Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ КИБЕРТЕРРОРИЗМА И НЕКОТОРЫХ СПОСОБАХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ'

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ КИБЕРТЕРРОРИЗМА И НЕКОТОРЫХ СПОСОБАХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
160
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
кибертерроризм / преступление / идеология насилия / противодействие / уголовная ответственность / кибератака / диверсия.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тарчоков Б.А.

У разных исследователей понятие «кибертерроризма» выступает в максимально емком и понятном аспекте. Главное не истолковывать его по-разному и использовать в политическом смысле. В определение включаются четкие признаки преступления, чтобы не было возможности истолковать понятие неправильно. При выборе терминологии усилия ученых направлены на разработку понятий, которые должны подходить не только для научного изучения, но и для законодательной базы, правоприменителей. Если термин не будет максимально четким, это приведет к негативным последствиям, которые будут усложнять противодействие преступникам. В законодательном акте сказано, что кибертерроризм – это идеология насилия, которая воздействует на население путем устрашения, вмешивается в решения и действия органов государственной власти, применяет разнообразные формы насилия в киберпространстве. Это определение сложно назвать идеальным, так как оно не лишено логических недочетов. В результате мы приходим к пониманию того, что данное определение не дает провести различий между обычным и кибертерроризмом. Кроме того, следует обратить внимание на отсутствие единства понятия терроризма также, разные исследователи вкладывают в это слово отличающийся смысл, а в Федеральном законе от 6 марта 2006 г. No 35-ФЗ «О противодействии терроризму» есть четкое определение терроризму. Однако оно не идентично с пониманием этого термина в Договоре о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом. Другим важным вопросом является рассмотрение меры уголовной ответственности за кибертерроризм. Пока данный вопрос в законодательстве Российской Федерации не выделен в отдельную статью Уголовного кодекса. Самостоятельного юридического понятия кибертерроризма в российском законодательстве просто нет. Однако существующая структура нормативно-правовых актов позволяет привлекать злоумышленников к ответственности за счет возможности расширенного толкования понятия терроризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ КИБЕРТЕРРОРИЗМА И НЕКОТОРЫХ СПОСОБАХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ»

ТАРЧОКОВ Беслан Алексеевич,

кандидат экономических наук, полковник полиции, начальник кафедры деятельности ОВД в особых условиях, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, e-mail: amv_1978@mail.ru

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ КИБЕРТЕРРОРИЗМА И НЕКОТОРЫХ СПОСОБАХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

Аннотация. У разных исследователей понятие «кибертерроризма» выступает в максимально емком и понятном аспекте. Главное не истолковывать его по-разному и использовать в политическом смысле. В определение включаются четкие признаки преступления, чтобы не было возможности истолковать понятие неправильно. При выборе терминологии усилия ученых направлены на разработку понятий, которые должны подходить не только для научного изучения, но и для законодательной базы, правоприменителей. Если термин не будет максимально четким, это приведет к негативным последствиям, которые будут усложнять противодействие преступникам. В законодательном акте сказано, что кибертерроризм - это идеология насилия, которая воздействует на население путем устрашения, вмешивается в решения и действия органов государственной власти, применяет разнообразные формы насилия в киберпространстве. Это определение сложно назвать идеальным, так как оно не лишено логических недочетов. В результате мы приходим к пониманию того, что данное определение не дает провести различий между обычным и кибертерроризмом. Кроме того, следует обратить внимание на отсутствие единства понятия терроризма также, разные исследователи вкладывают в это слово отличающийся смысл, а в Федеральном законе от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» есть четкое определение терроризму. Однако оно не идентично с пониманием этого термина в Договоре о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом. Другим важным вопросом является рассмотрение меры уголовной ответственности за кибертерроризм. Пока данный вопрос в законодательстве Российской Федерации не выделен в отдельную статью Уголовного кодекса. Самостоятельного юридического понятия кибертер-роризма в российском законодательстве просто нет. Однако существующая структура нормативно-правовых актов позволяет привлекать злоумышленников к ответственности за счет возможности расширенного толкования понятия терроризма.

Ключевые слова: кибертерроризм, преступление, идеология насилия, противодействие, уголовная ответственность, кибератака, диверсия.

