DOI 10.47576/2712-7516_2022_11_1_87 УДК 343.4
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПО БОРЬБЕ С КИБЕРТЕРРОРИЗМОМ
Абазов Андемиркан Борисович,
кандидат юридических наук, доцент кафедры деятельности органов внутренних дел в особых условиях, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал), Краснодарский университет МВД России, г. Нальчик, Россия, e-mail: amv_1978@mail.ru
Абазова Марьяна Вячеславовна,
кандидат экономических наук, преподаватель кафедры правовых дисциплин, Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет, г. Нальчик, Россия
Файрушин Тимур Аликович,
старший преподаватель кафедры огневой и тактико-специальной подготовки, Уфимский юридический институт, г. Уфа, Россия
Актуальность исследования обусловливается ростом случаев использования информационно-коммуникационных технологий в противоправных целях, а именно совершения кибертерроризма -одного из опасных проявлений киберпреступности. Эффективная борьба с кибертерроризмом возможна только посредством консолидации усилий всех мировых держав. Установлено, что угроза национальной безопасности исходит со стороны неконтролируемого функционирования и развития компьютерных технологий. Особая опасность таится не столько в количественном росте преступности, сколько в масштабах распространения данного явления в самых различных сферах. Сделан вывод, что, поддерживая и совершенствуя международное сотрудничество в борьбе с кибертерроризмом, Российская Федерация встанет на путь обеспечения информационной безопасности в целом.
Ключевые слова: кибертерроризм; киберпреступление; цифровые продукты; международное сотрудничество; борьба.
UDC 343.4
IMPROVING THE ACTIVITIES OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES IN COMBATING CYBERTERRORISM
Abazov Andemirkan Borisovich,
PhD in Law, Associate Professor of the Department of Internal Affairs in Special Conditions, North Caucasian Institute for Advanced Studies (branch), the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia, e-mail: amv_1978@mail.ru
Abazova Maryana Vyacheslavovna,
Candidate of Economic Sciences, Lecturer at the Department of Legal Disciplines, Kabardino-Balkarian State Agrarian University, Nalchik, Russia
Fayrushin Timur Alikovich,
Senior Lecturer of the Department of Fire and Tactical Special Training, The Ufa Law Institute, Ufa, Russia
The relevance of the study is determined by the growth in cases of the use of information and communication technologies for illegal purposes, namely the commission of cyberterrorism - one of the dangerous manifestations of cybercrime. An effective fight against cyberterrorism is possible only through the consolidation of the efforts of all world powers. It has been established that the threat to national security comes from the uncontrolled functioning and development of computer technologies. A particular danger lies not so much in the quantitative growth of crime, but in the scale of the spread of this phenomenon in various fields. It is concluded that by maintaining and improving international cooperation in the fight against cyberterrorism, the Russian Federation will embark on the path of ensuring information security in general.
Keywords: cyberterrorism;cybercrime; digital products; the international cooperation; struggle.
Возросший уровень террористической активности на современном этапе является одной из важнейших глобальных угроз социальному и экономическому развитию государства и общества. Еще более серьезные последствия имеют атаки, совершаемые с использованием информационно-коммуникационных технологий, поскольку ареал их действия распространяется сразу на несколько государств, из-за чего обостряется геополитическая картина соседних стран.
Поэтому в целях недопущения развития подобных событий правоохранительными структурами Российской Федерации осуществляется взаимодействие с субъектами рассматриваемой деятельности не только на межведомственном, но и международном уровне, с привлечением к сотрудничеству представителей зарубежных правоохранительных структур [2; 9; 10].
Особенность киберпространства заключается в том, что здесь возможны самые разнообразные компьютерные атаки. Кибепре-ступниками постоянно изобретаются новые способы совершения киберпреступлений. Особенно развился кибертерроризм. При этом совершаемые преступления отличаются по своей природе. В частности, часть из них совершается с целью извлечения прибыли, другая - организации атак на информационные системы и причинение вреда отдельным лицам, организациям, государственным структурам. Есть еще категория преступлений, связанных с подрывом государственности и кибернетическим терроризмом.
Таким образом, при оценке компьютерных преступлений можно определить их варьирование от преступных атак (например, заражение вирусом отдельных компьютеров и систем) до более сложных угроз в виде ки-бертерроризма.
Современный мир с нарастающей частотой сообщает нам о случаях использования
информационно-коммуникационных технологий и систем участниками международных террористических организаций, деятельность которых направлена на совершение кибертерроризма - одного из опасных проявлений киберпреступности [2; 4].
При характеристике кибертерроризма следует понимать, что он является производным от двух терминов - «киберпространство» и «терроризм». Так, кибепространством принято называть информационное пространство, а терроризмом - определение, используемое в федеральном законе «О противодействии терроризму» [1].
