патриотизмом», без ложного пафоса и пропагандистских клише. Многие смотрят фильм по нескольку раз. Приводят на фильм друзей, родителей, бабушек и дедушек. Те, кто постарше, ведут детей. Именно это было главной целью создателей картины — молодежь должна знать историю своей страны и чтобы старшее поколение снова поверило в то, что настоящее честное кино все еще снимают в России. Многие планируют в дальней-

Таблица 4

Поступления от покупателей за использование имущественных прав

Вид прав Поступления, руб.

Киноправа (Россия, Украина, Казахстан) 67 604 100,46

Телеправа (Первый Канал, ТВ Центр, Mauris Business corp Украина, IM TELEDIXI S.R.L. Молдавия, Media Pubblicita S.R.) 23 415 301,07

Видеоправа (Гармония, Интер-Фильм Украина) 7 294 231,32

Нью-медиа (АКАДО-Столица, Диджитал Аксэсс, НТВ-Плюс, ТиВиЗавр, Национальная спутниковая компания, Рутьюб, Top Media Distribution Limited) 1 003 524,21

Итого 99 317 157,06

шем приобрести диск и пересматривать этот фильм дома. Более того, ряд интернет-блогеров отметили, что фильм «Брестская Крепость», вернув утраченное доверие зрителя к российскому кино, дал возможность снова с гордостью думать о своей стране.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что в России сфера киномаркетинга находится в стадии развития. Мы только начинаем перенимать опыт стран с развитой киноиндустрией. На основании изученных материалов по созданию и продвижению к/ф «Брестская Крепость» можно сказать, что стратегии продвижения были недостаточно четко определены и, следовательно, не были исполнены в той мере, которая необходима для проведения абсолютно точного и достоверного анализа их эффективности.

Подводя итоги, можно сказать, что, даже несмотря на то, что создатели фильма не ставили главной целью получение прибыли, они все же смогли использовать именно те стратегии продвижения фильма, которые, с одной стороны, обеспечили фильму внушительные кассовые сборы и прибыль от продажи имущественных прав, с другой — довели фильм не только до массового зрителя, но и до самой его души.

Кинопроизводство и продвижение требует немалых финансовых вложений. Создание и применение экономически выверенной маркетинговой стратегии позволят инвесторам вкладывать средства в те кинопроекты, которые смогут принести реальную финансовую отдачу. К тому же это позволит систематизировать и проконтролировать целевое расходо-

вание средств и их эффективное применение.

Маркетинг на разных стадиях позволит оптимизировать процесс создания и реализации кинофильма. По остроумному замечанию американского исследователя кино Джеймса Монако, раньше кинематограф в США был индустрией, теперь он становится бизнесом [2].

Это означает, что если раньше его хозяева были ориентированы на производство фильмов, то теперь они гораздо больше заинтересованы в производстве денег. Если, допустим, аналитики-маркетологи докажут, что производство одного стомиллионного блокбас-тера даст больше прибыли, чем производство пяти более скромных картин, суперстудии тут же сократят количество выпускаемых фильмов ровно в пять раз. И их мощности замрут в ожидании следующего просчитанного до мелочей проекта.

31 января 2009 года создан Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии. Его основные задачи — развитие производства и проката коммерческих фильмов,привлечение инвесторов в российский кинематограф и инфраструктуру кинопоказа. Этот фонд может стать хорошей платформой для становления киномаркетинга как неотъемлемой части российского кинопроцесса.

Кинематограф, как система, в нашей стране работает неверно.

В Америке: есть производитель и есть прокатчик. У нас все вешают на продюсера — рекламу, креатив, печать копий, отслеживание результатов. Ни одна прокатная компания, за редким исключением, не хочет этим заниматься. Рос-

