Научная статья на тему 'Cashback реальный и виртуальный'

Cashback реальный и виртуальный Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1065
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЕШБЭК / КЛИЕНТ / ПРОДАВЕЦ / БАНК / ПОКУПАТЕЛЬ / СЕРВИС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Габдрашитов Айзат Маратович

В статье рассматриваются системы возврата части средств с покупок. Описываются схемы работы кешбэка в реальном мире и в интернет-среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Cashback реальный и виртуальный»

развиваться. Криптовалюта не зависит ни от каких ресурсов (есть исключения), за это она и считается непредсказуемой валютой. Из-за этого нельзя точно сказать, что за криптовалютой будущее, но большинство стран рассматривает возможность по разработке и внедрению своих «новых» валют в экономику.

Список литературы

1. Википедия // Криптовалюта. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B8%D0%BF%D1%82%D0%B E%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D1%8E%D1%82%D0%B0/ (дата обращения: 14.12.2017).

CASHBACK РЕАЛЬНЫЙ И ВИРТУАЛЬНЫЙ Габдрашитов А.М.

Габдрашитов Айзат Маратович - студент, кафедра технической кибернетики, факультет информатики и робототехники, Уфимский государственный авиационный технический университет, г. Уфа

Аннотация: в статье рассматриваются системы возврата части средств с покупок. Описываются схемы работы кешбэка в реальном мире и в интернет-среде. Ключевые слова: кешбэк, клиент, продавец, банк, покупатель, сервис.

Существует множество способов по привлечению клиентов для совершения покупок. Самыми распространенными до сегодняшнего дня были такие варианты, как скидки, бонусы, и т.д. Но с приходом электронных денег и покупок в интернете, развивается и интернет индустрия, привлекающая все больше клиентов. Одним из самых быстро развивающихся и задействующих большую аудиторию сервисов является cashback-сервис.

Классификация

Сервис cashback (кэшбэк)— это сервис по возврату денег за покупки. С английского дословно переводится как «деньги назад». Эта услуга зародилась в Америке, в последующем из-за положительного отзыва клиентов за океаном постепенно перебралась в Европу и в Россию. В сфере банковских услуг является сравнительно новой услугой.

Банки предлагают клиентам карты с опцией кэшбэк и при этом обещают возвращать определенную часть от полной суммы покупки, оплаченной этой картой. Размер процентной ставки может варьироваться, например, определенное фиксированное значение для всех покупок (0,5-3% от суммы), а для отдельных групп товаров доходить до 20%.

Кэшбэк не осуществляется с таких действий, как снятие наличных, переводы между счетами, операции в интернет-банке (есть исключения), пополнение электронных кошельков и другие переводы, которые каждый банк прописывает отдельно.

Кэшбэк в отличие от других видов привлечения клиентов имеет ряд своих преимуществ. Например, скидки или бонусные баллы, могут быть использованы только в конкретном магазине, что ограничивает возможности покупателя, не дает ему свободу выбора. Деньги, возвращенные с помощью кэшбэк, вполне реальны, их можно использовать по своему усмотрению. Но, как и любая услуга, кэшбэк наряду со своими достоинствами имеет и свои недостатки. При грамотном подходе, «плюсы» этого сервиса все же превысят «минусы».

Механизм

Система карты с функцией са^'ИЬаск имеет три участника: клиент, банк, продавец.

Возврат средств протекает следующим образом: сначала владелец карты (клиент) оплачивает ею покупки в магазине, который прописан в договоре. На втором этапе продавец взымает с клиента общую стоимость покупки. В результате через установленное время, эмитент карты (банк) возвращает определенный процент от покупки на счет карты.

Интерес клиента очевиден, но на чем зарабатывает банк и какой смысл фигурировать в этой схеме продавцу? Объясняется это тем, что продавец выплачивает банку комиссионные за каждую покупку с кэшбэка, а банк осуществляет перевод денежных средств от продавца покупателю, условно называя это возвратом. В результате, можно выделить следующие плюсы и минусы для каждого участника са^'ИЬаск -цепочки:

- Клиент возвращает часть средств, но при этом выплачивает довольно высокую стоимость обслуживания карты.

- Продавец проводит работу по привлечению клиентов, путем поощрения совершать крупные покупки, но появляется необходимость выплачивать комиссионные банку.

- Банк повышает лояльность клиентов, не задействуя собственные средства.

