Научная статья на тему 'ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КИБЕРТЕРРОРИСТИЧЕСКИМ УГРОЗАМ'

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КИБЕРТЕРРОРИСТИЧЕСКИМ УГРОЗАМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
35
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / КИБЕРТЕРРОРИЗМ / УГРОЗА БЕЗОПАСНОСТИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гутиева Ирина Генриховна

В статье анализируются возможности гражданского общества в противодействии кибертерроризму. Отмечается важность кибербезопасности для любого государства. Делается вывод, что для эффективной борьбы с кибертерроризмом требуются усилия не отдельно взятого государства, а объединение мировых держав. Чем активнее будет развиваться сотрудничество на любом государственном уровне, тем меньше шансов будет у преступников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVIL SOCIETY IN COUNTERING CYBERTERRORIST THREATS

The article analyzes the possibilities of civil society in counteracting cyberterrorism. The importance of cybersecurity for any state is noted. It is concluded that the effective fight against cyberterrorism requires the efforts of not a single state, but the unification of world powers. The more actively cooperation develops at any state level, the fewer chances criminals will have.

Текст научной работы на тему «ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КИБЕРТЕРРОРИСТИЧЕСКИМ УГРОЗАМ»

DOI 10.47576/2949-1878_2023_4_125 УДК 343.3

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КИБЕРТЕРРОРИСТИЧЕСКИМ УГРОЗАМ

Гутиева Ирина Генриховна,

кандидат юридических наук, заместитель начальника кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г. Нальчик, Россия, e-mail: amv_1978@mail.ru

В статье анализируются возможности гражданского общества в противодействии кибертерро-ризму. Отмечается важность кибербезопасности для любого государства. Делается вывод, что для эффективной борьбы с кибертерроризмом требуются усилия не отдельно взятого государства, а объединение мировых держав. Чем активнее будет развиваться сотрудничество на любом государственном уровне, тем меньше шансов будет у преступников.

Ключевые слова: гражданское общество; кибертерроризм; угроза безопасности; национальная безопасность; противодействие.

UDC 343.3

CIVIL SOCIETY IN COUNTERING CYBERTERRORIST THREATS

Gutieva Irina Genrikhovna,

PhD in Law, Deputy Head of the Department of State and Civil Law Disciplines, North Caucasian Institute for Advanced Studies (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia, e-mail: amv_1978@ mail.ru

The article analyzes the possibilities of civil society in counteracting cyberterrorism. The importance of cybersecurity for any state is noted. It is concluded that the effective fight against cyberterrorism requires the efforts of not a single state, but the unification of world powers. The more actively cooperation develops at any state level, the fewer chances criminals will have.

Keywords: civil society; cyberterrorism; security threat; National security; opposition.

XXI век стал веком стремительного роста технологий и появления мощной вычислительной техники. Повсеместное распространение получила международная сеть Интернет. Это позволило оцифровать большую часть информации и сделало удобными многие процедуры, требующие быстрого обмена информацией. Вместе с тем усилился и рост преступности в данной сфере. Появились такие явления, как кибертерроризм, кибервой-на, киберпреступность.

Киберпреступность не заменила собой обычных преступников, но составила немалый процент от общего числа преступлений.

Сформировать точную статистику не представляется возможным, поскольку многие киберпреступления просто не регистрируются. Однако правоохранители не оставляют попыток составить полную картину кибер-преступности [4; 5].

Кибертерроризм представляет собой угрозу, сравнимую с оружием массового поражения. Она может исходить не только от террористических организаций, но и от различных групп экстремистского толка или отдельных преступников. Иногда к таким методам нанесения вреда прибегают и спецслужбы враждующих государств.

Кибератаки случаются ежедневно, они происходят в разных уголках мира, направлены на разные цели. В основном они нарушают безопасность кибернетического пространства, похищают секретную или личную информацию. Любое развитие информационного пространства приносит не только положительный результат, но и рост угроз извне. Некоторые ученые полагают, что физический терроризм по опасности уступает кибернетическому, так как имеет возможность нанести огромный вред компьютерам, а значит, миллионам людей и даже государствам.

Явление кибертерроризма связано с развитием Интернета. Чем больше пользователей пользуется сетью, тем больше уязвимых объектов появляется. Кибертеррористы могут распространять вредоносные программы, которые помогают им облегчить доступ к данным или установить контроль над некоторыми устройствами, например компьютерами, находящимися в государственных структурах, медицинских учреждениях, транспортных организациях. Это дает возможность не только получить информацию, но и вмешаться в управление процессами, нанести не только информационный, но и материальный вред [5; 7-9].

