Научная статья на тему 'Кэптивные банки в России: анализ и прогнозы развития'

Кэптивные банки в России: анализ и прогнозы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1324
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КЭПТИВНЫЙ БАНК / КЭПТИВНОСТЬ / АВТОБАНК / АВТОКРЕДИТ / CAPTIVE BANK / CAPTIVE / AVTOBANK / CAR LOAN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Юлия Васильевна

В статье рассматриваются история возникновения и развития кэптивных банков, анализ и перспективы развития кэптивных банков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Captive banks in Russia: analysis and forecasts

The article deals with the history of the emergence and development of captive banks, analysis and prospect of captive banks.

Текст научной работы на тему «Кэптивные банки в России: анализ и прогнозы развития»

0

0

X

У

0

1/Т

О

У

Г

о

LQ

100

CAPTIVE BANKS IN RUSSIA: ANALYSIS AND FORECASTS

Ivanova Yuliya Vasilievna, Post-graduate Student, Chair of Economic Theory,

Rostov State Economic University, Rostov-on-Don

The article deals with the history of the emergence and development of captive banks, analysis and prospect of captive banks.

Keywords: captive bank; captive; avtobank; car loan.

УДК 336.71 КЭПТИВНЫЕ БАНКИ В РОССИИ:

АНАЛИЗ И ПРОГНОЗЫ РАЗВИТИЯ

© Иванова Ю.В., 2012 В статье рассматриваются история возникновения и развития

кэптивных банков, анализ и перспективы развития кэптивных банков.

Ключевые слова: кэптивный банк; кэптивность; автобанк; автокредит.

ИВАНОВА Юлия Васильевна,

аспирант, кафедра Экономической теории, Ростовский государственный экономический университет, Ростов-на-Дону

Термин "кэптивный" происходит от английского слова captive, что означает "пленный". История возникновения банков - это история кэптивных банков, поскольку все банки создавались, как сейчас принято говорить, под конкретный проект. Так, первый английский банк был создан в 1684 г. шотландским купцом Уильямом Паттерсоном. Тогда 1 268 акционеров выделили 1 200 000 фунтов в качестве уставного капитала. Весь этот капитал корпорации (каждый акционер не мог владеть акциями на сумму более 20 тыс. фунтов стерлингов) передавался в кредит государству под 8% годовых. Это была первая сделка, когда за предоставление кредита король Вильгельм III дал английскому банку статус акционерного общества и до 1826 года такое право не предоставлялось ни одному банку [1].

Еще один пример из отечественной истории. Монопольное объединение "Продамет", возникшее в 1902 году, активно влияло на все металлургические производства России. Во главе группы находился Азовско-Донской банк, контролирующий посредством значительных пакетов акций крупные металлургические общества [2].

В наши дни такие банки называют спецбанки, корпоративные или ведомственные банки. В современной мировой практике кэптивные банки обслуживают всего одного клиента - их собственника. В российской практике существует несколько интерпретаций понятия кэптивный банк.

Так, ими могут быть банки, которые используются для того, чтобы привлекать сторонние и перераспределять внутренние средства в рамках группы взаимосвязанных компаний, либо банк в составе бизнес-группы, который помимо обслуживания финансовых потоков холдинга осуществляет публичную деятельность, имеет разветвленную филиальную сеть и обширную клиентскую базу.

Кэптивный банкинг в мировой практике - это начальный этап развития финансового сектора и по мере своего развития кэптивные банки, как и любой бизнес, либо выходят на новый уровень развития и становятся универсальными банками, либо, избрав кэптивность как долгосрочную стратегию, ими остаются.

Некоторые кредитные организации в России также изначально создавались для обслуживания закрытых финансово-промышленных групп, примером такого банка может служить Альфа-Банк, который создавался для обслуживания компаний "Альфа-Групп". Однако со временем он стал одним из ведущих частных банков. В данном случае кэптивность, это всего лишь этап развития.

При выделении признаков кэптивности банка, на наш взгляд, следует учитывать следующие факторы:

- принадлежность узкому кругу собственников;

- ограниченная клиентская база;

- привлечение средств под проекты конкретного холдинга;

- льготное кредитование бизнес-проектов холдинга;

- многообразие банковских операций.

Анализ банка по данным признакам позволит сделать вывод о специфике его функционирования.

По мнению заместителя генерального директора "Эксперт РА" П. Самиева, есть две группы кэптивных банков [3]. Первые обслуживают интересы акционеров и аффилированныхлиц. Вторая группа тесно связана с акционером или холдингом, но не только его обслуживает. Примером может служить Газпромбанк, он учрежден РАО "Газпром", или Петрокоммерц -ОАО "Лукойл", но их в чистом виде кэптивными назвать нельзя. Есть свой банк и у ОАО "НЛМК" - Металлинвестбанк. Это кредитное учреждение обслуживает финансовые потоки основного владельца, но присутствует и в других регионах, однако его пассивы сформированы деньгами от металлургии.

