Научная статья на тему 'Перспектива рынка автокредитования в России в условиях рецессии экономики'

Перспектива рынка автокредитования в России в условиях рецессии экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1162
455
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОКРЕДИТОВАНИЕ / РЕЦЕССИЯ / КРЕДИТОВАНИЕ / КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ВТО / CAR LOANS / RECESSION / CREDITING / COMMERCIAL BANKS / REGIONAL ECONOMY / WTO

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полунин Лев Вячеславович, Бибарова-государева Марина Александровна

В статье рассмотрены основные перспективы развития рынка автокредитования в Россииа в период вступления в ВТО, угрозы, проблемы и последствия. Данному развитию послужили множество факторов, среди которых существующая на тот момент экономическая обстановка в стране, заключающаяся в готовности продвижения нового продукта на финансовом рынке, а также возникшая реальная конкуренция в борьбе за клиентов. Ввиду чего наблюдалась тенденция к снижению процентных ставок, увеличивались сроки кредитования, упрощался порядок оформления кредитов и появлялось большое количество программ автокредитования. Автор анализирует современное состояние рынка автокредитования за рубежом и современные методы кредитования. Некоторые специалисты в области банковского дела затрудняются произвести оценку дальнейшего развития автокредитования, так как ситуация на кредитном рынке усложнена как у универсальных банков, так и у кэптивных банков ввиду расширения масштаба мошенничества в сфере кредитования Особой ценностью статьи является оценка перспектив автокредитования в период рецессии экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAR LENDING MARKET PROSPECT IN RUSSIA IN THE CONDITIONS OF ECONOMY RECESSION

In article the main prospects of development of the car lending market in Russia during accession to WTO, threats, problems and consequences are considered. Set of factors among which it is an economic situation existing at that time in the country, consisting in readiness of advance of a new product in the financial market, and also the arisen real competition in fight for clients is served to this development. In view of what the tendency to decrease in interest rates was observed, crediting terms increased, the order of registration of the credits became simpler and appeared a large number of programs of car loans. Authors analyze a current state of the car lending market abroad and modern methods of crediting. Some experts in the field of banking find it difficult to make an assessment of further development of car loans. As the situation at the credit market is complicated both at universal banks and at captive banks in a type of expansion of scale of fraud in the crediting sphere. The special value of article is the assessment of prospects of car loans during economy recession.

Текст научной работы на тему «Перспектива рынка автокредитования в России в условиях рецессии экономики»

ПЕРСПЕКТИВА РЫНКА АВТОКРЕДИТОВАНИЯ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ РЕЦЕССИИ ЭКОНОМИКИ

Л. В. ПОЛУНИН, М. А. БИБАРОВА-ГОСУДАРЕВА

В статье рассмотрены основные перспективы развития рынка автокредитования в Россииа в период вступления в ВТО, угрозы, проблемы и последствия. Данному развитию послужили множество факторов, среди которых существующая на тот момент экономическая обстановка в стране, заключающаяся в готовности продвижения нового продукта на финансовом рынке, а также возникшая реальная конкуренция в борьбе за клиентов. Ввиду чего наблюдалась тенденция к снижению процентных ставок, увеличивались сроки кредитования, упрощался порядок оформления кредитов и появлялось большое количество программ автокредитования.

Автор анализирует современное состояние рынка автокредитования за рубежом и современные методы кредитования.

Некоторые специалисты в области банковского дела затрудняются произвести оценку дальнейшего развития автокредитования, так как ситуация на кредитном рынке усложнена как у универсальных банков, так и у кэптивных банков ввиду расширения масштаба мошенничества в сфере кредитования

Особой ценностью статьи является оценка перспектив автокредитования в период рецессии экономики.

Ключевые слова: автокредитование, рецессия, кредитование, коммерческие банки, региональная экономика, ВТО.

Начиная с 2003 г., автокредитование в России приобрело наибольшее свое развитие. Уже к 2008 г. емкость рынка автокредитования достигала почти 19,4 млрд долл. Однако в кризисный 2009 г. данный показатель упал в 4 раза - до 4,9 млрд долл. (то есть до уровня 2004 г., когда только автокедитование набирало темпы роста). В результате работы программ господдержки в 2010 г. емкость рынка авто-

кредитования выросла в два раза - до 10 млрд долл. По оценке аналитического агентства «АВТОСТАТ» предполагалось, что в 2011 г. в России будет выдано более 1 миллиона автокредитов на сумму более 17 млрд долл. (рис. 1) [10]. Данный прогноз подтвердился. Общая емкость рынка автокредитования за 12 мес. увеличилась на 16 %: с 18,1 млрд USD в 2011 г. до 21,0 млрд USD в 2012 г. [11].

