8. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года // Собрание Законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 4. - Ст. 445.
9. Об ипотеке (залоге недвижимости): Федеральный закон от 16.07.1998 N 102-ФЗ // Собрание Законодательства Российской Федерации. - 1998. -№ 29. - Ст. 3400.
10. О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ // Собрание Законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 30. - Ст. 3594.
КАЗАКИ В ЦАРСКОЙ РОССИИ: ИЗ ИСТОРИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ КАЗАЧЕСТВА И ГОСУДАРСТВА
© Ерохин И.Ю.*, Болгов В.А.
Кройдон Колледж, Великобритания, г. Лондон
История казачества в ее взаимосвязи с историей государства представляет значительный интерес для современной науки. Эта область носит межпредметный характер и является объектом исследований не только истории, но и права, социологии, конфликтологии.
Ключевые слова: Россия, казаки, история казачества, этнос, сословие, социальная группа, вопросы развития, казачьи войска.
Казаки - этносословные группы в составе русского и некоторых других народов, возникшие первоначально из белых крестьян, а к началу ХХ века представлявшие собой особое военное сословие Российской империи. В XV-XVII веках казаками в России называли вольных людей, свободных от тягла и работавших по найму либо нёсших за жалованье военную службу на окраинах страны. В XVIII веке правительство окончательно подчинило казачество, и до первой четверти ХХ века казаки являлись военным сословием дореволюционной России, несли военную службу. В этот период возникло и закрепилось понятие «войско», означающее территорию организованного проживания казаков, находящихся на военной государственной службе.
Казачество России вначале, в ХУ-ХУП веках, называлось «городовым». Городовые казаки несли гарнизонную и пограничную службу на укреплённых линиях по южным и восточным границам Русского государства. Правительство платило казакам жалованье и наделяло их землёй. Численность городовых казаков в XV веке составляла 5-6 тысяч человек, а к 1680-м годам увеличилась до 7 тысяч человек. Позднее, в ХУШ веке, городовые казаки
* Старший научный сотрудник.
вошли в состав крестьян-однодворцев, а военную службу продолжали нести казаки, подчинённые централизованной политикой царской России, - войсковые казаки.
Рис. 1. Общая схема управления Казачьими войсками в Российской империи
Войсковые казаки проживали на территории казачьего войска, организованной для жизни и воинской службы самих военных казаков и членов их семей. В ХУН-ХУП веках области расселения казаков возникали стихийно, а с XVIII века - по воле правительства Российской империи. Первые казачьи вольницы возникли на территориях современной Украины и юга России от Чёрного моря до Уральских гор, куда сбегал свободолюбивый народ Русского царства.
Казачество представляет собой одно из замечательнейших проявлений русской государственной народной жизни. Казак был одновременно и передовым колонизатором окраин государства, и хранителем границ этого последнего, и защитником русской национальности, и борцом за права соци-
альные, и творцом оригинальнейших форм народного быта. В этой многотрудовой роли казачества кроется его историческая сила и значение: казачество развивалось рука об руку с развитием русского государства.
Относительно происхождения казачества существует несколько исторических предположений. Одни видели в казаках потомков казаров, обитавших в древности в южной России; другие - производили казаков от черкесов; третьи - от черных клобуков; четвертые, наконец, приписывали появление русских казаков влиянию татар. В исторической критике накопилось достаточное количество фактов, позволяющих произвести правильную оценку всем этим предположениям и установить надлежащую точку зрения на происхождение казачества.
Наибольшего вероятия заслуживает гипотеза о происхождении казачества под непосредственным воздействием на жизнь русского народа со стороны татарского племени. Но и этой гипотезой можно пользоваться лишь с крайней осторожностью и при неприемлемом условии разграничения фактов, характеризующих самостоятельное развитие русского народа, от фактов, представляющих продукты чуждых влияний на русскую жизнь.
Замечательно, что при всех своих различиях, практически каждая из названных теорий и гипотез подчеркивает своеобразие казачества, его глубокое отличие от остального русского населения. Таким образом, самобытность, особость казаков позволяет, в любом случае, говорить о них как о чем-то этнически специфическом: будь это - самостоятельный этнос, этнографическая группа русских или особая этносословная группа населения.