При помощи украденной информации преступники могут вывести из строя технику, нарушить работу государственных органов, сбить с курса самолеты, поезда, корабли, создать угрозу для жизни людей. Кибертер-роризм - это подвид терроризма, который активно применяется различными группировками для нанесения атак на интересующие их объекты государств. Кроме этого, такие атаки позволяют получить ценные данные, лучше спланировать физический теракт. Кибертерроризм может наносить большой материальный и физический ущерб в зависимости от того, на какой объект было совер -шено нападение и какие доступы были получены злоумышленниками.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, понятие кибертерроризма можно сформулировать как совершение общественно опасных деяний, направленных на нарушение социальной безопасности, воздействие на органы государственной власти и принимаемые ими решения, запугивание населения при помощи информационно-телекомму-

никационных технологий. Если такие деяния повлекли общественно опасные последствия в виде гибели людей, имущественного вреда, нарушения общественной безопасности, а также работы органов государственной власти, возникла угроза совершения таких действий, то эти деяния квалифицируются как кибертерроризм.

Главный метод действия кибертеррори-стов - это кибератаки. Для их совершения они пользуются Интернетом. Целью являются различные объекты, от стабильности которых зависит функциональность инфраструктуры государства. Чаще всего это непосредственно серверы, локальные и глобальные компьютерные сети, базовые инфраструктуры. Теракты и кибератаки имеют схожие черты. Например, важно не только достижение цели, но и запугивание, которое позволяет оказывать давление и добиваться политических, социальных и экономических целей.

Проблема является глобальной для многих стран, поэтому борьба с ней приоритетна.

Сотрудники правоохранительных органов России впервые столкнулись с кибератака-ми в 1990-х годах. Также подобные преступления были отмечены в СМИ. Например, первую кибератаку совершил американский студент Кевин Митник по отношению к Пентагону. Он смог подключиться к сети ARPANet (она работала по принципу Интернета и была его предшественницей). В результате Митник получил секретные данные. Студент сумел взломать систему безопасности и открыть все файлы, принадлежащие Пентагону. Однако на тот момент не существовало каких-либо соответствующих правовых норм на такой случай, поэтому Митник получил не -большое наказание - полгода исправительного центра.

В Российской Федерации кибератаки происходят регулярно: например, за последние годы было отмечено более 300 тыс. атак, направленных на правительство, включая интернет-представительство Президента страны.

Для эффективной борьбы с кибертерро-ризмом требуются усилия не отдельно взятого государства, а объединение мировых держав. Чем активнее будет развиваться сотрудничество на любом государственном уровне, тем меньше шансов будет у злоумышленников.

Учитывая, что кибербезопасность любого государства имеет высокую уязвимость, необходимо принятие и развитие мер, которые позволили бы эффективно бороться с данным явлением. Также важную роль играют способы предупреждения киберпреступле-ний. Однако ситуация усложняется тем, что многие спецслужбы довольно часто используют кибертерроризм в своих целях, например для похищения секретных данных.

Признавая пробельность отечественного законодательства, следует отметить, что российское законодательство не единственное, где есть подобная проблема. Так, в странах Евросоюза точно так же не регламентировано сотрудничество между членами ЕС, и сама проблема кибертерроризма рассматривается весьма поверхностно, нет четких правовых актов, которые бы регулировали отношения в Интернете, а существующие акты устарели. Из-за того что четкой правовой регламентации нет, при этом не существует международной договоренности по борьбе с киберперступностью, каждая страна действует в силу своих возможностей, старается решить эту проблему самостоятельно [1; 2].

В нашей стране на данный момент создана нормативно-правовая база, которая направлена на защиту граждан и обеспечение работы государственного и административного аппарата. Основной задачей нормативно-правового регулирования является защита от кибератак государственных органов, органов местного самоуправления, а также защи -та сведений, относящихся к государственной или иной тайне, охраняемой законом Россий -ской Федерации. Основным нормативно-правовым актом, регулирующим данный вопрос, является Указ Президента от 15 января 2013 года № 31 «О создании государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации». После вступления в силу данного указа ФСБ России получило приказ разработать методику выявления кибератак и местонахождения самого террориста. Был разработан порядок обмена информацией между компьютерами, принадлежащими государственным службам и органам, а также предусмотрены меры защиты этой информации,

разработаны методические рекомендации, согласно которым осуществляется защита информационной инфраструктуры страны, направленные на формирование государственной системы выявления кибертеррори-стических атак, их предупреждения, а также ликвидации вызванных ими последствий [6; 8].