Зарубежная уголовно-правовая наука и практика содержат несколько определений кибертерроризма. В частности, специалист Центра стратегических и международных исследований аналитического института Дж. Льюис детерминирует кибертерроризм в качестве использования компьютерных сетей для воздействия на объекты критической информационной инфраструктуры (энергетические, транспортные, государственные) с целью оказания давления на правительственные структуры или устрашение мирного населения.
Уголовное законодательство ни нашей страны, ни за рубежом до сих пор не ввело официального понятия «кибертерроризм». В обобщенном виде в число указанных деяний включаются различные проявления террористических угроз в цифровом пространстве, ведение кибервойн, а также иные виды компьютерных преступлений, таящих в себе террористическую угрозу. Проявление ки-бертерроризма сегодня является проблемой глобального значения. В мире практически не осталось государств, не столкнувшихся с ней. Причем эффективная борьба возможна только посредством консолидации усилий всех мировых держав.
Цифровизация как явление XXI века детерминирует необходимость беспере-
бойного и безопасного функционирования киберпространства. У любого явления имеются две стороны. Так, при очевидных плюсах цифровизации нужно указать и на ее минусы. В числе главных негативных атрибутов цифровизации правоохранителями названы кибербезопасность и кибер-преступность, которые ставят под угрозу информационную безопасность, что напрямую угрожает всей системе безопасности современных государств. Российская Федерация, в лице органов государственной власти, выражает готовность к сотрудничеству с международными партнерами по вопросам обеспечения международной информационной безопасности. Наша страна заинтересована в решении данной проблемы. Также Российская Федерация ратифицирует целесообразность выработки инструментов контроля по невмешательству во внутренние дела государств в киберпро-странстве.
Угроза национальной безопасности исходит со стороны неконтролируемого функционирования и развития компьютерных технологий. Особая опасность таится не столько в количественном росте преступности, сколько в масштабах распространения данного явления в самых различных сферах. Все чаще правоохранители отмечают случаи поступления угроз цифровой и психологической безопасности членов правительства, государственных служащих, гражданских активистов, научной и творческой интеллигенции, журналистов. Также в отчетах МВД России отмечается, что на защитников конституционного строя совершаются онлайн-атаки, против них организуются целые кампании по распространению фейко-вой информации. Для этого онлайн-агрессо-рами используются все доступные методы информационной войны - распространяются ложные слухи, фальсифицируются фото- и видеоматериалы, публикуются оскорбительные мемы, бездоказательные обвинения и т. д. Все это делается с одной целью - нанести ущерб репутации [4; 5].
В связи с этим в правоохранительной системе должна выстроиться эффективная и слаженная работа по предупреждению и предотвращению кибератак террористов. Данные мероприятия должны стать приоритетной задачей всех субъектов, обеспечивающих безопасность телекоммуникационных
и информационных систем. Цифровые продукты и услуги, разрабатываемые и производящиеся в нашей стране, должны стать самыми безопасными в мире. Достижению этого способствует объединение усилий всех структур, задействованных в области телекоммуникации, в том числе государственного и частного научного сообщества, инновационных центров, кластеров, НИИ и т. п., с целью приложения максимальных усилий в сфере обеспечения кибербезопасности. Для решения указанных задач они должны быть готовы выделить конкретные средства: трудовые, материальные, кадровые и т. д. Совокупность указанных мер позволит организовать систему независимой оценки уровня безопасности и надежности цифровых продуктов и услуг, чтобы в дальнейшем их можно было предложить потенциальным пользователям.
По оценке правоохранительных структур, противодействие кибертерроризму будет эффективнее, если начать его на региональных уровнях. Это обусловлено тем, что страны, вынужденные сотрудничать для борьбы с киберпреступностью, затрагивают суверенитет государств, ограничивая их в области уголовного права и защиты информации. А успешное сотрудничество возможно лишь в регионах с высоким уровнем политического доверия между странами (например, страны СНГ) [4; 6; 7]. '
Немаловажное значение имеет и международное право в вопросах противодействия кибертерроризму. Приоритетом в рассматриваемой сфере по международно-правовому регулированию выступает определение: состава кибертерроризма, правил относительно юрисдикции стран по отношению к кибертер-роризму, мер противодействия данному явлению, форм и алгоритмов межгосударственного сотрудничества по оказанию правовой помощи по делам, связанным с кибертерро-ризмом. Еще одним основанием необходимости взаимодействия с иностранными государствами по борьбе с кибертерроризмом является транснациональный характер ки-беррисков. В связи с этим считаем целесообразным проработать возможность создания в масштабах СНГ сети международных центров по борьбе с кибертерроризмом [3; 8; 9].
