DOI 10.47576/2949-1878_2023_4_138 УДК 343
АДАПТАЦИЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОТНОСИТЕЛЬНО ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ
Манукян Алинэ Романовна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г. Нальчик, Россия, e-mail: [email protected]
В статье анализируется проблема адаптации уголовного законодательства к новым видам преступлений. Отмечается рост киберпреступлений по всему миру. В современном российском законодательстве существует серьезный пробел, так как многие понятия преступной деятельности в нем не отражены. Поэтому внесение изменений в уголовное законодательство, принятие мер по борьбе с киберпреступностью в целом и кибертерроризмом в частности является необходимостью, исходящей из реалий современного общества.
Ключевые слова: информационные технологии; киберпреступность; криминализация телекоммуникационных систем; дискредитация политических институтов власти; подрыв доверия к власти; кибертерроризм;противодействие преступности.
UDC 343
ADAPTATION OF CRIMINAL LEGISLATION REGARDING CRIMES COMMITTED WITH THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES
Manukyan Aline Romanovna,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of State and Civil Law Disciplines, North Caucasian Institute for Advanced Studies (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia, e-mail: [email protected]
The article analyzes the problem of adapting criminal legislation to new types of crimes. There has been an increase in cybercrime around the world. There is a serious gap in modern Russian legislation, since many concepts of criminal activity are not reflected in it. Therefore, the introduction of changes in criminal legislation, the adoption of measures to combat cybercrime and cyberterrorism, in particular, is a necessity based on the realities of modern society.
Keywords: information technologies; cybercrime; criminalization of telecommunication systems; discrediting political institutions of power; undermining trust in government; cyberterrorism; countering crime.
Технический прогресс порождает не только блага, но и определенные опасности, например, связанные с ростом киберпреступности. Негативные явления в виде криминализации телекоммуникационных систем требуют подробного и внимательного рассмотрения, разработки ответных мер. Объектами посягательств могут стать не только данные, но и физические объекты, имеющие с ними непосредственную связь. Данные могут не иметь физического выражения, однако, попадая не в те руки, могут наносить серьезный ущерб правообладателю или широкому кругу лиц. Киберпреступники могут приносить большой материальный и физический ущерб, при этом совершенные ими преступления сложно расследовать, так как они практически не имеют физических следов.
Террористическая деятельность - это необязательно вооруженные преступники, они могут действовать и через кибернетическое пространство. Для террористической атаки организации совершают следующие действия:
- Вербовка новых членов и их обучение.
- Пропаганда террористической идеи, распространение информации о ней.
- Распространение различных материалов, информации, подготовленных террористической организацией. Они могут оправдывать террористическую деятельность или призывать к ней, иметь обучающий характер, например описывать, как собрать бомбу.
Многие люди воспринимают проблему терроризма исключительно с ее физической стороны, когда деструктивное воздействие оказывается на людей или физические объекты другого характера. Они могут вызывать массовую гибель людей, например взрыв в многолюдном месте. Эти действия всегда направлены на дестабилизацию органов власти. Однако это не совсем правильное понимание, так как понятие теракта шире. Действия могут быть направлены на запугивание власти или населения, однако не проявляться в физической форме. Речь идет о кибертерроризме. Терроризм - это определенные политические взгляды, идеология, сторонники которой могут использовать психическое и физическое насилие для достижения своих целей [2-4].
Необходимо уделить повышенное внимание тем рискам, которые появляются за счет
действий террористов и политически активных граждан, имеющих цель дестабилизировать государство, органы государственной власти, работу местных самоуправлений. Такие действия преступников имеют направленное воздействие на массы, психику отдельных индивидуумов. Их целью является дискредитации политических институтов власти, подрыв доверия к власти, создание неуверенности в будущем.
Телекоммуникационные системы стали играть важнейшую роль для современного общества, без них невозможно совершение многих операций. Вычислительная техника используется не только дома, но и во всех учреждениях, начиная от детских садов и заканчивая банками и государственными органами. Киберпространство имеет слабую защищенность, вред злоумышленники могут нанести при помощи специальных программ и иных средств. Слабая степень защиты связана не только с уязвимостью самой системы, но и тем, что многие пользователи игнорируют доступные средства защиты, имеют низкую компьютерную грамотность.