Из этого можно вынести, что в сплошном плюсе только банк. Снизить недостатки клиенту можно, правильно выбрав банк, выпускающий карту, и ее вид — дебетовая или кредитная.

Классификация

Банк предоставляет клиенту на выбор две разновидности карт: дебетовую и кредитную.

Дебетовая карта. Для того чтобы работала опция кэшбэк, в дебетовой карте, необходимо, чтобы на ней были деньги. Если на карте есть денежные средства — значит, есть и покупки, следовательно, будет са^'ИЬаск.

К достоинствам дебетовой карты можно отнести то, что за снятие наличных комиссия не взимается, нет вероятности просрочить кредит и выплачивать после этого пеню. В свою очередь она высокая стоимость обслуживания, по сравнению с другими картами - это единственный недостаток таких карт. У разных банков она варьируется в диапазоне от 1000 до 2000 рублей.

Банки объясняют это логично: чем больше услуг предоставляет карта, тем стоимость ее обслуживания выше.

На дебетовой карте банк может заработать только на комиссионных от продавца. Именно поэтому таких карт значительно меньше в отличие от кредитных.

Кредитная карта. При эксплуатировании кредитной карты с кэшбэк, как и обычной кредитки, следует остерегаться скрытых опасностей в виде просрочки льготного периода и непогашенного долга. Если не принимать внимание на эти правила, сведет на нет все привилегии са^'ИЬаск, потому что значимых недостатков у кредитной карты больше, чем преимуществ: это возврат средств, и нет необходимости выплачивать процент за пользование кредитом при условии его погашения в течение льготного периода.

Оборотная сторона положительных моментов кредитной карты отнесем, то что ставка по кредиту на карте с са^'ИЬаск выше, чем без него. Взымается комиссия за снятие наличных. При отключении опции «кэшбэк» при просрочке платежа в счет погашения задолженности. Также дополнительно выплачивается отступные, если просрочен платеж в счет погашения.

Тем не менее, если укладываться в льготный период и вовремя погашать долг, кэшбэк может стать приятным дополнением к возможности брать кредит у банка без начисления процентов.

Оформить карту с cashback очень легко — банки максимально упростили этот процесс. Для этого нужно в первую очередь определиться с эмитентом, затем зайти на его официальный сайт и в заключение оформить заявку.

Занимает данная процедура порядка 5 мин, из -за удобства оформления. Готовую карту можно забрать в банковском офисе либо ее доставят почтой или курьером. Для открытия кредитной карты потребуется предоставить подтверждающие личность документы.

Кэшбэк в интернете

Так как в настоящее время очень сильно популяризовались интернет покупки, то торговые интернет-площадки быстро оценили этот сервис, как средство повышения лояльности клиентов, и перехватили инициативу у банков. Схема здесь идентична, только в роли банка выступает сам сервис, которому магазины выплачивают комиссионные.

Процесс получения кешбэка можно описать так: пользователь заходит на кэшбэк-сервис, выбирает из списка нужный магазин и переходит в него. Затем совершается покупка, оплачивая магазину стоимость товара. Магазин в свою очередь, выплачивает комиссионные сервису за то, что привел им покупателя. Кэшбэк-портал начисляет часть этой суммы клиенту. Единственный недостаток этой схемы — это долгая обработка. Срок получения кэшбэка может протекать от 1 до 45 дней (в зависимости от условий магазина). Объяснить это можно тем, что существует период, в течение которого клиент может вернуть товар, и он должен пройти. Так как недобросовестные покупатели могли бы получить деньги и сдать товар обратно.

Из-за выгоды такого способа заработка, многие стали создавать такие сервисы. Наиболее успешными на сегодняшний день являются такие сервисы как [1]:

- Letyshops.ru;

- еРЫ CashBack.rui

- Cash4brands.ru;

- Kopikot.ru;

- Skidka.ru;

- Cashback.ru.

В заключение можно сказать, что услуга кешбэк является довольно мощным инструментом привлечения клиентов, как для банков, так и для продавцов. Но при этом выгоду получает и сам потребитель. Таким образом, в плюсе остаются все стороны. В связи с высокой эффективностью данной услуги, интернет-сервисы также по примеру банков, начали использовать ее в больших масштабах. Поэтому интернет-покупателям приходится выбирать наиболее выгодные для себя варианты из широкого ряда предложений таких сервисов.

Список литературы

1. Википедия // Кешбэк. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B5%D1%88%D0%B 1%D1%8D%D0%B

А/ (дата обращения: 14.12.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.