ииииинюм
DOI 10.47576/2949-1878_2023_4_109 УДК 343.3
КИБЕРТЕРРОРИЗМ: ПРОБЛЕМЫ В ПОНИМАНИИ И СПОСОБАХ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
Арипшев Ахмед Мухамедович,
кандидат экономических наук, заместитель начальника кафедры огневой подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г. Нальчик, Россия, e-mail: [email protected]
В статье анализируются проблемы кибертерроризма. Рассматривается информационный терроризм как новое правовое понятие. Сделан вывод о том, что главной проблемой в противодействии киберпреступности является нехватка квалифицированных кадров, которые могли бы специализироваться именно на таких преступлениях. Решение данной проблемы лежит в плоскости создания институтов гражданского общества, которые смогут противостоять кибертерроризму и взаимодействовать с правоохранительными органами.
Ключевые слова: кибертерроризм; киберпреступность; интернет-сервисы; компьютерное обеспечение; противодействие; национальная безопасность.
UDC 343.3
CYBERTERRORISM: PROBLEMS IN UNDERSTANDING AND WAYS
TO COUNTERACT
Aripshev Ahmed Mukhamedovich,
Candidate of Economic Sciences, Deputy Head of the Fire Training Department, North Caucasian Institute for Advanced Studies (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia, e-mail: amv_1978@ mail.ru
The article analyzes the problems of cyberterrorism. Information terrorism is considered as a new legal concept. It is concluded that the main problem in combating cybercrime is the lack of qualified personnel who could specialize in such crimes. The solution to this problem lies in the creation of civil society institutions that will be able to counter cyberterrorism and interact with law enforcement agencies.
Keywords: cyberterrorism; cybercrime; Internet services; computer software; opposition; National security.
На сегодняшний день большую актуальность приобретают угрозы кибертеррори-стических атак. Это связано с тем, что кибернетическое пространство постепенно расширяется и проникает во все сферы человеческой жизнедеятельности. Компьютерные террористы, в свою очередь, не отстают в техническом развитии и применяют высокие технологии для различных диверсионных действий, несанкционированного доступа к государственной инфраструктуре, получения информации, запугивания.
Злободневность кибертерроризма набирает обороты в информационном поле Российской Федерации не только из-за растущей геополитической напряженности, но и ввиду того, что некоторые страны используют этот метод для давления и борьбы с политическими оппонентами. Они финансируют террористов за то, что те наносят вред неугодным странам и их правительству. Например, некоторые правительства могут нанимать хакеров для совершения кибератак на инфраструктуру других государств, получения информации из закрытых государственных источников.
Сам термин «кибертерроризм» появился около четырех десятков лет назад. За это время государственным структурам удалось сформировать четкое понятие этого явления, однако оно не стало универсальным для всех служб. Кибертерроризм представляет собой угрозу, сравнимую с оружием массового поражения. Она может исходить не только от террористических организаций, но и от различных групп экстремистского толка или отдельных преступников.
У разных исследователей понятие ки-бертерроризма выступает в максимально емком и понятном аспекте. Главное не истолковывать его по-разному и использовать в политическом смысле. В определение включаются четкие признаки преступления, чтобы не было возможности истолковать понятие неправильно. При выборе терминологии усилия ученых направлены на разработку понятий, которые должны подходить не только для научного изучения, но и для законодательной базы, правоприменителей. Если термин не будет максимально четким, это приведет к негативным последствиям, которые будут усложнять противодействие преступникам.
В УК РФ не закреплено понятие кибертерроризма. В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 г. № 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности» его также нет. Однако его можно найти в ст. 3 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» [1; 2]. Так, закон не определяет кибертерроризм как разновидность обычной террористической деятельности. В законодательном акте сказано, что кибертерро-ризм - это идеология насилия, которая воздействует на население путем устрашения, вмешивается в решения и действия органов государственной власти, применяет разнообразные формы насилия в киберпростран-стве. Это определение сложно назвать идеальным, так как оно не лишено логических недочетов.
В результате мы приходим к пониманию того, что данное определение не дает возможности провести различия между обычным и кибертерроризмом. Да, и те и другие действуют, исходя из своих радикальных взглядов, совершают противоправные действия, направленные на запугивание населения или вмешательство в работу органов государственной власти, давления на нее. Но вторые используют для этого высокие технологии, а первые - в основном физическое насилие.
Существуют примеры, когда организации, попадающие под понятие кибертерроризма, сами враждуют с другими террористическими организациям. Так, например, организация «Anonymous» после парижского теракта 14 ноября 2015 г. начала вражду с террористической организацией «Исламское государство». Они взломали более пяти тысяч аккаунтов, принадлежащих последнему формированию в разных социальных сетях.
Кроме того, следует обратить внимание на отсутствие единства понятия терроризма, разные исследователи вкладывают в это слово отличающийся смысл. В Федеральном законе от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» есть четкое определение терроризму [1]. Однако оно не идентично с пониманием этого термина в Договоре о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств
Юридические исследования
111
в борьбе с терроризмом (Минск, 4 июня 1999 г.).
Глобальным изучением проблемы терроризма занимается также ООН. Входящие в организацию страны на протяжении 40 лет пытаются вывести общее понимание термина, однако до сих пор не смогли договориться и выбрать то значение, которое устроило бы всех участников.
Со своей стороны считаем, что, разрабатывая формулировку для понятия «кибер-терроризм», нужно учитывать понятие информационного терроризма, который имеет не совсем четкое определение, однако оно присутствует в Соглашении между государствами, входящими в ШОС. Это соглашение действует с 2009 г. и принято для сохранения информационной безопасности в международном формате. В этом договоре информационным терроризмом считается получение информации и использование ее в террористических целях. Само понятие «информационные ресурсы» достаточно широкое и не совсем точное. Сюда может относиться любая информация и ее инфраструктура, которую необязательно можно добыть в кибер-пространстве.
