АНАЛИЗ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ РОССИЙСКОГО РЫНКА АВТОКРЕДИТОВАНИЯ
Аннотация. Авторы анализируют действующую институциональную структуру российского рынка автокредитования, представляя ее как систему, состоящую из двух звеньев. В статье предложена авторская схема организациирынка автокредитования, в которой перечислены участники рынка, задействованные в организации процесса автокредитования на различных этапах. Особое внимание уделяется взаимодействию банков и страховых организаций, которые в связке с дилерскими центрами реализуют различные программы автокредитования для клиентов. Помимо этого, дается авторская оценка ситуации, связанной с экспансией кэптивных банков на российский рынок автокредитования.
Ключевые слова: автокредитование, автопроизводители, институциональная структура, розничные банки, универсальные банки, кэптивные банки, квази-корпоративная структура.
ANALYSIS OF THE INSTITUTIONAL STRUCTURE OF THE RUSSIAN CAR LENDING MARKET
Annotation. In the article the authors analyse current institutional structure of the Russian car lending market defining institutes of two links. In the article, the author proposes a scheme of the loan market, which list the market participants involved in the organization of the process of car loans on a different stages. Special attention is paid to the interaction of banks and insurance companies, which implement various programs in conjunction with dealer centers for clients. In addition, there is the author's assessment of the situation related to the expansion of captive banks in the Russian car lending market.
Keywords: car loans, car manufacturers, institutional structure, retail banks, wholesale banks (full-service banks), captive banks, quasi corporate structure.
Автокредитование как перспективное направление розничного банковского бизнеса, можно считать, получило толчок к интенсивному развитию на рубеже веков с оформлением ритейла как полноценного, обособленного от корпоративного, направления бизнеса. Пережившая сильнейший кризис в 1998 г. отечественная экономика к началу 2000-х гг. подошла в состоянии относительного благополучия. Именно с начала 2000-х гг. начинается новый период в истории российского банковского дела, характеризующийся бурным разрастанием банковских сетей, ориентированных на обслуживание частных лиц, развитием и совершенствованием линейки розничных банковских продуктов, в том числе и в сегменте автокредитования.
Количество вовлеченных в автокредитный бизнес участников растет, что закономерно, учитывая привлекательность данного рынка, который до сих пор остается ненасыщенным в сравнении с аналогичными рынками развитых стран. По нашему мнению, с институциональной точки зрения современный автокредитный рынок целесообразно представить следующим образом (см. рис. 1). Исходя из данных, представленных на данном рисунке, условно рынок автокредитования можно представить как двухуровневую систему с наличием вспомогательных организаций, сопутствующих организации и сопровождению автокредитных сделок на различных этапах. На первом уровне располагаются автопроизводители и их официальные представители - дилерские центры. Второй уровень образуют непосредственно кредиторы, представленные несколькими группами в зависимости от масштабов деятельности и приоритетных ее направлений, страховые организации, а также вспомогательные организации, такие как бюро кредитных историй, коллекторские агентства, кредитные брокеры, задачами которых является содействие банкам в организации кредитного процесса.
УДК 336.77:656.13 В.В. Мазурин О.А. Ревзон
Vladimir Mazurrn Oksana Revzon
© Мазурин B.B., Ревзон О.А., 2015
Автопроизводители
Вспомогательные организации: коллекторские агентства, БКИ, кредитные брокеры
Дилерские центры
\7 \7
Банки специализированные (розничные и кэптивные) и универсальные
О
Страховые компании
Рис. 1. Институциональная структура рынка автокредитования (составлено авторами)
Не вызывает сомнения тот факт, что на современном этапе полноценное развитие банковского сектора невозможно без формирования взаимоотношений с реальным сектором, базирующихся в том числе на учете взаимных интересов. В этой связи в структуру рынка автокредитования сознательно включены автопроизводители как первичное звено, обеспечивающее рынок объектами кредитования, становящимися более доступными конечному потребителю благодаря ассортименту кредитных программ. Усиление конкуренции на автомобильном рынке рынка обусловило создание несколькими зарубежными автоконцернами собственных банков на территории Российской Федерации, представляющих собой так называемые кэптивные кредитные организации, связь которых с учредившими их автопроизводителями можно охарактеризовать как «квази-корпоративную». Кэптивные банки тесно связаны со своими «родными» предприятиями, не имея, однако, возможности контролировать финансовые итоги их деятельности [1; 10]. Более подробно об этих кредитных организациях говорится в [5].