25.09.2018 состоялось открытие 73-й сессии Генассамблеи ОНН. Генеральный секретарь ООН отметил, что необходимо разработать законы, которые смогли бы обеспечивать регулирование отношений в киберпространстве, а также обеспечить защиту информации, в частности в Интернете. Необходимо разрабатывать новые способы защиты пользователей, при этом не только от хищений денежных средств, но и других видов преступлений, таких как распространение ложной информации, терроризма, оскорблений. Ежегодно по всему миру ки-берпреступность наносит ущерб, равный 1,5 трлн долларов США. Кроме этого, киберпре-ступность наносит вред международным отношениям, она способна вносить раскол в общество, обострять отношения между странами, повышая уровень недоверия, распространяя ложную информацию.
В каждой стране киберпреступность может иметь свои особенности. Это зависит в первую очередь от технической оснащенности и развитости страны, развития в ней Интернета и технического прогресса. Большинство террористических организаций применяют компьютеры не только для совершения ки-бератак, но и для обмена информацией, по-
исков новых членов, распространения своих идей. Через компьютеры может осуществляться координирование атак и руководство преступной группой, совершаться нападения на телекоммуникационные системы государства и другие компьютеры.
Правоохранительные органы предоставляют отчеты и статистику, которые позволяют наблюдать динамику кибернетических преступлений, а также отслеживать автоматизированные атаки, которые совершаются при помощи специально запрограммированных ботов. Боты могут быть направлены скомпрометированными компьютерами. Рой таких роботов может нанести существенный вред телекоммуникационной системе, серверу, частной информации.
В законодательстве существует серьезный пробел, так как многие понятия преступной деятельности в нем не отражены. Например, кибертерроризм не подлежит дефиниции. Понятие кибертерроризма закреплено на законодательном уровне только в США и Украине, хотя проблема кибертер-роризма имеет широкое распространение и является актуальной для большинства стран. В американских актах найти определение кибертерроризма можно. Например, оно есть в USA PATRIOT ACT 2001: это публичный правовой акт от 26 октября 2021 г. № 56. В нем сказано об укреплении и объединении Америки за счет создания и предоставления инструментов, позволяющих противодействовать терроризму, и перехватывать атаки. К кибертерроризму данный нормативно-правовой акт относит действия, совершенные через киберпространство, при которых был нанесен финансовый или физический вред, иные противоправные деяния, направленные на физических лиц и органы государственной власти.
В июле 2006 г. в Москве была проведена конференция между генеральными прокурорами ЕС. На ней присутствовал и президент Российской Федерации В. В. Путин, который предложил рассмотреть вопрос о международной стратегии борьбы с терроризмом, в том числе и с кибернетическим. Также он предложил унифицировать национальные уголовные законодательства касательно данного вида преступлений. Президент настаивал на том, что только объединенными усилиями можно добиться хорошего ре-
зультата, снизить опасность, исходящую от киберпреступности, обеспечить надежный и безопасный обмен информацией между странами и отдельными пользователями. Правительства разных государств должны стать партнерами, за счет чего киберпре-ступники не смогли бы безопасно находиться на территории какой-либо страны, нанося вред другому государству.
В главе 28 УК РФ предусмотрена ответственность за совершение противоправных деяний в информационной сфере. Предусмотрена уголовная ответственность по следующим составам преступлений:
- Неправомерный доступ к цифровой информации (ст. 272 УК РФ).
- Распространение, создание и использование вирусов, вредоносных программ для ЭВМ (ст. 273 УК РФ).
- Нарушение правил эксплуатации сети, ЭВМ или системы ЭВМ (ст. 274 УК РФ).
- Неправомерное воздействие на информационную инфраструктуру России (ст. 274.1 УК РФ) [1].