На сегодняшний день в рамках СНГ действует соглашение о сотрудничестве по
борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации (2001), в котором регламентированы вопросы ответственности за совершение рассматриваемых преступлений. Также в соглашении раскрыты формы и содержательные аспекты сотрудничества государств - участников СНГ в рассматриваемой сфере, алгоритмы направления и исполнения запросов об оказании правовой помощи. Однако при всей положительности данного соглашения, все же оно не лишено недостатков. Это касается узости предмета его регулирования, поскольку противоправные деяния в сфере компьютерной информации, по сути, являются структурным элементом киберпреступности. Отсюда можно заключить, что процессы институонализа-ции кибертеррора детерминируются в самостоятельное направление противодействия данной преступности. Следовательно, данный процесс может стать основой для организации необходимого международного
сотрудничества по борьбе с указанным преступлением (в том числе и в рамках СНГ). Решение данной задачи лежит в плоскости сосредоточения совместных усилий научных и образовательных организаций СНГ на проработке исследований по рассматриваемой проблематике и тем самым облегчить законодательным органам и принятие соответствующих международно-правовых актов по противодействию кибертерроризму [3; 4; 10].
В заключение отметим, что для эффективной борьбы с кибертерроризмом в обязательном порядке следует учитывать накопленный отечественный и зарубежный опыт. Ее следует построить на принципах целенаправленности, системности и устойчивости. Поддерживая и совершенствуя международное сотрудничество в борьбе с кибертерро-ризмом, Российская Федерация встанет на путь обеспечения информационной безопасности в целом.
Список литературы_
1. Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-Ф3. URL: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_58840/ (дата обращения: 05.09.2022).
2. Абазов И. С. О путях противодействия кибертеррористическим угрозам // Журнал прикладных исследований. 2022. Т. 2. № 6. С. 178-181.
3. Гедгафов М. М. Меры противодействия кибертеррористическим угрозам в условиях глобализации информационного пространства // Пробелы в российском законодательстве. 2021. Т. 14. № 4. С. 112-115.
4. Кобец П. Н. Совершенствование деятельности правоохранительных органов государств-участников СНГ по борьбе с кибертерроризмом в условиях информационной глобализации // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. 2022. Т. 7. № 1 (13). С. 51-57.
5. Кудинов В. В. Кибертерроризм: основные угрозы и проблемы правового регулирования // Военно-юридический журнал. 2021. № 9. С. 7-9.
6. Кузнецова Ю. А. Информационная безопасность государства // Вестник молодых ученых Самарского государственного экономического университета. 2022. № 2 (46). С. 42-43.
7. Малаев А. Х. Об актуальных проблемах противодействия кибертеррористическим угрозам в условиях цифровой трансформации // Пробелы в российском законодательстве. 2022. Т. 15. № 4. С. 214-218.
8. Могушков А. А. Кибертерроризм как глобальная угроза международной информационной безопасности // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей LVII Международной научно-практической конференции. В 2 ч. Пенза, 2022. С. 58-60.
9. Теуважуков А. Х., Хитиева А. Ж. Совершение кибертеррористических преступлений в сети интернет: пути выявления и противодействия // Журнал прикладных исследований. 2022. Т. 1. № 9. С. 72-75.
10. Хачидогов Р. А. Кибертерроризм в глобальном информационном пространстве: новые вызовы и меры противодействия // Образование и право. 2021. № 6. С. 362-366.
References_
1. Federal Law «On Countering Terrorism» dated 06.03.2006 No. 35-FZ. URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_58840 / (accessed: 05.09.2022).
2. Abazov I. S. On ways to counter cyberterrorist threats. Journal of Applied Research. 2022. Vol. 2. No. 6. pp. 178-181.
3. Gedgafov M. M. Measures to counter cyberterrorist threats in the context of globalization of the information space. Gaps in Russian legislation. 2021. Vol. 14. No. 4. pp. 112-115.
4. Kobets P. N. Improving the activities of law enforcement agencies of the CIS member states in combating cyberterrorism in the context of information globalization. Scientific notes of the Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022. Vol. 7. No. 1 (13). pp. 51-57.
5. Kudinov V. V. Cyberterrorism: the main threats and problems of legal regulation. Military Law Journal. 2021. No. 9. pp. 7-9.
6. Kuznetsova Yu. A. Information security of the state. Bulletin of Young Scientists of Samara State University of Economics. 2022. No. 2 (46). pp. 42-43.
7. Malaev A. H. On the actual problems of countering cyberterrorist threats in the context of digital transformation. Gaps in Russian legislation. 2022. Vol. 15. No. 4. pp. 214-218.
8. Mogushkov A. A. Cyberterrorism as a global threat to international information security. Fundamental and applied scientific research: topical issues, achievements and innovations: collection of articles of the LVII International Scientific and Practical Conference. At 2 p.m. Penza, 2022. pp. 58-60.
9. Teuvazhukov A. H., Khitieva A. J. Commission of cyberterrorist crimes on the Internet: ways to identify and counteract. Journal of Applied Research. 2022. Vol. 1. No. 9. pp. 72-75.
10. Khachidogov R. A. Cyberterrorism in the global information space: new challenges and counteraction measures. Education and Law. 2021. No. 6. pp. 362-366.