Научная статья на тему 'Кейс-технология как способ формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников'

Кейс-технология как способ формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
735
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карабаева С. И., Миронова М. В.

Статья посвящена использованию инновационной технологии в решении актуальной проблемы дошкольного образования формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста. Проанализированы результаты исследования входной диагностики сформированности представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста и дана оценка образовательной практики использования воспитателями кейс-технологии. Представлен практический подход к использованию кейс-технологии в изучаемом аспекте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кейс-технология как способ формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 10 / 2019

Phenomenological Research Vol. 41, No. 1/2 (Sep. - Dec., 1980), pp. 216-222.

14.Martinet, M., Raymond, D., Gauther, C. (2001). Teacher Training Orientations Professional Competencies. Canada: Gouvernement du Quebec, 2001. 235 p.

15.Smith, M. (2003). Learning Theory: The Encyclopedia of Informal Education.2003. URL: http://infed.org/mobi/learning-theory-models-product-and-process/ (дата обращения: 03.09.2019).

© Индриксонс A., 2019

УДК 373

С.И. Карабаева

к. п. н., доцент «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»,

г. Ульяновск, РФ Е-шай: klana1970@mail.ru М.В. Миронова магистрант 2 курса «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»,

г. Ульяновск, РФ Е-шай: mironovamar14@gmail.com

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

Статья посвящена использованию инновационной технологии в решении актуальной проблемы дошкольного образования - формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста. Проанализированы результаты исследования входной диагностики сформированности представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста и дана оценка образовательной практики использования воспитателями кейс-технологии. Представлен практический подход к использованию кейс-технологии в изучаемом аспекте.

Ключевые слова:

представления о здоровом образе жизни, дети старшего дошкольного возраста, кейс-технология.

Активизация внимания к проблеме приобщения детей к здоровому образу жизни связана с озабоченностью общества снижением уровня здоровья по всем показателям и физического развития. Статистические данные свидетельствуют о снижении численности практически здоровых дошкольников до 10%, 70% обследованных детей имеют множественные функциональные нарушения со стороны различных органов и систем (костно-мышечной, пищеварительной, сердечно-сосудистой, нервной систем, лор-органов

и др.) [2].

По мнению авторов (Н.П. Абаскалова, С.Ф. Васильев, Г.К. Зайцев, А.Ю. Зверкова, Ю.П. Лисицын, Л.И. Пономарева, З.И. Тюмасаева, Е.В. Фролова и др.), острая ситуация, связанная с ухудшением здоровья детей, определяется не только рядом социально-экономических и экологических факторов, но также серьезными недостатками в организации педагогической практики приобщения дошкольников к здоровому образу жизни.

В нашем исследовании была предпринята попытка изучения актуального уровня сформированности представлений и навыков ведения здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста; а также проводилось изучение образовательной практики использования воспитателями кейс-технологии в работе со старшими дошкольниками.

В работе с детьми были использованы методики «Что я знаю о здоровье», «Что я знаю о своем

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 10 / 2019

организме», диагностические ситуации «Режим дня», «Полезная покупка», «Мой друг заболел» И.М. Новиковой, направленные на изучение уровня представлений детей о здоровом образе жизни; наблюдения за детьми в режимные моменты и в свободном общении для изучения переноса имеющихся знаний в жизненную практику.

Анализ результатов показал, что 17% детей имеют высокий уровень 38% - средний и значительное число детей обладает низким уровнем - 43%.

Интерес для нашего исследования представляло изучение образовательной практики, так как для обеспечения качественной работы воспитатели должны обладать достаточным уровнем профессиональной готовности к использованию кейс-технологии. Было проведено анкетирование по авторскому опроснику для изучения имеющихся знаний по данному вопросу, наблюдение за работой воспитателей, анализ педагогической документации (годового плана дошкольной организации).

В результате анализа были получены данные, свидетельствующие о том, что большую часть составляют ограниченно-заинтересованные педагоги - 50% и пассивные - 40%, 10% - отнесены к активным. В педагогической документации не отмечено обращений к кейс-технологии.

Таким образом, анализ полученных данных свидетельствуют о необходимости проведения специально организованной работы в аспекте изучаемой проблемы.

В связи с тем, что сегодня необходим поиск эффективных путей совершенствования работы по формированию представлений о здоровом образе жизни у дошкольников и способов его ведения, дошкольные образовательные организации обращаются к инновационным технологиям.