сийский кинематограф нуждается в маркетинговой реформе. До сих пор не маркетинг, а производство диктует стиль и сюжет продукта. Фильм не создается для целевой аудитории, определенных сегментов потребительского рынка, он не ориентируется на спрос. В производстве же главная цель — завершить картину. Российский кинематограф до сих пор ориентирован, как и в советские времена, не на прокат, а на воспроизводство национальной культуры, сохранение традиций и патриотизма. До сих пор в сознании и психологии превалирует идея, что маркетинговая ориентация кинематографической индустрии может войти в антагонистическое противоречие с идеей национальной самобытности и патриотизма. Существует киноискусство, которое не имеет целью возврат денег или развлечение. Оно решает другие задачи, связанные с самоидентификацией нации, поколения, с осмыслением времени. Для такого кино требуется государственная поддержка. Все идет к тому, что индустрия разделится на два полюса: мейджоры2, проекты которых будет финансировать фонд, и так называемое арткино, в том числе дебюты, которыми будет заниматься Министерство культуры, не требуя возврата средств. Те, кто окажется в середине могут оказаться за бортом. Пока картина не выйдет в прокат или не будет показана на фестивале, нельзя вполне объективно оценить ее достоинства и недостатки, определить, среднее это кино, художественное, фестивальное или коммерческое.

Выходом для тех, «кто оказался в середине», может стать так называемый нишевый марке-

2 Суперстудии.

тинг — создание отдельных департаментов в кинокомпаниях, которые будут заниматься фильмами, ориентированными на специфическую небольшую аудиторию.

Сверхбюджетное кино продвигается сразу ко всем и всеми возможными и невозможными способами. Реклама распространяется на все телеканалы и помещается в каждую газету и журнал. Отсутствие фокусирования на спросе приводит, к сожалению, к возникновению большой вероятности того, что с каждым новым блок-

бастером и его маркетинговой кампанией миллионы долларов тратятся впустую на людей, которые никогда не увидят этот фильм, несмотря на то, что он на самом деле хорош.

Сказанное не относится ко всему кинематографу России в целом.

Есть фильмы и появляются тенденции маркетинговой направленности уже на стадии проектирования кино. Кино развивается, снимается все больше и больше рус-

ских фильмов, строится больше кинотеатров. По некоторым оценкам специалистов, через 5—6 лет количество экранов в России приблизится к американскому. Западные кинокомпании открывают в России свои представительства. Есть уже прецеденты фильмов, которые сняты, «сделаны» по законам маркетинга и рынка3. В целом перспективы у российского кино стать частью мирового рынка имеются и примером этому может служит фильм «Брестская Крепость».

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Смета затрат на рекламу и прокат кинофильма «Брестская Крепость» к Дополнительному соглашению № 1 к Государственному контракту № 73 от 29 июля 2008 года о выполнении части работ по созданию российско-белорусского полнометражного художественного фильма «Брестская крепость»

Перечень исходных фильмовых материалов, сдаваемых для хранения в Государственный Фонд Кинофильмов Российской Федерации и Российский Государственный Архив Кинофотодокументов

Наименование статьи расхода Ед. изм. Кол-во Стоимость Сумма

1 Негатив изображения (Негатив изображения/ Digital Intermediate); вывод метры 3 794 210 796 740

2 Негатив изображения (Негатив изображения/ Digital Intermediate); -проявка негатива метры 3 794 9,3 35 284

3 Негатив изображения (Негатив изображения/ Digital Intermediate); -оформление негатива ракордами часть 8 150 1 200

4 Эталонная копия; метры 3 794 21 79 674

5 Негатив фонограммы перезаписи; метры 3 794 32 121 408

6 Негатив фонограммы перезаписи; оформление ракордами часть 8 150 1 200

7 Световой (экспозиционный) паспорт с записями к каждой части; -

8 Кадровый паспорт с записями к каждой части; -

9 Негатив/контратип фона надписей, установочным роликом и световым паспортом с записями к нему, если надписи выполнены не на нейтральном фоне;** метры 411 469 192 759

10 Оригинал перезаписи цифрового и матричного кодирования (при наличии); носитель + копировка 16 000

11 Стереофонический (монофонический) оригинал (мастер) перезаписи;*** -

12 Страховочная копия оригинала (мастера) перезаписи (на отдельном носителе);**** носитель 8 000

13 Исходные (сведенные) фонограммы шумов, музыки и спецкомпонентов в формате оригинала перезаписи;***** носитель 8 000

14 Страховочная копия исходных (сведенных) фонограмм шумов, музыки и спецкомпонентов (на отдельном носителе);**** -

15 Страховочная копия фонограммы чистого аккомпанемента к вокальным номерам (для анимационных фильмов) (на отдельном носителе);**** -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16 Специальная эталонная копия для видеозаписи или видеофонограмма (мастер) в формате Betacam Digital; носитель 4 378

17 Промежуточные исходные материалы фильма (промежуточный позитив изображения, контратип изображения, контрольная копия, негатив фонограммы перезаписи, скомпенсированный для печати контрольной копии;****** метры 3 794 158 599 452

18 Фильмовые материалы рекламного ролика фильма (при наличии);

19 Видеомастер в формате Betacam Digital (для видеофильмов); носитель 4 378

ИТОГО 1 868 473

3 См. Приложение 2.

