Научная статья на тему 'Кэшбэк: проблемы правового регулирования'

Кэшбэк: проблемы правового регулирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1355
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КЭШБЭК / СЕРВИС / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ / ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛЯ / ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН / CASHBACK / SERVICE / TAXATION / INCOME TAX / ONLINE TRADING / ONLINE STORE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кочурина Анастасия Юрьевна

Данная статья посвящена изучению особенностей осуществления торговли с помощью кэшбэк-сервисов. В статье приведен анализ информации о правовой природе кэшбэк и сервисах по возврату средств, в т.ч., раскрыто понятие «кэшбэк», показаны его положительные и отрицательные аспекты, проанализировано налогообложение в отношении этого инструмента

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CASHBACK: PROBLEMS OF LEGAL REGULATION

This article examines the characteristics of the trade using cashback services. The article is a of information about the legal nature of cashback and services to return the funds, including, disclosed the concept of «cashback», showing its positive and negative aspects, analyzed in relation to the taxation of the instrument

Текст научной работы на тему «Кэшбэк: проблемы правового регулирования»

КОЧУРИНА Анастасия Юрьевна,

студентка 4 курса юридического факультета, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ»,

e-mail: mail@law-books.ru

Научный руководитель: ЯКИМОВА Екатерина Сергеевна,

старший преподаватель ДПРЭД, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ»

КЭШБЭК: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Аннотация. Данная статья посвящена изучению особенностей осуществления торговли с помощью кэшбэк-сервисов. В статье приведен анализ информации о правовой природе кэшбэк и сервисах по возврату средств, в т.ч., раскрыто понятие «кэшбэк», показаны его положительные и отрицательные аспекты, проанализировано налогообложение в отношении этого инструмента.

Ключевые слова: кэшбэк, сервис, налогообложение, подоходный налог, интернет-торговля, интернет-магазин.

KOCHURINA Anastasia Yurevna,

4th year student of the faculty of law, Financial University under the government of the Russian Federation

Scientific adviser: YAKIMOVA Ekaterina Sergeevna,

senior teacher of DPRD, Financial University under the government of the Russian Federation

CASHBACK: PROBLEMS OF LEGAL REGULATION

Annotation. This article examines the characteristics of the trade using cashback services. The article is a summary of information about the legal nature of cashback and services to return the funds, including, disclosed the concept of «cashback», showing its positive and negative aspects, analyzed in relation to the taxation of the instrument.

Key words: Cashback, service, taxation, income tax, online trading, online store.

Кэшбэк представляет собой часть денег, возвращаемую после совершенных участниками оборота покупок с помощью специальных сервисов: сайты, приложения или банковские карты. Принцип работы кэшбэк строится следующим образом: магазины размещают рекламу своего товара на разных сайтах (возможно, в приложении), и если покупатель приобретает эти продукты через специальные сервисы, то данный магазин получает большее количество заказов, и поэтому он дает определенный процент с продаж сервисам (может доходить до 15%), а сайт или приложение должны отдать часть денег покупателю (как правило, 5%), т.е. сервис распределяет процент от прибыли между собой и покупателями.

Осуществляя покупки, таким образом, у покупателей, производителей и онлайн-магазинов появились определенные преимущества, например:

• начисления стартовых сумм на счет покупателя при регистрации в приложении или на

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2019

сайте (например, в одном из наиболее распространенных кэшбэк сервисов Letyshop максимальная сумма, которую можно получить при регистрации - 200 руб.);

• для предприятий кэшбэк-сервис - это возможность сделать проще и дешевле обмен данными внутри и между предприятий;

• для онлайн-магазинов кэшбэк-сервисы -это возможность сэкономить большие средства на рекламу: при взаимодействии магазинов с кэшбэк-сервисами сами сервисы направляют свою деятельность на то, чтобы клиент покупал товары именно в магазинах-партнерах, за счет чего и происходит обеспечение рекламы.