TARCHOKOV Beslan Alekseevich,

Candidate of Economic Sciences, Colonel of Police Head of the Department of Internal Affairs in Special Conditions, North Caucasus Institute of Advanced Training (branch) of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

COUNTERING THE SPREAD OF EXTREMISM ON THE INTERNET

Annotation. For different researchers, the concept of "cyberterrorism" appears in the most capacious and understandable aspect. The main thing is not to interpret it differently and use it in a political sense. The definition includes clear signs of a crime so that it is not possible to misinterpret the concept. When choosing terminology, the efforts of scientists are aimed at developing concepts that should be suitable not only for scientific study, but also for the legislative framework, law enforcers. If the term is not as clear as possible, this will lead to negative consequences that will complicate the fight against criminals. The legislative act states that cyberterrorism is an ideology of violence that affects the population by intimidation, interferes with the decisions and actions of state authorities, and uses various forms of violence in cyberspace. This definition can hardly be called ideal, since it is not without logical flaws. As a result, we come to understand that this definition does not distinguish between conventional and cyber terrorism. In addition, attention should be paid

чтттжжжжжжжжжжжжтттттттяетmimmmsmmmmmmmmmmmmmmmmmmmiiim^

DOI: 10.24412/2224-9133-2023-2-170-174 NIION: 2021-0079-2/23-100 MOSURED: 77/27-025-2023-02-100

to the lack of unity of the concept of terrorism as well, different researchers put a different meaning into this word, and in the Federal Law of March 6, 2006 No. 35-FZ "On Countering Terrorism" there is a clear definition of terrorism. However, it is not identical with the understanding of this term in the Treaty on Cooperation between the States Members of the Commonwealth of Independent States in the fight against terrorism. Another important issue is the consideration of criminal liability for cyberterrorism. So far, this issue has not been singled out in a separate article of the Criminal Code in the legislation of the Russian Federation. There is simply no independent legal concept of cyberterrorism in Russian legislation. However, the existing structure of legal acts makes it possible to hold malefactors accountable due to the possibility of an expanded interpretation of the concept of terrorism.

Key words: cyberterrorism, crime, ideology of violence, counteraction, criminal liability, cyberattack, sabotage.

Постановка проблемы. На сегодняшний день большую актуальность приобретают угрозы кибертеррористических атак. Это связано с тем, что кибернетическое пространство постепенно расширяется и проникает во все сферы человеческой жизнедеятельности. Компьютерные террористы, в свою очередь, не отстают в техническом развитии и применяют высокие технологии для различных диверсионных действий, несанкционированного доступа к государственной инфраструктуре, получения информации, запугивания.

Злободневность кибертерроризма набирает обороты в информационном поле Российской Федерации не только из-за растущей геополитической напряженности, но и ввиду того, что некоторые страны используют этот метод для давления и борьбы с политическими оппонентами. Они финансируют террористов за то, что те наносят вред неугодным странам и их правительству. Например, некоторые правительства могут нанимать хакеров для совершения кибератак на инфраструктуру других государств, получения информации из закрытых государственных источников.

Методология исследования. Сам термин «кибертерроризм» появился около четырех десятков лет назад. За это время государственным структурам удалось сформировать четкое понятие этого явления, однако оно не стало универсальным для всех служб. Кибертерроризм представляет собой угрозу, сравнимую с оружием массового поражения. Она может исходить не только от террористических организаций, но и от различных групп экстремистского толка или отдельных преступников [3; 4].

У разных исследователей понятие «кибер-терроризма» выступает в максимально емком и понятном аспекте. Главное не истолковывать его по-разному и использовать в политическом смысле. В определение включаются четкие признаки преступления, чтобы не было возможности истолковать понятие неправильно. При выборе терминологии усилия ученых направлены на разработку понятий, которые должны подходить не

только для научного изучения, но и для законодательной базы, правоприменителей. Если термин не будет максимально четким, это приведет к негативным последствиям, которые будут усложнять противодействие преступникам.

В Уголовном кодексе РФ не закреплено понятие кибертерроризма. В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 года № 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности» его также нет. Однако можно найти его в ст. 3 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму». Так, закон не определяет кибертерроризм как разновидность обычной террористической деятельности [1; 2]. В законодательном акте сказано, что кибертерроризм - это идеология насилия, которая воздействует на население путем устрашения, вмешивается в решения и действия органов государственной власти, применяет разнообразные формы насилия в киберпространстве. Это определение сложно назвать идеальным, так как оно не лишено логических недочетов.

В результате мы приходим к пониманию того, что данное определение не дает провести различий между обычным и кибертерроризмом. Да, и те и другие действуют, исходя из своих радикальных взглядов, совершают противоправные действия, направленные на запугивание населения или вмешательство в работу органов государственной власти, давления на нее. Но вторые используют для этого высокие технологии, а первые - в основном физическое насилие.

Существуют примеры, когда организации, попадающие под понятие кибертерроризма, сами враждуют с другими террористическими организациям. Так, например, организация «Anonymous» после парижского теракта 14 ноября 2015 г. начала вражду с террористической организацией «Исламское государство». Они взломали более 5 тысяч аккаунтов, принадлежащих последнему формированию в разных социальных сетях.