Рис. 1. Емкость рынка автокредитования в России в 2007-2011 гг.

Данному развитию послужили множество факторов, среди которых существующая на тот момент экономическая обстановка в стране, заключающаяся в готовности продвижения нового продукта на финансовом рынке, а также возникшая реальная конкуренция в борьбе за клиентов. Ввиду чего наблюдалась тенденция к снижению процентных ставок, увеличивались сроки кредитования, упрощался порядок оформления кредитов и появлялись большое количество программ автокредитования. Помимо этого, основными тенденциями развития рынка автокредитования в России послужили:

1. Активное развитие сотрудничества банков и автомобильных салонов. Совместные програм-

Рассматривая действующий российский рынок автокредитования в целом, следует отметить, что он состоит из двух звеньев. Первое звено -это кредитные организации. Второе звено - это вспомогательные финансовые институты, специализирующиеся на содействии первому звену: страховые компании; коллекторские агентства, кредитные посредники (брокеры), бюро кредитных историй. В свою очередь, кредитные организации на рынке автокредитования в России представлены тремя группами банков - это универсальные банки, специализированные (розничные) банки и кэптивные банки автопроизводителей. К универсальным банкам относят коммерческие банки, выполняющие основные виды банковских операций (кредитные, депозитные, расчетные, фондовые, доверительные и т. д.) и обслуживающие всех клиентов вне зависимости от отраслевой принадлежности [7]. Специализированные же банки в отличие от универсальных ограничиваются осуществлением одного или несколько видов банковских операций. И, наконец, кэптивные банки, название которого происходит от английского слова captive - «пойманный», «пленный».

Основными признаками кэптивности банка являются:

1) принадлежность узкому кругу собственников - физическим и юридическим лицам;

мы кредитования автосалонов и кредитных учреждений позволили привлечь широкий круг клиентов, так как данные программы предусматривали максимально удобные и простые формы приобретения понравившихся моделей автомобилей.

2. Максимальная прозрачность схем кредитования и отмена скрытых комиссий. Политика кредитных учреждений была направлена на максимальную прозрачность предлагаемых схем кредитования на приобретение транспортных средств [13].

В Европе, где жизнь взаймы явление естественное, в кредит продается около 60 % автомобилей, в США - более 80 % (табл. 1).

2) льготное обслуживание закрытого круга клиентов;

3) привлечение средств под проекты определенной финансово-промышленной группы;

4) льготное кредитование собственников кредитной организации и связанных с ними компаний.

Кэптивные банки по сравнению с универсальными банками несут больший риск. Так как их бизнес тесно связан с узким кругом компаний, чаще всего работающих в определенном секторе экономики. Отраслевой кризис может привести к проблемам с ликвидностью или даже к более серьезным финансовым проблемам, потому что большая часть кредитов выдается «своим» компаниям [6].

Преимущество кэптивных банков на рынке автокредитования заключается в следующем:

1. Особый подход к работе с клиентами, который осуществляется по принципу «одного окна», когда клиент может оформить заявку и получить кредит, не покидая дилерского центра. По всем вопросам, связанным с выдачей кредита, он общается с менеджером по кредитованию официального дилера, который помогает клиенту выбрать наиболее выгодное предложение и оформить все необходимые документы.

2. Тесное взаимодействие с автопроизводителем для разработки самых привлекательных на рынке программ кредитования автомобилей. Посто-

Таблица 1

Ежегодные процентные ставки по автокредитам в США (годовые) [16]

Тип Ссуды до 60 месяцев (%) 61 - 72 месяцев (%)

Новый автомобиль 2.99 3.49

Поддержанный автомобиль 3.49 3.89

Рефинансирование 3.89 4.65

Источник: bankofamerica.com

янная разработка специальных кредитных программ позволяет приобретать различные модели автомобилей на самых выгодных для заемщика условиях.

3. Кэптивный банк является сервис-провайдером конкретной марки автомобиля в области финансовых услуг и может предложить клиентам индивидуальные условия кредитования для каждой модели автомобиля. Универсальный банк, как правило, выпускает некий кредитный продукт, ориентируясь на автомобильный рынок в целом. Те клиенты, для которых этот продукт оказывается привлекательным, обращаются в этот банк. Кэптив-ные банки ориентируются иного - под каждую модель и соответствующую целевую группу покупателей готовится свое уникальное предложение.

