Научная статья на тему 'КИБЕРТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ УГРОЗЫ В ГЛОБАЛЬНОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПУТИ ЛОКАЛИЗАЦИИ'

КИБЕРТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ УГРОЗЫ В ГЛОБАЛЬНОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПУТИ ЛОКАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
47
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИБЕРПРЕСТУПНОСТЬ / КИБЕРТЕРРОРИЗМ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ордоков Мирзабек Хаутиевич

В статье рассматриваются кибертеррористические угрозы в глобальном информационном пространстве. Для того чтобы обеспечить информационную безопасность на национальном уровне требуется эффективная система, которая даст возможность использовать комплексные меры, а также действовать совместно с иностранными государствами. Мероприятия должны быть направлены на совместное противоборство террористам. Важно, чтобы эти меры позволяли не только устранить по -следствия преступлений, но и вовремя их предотвратить. Для этого потребуется планомерное разви -тие и обоснование методик по борьбе с киберпреступностью. Для защиты информации в киберпространстве на сегодняшний день актуально регулирование IT-сетей на государственном уровне. Для быстрого и эффективного расследования преступлений в киберпространстве правоохранительные органы должны иметь не только хорошо подготовленных сотрудников, обладающих необходимым набором знаний, но и передовые технические средства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CYBERTERRORIST THREATS IN THE GLOBAL INFORMATION SPACE: CAUSES AND WAYS OF LOCALIZATION

The article discusses cyberterrorist threats in the global information space. In order to ensure information security at the national level, an effective system is required that will make it possible to use comprehensive measures, as well as to act jointly with foreign states. The measures should be aimed at joint confrontation with terrorists. It is important that these measures allow not only to eliminate the consequences of crimes, but also to prevent them in time. This will require the systematic development and justification of methods to combat cybercrime. To protect information in cyberspace, regulation of IT networks at the state level is currently relevant. In order to quickly and effectively investigate crimes in cyberspace, law enforcement agencies must have not only well-trained employees with the necessary set of knowledge, but also advanced technical means.

Текст научной работы на тему «КИБЕРТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ УГРОЗЫ В ГЛОБАЛЬНОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПУТИ ЛОКАЛИЗАЦИИ»

DOI 10.47576/2949-1878_2023_9_116 УДК 343

КИБЕРТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ УГРОЗЫ В ГЛОБАЛЬНОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПУТИ ЛОКАЛИЗАЦИИ

Ордоков Мирзабек Хаутиевич,

старший преподаватель кафедры огневой подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г. Нальчик, Россия, e-mail: amv_1978@mail.ru

В статье рассматриваются кибертеррористические угрозы в глобальном информационном пространстве. Для того чтобы обеспечить информационную безопасность на национальном уровне требуется эффективная система, которая даст возможность использовать комплексные меры, а также действовать совместно с иностранными государствами. Мероприятия должны быть направлены на совместное противоборство террористам. Важно, чтобы эти меры позволяли не только устранить по -следствия преступлений, но и вовремя их предотвратить. Для этого потребуется планомерное разви -тие и обоснование методик по борьбе с киберпреступностью. Для защиты информации в киберпро-странстве на сегодняшний день актуально регулирование IT-сетей на государственном уровне. Для быстрого и эффективного расследования преступлений в киберпространстве правоохранительные органы должны иметь не только хорошо подготовленных сотрудников, обладающих необходимым набором знаний, но и передовые технические средства.

Ключевые слова: киберпреступность; кибертерроризм; противодействие терроризму; международное сотрудничество; информационная безопасность.

UDC 343

CYBERTERRORIST THREATS IN THE GLOBAL INFORMATION SPACE: CAUSES AND WAYS OF LOCALIZATION

Ordokov Mirzabek Khautievich,

Senior Lecturer of the Department of Fire Training, North Caucasus Institute of Advanced Training (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia, e-mail: amv_1978@mail.ru

The article discusses cyberterrorist threats in the global information space. In order to ensure information security at the national level, an effective system is required that will make it possible to use comprehensive measures, as well as to act jointly with foreign states. The measures should be aimed at joint confrontation with terrorists. It is important that these measures allow not only to eliminate the consequences of crimes, but also to prevent them in time. This will require the systematic development and justification of methods to combat cybercrime. To protect information in cyberspace, regulation of IT networks at the state level is currently relevant. In order to quickly and effectively investigate crimes in cyberspace, law enforcement agencies must have not only well-trained employees with the necessary set of knowledge, but also advanced technical means.

