СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 10 / 2019
- кейс должен иллюстрировать типичные ситуации актуальные для дошкольников на сегодняшний
день;
- наличие нескольких альтернативных решений и демонстрация воспитанникам как положительных, так и отрицательных вариантов решения;
- кейс должен провоцировать дискуссию, направленную на коллективное обсуждение и выработку совместного решения;
- развивать познавательные способности, аналитическое мышление.
В связи с тем, что был выявлен недостаточный уровень профессиональной готовности воспитателей к использованию кейс-технологии организовали методическое сопровождение их деятельности. Провели общую консультацию «Кейс-технология в современном образовании дошкольников», семинар-практикум «Особенности разработки кейсов для старших дошкольников», «Технологические этапы работы с кейсами» и др.
Результаты магистерского исследования показали, что включение кейс-технологии в работу по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста привело к достижению положительных результатов.
Таким образом, кейс-технологии полностью соответствуют современным требованиям, позволяют оценить не объем информации, которую усвоил ребенок, а его готовность к практической деятельности через актуализацию полученных знаний, развить весь потенциал способностей детской личности.
Список использованной литературы:
1. Стрельникова Т.Д. Обучение с помощью кейс-технологий // Справочник заместителя директора школы. 2010. №4. С. 59-72.
2. Параничева Т.М., Тюрина Е.В. Динамика состояния здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста // Новые исследования, 2012. № 3 (48). С. 68-78
© Карабаева С.И., Миронова М.В., 2019
УДК-37
Е.В. Колосова
учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 42»
г. Белгород, РФ E-mail: kat39911994@gmail.com Т.М. Исакова
учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 42»
г. Белгород, РФ E-mail: itm2102@mail.ru
МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ОБОГАЩЕНИЮ АТРИБУТИВНОГО СЛОВАРЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ОНР)
Аннотация
Актуальность темы определена тем, что замедление речевого развития, трудности в овладении атрибутивным словарным запасами грамматическим строем ограничивают речевые контакты ребёнка со взрослыми и сверстниками. Без усвоения лексики невозможно овладеть речью как средством общения. Скудность словарного запаса создаёт трудности при общении ребёнка с общим недоразвитием речи с другими людьми. Может затрудняться понимание обращённой речи и построение собственных высказываний. При этом, формирование лексических представлений имеет большое значение для развития
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 10 / 2019
познавательной деятельности ребёнка, т.к. слово, его значение является средством не только речи, но и мышления
Ключевые слова:
Метод, словарная, работа, обогащение, закрепление, активизация
Обогащение атрибутивного словаря, его закрепление и активизация занимают очень большое место в общей системе речевой работы в школе. Слово - это основная единица языка и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка.
Задачи словарной работы:
1. Обогащение словаря детей новыми словами, усвоение ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики.
2. Закрепление и уточнение атрибутивного словаря. У детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому необходимо углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием.
3. Активизация словаря. Важно, чтобы новое прилагательное вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях. Следует обращать внимание на уточнение значения прилагательного на основе противопоставления антонимов и сопоставления слов, близких по значению, а также на усвоение оттенков значений слов, на развитие гибкости словаря, на употребление слов в связной речи, в речевой практике.
Т.М. Николаева выделяет две группы методов: методы накопления содержания речи школьников с общим недоразвитием речи и методы направленные на обогащение словаря прилагательных, развитие его смысловой стороны.
Первая группа включает методы:
А) непосредственного ознакомления с окружающим миром и обогащения словаря прилагательных: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, целевые прогулки и экскурсии;
Б) опосредованного ознакомления с окружающим мир и обогащение словаря прилагательных: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино-и видеофильмов, просмотр телепередач.
Вторая группа методов, которые использует в своей работе Т.М. Николаева, применяются для обогащения словаря прилагательных: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры и упражнения. [1, с. 103]
Е.В. Рахилина отмечает, что дидактические игры - широко распространенный метод словарной работы. Решая умственную задачу в игре, ребенок упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлений по общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов, в определении их по отдельным признакам.