В исторических трудах и документах сохранились прямые указания на факты того и другого рода, обусловившие появление и развитие казачества. Уже само по себе то обстоятельство, что русский народ был долгое время под игом татар, делает вполне вероятным предположение о влиянии татарских военных порядков на склад русской военной жизни. Сильный военный враг мог дать нечто вроде образцов такого военного строя, при освоении которых русскими становилась возможной борьба с этим врагом впоследствии. Целая масса слов татарских, каковы: «казак», «атаман», «кош», «кошевой», «бунчук» и тему подобные, усвоенных казаками, были несомненным результатом таких заимствований и приспособлений. А главное, казаки, как легкие передовые воины, были созданы татарской военной жизнью и существовали у татар прежде, чем появились у русских.
До сих пор в некоторой части общества бытует представление о казачестве как о реакционной силе, которая во второй половине XIX в. использовалась для вооруженного подавления оппозиционных властям выступлений. С другой стороны, некоторые из лидеров современного донского казачества во многом идеализируют прошлое, не видя и не замечая некоторых «неудобных» для них явлений в сложной истории российского казачества.
Казачьи войска с течением времени включаются в общую систему государственного управления страны. Одновременно происходит и процесс полного законодательного оформления специфических прав и обязанностей казаков и их особой социальной функции.
Продолжал активно идти и процесс организационного оформления высших государственных управленческих структур, в ведении которых находились все казачьи войска страны. В 1815 году все казачьи войска в военном и административном отношении были подчинены Главному штабу Военного министерства. А в декабре 1857 года образуется подчиненное Военному министерству специальное Управление иррегулярных войск, в компетенцию которого передавалось руководство всеми казачьими и другими иррегулярными войсками. 29 марта 1867 года оно переименовывается в Главное управление иррегулярных войск. А в 1879 году на его основе образуется Главное управление казачьих войск, которое также находилось в непосредственном подчинении Военного министерства. 6 сентября 1910 года Главное управление казачьих войск было упразднено, а все его функции переданы специально образованному Отделу управления казачьими войсками Главного штаба Военного министерства. Формально атаманом всех казачьих войск страны с 1827 года считался наследник престола.
К началу XX века в казачьих войсках окончательно сложилась довольно стройная структура органов высшего управления и местного самоуправления. Высшим должностным лицом в каждом казачьем войске являлся назначаемый императором войсковой наказной атаман (в казачьих войсках восточных территорий России - просто наказной атаман.) В его руках находилась высшая военная и гражданская власть на территории войска. В тех казачьих войсках, территории которых не составляли отдельных самостоятельных административно-территориальных единиц и располагались в пределах различных губерний и областей (это было характерно для Оренбургского, Астраханского, Уральского, Забайкальского, Семиреченского, Амурского и Уссурийского войск), посты наказных атаманов занимали по совместительству местные губернаторы или генерал-губернаторы (если территория конкретного казачьего войска входила в состав генерал-губернаторства) либо командующие соответствующих военных округов, как это было в Сибирском войске. Иногда следствием существования такой сложной, зачастую своеобразной «многослойной» системы управления являлось положение, при котором одно и то же лицо сосредотачивало в своих руках одновременно несколько высших административных и военных должностей. Например, командующий Омским военным округом одновременно являлся Наказным атаманом Сибирского казачьего войска, а позже, за несколько лет до Февральской революции, и генерал-губернатором Степного края, в который входили Акмолинская и Семипалатинская области. Такое положение дел осложняло осуществление управленческих функций высшим должностным лицом войска и сказывалось на их эффективности.
Донской, Кубанский и Терский войсковые наказные атаманы, хотя и осуществляли свои властные полномочия только в пределах своих казачьих областей, обладали правами губернаторов по гражданской части и генерал-губернаторов - по военной. Атаманы возглавляли высший орган управления в войсках - войсковые, областные, войсковые хозяйственные правления, управления или управы. Они также назначали атаманов отделов (округов) и утверждали персональный состав отдельских (окружных) управлений. В казачью администрацию входили Войсковой штаб, назначаемые (формально избираемые на сходах) атаманы отделов (в Донском и Амурском Войсках -округов. Местные органы казачьего самоуправления были представлены сходами (съездами) казачьего населения той или иной станицы, которые фактически выполняли функции официально ликвидированных местных станичных кругов. На них казаками самостоятельно, без вмешательства вышестоящих органов казачьей войсковой и отдельской (окружной) администрации избирались станичный атаман, станичные судьи и члены станичного правления.