Информационные ресурсы России должны быть надежно защищены. И основным требованием является создание такой системы, при которой владельцы информации, получатели и операторы связи смогут безопасно передавать и получать данные, обеспечивать взаимодействие. Все субъекты, передающие данные, должны осуществлять свою деятельность по лицензии. Для того чтобы решить эту проблему, ученые разработали разные методы и способы. Например, необходимо предпринять следующее на международном уровне [3-6]:

- прийти к единому соглашению, которое будет принято в отношении киберпреступно-сти по всему миру;

- создать отдельный орган по борьбе с ки-бертерроризмом, который будет действовать в рамках международного права, а в каждой стране будет иметь представительство -своеобразная организация ООН, только в ки-берпространстве;

- на национальном уровне должны быть созданы механизмы, позволяющие четко регулировать отношения в виртуальном пространстве;

- необходимо разработать единый правовой механизм, который будет действовать во всех странах мира;

- разработать национальный проект, способный регулировать отношения в киберпро-странстве на всех уровнях и во всех сферах деятельности человека.

Из изложенного следует, что региональный уровень позволит быстро реагировать на возникшую атаку, включать механизм противодействия, а национальный уровень будет запускать механизм расследования преступления, если оно имеет статус международного. Таким образом, кибертерроризм, являясь новым видом преступлений для всего мира, представляет собой высокий уровень опасности для любого национального государства.

Список литературы _

1. Абазов И. С. О путях противодействия кибертеррористическим угрозам // Журнал прикладных исследований. 2022. Т. 2. № 6. С. 178-181.

2. Алексеенко О. В., Гайдук Н. В. Кибертерроризм, методы атаки и способы борьбы с ними // Цифровизация экономики: направления, методы, инструменты : сборник материалов IV всероссийской научно-практической конференции. Краснодар, 2022. С. 100-104.

3. Амирова Д. К., Габдрахманова Р. И. Кибертерроризм как современная угроза безопасности граждан // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. 2021. Т. 6. № 2 (12). С. 126-131.

4. Гедгафов М. М. Меры противодействия кибертеррористическим угрозам в условиях глобализации информационного пространства // Пробелы в российском законодательстве. 2021. Т. 14. № 4. С. 112-115.

5. Двуличанский А. В. Кибертерроризм: новые вызовы и угрозы // Киберпреступность: риски и угрозы : материалы всероссийского студенческого круглого научно-практического стола с международным участием. СПб., 2021. С. 163-166.

6. Левченко Н. В. Кибертерроризм как современная угроза человечеству // Сборник научных статей по итогам Недели российской науки в Рязанском филиале Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя. Рязань, 2022. С. 258-262.

7. Машко В. В. Кибертерроризм: понятие и проблемы противодействия // Мировой политический процесс: информационные войны и «цветные революции» : сборник материалов международной научно-практической конференции. М., 2022. С. 235-241.

8. Хамурзов А. Т. Кибертерроризм: новые вызовы и меры противодействия // Журнал прикладных исследований. 2021. № 3-2. С. 74-77.

9. Шарифов М. Дж. Кибертерроризм и его негативные последствия // Актуальные проблемы политических процессов Таджикистана : сборник научно-исследовательских статей. Душанбе, 2021. С. 194-201.

References _

1. Abazov I. S. On ways to counter cyberterrorist threats. Journal of Applied Research. 2022. Vol. 2. No. 6. Pp. 178-181.

2. Alekseenko O. V., Gaiduk N. V. Cyberterrorism, methods of attack and ways to combat them. Digitalization of the economy: directions, methods, tools: collection of materials of the IV All-Russian Scientific and practical conference. Krasnodar, 2022. Pp. 100-104.

3. Amirova D. K., Gabdrakhmanova R. I. Cyberterrorism as a modern threat to the security of citizens. Scientific notes of the Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021. Vol. 6. No. 2 (12). Pp. 126-131.

4. Gedgafov M. M. Measures to counter cyberterrorist threats in the context of globalization of the information space. Gaps in Russian legislation. 2021. Vol. 14. No. 4. Pp. 112-115.

5. Dvulichansky A.V. Cyberterrorism: new challenges and threats. Cybercrime: risks and threats: Materials of the All-Russian student round scientific and practical table with international participation. SPb., 2021. Pp. 163-166.

6. Levchenko N. V. Cyberterrorism as a modern threat to humanity. Collection of scientific articles on the results of the Week of Russian Science in the Ryazan branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot. Ryazan, 2022. Pp. 258-262.

7. Mashko V. V. Cyberterrorism: the concept and problems of counteraction. World political process: information wars and «color revolutions»: collection of materials of the international scientific and practical conference. Moscow, 2022. Pp. 235-241.

8. Khamurzov A. T. Cyberterrorism: new challenges and counteraction measures. Journal of Applied Research. 2021. No. 3-2. Pp. 74-77.

9. Sharifov M. J. Cyberterrorism and its negative consequences. Actual problems of political processes in Tajikistan: a collection of research articles. Dushanbe, 2021. Pp. 194-201.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.