Например: «Подбери определение» дети подбирают к слову определение, например, яблоко какое? -спелое, сочное, румяное. В таких упражнениях ребенок отвечает одним или несколькими подходящими словами. Он должен быть внимательным к ответам товарищей, чтобы не повторяться . [3, с. 14]
В словесных играх очень важно правильное объяснение игры, оно обычно включает 2-3 примера выполнения задания. Игровое задание предлагается сразу всем учащимся, затем выдерживается пауза для обдумывания ответа. Вызывается один ребенок или несколько детей по очереди. К оценке ответа постепенно начинают привлекать всю группу детей. Именно такой подход к развитию словаря наиболее продуктивен при коррекционной работе с детьми. Однако коррекция речевой деятельности, особенно словаря должна осуществляться в теснейшей связи с коррекцией познавательной деятельности. Рекомендуется проводить словесные игры и упражнения не только на уроках, но и на прогулке, во время подвижных игр .
С.В. Постникова считает, что работа по развитию лексической стороны речи является важным
{ '» }
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 10 / 2019
разделом логопедической работы. Ребенок должен уметь узнавать и понимать те слова, которые слышит, уметь отбирать слова для высказываний и правильно их употреблять как в структурной, так и в смысловой связи. На основе своего значения и грамматических признаков слова в языке группируются в лексико-грамматические категории - части речи, одни из которых передают вещественные лексические значения, а другие - лишь грамматические и употребляются для связи слов в предложении или для связи предложений. Автор указывает дополнительные задачи в работе над обогащением словаря прилагательных:
- работать над узнаванием слов, а также над различением слов, близких по звуковому и слогоритмическому оформлению:
- работать над развитием умений отличать правильно и неправильно произносимые слова;
- работать над систематизацией слов, которыми располагает ребенок, группировать их по разным признакам;
- работать над разными видами значений слов: предметной соотнесенностью с понятийным, ситуативным, эмоциональным;
- работать над сопоставлением, сравнением слов по их лексическим значениям;
- работать над смысловой сочетаемостью слов;
- работать над активизацией. [2, с. 25]
Таким образом, обогащение активного словаря детей школьного возраста с общим недоразвитием речи в наибольшей мере способствует проведение с ними целенаправленной работы в виде комплекса специально подобранных дидактических игр и словесных упражнений. Список использованной литературы:
1. Николаева Т.М. Качественные прилагательные и отражение картины мира/Т.М. Николаева // Славянское и балканское языкознание. Проблемы лексикологии
2. Постникова, С.В. Прилагательные как семантико-функциональная категория [Текст]/С.В. Постникова. -Нижний Новгород, 2011. - 125 с.
3. Рахилина, Е.В. Дидактические игры для дошкольников[Текст]/ Е.В. Рахилина// НТИ. - 2015. - № 9. - С. 12-16.
© Колосова Е.В., Исакова Т. М. 2019
УДК 796.332
Лавриченко В. В.,
кандидат биологических наук, доцент КГУФКСТ, Краснодар E-mail: football.70@mail.ru
ПОСТРОЕНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ МИКРОЦИКЛОВ ФУТБОЛИСТОВ-ЮНОШЕЙ С УЧЁТОМ ДИФФЕРЕНЦИРОВАНИЯ УПРАЖНЕНИЙ ПО СЕГМЕНТАМ ТРЕНИРОВКИ В МИКРОБЛОКАХ
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Аннотация
В статье предлагается новый подход к построению тренировочных микроциклов в процессе физической подготовки футболистов-юношей, связанный с распределением однонаправленных физических упражнений в тренировочных микроблоках по сегментам тренировки. Рациональное построение в данном аспекте связано с последовательным воздействием на основные физиологические системы организма: нервную, нервно-мышечную, кислородтранспортную и окислительно-сократительную. Такой методический приём, даёт возможность акцентировано воздействовать на разные функциональные системы организма физическими упражнениями аналогичной интенсивности, добиваясь максимального
-( " )-