Производство Blue Ray версии кинокартины

Наименование статьи расхода Ед. изм. Кол-во Стоимость Сумма

1 Пересборка, цветокоррекция изображения аккорд 122 200

2 Производство Blue Ray мастера мин. 138 16 680

3 Сведение стерео 25 к/сек. смена 14 144 200

4 Финальный микс в стерео час 59 70 800

5 Гонорар звукорежиссера перезаписи стерео час 64 68 085

6 Гонорар звукорежиссера смена 8 85 106

ИТОГО 507 071

Производство версии H264

Наименование статьи расхода Ед. изм. Кол-во Стоимость Сумма

Звук

1 Сведение 25 к/сек. смена 30,8 10300 317 240

2 Сведение шумов 24 к./сек час 212 900 190 800

3 Сведение реплик 24 к./сек час 282 800 225 600

4 Перезапись Dolby Digital 5.1. час 80 4500 360 000

5 Аренда монтажной саунд дизайн час 40 1648 65 931

6 Гонорар звукорежиссера сведения шумов 24 к./сек час 128 1277 163 404

7 Гонорар звукорежиссера сведения реплик 24 к./сек час 128 1277 163 404

8 Гонорар саунд дизайнера аккорд 86 170

9 Гонорар звукорежиссера перезаписи аккорд 158 280

10 Гонорар звукорежиссера кинокартины аккорд 640 012

11 Гонорар ассистента звукорежиссера аккорд 138 606

12 Гонорар координатора производства аккорд 47 766

Изображение

1 Пересчет изображения в другой формат аккорд 856 975

2 Мастеринг аккорд 478 650

ИТОГО 3 892 838

Расходы на производство

Наименование статьи расхода Ед. изм. Кол-во Стоимость Сумма

Сценически-постановочные средства

1 Костюмы 42 281

2 Реквизит неигровой 143 655

3 Гримерные и пастижерские материалы 92 151

4 Пластический грим и изделия из пластики 16 931

Командировочные расходы в съемочной экспедиции

1 Проезд съемочной группы 352 829

2 Проживание съемочной группы 339 007

Постановка, репетиции и исполнение трюковых сцен

1 Услуги супервайзера по постановке и исполнению трюков 1 575 700

Услуги транспорта

1 1 263 779

Обработка изображения и звука

1 Обработка пленки 268 708

2 Аренда монтажных станций 69 108

3 Черновой монтаж 38 760

4 Оплата работы звукорежиссера 351 076

5 Звуковое оформление 369 145

6 Компьютерная графика 226 384

Материалы

11Пленка негативная для изображения 495 473

Фонд оплаты труда с налогами

1 Творческого состава 270 757

2 Технического состава -

3 Административного состава 1 021 184

4 Актерского состава -

Аренда помещений, павильонов

11 производственных 94 815

Проведение фото и видеопроб на главные роли, роли второго плана -

Прочие прямые затраты 179 777

Итого 6 211519

Общестудийные затраты 7 176 820

ИТОГО 13 388 338

Расходы на тиражирование и прокат

Расходы на печать фильма Кол-во (35мм\йСР) Метраж / кол-во Стоимость единицы Сумма