Кроме того, следует обратить внимание на отсутствие единства понятия терроризма также,

разные исследователи вкладывают в это слово отличающийся смысл, а в Федеральном законе от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» есть четкое определение терроризму. Однако оно не идентично с пониманием этого термина в Договоре о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом (Минск, 4 июня 1999 г.).

Глобальным изучением проблемы терроризма занимается также ООН. Входящие в организацию страны на протяжении 40 лет пытаются вывести общее понимание термина, однако до сих пор не смогли договориться и выбрать то значение, которое устроило бы всех участников.

Со своей стороны, считаем, что, разрабатывая формулировку для понятия «кибертерро-ризм», нужно учитывать понятие информационного терроризма, который имеет не совсем четкое определение, однако оно присутствует в Соглашении между государствами, входящими в ШОС. Это соглашение действует с 2009 года и принято для сохранения информационной безопасности в международном формате. В этом договоре информационным терроризмом считается получение информации и использование ее в террористических целях. Само понятие «информационные ресурсы» достаточно широкое и не совсем точное. Сюда может относиться любая информация и ее инфраструктура, которую необязательно можно добыть в киберпро-странстве.

Существует еще несколько теоретических проблем, которые существенно усложняют способы и меры противодействия этому явлению. В частности, это отсутствие законодательных актов, способных регулировать данный вопрос. Стоит отметить, что в Российской Федерации в принципе недостаточно развита юридическая сфера, регулирующая отношения в киберпро-странстве [7-9].

Другим важным вопросом является рассмотрение меры уголовной ответственности за кибертерроризм. Пока данный вопрос в законодательстве Российской Федерации не выделен в отдельную статью Уголовного кодекса. Самостоятельного юридического понятия кибертерро-ризма в российском законодательстве просто нет. Однако существующая структура нормативно-правовых актов позволяет привлекать злоумышленников к ответственности за счет возможности расширенного толкования понятия терроризма. В настоящее время нет отдельного понятия норм, определяющих кибертерроризм как преступное деяние. Отдельные его элементы имеются в диспозициях других статей, но не в выделенной статье УК РФ. Принятие такой статьи помогло бы повысить общественную безопас-

ность, оказать профилактическое воздействие, направленное против кибертеррористов.

Еще одной актуальной проблемой данного явления является его международный характер. Преступники могут разрозненно находиться в любой точке мира и действовать через интернет сообща. Это затрудняет противодействие терроризму. Такое лицо не находится в непосредственной близости к объекту атаки, из-за чего установить его или предотвратить нападение очень сложно. Компьютер, с которого было совершено посягательство, крайне редко находится непосредственно на объекте, кроме этого, он может быть легко перенесен или уничтожен. Также кибертеррористы не всегда пользуются личными техническими средствами, они могут использовать общественно доступные, например, совершить преступление, пользуясь электронным устройством какого-нибудь заведения, где компьютеры с доступом в интернет предоставляются в пользование за плату.

Кроме указанного важное значение имеют следы преступления и нередко возникают определенные проблемы с их сохранением. В настоящее время существует большое количество программ, позволяющих путать и уничтожать такие следы, что в свою очередь затрудняет розыск преступников, снижает шансы их установления и задержания.

Принимая во внимание вышеизложенное, следует отметить, что достижение какого-либо консенсуса между разными странами мира в области законодательства, касающегося кибер-терроризма, затруднительно. Это связано не только с разнообразными разногласиями, но и тем, что многие страны ведут друг с другом информационную войну, используют кибертерро-ризм для подрыва государственности политических противников. Учитывая эти обстоятельства, Российской Федерации выгоднее сосредоточиться на договорах с отдельными странами, например, на двустороннем сотрудничестве, а также использовать возможности сотрудничества с такими объединениями как ОДКБ, ШОС, СНГ.

Еще одна важная проблема борьбы с кибернетическим терроризмом заключается в том, что у правоохранительных органов наблюдается дефицит технической оснащенности в виде специального программного обеспечения. Из-за этого теряется время, не получается вовремя и в полном объеме задокументировать преступление и установить лиц, причастных к его совершению [6].

Функционирование интернет-серверов постепенно совершенствуется, как совершенствуются и информационно-коммуникационные системы, развивается их защищенность, однако,

зачастую это делается не своевременно, преступники идут на несколько шагов впереди и пользуются слабыми местами систем безопасности сайтов и серверов. Государству необходимо ужесточить политику безопасности в отношении интернет-сетей и собственных систем из-за противоправных угроз защищенности информации, в том числе исходящих от кибер-террористов.