Данные составы не полностью отражают возможные преступления в киберпростран-стве, они охватывают лишь небольшую их часть и нуждаются в адаптации под сложившуюся ситуацию, так как постоянно появляются новые виды преступлений в информационной сфере.
Международный союз электросвязи выпустил отчет, в котором также говорится о необходимости совместной работы между разными странами, позволяющей создать единую законодательную базу для борьбы с киберпреступностью. Только после разработки эффективного законодательства как внутри стран, так и на международном уровне можно будет добиться существенных результатов в борьбе и предупреждении кибер-преступлений. Важно развивать средства, позволяющие повысить раскрываемость таких преступлений, а также призывать к ответственности виновных в них лиц.
Внесение изменений в уголовное законодательство, принятие мер по борьбе с кибер-преступностью в целом и кибертерроризмом в частности является необходимостью, исходящей из реалий современного общества. Стоит рассмотреть создание модели общего для стран СНГ Уголовного кодекса или идентичности отдельных статей, касающихся рас-
сматриваемого вопроса. Например, можно взять за основу законодательный акт от 1996 г., посвященный преступлениям против информационной безопасности. Кроме этого, в российском уголовном праве должны быть четко закреплены понятия киберпреступле-ний и нормы, касающиеся уголовной ответственности за совершение противоправных деяний в кибернетическом пространстве. Нужно четко выделить составы преступлений, которые актуальны для российского законодательства.
Например, из акта 1996 года можно позаимствовать и модифицировать ст. 288 о компьютерном саботаже. Интерес представляет и ст. 290, в которой отражена ответственность за противоправные деяния, совершенные при помощи компьютерных средств, а также связанные с незаконным получением конфиденциальной информации, доступа к компьютерным системам или сетям. Ст. 291 предусматривает ответственность за создание, распространение и использование вредоносного программного обеспечения.
Отдельные российские специалисты отмечают, что нужно рассмотреть вопрос о присоединении России к Конвенции Совета Европы о преступности в сфере компьютерной информации. Однако по этому поводу существуют разные и весьма противоречивые экспертные мнения.
Киберпреступность имеет тенденцию развиваться, именно из-за этого правоохранительным органам придется перестраивать свою систему относительно новых требований. Понадобится создание целой системы, способной обеспечить эффективную борьбу с данным видом преступности. Развитие цифрового общества зависит от того, насколько эффективно правоохранительные органы смогут противостоять киберпреступ-ности, какие меры будут приниматься для предупреждения, раскрытия и расследования преступлений, какие будут разработаны нормативно-правовые акты для регулирования данной сферы общественных отношений.
Список литературы _
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3. URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 01.02.2023).
2. Берова Д. М. Правовое регулирование ответственности за преступления в сфере компьютерной информации: проблемы и перспективы развития // Пробелы в российском законодательстве. 2020. Т. 13. № 3. С. 121-123.
3. Васильков Е. Д. Уголовно-правовая характеристика преступлений, совершенных с использованием информационных технологий. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ugolovno-pravovaya-harakteristika-prestupleniy-sovershennyh-s-ispolzovaniem-informatsionnyh-tehnologiy (дата обращения: 01.02.2023).
4. Рафиков И. Н., Алышев Ю. В. Преступления в сфере компьютерной информации // E-Scio. 2020. № 2 (41). С. 154-159.
References _
1. The Criminal Code of the Russian Federation of 13.06.1996 No. 63-FZ. URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_10699 / (date of address: 01.02.2023).
2. Berova D. M. Legal regulation of responsibility for crimes in the field of computer information: problems and prospects of development. Gaps in Russian legislation. 2020. Vol. 13. No. 3. Pp. 121-123.
3. Vasilkov E. D. Criminal and legal characteristics of crimes committed with the use of information technologies. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ugolovno-pravovaya-harakteristika-prestupleniy-sovershennyh-s-ispolzovaniem-informatsionnyh-tehnologiy (date of reference: 01.02.2023).
4. Rafikov I. N., Alyshev Yu. V. Crimes in the field of computer information. EScio. 2020. No. 2 (41). Pp. 154-159.