Keywords: cybercrime; cyberterrorism; countering terrorism; international cooperation; information security.

Кибертерроризм - противоречивый термин, который до сих пор не имеет общепринятого определения ни в академическом, ни в практическом сообществе. Частично это происходит из-за определений его компонентов, ведь между государствами оспаривается само определение терроризма. Кроме того, четко не определен характер использования террористами Интернета, ки-берпространства и информационных технологий (ИТ). Хотя определения различаются, основная конструкция «конвергенции кибер-пространства и терроризма» охватывает не только терроризм, нацеленный на ИТ и ки-берпространство, но также использование киберпространства и ИТ для террористической деятельности. Преступники широко используют киберпространство для самых разных целей - от защищенных зашифрованных сообщений до распространения своей радикальной идеологии, вербовки, сбора средств или планирования физических атак [1; 3].

Кибертерроризм не имеет границ, преступники могут находиться на территории одной страны и действовать на территории другой, из-за этого повышается сложность в противодействии терроризму. Для того чтобы система противодействия работала эффективно, требуется разработка международных договоренностей. Быстрое развитие сетей и преступности в них заставляет мировое сообщество приходить к выводам о том, что без международного сотрудничества обойтись уже нельзя. Требуется договор, в который будет входить большое количество участников, однако это вызывает и организационные сложности. Например, каждая страна выдвигает какие-то свои требования и пожелания, из-за чего процесс разработки соглашения затягивается.

На данный момент между странами возможно сотрудничество не в рамках одного крупного соглашения, а по двусторонним договорам. Для этого не требуется вести долгих переговоров, достаточно сделать запрос и дождаться ответа на него. Такие запросы нередко поступают в ООН, так как организация может оказать юридическую поддержку, у нее есть готовые нормы и правовые акты, направленные на борьбу именно с международным терроризмом, в том числе и с сетевым. Двустороннее сотрудничество достаточно удобно, оно позволяет противодей-

ствовать международному терроризму и выражается в следующих формах партнерства [7; 8]:

1. Проведение консультаций - они помогают менее опытным странам перенять методы борьбы и противодействия кибертерро-ризму.

2. Обмен данными - это важная информация, которая может помочь в борьбе с определенными бандформированиями, а также способствовать перекрытию финансирования преступных организаций.

Сотрудничество между государствами необходимо для обеспечения информационной безопасности. Оно выражается следующими средствами:

1. Разработка совместных мер развития международного права, нормативно-правовых актов, которые могли бы регулировать данный вид деятельности в разных странах. Например, это нужно для ограничения распространения запрещенных материалов, продажи оружия, а также создания угрозы национальной безопасности.

2. Проведение оценок, исследований и экспертиз, касающихся информационной безопасности.

3. Обеспечение информационной безопасности объектов, важных для государства, и его безопасности.

4. Разработка мер, повышающих доверие между разными странами, обеспечивающих информационную безопасность в международном формате.

5. Совместная работа на форумах, в международных организациях, рассматривающих вопросы международной кибербезопас-ности.

6. Обмен опытом и оборудованием, технологиями, сотрудниками, специализированными системами, позволяющими государству эффективно противостоять информационной угрозе.

Для повышения эффективности сотрудничества между разными странами необходима работа сразу в нескольких направлениях. Таким образом, потребуется правовая регламентация и применение современных, более эффективных мер противодействия, чем уже существующие. Между странами существует сотрудничество правоохранительных органов, однако для киберпреступлений традиционные меры, которые используются для

классических преступлений, неэффективны. Требуется разработка принципиально новых подходов, которые позволят эффективно противодействовать преступности.

Основной особенностью киберпресту-плений является оторванность преступника от места преступления. Таким образом, он может находиться в любой точке мира, а совершить преступление в другой. Интернет стирает границы и временные разрывы. Некоторые ученые придерживаются мнения, что добиться эффективности от международного взаимодействия можно только в том случае, если в нем будут принимать участие не отдельные страны, а хотя бы все развитые государства. Однако этот путь достаточно сложен. Страны имеют разные правовые системы, и потребуется очень много времени на то, чтобы устранить все разногласия и добиться какого-то общего понимания и подхода к рассматриваемой проблеме [1].