Существует еще несколько теоретических проблем, которые существенно усложняют способы и меры противодействия этому явлению. В частности, это отсутствие законодательных актов, способных регулировать данный вопрос. Стоит отметить, что в Российской Федерации в принципе недостаточно развита юридическая сфера, регулирующая отношения в киберпространстве.
Другим важным вопросом является рассмотрение меры уголовной ответственности за кибертерроризм. Пока данный вопрос в законодательстве Российской Федерации не выделен в отдельную статью уголовного кодекса. Самостоятельного юридического понятия кибертерроризма в российском законодательстве просто нет. Однако существующая структура нормативно-правовых актов позволяет привлекать злоумышленников к ответственности за счет возможности расширенного толкования понятия терроризма. В настоящее время нет отдельного понятия норм, определяющих кибертерроризм как преступное деяние. Отдельные его элементы имеются в диспозициях других статей, но не в выделенной статье УК РФ. Принятие
такой статьи помогло бы повысить общественную безопасность, оказать профилактическое воздействие, направленное против кибертеррористов [4-6].
Еще одной актуальной проблемой данного явления является его международный характер. Преступники могут разрозненно находиться в любой точке мира и действовать через Интернет сообща. Это затрудняет противодействие терроризму. Такое лицо не находится в непосредственной близости к объекту атаки, из-за чего вычислить его или предотвратить нападение очень сложно. Компьютер, с которого было совершено посягательство, крайне редко находится непосредственно на объекте, кроме этого, он может быть легко перенесен или уничтожен. Кибертеррористы не всегда пользуются личными техническими средствами, они могут использовать общественно доступные, например совершить преступление, пользуясь ПК какого-нибудь компьютерного клуба.
Кроме указанного, важное значение имеют следы преступления: они сохраняются не всегда. Существует большое количество программ, позволяющих путать и даже уничтожать такие следы. Этот же момент затрудняет розыск преступников, снижает шансы их вычислить и задержать.
Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, следует заметить, что достижение какого-либо консенсуса между разными странами в области законодательства, касающегося кибертерроризма, затруднительно. Это связано не только с разнообразными разногласиями, но и с тем, что многие страны ведут друг с другом информационную войну, используют кибертерроризм для подрыва государственности политических противников.
Учитывая эти обстоятельства, Российской Федерации выгоднее сосредоточиться на договорах с отдельными странами, например на двустороннем сотрудничестве, а также использовать возможности сотрудничества с такими объединениями, как ОДКБ, ШОС, СНГ Еще одна важная проблема борьбы с кибернетическим терроризмом заключается в том, что у правоохранительных органов наблюдается дефицит технической оснащенности в виде специальных программ и компьютерного обеспечения. Из-за этого теряется время, не получается вовремя зафиксировать пре-
ступление и вычислить лиц, причастных к его совершению.
Интернет-серверы постепенно совершенствуются, развивают защиту, как и информационно-коммуникационные системы, однако часто они не успевают делать это вовремя, преступники идут на несколько шагов впереди и пользуются слабыми местами безопасности сайтов и серверов. Государство должно ужесточить политику безопасности в отношении интернет-сетей и собственных систем из-за угрозы информации, в том числе исходящей от кибертер -рористов [3; 4].
В заключение отметим, что главной проблемой в противодействии киберпреступно-сти является нехватка квалифицированных кадров, которые могли бы специализироваться именно на таких преступлениях. Решение данной проблемы лежит в плоскости создания институтов гражданского общества, которые смогут противостоять кибер-терроризму и взаимодействовать с правоохранительными органами. Последние должны направлять меры воздействия прежде всего на предотвращение и профилактику подобных преступлении и только затем уже на розыск преступников.
Список литературы-
1. Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-Ф3. URL: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_58840/ (дата обращения: 01.02.2023).
2. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2012 № 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности». URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_125957/ (дата обращения: 01.02.2023).
3. Геворгян Е. М. Кибертерроризм как угроза информационной безопасности Российской Федерации // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2021. № 6 (58). С. 118-122.
4. Кудинов В. В. Кибертерроризм: основные угрозы и проблемы правового регулирования // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. 2021. № 3 (33). С. 50-53.
5. Лобач Д. В. Кибертерроризм как нетипичное проявление (форма) терроризма в современном мире // Advances in Law Studies. 2022. Т. 10. № 3. С. 36-40.
6. Паламарчук Ю. Е. Кибертерроризм: понятие, проблемы противодействия // Интеллектуальные ресурсы -региональному развитию. 2021. № 1. С. 711-716.
References _
1. Federal Law «On Countering Terrorism» dated 06.03.2006 No. 35-FZ. URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_58840 (date of appeal: 01.02.2023).
2. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation No. 1 dated 09.02.2012 «On some issues of judicial practice in criminal cases of terrorist crimes». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_125957 (accessed: 01.02.2023).
3. Gevorgyan E. M. Cyberterrorism as a threat to information security of the Russian Federation. Skif. Questions of student science. 2021. No. 6 (58). Pp. 118-122.
4. Kudinov V. V. Cyberterrorism: the main threats and problems of legal regulation. Investigation of crimes: problems and ways to solve them. 2021. No. 3 (33). Pp. 50-53.
5. Lobach D. V. Cyberterrorism as an atypical manifestation (form) of terrorism in the modern world. Advances in Law Studies. 2022. Vol. 10. No. 3. Pp. 36-40.
6. Palamarchuk Yu. E. Cyberterrorism: concept, problems of counteraction. Intellectual resources - regional development. 2021. No. 1. Pp. 711-716.