1 Печать копий фильма: 422 3988 7,13 11 999 334

2 Нанесение антипиратских кодов: 422 545,8 0,3 69 098

3 Репликация цифровых копий: 63 1 2250 141 750

4 Производство ключей: 150 370 55 500

5 Печать трейлера 1 044 683

НДС 18% 159 358

Экспорт фильмокопий 100 000

НДС 18% 15 254

Расходы на доставку 2 910 000

НДС 18% 443 898

1

ИТОГО 16 389 963

Расходы на рекламу

Телевидение Описание/кол-во Контрагент Сумма

Размещение на ТВ (Первый канал) 15 сек. ООО "ПромоФильм" 13 026 364

Размещение на ТВ (СТС) 15 сек. Визеум 4 499 578

Размещение на ТВ (НТВ) 15 сек. Визеум 420 477

Производство ТВ-роликов 15 сек. ИП Слобцов, ИП Ламшин 120 000

Радио

Размещение на радио Авторадио 15 сек. Радио-Альянс 400 693

Размещение на радио NRG 15 сек. Визеум 198 424

Изготовление радиороликов 15 сек. Радио-Альянс 10 620

Наружная реклама

Размещение наружной рекламы PW Смоленская,22 Визеум 635 530

Размещение наружной рекламы PW Баррикадная Визеум 1 022 443

Размещение наружной рекламы Экраны Москва Визеум 618 428

Размещение наружной рекламы Экраны СПб Визеум 1 068 869

Размещение наружной рекламы Экраны Регионы Визеум 743 429

Размещение наружной рекламы (КАРО ФИЛЬМ) ирокезы остановки Кино-М 204 540

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Фасадные баннеры кинотеатров Пушкинский Кино Медиа 910 000

Фасадные баннеры кинотеатров ОКТЯБРЬ КАРО ФИЛЬМ Кино-М 260 000

Фасадные баннеры кинотеатров ФОРМУЛА КИНО Формула кино 729 840

Интернет

Размещение рекламы в Интернете баннеры, брендирование Визеум 1 189 870

Пресса

Размещение материалов "Афиша" 3 обложка, № от 25.10 ИД "Афиша" 150 000

Размещение материалов: МК Бульвар фальш-обложка, № от 3.11 ЗАО РИА "Окей" 220 000

Реклама в кинотеатрах

Изготовление основных постеров 100000 ООО "Видель Груп" 89 604

Изготовление сити постеров 750 ООО "Видель Груп" 142 500

Изготовление флаеров 1600000 ООО "Видель Груп" 362888

Изготовление наклеек на к/т кассы (А5) 1800 ООО "Видель Груп" 16 200

Изготовление баннеров для пикколо 100 ООО "Видель Груп" 35 000

PR

Премьера 1 500 000

Переводы текстов -

Пресс-показ 6 000

Изготовление ПиАр материалов 16 050

Дополнительные показы 15 600

Изготовление отчета 25 000

КИНОРЫНКИ

Кинорынок (КИНОЭКСПО 2010) в СПб Спецпоказ на кинорынке + каталог 20 000

Итого 28 657 946

НДС 4371551

ИТОГО 30 000 000

ИТОГО

66 046 683

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ИССЛЕДОВАНИЕ КИНОПРОКАТА 2009 В РОССИИ ПО ЗАКАЗУ ТРО СОЮЗА

Две основные модели кинодистрибуции:

♦ «широкий» прокат — картина выходит одновременно на большом количестве кинокопий и стартует в большинстве кинотеатров;

♦ «длинный» прокат — ограниченное количество копий циркулируют последовательно в кинотеатры первого, второго, третьего экрана.

В основном развиваются комбинированные схемы.

В прошлом году среди 450 релизов: 5 фильмов — более 900 копий; 20 фильмов — от 600 до 900 копий; 55 фильмов — от 400 до 600 копий; 204 фильма — менее 100 копий.

Средний срок «широкого» проката — 2 недели. В среднем, в афише российских кинотеатров:

1 неделя — 37%;

2 недели — 36 %;

3 недели - 14%;

4 недели — 5 %.

Практика «второго экрана» практически не развита. Причины — высокий уровень пиратства, сокращение «окна» между выходом фильма и DVD. Практика «длинного» проката характерна для картин, выходящих тиражом до 100 копий. Для картин релизом свыше 200 копий доля второэкранных кинотеатров составляет 22—24% («Адмирал», «Ирония судьбы-2»). То есть к премьерной росписи добавляется 20—25% второэкранных площадок.

«Утомленные солнцем»

1 неделя — 1 079 экранов. Средний сбор на копию — 100 927.

2 неделя — 1 079 экранов. Средний сбор на копию — 37 752.

3 неделя — 1 049 экранов. Средний сбор на копию — 12 010.

4 неделя — 395 экранов, Средний сбор на копию — 6 727. «Черная молния»

1—3 неделя (Новый год) — 1 082 экрана. Средний сбор на копию — 123 097.