Важной характеристикой при отнесении банков к категории кэптивных банков является структура их пассивов. В зависимости от того, за счёт каких средств она сформирована и кто является собственником этих ресурсов, можно говорить о степени кэптивности. Отдельные признаки кэптивности могут выражаться в льготном кредитовании родственных бизнес-структур, предоставлении им инвестиционных услуг, выдаче банковских гарантий и т.д. В некоторых бизнес-группах кэптивный банк выполняет также функции управляющей компании.

Отличительным аспектом работы кэптивных банков от универсальных является более высокая степень риска. Помимо общесистемных рисков кэптивные банки несут риски, связанные с финансированием компаний, входящих в бизнес-группу, чаще всего работающих в определенном секторе экономики. Кризис отрасли может привести к проблемам с ликвидностью или платежеспособностью. Обслуживание проблемныхдолгов осложнятся неэффективными рычагами влияния на заемщиков из состава холдинга, что ослабляет возможности банка в привлечении стороннего финансирования. Потому многие кэптивные банки стремятся к операционной и финансовой независимости от группы компаний холдинга.

Очевидно, что существуют разные модели банковских систем. Существуют модели с несколькими огромными банками, или с сотнями мелких банков, но если грамотно выстроить регулирование банковской системы, то присутствие в ней кэптивных банков не будет дестабилизировать эту систему и являться негативным фактором. Главным критерием безопасности должно стать полное раскрытие конечных бенефициаров, а не формальных собственников. Следующим по значимости критерием безопас-

ности должно быть разграничение лицензиоро-ванных видов деятельности универсальных и кэптивных банков. Некоторые виды банковской деятельности, связанные с операциями по обналичиванию денежных средств, должны быть переданы в ведение Росфинмониторинга. Эти меры будут способствовать прозрачности, и кэп- ^ тивные банки не будут отождествляться со структурой по "отмыванию" денег. —

Особая категория кэптивных банков - автобанки, которые принадлежат крупным автомобильным корпорациям. За счет узкой специализации они максимально полно удовлетворяют потребности клиентов.

В интервью порталу banki.ru Президент Тойота-Банк А. Колошенко отметил: "Для любого универсального банка автокредит - это очень хороший канал привлечения клиентов. Но все же, для кэптивного банка главная задача - это поддержка дилерской сети" [4].

На данный момент на российском рынке -шесть кэптивных банков - "дочек" зарубежных автоконцернов: Тойота-банк (Toyota), Мерседес-Бенц Банк Рус (Daimler), БМВ-банк (BMW), "ПСА K^T С Финанс Рус" (PeugeotCitroen), Банк оф Токио- K * Мицубиси ЮЭфДжей (Mitsubishi), Фольксваген Банк Рус (Volkswagen). О намерениях выйти на российский финансовый рынок заявляют также Ford и Renault-Nissan. 101

Проект по созданию в России совместного автокредитного банка альянса Renault-Nissan и группы Unicredit: постепенно приобретает очертания. Поданным журнала "Коммерсант" главную роль в этом партнерстве - как в организационном, так и финансовом отношении - будет играть автоальянс. У его финансового подразделения RCI Banque60 %-ная доля в проекте и обязанности по финансированию его текущей деятельности. У группы Unicredit: в проекте роль миноритарного акционера. Банк планирует завершить отбор потенциальных партнеров в четвертом квартале 2012 года; начало операционной деятельности планируется на первый квартал 2013 года" [5].

Изначально у кэптивных банков была жесткая модель оценки рисков, в то время, как универсальным было важнее разместить избыточную ликвидность. Но сейчас ситуация меняется, и доля продаж автоконцернов через собственные банки растет. Информационно-аналитическая служба портала "Банки.ру" составила рейтинг российских автокредитныхбанков по итогам первого полугодия 2012 года. Он подготовлен на основе анализа кредитных портфелей крупнейших розничных финансовых учреждений. Свои данные представили 47 банков. В первую десятку по объему портфеля автокредитов на 01.07.12 г. вошли следующие банки [б] (см. табл.).

Прогнозы аналитиков относительно перспектив кэптивных банков автопроизводителей достаточно оптимистичны. Увеличение доли рынка в сегменте автокредитов кэптивных банков обус-

0

0

S

У

0

*r\

О

У

г

LQ

102

ловлено тем, что для них банковский бизнес является инструментом стимулирования спроса на продукцию компании их учредившей, а не центром прибыли. Кроме того, они имеют более дешевое фондирование от головных компаний, чем большинство российских универсальных банков. Следовательно, процентная ставка по кредитам кэптивного банка может варьироваться, а сами кэптивные банки создают комфортные условия клиентам через гибкие программы автокредитования: предлагают лизинг и автострахование, кредиты на автомобили с пробегом, кредитные программы с остаточным платежом и гарантрованной стоимостью выкупа автомобиля.

Таблица - Топ-10 банков по объему портфеля автокредитов на 01.07.12 г.