Примечательно, что банки и страховые организации располагаются в предложенном варианте структуры рынка обособленно, что, на наш взгляд, отражает приоритет в содействии организации кредитного процесса по отношению к остальным участникам второго уровня. В настоящее время автокредитные программы реализуются благодаря построению партнерских отношений между банками, страховыми компаниями и автосалонами (дилерскими центрами). Автосалоны заключают партнерские соглашения, как правило, с пулом банков, которые работают с тем или иным производителем автомобилей. Также при автокредитовании наблюдается пересечение интересов банков и страховых организаций, что объективно способствует их тесному взаимодействию.
К слову, развитию рынка банкострахования в настоящее время уделяется повышенное внимание, что связано с интеграцией банков и страховых организаций в целях повышения конкурентоспособности, доходности, а также снижения рисков. По мнению М.В. Романовой, сотрудничество банков и страховых организаций представлено в следующих ниже формах (см. рис 2).
Эксперт отмечает интеграционные тенденции полномасштабного взаимодействия банков и страховых компаний, представляющего собой взаимовыгодное сотрудничество. При реализации программ автокредитования мотив взаимодействия банков и страховых компаний очевиден - минимизация рисков, возникающих в связи с последующей эксплуатацией залогового транспортного средства. Можно сказать, при автокредитовании сотрудничество банков и страховых организаций осуществля-
ется в форме партнерских отношений и интеграции, что на практике сопровождается созданием связанных страховых продуктов, расширением клиентской базы через филиальную сеть организаций-участников кредитного процесса, а также гарантированием обеспечения интересов партнеров.
Взаимное вложение в капитал
/
Клиентские отношения
Партнерские отношения
Интеграция
Банк - акционер страховой компании; страховая организация -акционер банка
Банк - клиент страховой организации; страховая организация - клиент банка
Обмен клиентами, продвижение продуктов через филиальную сеть, гарант партнера
Создание совместных финансовых продуктов, концепция
финансового супермаркета
Рис. 2. Формы сотрудничества банков и страховых организаций [7]
Как уже было отмечено, банки подразделяются на универсальные, розничные и кэптивные. В настоящее время определению универсального банка, равно как банка, занимающегося исключительно розничным бизнесом, нельзя подобрать однозначной формулировки. В качестве общепринятого определения, раскрывающего сущность универсального банка для понимания в рамках данной работы, будем использовать следующее: универсальный банк - кредитная организация, совмещающая разные виды банковской деятельности, к которым относятся не только расчетно-кассовые и кредитные операции, но также инвестиционные и иные [9]. Универсальные банки охватывают рынок оказания услуг как физическим, так и юридическим лицам, а также совершают операции на фондовом рынке.
Специализированные банки - нишевые кредитные организации, сфера интересов которых ограничивается определенным набором осуществляемых операций. В РФ специализированные банки представлены четырьмя основными группами:
- несколько достаточно крупных банков, сосредоточенных исключительно на рознице, в том числе специальные автокредитные банки (Мерседес-Бенц Банк Рус, БМВ Банк) и банки, использующие только электронные каналы продаж (ТКС);
- несколько десятков иностранных банков, активных на рынке межбанковского кредитования, М&Л или обслуживающих только интересы компаний из страны, в которой базируется головная структура (Дж. П. Морган Банк, Мидзухо Корпорэйт Банк);
- мелкие региональные банки, работающие в узком географическом или индустриальном сегменте;
- банки развития определенных секторов экономики (Россельхозбанк, МСП-Банк) [8].
Из представленной классификации в качестве участников рынка автокредитования можно выделить кредитные организации из первой группы, куда входят банки, специализирующиеся исключительно на розничном банковском бизнесе, а также так называемые автокредитные банки, представляющие собой не что иное, как кэптивные кредитные организации автопроизводителей. Ситуация с экспансией кэптивных банков автопроизводителей на отечественный автокредитный рынок имеет, на наш взгляд, как положительные, так и отрицательные последствия. Безусловно, стимулируя потребительский спрос, кредиты «карманных» банков на выгодных условиях запускают цепочку, берущую начало на стадиях разработки проектов автомобилей и изготовления всех узлов и деталей. Все это положительным образом сказывается на предложении рабочих мест, росте уровня занятости, качестве жизни населения и, разумеется, оказывает позитивное влияние на формирование качественного конкурентного поля среди банков-участников рынка автокредитования. С другой стороны, экспансия иностранного капитала может также создавать и угрозу для деятельности отечественных организаций, вытесняя последние с рынка, а также мешать развитию экономики ввиду стимуляции удовлетворения спроса в значительной части за счет импорта. При покупке автомобилей, в том числе за счет кредита, предпочтение зачастую отдается более технологичным и качественным, с точки зрения потребителей, иностранным транспортным средствам. Фактически это представляет собой финансирование западной экономики, что в свете вступления РФ во Всемирную торговую организацию может только обострить и без того неблагоприятную ситуацию с импортозамещением.