Кибертеррористы могут использовать множество различных методов атаки, в том числе вирусы, компьютерные «черви» и вредоносные программы, нацеленные на сбои в системе управления водоснабжения, транспортных систем, электросети, критической инфраструктуры. Также используются DoS-атаки с целью предотвращения доступа законных пользователей к целевым компьютерным системам или сетевым ресурсам, взлом и кража критически важных данных из учреждений, программы-вымогатели, которые удерживают компьютерные системы в сбое, пока жертвы не заплатят выкуп, фи-шинговые атаки - сбор информации о жертвах по электронной почте, которую затем можно использовать для доступа к системам или кражам.

Кибертеррористические злоумышленники могут использовать практически любой метод атаки, применяемый киберпреступника-ми для достижения своих политических или социальных целей. Интернет позволяет террористам напрямую общаться друг с другом, а также с огромной аудиторией, создавая виртуальные сообщества фанатиков-единомышленников, предоставляя информацию о целях и инструкции по проведению актов насилия. Ключом к борьбе с кибертерроризмом является предотвращение этих угроз. Следовательно, лучший способ предотвратить

взлом своих сетей кибертеррористами - это установка надежных мер кибербезопасно-сти, таких как антивирусное программное обеспечение, и регулярное их обновление. Государства и бизнес также должны убедиться, что их устройства Интернета вещей должным образом защищены: чтобы предохраниться от программ-вымогателей, организации должны сохранять полные и своевременные резервные копии своих систем [4; 7].

Для того чтобы обеспечить информационную безопасность на национальном уровне, потребуется принять эффективную систему, которая даст возможность использовать комплексные меры, а также действовать совместно с иностранными государствами. Мероприятия должны быть направлены на совместное противоборство террористам. Важно, чтобы эти меры позволяли не только устранить последствия преступлений, но и вовремя их предотвратить. Для этого потребуется планомерное развитие и обоснование методик по борьбе с киберпреступностью. Для защиты информации в киберпростран-стве на сегодняшний день актуально регулирование 1Т-сетей на государственном уровне. Это поможет обеспечить высокую безопасность и повысить возможности правоохранительных органов в борьбе с кибер-терроризмом.

Телекоммуникационные технологии активно используются в обществе, они применяются практически во всех сферах жизни и экономики. Они нужны не только для работы, но и применяются в быту, что делает их важной частью жизни. Именно поэтому проблематика роста преступности в информационном пространстве говорит о том, что требуются эффективные и своевременные меры по борьбе с этим видом преступности. Для ликвидации потенциальных угроз необходимо строгое регулирование пространства СМИ [2; 6]. Для совершения преступлений киберпреступники применяют компьютерные системы, однако преступление может быть направлено и против таких систем. К наиболее распространенным преступлениям относятся:

1. Создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ - ст. 273 УК РФ.

2. Мошеннические действия, совершен-

ные с использованием электронных средств платежа, - ст. 159.3 УК РФ.

3. Неправомерный доступ к компьютерной информации - ст. 272 УК РФ.

Стоит отметить, что борьба с киберпре-ступностью сложна не только в техническом смысле, но и тем, что многие преступники развивают свои навыки, приобретают более современное ПО и технические средства, которые помогают им совершать преступления, сохраняя анонимность. Они придумывают новые схемы, и система правоохранительных органов не успевает за этим динамичным развитием. Для быстрого и эффективного расследования преступлений в киберпространстве правоохранительные органы должны иметь не только хорошо подготовленных сотрудников, обладающих необходимым набором знаний, но и передовые технические средства. И с первым, и со вторым нередко возникают проблемы.

Для расследования преступлений, совершенных международными группами хакеров, требуется высокая профессиональная квалификация сотрудников, занимающихся расследованием. Кроме этого, часто требуется дорогостоящее специализированное оборудование, которым обладают далеко не все отделы полиции и даже ФСБ. Отдельные виды расследований могут длиться более 2 месяцев. Киберпреступления часто являются совокупностью противоправных деяний, совершенных с применением цифровых технологий. В законодательных актах отсутствует четкое понятие о том, что такое кибер-преступление. В них есть отсылки к похожим терминам, являющимся по сути синонимами преступлений в сфере 1Т-технологий.

Относительно киберпреступности российская законодательная база только формируется. Это связано не только с ростом кибер-преступности как таковой, но и с тем, что это явление появилось относительно недавно, и закону приходится наверстывать разницу. Общественные отношения, в которых задействовано киберпространство, активно развиваются, они используются практически во все сферах жизни, именно поэтому отечественные исследователи киберпреступности

говорят о том, что необходимо ускоренное развитие нормативно-правовой базы [5]. Для того чтобы закон был успешен, потребуется применение не только юридических, но и спе -циальных знаний, касающихся применения цифровых технологий. Только тогда можно будет создать действительно качественную нормативно-правовую базу, которая будет работать.