4 неделя — 790 экранов. Средний сбор на копию — 43 709.

5 неделя — 359 экранов. Средний сбор на копию — 19 899.

№ п.п. количество Заявленный

фильм дистрибьютор копий на бюджет, Общий сбор, $ сборы/бюдж

старте млн $

1 Обитаемый остров. Фильм 1 Каропрокат 916 18,3 21 836 900 119,33%

2 Любовь-морковь 2 Каропрокат 931 3,5 17 846 600 509,90%

3 Каникулы строгого режима Двадцатый век Фокс СНГ 1 035 4 17 532 700 438,32%

4 Тарас Бульба Централ Партнершип 648 25 17 040 800 68,16%

5 Стиляги Централ Партнершип 893 15 16 806 500 112,04%

6 Самый лучший фильм 2 BVSPR 948 6,4 12 850 850 200,79%

7 Книга мастеров BVSPR 691 8 10 820 000 135,25%

8 Любовь в большом городе Каропрокат 673 3,5 9 119 700 260,56%

9 Обитаемый остров: Схватка Каропрокат 859 18,3 6 070 100 33,17%

10 Царь Наше кино 485 15 5 237 000 34,91%

ТОР-50: ЛУЧШИЕ СТАРТОВЫЕ НАРАБОТКИ 2005-2009: сортировка по рублям (на 20.12.09, от 100 копий)

№ ФИЛЬМ ДИСТРИ БУТОР СТАРТ КАССА IУИКЕНДА НАРАБОТКА УИКЕНДА

КОПИИ РУБЛИ $ ЗРИТЕЛИ РУБЛИ $

1 САМЫЙ лучшии ФИЛЬМ CRP 24.01.08 702 403 869 260 $16 524 929 2 691 633 575 312 $23 540

3 дневной ДОЗОР FOX 01.01.06 515 285 361 007 $9 915 254 2 082 989 554 099 $19 253

9 ТУРЕЦКИЙ ГАМБИТ FOX 22.02.05 319 162 968 559** $5 868 511** 1 376 047** 510 873** $18 397**

10 9 РОТА FOX 29.09.05 361 178 211 024 $6 246 443 1 479 032 493 659 $17 303

13 МУЖСКОЙ СЕЗОН. Бархатная Революция CRP 15.09.05 197 85 200 380 $3 010 614 650 384 432 489 $15 282

26 ОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ. Фильм Первый CRP 01.01.09 916 317 827 352 $10 814 132 1 765 707 346 973 $11 806

42 СТАТСКИЙ СОВЕТНИК CAO 21.04.05 280 73 202 028 $2 639 813 559 054 261 436 $9 428

44 АДМИРАЛЪ FOX 09.10.08 1 107 284 945 906 $10 871 648 1 650 532 257 404 $9 821

45 ИРОНИЯ СУДЬБЫ. Продолжение FOX 20.12.07 903 231 794 121 $9 376 785 1 508 404 256 693 $10 384

46 БУМЕР. Фильм Второй NKI/CRP 07.03.07 415 106 407 495 $3 797 555 760 053 256 404 $9 151

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. http://www.kinopoisk.ru/level/83/film/436263/

2. Monaco J. Media Culture. N.Y.: A Delta Book, 1978.

Shevchenko Dmitriy A.,

Doctor of Economics, professor, head of marketing and advertising of the Russian State University for the Humanities, an honorary

member of the Guild of Marketers. Moscow, Russia

shevm@rggu.ru

KINOMARKETING: THEORY AND PRACTICE OF PROMOTING. Part Two. Kinomarketing a practice: promoting films

Kinomarketing - activity aimed at meeting the needs and demands of the audience , as well as profit from the sale of the movie. The article highlights practical approaches to understanding the status and razvitiyarossiyskogo kinomarketinga. Empirical base for the study of problems of promotion of films in Russia, was the film «Brest Fortress».

Keywords: Kinomarketing; Russian cinema industry; Film industry; Kinoproizvoditel; Film distributor; Niche marketing; Promotion; Film «The Brest Fortress»; Costs; Box office; Advertising budget.

REFERENCES

1. http://www.kinopoisk.ru/level/83/film/436263/.

2. Monaco J. Media Culture. N.Y.: A Delta Book, 1978.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.