Данная платформа удобна и выгодна для всех сторон экономических правоотношений, но при этом в настоящий момент в законодательстве никак не урегулирован данный вопрос, да и судебной практики пока не сложилось. Компаний, предоставляющих данный сервис, весьма много - это и различные коммерческие проекты, и банки. В связи с явными пробелами в законодательстве

каждая из этих компаний по-своему подходит к определению понятия и работы кэшбэк-сервиса. Зачастую используя общие формулировки и описания, или определяют сервис как обычный сайт, хотя кэшбэк-сервис представляет собой отдельное и совершенно уникальное явление. В качестве примера можно рассмотреть несколько определений, которые даны самими проектами:

1) кэшбэк представляет собой отложенную скидку, которая действует круглый год в 1280 интернет-магазинах [11];

2) кэшбэк представляет собой денежную сумму, поступающую в аккаунт клиента после совершенных им покупок [12];

3) банки же проработали данный вопрос немного лучше: данные выплаты производятся банком каждый месяц на текущие счета клиентов в течение срока действия карты и зависят от категории торгово-сервисных предприятий, исходя из определенных ставок (начисляется от 5-10% от общей суммы расходных операций в данной категории ТСП, например АЗС) [13].

Приведенные примеры очень ярко показывают, что каждая из компаний по-своему подошла к определению понятия данного сервиса. Данное является прямым следствием отсутствия в законодательстве РФ норм, регулирующих данные правоотношения, что впоследствии осложняет их правовое регулирование.

В настоящее время данная проблема крайне актуальна, т.к. большое количество покупок теперь происходит именно через Интернет с использованием различных кэшбэк-сервисов. Причинами для данного явления выступают несколько факторов: некоторые покупатели стремятся приобрести какой-либо товар, не покидая дома, другие вынуждены покупать товар в Интернете из-за скудности ассортимента местных магазинов, а следующая группа покупателей просто экономит таким образом. При всех, казалось бы, очевидных плюсах данных сервисов потребительские массы двояко реагируют на данные инновации. Одна группа, являясь финансово-грамотными потребителями, взвешивают всевозможные риски и анализируют вероятность обмана недобросовестными кэшбэк-сервисами, другая - бездумно совершает покупки с большим размером кэшбэка, при этом они надеются получить более выгодные возвраты. В то же время «чистый» кэшбэк-сервис в среднем платит 40-70% от реальной денежной суммы, которую он получает от интернет-магазина, т.е. доход кэшбэк-сервиса напрямую зависит от количества его пользователей [10, с. 131]. Выставляя минимальный процент по возвратам от покупок, кэшбэк-сервис имеет большую прибыль, выгоду от тех покупок, которые совершили их пользователи. Должно быть соответствующее соглашение на предоставление воз-

можностей совершения покупок в интернет-магазинах с помощью кэшбэк-сервисов, в котором стороны должны договориться об условиях, выгодных для них обоих. Например, чем больше будет оборот кэшбэк-сервиса по определенным магазинам, тем выше должен быть процент отчислений, который называется «агентское вознаграждение аффилиата», которое сервис оставит себе. Одна из известнейших торговых площадок AliExpress платит кэшбэк-сервисам 8.5-12%, причем процент зависит от оборота продаж в текущем месяце у конкретного кэшбэк-сервиса, т.е. при осуществлении пользователем покупки на сумму 100 долл. кэшбэк будет составлять 5-7 долл. (5-7%), а сам кэшбэк-сервис получит непосредственно от AliExpress 8.5-12 долл. (что будет составлять 8.512%) [7, с. 113], соответственно разница между этими двумя значениями и будет представлять реальный доход кэшбэк-сервиса.

В то же время большинство банков в настоящее время ставит на дебетовые карты функцию кэшбэк, включая программы, стимулирующие клиентов тратить больше, что позволяет банкам зарабатывать на комиссии за операции по карте (например, интерчейндж: банки, обслуживающие торговые точки, платят банку, который выпустил карту, по тарифу платежной системы). Некоторая часть этой комиссии и будет доставаться держателю карты.