Таким образом, в числе приоритетов России - содействие подготовке и принятию международных актов, регламентирующих применение в киберпространстве принципов и норм международного права, создание условий для установления международного правового режима нераспространения информационного оружия, разработка и реализация многосторонних программ, способствующих преодолению информационного неравенства между развитыми и развивающимися странами.

При разработке законопроектов, направленных на противодействие киберпреступ-ности, законодатель должен учесть позиции экспертов, разбирающихся в информационной безопасности. Кроме этого, подобные законопроекты должны обсуждаться на международном уровне, так как для эффективной борьбы с киберпреступностью требуется сотрудничество между разными странами [3]. Эти позиции должны отражаться не только в теории права, но и быть закреплены в законе, что нужно для того, чтобы создать плацдарм для качественного правового регулирования и искоренения киберпреступности как явления.

Если не уделять достаточного внимания борьбе с киберпреступностью и качеству законодательных норм, можно столкнуться с опасной проблемой, которую впоследствии будет крайне тяжело решить имеющимися правовыми средствами. Лишь за счет комплексного подхода можно обеспечить эффективное противодействие киберпре-ступности, улучшение показателей при расследовании данной категории преступлений. Нормализация правовой сферы поможет не допустить в будущем роста киберпреступности, а по возможности снизить ее активность.

Список литературы _

1. Арипшев А. М. Современные проблемы кибертерроризма и актуальные методы борьбы с преступлениями в сфере it-технологий в период пандемии COVID-19 // Евразийский юридический журнал. 2021. № 9 (160). С. 284-285.

2. Жуков А. З. Совершенствование инструментов противодействия киберртерроризму в современных условиях // Пробелы в российском законодательстве. 2021. Т. 14. № 5. С. 123-128.

3. Кобец П. Н. Совершенствование противодействия современным вызовам и угрозам в сфере информационной безопасности Российской Федерации, исходящих от международных террористических организаций // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2022. № 2 (101). С. 51-64.

4. Костин А. В. Противодействие информационному терроризму: история и современность // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. 2020. № 1. С. 104-114.

5. Тамбиев С. А., Кочесокова З. Х. Международный опыт противодействия кибертерроризму // Право и управление. 2023. № 2. С. 160-164.

6. Хамурзов А. Т. Кибертерроризм: новые вызовы и меры противодействия // Журнал прикладных исследований. 2021. № 3-2. С. 74-77.

7. Хачидогов Р. А. Кибертерроризм в глобальном информационном пространстве: новые вызовы и меры противодействия // Образование и право. 2021. № 6. С. 362-366.

8. Цримов А. А. Кибертерроризм как глобальная угроза национальной безопасности // Пробелы в российском законодательстве. 2023. Т. 16. № 5. С. 133-137.

References _

1. Aripshev A.M. Modern problems of cyberterrorism and current methods of combating crimes in the field of IT technologies during the COVID-19 pandemic. Eurasian Legal Journal. 2021. No. 9 (160). Pp. 284-285.

2. Zhukov A. Z. Improvement of tools for countering cyberterrorism in modern conditions. Gaps in Russian legislation. 2021. Vol. 14. No. 5. Pp. 123-128.

3. Kobets P. N. Improving counteraction to modern challenges and threats in the field of information security of the Russian Federation emanating from international terrorist organizations. Bulletin of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022. No. 2 (101). Pp. 51-64.

4. Kostin A.V. Countering information terrorism: history and modernity. Bulletin of the Russian New University. Series: Man and Society. 2020. No. 1. Pp. 104-114.

5. Tambiev S. A., Kochesokova Z. H. International experience in countering cyberterrorism. Law and management. 2023. No. 2. Pp. 160-164.

6. Khamurzov A. T. Cyberterrorism: new challenges and counteraction measures. Journal of Applied Research. 2021. No. 3-2. Pp. 74-77.

7. Khachidogov R. A. Cyberterrorism in the global information space: new challenges and counteraction measures. Education and Law. 2021. No. 6. Pp. 362-366.

8. Tsrimov A. A. Cyberterrorism as a global threat to national security. Gaps in Russian legislation. 2023. Vol. 16. No. 5. Pp. 133-137.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.