Окончательное оформление казачества в специфическое военно-служилое сословие было закреплено «Положением об управлении Войска Донского» 1835 г., регламентировавшим штаты и внутреннего устройство войска. Его нормы позже были положены в «Положения» всех других войск. Все казачье мужское население обязывалось нести 25-летнюю (с 1874 г. -20-летнюю, 1909 г. - 18-летнюю) военную службу, в том числе четыре года непосредственно в армии. Вся земля на территориях казачьих областей передавалась войску как её собственнику. Устанавливался принцип уравнительного землепользования казаков (генералам полагалось по 1500 десятин, штаб-офицерам - по 400, обер-офицерам - по 200, рядовым казакам - по 30 десятин). Право частной собственности на землю для рядового казачества отсутствовало.
Казачество принимало активное участие во всех крестьянских войнах и многих народных восстаниях. Начиная с XVIII века, казаки непосредственно участвуют во всех войнах России. Казаки особенно отличились в русско-турецких войнах XVП-XVШ вв., Семилетней войне (1756-1763), Отечественной войне (1812) и заграничных походах (1813-1814), Кавказской войне (1817-1864), Крымской войне (1853-1856), Русско-турецкой войне (18771878) и в Первой мировой войне. В этот период казачество выставило свыше 8 тыс. офицеров и 360 тыс. нижних чинов, из которых было сформировано: 164 конных полка, 3 отдельных конных и 1 пеший дивизион, 30 пластунских (пеших) батальонов, 64 артбатареи, 177 отдельных и особых сотен, 79 конвоев, 16 запасных полков и другие запасные части. Казачество поголовно участвовало в Гражданской войне, испытало на себе процесс большевистского расказачивания. Большие социальные последствия для казачества имели преобразования 30-х гг. ХХ века.
В 1920 г. Декретом СНК ликвидировалась система казачьего самоуправления, а Постановлением ВЦИК распространялось общее для страны поло-
жение о землеустройстве и землепользовании. В 1936 г. ЦИК СССР отменил существовавшие для казачества ограничения по службе в армии.
Основными видами хозяйственной деятельности казаков являлись земледелие, скотоводство, рыболовство.
Доминирующее влияние на образ жизни казачества оказывал военный фактор (на ранних этапах - постоянная угроза извне, военные походы; позже - длительная всеобщая воинская служба). Существовал особый военный быт казачества. Большую роль играла сельскохозяйственная производительная деятельность. В облике казака гармонично сочетались черты воина и труженика-земледельца. Для казачества характерен высокий уровень бытовой культуры (строительство и содержание жилья и хозяйственных построек, ведение хозяйства, аккуратность в одежде, чистоплотность и т.д.) и нравственности (честность, порядочность, доброта, отзывчивость). У казаков существовал только моногамный брак. До начала XУIП века были простые, но строго соблюдаемые брачные обряды, позже - церковный обряд бракосочетания. Женщины-казачки являлись равноправными членами казачьего общества, хранительницами домашнего очага; воспитывали детей, заботились о стариках, энергично занимались хозяйством. У казаков была продуманная традиционная система воспитания подрастающего поколения. Часто под одной крышей жили семьи нескольких поколений казаков.
В начале XX века для казачества была характерна общероссийская соц-структура. Казаков отличала высокая веротерпимость. Верующие казаки -православные, также были старообрядцы, немного мусульман, буддистов.
В сознании казаков господствовали традиционные мировоззренческие принципы (свободолюбие, верность воинскому долгу, присяге, исполнительность, коллективизм, взаимовыручка и т.п.). Этническая культура казачества вобрала в себя его отличительные особенности как этносоциального явления, своеобразие духовного, военного, хозяйственно-бытового укладов жизни, различные этнокультурные компоненты (славяно-русские, тюркско-татарские, собственно казачьи). Она выражалась в исторической памяти, традиционной системе ценностей, своеобразной системе ценностей, своеобразной духовной (устное народное творчество, особенно песенный фольклор, танцы, система воспитания, семейно-бытовые обычаи, календарные праздники и обряды), поведенческой (соционормативной), материальной (жилища, одежда, предметы домашнего обихода и т.п.) культуре, а также в детской субкультуре.