Большинству клиентов уже не актуально иметь просто платежные карты без каких-либо преимуществ за совершенные покупки, что стимулирует банки запускать программы cashback, каждая из которых имеет свои особенности и ограничения. Как правило, банк возвращает клиентам оговоренные проценты расходов денежными средствами на счет карты каждый месяц, но чаще банки стали использовать иной подход: учитывать cashback в виде баллов или бонусов, которые клиенты могут конвертировать при покупке в рубли или какими-либо другими способами (например, бонусы «Спасибо» от Сбербанк). Для того, чтобы держатель карты израсходовал эти средства или бонусы, ему приходится осуществлять дополнительные операции - в банкоматах, Интернет или мобильных банках. Соответственно не все клиенты делают это, а банки, в свою очередь, экономят на этом. В случае если на карточный счет начислены рубли, то они будут израсходованы, что уже не так выгодно для банка.

В связи с отсутствием законодательного регулирования данного вопроса банки могут назначить и отменить cashback, как и изменить тариф для выпущенной карты. Необходимо только предупредить клиента об изменении тарифа, например, путем публикации на сайте банка. Но даже и такие ограничения не отпугивают клиентов от столь привлекательного сервиса [9].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2019

Разработчиками подобных инноваций в финансовой сфере должна быть гарантирована безопасность своих клиентов. Торговые организации, конечно, заинтересованы в уменьшении различных затрат и получении наибольшей прибыли, но при этом возможность для получения какой-либо гарантии возможна только в редких случаях. Даже несмотря на разработки правил деятельности кэшбэк-сервисов и публичных оферт, потребитель в первую очередь должен обращать внимание на процент возвратов, способ вывода кэшбэка, простоту накопления, при этом не стоит пренебрегать юридической стороной данного финансового инструмента.

Наибольшую сложность составляют вопросы, касающиеся налогообложения НДФЛ. В соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ предусмотрено: «при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, а также доходы в виде материальной выгоды». Согласно п/п. 2 п. 2 ст. 211 НК РФ, «к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, относятся полученные им товары, выполненные в его интересах работы, оказанные в его интересах услуги на безвозмездной основе» [1, ст. 211], т.е. получение покупателем кэшбэка будет являться условием того, что покупатель уже осуществил предыдущую оплату покупки товара или продукции у данного продавца, а полученный кэшбэк будет считаться скидкой. Из чего можно сделать вывод: получение скидок в качестве возврата определенной части стоимости покупок при совершении покупателями покупок ранее не будет являться доходами физических лиц, потому что физическое лицо осуществляет расходы для приобретения товара или услуги у продавца для получения данных скидок [8, с. 14].

1 января 2017 г. в ст. 217 НК РФ был добавлен п. 68, увеличивающий список доходов, освобождающихся от налогообложения, в т.ч. оказался и кэшбэк, который в настоящее время не требует выплат по НДФЛ. Хотя на уровне Правительства РФ все еще продолжаются споры о правовой природе кэшбэка, рассмотрим некоторые из них (а именно - позиции, изложенные в письмах Минфина России).

1. Минфин указывал, что данные выплаты образуют для физического лица экономическую выгоду, которую необходимо квалифицировать в соответствии со ст. 41 НК РФ как соответствующие доходы в денежной форме. Из чего следует, что денежные средства, которые получают пользователи кэшбэк-сервиса, должны подлежать обложению НДФЛ в установленном законом порядке (2014 г.) [2];

2. В Письме 2012 г. была изложена совершенно противоположная позиция: «Возврат физи-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2019

ческому лицу части средств от суммы произведенных операций с использованием банковских (платежных) карт можно рассматривать как скидку, предоставляемую физическим лицам со стоимости услуг банка, которая не приводит к возникновению объекта налогообложения налогом на доходы физических лиц» [3].