4. Кэптивные банки помимо кредитных программ для покупателей автомобилей развивают коммерческое кредитование дилеров. Данное направление ориентировано на развитие бизнеса, строительство новых дилерских центров, финансирование программ по продаже автомобилей с пробегом [3].

5. Минимальная стоимость фондирования от материнских компаний, то есть минимальное при-

Продажи новых легковых и лег по маркам (в шт.) по ито

влечение ресурсов, используемых банком для обеспечения своей основной деятельности.

6. Эффективное корпоративное управление и разделение труда.

Оценивая ситуацию в нашей стране на сегодняшний день, можно отметить, что действуют шесть дочерних банков иностранных автоконцернов: Тойота-банк (Toyota), Мерседес-Бенц Банк Рус (Mercedes-Benz), БМВ-банк (BMW), банк «ПСА финанс Рус» (Peugeot Citroen), Банк оф Токио-Мицубиси ЮЭфДжей (Mitsubishi), Фольксваген Банк Рус (Volkswagen) [2].

Некоторые специалисты полагают, что выход на рынок кэптивных банков вряд ли внесет серьезную корректировку в расстановку сил. Это обусловлено, по их мнению, тем, что кэптивные банки предлагают не самые популярные для России марки автомобилей, не являющиеся отечественными машинами [14]. Помимо этого, главным недостатком подобных банков является ограниченный выбор модели автомобиля, по которым можно получить кредит, а также существует прямая зависимость от уровня спроса на автомобили конкретной марки (табл. 2).

Таблица 2

коммерческих автомобилей в России I полугодия 2011-2013 гг.

№ Марка I полугодие 2013 г. I полугодие 2012 г. I полугодие 2011 г. Изменение (%) в 2013 г. по сравнению с 2012 г. Изменение (%) в 2012 г. по сравнению с 2011 г.

1 Lada 222 500 250 732 291 540 -11,3 -14,00

2 Renault 103 600 95 579 74 337 9,3 28,58

3 Chevrolet 80 200 95 534 81 527 -16,1 17,18

4 KIA 94 900 90 997 72 901 4,3 24,82

5 Hyundai 88 800 89 243 73 813 1 20,90

6 Volkswagen 77 280 81 050 45 517 -5 78,07

7 Nissan 63 747 79 494 59 374 -20 33,89

8 Toyota 73 054 76 809 57 615 -5 33,31

9 Ford 51 123 63 350 53 556 -19 18,29

10 Skoda 42 847 45 982 32 528 -7 41,36

По прогнозам другой группы экспертов, перспектива утраты универсальными банками позиций на рынке автокредитования в пользу кэптивных банков неизбежна. Несмотря на то, что сегодня наибольший удельный вес в автокредитовании приходится на универсальные банки. В 2011 г. доля кэптивных банков в общем объеме рынка автокредитования составила 7,5 %, а в 2012 г. она увеличилась почти до 9 %.

Однако согласно прогнозу аналитиков ООО «Банк Русфинанс», уже в 2015 г. около половины

автокредитов в России могут выдаваться кэптив-ными банками. Предполагается, что основной рост доли банков автоконцернов будет обеспечен утратой позиций небольших универсальных банков [2].

Автобанки по сравнению с универсальными банками зачастую предоставляют лучшие условия кредитования своим клиентам. Например, максимальная процентная годовая ставка может быть значительно ниже ставки рефинансирования Центрального Банка РФ (одно время в Тойота-банке процентная ставка была равна 5,9 %) (рис. 2).

I полугодие I полугодие 2011 г. I полугодие 2012 г. I полугодие 2013 г. 2010 г.

Рис. 2. Динамика роста количества выдаваемых автокредитов кэптивными банками (Тойота банк и БМВ банк) в I полугодиях 2010-2013 гг.

Некоторые специалисты в области банковского дела затрудняются произвести оценку дальнейшего развития автокредитования. Так как ситуация на кредитном рынке усложнена как у универсальных банков, так и у кэптивных банков в виду расширения масштаба мошенничества в сфере кредитования [13]. По данным правоохранительных органов, этот способ хищения составляет около 80 % от общего числа преступлений, совершенных в кредитно-финансовой сфере. С обманным получением и невозвратом кредитов связаны наибольшие потери российских банков [4]. Самым простым для исполнения и в то же время достаточно эффективным способом мошенничества является обман кредитного учреждения при получении кредита. Данный обман может быть выражен следующим образом:

1) предоставление заемщиком в банк поддельных документов;

2) оформление автокредита на подставное лицо;

3) реализация автомобиля третьим лицам [1].