Представители казачьей интеллигенции внесли весомый вклад в развитие отечественной и мировой культуры. Это историки В.Д. Сухоруков, С.Ф. Нами-косов, Х.И. Попов, Н.И. Краснов, Е.П. Савельев, А.Ф. Щербина, С.П. Свати-ков, И.Ф. Быкадоров, А.А. Гордеев, философ А.Ф. Лосев, географ А.Н. Краснов, геологи Д.И. Иловайский, И.В. Мушкетов, медики С.М. Васильев, И.П. Горелов, Д.П. Косоротов, Н.Ф. Мельников-Разведенков, физик Н.П. Тихонов, математики В.Г. Алексеев, П.С. Фролов, металлурги Н.П. Асеев,
Г.Н. Потанин, композиторы И.С. Морозов, С.А. Троилин, И.И. Апостолов, М.Б. Греков, певцы И.В. Ершов, С.Г. Власов, Б.С. Рубашкин, писатели Е.И. Котельников, И.И. Краснов, П.Н. Краснов, Ф.Ф. Крюков, А.С. Попов (Серафимович), поэты Н.Н. Туроверов, А.Н. Туроверов, Н.В. Чесноков, фольклорист А.М. Листопадов, художники В.И. Суриков, Б.Д. Греков, К.А. Савицкий, Н.Н. Дубовский, К.В. Попов, полярный исследователь Г.Я. Седов, основатель отечественной киноиндустрии А.А. Ханжонков и другие.
Так что же представляет из себя казачество и каковы его общие характерные черты?
- Казачество формируется в системе противоборства крайних противоречий [13];
- Казачество критически относится к элементам государства и власти, при этом традиционно выполняет функцию важного государст-вообразующего звена [1, 5, 10, 11];
- В переломные моменты отечественной истории казачество склонно обращаться к элементам собственной исконной казачьей самостийной государственности [4, 9, 12];
- История казачества базируется на семейных и общинных ценностях, ратных доблестях, традициях старины [3, 6, 8];
- Развитие казачьих территорий не универсально, а имеет свою глубинную специфику, отличия и особенные черты [2, 7, 14].
Список литературы:
1. Ерохин И.Ю. Казачество в системе военной службы // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 4. - С. 172-174.
2. Ерохин И.Ю. Казачьи республики и вопросы государственности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2013. - № 4. -С. 77-82.
3. Ерохин И.Ю. Казачья семья: уникальный феномен в системе государства // Современные исследования социальных проблем. - 2013. - № 1. -С. 38-43.
4. Ерохин И.Ю. Казачья концепция государственности: в эпоху войн и великих потрясений // Белые пятна российской и мировой истории. - 2013. -№ 1-2. - С. 18-39.
5. Ерохин И.Ю. Казачьи республики как фактор государственности // Белые пятна российской и мировой истории. - 2013. - № 1-2. - С. 40-53.
6. Ерохин И.Ю. К вопросу формирования государственного мировоззрения казачества // Новый университет. Серия: Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук. - 2013. - № 4. - С. 34-38.
7. Ерохин И.Ю. Идеи государственности казачества Дона // Научный обозреватель. - 2013. - № 6. - С. 58-62.
8. Ерохин И.Ю. Основы казачьих традиций // Вестник Академии знаний. - 2013. - № 2. - С. 9-17.
9. Ерохин И.Ю. Казачье-крестьянская республика Н.Махно: к вопросам казачьей государственности // Перспективы науки и образования. - 2013. -№ 3. - С. 168-176.
10. Ерохин И.Ю. Казачество и современное государство // Культура. Духовность Общество. - 2013. - № 4. - С. 161-165.
11. Ерохин И.Ю. Государство и возрождение казачества // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2013. - № 6. - С. 13-16.
12. Ерохин И.Ю. Казаки: революция и гражданская война // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. - 2013. - № 6. -С. 32-35.
13. Ерохин И.Ю. Проблема дуализма в вопросах казачества // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2013. - № 5. - С. 19-24.
14. Ерохин И.Ю. К вопросу особенностей формирования начал государственности Донского казачества // Культура. Духовность. Общество. - 2013. -№ 5. - С. 132-138.
ИНСТИТУТ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА
© Мухортов В.В.*
Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан, г. Уфа
Институт местного самоуправления играет особую роль в процессе укрепления российского федерализма, так как многие политические инициативы зарождаются в региональных и местных сообществах, образующих единое федеративное пространство.
Ключевые слова: местное самоуправление, федерализм, централизация, децентрализация, кризис, бюджет.
Реформирование российского общества, активно происходящее в последние годы, затронуло все основные сферы жизнедеятельности и привело к появлению новых институтов. Изменения межсубъектных взаимодействий, политического и административного устройства государства дают населению возможность выступить в качестве активного участника процессов управления и, прежде всего, на местном уровне. Реализация данной возможности характерна для такого элемента федерализма как институт местного самоуправления. Выступая как самостоятельный институт общества, местное самоуправление представляется уникальным, имеющим свои особенности феноменом. Законодательное оформление данного явления как
* Доцент кафедры Государственного и муниципального управления, кандидат философских наук.