Существенную роль в функционировании рынка автокредитования среди организаций второго уровня играют, на наш взгляд, бюро кредитных историй. Последние представляют собой организации, главным направлением деятельности которых является организация процесса обмена информацией о заемщиках между кредиторами. Попытки сформировать первые образцы бюро кредитных историй (БКИ) предпринимались еще в середине 90-х гг., однако, можно сказать, полноценная интеграция таких специализированных организаций в институциональную среду кредитного рынка началась в 2004 г. с принятием Федерального закона № 218-ФЗ от 30 декабря 2004 г. «О кредитных историях». Существующая на данный момент в РФ система БКИ представляет собой двухуровневую структуру. Так, на первом уровне располагается Центральный каталог кредитных историй - подразделение Банка России, созданное для сбора, хранения и представления субъектам кредитных историй и пользователям кредитных историй информации о бюро кредитных историй, в котором (которых) сформированы кредитные истории субъектов кредитных историй [4]. Второй уровень занимают непосредственно БКИ, основная задача которых состоит в формировании кредитных профилей заемщиков и последующем предоставлении информации по данным профилям по запросу кредитных организаций, а также самих заемщиков. В настоящее в РФ, согласно Государственному реестру БКИ, насчитывается 23 БКИ (по состоянию на 14 апреля 2015 г.) [2]. Особо в данном реестре следует отметить так называемую «большую четверку БКИ», в которых содержится более 90 % информации по кредитным профилям заемщиков: «Национальное бюро кредитных историй», «Эквифакс Кредит Сервисиз», «Объединенное Кредитное бюро» и «Кредитное бюро Русский Стандарт».
В перечень вспомогательных организаций, осуществляющих поддержку функционирования рынка автокредитования, также входят коллекторские агентства. Роль вышеназванных организаций заключается во взыскании «плохих» долгов, что может быть на практике реализовано по двум схемам:
- в первом случае кредитная организация фактически продает право взыскания задолженности по кредиту коллекторскому агентству с целью элиминирования последующих возможных издержек на обслуживание плохих и безнадежных долгов;
- во втором коллекторская организация может выполнять роль агента банка по взысканию задолженности на основании договора возмездного оказания услуг.
Надо сказать, в отличие от ситуации на рынке коллекторских услуг на Западе, где деятельность подобных компаний носит урегулированный характер, например, в США с 1978 г. действует Закон «О добросовестной практике взимания долгов» (The Fair Debt Collection Practice Act), в РФ функционирование коллекторских агентств не имеет фундаментальной правовой основы [3]. В рамках существующего правового поля в РФ деятельность банков и коллекторских организаций в сфере взыскания задолженности регламентируется весьма опосредованно в таких нормативных актах, как ГК РФ, Федеральном законе №152-ФЗ от 27 июля 2006 г. «О персональных данных», Федеральном законе № 229-ФЗ от 02 октября 2007 г. «Об исполнительном производстве», Федеральном законе № 218-ФЗ от 30 декабря 2004 г. «О кредитных историях», Федеральном законе № 395-1 от 02 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности», а также в законе РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07 февраля 1992 г. Вместе с тем необходимым, на наш взгляд, условием для нормального функционирования рынка коллекторских услуг в РФ следует считать принятие единого регулирующего деятельность коллекторских агентств нормативного акта, а именно закона «О деятельности по взысканию просроченной задолженности», проект которого был представлен Минэкономразвития в середине 2011 г., но остался не принятым до настоящего времени законодательной властью РФ. По данным за 2014 г., в России осуществляет свою деятельность около 1000 коллекторских агентств. При этом не более 10 % участников долгового рынка являются крупными игроками [11].