Таким образом, национальный рынок автокредитования на сегодняшний момент довольно успешно развивается, так как спрос на получение кредита для приобретения автомобиля увеличивается. Рынок автокредитования в России функционирует на основании двух звеньев, первое - это кредитные организации (универсальные, специализированные и кэптивные банки), которые непосредственно занимаются кредитованием; второе

звено представлено вспомогательными организациями, занимающимися обслуживанием процесса автокредитования (кредитные посредники, бюро кредитных историй, страховые компании, коллек-торские агентства). На сегодняшний момент четко отмечается конкуренция между универсальными и кэтивными банками в сфере предоставления услуг клиентам по автокредитованию. У каждого из данных банков имеются свои преимущества и недостатки. В связи с чем, однозначно определить доминирующее положение тех или иных на рынке кредитования достаточно сложно. При этом можно отметить, что те условия автокредитования, которые предлагают кэптивные банки автопроизводителей, являются наиболее привлекательными для большинства клиентов.

Литература

1. Брауде С. Л. О новых способах совершения преступлений в кредитно-банковской сфере // Российский юридический журнал. № 6. 2008. С. 222-228.

2. Воробьева И. С. Анализ институциональной структуры российского рынка автокредитования в разрезе ключевых групп кредиторов // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сборник статей по мат-лам XXIX Междунар. заоч научно-практ. конф. Новосибирск, 2013. №9(29). С. 6-14

3. Вытеснят ли кэптивные банки универсальные с рынка автокредитов? URL: http://rbcdaily.ru

4. Гамза В. А., Ткачук И. Б. Преступления в кредитно-финансовой сфере. Меры предупреждения и защиты. URL: http://do.gendocs.ru

5. Емкость рынка автокредитования в России в 2007-2011 гг. URL: http://www.autostat.ru

6. Информационный портал banki.ru. Электронный словарь банковских терминов и экономических понятий. Кэптивный банк. URL: http://www.banki.ru

7. Куликов А. Г. Деньги, кредит, банки. М., 2009. С. 649.

8. Обзор рынка автокредитования в России / URL: http://piarbank.ru

9. РБК Рейтинг. Самые продаваемые автомобили в России по итогам I полугодия 2012 года. URL: http://rating.rbc.ru

10. РБК Рейтинг. Рейтинг банков по количеству выданных автокредитов в I полугодии 2013 года. URL: http://rating.rbc.ru

11. Рынок автокредитования в России. Итоги 2012 года. URL: http://www.autostat.ru

12. Рынок легковых автомобилей в России. Итоги 6 месяцев 2013 года, тенденции и перспективы. URL: http://www.autostat.ru

13. Рябов Ю. П., Аленинская Е. И. Применение сравнительного подхода к оценке стоимости акций на основе фундаментального анализа: поиск наиболее привлекательных для инвестирования акций в нефтегазовом секторе России // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2013. № 5. С. 23-30.

14. Филатова А. Рынок автокредитов не сбросит скорость // Эксперт-Юг. № 40-41(230). 2012. URL: http://expert.ru

15. Чернышова О. Н., Коротаева Н. В., Зобова Е. В. Информационные технологии в банковском бизнесе: современные тенденции и перспективы развития // Соци-

ально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2013. № 3.

16. URL: http://bankotamerica.com

* * *

CAR LENDING MARKET PROSPECT IN RUSSIA IN THE CONDITIONS OF ECONOMY RECESSION

L. V. Polunin, M. A. Bibarova-Gosudareva

In article the main prospects of development of the car lending market in Russia during accession to WTO, threats, problems and consequences are considered. Set of factors among which it is an economic situation existing at that time in the country, consisting in readiness of advance of a new product in the financial market, and also the arisen real competition in fight for clients is served to this development. In view of what the tendency to decrease in interest rates was observed, crediting terms increased, the order of registration of the credits became simpler and appeared a large number of programs of car loans. Authors analyze a current state of the car lending market abroad and modern methods of crediting. Some experts in the field of banking find it difficult to make an assessment of further development of car loans. As the situation at the credit market is complicated both at universal banks and at captive banks in a type of expansion of scale of fraud in the crediting sphere. The special value of article is the assessment of prospects of car loans during economy recession.

Key words: car loans, recession, crediting, commercial banks, regional economy, WTO.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.