С учётом прекращения государственной программы льготного автокредитования, более очевидным становится прогноз относительно увеличения числа выдачи автокредитов кэптивными банками, поскольку, они имеют ряд конкурентных преимуществ, недоступных российским универсальным банкам.

Кроме того, усилению позиций кэптивных банков автоконцернов на рынке способствует удобство сотрудничества с автодилерами. Через банки автопроизводителей дилеры получают широкий доступ к целому ряду банковских инструментов: факторинг, кредитные линии, овер-

драфт. От универсальных банков такие услуги получить сложнее, поскольку они консервативнее оценивают риски.

Выгодные финансовые условия кэптивных банков стали возможны за счет не только субсидий автокорпораций и финансовых институтов, но и довольно низких издержек (по сравнению с "универсалыциками"). Например, затраты кэптивных банков на региональную экспансию намного ниже, так как у них нет необходимости открывать представительство в каждом небольшом городе, а достаточно организовать одно рабочее место в салоне дилера. Такие миниофисы - наименее затратная и наиболее эффективная форма ведения бизнеса в регионах. Она обеспечивает быстрое и стопроцентное проникновение на региональный рынок.

"Volkswagen Group Finanz" предложил еще менее затратную схему. Он не планирует нанимать сотрудников в регионах. Кредиты будут выдаваться работниками дилерских центров, которые пройдут специальное обучение. А приглашать банковских специалистов будет лишь на следующем этапе, при значительном объеме клиентских заявок.

В заключение отметим, что универсальные банки не будут сдавать позиций, и чтобы конкурировать с кэптивными для сохранения доли рынка, им целесообразно мобилизовать свои силы в следующих направлениях: прежде всего, это развитие партнерских программ с автодилерами, причем в первую очередь не смонобрендовы-ми, а с теми, кто сотрудничает с большим числом автопроизводителей; следующий - экспресс-кредитование, где в первую очередь работает спонтанный спрос; и наконец, предоставление кредитов на подержанные автомобили, так как этот сегмент пока практически не охвачен ни кэптивными банками, ни универсальными.

Что касается кэптивных банков, то у них два направления развития: сосредоточиться на обслуживании различных финансово-расчетных схем внутри группы или избранного круга клиентов, либо выходить за пределы бизнес-группы, охватывая собственными кредитными сред-

Место в рейтинге Банк Портфель автокредитов физическим лицам на 01.07.12, тыс. руб. Доля в розничном кредитном портфеле на 01.07.12,% Портфель автокредитов физическим лицам на 01.01.12, тыс. руб. Доля в розничном кредитном портфеле на 01.01.12, % Динамика с начала года, % Портфель автокредитов физическим лицам на 01.07.11, тыс. руб. Доля в розничном кредитном портфеле на 01.07.11,% Динамика за год, %

1 Сбербанк России 92 289 632 4,18 83 031 439 4,67 11,15 72 081 302 4,99 28,04

2 ВТБ24 81 752 460 12,17 70 505 744 12,43 15,95 57 830 362 12,40 41,37

3 Русфинанс Банк 77 527 536 76,99 75 258 180 74,43 3,02 69 433 144 77,55 11,66

4 ЮниКредит Банк 54 263 509 56,76 45 648 156 54,93 18,87 38 198 449 56,25 42,06

5 Райффай- зенбанк 25 932 839 23,70 23 906 200 23,32 8,48 19 978 140 22,84 29,81

6 Тойота Банк 24 301 309 100,00 17 746 302 100,00 36,94 13 770 121 100,00 76,48

7 БМВ Банк 18 362 491 100,00 15 623 387 100,00 17,53 12 848 809 100,00 42,91

8 Металлургический Коммерческий Банк 12 491 896 91,15 9 874 352 90,36 26,51 5 905 556 87,68 111,53

9 Газпром- банк 11 356 690 8,67 11 363 961 10,43 -0,06 11 166 496 14,14 1,70

10 Восточный Экспресс Банк 9 648 905 7,22 5 539 518 5,56 74,18 3 451 168 4,72 179,58

ствами не только крупные компании, но средний и малый бизнес, а также население. Первое направление не обеспечит долгосрочных перспектив развития банковского бизнеса, а к трудностям второго направления относится проблема недостаточности собственных средств и высокие кредитные риски. Банки, которые преодолеют это, смогут расширить рыночные сегменты деятельности и выйти из состояния кэп-тивности.

Примечания:

1. ФункЯ.И., Михалеченко В.А., Хвалей В.В. АО: история и теория. -Минск, 1999.

2. Статистика акционерного дела в России / под ред. Н.Ф. фон Дит-

мора. - Вып. 2. — Харьков, 1900. - с. 15. рц

3. [Электронный ресурс].—Режим доступа: http://rosinvest.com/page/ kak-razoblachit-karmannyj-bank

4. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.banki.ru

5. [Электронный ресурс].—Режим доступа: http://www.kommersant.ru

6. [Электронный ресурс].—Режимдоступа: http://www.banki.ru/news/ research/?id=4252768&lang=ru

У

0

сС

103

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.