Наконец, институциональная структура рынка, согласно представленной выше схеме, включает в себя также институт кредитного брокериджа. Рост объемов предложения банковских продуктов и услуг в условиях экономической нестабильности обусловливает развитие данного института, основная задача которого состоит в оказании посреднических услуг при взаимодействии заемщика и организаций, участвующих в кредитном процессе. В общем понимании кредитные брокеры оказывают потенциальным заемщикам услуги по подбору оптимального кредитных решений, максимально удовлетворяющих потребности клиентов. Надо сказать, подобно отношениям по поводу взыскания долгов коллекторскими агентствами, процесс трехстороннего взаимодействия с участием кредитных брокеров также на законодательном уроне не регламентирован, за исключением общих норм гражданского права. В целях унификации основных операций, осуществляемых кредитными брокерами, а также регламентации функций надзора за деятельностью последних представляется существенным доработка и последующее принятие проекта Федерального закона № 363920-6 «О рынке деривативов и деятельности профильных операторов на внебиржевых финансовых рынках в Российской Федерации», который был отклонен постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 30 января 2015 г. [6].
Проведенный анализ институциональной структуры национального рынка автокредитования позволяет сформулировать следующие основные выводы.
1. Автокредитный рынок представляет собой двухуровневую структуру, в которой первый уровень занимают автопроизводители и их официальные представители - дилерские центры, а второй - банки и вспомогательные организации (страховые компании, бюро кредитных историй, кол-лекторские агентства, кредитные брокеры). По масштабам и ассортименту проводимых операций банки можно подразделить на универсальные и специализированные, последние, в свою очередь, на автокредитном рынке представлены розничными кредитными организациями и кэптивными банками автопроизводителей.
2. В настоящее время автокредитные программы реализуются благодаря построению партнерских отношений между банками, страховыми компаниями и автосалонами (дилерскими центрами). Такое взаимовыгодное сотрудничество оказывает положительное влияние на развитие конку-
ренции на рынке, а также позволяет формировать широкий спектр интересных кредитных предложений для клиентов.
3. Некоторые автопроизводители для продвижения продукции своих брендов создали на территории РФ свои банки. Отличительная особенность так называемых кэптивных кредитных организаций заключается в том, что их основной задачей является содействие автопроизводителю в продвижении выпускаемой марки. Такая структура взаимодействия банка и автоконцерна может быть охарактеризована как квази-корпоративная, при которой банки тесно связаны со своими «родными» предприятиями.
Библиографический список
1. Банковская система: ключевые особенности, противоречия и угрозы [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.forecast.ru/_ARCHIVE/PROJECTS/BANK-1A/txt1.htm (дата обращения : 11.04.2015).
2. Государственный реестр бюро кредитных историй [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://www.cbr.ru/ckki/?PrtId=restr (дата обращения : 16.04.2015).
3. Коллекторские агентства : проблемы правового регулирования [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.garant.ru/article/499920/ (дата обращения : 07.03.2015).
4. Кредитные истории, функционирование бюро кредитных историй и Центрального каталога кредитных историй [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://www.cbr.ru/ckki/ (дата обращения : 06.03.2015).
5. Мазурин, В. В. Кэптивные банки автопроизводителей на российском рынке автокредитования / В. В. Мазурин // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2015. - № 2. - С. 113-116.
6. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 30 января 2015 г. № 6067-6 ГД «О проекте федерального закона № 363920-6 «О рынке деривативов и деятельности профильных операторов на внебиржевых финансовых рынках в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://duma.consultant.ru/page.aspx?3683418 (дата обращения : 15.04.2015).
7. Романова, М. В. Состояние и перспективы развития банкострахования в России / М. В. Романова // Банковское дело. - 2014. - № 3. - С. 32.
8. Российские банки хотят быть универсальными [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://bankir.ru/publikacii/s/rossiiskie-banki-khotyat-byt-universalnymi-10003878/ (дата обращения : 01.03.2015).
9. Универсальный банк [Электронный ресурс]. - Режим дocтyпa:http://www.banki.ru/wikibank/ universalnyiy_bank/ (дата обращения : 10.04.2015).
10. Финансы : учебник для бакалавров / под ред. А. М. Ковалевой. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2013. - 443 с.
11. Число коллекторских агентств сократится на 60 % [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://daily-finance.ru/articles/2011-04-13/df/22013 (дата обращения : 07.03.2015).