В первую очередь государство должно уделить внимание безопасности информационных инфраструктур, систем управления, до которых могут добраться преступники. Одним из таких эффективных решений в области противодействия терроризму является использование технологии распределенных реестров, децентрализованной идентификации и аутентификации. Другой актуальной проблемой при анализе пробелов в противодействии киберпреступности является нехватка квалифицированных кадров, которые

могли бы специализироваться на защите именно от таких преступных посягательств [5]. Государством должны создаваться и поощряться отдельные институты гражданского общества, которые смогут противостоять кибертерроризму и эффективно взаимодействовать с правоохранительными органами в этом направлении. Последние должны направлять меры воздействия, прежде всего на предотвращение и профилактику подобных преступлений и затем уже на установление и розыск преступников [10].

Заключение. Таким образом, к мерам предупреждения необходимо отнести повышение качественного уровня специального образования в области кибербезопасности, достижение наиболее полного понимания механизмов и особенностей функционирования киберпространства, всестороннее освещение проблемы кибертерро-ризма и привлечение к ней внимания широкой общественности.

Список литературы:

[1] Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 г. № 35-Ф3 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58840/

[2] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 г. № 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LA W_12595 7/

[3] Абазов И.С. О путях противодействия кибертеррористическим угрозам //Журнал прикладных исследований. 2022. Т. 2. № 6. С. 178-181.

[4] Геворгян Е.М. Кибертерроризм как угроза информационной безопасности Российской Федерации // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2021. № 6 (58). С. 118-122.

[5] Кудинов В.В. Кибертерроризм: основные угрозы и проблемы правового регулирования // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. 2021. № 3 (33). С. 50-53.

[6] Лобач Д.В. Кибертерроризм как нетипичное проявление (форма) терроризма в современном мире // Advances in Law Studies. 2022. Т. 10. № 3. С. 36-40.

[7] Малаев А.Х. Об актуальных проблемах противодействия кибертеррористическим угрозам в условиях цифровой трансформации // Пробелы в российском законодательстве. 2022. Т. 15. № 4. С. 214-218.

[8] Паламарчук Ю.Е. Кибертерроризм: понятие, проблемы противодействия // Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. 2021. № 1. С. 711-716.

[9] Сосновская Ю.Н., Маркина Э.В .Современный кибертерроризм как угроза национальной безопасности // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 2. С. 206-210.

[10] Цримов A.A. Кибертерроризм: проблемы выявления и доказывания // Журнал прикладных исследований. 2023. № 2. С. 154-157.

Spisok literatury:

[1] Federal'nyj zakon «O protivodejstvii terrorizmu» ot 06.03.2006 g. № 35-FZ [Elektronnyj resurs] // Rezhim dostupa: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58840/

[2] Postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda RF ot 09.02.2012 g. № 1 «O nekotoryh voprosah sudeb-noj praktiki po ugolovnym delam o prestupleniyah terroristicheskoj napravlennosti» [Elektronnyj resurs] // Rezhim dostupa: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_125957/

[3] Abazov I.S. O putyah protivodejstviya kiberterroristicheskim ugrozam // ZHurnal prikladnyh issledo-vanij. 2022. T. 2. № 6. S. 178-181.

[4] Gevorgyan E.M. Kiberterrorizm kak ugroza informacionnoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii // Skif. Voprosy studencheskoj nauki. 2021. № 6 (58). S. 118-122.

[5] Kudinov V.V. Kiberterrorizm: osnovnye ugrozy iproblemypravovogo regulirovaniya//Rassledovanie prestuplenij: problemy i puti ih resheniya. 2021. № 3 (33). S. 50-53.

[6] Lobach D.V. Kiberterrorizm kak netipichnoe proyavlenie (forma) terrorizma v sovremennom mire // Advances in Law Studies. 2022. T. 10. № 3. S. 36-40.

[7] Malaev A.H. Ob aktual'nyh problemah protivodejstviya kiberterroristicheskim ugrozam v usloviyah cifrovoj transformacii// Probely v rossijskom zakonodatel'stve. 2022. T. 15. № 4. S. 214-218.

[8] Palamarchuk YU.E. Kiberterrorizm: ponyatie, problemy protivodejstviya // Intellektual'nye resursy -regional'nomu razvitiyu. 2021. № 1. S. 711-716.

[9] Sosnovskaya YU.N., Markina E.V.Sovremennyj kiberterrorizm kak ugroza nacional'noj bezopasnosti // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2022. № 2. S. 206-210.

[10] Crimov A.A. Kiberterrorizm: problemy vyyavleniya i dokazyvaniya // ZHurnal prikladnyh issledovanij. 2023. № 2. S. 154-157.

'■¡mmmmmmmmmmmmmmmm^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.