3. Согласно Письму 2015 г., данные денежные начисления не должны были облагаться НДФЛ в связи с тем, что они не являлись безвозмездно полученными, т.к. для того, чтобы их получить, необходимо было пользоваться картой банка. Таким образом, кэшбэк представлял собой своего рода скидку, которая предоставлялась банком клиенту за то, что он пользовался его картой [4].

4. Несмотря на то что в 2017 г. вопрос с кэшбэк-сервисами должен был быть разрешен за счет поправки в НК РФ, в то же время появились и другие вопросы относительно данной услуги. При участии в таких программах лояльности происходит начисление баллов или бонусов, выплачивающихся в денежной или натуральной форме, но для этого важны некоторое условия, которые позволяют избежать налогообложения НДФЛ:

данные программы имеют характер публичной оферты (таким образом, каждый клиент этого банка может получить карту с таким сервисом);

списание, начисление, возврат денежных средств (баллов или бонусов) размещаются на сайте данного банка или же в любом другом общедоступном источнике;

начисление бонусов или баллов не должны быть по трудовому договору или в виде оплаты за поставку товаров, выполнение услуг, работ [5].

В данных разъяснениях видно, для окончательного разрешения вопроса с обложением НДФЛ сумм по операции кэшбэк, прежде всего необходимо установить характер данных операций на законодательном уровне — возмездный или безвозмездный. Судебной практики по данному вопросу нет, а по схожим спорам она крайне малочисленна. Применяя программы лояльности клиентов, банки зачастую используют бонусные системы (т.е. поощрение будет предоставляться только при накоплении определенного количества бонусов или баллов). В случае возникновения споров суды, как правило, придерживаются позиции организаторов программ лояльности клиентов, при этом квалифицируют передачу ими имущественного блага как возмездную. Начисление же клиентам бонусов не зависит от формы, в которой они выражены (баллы, рубли или иные единицы), и будет представлять собой только способ их поощрения и мотивации для последующего выполнения определенного объема покупок [6].

В заключение можно сделать следующие выводы:

1) необходимо законодательно определить правовую природу кэшбэк-сервисов, включая и его понятие, что позволит четко формулировать в договоре условия для предоставления кэшбэка и поможет избегать ущемления прав присоединяющейся к условиям таких договоров стороны;

2) следует установить характер данных операций на законодательном уровне - возмездный или безвозмездный, что позволит избежать возможных санкций со стороны фискальных органов;

3) применение данного финансового инструмента в дистанционной торговле повысит уровень активности среди пользователей сети Интернет, что ведет к скорейшему развитию сферы потребления.

Список литературы:

[1] Налоговый кодекс Российской Федерации (ч. 2) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.01.2019 г.) // Парламентская газ.

- 2000. - № 151, 152.

[2] Письмо Минфина России от 30 декабря 2014 г. № 03-04-06/68714 «Об обложении налогом на доходы физических лиц при частичном возврате держателям карт Банка части денежных средств по расходным операциям клиентов Банка».

[3] Письмо Минфина России от 19 апреля 2012 г. № 03-04-08/0-78 «По вопросу налогообложения доходов физических лиц в рамках программ поощрения потребителей».

[4] Письмо Минфина России от 16.12.2015 г. № 03-04-07/73675 «Об обложении налогом на доходы физических лиц денежных средств, получаемых в рамках программы лояльности по операциям с банковскими картами».

[5] Письмо Минфина России от 23 апреля 2018 г. № 03-04-05/27179 «Об НДФЛ с доходов от участия в программах лояльности с использованием банковских и (или) дисконтных карт» от 23 апреля 2018 г.

[6] Определение ВАС РФ от 09.04.2012 г. № ВАС-16370/11 по делу № А40-111792/10-127-534.

[7] Власов Д.А. Теория игр в системе прикладной математической подготовки бакалавра экономики / Синчуков А.В. // Ярославский педагогический вестник. - 2017. - № 3. - С. 112-116.