К таким технологиям, с нашей точки зрения, может быть отнесена кейс-технология. Кейс-технология обладают достаточным потенциалом для развития навыков критического мышления, выдвижения различных точек зрения, оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности.

Т.Д. Стрельникова отмечает что, кейс-технологии направлены на достижение следующих целей: обучение обучающихся (индивидуально и коллективно) анализировать информацию; отбирать информацию для решения поставленной задачи; выявлять ключевые проблемы предложенной ситуации; генерировать альтернативные пути решения и оценивать их; выбирать оптимальное решение и формировать программы действий [1].

В нашем исследовании под кейс-технологиями понимаем технологии, основанные на использовании специально подготовленных материалов по формированию представлений о здоровом образе жизни и организацию работы со старшими дошкольниками по разрешению конкретной проблемы.

На основании проведенного анализа литературы и практики было сделано заключение о том, что для осуществления работы с детьми дошкольного возраста по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством кейс-технологии имеется недостаточное количество информации.

С учетом особенностей детского развития были определены наиболее доступные для работы с детьми старшего дошкольного возраста кейс-технологии. Среди них:

- кейсы-инциденты, представленные фото-кейсами и кейсами-иллюстрациями, кейсы-драматизации, кейсы-ситуационно-ролевые игры, кейсы на основе мультфильмов или литературных произведений;

- кейсы вариации и догадки: кейсы - варианты развития событий, кейсы-наоборот, кейсы - серия опорных картинок, кейс - предметная картинка, демонстрирующая опасную ситуацию для здоровья.

Для каждого из представленных видов кейсов были разработаны и апробированы технологические карты по всем составляющим здорового образа жизни. Например, кейсы-инциденты «Распорядок дня», «Чисто жить - здоровым быть», «Турист», кейсы вариации и догадки «Один дома», «Встреча с незнакомцем», «Неболей-ка» и др.

При разработке кейсов учитывали, предъявляемые к ним требования:

- соответствие кейса поставленной теме (в нашем исследовании - решение задачи формирования основ здорового образа жизни у старших дошкольников);

- уровень трудности, соответствующий категории слушателей;

- отображение в кейсе реальной ситуации, отражающей несколько аспектов связи с жизнью;

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 10 / 2019

- кейс должен иллюстрировать типичные ситуации актуальные для дошкольников на сегодняшний

день;

- наличие нескольких альтернативных решений и демонстрация воспитанникам как положительных, так и отрицательных вариантов решения;

- кейс должен провоцировать дискуссию, направленную на коллективное обсуждение и выработку совместного решения;

- развивать познавательные способности, аналитическое мышление.

В связи с тем, что был выявлен недостаточный уровень профессиональной готовности воспитателей к использованию кейс-технологии организовали методическое сопровождение их деятельности. Провели общую консультацию «Кейс-технология в современном образовании дошкольников», семинар-практикум «Особенности разработки кейсов для старших дошкольников», «Технологические этапы работы с кейсами» и др.

Результаты магистерского исследования показали, что включение кейс-технологии в работу по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста привело к достижению положительных результатов.

Таким образом, кейс-технологии полностью соответствуют современным требованиям, позволяют оценить не объем информации, которую усвоил ребенок, а его готовность к практической деятельности через актуализацию полученных знаний, развить весь потенциал способностей детской личности.

Список использованной литературы:

1. Стрельникова Т.Д. Обучение с помощью кейс-технологий // Справочник заместителя директора школы. 2010. №4. С. 59-72.

2. Параничева Т.М., Тюрина Е.В. Динамика состояния здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста // Новые исследования, 2012. № 3 (48). С. 68-78

© Карабаева С.И., Миронова М.В., 2019

УДК-37

Е.В. Колосова

учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 42»

г. Белгород, РФ E-mail: kat39911994@gmail.com Т.М. Исакова

учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 42»

г. Белгород, РФ E-mail: itm2102@mail.ru

МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ОБОГАЩЕНИЮ АТРИБУТИВНОГО СЛОВАРЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ОНР)

Аннотация

Актуальность темы определена тем, что замедление речевого развития, трудности в овладении атрибутивным словарным запасами грамматическим строем ограничивают речевые контакты ребёнка со взрослыми и сверстниками. Без усвоения лексики невозможно овладеть речью как средством общения. Скудность словарного запаса создаёт трудности при общении ребёнка с общим недоразвитием речи с другими людьми. Может затрудняться понимание обращённой речи и построение собственных высказываний. При этом, формирование лексических представлений имеет большое значение для развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.