[8] Дегтярев И.И. Кэшбэк: возврат наличных / И.И. Дегтярев // ЭЖ-Юрист. - 2012. - № 36. - С. 14.

[9] Коваль Л.А. Сколько денег банки возвращают по cashback на самом деле? // Ведомости.

- 2017. - 27 янв. [Электронный ресурс] - Режим доступа. URL: https://www.vedomosti.ru/finance/ articles/2017/01/27/675130-skolkodeneg#/ galleries/140737493113183/normal/1 (дата обращения: 20.01.2019).

[10] Турищева Т.Б. Теория бухгалтерского учета: учеб. для бакалавров. - М.: Изд-во «Юрайт», 2015. - С. 245.

[11] URL: https://letyshops.com/welcome

[12] URL: https://cash4brands.ru/

[13] Приложение 2 к Приказу от 20.09.2018 г. № 1094.1 «Правила Программы лояльности АО "АЛЬФА-БАНК" для физических лиц, являющихся держателями банковских карт с реверсивным CashBack».

Spisok literatury:

[1] Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii (ch. 2) ot 05.08.2000 g. № 117-FZ (s izm. i dop., vstup. v silu s 25.01.2019 g.) // Parlamentskaya gaz. - 2000. - № 151, 152.

[2] Pis'mo Minfina Rossii ot 30 dekabrya 2014 g. № 03-04-06/68714 «Ob oblozhenii nalogom na dohody fizicheskih lic pri chastichnom vozvrate derzhatelyam kart Banka chasti denezhnyh sredstv po raskhodnym operaciyam klientov Banka».

[3] Pis'mo Minfina Rossii ot 19 aprelya 2012 g. № 03-04-08/0-78 «Po voprosu nalogooblozheniya dohodov fizicheskih lic v ramkah programm pooshchreniya potrebitelej».

[4] Pis'mo Minfina Rossii ot 16.12.2015 g. № 03-04-07/73675 «Ob oblozhenii nalogom na dohody fizicheskih lic denezhnyh sredstv, poluchaemyh v ramkah programmy loyal'nosti po operaciyam s bankovskimi kartami».

[5] Pis'mo Minfina Rossii ot 23 aprelya 2018 g. № 03-04-05/27179 «Ob NDFL s dohodov ot uchastiya v programmah loyal'nosti s ispol'zovaniem bankovskih i (ili) diskontnyh kart» ot 23 aprelya 2018 g.

[6] Opredelenie VAS RF ot 09.04.2012 g. № VAS-16370/11 po delu № A40-111792/10-127-534.

[7] Vlasov D.A. Teoriya igr v sisteme prikladnoj matematicheskoj podgotovki bakalavra ekonomiki / Sinchukov A.V. // Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2017. - № 3. - S. 112-116.

[8] Degtyarev I.I. Keshbek: vozvrat nalichnyh / I.I. Degtyarev // EZh-Yurist. - 2012. - № 36. - S. 14.

[9] Koval' L.A. Skol'ko deneg banki vozvrashchayut po cashback na samom dele? // Vedomosti. - 2017. - 27 yanv. [Elektronnyj resurs] -Rezhim dostupa. URL: https://www.vedomosti.ru/ finance/articles/2017/01/27/675130-skolkodeneg#/ galleries/140737493113183/normal/1 (data obrashcheniya: 20.01.2019).

[10] Turishcheva T.B. Teoriya buhgalterskogo ucheta: ucheb. dlya bakalavrov. - M.: Izd-vo «Yurajt», 2015. - S. 245.

[11] URL: https://letyshops.com/welcome

[12] URL: https://cash4brands.ru/

[13] Prilozhenie 2 k Prikazu ot 20.09.2018 g. № 1094.1 «Pravila Programmy loyal'nosti AO "AL'FA-BANK" dlya fizicheskih lic, yavlyayushchihsya derzhatelyami bankovskih kart s reversivnym CashBack»

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.